Николо теребенский монастырь

История

В 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени, церковь во имя Святителя Николая. Выбрал подходящее место и поставил образ Святителя. Но икона несколько раз невидимо оказывалась недалеко от озера и реки Мологи, где стояли пять берез, и был водный «кладязь». Обудков увидел тогда в этом чудесном знамении образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей. На месте, указанном самим Угодником, выстроили деревянную церковь. Помещик же в вечное поминание о себе и роде своем, отдал церковным служителям и свое село Теребени. Поначалу церковь была только приходской, но вскоре около неё образовался монастырь.

В смутное время обитель разорили поляки. В 1611 году поселился, было здесь, для подвигов инок Онуфрий, но не вынес пустоты и бедности этого места и ушел. И ещё 30 лет продолжалось запустение, пока в 1641 году два инока Авраамий и Артемий не начали строить часовню. Расчищая место под строительство, они наткнулись на чудотворную икону Святителя, которая была цела и невредима. Ни огонь её не коснулся, ни краски не потемнели в течение 40 лет. Обрадовавшись, иноки построили вместо часовни храм, хотя и небольшой и деревянный. Таким образом, возродилась Теребенская обитель на своём старинном месте. Слава о её чудотворном явленном образе стала быстро распространяться, число богомольцев росло, на жертву никто не скупился, благодаря чему обитель стала цветущей, богатой и благоустроенной.

Кроме иконы святителя Николая обитель прославилась также Теребенской иконой Божией Матери.

В лето 1654 года, в дни державы христолюбивого государя царя и великого князя Алексия Михайловича, всея России самодержца, при святейшем Никоне, архиепископе царствующего города Москвы и всея Северной страны патриархе, в третье лето патриаршества его посещением Божиим из-за наших грехов в Москве, в окрестных городах, селах и в Бежецком крае началась эпидемия страшной моровой язвы. Бежечане, зная, что это за бедствие и сколько жизней оно уносит, обратились с мольбой о прощении и помиловании к Богу и Пречистой Его Матери Приснодеве Марии. Крепко же веруя в необоримую силу святой молитвы перед Господом святителя Николая, граждане в великом множестве пришли в Теребенскую обитель. С подобающей честью взяли чудотворный образ Святителя и икону Теребенской Божьей Матери и прибыли в Бежецкий Верх 13 июля ( 30 июня по старому стилю) 1654 года. Благоговейно и с великой надеждой встретили дивные иконы в Бежецке и поставили в кафедральном соборе Воскресения Христова. С того самого дня моровая язва в городе и крае стала прекращаться. Православные, в благодарность Богу и святителю Николаю, три дня служили молебны перед дивным образом и с великими почестями 4 июля святые иконы проводили обратно в Теребенскую обитель. В память о чудесном избавлении Бежецкого края от моровой язвы решено было ежегодно совершать Крестный ход с иконами из Теребенской обители в Бежецкий Верх. А название с тех пор этот ход получил «Большой Бежецкий Крестный ход». Икона Теребенской Божией Матери с той поры стала почитаться как чудотворная.

Большой Бежецкий крестный ход возобновили только в 1990 году, и с тех пор ежегодно 6 июля в обители отмечается большой праздник. Сначала икону на руках несут в село Пятницкое, у источника святой мученицы Параскевы Пятницы служат водосвятный молебен, а затем, уже на машине, везут в районный центр Максатиху и в Бежецк.

Николо-Теребенский женский монастырь. Церковь Николая Чудотворца

До революции 1917 года Николо-Теребенский мужской монастырь пользовался заслуженной славой. Когда-то ему принадлежало 1350 га земли, которой он продолжал пользоваться и после секуляризации, а монахов насчитывалось не больше сорока человек. Работавшие на этой земле крестьяне трудились на совесть, поэтому и жили хорошо, в отличие от помещичьих крестьян. Монастырь полностью содержал Тверскую духовную семинарию, помогал сиротам.

В 1920-х годах монастырь закрыли, вместе со всеми остальными монастырями на территории молодого советского государства. Но благочестивым жителям удалось сохранить святыни. После 80 лет безбожия и поругания в середине 1990-х гг. по благословению высокопреосвященнейшего Виктора, архиепископа Тверского и Кашинского, трудами иерея Геннадия началось восстановление древней Теребенской пустыни.

Храмы

  • Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Заложена нынешняя Благовещенская церковь 9 мая 1882 г. Его Высокопреосвященством Саввою Архиепископом Тверским и Кашинским.. Благовещенский храм сначала был построен вместе с кельей и хозяйственными помещениями, но владыка тогда счел, что неприлично при храме делать кельи, да и стены вскоре потрескались. Поэтому здание разобрали, и в 1883 году сложили новое. Здесь размещалась монастырская библиотека, которая насчитывала несколько сотен томов разных книг — и богословских, и художественных. На хоре когда-то пел Фёдор Иванович Шаляпин (1873–1938), а при советской власти в этом здании местный совхоз торговал курами. Сейчас Благовещенский храм отреставрирован, и в нем идут богослужения.
  • Никольский собор. Построенный в XVII веке деревянный храм святителя Николая был перестроен, и окончательный облик собор принял к 1833 году. » Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. 5 куполов и глав. Колокольня о 2 ярусах со шпилем и крестом высотой 17 сажен. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен на полименте. Освящен храм в 1838 г. 1 октября Высокопреосвященством Григорием. При сем храме имеются в трапезе 2 придельных храма; на правой стороне во имя Владимирской Божией Матери, освященный 20 октября 1834 г. Краснохолмским Архимандритом Серафимом; на левой стороне — во имя Святого Праведного Иакова Боровичскаго Чудотворца, освященный 23 октября 1834 г. строителем сей пустыни иеромонахом Гавриилом. Фрески, резной сплошь вызолоченный иконостас и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая Чудотворца, украшают сей храм.»…

В настоящее время после того как в Никольском соборе была отслужена первая божественная литургия, на стенах сами по себе начали проявляться фрески, хотя к ним уже много лет не притрагивается рука человека. Сначала проступали фрагменты сюжетов: части одежды, лица, цветы, потом — куски композиций. Под каждой фреской есть надпись из священного писания. Матушка Ольга уверена, что восстановление фресок на сводах и стенах собора – божественное знамение. Специалисты-реставраторы пока не дают внятных объяснений. Их больше интересует то, какому мастеру они принадлежат

Предполагают, что над росписью работали калязинские живописцы Никифор Степанович Крылов (1802–1831) и Алексей Васильевич Тыранов (1817–1900), будущие ученики художника Алексея Гавриловича Венецианова(1780–1847), который неоднократно бывал в монастыре.

Когда монастырь закрыли, собор уцелел лишь потому, что его здание использовал совхоз — сначала хранили удобрения, потом открыли спортзал.

Из материалов в Тверском архиве сведения о колокольне: «Каменная колокольня построена в 1835 году. Три яруса: 1-ый ярус — четырехугольный; 2-ой ярус — восьмиугольный с 8 полуколоннами; 3-ий ярус — четырехугольный с 8 колоннами. Крыта железом крашенным медянкою. Крест железный, вызолоченный на гульдфарбу. Высота колокольни 16 сажень, с крестом 17 сажень. Двенадцать медных колоколов. Под колокольней палата для хранения казны». Реставрация колокольни началась в 1996 году. При советской власти на колокольне не осталось ни одного колокола, и все они были утеряны. Только в 1999 году вопрос о колокольном звоне стал решаться. Отливать колокола взялась Минская мастерская «Отменное литье», под управлением известного литейщика Сергея Владимировича на благотворительные средства. Новые колокола были подняты на колокольню в 2000 году.

Николо-Теребенский женский монастырь

  • Подземная церковь преподобного Александра Свирского. Кроме огромного надземного монастыря был еще и подземный. В XVIII веке под землей построили храм преподобного Александра Свирского. По преданиям, преподобный Александр начинал свой молитвенный подвиг в этом монастыре. И ему одному из русских подвижников явилась Святая Троица. В одном помещении под землей был храм, а в другом жили монахи-затворники, не выходившие на белый свет. Подземные ходы прорыты буквально под всей территорией монастыря, а это — 7 га. В настоящее время подземные ходы заложены, потому что грунт обваливается, и спуститься под землю можно только в одно помещение. Там стоит икона «Блаженное Чрево» — еще одно чудо Николо-Теребенской обители. Считается, что бездетным парам обязательно надо ехать в монастырь и молиться. «Господь им дает такое испытание, чтобы они повернулись к храму, к Господу, — говорит матушка Ольга. — Вымоленные дети — удивительные, они в храме сразу начинают разговаривать с ангелами, ручки тянут. Вы не представляете, сколько у нас родилось детей за последнее время!»

ЧУДО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛИ – НИКОЛО–ТЕРЕБЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Как-то ехала я в электричке, познакомилась с женщиной, журналисткой. Разговорились, и она выслала мне статью, привожу вам ее полностью:

КРЮКОВ Сергей Федорович

ЧУДО ТВЕРСКОЙ ЗЕМЛИ –

НИКОЛО–ТЕРЕБЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Обаяние старины

Районный центр Максатиха расположен на севере Тверской области, недалеко от точки встречи границ Новгородской, Тверской и Вологодской областей. Это самые сокровенные русские земли — холмистая местность, которая чуть севернее переходит в Валдайскую гряду. Она, соединяясь с Северными Увалами, тянется до самого Урала. Здесь находится великий водораздел. В Максатихе реки текут ещё на юг, но чуть севернее — уже на север, в Северный Ледовитый океан. Есть в России такие одухотворенные уголки, которые привлекают не глянцевой роскошью, а тихим обаянием той самой русской православной старины, которая издревле вела за собой людские сердца, утешала и укрепляла в вере. Один из таких уголков можно увидеть в Тверской губернии – в трехстах километрах от Москвы.

В излучине прихотливо вьющейся среди соснового бора реки Мологи раскинулся Николо-Теребенский монастырь. С берега виден лишь шпиль с золотым крестом — это колокольня Никольского храма, воздвигнутого в честь чудотворного образа Святителя Николая в 1836 году на месте прежнего деревянного храма. Церковь расписывали искусные мастера, среди которых наряду с иноками Николо-Теребенской обители трудились калязинские живописцы Никифор Степанович Крылови Алексей Васильевич Тыранов, а также известные живописцы Гаврилович Венецианов и Григорий Васильевич Сорока. К написанию удивительной красоты фресок на библейские мотивы причастен знаменитый художник Виктор Михайлович Васнецов. При монастыре была духовная семинария. На клиросе в Никольском соборе пел знаменитый Фёдор Шаляпин. Здесь бывала и семья царя-мученика Николая II. При монастыре была большая библиотека, которая насчитывала несколько сотен томов разных книг — и богословских, и художественных.

Легенды об истории обители

У этого монастыря удивительная история. По преданию еще в 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени церковь во имя святителя Николая. Выбрал подходящее для этого место, и, положив было уже на нём основание ей, поставил здесь свой образ Святителя. Но икона несколько раз невидимо сходила отсюда, и всякий раз оказывалась в другом месте — недалеко от озера и реки Мологи, где стояли пять берез и был водный «кладязь».

Обудков увидел тогда в этом чудесном знамении образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей. Таким образом, на месте, указанном самим Угодником, выстроили деревянную церковь. Помещик же, в вечное поминание себе и роду своему, отдал церковным служителям и свое село Теребени. Поначалу церковь была только приходской, но вскоре около неё образовался монастырь. Вот с чего началась Теребенская обитель.
Согласно другому преданию, помещик села Теребина Обухов имел старинную икону Николая Чудотворца. Для нее он построил церковь. В смутное время междуцарствования обитель разорили поляки. В 1611 году поселился было здесь для подвигов инок Онуфрий, но не вынес пустоты и бедности этого места и ушел. И ещё 30 лет продолжалось запустение, пока в 1641 году два инока, Авраамий и Артемий, не решили поселиться на развалинах. Они начали на месте разрушенной церкви возводить часовню. Расчищая место под строительство, неожиданно наткнулись на прежнюю чудотворную икону Святителя, которая был цела и невредима. Ни огонь её не коснулся, ни краски её не потемнели в течение 40 лет, когда она лежала в земле в гниющих руинах. Больше всего обрадовались этому образу иноки и немедленно построили в честь Чудотворца вместо часовни целый храм, хотя и небольшой и деревянный. Таким образом и возродилась Теребенская обитель на своём старинном месте. Слава о её чудотворном явленном образе стала быстро распространяться, число богомольцев росло, на жертву никто не скупился, благодаря чему обитель стала цветущей, богатой и благоустроенной. Монастырю принадлежали обширные земельные владения, имелись мельницы, пекарня, приют для престарелых священнослужителей, ремесленные мастерские, скотный двор. Однако в двадцатые годы прошлого столетия монастырь был закрыт, монахи выселены. В 80-90-е годы монастырские постройки и вовсе пришли в запустение.

Заслуженная слава

До революции 1917 года Николо-Теребенский мужской монастырь пользовался заслуженной славой. Когда-то ему принадлежало 1350 га земли, которой он продолжал пользоваться и после секуляризации, а монахов насчитывалось не больше сорока человек. Работавшие на этой земле крестьяне трудились на совесть, поэтому и жили хорошо, в отличие от помещичьих крестьян. Монастырь полностью содержал Тверскую духовную семинарию, помогал сиротам. Иногда сюда присылали на исправление провинившихся священников (одного батюшку сослали за то, что имел ребенка на стороне).
Николо-Теребенский монастырь был очень богатым, делал отчисления Тверской епархии 20 000 рублей в год (для сравнения: одна корова стоила 5 рублей). Считается, что Николаевская Теребенская обитель – третья по значению в мире из тех, что были построены в честь Николая Чудотворца.

Слава образа Николая Чудотворца привлекала в пустынь много богомольцев, и старые деревянные церкви стали малы. Никольский храм был очень ветхий, а Благовещенская церковь слишком тесная для всех. В 1657г. настоятель обители игумен Нафанаил едет в Москву для сбора денег на строительство новых церквей. Московский боярин Борис Иванович Морозов дал 400 рублей, боярин Илия Дмитриевич Милославский столько же. Эти деньги предназначались на каменную церковь, но построили деревянную рядом со старой Никольской — с пятью престолами. Три из них были уже освящены, когда в одну ночь новопостроенная церковь попущением Божьим сгорела, а старая осталась невредима, хотя была в трех саженях. Через семь лет тот же Нафанаил сделал новые деревянные постройки — трапезу с хлебнею; а над трапезой колокольницу; над хлебнею — кельи с сенями и чуланами и переходы от них всех к церкви. Вскоре все это сгорело, а церковь сохранилась. Через два года (в 1667 г.) игумен иеромонах Мисаил решил на месте старой Никольской церкви построить новую каменную во имя Николая Чудотворца с приделом Благовещения. Этот храм просуществовал до 1830 года. При том же игумене была возведена и новая церковь Александра Свирского — над восточными воротами, которую впоследствии разобрали, а в честь Александра Свирского освятили в середине ХVШ в. подземную церковь. Основание церкви Благовещения было заложено в 1706г. и освящено во имя Иакова Боровичского Чудотворца, а через год архимандрит Тарасий с братиею просили митрополита Иова благословить их переименовать строящийся храм в Благовещенский, а придел в соборном храме — во имя Иакова Боровичского Чудотворца. Митрополит позволил. При этой церкви были трапеза и кухня с другими службами.

Верхний этаж над службами был оборудован под кельи, но епархиальное начальство запретило это и велело кельи разобрать, так как при церкви им быть неприлично, но их не разобрали и они давили на церковь, и от этого начали образовываться трещины в своде. В результате в 1881 г. церковь с пристройками была разобрана и на этом месте построили новую Благовещенскую церковь с приделом в честь Святителя Арсения Епископа Тверского. Заложил новую Благовещенскую церковь 9 мая 1882 г. Его Высокопреосвященство Савва, Архиепископ Тверской и Кашинский.

Главный купол лазоревого цвета увенчала глава с крестом, еще 12 малых куполов с меньшими главами и крестами, венчающих пилястры, расположены попарно вокруг стен церкви в честь 12 Апостолов, осеняемых высшею главою, которая олицетворяет Иисуса Христа. Сретенская церковь, которачя, увы, не сохранилась, была устроена при игумене Мисаиле В1756 г. и закончена в 1757 г. в царствование Елизаветы Петровны при строителе обители игумене Феодосие. Соборная церковь с колокольней — главный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая. Все крыши крыты железом белым и окрашенным ярью медянною. Пять куполов и глав. Колокольня о двух ярусах со шпилем и крестом высотой 17 сажен. Пол чугунный. Врата резные вызолоченные. Иконостас вызолочен на полименте. Освящен храм в 1838 г. 1 октября Его Высокопреосвященством Григорием. При сем храме имеются в трапезе два придельных храма: на правой стороне — во имя Владимирской Божией Матери (освящен 20 октября 1834 г. Краснохолмским Архимандритом Серафимом); на левой стороне — во имя Святого Праведного Иакова Боровичскаго Чудотворца (освящен 23 октября 1834 г. строителем сей пустыни иеромонахом Гавриилом). Украшают сей храм фрески, резной, сплошь вызолоченный иконостас и 9 больших картин, изображающих чудеса от образа Николая Чудотворца.

Большой Бежецкий крестный ход

С главной святыней монастыря иконой Святителя Николая Чудотворца(новгородское письмо, XV век) связано много легенд и историй. В 1654 году этот край охватила , и жители находящегося неподалеку Бежецка вспомнили про обитель на реке Мологе. Икону доставили в Бежецк по реке, отслужили водосвятный молебен, обнесли вокруг города, и болезнь прекратилась. В память об этом икону Святителя Николая стали возить в Бежецк каждый год, на особой ладье, специально построенной и освященной. По легенде, как-то раз икона упала с ладьи в Мологу, и с тех пор ее носили по окрестным селам посуху. В память о чудесном избавлении Бежецкого края от моровой язвы решено было ежегодно совершать Крестный ход с чудотворным образом из Теребенской обители в Бежецкий Верх. А название с тех пор этот ход получил «Большой Бежецкий Крестный ход». Молебны перед чудотворным образом устраивались во всех деревнях по пути его следования, но главные торжества происходили в Бежецке, где к мосту через реку встречать икону выходил весь город. Многие заходили в воду, чтобы прикоснуться к ладье. Рассказывают, что путь от моста до собора в 400 метров икона преодолевала за 3 часа — такое множество народа хотело приложиться к образу. Десять дней реликвия проводила в Бежецке. За это время она успевала побывать во всех домах, а в один из дней с иконой обходили вокруг всего города. В 1990 году был возобновлён ежегодный Большой Бежецкий крестный ход. Сейчас это один из самых длительных крестных ходов — с 6 по 25 июля. Ежегодно 6 июля в обители отмечается большой праздник. Сначала икону на руках несут в село Пятницкое, у источника святой мученицы Параскевы Пятницы служат водосвятный молебен, а затем, уже на машине, везут главную святыню обители в районный центр Максатиху и в Бежецк.

С надеждой вымолить младенца…

Вторая святыня монастыря — Теребенская икона Божией матери. Слух о ней распространился далеко. Икона «Блаженное Чрево» — еще одно чудо Николо-Теребенской обители. Так уж повелось, что в Николо-Теребенский монастырь приезжают бездетные пары с самыми неутешительными диагнозами и с последней надеждой вымолить младенца. По молитвам перед этими иконами многие супруги, которые не могли иметь детей, обрели помощь. Они потом не раз возвращаются сюда, чтобы помолиться перед иконой и поблагодарить Заступницу. И из года в год чудо происходит. Настоятельница монастыря матушка Ольга с радостью рассказывает, что многие женщины счастливо беременеют после молитв, проведенных в храме: «Господь им дает такое испытание, чтобы они повернулись к храму, к Господу. Вымоленные дети — удивительные, они в храме сразу начинают разговаривать с ангелами, ручки тянут. Вы не представляете, сколько у нас родилось детей за последние два года!»

В обитель едут новые семьи, надеясь обрести радость рождения ребенка. Ныне в монастыре находится список иконы, сохраненный местными жителями. Где сейчас находится подлинник, прославленной в 1654 году, и цел ли он, неизвестно. Имеется лишь неясное сообщение о том, что некогда он был взят из монастыря в новгородский собор святой Софии. По преданию, Теребенская икона явилась мальчику-пастушку где-то в лесу. изображен стоящим на камне с раскинутыми руками.

Священные камни

В двух километрах от монастыря, за рекой Мологой, почти уже врос в землю очень похожий камень, на котором отпечатался след ноги. Монолит многими столетиями именуют «следовиком», уверяя, что на нем – отпечаток ноги Спасителя или Марии, Божьей Матери. Как выполнен этот след — совершенно непонятно. Даже сегодня нет техники, чтобы изготовить подобный отпечаток. Как будто женщина наступила в жидкий цемент. Но камень-то гранитный! В монастыре склоняются к тому, что явление Теребенской иконы было возле этого камня: «След очень маленький, 35-го с половиной размера. Возможно, что это след Божией матери. Христос путешествовал по храмам с двенадцати лет, а в этом возрасте нога больше».

Эта икона также прославилась чудесами — избавила город Бежецк от холеры. Монахи раньше оберегали место, где находится камень-следовик, но сейчас через Мологу нет ни моста, ни переправы. Как свидетельствуют очевидцы, камень-следовик способен вызывать непредсказуемые погодные явления, если человек приходит к нему из праздного любопытства. Уже давно замечено, что дотрагиваться до него нельзя — сразу портится погода, начинается дождь.

Рядом со следовиком, тоже в земле, есть камень неземного происхождения. В древности о силе этих мест слагались легенды. Неспроста в густых сосновых лесах подвизались десятки монахов-отшельников. Вода в этих местах особенная, «тяжелая», на реках – частые водовороты.

Целебные источники

Тверская земля, из недр которой берет свое начало великая русская река Волга, где плещутся воды свыше 500 больших и малых озер, прославилась и своими целебными источниками. Официально Тверская епархия Русской Православной Церкви — одна из старейших в России — признала наличие здесь 15 святых источников, хотя, если судить по народной молве, их в Верхневолжье гораздо больше. Каждый из них имеет свою историю, а о чудесных исцелениях святой водой вот уже несколько веков слагаются легенды, проверить и разгадать которые не раз пытались ученые.

Колодец в честь святой Параскевы, расположенный на территории Николо-Теребенского монастыря, известен еще с 1492 года. Замечено, что чаще всего сюда приходят женщины, и это не случайно. Ведь святая Параскева, которую по сей день ласково называют матушкой Пятинкой, является покровительницей женского труда, домашнего хозяйства. Раньше рядом с колодцем была часовня, построенная в честь великомученицы Параскевы Пятницы. Но в годы атеистических гонений и колодец, и часовня были разрушены. Восстановили колодец только в 1999 году, а часовню — в 2003-ем. По словам местных жителей, целебная вода святого источника Параскевы Пятницы помогает больным, особенно с желудочными заболеваниями. Часто приезжают в обитель и с иными тяготами.

В лихие годы атеизма…

В 1920-х годах монастырь закрыли. При советской власти здесь было хранилище ядохимикатов, затем — склад готовой продукции и спортзал, потом в этом здании местный совхоз торговал курами. Позже храм рушился и пустовал, но благочестивым жителям все же удалось сохранить эту святыню.

После закрытия монастыря под землю между храмом и стеной провалилась машина с зерном. Достать ее так и не смогли, только зерно выгребли. Не так давно с пустотами разбирались специалисты. Они обнаружили за Благовещенским храмом три склепа и очень удивились, найдя под землей автомобильную раму. Когда весной начинает таять снег, слышно, как вода булькает, просачиваясь сквозь землю, — будто в пустоту уходит. Возможно, там есть и подземный ход под Мологу, к камню-следовику. 30–40 лет назад в земле перед входом в Благовещенский храм нашли кости двух десятков человек. В 1919 году взбунтовались монахи, недовольные новыми порядками; вероятно, их заставили выкопать себе могилу, расстреляли и закопали. Чекисты зверствовали, искали монахов в подвалах; может, кому-то удалось спрятаться. Никто не знает, какие чудеса и какие тайны еще кроются в монастыре…

Здесь уместно вспомнить преподобномученика Анатолия (в миру Анатолий Иванович Ботвинников). В 1912 году он был направлен в качестве православного миссионера в Китай. Через год вернулся в Россию, поступил в Николо-Теребенский монастырь и здесь принял монашеский постриг с оставлением того же имени. В 1920 году монах Анатолий был рукоположен в сан иеродиакона. Через год советские власти упразднили монастырь, но оставили храм, где он и продолжал служить. Через несколько лет он был рукоположен в сан иеромонаха и в 1928 году направлен в храм села Сорогожье Михайловского района Тверской области, где его застали гонения начала тридцатых годов. 15 октября 1937 года о. Анатолий был арестован.

Восстановление пустыни

После 80 лет безбожия и поругания в середине девяностых годов прошлого века по благословению высокопреосвященнейшего Виктора, архиепископа Тверского и Кашинского, трудами иерея Геннадия началось восстановление древней Теребенской пустыни. В 1993 году на территории Николо-Теребенского монастыря снова началась приходская жизнь. Поначалу службы проходили в уцелевшем помещении келейного корпуса, а прихожанами были две-три бабушки. Сейчас это дружная сельская община, окормляемая отцом Геннадием Савостьяновым.

Николо-Теребенская обитель восстает из руин. В 2004 году она получила статус женского монастыря и настоятельницей была назначена монахиня Ольга (Назмутдинова). В миру она работала аудитором. Все хозяйственныйе заботы легли на ее плечи. Матушка Ольга вспоминает, как сюда впервые приехала перед постригом и подумала: «Счастлив тот монах, который будет восстанавливать эту обитель». Почти полтора года она жила здесь одна, потом приехала первая послушница — Любовь Степановна, инженер-строитель из Москвы. Местное население встретило матушку настороженно. 17 февраля 2007 года двое злоумышленников вошли на территорию Николо-Теребенского монастыря, где под угрозой ножа избили 59-летнюю послушницу, похитили деньги, кагор и изделия из серебра. Сейчас деревенские жители вроде бы признали монахинь, но в восстановлении монастыря пока что помогают мало.

Роль монахов на селе

Детский сад и школа были построены на монастырском кладбище. Первое время в школе творилось страшное: дети падали, разбивались. Директор сама прибежала в храм и попросила освятить школу. Матушка Ольга приглашает жителей деревни приходить, призывает покаяться: «Господь помилует, и жизнь будет другая…» Но пока приходят только старые женщины. Людей среднего возраста в деревне почти нет, вся надежда — на детей. Школа здесь хорошая, лучшая в районе, её не закрыли потому, что в селе есть детский дом. Монастырь помогает местным жителям, чем может, а на устраивает праздник. «Радует уже то, что 7 января всё село торжественно приходит, — говорит матушка Ольга. — Детки показывают спектакль, рассказывают стихи, а мы готовим всем подарки».

В монастырском хозяйстве 20 коров. Матушка Иоанна рассказывает, что все они очень любят молитвы. Особенно перед дойкой. Вместе с ними живут Лошадь Комета и ослик Яша. Они очень любят гостей, особенно, когда им приносят что-нибудь сладкое.

«Святейший сказал, что роль монахов сейчас меняется, особенно на селе, — говорит матушка Ольга. — Мы должны своим примером заставить местное население работать».

Жители деревни почти всех коров порезали. А в монастыре сразу появились коровы, и матушка — в прошлом городская жительница — стала их доить. Деревня была настроена враждебно, и как-то после службы матушка спросила: «А что вы имеете против моих коров?», — а ей сказали: «Мы тебе завидуем. Мы бы сами хотели, но взять негде, и сил нет».

Всех бычков, которые рождаются на подворье, матушка меняет на телочек в племенном хозяйстве. Хочет завести свиней (хотя в монастырях это не принято) и раздавать поросят — за символическую цену, лишь бы только взяли и вырастили. Матушка Ольга живет проблемами сегодняшнего дня. Хозяйство у монастыря большое, а работников мало, к тому же настоятельница после автомобильной аварии ходит с палочкой. Но помощники есть. Весной на практику приезжают «детки» из Максатихинского профессионального училища. Охотно помогают сотрудники Калининской атомной электростанции — копают картошку, убирают мусор. Приезжают паломники. Когда матушка попала в аварию и три с половиной месяца лежала, паломники из Красногорска приезжали каждую неделю, привозили деньги на лекарства, продукты. «Они за меня молились, — говорит матушка. — Если бы не молитва, я бы не смогла ходить». «Места тут особенные, природа не всегда ласкова, – говорит матушка Ольга, – не всякому по силам ужиться. Для того, чтобы остаться в этом монастыре, нужно чистое, открытое Богу сердце. Многие уходят, не выдерживают».

В монастыре зарегистрирован учебно-медико-реабилитационный центр для детей, оставшихся без родителей. Калининская АЭС взяла его на попечение. У монастыря 640 га земли, нуждающихся в обработке. Матушка Ольга предложила создать сельскохозяйственное предприятие, а на его базе — организовать производственную практику студентов училища. Село вымирает, рабочих рук нет, практически все пьют. А ребята получают хорошие специальности — каменщики, маляры, механизаторы, лесники, — но практику им проходить негде. Еще матушка надеется взять в аренду бывший монастырский бор, ныне почти вырубленный. В местном хозяйстве есть саженцы редкой сосны, некогда росшей в этом бору. Вот ребята-лесники и почистят этот лес, саженцы посадят…

Возобновился колокольный звон

В настоящее время сохранились и подлежат реконструкции непосредственно на территории монастыря: Никольский Собор; Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы; Подземная церковь прд. Александра Свирского; Настоятельский и братский корпуса. В планах устройство богадельни в имеющихся зданиях, относящихся к приходу, в деревне Пятницкое. При советской власти на колокольне не осталось ни одного колокола, и все они были утеряны. Из материалов в Тверском архиве получены сведения о колокольне: «Каменная колокольня построена в 1835 году. Высота колокольни 16 сажень, с крестом 17 сажень. Двенадцать медных колоколов. Под колокольней палата для хранения казны».

В 1999 году вопрос о колокольном звоне стал решаться благодаря белорусским друзьям. Отливать колокола взялась Минская мастерская «Отменное литье» на благотворительные средства. Новые 11 колоколов (самый большой из них весит 418 кг) были подняты на колокольню в 2000 году и снова плывет над селом, сосновым бором и рекой Мологой радостный колокольный звон.

Проявление фресок

В Никольской церкви уцелела уникальная живопись. Проявляться загадочным образом фрески начали пять лет назад сразу в двух церквях монастыря – Никольской и Благовещенской. Сквозь штукатурку сначала проступили бледные рисунки. Постепенно они становились всё более красочными и яркими.

Краски действительно поражают своей яркостью и сочностью, словно и высохнуть толком не успели. Похоже, что художник, расписывавший церковь, работал без особого плана, по наитию. Вот в завершенной и четко прописанной библейской сцене у ангелов замазаны рты — словно мастер оставил работу над ними на потом. Занимающей центральное место «Тайной вечере» время, кажется, вообще нипочем. В соседнем приделе контуры еще бледноваты, а дальше… кончилась штукатурка, но на голой стене тоже проглядывает орнамент.

Инокиня Матушка Иоанна: «Фрески стали набирать краску с тех пор, как здесь вместо складов и общежитий образовался женский монастырь. Раньше изображения были, да только контуры и силуэты, а сейчас такое буйство красок играет, как будто художник только что сошел с лесов». Сердце здесь всегда открывается навстречу Небу.

Свое объяснение феномена предлагают жители соседнего с обителью поселка Труженик. Они уверены, что разгадку тайны следует искать в прошлом Никольского собора, а также по соседству — в подземной церкви Александра Свирского. Она была освящена в середине XVIII века, и от нее шли подземные ходы, о которых так любят рассказывать сельчане. Мужчины старшего возраста вспоминают, как мальчишками они находили те самые штольни. Фактически под землей существовал еще один монастырь, о котором, увы, почти ничего не известно. «Мне говорили, что в проходах есть три саркофага, — рассказывает матушка Ольга, — наверняка там покоятся иноки, когда-то жившие здесь». Догадок о том, кто конкретно мог быть упокоен в подземельях обители, настоятельница не строит, да и подобраться к захоронениям не так просто — ходы были засыпаны, а сами проходы из подземной церкви замурованы. Впрочем, не исключено, что тайна все-таки откроется. В скором времени обитель посетит группа исследователей, которые с помощью георадаров выявят затерянные катакомбы и, возможно, доберутся до подземелья.

«Господь открывает понемножку…»

Матушка Ольга рассказала про паломника, который недавно приезжал в монастырь. Он высчитал, что православные монастыри находятся друг от друга на одинаковом расстоянии — 540 км. Николо-Теребенская обитель находится в 540 км и от Саровской обители, и от Псково-Печерского монастыря, и от Великорецка, и так далее. 540 — это 5 раз по 108, а число 108 он считает значимым для Земли. Паломник нанес на карту основные монастыри, соединил их линиями, и на их пересечении оказалась Николо-Теребенская обитель. Вышло так, что на этом месте пересекаются все духовные линии. Матушка Ольга приняла информацию к сведению и мудро сказала: «Господь пока ничего не открывает или открывает понемножку. По всей видимости, еще не время».

Власти и предприниматели готовы вложиться в создание торговой сети экологических продуктов под брендом «Максатиха». Этот проект собираются поддержать и руководители ведущих тверских СМИ. Они готовы выступить гарантами качества продуктов. Любой горожанин сможет не только увидеть по телевизору, кто и как производит яйца, мясо, молоко, сыр и другие продукты, но получит возможность пожить на фермах и даже поучаствовать в сельхозпроизводстве. Это проект для комплексного развития территории. Он органично учитывает интересы населения, бизнеса, власти, селян и горожан. Проект призван возрождать историческую память народа, её культуру, укреплять нравственные основы нашей нации.

Отзывы паломников

Елена:
— Посетила Николо-Теребенский монастырь 23 февраля 2010 года.
Присутствовала на трапезе, как раз был пост, но пища была необычайно вкусной, приготовлена матушкой Ольгой и Иоанной. Экскурсию по монастырю провёл очень интересный человек, работающий в Максатихинской администрации Геннадий Николаевич Быков. Хочется побывать в монастыре ещё…

Николай:
— Встречал Пасху 19.04.09. Встреча, гид-экскурсовод Николай,
служба, крестный ход, звон колоколов, гид, трапеза, МАТУШКА-
ОЛЬГА, проводы. Впервые встреча праздника православия, для
меня настоящий ПРАЗДНИК-ДУХОВНОСТИ, который очень впечатлил. Выразить эмоции не хватает слов.
С уважением, Николай.

Дорожница:
— Поехали и не пожалели. Монастырь восстанавливается, что радует. В соборе совершенно потрясающие фрески, которые, как утверждают обитатели монастыря, не реставрируются, а самовосстанавливаются. Очень впечатлило — красота необыкновенная!
Фотографировать можно с позволения Матушки, которую зовут Ольга. Когда мы были (15.04.2007) она была нездорова, к сожалению, но говорят, она сама принимает приезжих и очень интересно рассказывает о монастыре.
Вообще, очень спокойное и какое-то светлое место этот монастырь, душа отдыхает.

Екатерина:

— На матушку и колдуны местные нападают, и гадости местные жители делают, и ножки у неё сильно болят. А она радуется, и по ней даже не скажешь, что ей тяжело. Такая удивительная сила духа!
А как там кормят трудников и паломников! Чтобы манты с рыбой внутри (!), фаршированные грибами баклажаны, запечённая картошечка, салатики разнообразные, домашний творог, сметана, 2 вида супа лежали на столе, мать Серафима, матушка игумения и р.Б. Любовь встают очень рано ночью (или поздно). Я молчу про молитвенное монашеское правило и прочее. Какая же любовь исходит от матери Серафимы! Я жила с ней в одной келии, и она боялась меня чем-то смутить.Удивительно, хотя должно быть наоборот.
Система: утро – подъём — молитва – Литургия — послушание в трапезной (с молитвой вкупе, естественно), вечеря, послушание мне очень понравилась. То есть, келия – храм — трапезная – келия – храм – трапезная – келия — это просто удивительно. Конечно, не без скорбей, но всё же молитву там Господь даёт добрую.

olster28

Когда я читал про Николо-Теребенский женский монастырь, рассматривал его фотографии, это место представлялось мне медвежьим углом, однако, летом здесь довольно оживлённо. Как это часто бывает в провинции, села и деревни, где по переписи числится пару человек, в теплое время года пополняются дачным людом и кажется, что не все еще потеряно.
Монастырь особенно впечатлял меня двумя своими сооружениями: подземная церковь в честь преподобного Александра Свирского и никольская церковь с печной трубой (наследие советского периода). Смотрелись эти два объекта особенно непривычно. Сейчас монастырь вовсю восстанавливается, хотя монахинь здесь можно сосчитать по пальцам одной руки. Матушка Ольга очень приветливый и радушный человек. На территории монастыря небольшой огородик, есть у монастыря и свои поля. Держат скотину, например творог и молоко из монастыря возят на продажу в Тверь. Вообще монастырь и его обитатели оставляет очень светлое впечатление.
Стал широко известен и случай фресок, которые сами восстанавливаются, без всякой реставрации. Так это или нет, но фрески действительно в таком виде, будто бы их подновили вот совсем недавно. Не вижу смысла монахиням и местным жителям выдумывать это. А факт остается фактом, фрески не реставрировались. Так что те, кто в нашем циничном суетном мире еще не разучился не то чтобы верить, а впускать в свое серце хотя бы теоретическую возможность чуда, может лично убедиться в этом. Обшарпанные стены, ждущее ремонта внутреннее убранство и … будто только написанные фрески, которым уже более полутора сотен лет. Фрески, к слову, писали ученики Венецианова.

Изначально монастырь был мужским. И как многие монастыри служил не только для религиозных целей, но и мог дать отпор неприятелю. Стены монастыря достигают в толщину 6 метров, а общая их протяженность когда-то составляла более километра. Бойницы и башни дошли и до нынешних времен. Почти у стен Молога, в те времена, наверняка еще бывшая судоходной.
Я ничего не нашел о советском периоде в истории пустыни. Внутри башен видна типовая покраска для тех времен. В таких монастырях, особенно удаленных любили делать колонии для несовершеннолетних. Возможно, монастырь использовался под свои нужды местным колхозом. Колхоз в 1946 году стал называться Труженик и именно так называется теперь поселок, в котором и распологается Николо-Теребенский монастырь. А изначально село и называлось именно Теребень. Во второй половине XIX — начале XX века этот населённый пункт относился к Вышневолоцкому уезду Тверской губернии.
А начиналось наше путешествие с удивительной встречи в селе Пятницком. Все мы слышали про русское хлебосольство или, скажем, кавказское гостеприимство, знайте, тверские карелы гостеприимны до невероятности. И, кстати, встреча в Пятницком была уже второй за тот день, не улеглись еще сульчины и калитки, которыми угощали от души нас в одном из здешних карельских сёл, а нас уже встречали новые яства. И не только яства, но и гармонь, самовар и светлые улыбчивые люди в народных костюмах.

1.

2. Вкусно все, но варенье из красного крыжовника — просто гастрономический шедевр.

3.

4.
После трапезы отправились к святому источнику.

5.

6.

7.

8.
Монастырь основан во имя Николая Чудотворца во второй половине XVIII века как мужской. В 1930-х годах закрыт, с середины 1990-х годов возрождается как женский. В 1492 году помещик Михаил Обудков решил построить в принадлежавшем ему селе Теребени, церковь во имя Святителя Николая. Выбрал подходящее место и поставил образ Святителя. Но икона несколько раз невидимо оказывалась недалеко от озера и реки Мологи, где стояли пять берез, и был водный «кладязь». Обудков увидел тогда в этом чудесном знамении образа иную волю Чудотворца о месте построения храма и не захотел противиться ей. На месте, указанном самим Угодником, выстроили деревянную церковь. Помещик же в вечное поминание о себе и роде своем, отдал церковным служителям и свое село Теребени. Поначалу церковь была только приходской, но вскоре около неё образовался монастырь.
В смутное время обитель разорили поляки.
До революции 1917 года Николо-Теребенский мужской монастырь пользовался заслуженной славой. Когда-то ему принадлежало 1350 га земли, которой он продолжал пользоваться и после секуляризации, а монахов насчитывалось не больше сорока человек. Работавшие на этой земле крестьяне трудились на совесть, поэтому и жили хорошо, в отличие от помещичьих крестьян. Монастырь полностью содержал Тверскую духовную семинарию, помогал сиротам.
В настоящее время сохранились и подлежат реконструкции непосредственно на территории монастыря: Никольский Собор; Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы; Подземная церковь прп.Александра Свирского; Настоятельский и братский корпуса; Стены монастыря, в том числе южная стена с хозяйственными постройками (хозяйственные постройки полностью разрушены).

9.

10. Наш замечательный экскурсовод — Николай Алексеевич Соловьев, преподаватель истории одной из сельских школ. помимо этого помогает в службе здесь же в монастыре.

11.

12. Удивительное паникадило с двухглавыми орлами. Может, я невнимателен, но похожее я встречал только в сербской Тополе.

13.

14. Девочка Варвара. Вообще, я должен был запечатлеть ее вместе с кошкой, но она убежала и мы решили с велосипедом.

15. Никольский собор. Именно здесь чудесным образом восстанавливаются фрески. Сначала проступали фрагменты сюжетов: части одежды, лица, цветы, потом — куски композиций. Под каждой фреской есть надпись из священного писания. Матушка Ольга уверена, что восстановление фресок на сводах и стенах собора – божественное знамение. Специалисты-реставраторы пока не дают внятных объяснений. Их больше интересует то, какому мастеру они принадлежат
Предполагают, что над росписью работали калязинские живописцы Никифор Степанович Крылов (1802–1831) и Алексей Васильевич Тыранов (1817–1900), будущие ученики художника Алексея Гавриловича Венецианова(1780–1847), который неоднократно бывал в монастыре.

16. Монастырь и этот храм были очень любимы Царской семьей. На хорах пел сам Шаляпин.

17.

18. Подземная церковь преподобного Александра Свирского

19. Точнее сказать то, что от нее осталось.

20.

21.

22. В монастыре нас ждала чудесная трапеза и беседа с матушкой Ольгой. Свежий творог, черника, морс из смородины… все это было великолепно.

23.

24.

25. Оставалось только освежиться после сильной жары в проистекающей поблизости Мологе…

26.
Использованы материалы отсюда:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *