Особняк второва в Москве

Особняк Второва

Достопримечательность
Особняк Второва
55°45′02″ с. ш. 37°35′17″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Москва
Архитектурный стиль Неоклассицизм
Автор проекта В. Д. Адамович, В. М. Маят
Основатель Н. А. Второв
Дата основания 1913
Строительство 1913—1915 годы
Статус Объект культурного наследия № 7710803000№ 7710803000
Состояние Резиденция посла США
Сайт russian.moscow.usembassy.gov/…
Особняк Второва на Викискладе

Особня́к Вто́рова, Спа́со-ха́ус (англ. Spaso House) — исторический особняк в центре Москвы, с конца 1933 года арендуется правительством США как резиденция посла Соединенных Штатов Америки в СССР/России, широко известен по своему англоязычному неофициальному названию. Памятник неоклассической архитектуры предреволюционного времени, расположен по адресу: Спасопесковский переулок, 10.

В 1990-е годы здание стало предметом долгого спора между МИД России и Госдепартаментом в связи с условиями аренды по договору 1985 года, который предусматривал годовую арендную плату в размере 72 500 инвалютных рублей (тогда 90 000 долларов США), что в 2001 году составляло 3 (три) доллара США. В 2004 году стороны заключили новый договор аренды на 49 лет; сумма арендной платы не раскрывалась.

История

Построен в 1913—1915 по заказу Н. А. Второва, крупнейшего предпринимателя России, по проекту В. Д. Адамовича и В. М. Маята на месте бывшей усадьбы Лобановых-Ростовских. Непосредственно рядом с домом Второва находятся памятники московского ампира — дома А. Г. Щепочкиной и Н. А. Львова.

Вероятно, образцом для Адамовича и Маята послужил петербургский особняк Половцева, построенный в 1911—1913 И. А. Фоминым, а также особняк Гагариных на Новинском бульваре работы О. И. Бове (уничтожен авиабомбой в 1941). Существенные отличия второвского особняка — в замене центрального портала на полуротонду с ионическими колоннами, поддерживающими балкон. Размеры палладианского полуциркульного окна точно повторяют размеры окна особняка Гагарина, но здесь оно приподнято относительно классических образцов на высоту балюстрады. Внутри особняк спланирован по канонам классической симметрии.

В 1918—1933 в особняке размещались учреждения и квартиры, в том числе жил народный комиссар иностранных дел Георгий Чичерин, позже — его заместитель.

С 1933 года особняк арендуется для целей размещения резиденции посла США в Москве. Первым американским послом, поселившимся в особняке, стал Уильям Буллит. В эти же годы со стороны главного входа в сад к особняку был пристроен большой зал для приемов и танцев. Именно здесь на одном из первых музыкальных вечеров своей оперой «Любовь к трём апельсинам» дирижировал Сергей Прокофьев, неоднократно выступали всемирно известные музыканты и певцы, выставлялись работы выдающихся американских художников.

Здесь жили во время государственных визитов Эйзенхауэр, Никсон, Рейган. На приёме в 1976 году в честь двухсотлетия Декларации независимости США дом вместил 3001 гостя.

> См. также

  • Посольство США в Москве

Ссылки

Особняк Второва на Викискладе
  • Spaso House History Справка на сайте посольства США в РФ

Начиная с 1933 года, когда были установлены дипломатические отношения между США и CCCР, резиденцией американских послов в Москве является особняк Спасо-Хаус. Он расположен в одной миле к западу от Кремля по адресу: Спасопесковская площадь, 10. Это недалеко от Садового кольца и Арбата, одного из старинных районов Москвы.

В XVII веке здесь жили царские псари и сокольничьи. В память о тех временах сохранилось название Кречетниковской улицы, позднее переименованной в улицу Композиторов. Название Спасо-Хауса и площади, на которой он расположен, происходит от великолепной русской православной церкви, расположенной на одной из сторон площади. Церковь «Спаса на песках», построенная в 1711 году, была изображена художником В.Д. Поленовым в 1870-х годах на картине «Московский дворик», ныне украшающей московскую Третьяковскую галерею.

Сооружение Спасо-Хауса велось по заказу Николая Александровича Второва, богатого купца и промышленника, и было завершено в 1914 году. Хотя здание построено в стиле новый ампир в эпоху господства помпезного стиля в архитектуре, оно не лишено достоинства и изящества. Интерьер сделан с размахом: главный зал длиною около 25 метров венчает высокий сводчатый потолок, с которого свисает громадная люстра. Считается, что эта люстра из российского хрусталя, которая выглядела впечатляющей даже по меркам Москвы 1914 года, была сработана знаменитым серебряных дел мастером Мишаковым и является самой большой домашней люстрой в Москве.

Жилые помещения, хотя и уступают по размеру залу на первом этаже, все же впечатляют простором и тщательной проработкой деталей — великолепной лепниной потолков, резными дверями и роскошными люстрами. В 1930-х годах был пристроен одноэтажный флигель, предназначенный для танцев. В остальном особняк мало изменился.

Спасо-Хаус строился на рубеже эпох. Участие России в Первой мировой войне послужило началом политических и общественных волнений, которые коснулись непосредственно хозяина дома. Судьба Второва породила множество легенд и версий. По свидетельству одних, он был убит в своем кабинете революционером в 1917 году. По другой версии Второв заключил сделку с Временным правительством Керенского: он отдал свой особняк в обмен на разрешение выехать из России. По третьей версии, Второв был убит собственным сыном в парадном вестибюле Спасо-Хауса. Доподлинно известно только то, что Второв умер в 1917 году и что в начале 1950-х годов одна из его дочерей жила в Париже.

После Октябрьской революции 1917 года вновь сформированное Советское правительство экспроприировало все московские особняки, включая Спасо-Хаус, в пользу государства. Советский министр иностранных дел Вышинский во время одного из приемов в Спасо-Хаусе обмолвился, что его предшественник Георгий Васильевич Чичерин, бывший наркомом иностранных дел в 1918-1930 годах, жил в Спасо- Хаусе в 1920-е годы.

В конце 1933 года, когда первый американский посол Уильям Буллитт приехал в Москву для вручения верительных грамот, ему показали три здания, отведенные для американского посольства. Выбор пал на два здания: Спасо-Хаус был избран в качестве резиденции посла. Другое здание, в то время еще только строившееся, расположенное на Моховой улице по соседству с гостиницей «Националь», предполагалось временно использовать для служебных помещений и квартир персонала до тех пор, пока не будет построен комплекс посольства на Воробьевых горах. Этот план так и не был осуществлен. Когда Соединенные Штаты установили дипломатические отношения с Советским Союзом, Спасо-Хаус использовался в качестве дома приемов Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК). На втором этаже располагались квартиры советских государственных служащих, которые они вынуждены были оставить. Среди них — И.М. Карахан, заместитель наркома иностранных дел, Михайлов, американист из газеты «Известия», и Флоринский, начальник протокольного отдела. После того, как они освободили жилые помещения, рабочие приступили к строительству «бального» флигеля. В связи со сложностями, возникшими при настиле полов, строительство было завершено лишь в 1935 году.

Посол Буллит впервые прибыл в Спасо-Хаус в марте 1934 года. В течение нескольких месяцев резиденция использовалась в качестве канцелярии Посольства, и в ней также размещалась некоторая часть сотрудников, пока не было завершено строительство нового здания на Моховой улице.

Лето 1934 года часто называют «медовым месяцем» советско-американских связей. Установление дипломатических отношений вызвало прилив теплых чувств, побудивший десятки тысяч американских туристов посетить СССР. Одним из них была сестра Чарлза У. Тейера, автора ряда книг, в том числе «Медведи в икре», описывающих жизнь в московском посольстве. Сестра затем жила в Спасо-Хаусе в качестве секретаря посла. В это время мисс Тейер познакомилась с третьим секретарем Чарльзом Е. Боуленом, возник роман, закончившийся браком, и 20 лет спустя посол Боулен и г-жа Боулен возвратились в Москву. Они были хозяевами Спасо-Хауса с 1953 по 1957 год.

В начале «медового» периода произошли два примечательных события в Спасо-Хаусе: встреча Рождества 1934 года, описанная в книге «Медведи в икре», во время которой три дрессированных морских льва устроили настоящий погром в танцзале, и праздник весны 1935 года, который Крена Уайли в своей книге «Вокруг земного шара за 20 лет» назвала «единственным достойным внимания приемом в Москве эпохи СССР». На бале присутствовал знаменитый писатель Михаил Булгаков, который затем использовал увиденное при написании сцены маскарада в романе «Мастер и Маргарита». Животные, позаимствованные из Московского зоопарка для празднования Рождества, создали целый ряд неожиданных проблем: не приученный к дому медвежонок попортил форму советскому генералу, а сотни зябликов, также не приученных к домашним условиям, шумно летали под сводами комнат с высокими потолками во время празднества и в течение многих дней после него. Еще одним знаменательным событием стал музыкальный вечер, организованный послом Буллиттом летом 1935 года. Как впоследствии вспоминал тогдашний глава консульского отдела Ангус Уорд, в только что отстроенном новом танцевальном зале в присутствии гостей была исполнена опера Сергея Прокофьева «Любовь к трем апельсинам», при этом в качестве дирижера выступал сам автор.

Начало второй мировой войны и германское вторжение в 1941 году принесли новые страдания России, а также дальнейшие изменения в Спасо-Хаусе. Часть здания стала использоваться в административных целях, чтобы справиться с увеличившимся объемом работы в связи с ростом численности американского официального персонала. В подвале здания было даже устроено бомбоубежище. В течение всего этого периода резиденция в целом нисколько не пострадала, за исключением нескольких разбитых оконных стекол, в отличие от находившегося поблизости театра им. Вахтангова, который был сильно разрушен. Поздней осенью 1941 года, когда немецкие войска приближались к Москве, Советское правительство было эвакуировано на восток, в город Куйбышев (Самара) на Волге. Иностранные посольства, естественно, последовали за ним. Спасо-Хаус стал пунктом эвакуации для американцев; штатные сотрудники и журналисты собирались в Спасо-Хаусе и отправлялись на вокзал, где, под отдаленный аккомпанемент огня советских зенитных орудий, садились в поезда, идущие до Куйбышева. После отъезда в Куйбышев Лоренса А. Стейнхардта второй секретарь Льюллин Е. Томпсон, который позднее работал послом в Москве в 50-60-х годах, принял на себя ответственность за американскую собственность и оставшийся в Москве штат сотрудников. Томпсон был одним из тех нескольких послов, которые впервые оказались в Спасо-Хаусе в качестве младших сотрудников посольства.

Несколько месяцев спустя после переезда правительства и дипломатов в Куйбышев немцы, которые так и не вошли в столицу, были отброшены от Москвы. И новый посол адмирал Уильям X. Стэндли и его штат смогли возобновить деятельность посольства в Москве. В послевоенные годы Спасо-Хаус продолжал служить резиденцией посла и его посетило большое число высокопоставленных гостей, включая пятерых президентов, троих вице-президентов и восьмерых госсекретарей.

В последние годы были предприняты шаги по возрождению Спасо-Хауса в его былом великолепии 1914 года. Посол Томас Дж. Уотсон осуществил реставрацию внешнего веерообразного окна, разрушенного во время второй мировой войны, с использованием стекла яркого ультрамаринового цвета, какое и было установлено в самом начале. В 1983 году, когда послом являлся Артур А. Хартман, была предпринята смелая программа реставрации резиденции, приуроченная к 50-ой годовщине установления дипломатических отношений между Соединенными Штатами и Советским Союзом. Восстановление парадного зала в 1988 году приблизило Спасо-Хаус к духу стиля новый ампир, в котором он был спроектирован первоначально.

В течение всех этих лет в Спасо-Хаусе выставлялись разнообразные коллекции выдающихся произведений американского искусства — традиция, которая ныне продолжается в рамках программы Государственного департамента «Искусство в посольствах». В рамках этой программы музеи и картинные галереи предоставляют произведения живописи и скульптуры посольствам США по всему миру. Гости Спасо-Хауса имеют возможность познакомиться с богатством и разнообразием американского искусства. Программа «Искусство в посольствах» была задумана и разработана супругой Льюллина Томпсона Джейн, художницей-любителем, жившей в Спасо-Хаусе. Она основала эту программу, исходя из убеждения в том, что белые стены Спасо будут выглядеть приветливее, увешанные американскими произведениями искусства.

Спасо-Хаус в течение длительного времени ассоциируется с американским присутствием в России и в этом качестве является весьма подходящим местом для резиденции американского посла в Москве.Ниже приводится список послов США в Москве, живших в Спасо-Хаусе, с указанием даты прибытия:

  • Уильям С. Буллит — ноябрь 1933
  • Джозеф Е. Дэвис — ноябрь 1936
  • Лоренс А. Стейнхардт — март 1939
  • Уильям X. Стэндли — февраль 1942
  • У. Аверелл Гарриман — октябрь 1943
  • Уолтер Беделл Смит — март 1946
  • Элан Дж. Керн — май 1949
  • Джордж Ф. Кеннан — март 1952
  • Чарльз Е. Боулен — март 1953
  • Льюллин Е. Томпсон — июнь 1957
  • Фой Д. Копер — август 1962
  • Льюллин Е. Томпсон — декабрь 1967
  • Джекоб Д. Ким — апрель 1969
  • Уолтер Дж. Стессел, мл. февраль 1974
  • Малкольм Туи — январь 1977
  • Томас Дж. Уотсон, мл. — октябрь 1979
  • Артур А. Хартман — октябрь 1981
  • Джек Ф. Метлок — апрель 1987
  • Роберт С. Страус — август 1991
  • Томас Р. Пикеринг — май 1993
  • Джеймс Ф. Коллинз — сентябрь 1997
  • Александр Р. Вершбоу — июль 2001
  • Уильям Бернс — июль 2005
  • Джон Байерли — июль 2008

Москва Американская

Отношения с США у нас всегда колебались от дружелюбных до враждебных, отразилось это и на облике Москвы. Прогуливаясь по американским местам российской столицы, можно собрать по кусочкам сложную историю взаимоотношений двух стран.

Самое популярное «американское» место в Москве wikipedia.org

Спасо-Хаус

Спасопесковская площадь, 10

Главное американское здание в Москве — так называемый Спасо-Хаус, официальная резиденция американского посла на Спасопесковской площадке недалеко от Арбата. Послы США занимают этот дом с 1933 года, после установления дипломатических отношений между СССР и Америкой. Изначально особняк принадлежал Николаю Второву, банкиру и золотопромышленнику по прозвищу «русский Морган».

Дом был построен в 1913-1914 годах в неоклассическом стиле по заказу Николая Александровича. Вскоре после большевистского переворота сам Второв погиб, по одной из версий был застрелен, его наследники эмигрировали из России, а особняк был национализирован и передан в ведение Наркомата иностранных дел.

В 1933 году дом Второва передали под резиденцию американского посла. Первым дипломатом, поселившимся в Спасо-Хаусе, стал Уильям Буллит. В эти же годы со стороны главного входа в сад к особняку был пристроен большой зал для приемов и танцев. Именно здесь на одном из первых музыкальных вечеров своей оперой «Любовь к трем апельсинам» дирижировал Сергей Прокофьев. В посольстве часто выступали известные музыканты и певцы, выставлялись работы американских художников, даже устраивались вечера с участием дрессированных животных.

Считается, что один из светских приемов – «Весенний праздник» 1935 года послужил для Михаила Булгакова, присутствовавшего среди гостей, прообразом Бала Воланда в романе «Мастер и Маргарита».

С особняком связано множество «шпионских» историй. Самая известная из них — установка подслушивающего устройства в деревянный герб США, преподнесенный в подарок от пионеров в Артеке по наущению тайных агентов Лубянки послу США. Герб провисел в его кабинете с 1946 по 1952 год, успешно выполняя свою функцию. Теперь герб находится в музее шпионажа ЦРУ.

Во время государственных визитов в СССР в Спасо-Хаусе останавливались американские президенты Дуайт Эйзенхауэр, Ричард Никсон, Рональд Рейган. Сегодня резиденцию занимает нынешний посол США в РФ Джон Теффт.

Спасо-Хаус wikipedia.org

Посольские здания США

Новинский бульвар, 21; пер. Большой Девятинский, 8.

Если резиденция посла США в Москве бессменна и стала символом российско-американских отношений на долгие годы, то с размещением остальной дипмиссии пришлось повозиться.

Изначально советское руководство обещало американской стороне здание в районе Ленинских гор, но переговоры об аренде оказались неудачными. И в 1934 году сотрудники посольства въехали в помещение на Моховую. В нем представительство находилась до 1953 года, после чего перебралось в здание на улице Чайковского (теперь Новинский бульвар), представляющее собой многоквартирный дом. Но дипломатам стало там тесновато, к тому же здание не обеспечивало необходимой безопасности.

Тогда между двумя сверхдержавами начался затяжной торг, в результате которого было подписано «соглашение об обмене участками земли для размещения посольств». Наша сторона получила право 85-летней бесплатной аренды 12,5 акров земли в районе Маунт Алто в Вашингтоне, американцы на этот же срок — 10 дополнительных акров в нынешнем Большом Девятинском переулке, сразу за зданием действующего посольства на Новинском бульваре.

К возведению нового пристанища для американских дипломатов приступили в 1979 году. Но в 1985 году работы пришлось заморозить. Так как в строящемся здании было обнаружено множество «жучков». Стройку вела советская сторона, американцы только разработали проект и осуществляли контроль. Строительство возобновили лишь после того, как в декабре 1991 года глава КГБ СССР Вадим Бакатин передал американскому послу схемы установки подслушивающих устройств. Оказалось, что уже на стадии производства стройматериалов в бетонные блоки и стеновые панели монтировались едва заметные «прослушки», внешне похожие на обычный строительный мусор.

В 1996 году американцы снесли два верхних этажа здания и возвели вместо них четыре новых. В нижней же части дома разместили службы, чья деятельность не требует режима секретности.

Здание посольства США wikipedia.org

Окончательно в новое здание по адресу пер. Большой Девятинский, 8 посольство переехало в 2000 году. А в доме на Новинском бульваре 21 разместились консульский и отдел прессы.

Только после этого американские дипломаты почувствовали себя в обстановке полной конфиденциальности.

Старое здание посольства США на Новинском бульваре wikipedia.org

Дипломатическая дача США

Таманская, 10 7А.

«Дом отдыха» американских послов находится в живописном Серебряном бору, со времен СССР ставшим уголком летних резиденций высокопоставленных госслужащих и иностранных дипломатов.

Дача американцев никак не обозначена и расположена за невысоким деревянным забором, в отдалении от городских магистралей. Она была дарована США после установления прочных дипотношений между странами в середине 1930-х. Здесь даже бывал президент Ричард Никсон и предложил превратить Серебряный бор в «Рашн Кони-Айленд». Нынешний американский посол часто собирает своих сотрудников на даче на корпоративное барбекю.

Пруд в Серебряном Бору wikipedia.org

Англо-Американская школа

Береговая, 1

В 1949 году в здании на улице Береговая была открыта международная школа для детей членов англоязычного сообщества в Москве. В основном здесь обучаются дети дипломатов из США, Великобритании, Канады. Правда, есть и небольшой процент русских учеников, примерно одна пятая. Но попасть российскому школьнику сюда довольно сложно. Занятия в школе проходят по американской программе, все предметы ведутся только на английском языке, а педагогический штат состоит из американцев и канадцев.

Англо-Американская школа в Москве wikipedia.org

Американская Православная церковь

Большая Ордынка, 60/2

Немногие знают, что в старинной церкви св. Екатерины на Большой Ордынке действует подворье Православной церкви в Америке. В храме проводятся богослужения не только на русском, но и на английском языке.

США — преимущественно протестантская страна. Протестантизм исповедует свыше 50% американских граждан. Православие же было «завезено» на Аляску в конце XVIII века в ходе мессианской поездки Русской Православной Церкви.

Официально поместная православная церковь в Америке действует с 1970 года. А ее подворье в Москве было открыто в 1994 году, после того, как наша страна сама очнулась от безбожия, и храмы были возвращены верующим.

Екатерининский храм на Большой Ордынке wikipedia.org

Хаммеровский центр

Краснопресненская набережная, 12

Центр международной торговли на Красной Пресне был построен в 1980 году. Среди инициаторов и спонсоров строительства был американский предприниматель Арманд Хаммер, за что здание в Москве сразу прозвали «хаммеровским».

Необходимость создания подобного центра возникла в начале 1970-х годов, в период роста внешнеэкономической активности СССР и увеличения числа контрактов с зарубежными организациями. Проект комплекса был разработан под руководством главного архитектора Москвы Михаила Посохина совместно с американской компанией Welton Becket.

Отношения же Арманда Хаммера с СССР начались еще задолго до этого, в 1921 году, когда он еще 23-летним молодым человеком приезжал в Россию во время Гражданской войны и улаживал вопросы долгов за поставки лекарств. Ему приписывают и дружеские отношения с самим Лениным.

«Хаммеровский» центр wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *