Музей игральных карт

Музей-спектакль «Дом игральных карт» в Петергофе

В конце сентября 2007 года в одном из Кавалерских домов, построенных в конце XVIII века в Петергофе, был открыт первый и единственный в России «Музей игральных карт». Основу экспозиции составила коллекция А. С. Перельмана, приобретенная Государственным музеем-заповедником в конце 1999 года. В это собрание, помимо раритетных карт, входили предметы изобразительного и декоративно-прикладного искусства, представляющие игру и её атрибуты, а также уникальная по своему составу библиотека.Но музей не пользовался популярностью у посетителей, поэтому было решено подарить ему новую жизнь с помощью современных технологий. Сейчас выставочное пространство представляет собой сплав реальных музейных предметов и элементов виртуальной экспозиции (инсталляции, видео-вставки, витринные шкафы с системой интерактивного освещения, «оживающие экспонаты»), что позволяет подробно рассказать о развитии и истории карточных игр, производстве карт в России и странах Западной Европы, в Азии и Америке.

Гостей в фойе встречает народная артистка России Ксения Раппопорт в облике карточных дам разных мастей.

Здесь же установлен электронный каталог, который помогает скоротать время в ожидании экскурсии, т. к. вход на экспозицию осуществляется только с экскурсоводом по сеансам по мере набора групп (каждые 15-30 минут).

ЗАЛ «АВГУСТЕЙШИЕ КАРТЁЖНИКИ»

Из вымышленной беседы Екатерины II, Николая I и Александра III посетители узнают о том, как связан Петергоф с игральными картами, и насколько были популярны карточные игры среди знати.

ВОСТОЧНЫЙ ЗАЛ

Здесь представлены:

— китайские карты в виде узких длинных полосок бумаги, которые ласково называли «певучие шелестящие листочки» и которые являлись прообразом бумажных денег; — персидские карты, выполненные в технике лаковой живописи на папье-маше; — колода круглых японских карт «Ханафуда»; — и др.

ЗАЛ ГАДАНИЙ

Как явствует из названия, в этом зале речь идёт об истории карточных гаданий и знаменитой колоде таро.

ЕВРОПЕЙСКИЙ ЗАЛ

Помимо прочего, раскрывает некоторые эпизоды развития промышленности, ведь передовые технологии в печати отрабатывали на производстве карт.

ЗАЛ «КАЗИНО»

История появления игорных домов, секреты шулеров и партия в black jack на десерт. Но помните: казино никогда не проигрывает!

РУССКИЙ ЗАЛОгромное количество различных колод:
— «Русская ворожея» с пояснениями в виде русских пословиц и поговорок, — карты по мотивам исторического бала 1903 года, — подлинные эскизы атласной колоды карт академика А. И. Шарлеманя, рисунок которой не меняется в России уже более 160 лет, — карты в виде азбуки для детей, — географическая колода с информацией о губерниях, — «антифашистские карты», созданные в блокадном Ленинграде…

Т. е. в музее можно увидеть не только игральные, но и образовательные, рекламные, сувенирные, трансформационные колоды, карты для детских игр и гадания, а также аксессуары и принадлежности для карточной игры.

Экспозиция знакомит не только с историей, но и повествует о влиянии карточной игры на культуру.

ЗАЛ ПИКОВОЙ ДАМЫ

Знаменитая повесть А. С. Пушкина и опера П. И. Чайковского, и спор авторов о художественных достоинствах и недостатках их произведений.

БИБЛИОТЕКА СТРАСТЕЙ

Писатели, художники, драматурги, режиссеры… Кто увлекался карточной игрой, и как это отразилось на их произведениях…

Приезжайте в Петергоф и знакомьтесь с историей карточного мира!

Время работы в зимний период: только в выходные дни с 10:30-18:00. Стоимость билетов без льгот — 250 р. Адрес: Петергоф, ул. Правленская, дом 2.

Но не забывайте:

БОЛЬШЕ ФОТОГРАФИЙ: Дом игральных карт

Музей игральных карт

Давно знал о музее игральных карт, но только в этом году дошёл до него. В музей пришли с детьми, поэтому очень сложно было вникать в какую-то общую логику, развитие — смотрели просто на понравившиеся экспонаты.
Модная русская тема — «Конструктивизм» (Михаил Карасич, 1993):
Библейские карты — обратите внимание на дату потопа (надо полагать, это бубновый туз) и на рога у Моисея (я пересказывал на эту тему Пастуро после музея архитектуры):
Cartes héroïques, France, 1858 — когда очень хочется поместить на карты всех персонажей из списка, а в колоде всего 52 листа 🙂
Карты астрономическо-мифологические, Великобритания, 1827 — идеально было бы, наверное, расставить знаки мастей в форме соответствующих созвездий:
Jeu de géographie, France, 1806 — правила непонятны, но там были карты по разным странам (описание России читать забавно, конечно). Должно быть, что-то типа викторины.
Очень понравившаяся мне тема — «cartes transformées». Это когда знаки масти вписываются в иллюстрацию самой карты. Вот достаточно простенький вариант — это Tiffany, Harlequin Playing Cards, США, 1879:
Очевидная для карт тема — монархи. В данном случае — французские короли и их фавортитки. Не супруги — это Франция 🙂 Колода XX века:
Колода (то ли макет, то ли не разрезанный лист) «Art nouveau», France, 1899:
Spielkarte der Münchneriugend (молодёжные мюнхенские игральные) с традиционными немецкими мастями, отличающимися от привычных нам, Германия 1898. Женщин в колоде нет вообще, есть король и два валета: верхний (Ober) и нижний (Unter), которых можно различать в частности по расположению знака масти:
Зашкаливающая иллюстрация на «охотничьих картах» (Германия, 1852), играть ими ещё сложнее, чем современными сувенирными — всё время будешь карты рассматривать:
А вот это уже более интересный вариант cartes transformées — Jeu de l’Antiquité classique de Cotta, Германия, 1806. Другия названия таких карт по-французски — cartes à rire, cartes récréatives. Как это называется по-русски я не знаю.
Game of Dr Busby, США, 1843 — прародитель современных «семи семей» и прочих jeux de familles. В этой версии забавно отсутствие надписей на картах — персонажи перечислены только на инструкции к игре, на карте оставлен только знак семьи. А ещё есть неперсонифицированные карты, просто со знаком семьи:
Британская игра «Happy families», 1861 года. Если я правильно понял, это что-то похожее одновременно на «Семь семей» и на «квартет» из нашего детства — тот же принцип сбора полного комплекта карт какой-то семьи (у нас были разрезанные на 4 части открытки, откуда и название игры), только раздаются не сразу все карты, а есть ещё колода, из которой нужно добирать их в ходе игры. Иллюстратор — John Tenniel, он же Алису в стране чудес иллюстрировал:
Здесь мне понравилось, как карты изображены флагами в самих картах:
Political playing cards, Великобритания, конец XIX века — какой простор для политической сатиры, почему это пропало? Только матрёшки с Путиным продают.
Снова cartes à rire, вполне изобретательные:
Практически современная колода «Семи семей» на тему Asterix, интересно здесь то, что все карты одной семьи можно составить в единую панорамную картинку:
Шикарная рекламная колода для Compagnie Générale Transatlantique, 1961 год:
Похоже, что гадание на картах — достаточно недавнее изобретение. Первое упоминание у Казановы (1765), первая гадальная книга издана в 1770 году. Сначала гадают на специально для этого выпущенных картах:
А это «Jeu de Saquet» — игра, популярная во Франции и Бельгии с первой половины XIX века и чуть ли не до Второй мировой войны. Карты сворачиваются и прячутся в гильзах, гильзы сваливают в мешок. Загадывается какая-то карта, затем все по очереди тянут гильзы и разворачивают спрятанные в них карты. Кто вытянул загаданную карту, тот и молодец (инетерсная игра). В представленном здесь же мешке для игры есть секретный кармашек — явно для жульничества.
Отдельная тема — разнообразные приспособления для игры в карты. Я помню, как мне в своё время очень нравилась идея тасующей карты машинки. В музее представлены устройства, упрощающие ведение счёта — вот вариант для бриджа (Франция вторая половина XIX века и первая половина XX века):
И для пикета (1824-1830):
Музей очень, как говорит Тося, атмосферный, даже таблички туалетов оформлены по-карточному:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *