Музей императорского фарфорового завода

В первой половине последнего дня пребывания в Питере решил посетить музей Императорского фарфорового завода.
Сам императорский фарфоровый завод был основан в 1744 году по указу Елизаветы Петровны дочери Петра Великого, как фарфоровая мануфактура и стал первым фарфоровым предприятием в России и третьим в Европе. Ниже на первом стенде выставлен сам указ об образовании мануфактуры в виде отдельной книги. Здесь же самые первые изделия мануфактуры. Чашка с портретом самой Елизаветы, фарфоровая эмблема с годом основания завода, а также плакетка с марками завода от основания до Николаевского правления.

Плакетка с марками фарфорового завода от его основания и до Николаевского правления в увеличенном виде.
Ранний классицизм бюст Екатерины и другие предметы 1762 — 1801 гг..
Скульптура Амур Грозящий, 1757 г.
Высокий классицизм период 1801 — 1825 гг.
Вазы тех же времен

Середина 19 века
Египетские мотивы.
Религиозная атрибутика. Пасхальные яйца и прочее.
Дверь с фарфоровыми плакетками в бронзовой оправе. 1844 г.
Стиль рококо. Вазы
Одна из них поближе с лепными цветами.
И зеркало с подсвечником
Плакета с копией картины художника К. Ван Хейсума «Цветы» 1862 г.
Столик с амурами
Еще один с зефирными цветами.
Конец 19 века
Коллекция фигурок зверей общий вид 1860-е г.
Детально.
Медальоны с изображениями императора Александра III и великого князя Николая Александровича. 1890-е годы.
Начало 20 века
Предметы из сервиза императорской яхты держава и конные фигуры лейбгвардейских полков в формах прежних времен.
Знаменитая коллекция Народности России была создана по инициативе императора Николая II и приурочена к празднованию 300-летия дома Романовых. Коллекция создавалась с 1907 по 1917 годы. Отбор национальностей проводился по списку первой всероссийской переписи населения 1897 г., удивительно, но судя по представленным в коллекции национальностям в России жили корейцы, курды, сарты и японцы. Руководство проектом было поручено скульптору Павлу Каменскому (1858-1922), много лет служившему заведующему бутафорской мастерской императорских театров. Ему помогала команда формовщиков и живописцев — Анатолий Лукин, Павел Шумаков, Иван Зотов, Андрей Дитрих, Елена Мидина и др. Роспись болшинства фигур выполнена художницей Марией Герцак. В распоряжении Каменского был богатый этнографический материал: в виде сравнительных описаний черт лица, рост и телосложения отдельных этнических групп, а также многочисленные фотографии представителей разных народов и этнографические манекены. При отборе образцов большое значение имели научные достижения в изучении народов Средней Азии, Дальнего востока и Сибири. Именно этим объясняется преобладание в коллекции фигур народностей именно этих территорий.
Славяне, болгары, мордва, прибалты.

Среднеазиатские и кавказские народности и народности Крыма.
Корейцы и японцы.
Северные народности
Ваза с росписью Венера на колеснице 1913 г.
Похищение Европы 1917 г. и чайный сервис с иллюстрациями из Евгения Онегина 1914 — 1915 гг.
Скульптуры плясунья 1917 г., пастушок 1917 г., дама с маской 1906, дама с попугаем 1917 г. Скульптурная группа влюбленные 1905 г.
Середина 20 века
Конец 20 века.
На этом все до поезда в Москву оставался час нужно было срочно убегать и больше ничего я не успел заснять, советский период остался неохваченным.
С утра много времени потерял на поиски музея.
На всякий случай для тех, кто хочет посетить музей прилагаю карту, как быстрее всего до него дойти от метро Ломоносовская, буквально 10 минут.

.

Экскурсия для школьников на Императорский фарфоровый завод

  • Выпускные 2019
    • 4 класс
      • Веселый выпускной
      • Тайны старого форта
      • Квест на выпускной
      • Таинственный остров
      • Загадки крепости Орешек
      • Побег с острова
      • Выпускной бал
      • Активный выпускной
      • Разбойники леса
      • Большое приключение
      • Спасение мира
    • 9 класс
      • Форт Боярд
      • На теплоходе
      • База отдыха
      • Гольф клуб
    • 11 класс
      • Мечты у моря
      • Выпускной на базе отдыха
      • Выпускной на теплоходе
      • Великокняжеский праздник
  • Квесты для детей
    • Квест на улице
      • Петропавловский квест
      • Берегом Фонтанки я иду
      • Елагиноостровский квест
      • В поисках чаши Грааль
      • По местам героев Достоевского
      • Остров сокровищ
      • Квест в Кронштадте
      • Архитектурная сказка
      • Невский проспект
      • Петербург в загадках
      • Знай и люби свой город
      • С чего начинался город
      • Путь Росси
      • Петербургская азбука
      • Ход конем
      • Каменный зоопарк
      • Владимирский квартал
      • В поисках богов Олимпа
      • Загадки Коломны
      • Побег с острова
      • Сказки старого парка
      • Листая дневники и журналы Петра I
    • Квесты в музее
      • Дойти до Берлина
      • Северный меридиан
      • Северное приключение
      • Квест на Крейсере Аврора
      • Посвящение в подводники
      • В поисках сокровищ
      • Найди клад в Константиновском дворце
      • Познай тайны Санкт-Петербурга
      • Фантазии современного искусства
      • Арктическое приключение
      • Юные связисты
      • Квест у Державина
      • Космический квест
  • Школьные экскурсии
    • Иностранный язык
      • Обзорная экскурсия на иностранном языке
    • Пешеходные экскурсии
      • Сказ о том, как город начинался
      • Как при Петре сад появился
      • Музы блокадного Ленинграда
      • Рожденный волею Петра
      • Невский проспект
      • Вокруг святого Исаакия
      • К Василию на остров
    • История Петербурга
      • Твоей твердыни дым и гром
      • Петровский Петербург
      • С чего начинался Петербург
      • Резиденции Петра Великого
      • Дворцовые перевороты
      • Россия — путь реформ
      • Великокняжеские дворцы
      • Мифы и легенды
    • Культура и искусство
      • Театральная жизнь Петербурга
      • Театральный Петербург
      • Театр изнутри
      • Путешествие в оперу
      • Музыка дворцов Петербурга
      • Золотой век Петербурга
      • Невская лавра
      • Мастер Фаберже
    • Архитектура
      • Египетские мотивы
      • Золотой век русской архитектуры
      • Архитектурные ансамбли Петербурга
      • Город на островах
      • Петербург Растрелли
      • Мосты повисли над водами
    • Литература
      • Литературный Петербург
      • Пушкин в Петербурге
      • Лермонтов в Петербурге
      • Жизнь и творчество Достоевского
      • Салоны пушкинского Петербурга
      • Некрасов в Петербурге
      • Серебряный век русской литературы
      • Жизнь и творчество Анны Ахматовой
    • Наука и техника
      • Поезд мчится в чистом поле
      • Ребятам о зверятах
      • Путешествие в мир связи
      • Петра творенье
      • Всех трав целебных царств
      • Планетарий
    • Воинская слава
      • Святой — Войн — Дипломат
      • Трамвай победы
      • И вечной памятью двенадцатого года
      • Стояли со взрослыми рядом
      • Блокада глазами детей
      • На страже Отечества
      • Ленинград в блокаде
      • Город морской славы
      • Дорога Жизни
      • А музы не молчали
      • Искусство побеждать
      • Пулковские высоты
      • Синявинские высоты
    • Пригороды
      • За веру и Отечество
      • Отечество нам Царское Село
      • В чертогах трех императриц
      • Приморский парадиз
      • Секреты Павловского дворца
      • Тайны гатчинских замков
      • Великие владельцы Ораниенбаума
      • Морская крепость Петра
      • Русская Бастилия
      • Возрожденный замысел великого Петра
      • Пенаты творческой интеллигенции
    • Загородные
      • Старая Ладога
      • Пушкинское Золотое кольцо
      • Выборг
      • Рождествено
    • Производство
      • Экскурсия на стадион Зенит
      • Киностудия
      • Радио Петербург
      • Тайны кузнечного дела
      • К мастерам ювелирного дела
      • Экскурсия в Метро
      • Ленфильм
      • Водоканал
      • Частная кондитерская
      • Гончарная мастерская
      • Типография
      • Часовой завод
      • Фарфоровый завод
      • Реставрация памятников
  • Игровые программы
    • Интерактив в музее
      • Корабль Полтава
      • Петровская акватория
      • Волшебный мир воды
      • Юнги на ледоколе
      • Конвертик с начинкой
      • Петербургские сказочники
      • Львы стерегут город
      • Путешествие на трамвае
      • Дворянское воспитание
      • От пера до пишущей машинки
      • Костюмированный бал
      • Янтарный путь
      • В поисках ларца
      • Пожарная часть
      • История Государства Российского
      • На царскосельский бал к Елизавете
      • Секрет всех побед
      • По следам Айвенго
      • Музейные путешественники
      • В гости к императору Павлу
      • В гостях у Банника
      • У Императорской семьи
      • Государевы потехи
      • Космическое путешествие
      • Улица времени
      • Тайны и легенды Петербурга
      • Сокровища под ногами
      • Один день Государственной Думы
    • Интерактив на улице
      • Путешествие с зайчиком Тимошкой
      • Путь к победе
      • Сестрорецкий рубеж
      • Дружина Старой Ладоги
      • Саблинские пещеры
    • Новый год 2020
      • Новогодний меридиан
      • Новогодние огни Петербурга
      • Полярное приключение
      • Новогодняя мишура
      • Йоулупукки
      • Новый год через века
      • Морская ёлка
      • Новогоднее приключение
      • Лапландия
      • Новогодний бал
      • Новогодний Псков
      • Белокаменный Псков
      • Путешествие с Братцем Азафусом
      • Кремлевская ёлка
    • Масленица 2019
      • Русская Масленица
      • Новгородская Масленица
      • Масленица в Саблино
      • Финская масленица
  • Окончание года
    • Приключение с Пеппи
    • Загадки и тайны крепости
    • Вышел зайчик погулять
    • Волшебный мир
    • Секреты мореплавания
    • Квест на острове у Императрицы
    • Царскосельский квест
    • Город петровской мечты
  • Туры по России
    • Псков
      • Псков 1 день
      • Псков 2 дня
      • Псков и Пушгоры (2 дня)
      • Псков и В.Новгород (2 дня)
    • Великий Новгород
      • В.Новгород 1 день
      • В.Новгород 2 дня
      • Великий Новгород и Старая Русса (2 дня)
      • В.Новгород и Псков (2 дня)
    • Москва
      • Москва 2 дня
      • Москва 3 дня
      • Москва 5 дней
    • Карелия
      • Карелия (1 день)
      • Карелия (2 дня)
    • Золотое кольцо
      • Золотое кольцо (2 дня)
    • Казань
      • Казань (3 дня)
    • Тула
      • Тула (2 дня)
      • Тула + Куликово поле (2 дня)
      • Тула (3 дня)
    • Ярославль и Кострома
      • Ярославль и Кострома (3 дня)
    • Беларусь
      • Беларусь (Брест + МИР + Минск)
      • Беларусь (Брест + Минск)
      • Беларусь (Брест)

Музей фарфора

Музей Императорского фарфорового завода в Санкт-Петербурге – это уникальное место, история России здесь отображена через фарфор. Только на первый взгляд может показаться, что собрание сервизов, тарелок и ваз интересно только специалистам в области керамики и искусствоведам. Посещения музея ИФЗ, созданного при заводе в 1844 году, станет увлекательным и познавательным культурным досугом абсолютно для любого взрослого человека, интересующегося не только искусством, но и историей России.

Сегодня музейная коллекция, которая пополнялась на протяжении более 250 лет, насчитывает порядка 20 тысяч уникальнейших экспонатов.

Музей Императорского фарфорового завода расположен непосредственно на территории завода со входом с проспекта Обуховской обороны. За все время своего существования он не менял своего расположения, несмотря на то, что сам завод неоднократно менял название и владельцев. Сегодня музей расположен в 2-х залах, один из них собраны изделия, созданные на заводе с момента основания до 1917 года; второй зал – советской эпохе и современному периоду.

История фарфора в царской России

Секреты мягкого фарфора, изобретённого в Китае, веками держались в строжайшей тайне. Европейские алхимики долго бились над его рецептом. В результате свой фарфор почти одновременно появился в разных странах – в Германии, Франции, Британии, Чехии и других. Увенчались успехом и труды молодого русского учёного Дмитрия Виноградова. Российский твёрдый фарфор, изобретённый им в результате многочисленных опытов в 1746-1748 годах, удивил Европу своими превосходными качествами. Основанная по приказу императрицы Елизаветы Петровны ещё в 1744 году Порцелиновая мануфактура наконец начинает отвечать своему предназначению.

В 1844 году, по распоряжению Николая I, к столетию организации фарфорового производства в России, при заводе был организован музей русского фарфора. Кстати, созданный с целью хранения лучших образцов фарфора отечественного производства, музей был основан ранее, чем сам Эрмитаж, частью музейного комплекса которого он теперь является. Ведь Эрмитаж стал музеем лишь в 1852 году по распоряжению того же Николая I. До этого это была частная коллекция русских самодержцев.

В те годы Императорским фарфоровым заводом руководил Валериан Галямин. Его отличный вкус и прекрасные организаторские качества способствовали расцвету предприятия и положительно сказались на его продукции. При нём начинают трудиться такие знаменитые мастера, как А. Воронихин и С. Пименов, открывается школа мастеров-художников по фарфору, гончарная мастерская, бронзовое отделение. Занимался директор предприятия и развитием его социальной сферы: при нём строится аптека, лазарет, училище для детей работников, богадельня. Увы, но Валерий Емельянович не был удостоен того, чтобы музей или сам завод носил его имя, как не удостоился этого и сам отец русского фарфора Виноградов.

На первом стенде в первом зале посетители могут увидеть марки, проставляемые на фарфоровые изделия. Периоду правления каждого императора соответствовало свое обозначение. Свои первые изделия Д.И.Виноградов обозначал «W», при Елизавете Петровне и Петре III изделия маркировались двуглавым орлом, последующие императоры брали первую букву своего имени – «Е II», «П I», «А I» и т.д.

Так, самая ранняя из произведенных Виноградовым вещей, дошедших до наших дней, датируется 1748 годом! А в 1750 году Елизавете Петровне ко дню рождения уже преподнесли фарфоровую табакерку (коробочку для табака) с ее собственной мануфактуры. Табакерки стали так популярны, что с 1753 году мануфактура уже принимала заказы на их изготовление. После усовершенствования Виноградовым печей для обжига фарфора, на заводе стали выпускать тарелки, подносы. Появился и первый чайный, а затем и столовый сервизы, естественно, также торжественно преподнесённые Елизавете Петровне. Появились в то время уже и «фарфоровые куклы» – фарфоровые фигурки людей и животных. Слава русского фарфора росла. Изделия, на которых стоит метка Дмитрия Виноградова, сегодня представляют собой огромную музейную ценность и являются гордостью музея фарфора. Вместе с тем самого мастера, из опасения, что он выдаст секрет своего изобретения, держали на цепи, он умер в нищете и забвении в возрасте 38 лет!

После смерти Д.И. Виноградова первое время работы на мануфактуре ещё продолжались по его образцам и рисункам. Но производство постепенно приходило в упадок, спасти положение пытались, назначив в 1762 году Михаила Ломоносова директором предприятия. Однако учёный отказался, что ещё раз подтверждает тот факт, что никакого отношения наш великий учёный к этому предприятию на самом деле не имеет.

Вступив на престол, Екатерина реконструировала мануфактуру. С 1765 года предприятие получает название «Императорский фарфоровый завод». В 1779 году сюда был приглашён французский модельмейстер Жан-Доминик (Яков Иванович) Рашет. Четверть века трудился Рашет над развитием русского фарфорового производства. Благодаря ему были созданы такие шедевры русского фарфорового искусства, как серия фигур «Народы Российского государства», сервиз «Яхтинский», «Арабесковый», «Кабинетский», насчитывающие каждый до тысячи предметов, бюст Екатерины II. Александр I, а затем и Николай I были постоянными заказчиками Императорского завода, для них изготавливались сервизы для дворца и загородных резиденцией, например, сервиз «Банкетный» из 5500 предметов для Большого Петергофского дворца.

Главным событием правления Александра I стала победа в Отечественной войне 1812 года, что дало всплеск патриотическим настроениям в обществе. В фарфоре это обрело отображение в Гурьевском сервизе 1809-1816 гг.

При правлении Николая I вошли в моду изделия, украшенными лепными цветами. В первом зале посетители смогут увидеть Бисквитный букет диаметром 63 см, выполненный в 1850 году мастером И.П. Ивановым для Всемирной выставки в Лондоне. Несмотря на то, чтобы букет так и не попал на выставку, по сегодняшний день он остается непревзойденным шедевром искусства лепки из фарфора.

Многие знают про любовь Николая II к пасхальным яйцам. Ювелирные пасхальные яйца Фаберже стали символом России рубежа веков. Но мало кто знает, что создавались не только ювелирные символы Воскресения Христова, но и фарфоровые. На одном из стендов в первом зале можно увидеть коллекцию фарфоровых пасхальных яиц, которых выпускалось по заказу Императорского двора сотни.

В конце осмотра первого зала посетители знакомятся с фарфором начала XX века. В этот период появляются новые техники, большее внимание уделяется цвету и фактуре эмалей, нежели форме. Появляются изделия с подглазурной росписью. В начале ХХ века к созданию фарфоровых шедевров привлекались воплотившие в фарфоре стиль русского модерна знаменитые русские художники К.А. Сомов и В.А. Серов, скульптор Рауш фон Трауберг. В советские годы впервые было открыто производство тонкостенного костяного фарфора.

Еще одна интересная витрина, на которую непременно стоит обратить внимание включает в себя коллекцию статуэток с представителями народностей России их национальных костюмах. Яркие, красочные и воссозданные с научной точностью фарфоровые мужчины и женщины не только порадуют взгляд, но и дадут достаточно обширное представление о том, как выглядели представители той или иной национальности в начале XX века.

Ломоносовский фарфоровый завод в советское время

До революции 1917 года Императорский фарфоровый завод создавал продукцию исключительно для представителей дома Романовых и высшего света. Изделия из фарфора были недоступны обычному населения страны, в их обиходе были изделия из обычной керамики.

В 1925 году завод получил название Ленинградский фарфоровый завод им. М.В. Ломоносова, изделия получили маркировку «ЛФЗ», которая интерпретировалась как Ломоносовский, так и Ленинградский фарфоровый завод. Несмотря на то, что заводу присвоили имя М.В. Ломоносова, сегодня нет никаких архивных подтверждений того, что его научные изыскания по фарфору имели хотя бы какое-то отношение к этому предприятию. Ведь работать над своим рецептом фарфора Ломоносов начал в 1750 году, тогда, когда Дмитрий Виноградов уже не просто изобрёл русский фарфор, глазурь, «краски огненные» и написал первый в Европе трактат по керамике, но и наладил производство изделий по своей рецептуре.

После того как в стране установилась власть Советов, завод был национализирован и Наркомпрос стал рассматривать фарфоровые изделия не как произведения искусства, а как инструмент внедрения в широкие массы идей коммунизма. Период 1918-1930 годов подарил миру и истории России в фарфоре совершенно уникальные изделия – агитационную посуду. Тарелки и вазы с лозунгами и карикатурами на «врагов народа» сегодня рассматриваются как невероятно занимательные экспонаты, а сто лет назад разрабатывались идейными лидерами как мощный инструмент воздействия на сознание граждан. Ведь из тарелок с призывами к труду, искоренении буржуазных пережитков людям ежедневно предстояло есть, а значит, видели бы они эти вещи чуть ли не чаще всего.

Эпоха становления советской власти сменилась сталинским периодом, и на смену агитационным лозунгам пришел культ личности вождя. На одной из витрин посетители могут познакомиться с композицией «Под солнцем сталинской конституции», которая великолепно отображает не только силу культа, но идеи прославления мирной жизни и счастье труда. В период правления И.Сталина начали производиться мелкая пластика идеологической направленности – фигурки рабочих и крестьян, часовых, жниц, спортсменок. Впоследствии статуэтки с эмблемой ЛФЗ появятся в серванте и на полках в каждом доме советских людей.

Довоенный период на Ленинградском фарфоровом заводе связан с именами супрематистов К.Малевича и его учеников – Н.М.Суетина и И.Г.Чашкина. Им было разрешено на заводе проводить самые смелые эксперименты с абстрактными конструкциями на основе квадрата, круга и креста. К.Малевич в этот период создал известный во всем мире чайник «Паравоз» и чашку-полусферу. Из чайника вода не лилась, а кружку было невозможно было удерживать и пить из нее. Однако, это не помешало стать этим образцам «улитарного совершенства вещи» известными и любимыми среди коллекционеров. Н.Суетин меньше экспериментировал с формой, концентрируя свое внимание на росписи. Под его началом были созданы известные сервизы «Тракторный» и «Бабы», и несколько других. К сожалению или счастью, время работы на заводе «утвердителей нового искусства» было недолгим, их уволили. А вот шедевры супрематизма можно увидеть в музее.

Последующий период в истории Ленинградского фарфорового завода и его изделий был созвучен с общими настроениями во внутренней политике. Агитационные лозунги отступили, большее внимание стало уделяться быть советских граждан и созданию счастливого детства – мастера начали выпуск сервизов с простыми, яркими орнаментами, преимущественно фруктовыми или цветочными мотивами. Освоение космоса или проведение Олимпиады 1980 года в Москве сразу же находили продолжение в изделиях из фарфора.

В 1944 году появляется орнамент, который при жизни самого автора – художницы Анны Адамовны Яцкевич, не привлек к себе внимания, и только впоследствии получил колоссальный успех и всемирную известность, став символом Ленинградского фарфорового завода, оставаясь им до сих пор. Узор кобальтовой сетки родился в годы блокады Ленинграда, орнамент как бы повторяет заклеенные крест-накрест окна, защищающие их от разбивания при артобстреле. Художница, отказавшаяся от эвакуации и трудившаяся в блокадном городе все те страшные дни, в один вечер, возвращаясь домой, в свете заката обратила внимание на окна, образующие строгий, но в тоже время красивый узор. Так, казалось бы, совсем не живописное время родился красивейший узор, который талантливая художница смогла воплотить в изделиях.

Отельным направлением работы художников завод стало создание статуэток. Были созданы как редкие коллекции, так и известные на весь Советский Союз. Коллекция фигурных композиций сказочных героев радовала детей и их родителей. Одно или несколько изделий из коллекции статуэток диких и домашних животных были частым подарками на праздники в ту эпоху.

Несколько витрин рассказывают посетителям о современных тенденциях в фарфоре. На смену простым идеям и жизнеутверждающим композициям и орнаментам пришли более сложные формы, отсылающие к философским идеям или аллегорическим персонажам и сюжетам. В 2005 году заводу было возвращено название, он снова стал носить историческое имя – Императорский фарфоровый завод. Основа его продукции в XXI веке – высокохудожественные изделия премиум-сегмента.

Посещение музея

Музей Императорского фарфорового завода можно посетить самостоятельно. Все экспонаты детально подписаны, у входа в каждый зал расположены мультимедийные стойки, с помощью которых можно узнать полную информацию об истории фарфора и многих экспонатах.

На первом этаже здания, где расположен музей, работает магазин-галерея, где посетители могут приобрести изделия завода без торговой наценки. В данном магазине представлен максимальный ассортимент изделий Императорского фарфорового завода.

Экскурсии для индивидуальных посетителей проводятся по вторникам в 14-00.

Цены на посещение Музея Императорского фарфора:

  • Стоимость отдельного билета в Музей ИФЗ – 300 руб.
  • Так же его можно посетить по единому билету Музея Эрмитаж стоимостью в 600 руб.

Время работы:

  • Вторник, четверг, суббота и воскресенье – с 10-30 до 18-00
  • Среда, пятница – с 10-30 до 21-00
  • Понедельник – выходной.

КАК НАЙТИ?

Музей Императорского фарфорового завода

Санкт-Петербург, пр-т Обуховской обороны, 151
ст. метро «Ломоносовская»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *