Музей пароход святитель Николай

Музей-пароход «Святитель Николай»

Музей-пароход «Святитель Николай» (Красноярск, Россия) — экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

На вечном приколе на набережной Енисея стоит самый быстроходный и комфортабельный для своего времени (а это конец 19 века) колесный пароход «Святитель Николай». В 1891 г. именно на нем в Красноярск прибыл цесаревич Николай II, а в 1897-м на нем же в ссылку в село Шушенское отправился Владимир Ленин. Кому и чему только ни служило судно: после списания превратилось в баржу, после служило сливной базой, затем попало в лом и ждало разборки на металл. Но пароход был спасен токарем Львом Арутюновым: он не только покопался в истории, доказав, что списанная баржа — не что иное, как корпус того самого парохода, на котором отбыл в ссылку Ленин, но и преодолел долгую бюрократическую переписку и многочисленные запросы. В итоге «Святитель Николай» был восстановлен в Подтесове, затем его доставили на историческую родину — в Красноярск. Сейчас это музей, пароход-музей.

В 1891 г. на пароходе «Святитель Николай» в Красноярск прибыл будущий император России Николай II, а в 1897-м на нем же в ссылку в село Шушенское отправился Владимир Ленин.

Вот еще любопытные факты из истории парохода-музея. Чтобы установить его на то место, где он сейчас находится — возле Красноярского музейного центра, бывшего Музея Ленина, в течение месяца поднимали уровень воды на Красноярской ГЭС. Затем еще месяц вода сходила, и после пароход укрепили на пьедестале. Енисей, по всей видимости, никак не мог смириться с тем, что пароход превратился в музей: в 2006 г. случился паводок, затопило набережную города, больше месяца «Святитель Николай» стоял в воде по иллюминаторы. Реставрация прошла только спустя годы — в краевой казне попросту не было денег на восстановление музея.

Сейчас пароход-музей «Святитель Николай» — это 300 кв. м экспозиции. Часть посвящена жизни Владимира Ильича в ссылке: здесь можно увидеть каюту, в которой он плыл: обстановка восстановлена до мелочей. Конечно, есть николаевские покои.

В музее, кроме постоянных экспозиций, проводятся разножанровые выставки: посвященные Великой Отечественной войне и войне 1812 г., «Дама сдавала багаж», «Командор Резанов». Музей-корабль интересен и детям: можно полазить по палубе, покрутить штурвал и — дети это особенно любят — позвонить в рынду. Палуба «Святителя» — отличное место для того, чтобы любоваться Енисеем.

Восстановленный «Святитель»

LiveInternetLiveInternet

В августе прошлого года, находясь в Красноярске, мы с Юлькой побывали на пароходе «Святитель Николай», что пришвартован на вечной стоянке на набережной Енисея в качестве музея. У этого парохода интересная и непростая судьба, о которой я сейчас вам расскажу. Начну вот с этой фотографии более чем столетней давности, всмотритесь, и вы почувствуете, как веет от неё сырым и холодным воздухом Енисея, духом сибирской тайги, золотыми приисками, связками соболиных шкур, свободой, приключениями и авантюризмом:
Пароход «Святитель Николай» был построен золотопромышленником А.М. Сибиряковым 128 лет назад в Тюмени на заводе Курбатова. Сорок лет с 1986 по 1927 год ходил он по Енисею между городами Енисейск, Красноярск, Минусинск. Возил товары и пассажиров по великой сибирской реке.
Но шло время. В 1927 году из корпуса парохода сделали несамоходную нефтеналивную баржу, которая проходила до 1960 года, после чего была благополучно списана и отправлена на кладбище кораблей.
И сгинул бы «Святитель Николай», как и многие его современники, в металлоплавильных печах, если б не довелось ему в своё время прокатить одного очень почитаемого в СССР пассажира. А имя тому пассажиру — Владимир Ильич Ульянов. Именно к столетнему юбилею вождя мирового пролетариата и был восстановлен пароход.
Но о том, каким образом Ленин оказался среди пассажиров «Святого Николая», мы с вами узнаем чуть позже, чтобы не нарушать хронологию повествования.
Сначала ещё немного исторических артефактов. Вот фотография ещё одного парохода тех времён (фото я увидел и переснял на борту «Св. Николая»). Пароход как две капли похож на наш, только с одной трубой. Это фото даёт возможность ещё раз прочувствовать эпоху конца XIX и начала XX веков:

Ну, а чтобы совсем окунуться в историю, почитаем рекламные объявления тех лет, их я тоже обнаружил на борту «Св. Николая» и перефотографировал (картинки кликабельны):

На стыке XIX и XX веков «Св. Николай» считался самым быстрым пароходом на Енисее, имел шведские паровые машины и мог развивать скорость против течения до 8 километров в час. При этом топливом ему служили дрова. К тому же слыл самым комфортабельным судном — здесь было шесть кают первого класса, восемь второго. Был и третий класс, пассажиры которого располагались прямо на палубе — без кроватей и удобств. Всего же пароход мог взять одновременно на борт до 200 пассажиров.
Вот так пароход-музей выглядит сейчас:

Как я уже упоминал, вторую жизнь пароход получил благодаря тому, что однажды его пассажиром стал Ленин. Но задолго до этого возил наш речной труженик персону и поважнее, о которой в советские времена предпочитали умалчивать. Но хватит мне, пожалуй, говорить загадками и излишне интриговать вас. Давайте спустимся со мной к каютам и я вам всё расскажу, только аккуратнее, лестница очень крутая:


В июле 1891 года на пароходе «Святитель Николай» переплыл Енисей наследник русского престола цесаревич Николай Александрович Романов (будущий император Николай II). Ехал он на нём правда недолго от села Берёзовка, которое сейчас является пригородом краевого центра, до Красноярска, в этой каюте:
А спустя шесть лет в апреле 1897 года в ссылку в село Шушенское плыл на этом пароходе долгих и томительных четыре дня Владимир Ильич Ленин. Плыл в компании соратников по партии и товарищей по несчастью В. В. Старкова и Г. М. Кржижановского.
Кстати, в архивах речного пароходства сохранились интересные документы, из которых следует, что уже тогда в далёком 1897 году Ленин был добрым и отзывчивым человеком. Узнав, что в 3-м классе (а мы помним, что третий класс — это палуба на свежем воздухе, без кроватей) следует тем же маршрутом некая молодая особа фельдшерица Л. И. Удимова, Ленин не в силах допустить, чтобы женщина испытывала лишения, предложил ей разделить место в своей каюте. На что Л. И. Удимова охотно согласилась. А поскольку Ленин ехал в ссылку без Крупской, то ничего не мешало молодым людям «беседовать» (как уверяют источники) весь долгий путь в ссылку:
Погуляв по недрам парохода, мы вновь поднимаемся на среднюю палубу. Делаем несколько снимков на фоне Енисея и стоящих рядом теплоходов:
Я думаю о том, что за сорок лет своей работы на реке пароход «Святитель Николай» кроме VIP-персон повидал немало простых людей, о которых сейчас мало кто вспомнит. Но люди эти были не менее интересны. Сколько же искателей приключений ходило по палубе этого парохода. Сколько авантюристов, которыми всегда так богата была Сибирь, повидал он — путешественники, охотники, золотоискатели…
Наверное, если бы пароход мог рассказать всё что видел за свою жизнь, получился бы лучший из всех романов, написанных когда-либо о Сибири.

На следующем фото одно из главных мест любого судна — камбуз. Мы с вами видим сквозь окна связки с луком, бублики, пирожки, хлеб и рыбу. Незамысловатая еда для обычных непритязательных пассажиров третьего класса. А чем же почивали состоятельных путешественников?
Вот выдержка из меню, которое я увидел на стене парохода:

От такого меню потекли слюнки, очень захотелось срочно пойти и пообедать, можно даже чего-нибудь попроще чем «таймень под майонезомъ», но мы-то сюда пришли за пищей духовной. Поэтому не отвлекаемся на соблазны и продолжаем экскурсию, поднимаемся выше — на самую верхнюю прогулочную и смотровую палубу:
Перед нами ходовая рубка — отсюда осуществлялось управление пароходом:
Юлька, стоя за штурвалом парохода, пробует себя в роли капитана. Видимость на реку не очень хорошая, потому что огромная дымовая труба спереди загораживает собой весь обзор, это видно не только на этом фото, но и на следующем:
На верхней палубе вдоль леерного ограждения расположены лавочки, где сидели и любовались на Енисей во время плавания состоятельные дамы и господа прошлого и позапрошлого веков:

Сейчас с прогулочной палубы открывается чудесный вид на Коммунальный мост, так же, как и часовня с Караульной горы, попавший на изображение десятирублёвой купюры:

Небо в тот августовский день над Енисеем было по-сибирски суровым:
Вот такая у нас получилась небольшая, но незабываемая экскурсия в прошлое, которую мы провели на пароходе «Святитель Николай», надеюсь вам было не менее интересно, чем нам:
По сложившейся традиции сканированное изображение входного билета, которые я большой любитель собирать, по билету видно, что пароход является частью Красноярского краеведческого музея:
P.S. Первое фото взято отсюда.
Другие материалы по теме нашей поездки в Красноярск в августе 2013 года:
Красноярск: восхождение на Караульную гору
Овсянка и окрестности: на родине Виктора Астафьева
Прогулка по зоопарку Красноярска
Экскурсия в Красноярский краевой краеведческий музей
Красноярск — 2013. Заключительная часть

История

Грузопассажирский речной пароход построен в 1886 году в городе Тюмени. Команда 12 человек. Капитаном парохода с 1907 года по 1927 год был Николай Федорович Сивков.

«Святитель Николай» принадлежал купцу А. М. Сибирякову. Был в своё время самым быстроходным судном на Енисее. Курсировал между Енисейском, Красноярском и Минусинском.

На этом пароходе 1 июля 1891 года в Красноярск из села Берёзовского прибыл цесаревич Николай Александрович (будущий император России Николай II).

30 апреля 1897 года на пароходе «Св. Николай» из Красноярска до Новосёлово с В. В. Старковым и Г. М. Кржижановским к месту ссылки ехал В. И. Ульянов (Ленин).

После Октябрьской революции 1917 года пароход был переименован в «Николай». В 1927 году пароход был переоборудован в несамоходную нефтеналивную баржу. В 1960 пароход был отправлен на кладбище кораблей.

В 1970 году пароход был восстановлен, на нём была развёрнута экспозиция, посвящённая жизни В. И. Ленина в ссылке и его пребыванию на судне.

В настоящее время используется в качестве судна-музея. Площадь экспозиции 300 м². Стоит на набережной Енисея в центре Красноярска. Зачастую называется «Св. Николай».

> См. также

История судоходства на Енисее

> Ссылки

  • Пароход-музей «Святитель Николай» в Красноярске на сайте «Достопримечательности России»
  • Пароход Святитель Николай

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *