Пафнутьев боровский монастырь

Свято-Пафнутьев Боровский монастырь.

Адрес Свято-Пафнутьева Боровского монастыря: 249010, Калужская область, г. Боровск.
Телефон Свято-Пафнутьева Боровского монастыря: (48438) 4-37-39
Телефон паломнической службы Свято-Пафнутьева Боровского монастыря: (48438) 6-61-96
Как проехать к Свято-Пафнутьеву Боровскому монастырю: из Москвы — с Киевского вокзала электричкой до станции Балабаново, затем автобусом на Боровск до остановки «Роща» (около 20 минут), а дальше пешком (минут 10).
Сайт Свято-Пафнутьева Боровского монастыря: http://www.pafnuty-abbey.ru

Чем привлекает к себе небольшой подмосковный город Боровск? Своей древностью или живописной природой? Интересной историей или славными земляками? Богатством архитектуры или боевыми подвигами предков? Да, все это присуще нашему городу. Но особый интерес к этому уголку Подмосковья вызывает, пожалуй существование здесь известной православной обители, памятника истории и культуры — Пафнутьева-Боровского монастыря.

Как и любой другой монастырь на Руси, он был связан бесчисленными нитями с внешним миром, реальной жизнью, со всеми ее конфликтами, потрясениями, противоречиями. История монастыря тесно переплетается с историей Государства Российского, развитием русской культуры. Предлагаю вниманию читателей не обычный рассказ, а хронологическую таблицу основных событий, имевших место в этой обители.


Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы.

История знаменитого Боровского Рождества Богородицы Пафнутьева монастыря и судьба его святого основателя преподобного Пафнутия удивительным образом отражают важнейшие события летописи земли русской. «Дом Рождества Пречистой Богородицы и великого чудотворца Пафнутия» мы должны почитать как духовную святыню и как памятник нашей державной славы. В нераздельности этих понятий не только особенность пафнутьевой обители, но смысл и сила православного царства, каким было государство Московское.


Икона преподобного Пафнутия Боровского.

Дед Преподобного был ордынским баскаком в Боровске, где, приняв христианскую веру, остался навсегда. В Боровске же сам прп. Пафнутий с 20-летнего возраста подвизался в Высоком Покровском монастыре под руководством священноинока Никиты, ученика прп. Сергия Радонежского, проведя там около 30 лет, из них 13 — игуменом. Впав в тяжкую болезнь, Преподобный принял схиму. По выздоровлении он, отказавшись от настоятельства, ушел с одним из братии вниз по течению Протвы и 23 апреля 1444 г. поселился в лесу между реками Протвою и Истерьмою.


Общий вид Свято-Пафнутьева Боровского монастыря. Акварель XIX в., реставрирована Н.И. Журавлевой.

Сооружение деревянной церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы положило основание новой обители, которая уже при жизни создателя была почитаема по всей Московии, любима московскими государями, царицами и царевнами. Не обретя желанного безмолвия, по воле Божией 33 года прп. Пафнутий Боровский обустраивал этот монастырь и, преставившись 1 мая 1477 г., оставил 95 человек братии, каменный соборный храм, расписанный известным Дионисием, которого Преподобный исцелил от препятствовавшей заниматься иконописанием болезни, и, главное, завещал духовные начала, ставшие одной из опор державного домостроительства.


Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (1585 г.). На заднем плане колокольня (1690 г.).

Нельзя не увидеть доброе семя в том, что прп. Пафнутий, по свидетельству современников, во всем избегал неумеренности, говорил, когда требовалось, а в другое время предавался молчанию, мог с пользой и поститься, и насыщаться, и изобиловать, и лишаться, хотя всегда стремился избегать праздности и любил нищету и скудость. Из воспитанников Пафнутьевской обители, которые по примеру своего духовного старца учились держаться во всем золотой середины, достаточно назвать приемника прп. Пафнутия прп. Иосифа Волоцкого, свт. Макария, митрополита Московского, прп. Даниила Переяславского, свт. Вассиана, архиепископа Ростовского. Уже в 1531 г. началось местное празднование прп. Пафнутию. Собор 1547 г. постановил его память праздновать общецерковно. Сразу по преставлении преподобный стал как бы семейным святым московских государей. Иван Грозный считался рожденным по молитвам прп. Пафнутия и называл его в ряду с прпп. Сергием и Кириллом.

В XVI в. Боровский монастырь превращается в сильную пограничную крепость, суровый облик которой сохраняет до сих пор. В возведении стен и башен участвовал знаменитый градоделец Федор Савельевич Конь.

В 1610 году Самозванец Тушинский, идя на Москву с поляками и литовцами, опустошил обитель (изменники открыли ему ворота) и привел ее в крайнее разорение. Войска и все монашествующие, находившиеся в монастыре, были убиты, в числе их погиб и защитник Сергиевой Лавры архимандрит Иоасаф, удалившийся сюда на покой. Воевода Михаил Константинович Волконский бился во вратах церковных и, раненый, прямо в соборе был изрублен ворами. (На месте учебного корпуса современной постройки находился храм в честь Всех Святых — семейная усыпальница Волконских).


Свято-Пафнутьев Боровский монастырь. Церковь Илии Пророка с больничными палатами (1670 г.). На заднем плане церковь Мирофана (1760 г.).

В Пафнутьев монастырь до заточения в Пустозерский острог был сослан Аввакум, а в Боровский Рождественский девичий монастырь — его покровительницы и ученицы сестры княгиня Урусова и боярыня Морозова, здесь они скончались и погребены. Их могилы и память об Аввакуме собрали в Боровске немало раскольников.

В 1812 г. обитель снова была разорена французами, тогда сгорела богатая монастырская библиотека.

В начале нынешнего века при монастыре существовало Пафнутьевское братство, миссионерское по своей деятельности. Содержание обители, кроме штатного оклада от казны, в то время составляли доходы с мельниц, подворья и земли, отдаваемой под ярмарки при монастыре.

Сразу после большевистского переворота начались гонения на монастырь, который некоторое время существовал под видом сельскохозяйственной коммуны. Последним его настоятелем был епископ Алексий (Житецкий). Он принял настоятельство в 1915 г., был членом Церковного Собора 1917-1918 гг., в 1919 г. хиротонисан во епископа Боровского. Когда его арестованного вели через город, он осенял плачущих людей архиерейским благословением (Дата его смерти у митр. Мануила — 17.Х. 1924 г.).

Имущество обители еще в 1923 г. было «передано» Главмузею, но вскоре там разместили исправительную колонию, затем сельхозтехникум и т. п. Великая Отечественная война не нанесла существенных повреждений монастырским строениям, все его хозяйство и обстановка были разграблены и изуродованы советской властью до ее начала. Из горького множества — два примера: по распоряжению пом. нач. труд. Колонии тов. Баранова в 1932 г. был сброшен древнейший из известных в России колокол, отлитый через 11 лет по кончине преподобного Пафнутия Боровского, а из икон XVI в. иконостаса Ирининского придела устроены судки для собак и клетки для кроликов.

Внешний облик Боровского монастыря сохранился довольно хорошо благодаря многолетней работе реставраторов. А хранителем его духовного наследия можно считать известного старца схиархимандрита Амвросия (Иванова), пафнутьевского насельника, который жил под Балабановым неподалеку от монастыря и почил за 10 лет до его возрождения.

С 1990 г. Высокопреосвященный Климент, архиепископ Калужский и Боровский, добивался возвращения монастыря Церкви. В марте 1991 года сельскохозяйственный техникум освободил церковь св. пророка Ильи с больничной и трапезной палатами, построенную, по преданию, на месте захоронения 1610 года защитников монастыря. Здесь поначалу помещались все монастырские службы. Освящение храма пришлось на субботу Пасхальной седмицы. Из близлежащей приходской церкви села Роща к этому времени перенесли монастырское распятие с предстоящими.

Постепенно к монастырю перешла большая часть строений и живописный монастырский сад, с заросшими прудами, со святым источником Преподобного. В июле следующего года в день освящения престола храма свт. Митрофана, патриарха Цареградского, в монастырь были перенесены ковчег с частицей мощей прп. Пафнутия из ризницы Псково-Печерской обители и икона Рождества Богородицы из храма прп. Сергия Радонежского села Передоль, которая до революции находилась в Боровском монастыре. Примечательно, что монастырь возобновлен как общежительный, а по древнему уставу таковым не являлся.

Восстановительная работа, непосильная для малочисленной братии, не останавливается по милости Божией и предстательством прп. Пафнутия. Несомненно, что всенародное участие в возрождении места почитания прп. Пафнутия стало бы нашей общей молитвой сему державному заступнику, великому Боровскому Чудотворцу.

История монастыря в датах.

1358 г. Первое упоминание Боровска в письменных источниках.

1394 г. В местечке Кудиново.что в Четырёх поприщах (верстах) от Боровска, у благочестивых родителей рождается сын Парфений. По преданию, его дедом был татарский баскак, принявший христианство.

1414 г. Парфений покидает родительский дом и уходит в Покровский Высокий монастырь, неподалеку от Боровска, где от настоятеля Маркелла принимает иноческий постриг с именем Пафнутия.

1426 г. Пафнутия избирают игуменом монастыря. Его рукополагает митрополит Киевский, святитель Фотий.

1444 г. После тяжелой болезни Пафнутий покидает Высокий монастырь и поселяется на левом берегу реки Протвы при впадении в нее речки Истермы.

1448 г. В новом, основанном Пафнутием монастыре построена и освящена деревянная церковь во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

1460 г. Пафнутий совершает постриг в иночество Иоанна Санина, дав ему имя Иосиф. Это будущий знаменитый деятель русской православной церкви Иосиф Волоцкий, причисленный к лику святых.

1467 г. Торжественно отпраздновано освящение новой белокаменной церкви, названной также во имя Рождества Пресвятой Богородицы.

1476 г. Иконописцы Митрофан и Дионисий с сыновьями расписали церковь фресками.

1477 г. Основатель и настоятель монастыря Пафнутий умирает. Игуменом избран Иосиф, который вскоре покидает монастырь и уходит на Волоколамские земли.

1480 г. Великий князь Московский Иван III ведет борьбу с монгольским ханом Ахметом. Местом своей ставки он определяет предместье Боровска. Одержав победу, Иван III посещает монастырь, восхищается росписью Дионисия и приглашает живописца в Москву.

1506-1511 гг. Ученик Пафнутия Вассиан Санин пишет житие своего наставника.

1511 г. В монастыре строится церковь Рождества Христова с трапезной и келарской.

1529 г. Монастырь посещает Великий князь Московский Василий III с женой Еленой. Глинской. Здесь он молит Бога, чтобы у него родился.наследник. В 1530 году у Василия III рождается сын, будущий царь Иван IV Грозный.

1531 г. Собор епископов во главе с митрополитом Даниилом устанавливает преподобному Пафнутию местное празднование в день его преставления — 1 мая (ст. стиль).

1547 г. На московском Соборе преподобный Пафнутий причислен к лику святых, как великий чудотворец. 1 Мая (14 мая по новому стилю) становится днем его памяти и всецерковного празднования.

XVI век. Ведется строительство каменной ограды монастыря: крепостной стены и башен. Строительство продолжается и в XVII веке.

1584-1586 гг. Белокаменный собор Рождества Богородицы «из-за малости» разбирается. По велению царя Федора Ивановича строится новый кирпичный храм. Строительством занимается Борис Годунов. На богомолье в монастырь приезжает царь Федор Иванович.

1591-1592 гг. В монастырь постригается и принимает схиму Андрей Клешнин, замешанный в темную историю смерти царевича Димитрия, сына Ивана Грозного. После смерти в 1598 году Клешнина хоронят на территории монастыря.

1610 г. На Москву движется войско Лжедимитрия II. Осада монастыря, его взятие. Гибель 12 тысяч воинов и укрывавшихся в монастыре людей. Расхищены все сокровища, сожжены постройки.

1630 г. Монастырь посещает патриарх Московский и Всея Руси Филарет, отец царя Михаила Федоровича Романова. Даны большие дары, монастырь восстанавливается.

1620 — около 1640 г. Строится церковь преподобного Пафнутия, расписывается собор Рождества Богородицы (1644 г.).

1666 г. В монастырь дважды ссылают протопопа Аввакума. Первая ссылка в марте длится 10 недель. Вторая — в сентябре — длится до 3 апреля 1667 года.

1670 г. Построена церковь Ильи Пророка с больничными палатами.

1691 г. Вместо шатровой звонницы в монастыре построена высокая колокольня.

1760 г. В монастыре построена церковь во имя святителя Митрофана.

1776 г. Открывается семинария для обучения российскому и латинскому письму детей священнослужителей Боровского, Малоярославецкого, Медынского и Тарусского уездов.

1777 г. Боровску императорским указом присваивается герб, в основу которого положено событие 1610 года.

1812 г. Наполеон, покидая Москву, заходит в Боровск. Монастырь разграблен. Сожжен третий этаж Юго-Восточных братских келий.

1822 г. Обитель обновлена и вновь отстроена.

1828 г. В честь преподобного Пафнутия, с разрешения Святейшего Правительствующего Синода установлен крестный ход из Боровска и ближайших селений в Пафнутьев монастырь в день памяти преподобного Пафнутия Боровского.

1837 г. На новом месте бывшей ветхой паперти собора Рождества Богородицы строится кирпичная трапезная.

1919 г. Специальная комиссия из Москвы производит осмотр монастыря, устанавливает его художественные и исторические ценности, составляет их опись.

1922 г. В марте в монастыре производится изъятие ценностей в фонд помощи голодающим Поволжья. Волнения верующих. В мае постановлением Президиума Калужского губисполкома монастырь закрывается и превращается в историко-художественный музей. На базе монастырского хозяйства монахи создают сельхозкоммуну.

1935 г. На территории монастыря создается Боровская — школа механизации сельского хозяйства. Строится учебный корпус.

1941 г. Школа эвакуируется. В монастыре размещаются части немецкой армии.

1942 г. В январе освобождают Боровск и район. Школа механизации возобновляет свою деятельность.

1945 г. Школа механизации в монастыре реорганизована в школу инструкторов производственного обучения.

1953 г. На базе школы инструкторов производственного обучения создается Центральный институт усовершенствования и переподготовки кадров училищ механизации сельского хозяйства. На территории бывшего монастырского хозяйства строится ряд учебных корпусов, нефтебаза, гаражи, мастерские.

1954 г. Рушится главный купол собора Рождества Богородицы.

1955 г. Начались научно-исследовательские и проектные работы по реставрации монастырских зданий.

1956 г. Институт усовершенствования переводят в Орехово-Зуево. В монастыре создается училище механизации.

1960 г. На территории монастыря создается прорабский участок по реставрации памятника архитектуры.

1962 г. В монастырь переводят Боровский сельхозтехникум с очным и заочным отделениями. Училище механизации в 1963 году переводится в Угодский завод.

1968 г. На общественных началах в монастыре создается историко-архитектурный и краеведческий музей.

1984 г. В монастыре открывается музей декоративно-прикладного искусства на общественных началах.

1987 г. На базе общественных музеев создается Государственный музей — филиал Калужского областного краеведческого музея.

1990 г. Исполком Калужского облсовета принимает решение о передаче монастыря Калужской епархии.

1991 г. Монастырь становится вновь действующим. Освящается церковь Ильи Пророка с больничными палатами. Отмечается день памяти Пафнутия.

1992 г. Из монастыря переводится техникум механизации сельского хозяйства. Освящается церковь Митрофана.

1993 г. Торжественно отмечается день памяти преподобного Пафнутия. В. праздничном богослужении приняли участие митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим и архиепископ Калужский и Боровский Климент.

1994 г. Большой праздник, посвященный 600-летию преподобного Пафнутия и 550-летию монастыря. В торжественном праздновании приняли участие патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, архиепископ Калужский и Боровский Климент, представители духовенства Москвы и Калужской области, главы администраций и Законодательного Собрания Калужской области, представители телевидения, журналисты.

1995-1996 гг. Церкви монастыря значительно пополнились святыми иконами и убранством. Возведена главка над церковью Рождества Христова.

1997-1998 гг. В трапезной Собора Рождества Богородицы оборудуется и освящается Придел Преподобного Пафнутия.

2000-2003 гг. Продолжается расширение подсобного хозяйства. Ведется очистка прудов и их реставрация. Дровяное отопление котельной и кухни переводится на природный газ.

В начало

История

Монастырь основан преподобным Пафнутием Боровским в 1444 году на возвышенности при впадении реки Истерьмы в Протву. После смерти Пафнутия игуменом монастыря стал его ученик, преподобный Иосиф Волоцкий, который вскоре, из-за нежелания братии принять общежительный устав, ушёл в Волоколамское княжество и основал новую обитель — Иосифо-Волоколамский монастырь.

На месте первой, деревянной, Рождественской церкви в 1467 году был построен белокаменный Рождественский собор (не сохранился). Роспись первого собора является самой ранней известной работой иконописца Дионисия: по свидетельству жития преподобного Пафнутия, Дионисий выполнил роспись под началом старца Симонова монастыря — иконника Митрофана.

Трапезная, XVI векБашня ограды монастыряМонастырская стена, Ильинская церковь (1670) и кладбище Пафнутьево-Боровского монастыряПроломные ворота, XVIII—XIX века

Через 117 лет, в 1586 году собор был почти полностью разобран, и на его месте по воле царя Фёдора Иоанновича поставлен новый, пятиглавый; в кладке его фундамента использовались блоки с росписью XV века. Так фрагменты росписи Митрофана и Дионисия сохранились до нашего времени (они находятся в Музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева в Москве и Боровском филиале Калужского областного краеведческого музея).

В XVI века монастырь был окружён каменными стенами и укреплениями; обитель превратилась в сильную пограничную крепость. В это время была построена и каменная трапезная с храмом во имя Рождества Христова. В 1523 году была построена звонница, которая в 1688 году заменена колокольней: по желанию её заказчика, князя Константина Щербатова, она повторяет формы колокольни Высоко-Петровского монастыря в Москве.

Стены и башни Пафнутьево-Боровского монастыря построены в XVI—XVII веках. Есть версия, что строительством Поваренной, Оружейной и Георгиевской башен монастыря руководил архитектор Феодор Конь, автор сооружений Белого города в Москве, Смоленского кремля и Симонова монастыря. Однако современные исследователи считают, что ограда монастыря, включая наиболее древнюю сохранившуюся круглую башню была построена сразу после завершения строительства собора и колокольни (то есть после 1523 года) и тем же зодчим. Остальные дошедшие до нас башни и прясла стен были построены, когда разрушенный монастырь восстанавливал после Смутного времени мастер Трефил Шарутин: Тайницкая, Георгиевская и Оружейная в 1635 году, а самые поздние башни — Сторожевая и Входная — в или после 1636 года. Общий план крепости, рассчитанный на оборону напольной «приступной» стены, характерен для XIV—XV веков. Башни, часто поставленные вдоль напольной стороны крепости, были рассчитаны на активное сопротивление. К концу XVI века такой тип крепости уже устарел. Распространение получили крепости более регулярного типа, рассчитанные на всестороннюю оборону.

В 1610 году монастырь оборонял от поляков князь Михаил Волконский, но был взят и сожжён. По окончании Смуты представители Свято-Пафнутиева монастыря участвовали в Земском соборе 1613 года, грамоту которого об избрании на царство Михаила Романова подписал и пафнутиевский игумен Иона.

В конце 1640-х годов Пафнутиево-Боровский монастырь возглавлял игумен Павел, который в 1652 году был одним из кандидатов на патриарший престол. Вновь избранным патриархом Никоном был поставлен во епископа Коломенского и Каширского. В годы реформ патриарха Никона епископ Павел, а также некоторые руководители монастыря и боровский протопоп Полиевкт выступили против церковных реформ и приняли сторону ревнителей древнего благочестия. Боровские противники реформ иеромонах Полиевкт Боровский и епископ Павел Коломенский были казнены.

В начале 1660-х годов в Пафнутиево-Боровском монастыре некоторое время находился в заточении руководитель староверов протопоп Аввакум, а в 1670-х в стенах монастыря, а позже и Боровского городского острога содержались под стражей и были уморены голодом боярыня Морозова (в иночестве Феодора) и её сестра княгиня Урусова.

После никоновской реформы Боровский Пафнутиев монастырь стал приходить в упадок. При Екатерине II в Пафнутиевом монастыре было оставлено 33 монаха и послушника, а почти все монастырские имения отобраны. В 1812 году монастырь был сожжён французами, но вскоре восстановлен.

В 1923 году все имущество обители отошло Главмузею, но вскоре в нём разместили исправительную колонию, потом — сельскохозяйственный техникум.

При реставрационных работах 1960-х годов были извлечены 194 белокаменных блока. Из них на 29 сохранились фрагменты сюжетной и декоративной живописи начала XVI века. Перед возвращением монастыря Русской православной церкви комплекс принадлежал Боровскому краеведческому музею.

Монастырь был передан Православной церкви и вновь открыт в марте 1991 года. В Рождественском соборе хранятся мощи основателя обители — преподобного Пафнутия Боровского.

В марте 1991 года монастырю была возвращена церковь пророка Илии, здесь поначалу проводились все монастырские службы. Из близлежащей приходской церкви села Роща было перенесено монастырское распятие. В церковь была перенесена часть мощей преподобного Пафнутия, — она сохранялась во Псково-Печерском монастыре и была перевезена оттуда архиепископом Калужским и Боровским Климентом. В 1994 году по случаю совпадения двух юбилейных дат — 550-летия обители и 600-летия рождения Пафнутия — монастырь посетил патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Он совершил торжественное богослужение, крестный ход. В 1995 году начались постоянные богослужения в соборе Рождества Богородицы, там был построен иконостас, устроен придел в честь преподобного Пафнутия, 14 сентября 1996 года на колокольню подняты колокола. В 1997 году был открыт храм святой великомученицы Ирины.

Колокол

В 1859 году, по данным описи, в монастыре было девять колоколов, из которых до наших дней сохранился небольшой колокол с надписью, указывающей на дату изготовления: «6996 (1488) года, месяца октября 10 дня. А делал его Федька Пушечник». В настоящее время этот колокол является экспонатом музея в Коломенском.

Настоятели

  • схиигумен Пафнутий Боровский (1444—1477)
  • игумен Иосиф (Санин) (1477—1478)
  • игумен Герасим (Смердков) (1478—1487)
  • игумен Арсений (1488—1511)
  • игумен Пафнутий (1534—1555)
  • игумен Вениамин (1555—1567)
  • игумен Гурий (1567—1571)
  • игумен Киприан (1571—1572)
  • игумен Тихон (1572—1580)
  • игумен Феодосий (1580—1588)
  • игумен Варлаам (1588—1592)
  • игумен Иоасаф (1592—1608)
  • игумен Никон (1608—1610)
  • игумен Иона (1613—1620)
  • игумен Иосиф (1620—1650)
  • игумен Симеон (1650—1651)
  • игумен Иосиф (1651—1652)
  • игумен Павел (1652—1653)
  • игумен Сильвестр (1653—1654)
  • игумен Стефан (1654—1656)
  • игумен Дорофей (1656—1661)
  • игумен Мисаил (1661—1663)
  • игумен Тихон (1663—1665)
  • игумен Парфений (1665—1667)
  • игумен Игнатий (1667—1672)
  • игумен Иов (1672—1676)
  • игумен Леонтий (1676—1681)
  • архимандрит Ефрем (1681—1683)
  • архимандрит Иоасаф (1683—1685)
  • архимандрит Феофан (1685—1691)
  • архимандрит Даниил (1691—1693)
  • архимандрит Корнилий (1693—1704)
  • иеродиакон Иосиф (Бурцов) (1704—1708)
  • архимандрит Корнилий (1708—1711) снова
  • архимандрит Серапион (1711—1714)
  • схиархимандрит Арсений (1714—1724)
  • архимандрит Дорофей (1727—1742)
  • архимандрит Мельхиседек (1742—1745)
  • архимандрит Варфоломей (Любарский) (1745—1747)
  • архимандрит Митрофан (Шеинков) (1747—1763)
  • архимандрит Сильвестр (Буявинский) (1772—1799)
  • архимандрит Венедикт (Григорович) (1821—1837)
  • архимандрит Геннадий (Горнецкий) (25 августа 1837 — 8 марта 1867)
  • архимандрит Алексий (Житецкий) (1915—1919)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *