Музей вертолетов торжок

Вертолетный музей в городе Торжок

Редкий экземпляр коллекции – модель вертолетов Ми-18, являющаяся усовершенствованным видом вертолета Ми-8. Производство данных вертолетов было недолгим, конструкторы использовали новинки вертолета для расширения линейки аппарата Ми-8 и сняли Ми-18 с производства. Есть в уникальном собрании музея вертолетов в Торжке и всемирно известный вертолет Ми-24В. Он вошел в историю вертолетостроения, как модель покорившая расстояние Торжок – Майами. Полет был приурочен к 500-летнему юбилею США, и сейчас украшает вертолетный музей под открытым небом своим присутствием. Мы проходим мимо вертолета Ми-6, в линейке которого есть машина-пожарник Ми-6ПЖ, осматриваем Ка-25, наш противолодочный гигант, находящий после полетов приют на специальных кораблях. Ка-25 – первая советская противолодочная винтокрылая машина.

Больше всего мы проводим времени около Ми-26. Этот мощный и крупный транспортный гигант ошеломляет своим видом и статью. В десантном варианте аппарата могут свободно поместиться почти 70 орлов ВДВ и 80 солдат. В санитарной машине можно транспортировать 6 десятков носилок для раненых бойцов. Поражает внутреннее помещение большой площади, гид рассказывает нам о способности моделей Ми-26 осуществлять транспортировку друг друга, 1 вертолет в случае необходимости способен перевести второй. Эту уникальную возможность не смогли повторить авиаконструкторы ни в одной другой стране мира. Металлический «монстр» Ми-26 умеет почти все на свете. Его используют, как военный транспорт, строительный кран, перевозчик и заправщик горюче-смазочных материалов, грузовой транспорт, винтокрылый госпиталь и пожарный вертолет. Машиной управляют 6 человек, высота полетов – 6500 м, скорость передвижения – 250 км/ч.

Остаток экскурсии мы посвящаем Ка-27 и вертолетам этой серии. Это еще одна гордость российской вертолетной отрасли. Функционал вертолета многогранен: поддержка огнем морских пехотинцев, радиолокационная разведка, противолодочные и поисково-спасательные действия. На территории воинской части есть постоянно действующие курсы, которые готовят военных специалистов: летчик с навыками снайпера и штурман с навыками снайпера. Вертолетный полк проводит обучение пилотов и профессионалов других военных направлений на базе моделей вертолетов: Ка-50, Ми-28, Ми-26 и Ми-8. Здесь же базируется группа мастеров пилотажа «Беркуты». Несколько часов в музее истории вертолетов пролетели, как одно мгновение. Мы покидали военное подразделение с чувством гордости за свою страну, умеющую создавать и эксплуатировать такие мощные и уникальные вертолеты.

Что посмотреть

Основа экспозиции — вертолеты, освоенные в 344-м центре. Это больше десятка моделей с разными модификациями. Ми-1 и Ми-2, Ми-10 и Ми-18, Ми-6 и Ми-24, Ка-25 и Ка-26 — это далеко не полный перечень военных винтокрылых машин. Первый серийный вертолет Ми-1, разработанный в 40-е гг. и совершивший полет впервые в 1948, представлен в музее в нескольких вариантах. Помимо базовой версии (однопилотник с тремя пассажирскими сидениями), здесь можно увидеть почтовые, санитарные, перегоночные и, конечно же, боевые Ми-1.

Армейские вертолеты Ми-1B из музейной коллекции использовались полицейскими в Китае, применялись в аробо-израильском конфликте. Модель оснащена двумя кассетами со снарядами, в некоторых модификациях есть также пулеметы и противотанковые ракеты.

Из других представленных здесь образцов можно выделить Ми-2 и Ми-4 60-х гг., а также Ми-8, применяющийся по сей день. В последней модели множество вариаций, разработанных как для военных, так и для гражданских задач: пассажирские, сельскохозяйственные, противотанковые, спасательные машины и даже летающие мастерские и вертолеты теленаблюдения.

Легендарный Ми-24 — «Крокодил» — выставлен в музее в трех экземплярах.

Вертолет, выпущенный впервые в 1971 г., неоднократно участвовал в военных действиях. Модель также прославилась тем, что именно на ней в 1992 г. экипаж, состоящий из одних женщин, совершил полет из Торжка в Майами.

В коллекции музея есть по-настоящему редкие экземпляры. Например, здесь экспонируется МИ-10, созданный на основе М-6 и выпущенный ограниченным тиражом. Неформальное его название — летающий кран, вертолет успешно использовали для гражданского строительства. По-своему уникальной моделью можно назвать и Ми-18, созданную в качестве эксперимента для отработки конструкторских модификаций Ми-8.

Музей вертолетов Торжок: как попасть

Торжок — город-побратим на реке Тверцы (приток р. Волги), славен не только своим культурным наследием, но и 344 Центром боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации — местом, куда в первую очередь доставляют все новые вертолеты, поступившие на вооружение в РФ, и местом, куда ездят переучиваться все военные летчики российской армии. В 1990 г. бывший пилот и подполковник в отставке А.Н. Манько создал на территории 334 Центра БП и ПЛС единственный в России Музей Вертолетов. Но, учитывая статус этой воинской части, попасть в музей довольно проблематично.

Музей открыт только во время праздничных мероприятий города.

Городские власти начали подумывать о переносе экспозиции в место, где ее сможет увидеть любой желающий. Но как попасть в музей вертолетов в Торжке сейчас? Чтобы посетить этот парк военных и морских вертолетов, нужно договориться заранее с управлением части о визите. Требуется написать заявку с просьбой о посещении, сообщив при этом количество человек и желательную дату экскурсии.

Что вас ожидает

  1. Интересная и познавательная экскурсия, где вам расскажут о каждой из представленных винтокрылых красавиц: ее возраст, историю, задачи, модификации.
  2. Экспозиция огромна — в ней собрано свыше 14 машин, которые выпускались на территории бывшего СССР лучшими авиаконструкторами.
  3. Под большим впечатлением вы останетесь, когда побываете внутри транспортно-десантного вертолета, вместимостью 80 человек (только представьте эти габариты!).
  4. Увидите знаменитый Ми-24, на котором некогда начинала выступать легендарная пилотажная группа российских ВВС «Беркуты».
  5. Хотите сделать снимок на хвосте вертолета? Пожалуйста. Фотографировать на территории не запрещено.
  6. И, конечно же, вы сможете увидеть этих «железных птиц» в действии, т. к. музей вертолетов располагается в действующей воинской части и над вами постоянно будет кто-то пролетать.

Не смотря на то что больше эта тема интересна именно мужской аудитории, благодаря познавательной экскурсии, женщины тоже откроют для себя мир воздушного пространства. Вы потратите на посещение музея не больше трех часов, а вот положительные эмоции, воспоминания и впечатления останутся с вами на всю жизнь.

Ми-24 (Hind — по классификации НАТО)

Музей самолетов в Москве

Центральный дом авиации и космонавтики был основан в ноябре 1924 года. Это событие случилось на Всесоюзном собрании общества друзей воздушного флота. На тот момент ему дали имя Центрального авиамузея ОДВФ СССР, современное его название – ЦДАиК ДОСААФ России. Располагается он в Москве, на улице Красноармейской 3.

Под помещение для музея была выделена старинная постройка начала двадцатого века, которая считается памяткой архитектуры. Его родоначальниками были Председатель Совета Народных Комиссаров Рыков А. И. и начальник Военно-воздушных сил РККА Баринов П. И. Помогали им в этом деле множество людей, занимавших в то время ответственные политические и общественные чины.

В последующие два года после создания музея здание прошло капитальный ремонт. Титаническими усилиями небезразличных были собраны выставочные экспонаты. И поскольку в то время страна советов переживала не лучшие свои времена, в тяжелых экономических постреволюционных реалиях это требовало множество усилий, мужества и задора.

Наконец, преодолев все невзгоды, в январе 1927 года был открыт Центральный аэрохиммузей имени Фрунзе. Первоначально его структура делилась на четыре отделения: авиации и воздухоплавания, сельскохозяйственный, химический и общественно-исторический. Дополнительно имелись следующие учреждения:

  • библиотеку научно-технической литературы;
  • мастерскую для создания макетов самолетов;
  • фототеку;
  • лекционную аудиторию с кинопроектором.

Более полувека спустя, в 1987 году музей авиации в Москве временно прекратил функционирование для проведения восстановительных работ. Это было сделано в связи с тем, что ввиду своего возраста здание пришло в неэксплуатационный вид.

Конец перестройки и девяностые годы прошлого века не самым лучшим образом отразились на судьбе этого заведения: были утеряны или сильно деформированы некоторые экспонаты, наблюдалось постоянное недофинансирование. Но при помощи ДОСААФ были собраны необходимые средства, произошли некоторые изменения в управленческой части, обновился рабочий состав, и, наконец, в ноябре 1994 года реставрированное здание впервые за долгие годы вновь приняло посетителей.

Музей авиации и космонавтики в Москве

Наши дни

Музей самолетов в Москве сегодня представляет собой уже целых девять помещений, семь из которых направлены на авиацию, а два – на космос. Также активно ведутся работы по созданию памятного кабинета, посвященного первому человеку, побывавшему в космосе – Юрию Гагарину.

Сегодня на счету музея имеется приблизительно 36 тысяч предметов. В начале экскурсии взору посетителей представлены плакаты, рассказывающие об истории развития авиации и космонавтики в России, макеты летательных аппаратов начиная от первой разработки Можайского до современных самолетов, способных с легкостью преодолевать звуковой барьер.

При случае обязательно обратите внимание на модель воздушного шара, который был сконструирован на территории Рязани в начале прошлого века, экипировку тех времен, функциональные детали старинных самолетов, а также отдел, посвященный знаменитому трюку Нестерова – «мертвой петле».

Экскурсанты смогут воочию увидеть «сердца» некоторых воздушных кораблей: здесь вы сможете увидеть как первые поршневые модели, так и современные турбореактивные движки. Кроме макетов, тут присутствуют и экспонаты в натуральную величину: пушка для МиГ-31 и самолетный пулемет времен Испанской войны.

Есть ракетный двигатель от корабля «Восток», оборудование для съемки поверхности земли с космоса и полноценная тренировочная кабина «Бурана». Музей гражданской авиации в Москве – это заведение культуры, ознакомительный историко-научный комплекс. Он направлен на осведомление граждан о достижениях и прошлом Российской авиации и космонавтики. Здесь производится сбор ценных экспонатов, а также формирование фондов.

Тут вы увидите точные копии или реальные образцы техники и комплектующих. Вы можете ознакомиться с историческими материалами. Музей направлен на привитие гордости и патриотизма у молодого поколения, а также их профориентации.

Официальный сайт московского музея авиации и космонавтики

Контактные данные

Как и прежде, музей находится в Москве, по адресу: улица Красноармейская, 4. Если вы собираетесь ехать на метро, то удобней всего это можно сделать со станций «Динамо» или «Аэропорт». Часы посещения – с 10:00 до 18:00, кроме понедельника и вторника, так как эти дни являются выходными. Расценки для посетителей:

  • обычный билет – 250 рублей;
  • льготному контингенту – 150 рублей;
  • лицам дошкольной возрастной категории – 100.

Цены указаны состоянием на январь 2017 года. Для получения более полной информации посетите официальный сайт музея авиации и космонавтики в Москве:

На прошлой неделе благодаря любезности группа блогеров и журналистов посетила 344 Центр боевой подготовки и переучивания лётного состава в Торжке.
Под катом краткая версия рассказа. Более полная, надеюсь, увидит свет на бумаге, о чём постараюсь сообщить любезным читателям.

Авиабомба БЕТАБ-500У уничтожает бетонное покрытие взлётно-посадочной полосы на площади до 50 кв.м, глубина воронки — до 4,5 м.

Съехав с Ленинградки, наш микроавтобус переваливается через ямы и колдобины, объезжая провалы. Нет, здесь работали дилетанты. Самые большие дыры — не больше 5 квадратов. Вечная российская беда. На въезде в город стоит чёрный ФИАТ-Пунто, затонированный вглухую. Поверх стекла две пары внимательных чёрных очков. Тренировочные костюмы вижу даже сквозь металл. Постовые, новая жизнь. На улице Энгельса ворота части. Напротив заманчивая вывеска «Крутое пике». Внутри, однако, ни цыган, ни шампанского. Газировка и печеньки, всё по уставу, как в старое доброе время.
На КПП человек в камуфляже без знаков различия говорит: «Подождите, пока представитель ФСБ не даст разрешение». Новая жизнь опять. В советское время людям с лубянки на территории военных делать было нечего.

Центр боевого применения и переобучения летного состава № 344 Министерства Обороны РФ числит свою историю с 1979 года, были даже выпущены книги к двадцати- и тридцатилетию Центра. Однако, ещё во время войны возле Торжка появилась лётная учебка. В середине 50-х годов на её базе был образован первый в стране вертолётный полк. Сюда поступали на испытания самые первые советские вертолёты МИ-1, ещё с площадки в Захарково, о которой я немного писал — http://chat-de-mer.livejournal.com/89366.html и http://chat-de-mer.livejournal.com/90104.html. (Кстати, бывший начальник Миля, Камов, делал свои первые вертолёты Ка-10 в двух трамвайных остановках оттуда, на заводе, который теперь называется Красный Октябрь).
Полк не ограничивался испытаниями, здесь машины дорабатывали и однажды даже создали собственный вертолёт, который было запстили в серию, но, правда, скоро прекратили. Ну а в 79 это был уже мощный комплекс, оставалось его юридически оформить — как раз подгадали к афганской войне. Потребовалось много людей, много машин, быстро пошло развитие. Появился уникальный опыт.
Сегодня ЦБП 344 занимается, как и прежде, переобучением лётного и технического состава, испытаниями вертолётной техники. Сотрудники Центра воевали практически во всех горячих точках, где были советские и российские войска. Кроме того, они участвуют в миротворческих миссиях ООН. Кроме россиян, в Центре обучаются и лётчики из стран, покупающих наши вертолёты. Вероятно, поэтому развал и деградация почти не коснулись части. Да, трава не покрашена, как в советское время, клуб обветшал. Но в столовой кормят сытно и вкусно, люди выглядят уверенно, ведут себя непринуждённо, много улыбаются. Остервенения и отчаяния, которое так часто в гражданской жизни, здесь я не заметил ни у кого.

Нас встречает помощник командира по работе с личным составом, подполковник Юрий Александрович Рябов. После короткого фильма об истории Центра, нам показывают тренажёр МИ-8, и даже дают немного порулить. Я не разбился! И даже почти совершил посадку, только время истекло.

Музей вертолётной техники — множество редких машин, например первая версия МИ-24а — выглядит почти как МИ-8 с бронестёклами. Смотритель, Александр Николаевич — старый вертолётчик, воевавший в Афганистане. МИ-26, «Корова», самый большой в мире серийный вертолёт. Длинноногий МИ-10, это вообще удивительная машина. КА-25, которые так нравились полковнику Каддафи. И даже МИ-4 — помните, Мимино возил на нём козу? В детстве я клеил его модельку из пластмассы. В 1973 году эскадрилья египетских МИ-4 уничтожила колонну израильских танков. Правда, израильтяне в долгу не остались, но это уже другая история.

Больше всего вопросов у экскурсантов вызвала, естественно новая техника. В ЦБП постпают на испытания и доработку самые новейшие машины. Их две, КА-52 и МИ-28. Разработка их была начата в 1976 году по решению ЦК КПСС — на конкурсной основе между КБ Миля и Камова. Вскоре, в 1988 году, машины были показаны в Фарнборо, Ле Бурже и так далее. (Одна оговорка — камовская машина существует в двух версиях, одноместная КА-50 и двухместная КА-52, первая вступила в строй немного раньше. Впрочем, у всех этих машин имеется ещё несчётное число модификаций, о которых любопытный читатель прочтёт у Н.Якубовича). И вот, вскоре обе машины начали поступать в войска — КА-50 в 1995 году, МИ-28 в 2008.
Впрочем, это не возраст. За 35 лет сменилось несколько поколений вооружения и авионики, так что эти вертолёты вполне себе современны и ещё прослужат немало лет. ТУ-95, например, поднялся в воздух ещё при Сталине — и ничего, летает сегодня. Как и Б-52, кстати. Только начинка этих машин за годы изменялась так много раз, что не все даже считают, что это те же самые машины.

После этого идём на аэродром. На вышке Руководитель Полётов, этажом ниже — учебные классы: парты, доски, мел, плакаты и таблицы. На лётном поле непрерывно гудят моторы. Вертолёты прилетают, улетают, садятся, меняют экипаж и улетают снова. Посмотреть на машины поближе удаётся только в время заправки.
В неделю сейчас бывает три лётных смены. Может быть больше и меньше, в зависимости от загрузки. Обучение сейчас проходит примерно 30 пилотов и столько же технического состава. Также, бывает и больше, и меньше. Служит в Центре примерно 400 офицеров и 300 срочников.
После полёта, по пиказу инструктора, мне согласился сказать несколько слов один из пилотов- лейтенант Александр Юрьевич Золотов. Попал сюда по распределению после Сызранского училища. Если всё сложится хорошо, со временем станет преподавателем Центра. Женат, детей нет. Снимает комнату в городе за 5 тыс. руб. в месяц. Говорит, что нашёл с большим трудом, среднее жильё — 12 тысяч. Про зарплату я спрашивать его не стал.
После аэродрома нас кормят чрезвычайно вкусным ужином и провожают домой.

Советую прочесть: Н.Якубович Боевые вертолёты России. От Омеги до Аллигатора. М, 2010

Сайт Центра: http://344centr.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *