Нотр дам ла гранд

Конечно же, мы войдем внутрь, но нужно немножко задержаться у порога, присмотреться к стенам храма. Ни одно, даже самое почитаемое строение, не может существовать в веках, оставаясь неизменным. Египетские пирамиды, и те пострадали от воздействия сил природы. Что уж говорить о храме, поставленном в самом центре растущего и изменчивого города? Нотр-Дам Ла Гранд тоже менялась. Поначалу её достраивали и приукрашивали.
В 11м в. под хорами пост-фактум выкопали крипту, украсили фресками. Тогда же возвели колокольню, с квадратным основанием и круглым верхним ярусом, которая раньше смотрелась более солидно: позже первый её ярус заслонила крыша. Навершие колокольни выложено выпуклыми плитками, такой тип крыш был распространен в юго-западных областях. С северной стороны уже в 12м веке устроили окруженный колоннадой дворик с цветниками. Потом добавили галерею с часовнями и их стены тоже расписали. Самую большую часовню возвел некто Ивон Безумный, главный сенешаль Пуату, уже в 15м веке.

Альбом: Пуатье — собор Марии

Еще немного полюбуемся фасадом. Здесь есть и непременные Адам с Евой, и другие сюжеты, как из Ветхого, так и из Нового завета. Слева направо: первородный грех, Навуходоносор — царь Вавилона (при чем тут он, непонятно), дальше пророки Даниил, Моисей, Исайя и Иеремия — предвестники пришествия Спасителя. За ними следует сцена Благовещения, а дальше — царь Давид, в качестве отдаленного предка Христа. Все вместе эти изображения передают идею взаимосвязи между Ветхим заветом и Евангелием. С другой стороны от входа можно видеть встречу Марии и Елизаветы между Назаретом и Иерусалимом, изображенными как современные мастерам города. Естественно, дальше показано рождение Иисуса и купание новорожденного. (Кстати, выяснилось, что этот сюжет, весьма популярный в старой живописи, заимствован из каких-то апокрифических текстов.)

Альбом: Пуатье — собор Марии

Выше, под арочками, расставлены фигуры 12ти апостолов и двух епископов. Согласно местной традиции, эти двое — св. Гиларий Пуатевинский (символический намек на епископов Пуатье) и св. Мартин Турский. Конечно, это не портреты: епископы изображены здесь как преемники апостолов, а потому на одном уровне с ними. И наконец, на самом верху изображено Второе пришествие: Христос в ореоле, окруженный херувимами, Солнце и Луна.

Альбом: Пуатье — собор Марии

Альбом: Пуатье — собор Марии

Кто сделал все эти рельефы? Имен, как почти всегда в средневековье, нет. Известно только, что фигуры были готовы раньше, чем доделали фасад: судя по некоторым деталям, их пришлось подрезать, чтобы встали на место. А ещё в 11-12м вв. скульптурные группы вовсе не были белыми. Их ярко раскрасили и снабдили надписями. Следы раскраски и поныне заметны кое-где в углублениях.
Потом настали для церкви невеселые времена. В 1562 году Пуатье захватили гугеноты. Они разграбили город, они же снесли головы почти всем изображенным персонажам. (Такие же следы их пребывания мы видели в Нарбонне и Тулузе. ) В веке 17м напротив фасада церкви располагались мастерские солеваров, и испарения соли повредили поверхность известняка, из которого сложены её стены…

Уже в «просвещенном» 1857 году примыкавший к церкви садик с колоннадой снесли, чтобы воздвигнуть торговый ряд жестянщиков. Отрезок из трех арок сохранили на память — перенесли во двор университета, располагающегося напротив.

Альбом: Пуатье — собор Марии

В результате от первоначальной постройки сохранилась только часть стены на северной стороне. И все-таки тот облик, который имела Мария Большая в 11м веке, прошел сквозь века. Мне удалось найти картинку, сделанную в 1699 г. Если сравнить её с тем, что мы можем видеть сейчас, становится ясно, что замысел первых строителей мало пострадал.

Альбом: Пуатье — собор Марии

Вот теперь можно и войти наконец-то внутрь. Но как? Дверь, которая когда-то вела в садик, замурована. Прекрасный романский портал закрыт. (Такая знакомая манера закрывать парадную дверь и заставлять посетителей протискиваться в узкую щель!) Наконец мы обнаружили дверь, может. и не вполне аутентичную, зато открытую, и вошли.

Альбом: Пуатье — собор Марии

Внутри, как и следовало ожидать, темновато. (Из-за этого часть фотографий не удалась, так что заранее извиняюсь за качество.) Свод высокий, но ощущения «улета ввысь» правильные полукруглые арки не создают.

Альбом: Пуатье — собор Марии

Фрески романского периода сохранились только на своде над хорами и в крипте (при нас она была заперта и спуститься туда не удалось). Над хорами — видение апокалипсиса, но изображено оно довольно необычно: Дева с младенцем в ореоле, Христос во славе, а по сторонам его фигуры — круг и квадрат. Их оркужают 12 апостолов, и историки полагают, что эта роспись послужила образцом для скульптуры на фасаде, поскольку композиции почти полностью совпадают.
Сразу же от входа бросается в глаза полосатый орнамент, которым покрыты колонны и арки. Капители колонн напоминают коринфский ордер античности, и потому кажется, что раскраска — подлинно древняя, а капитьели поздние. На самом деле все наоборот: в 10м веке, когда возводился центральный неф церкви, мастера еще помнили что-то о подлинной римской архитектуре.

Альбом: Пуатье — собор Марии

Могли видеть реальные образцы в развалинах. А колонны раскрасили во время первой серьезной реставрации в 1851 г. руководитель работ, Жоли-Летерм решил раскрасить колонны в «романо-византийском» духе, следуя мнению реставраторов 19го века, что после первых крестовых походов византийское искусство повлияло на романский стиль. Жоли-Летерма потом критиковали за фантастичность его выдумки, и все же в таком виде колонны гораздо ближе к первоначальному облику здания, чем голый белый камень. Но тут же можно видеть и чисто средневековые, совершенно изумительные капители со сказочными фигурами и растительным орнаментом.

Альбом: Пуатье — собор Марии

Альбом: Пуатье — собор Марии

Внутреннее убранство Нотр-Дам Ла Гранд разнообразно и разновременно. В часовнях — прекрасная резьба поздней готики. Одна из них посвящена св. Анне, но прозывается «часовней Безумца» (хорошо бы узнать, почему почтенного горожанина так прозвали), в ней расположена скульптурная композиция «Положение во гроб». Фигуры отдаленно напоминают деревянную резьбу германских мастеров, но они вырезаны из камня и раскрашены.

Альбом: Пуатье — собор Марии

Датируют эту скульптуру самым началом 16го века. Она не всегда была тут, ее перенесли из упраздненного аббатства Троицы.

Альбом: Пуатье — собор Марии

Когда стоишь рядом, кажется, будто эти люди живые. И снова имени автора никто не знает…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *