Национальная галерея искусства

Национальная галерея искусства

У этого термина существуют и другие значения, см. Национальная галерея.

Национальная галерея искусства
Дата основания 24 марта 1937
Дата открытия пн—сб 10:00—17:00, вс 11:00—18:00
(кроме 25 декабря и 1 января)
Основатель Меллон, Эндрю Уильям
Местонахождение Вашингтон
Посетителей в год 4 200 000 (2012)
Директор Эрл А. Пауэлл III (Earl A. Powell III)
Сайт nga.gov
Национальная галерея искусства на Викискладе

Национальная галерея искусства (англ. National Gallery of Art) — художественный музей в Вашингтоне (США) в парке Национальная аллея (англ. National Mall).

В галерее собрана одна из лучших коллекций искусства в мире. В экспозиции представлены произведения искусства европейских и американских мастеров: картины, скульптуры, рисунки, фотографии, графика, предметы декоративно-прикладного искусства. Входит в десятку самых посещаемых художественных музеев мира.

Коллекция насчитывает около 1200 картин (особенно широко представлены полотна итальянских, французских и американских мастеров), одно из лучших в мире собраний живописи итальянского Возрождения, произведения голландского и испанского барокко. Правительством США галерее были переданы 20 тыс. рисунков и акварелей, изображающих историю американских ремёсел и народного искусства.

Галерея основана в 1937 году Конгрессом США на основе крупных частных коллекций Эндрю Уильяма Меллона (также выделил 10 млн долларов США на строительство здания), Лессинга Дж. Розенвальда, Сэмуэла Генри Кресса и более чем 2000 скульптур, картин, предметов декоративного искусства и фарфоровых изделий из коллекции Джозефа Уайденера, а также других коллекционеров. Здание галереи было построено в 1941 году по проекту архитектора Дж. Р. Поупа в неоклассическом стиле.

История

С 1920-х годов финансист и коллекционер Эндрю Мэллон начал собирать коллекцию картин и скульптур ранних мастеров с намерением создать в стране национальную художественную галерею. Ядро коллекции составили проданные советской властью шедевры Эрмитажа. После его смерти Конгресс 24 марта 1937 года в совместном постановлении обеих палат принял коллекцию и денежные средства и одобрил создание галереи.

Западное здание вскоре после строительства

Созданное архитектором Джоном Расселом Поупом, здание галереи было закончено в 1941 году и открыто президентом Франклином Д. Рузвельтом 17 марта 1941 года. В то время это было самым большим в мире сооружением из мрамора. Музей находится на месте бывшей железнодорожной станции 6-й улицы, известной тем, что в 1881 году там был смертельно ранен американский президент Джеймс Гарфилд.

Как предполагал Меллон, создание Национальной галереи способствовало передаче в его фонды значительных собраний художественных ценностей других частных коллекционеров. В число жертвователей входят Пол Меллон, Сэмуэл Кресс, Раш Кресс (англ. Rush H. Kress), Эйлса Меллон-Брюс, Честер Дейл, Джозеф Уайденер, Лессинг Дж. Розенвальд, Эдгар Уильям (англ. Edgar William) и Бернис Крайслер Гарбиш (англ. Bernice Chrysler Garbisch).

Восточное здание

Восточное здание галереи было построено в 1970-е года на большей части оставшихся земель, зарезервированных резолюцией Конгресса, на средства детей Меллона — Пола Меллона и Эйлсы Меллон-Брюс. Строительство здания было закончено в 1978 году (архитектор Ио Мин Пей) и открыто 1 июня того же года президентом Джимми Картером. В новом помещении располагались коллекции современных картин, рисунков, скульптур и эстампов, а также учебные и исследовательские центры и помещения. Дизайн здания в 1981 году был отмечен почётной наградой Американского института архитекторов (англ. American Institute of Architects).

Последнее дополнение к комплексу — сад скульптур (англ. Sculpture Garden) — открыто для публики 23 мая 1999 года. В нём находится открытая экспозиция современной скульптуры.

Коллекция

Интерьер западного здания

В западном здании находится богатая коллекция картин и скульптур европейских мастеров со времён Средневековья до конца XIX века, а также работы американских живописцев до XX века. Шедевры коллекции включают произведения Я. Вермеера, Рембрандта, К. Моне, В. Ван Гога, Леонардо да Винчи.

Джиневра Бенчи кисти Леонардо да Винчи — один из шедевров галереи

В восточном здании собраны произведения современного искусства (с конца XIX века), в том числе работы П. Пикассо, А. Матисса, Д. Поллока, Энди Уорхола, Р. Лихтенштейна, А. Колдера. В здании помимо собрания располагаются главные офисы галереи, исследовательские лаборатории и центр по специальным исследованиям изобразительного искусства (англ. Center for the Advanced Study in the Visual Arts, CASVA).

К западу от западного здания, по пересечению 7-й улицы, расположен сад скульптур. В центре сада площадью 25 тыс. м² работает большой фонтан (зимой используется как каток), по периметру окружённый каменными сиденьями. Вокруг него установлены скульптуры таких мастеров, как Х. Миро, Л. Буржуа, Э. Гимар.

В 2014 году в Национальную галерею поступили 17000 произведений из обанкротившейся галереи Коркорана. Среди них работы Делакруа, Дега, Гейнсборо, Моне, Пикассо и всех выдающихся американских художников.

НАЦИОНАЛЬНАЯ ГАЛЕРЕЯ ИСКУССТВ В ВАШИНГТОНЕ

Яхонт О.В.

В статье впервые в отечественной печати были опубликованы произведения искусства, проданные в 1929 году из эрмитажа. Для этой статьи руководство национальной галереи предоставило автору информацию и фотографии с правом их публикации, за что выражается благодарность.


Ф. Гойя. Портрет макризы де Понтехос

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет дамы с веером из страусиных перьев. Около 1660

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет мужчины в высокой шляпе и с перчаткой. Около 1660

Джотто. Богоматерь с младенцем. 1320-е

Леонардо да Винчи. Портрет Джиневры деи Бенги. 1470-е

Рафаэль. Мадонна Альба. Около 1510

Тициан. Венера перед зеркалом. Около 1555.

Ян ван Эйк. Благовещение. Около 1434

В центре Вашингтона, между тремя основными достопримечательностями американской столицы — Капитолием, Белым домом и обелиском монумента Джорджу Вашингтону находится Национальная галерея искусств. Она входит в состав всемирно известного Смитсоновского института, основные здания и филиалы которого находятся рядом с галереей. История формирования и возникновения Национальной галереи тесно связана с историей развития Смитсоновского института.

Смитсоновский институт был основан в 1846 году на средства, завещанные Соединенным Штатам Америки Джемсом Смитсоном. Незаконнорожденный сын ирландского герцога, весьма одаренный ученый-минеролог, ни разу не побывавший в Америке, — Смитсон оставил по тому времени огромную сумму денег: 550 тысяч долларов на развитие образования и распространения знаний среди народа США. Но Смитсоновский институт, как и предшествующий ему маленький Вашингтонский музей, созданный в частном порядке в 1836 году — четверть века спустя после основания столицы США, не ставили перед собой задачи создания музея западноевропейского изобразительного искусства. В них хранилось лишь три картины сомнительного качества. Цель этого музея состояла в пропаганде и популяризации, главным образом, естественных и общественных наук.

Вопрос о создании музея европейского искусства в столице США был поставлен в гипотетичной форме бизнесменом и архитектором-любителем Франклином Уэбстером Смиттом. Сущность плана, изложенная им в 1891 году в книге «Проект и проспект Национальной галереи истории и искусства в Вашингтоне» состояла в следующем: он предложил создать музей из копий в натуральную величину величайших памятников произведений архитектуры важнейших периодов ее истории (египетских пирамид, Парфенона, обора Парижской Богоматери и др.). Этот план, к счастью, неосуществленный, был тогда восторженно принят Конгрессом и многими специалистами, так как отражал вкусы времени.

Реально задача создания музея западноевропейского искусства в столице была поставлена в 1927 году Эндрю Мел-лоном. К этому времени в Вашингтоне существовала Каркорановская галерея, основанная в 1869 году, которая имела в своем собрании работы западноевропейских художников. Несколько залов Смитсоновского института занимало собрание второстепенных произведений западноевропейского и американского искусства из коллекции Херрита Джон-стона, получившее в 1906 году название Национальной галереи. В то же время Чарльз Ленг Фрир передал институту свою богатейшую коллекцию восточного искусства, для которой он построил специальную галерею. Несмотря на это, столица все-таки явно отставала от других американских городов по качеству и обширности коллекций западноевропейского изобразительного искусства. Эндрю Меллон — крупнейший государственный деятель и бизнесмен из Питсбурга, длительное время собирал коллекцию живописи и скульптуры старых европейских мастеров. Он считал необходимым передать свою уникальную коллекцию в создаваемую Национальную галерею. Эта галерея должна быть независимым учреждением, для которого должно было быть построено новое, специальное здание и в то же время учреждены постоянные большие ассигнования федерального правительства. Во главе этой галереи должен находиться совет директоров: (из людей, наделенных наибольшими полномочиями) — верховного судьи США (председатель совета), министра финансов, государственного секретаря правительства, ученого секретаря Смитсоновского института и из пяти ведущих коллекционеров-вкладчиков. Но при этой автономии он считал необходимым сохранить статус Смитсоновского института, свободного от прямой политической и правительственной зависимости. Андре Меллон начал вести переговоры с ведущими коллекционерами США о создании музея в столице и передачи в него своих собраний. Сам же он значительно увеличил закупки произведений старого искусства на художественных рынках, пополняя коллекцию выдающимися шедеврами. В конце 1936 года о предложениях по Национальной галерее и желании передать в нее свою коллекцию Меллон сообщил президенту США Франклину Рузвельту. Рузвельт с восторгом поддержал план Меллона, быстро провел его через Конгресс и в июне 1937 года здание галереи было заложено.

Национальная галерея искусств в Вашингтоне была открыта в 1941 году. В ее залах сейчас размещены коллекции Меллона, Уайденеров, Розенвальда, Крессов, Дейла Брюса —основных дарителей и большого числа мелких. Коллекцию свою Эндрю Меллон стремился сформировать из наиболее значительных произведений самых выдающихся старых мастеров.

В его собрании входили «Благовещание» 1430 годов Ван Эйка, «Профильный портрет молодого человека» 1425 года Мазаччо, «Святого Георгия» и «Мадонна Альба» Рафаэля, триптих «Распятие с предстоящими» около 1485 года Перуджино, «Венера перед зеркалом» Тициана, «Поклонение волхвов» 1480-х годов Боттичелли, «Женский портрет» 1455 года Рогир ван дер Вейдена, «Напольный гетман» 1637 года, «Автопортрет» 1659 года Рембрандта, «Девушка в розовой шляпе» Вермеера Дельфского, этюд к портрету папы Иннокентия X Веласкеза, портреты Карла IV и Марии Луизы Гойи, произведения Донателло, Веррокио, Рубенса, Ван Дейка, Констебля, Хальса, Эль Греко и т.д. Жемчужинами его собрания, как и всей Национальной галереи, являются картины Яна ван Эйка, Рафаэля, Тициана, Боттичелли, Рембрандта, Веласкеза, Рубенса, Ван Дейка и других великих мастеров, проданных из Эрмитажа в 1929 году «красными комиссарами» (по определению коллекционера). Все они подбирались по вкусу коллекционера, который до своей смерти в 1937 году являлся ведущим покупателем произведений старых мастеров на международных художественных рынках. (Умер Меллон через несколько месяцев после закладки галереи.) Его интересы были сосредоточены только на произведениях старых мастеров. Даже в последние годы, когда приобретения делались с расчетом на передачу в Национальную галерею, он не изменил круг своих интересов, т.к. считал, что в США имеются достаточно богатые коллекции искусства XIX—XX веков, которые, как он надеялся, со временем вольются в столичный музей. Через год после открытия галереи ей была подарена коллекция Уайденеров. Питер Уайденер, постоянно живя в Филадельфии, начал собирать коллекцию с конца XIX века. Пополнение этой коллекции продолжил Джозеф Уайденер, который и передал ее затем в Национальную галерею. Хотя для них был характерен интерес к старой живописи, в их коллекцию поступали работы импрессионистов. Замечательно то, что Уайденер-старший приобретал произведения еще не признанных Э. Манэ, Ренуара, Дега и т.д. Собрание Уайденеров так же восхищает большим количеством шедевров крупнейших старых мастеров. Кроме того они передали превосходные коллекции малых итальянских бронз (среди которых есть работа Б. Челлини), коллекцию ювелирных украшений эпохи средних веков и Возрождения, коллекцию европейской керамики и китайского прикладного искусства. В 1943 году Лессинг Розенвальд из города Филадельфия передал коллекцию, насчитывающую 17 тысяч произведений искусства. Почти полностью эта коллекция состояла из гравюр и рисунков. Кроме того в ней было несколько картин и полтора десятка бронзовых скульптур работы О. Домье. Подобранная с большим вкусом и тонким знанием графического искусства, коллекция характеризует огромный промежуток истории искусств. В коллекции есть листы, подписанные Е. С, Шонгауэром, Дюрером, Рембрандтом, Лукой Лейденским и т.д.

В 1941—1942 годах в галерею начала поступать богатейшая коллекция западноевропейского искусства XIX—XX веков, собранная Честер Дейлом. В ней прекрасно представлено французское искусство от Давида до Дюфи и Руо, особенно много было работ ведущих импрессионистов. Несмотря на последовательный подбор произведений искусства нового времени, Ч. Дейл собирал и работы Рубенса, Эль Греко, Сурбарана, Тинторетто, Буше и т.д. Эта огромнейшая коллекция, не уступающая концентрацией шедевров и размерами коллекции Меллона или Уайденеров, пополнялась до недавнего времени поступлениями со всех художественных рынков мира (Парижа, Лондона, Нью-Йорка). Коллекция Сэмуэля Кресса и его продолжателя-брата Раш Кресса, вливалась в Национальную галерею также постепенно — по мере приобретения и накопления (вплоть до 1956 года). Семейство Крессов, как и Меллона, Вайденеров и Розенвальда представляло штат Пенсильвания. Для интеллигенции штата Пенсильвания, особенно для бывшей столицы США — Филадельфии, города старых культурных традиций, характерно увлечение коллекционированием произведений изобразительного искусства. В Филадельфии находится богатейший музей изобразительного искусства. Рядом с ним размещен обширный музей Огюста Родена, созданный Юлием Мастбаумом. Житель Филадельфии Генри Фрик открыл в Нью-Йорке всемирно известную галерею. До поступления в Национальную галерею собрание Уайденеров находилась в Филадельфии, в Линвуд-Холле. Коллекция Крессов значительно превосходит по количеству предшествующие собрания, не уступая им качественно. Их коллекция была издана в 7 толстых томах каталога и в 1956 году распределена между 18 музеями США (притом в Национальную галерею поступило более 700 вещей). Главнейшее ее отличие от других коллекций обусловлено тем, что Кресс приобретали вещи не по личному вкусу, а в соответствии со строго историческим принципом. Самуэл Кресс стремился воссоздать полную картину истории старого европейского искусства. С характерным для XX века научным музейным принципом подбирались произведения не только выдающихся мастеров, но и тех, чьи работы предопределяли их появление (в то же самое время в собрание не поступали произведения тех художников, чье творчество было вне основной линии развития истории искусства). Видимо, в формировании коллекции сказался характер Сэмуэля Кресса — бывшего школьного учителя, удачно превратившегося в бизнесмена. В процессе приобретения Кресс обязательно брали личные письменные заключения ведущих искусствоведов мира, таких как Б. Бернсон, Фьекко, Р. Лонги, Р. ван Марге, Перкинс Свида и Адальфо Вентури, которые затем передавались в галерею с подаренным произведением. Эти замечания, советы, рекомендации в основном и определяли направленность его покупок. Возможность подобного выбора объяснялось еще тем, что после смерти Э. Меллона, Сэмуэль Кресс — как главный покупатель, имел право первого отбора и приобретения вещей на всех художественных рынках мира. Очень важными для Кресса были научные рекомендации специалистов Национальной галереи, которые указывали, какими работами необходимо было пополнить собрание музея. Этому содействовало то, что во время Второй мировой войны ряд крупнейших частных и государственных коллекций Европы, для сохранности, временно находились в Национальной галерее искусств Вашингтона. Из этих собраний Кресс приобрел большую группу превосходных произведений (из коллекции графа Чини, графа Лихтенштейна, Кука, Тиссена и т.д.). Экономические кризисы, классовые изменения, войны, послевоенные трудности в Европе содействовали быстрому обогащению частных коллекций США замечательными произведениями изобразительного искусства. На всех европейских художественных рынках американские бизнесмены являлись главными покупателями. К ним поступали произведения из коллекций иммигрировавших монархов, сановников (к примеру, в 1945 году Кресс приобрел картину Эль Греко «Лаокоон» из бывшего собрания югославского принца Павла), они покупали во дворцах разорявшихся князей Италии, Испании, Англии, Франции и т.д.). Их агенты рыскали по всему свету. Колоссальная графическая коллекция Розенвальда состояла из дублей графики, продаваемых в периоды экономических трудностей графическими кабинетами почти всех музеев и коллекций Европы. Порой же пополнение американских коллекций происходило за счет распродажи части государственных музеев Германии в период фашизма.

В своих поисках и приобретениях американские бизнесмены были настойчивы и бесцеремонны. Так Питер Уайденер в начале века, узнав, что в России, в коллекции графа Юсупова находится два превосходных парных портрета работы Рембрандта, отправляется в далекое путешествие и предлагает старому сановнику продать их (хотя сам в те дореволюционные для России годы уступал по финансовым возможностям графу Юсупову). Вне сомнения, получив отказ, он сохранял надежду.

Через несколько лет Юсупову-сыну, сумевшему вывезти в 1919 году в иммиграцию эти портреты, но оказавшемуся в экономическом затруднении, Уайденер-сын предлагает дать их ему временно, с правом возвращения за небольшую сумму залога. Когда же вскоре младший Юсупов смог вернуть деньги, Уайденер через суд сумел доказать, что картины им были сразу куплены и не могут быть возвращены. Не менее сложным и сомнительным путем приобретались другие произведения искусства. Так, при покупке превосходной мраморной статуи «Давида» Донателло и бюста юного Иоанна Крестителя Антонелло Росселино из дома семьи Мартелли итальянское правительство категорически возразило против их вывоза за границу. Тогда Уайденер добивается продажи этим же семейством для музея Борджелло во Флоренции скульптуры Иоанна Крестителя работы Донателло, вырубленной из того же куска мрамора, что и «Давид» — и таким путем получает согласие на вывоз своих покупок.

Пополнение Национальной галереи шедеврами европейского искусства происходит до наших дней. В 1967 году был приобретен портрет Джиневры деи Бенчи работы Леонардо да Винчи из собрания Лихтенштейна, ряд работ Вермеера Дельфского, Майоля и т.д. Принцип приобретения только шедевров выдающихся художников, которому следовали основатели галереи, сохраняется все годы. Поэтому вся уникальная коллекция представлена в экспозиции, которая находится в постоянном изменении и расширении, при том, что руководство галереи не считает необходимым создавать фондовое хранение для второстепенных работ. В какой-то мере возможности будущей экспозиции предусматривалась архитектором здания. Проект здания был разработан архитектором Джоном Расселом Попом. Это здание резко отличается по своему замыслу как от маленьких уютных жилых домиков, любимых зажиточными американцами, так и от вздыбленных вверх коробок — небоскребов, которые занимают различные офисы промышленных городов. Здание Национальной галереи построено в характерном для американской столицы помпезном стиле позднего классицизма (яркими примерами которого являются стоящие относительно недалеко здания Капитолия, департамента юстиции, Национального архива, мемориалов Линкольна и Джеферсона). Центр этого длинного здания, облицованного в белый мрамор, отмечен куполом и двумя портиками центральных входов с Авеню Медисон и Конституции. Изнутри купол подпирает огромная ротонда из серо-зеленого мрамора. В центре ротонды, в чаше огромного фонтана установлена бронзовая статуя летящего Меркурия работы Дж. Болонья, вывезенная Э. Меллоном из Италии. Западное крыло центрального этажа занимает старое европейское искусство; восточное крыло французское и английское искусство XVIII века, и европейское искусство XIX — начала XX века, кроме того здесь размещен ряд работ художников США XVIII—XIX веков. В залах галереи строго соблюдается температурно-влажностный режим и, что неожиданно для отечественного зрителя, охрану и наблюдение за порядком в экспозиции осуществляют молодые подтянутые полицейские, имеющие (помимо основного) искусствоведческое образование. Что уникально для американского музея, созданного из частных коллекций, — это размещение произведении не по коллекциям, а по строго хронологическому порядку. Исключение составляет расположение коллекций прикладного искусства Вайденеров, экспонируемой в отдельных залах этажом ниже. В какой-то мере это объясняется тем, что в экспозиции нет смешивания произведений разных видов: картины и скульптура как и прикладное искусство выделены в отдельные залы. Стилевые особенности различных школ и эпох подчеркиваются не совмещением различных видов искусства, а цветом стен и размерами залов. Камерная живопись ранних итальянцев, фламандцев и немцев размещена в небольших залах, окрашенных в сдержанные серые тона, живопись Рубенса, Ван Дейка, Рембрандта помещена на стенах облицованных темным дубом, а французская и английская живопись — на стенах, оклеенных светлыми обоями различного рисунка и тона. Отсутствие декорировки на стенах и произведений других видов в залах концентрирует внимание исключительно на картине (в зале картин) или скульптуре (в зале скульптур). Это создает большое свободное пространство около каждого произведения. Для концентрации внимания произведения монументального плана размещаются в конце анфилад, а шедевры особо выдающиеся расположены на специальных, выделенных цветом панелях, и имеют двойную раму (раму панели и раму картины). Как объясняли сотрудники галереи, цель этой экспозиции — создать индивидуальное пространство для каждого произведения с тем, чтобы обеспечить наиболее тесный контакт, облегчить полноценное восприятие произведения искусства, эстетическое наслаждение им.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *