Музей паровозов Ростов

Железнодорожный музей в Ростове-на-Дону

Музей Северо-Кавказкой железной дороги состоит из двух площадок. Первая — находится во Дворце культуры железнодорожников возле станции Ростов-Главный. Вторая — это филиал Дорожного музея истории. Он особенно примечателен и является одной из интереснейших достопримечательностей в Ростове-на Дону. Его выставка располагается под открытым небом на остановочном пункте Гниловская в юго-западной части города.

Музей железнодорожной техники СКЖД под открытым небом не похож на привычный всем с закрытыми витринами. Его выставка полностью интерактивная. К любому экспонату можно подойти, потрогать руками, подергать за различные рычаги. Даже попасть внутрь и поседеть на месте машиниста или кочегара. От такой возможности мало кто отказывается. Как следствие, Музей пользуется большой популярностью среди детей и взрослых, горожан и гостей Ростова-на-Дону. В это место вложен колоссальный труд людей, бережно хранящих историю. Большая часть музейной коллекции восстановлена и находится на ходу. Помимо всего организовываются ретро-поездки на составе 40-х годов с остановкой на станции Гниловская, где находится музей под открытым небом.

Экспозиция

Музейные составы поставлены на рельсы, чтобы максимально приблизить ощущение реальности обстановки. На станции даже установлены светофор и механический семафор, гидроколонка.

Длина путей 1900 метров. Площадь экспозиции музея 2 Га.

В музее представлены: старинные паровозы довоенного выпуска, пассажирские и грузовые электропоезда, одни из первых советских электровозов и другая путевая техника. Некоторые паровозы принимали участия в съемках документального кино и реконструкциях исторических событий.

Один из самых уникальных экспонатов коллекции проработал больше века на железной дороге. Трехосная румынская цистерна 19-го века из трофейного состава времен Первой мировой войны. В таком виде это единственный экземпляр в стране. Качество внутреннего покрытия позволило использовать ее для перевозки химических веществ, вплоть до определения цистерны в музей. Ее возраст более 120 лет.

Гордостью музейной коллекции являются экспонаты:

  • Мотодрезина ТД5 1930-х годов, автомотрисы;
  • Вагон-теплушка и вагон-ледник начала 20-го века;
  • Подъемный кран на 45 тонн, 1935 годы выпуска на железнодорожном ходу;
  • Танк-паровоз из Алтайского края;
  • Первый советский электровоз Владимир Ленин 22 М 1947 года выпуска.

Сегодня ожидает своей очереди на реставрацию самый старинный вагон в России. В 1869 году его изготовили на заводе «Глоссер» в Англии. Помимо передвижных составов в здании находятся исторические документы, фотокопии, карты, связанные с железной дорогой.

Музей Северо-Кавказской железной дороги

Музей Северо-Кавказской железной дороги

Паровоз Су с ретро-поездом около музея
Дата основания 1 августа 2003 года
Основатель Российские железные дороги
Местонахождение Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Гусева, д.2, ДКЖ; ст. Гниловская, Казачий переулок, 44А. +7-863-238‑28-95
Директор Бураков В.В.

Музей Северо-Кавказской железной дороги — музейный комплекс, состоящий из двух площадок: помещение музея во Дворце культуры железнодорожников на станции Ростов-Главный и экспозиционной площадки под открытым небом ростовского железнодорожного музея, расположенной на путях бывшей станции (ныне — остановочный пункт) Гниловская на юго-западной окраине Ростова-на-Дону.

Музей истории Северо-Кавказской железной дороги открыт как народный музей во Дворце культуры железнодорожников на станции Ростов-Главный 4 ноября 1960 года. Экспозиция музея выстроена по хронологии, начиная от зарождения железных дорог на Северном Кавказе, период революции, Великой Отечественной войны, послевоенные годы и современный период. В музее установлено специальное оборудование: витрины, подиумы, панорамы с подсветкой, макеты локомотивов и вагонов в масштабе 1:15. Общее количество музейных фондов хранения составляет: более 12 000 единиц основного фонда и 5 500 единиц научно-вспомогательного.

Музей является методическим центром по организации музейной деятельности семнадцати музеев и комнат трудовой и боевой славы подразделений, расположенных на полигоне Северо-Кавказской железной дорогидороги. Музей в своем составе имеет два территориальных подразделения: Музей истории Краснодарского и Минераловодского регионов Северо-Кавказской железной дороги, в которых собрано более 3 000 единиц хранения исторических предметов и документов.

В 2003 году накануне Дня железнодорожника состоялось торжественное событие в жизни музея — была открыта экспозиционная площадка исторического подвижного состава на станции Гниловская, на которой на сегодняшний день выставлено 69 единиц старинной железнодорожной техники. Еще 19 единиц находятся в запаснике музе на базе запаса на станции Ростов-Западный. Общая площадь экспозиционной площадки составляет около 2 Га, длина четырёх музейных путей — 1900 метров.

Отличительной чертой музейной экспозиции исторического подвижного состава на станции Гниловская является то, что почти вся её составляющая паровозной коллекции является действующей. Это позволяет паровозам, прошедшим соответствующий ремонт, принимать участие в киносъёмках, исторических реконструкциях, праздничных мероприятиях, проводимых дорогой или по заданию ОАО «РЖД».

Экспозиция

Коллекция музея насчитывает 53 единицы подвижного состава — (паровозы серий Э, ФД, Л, П36, ТЭ, СО, Су тепловозы ТЭ3, ТЭП60, ТЭП10, ТЭМ1М, электровозы ВЛ8, ВЛ22М (1947 года выпуска), ВЛ41, ВЛ61, ВЛ80, ВЛ82, ВЛ84, ЧС4, два головных вагона и один прицепной электропоезда ЭР22 тендеры Лп-138, ИС20-286, ИС20-320, вагоны, мотовоз 1935 года, дрезины, танковый и артиллерийский тягачи, двухосный вагон-ледник постройки начала XX века, путевая техника. 50 экспонатов находятся в рабочем состоянии.

У экспозиционных путей установлены семафор, светофор и гидроколонка. Кроме того, в рабочее состояние приведена мотодрезина 1930-х годов, и восстановлен вагон-теплушка периода Великой Отечественной войны с внутренним интерьером. На выставке присутствуют действующие телетайпы, телефоны, карты железных дорог в разные периоды, подлинные документы и фотокопии, повествующие о выдающихся деятелях отрасли. Cтаринному экспонату музея, трехосной румынской цистерне, исполнилось 125 лет. Цистерна использовалась для хранения химических веществ в дороге.

Музей находится на балансе и хозяйственном содержании Северо-Кавказской ж.д. (СКЖД) — филиала ОАО «РЖД». Также силами ростовских энтузиастов и работников музея проводятся реставрационные, покрасочные и восстановительные работы с музейным подвижным составом. Немалую помощь в ремонте и восстановлении раритетных экспонатов оказывают подразделения СКЖД — станций Тихорецкая, Лихая, Каменоломни, Краснодар I, Ростов-Главный, Батайск, Кавказская, Минеральные Воды, Новочеркасск, Туапсе-Пассажирская, Сочи, Тимашёвская-1, Сальск и др.

Паровозы Паровоз Эр-750-11 Паровоз Эм721-68 Паровоз Эу709-84 Паровоз Эр-762-78 Паровоз Су-250-64 Паровоз 9П-320 Паровоз Еа-3510 Паровоз Ем-4239 Паровоз ТЭ-322 Паровоз СО17-2724 Паровоз ФД20-1562 Паровоз Л-0029 Паровоз Л-0270 Паровоз ЛВ-0333 Тендер паровоза Лп-138 Сцеп тендеров ИС20-286+ИС20-320 Тепловозы Тепловоз ТЭ3-6938 Тепловоз ТЭП10-311 Тепловоз ТЭМ1М-0078 Тепловоз ТЭП60-0845 Тепловоз ТГК2-6970 Узкоколейный тепловоз ТУ2-173 Электровозы Электровоз ВЛ22м-1119 Электровоз ВЛ8-713 Электровоз ВЛ61д-012 Электровоз ВЛ41-073 Электровоз ВЛ80к-015 Электровоз ВЛ82-016 Электровоз ВЛ84-002 Электровоз ЧС2-806 Электровоз ЧС4-029 Электровоз ЧС4т-548
Электропоезда Головная секция электропоезда ЭР22-29 Головной вагон электропоезда ЭН3-001 Мотовозы и автодрезины Автодрезина АГМС-345 Автодрезина ДМС-227 Мотовоз МК-2-15-3400 Мотовоз Мз-2 Специальные вагоны Щебнеочистительная машина ЩОМ Д-125-3 Грузоподъемный кран «ЯНВАРЕЦ № 8» Грузоподъемный кран ЕДК-25-276 Транспортная дрезина ТД-5 Инспекторская дрезина ИД-1
Пассажирские вагоны Вагон-салон СКВ-7 Четырехосный санитарный вагон ДВ-00915 Двухосный пассажирский вагон «ГЛОСТЕР» М-Ряз-3349 Четырехосный вагон-салон ВЛК-6 Четырехосный пассажирский вагон СКВ-2001 Железнодорожный радиокомплекс «МЕТЕЛЬ» Грузовые вагоны Двухосная платформа № 404-4797 Двухосный крытый товарный вагон № 2-288-561 Двухосный крытый товарный вагон № 2-164-320 Двухосный крытый товарный вагон № 2-038-142 Двухосный крытый товарный вагон № 2-047-426 Двухосный крытый товарный вагон типа «ДРЕЗДЕН» № 234-0266 Двухосный вагон-ледник № 235-721 Двухосная цистерна ёмкостью 20 м3 № 1-843-487 Двухосная цистерна ёмкостью 25 м3 № 602-1147 Двухосная цистерна типа «Русских казенных железных дорог» Трёхосная цистерна «РИНГГОФЕР» Четырехосный крытый товарный вагон № 394-6879 Четырехосный крытый товарный вагон № 376-43830 Нерельсовая техника Артиллерийский тяжёлый тягач АТ-Т Большой танковый тягач БТТ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *