Палаццо барберини в риме

Возвращение в Рим — часть 17. Палаццо Барберини

Обычно в любом мало-мальском итальянском городе есть своя пинакотека — картинная галерея. Где-то, как в Венеции, Флоренции и Милане, эти пинакотеки забиты шедеврами, и поход туда может занять полдня. Где-то пинакотеки скромные и даже бесплатные. А вот в Риме долгое время такой городской пинакотеки не было. Были частные собрания (Дориа-Памфили, Спада, Корсини, Барберини), ставшие музеями. Но путеводитель честно меня предупредил: римские пинакотеки — странные и непривычные. Все стены завешены картинами, так что нет пустого места; подписей нет. Хочешь информации — бери в углу картонку, на которой нарисованы четыре стены зала, а двери, окна и картины заменены пустыми прямоугольниками; что сможешь распознать, то твое. В галереях Спада и Корсини именно так дело и обстоит, а потому я, раз туда сходив, больше не испытываю желания возвращаться. А от галереи Барберини у меня с прошлых лет остались смутные воспоминания, и я решил повторить опыт.
Оказалось, что с палаццо Барберини за эти годы произошла радикальная трансформация: залов стало больше, картин тоже, то есть к прежнему фамильному собранию семьи Барберини явно добавлены экспонаты со стороны. И называется теперь это Национальной галереей старинного искусства (Gallerie nazionali d’arte antica). Правда, билет стал ощутимо дороже, и в него включили находящуюся на другом конце города галерею Корсини — унылое собрание картин XVII века. Но палаццо Барберини стОит этих денег!

Вид с одноименных площади (той, где фонтан Тритона стоит в центре) и метро.

А это главный фасад, выходящий на улицу Четырех фонтанов
И сады за дворцом тоже очень приятные.



Во дворце имеются две лестницы: одну (левую) выполнил Бернини, вторую (правую) — Борромини. Как эти два люто ненавидевших друг друга человека умудрились работать в одном месте, я не знаю. По лестнице Бернини организован подъем на второй этаж, где и находится пинакотека.

На лестницу Борромини можно только взглянуть снизу (фото не мои):


Ну а дальше пошли всякие разные шедевры. По счастью, в палаццо Барберини все картины висят порознь, разные авторы в разных залах, так что здесь, в отличие от не к ночи упомянутых Спада и Корсини, гулять — одно удовольствие.
Расписное Распятие, автор — Мастер Бигалло
Автор — Бонавентура Берлингери
Далее две картины Филиппо Липпи; я вам показывал его фрески в соборах Сполето и Прато:
Мадонна Тарквиния. Поглядите, с каким жаром толстенький Младенец прижался к Матери.
Благовещение с донаторами.
Вам по Умбрии больше запомнился Перуджино? Он здесь тоже имеется:
Святой Филиппо БенициСвятой Филиппо Беници — один из основателей ордена сервитов
Кающийся Иероним в пустыне. Автор писал Иудейскую пустыню с родных мест, не иначе.
Совершенно неизвестный мне доселе автор — Педро Фернандес да Мурсия.
Картина называется «Видение блаж. Амедео Менез да Сильва». Честно сказать, никогда не слыхал о таком блаженном, да и само видение — так себе, а вот пейзажи внизу — это чудесно.
Пьеро ди Козимо «Читающая Магдалина»
Куда же без Рафаэля, это его возлюбленная Форнарина
Так и не оцененный мной Лоренцо Лотто, за которым я бегал по Бергамо.
Мистический брак св.Екатерины
Часовня, расписанное Пьетро да Кортона
Бронзино, который так здОрово писал семейство Медичи. Но в данном случае это — портрет Стефано Колонна
Главный сюрприз галереи — знаменитый портрет Генриха VIII Ганса Гольбейна
Хотите Караваджо? Он тоже тут есть.
Нарцисс. Впрочем, даже в нерелигиозной теме Караваджо узнаваем: такой игры со светом и тьмой ни у кого не получается)))
Юдифь и Олоферн. Тут прекрасно все, даже (и особенно!) служанка Юдифи справа: старость бывает очень жестокой
«Григорий Великий»; автор — Хосе Рибера
Вообще мне неведомый Маттиас Стомер «Самсон и Далила»
Нелюбимый мной Гвидо Рени, но тут без него не обойтись. Это — портрет трагически знаменитой Беатриче Ченчи.
Собственно всё. Картин там гораздо больше, я вам показал только запомнившиеся мне. Очень хороший музей, сходите обязательно. Ну а для контраста можно заглянуть в находящийся на другой стороне площади музей капуцинов. Впрочем, и его коснулись перемены: когда-то пускали только в крипту за символическую офферту, теперь же там полноценный музей, рассказывающий об ордене, а крипта оставлена «на сладкое»; цена зато выросла до 8 евро (а-а-а, а ведь это нищенствующий орден)

Палаццо Барберини (Галерея старинного искусства)

Палаццо Барберини (итал. Palazzo Barberini) — исторический дворец, семейная резиденция влиятельного рода Барберини. Сегодня во дворце находится художественная галерея, в которой экспонируются полотна таких известных мастеров живописи как Эль Греко, Рафаэль, Караваджо, Тициан, Гольбейн, Рени и многих других. В административном плане галерея в Палаццо Барберини является частью Национальной галереи старинного искусства.

история рода Барберини

история и описание палаццо

фотогалерея #1

фотогалерея #2

график работы

входные билеты

адрес

на карте Рима

История рода Барберини

В XI веке во Флоренции обосновалось семейство Барберини, очень богатое и влиятельное. Один из представителей этой фамилии — Рафаэль Барберини — в 1564 году в качестве частного визита посетил Москву с рекомендательным письмом к Ивану Грозному от королевы Англии Елизаветы, с предложением о содействии в установке коммерческих связей. По просьбе кардинала Амелио и графа Ногарола, Рафаэль Барберини дал подробное описание всего, что видел в Москве на страницах своей рукописи «Доклад о Московии автора Рафаэля Барберини графу Ногарола, Антверпен, 16 октября 1565», которая до сих пор хранится в библиотеке Барберини.

Папа Урбан VIII

Наиболее весомый вклад в возвеличивание рода внёс Маффео Барберини, Папа Римский под именем Урбан VIII. Его племянники Франческо и Антонио стали кардиналами, а ещё один — Таддео — получил титул принца Палестрина, назначение генералом папской армии и пост префекта Рима. Однако в 1645 году после смерти Урбана VIII, для семейства наступили трудные времена. Новый Папа Иннокентий X, располагая неопровержимыми доказательствами, обвинил представителей рода Барберини в многочисленных злоупотреблениях и махинациях с денежными средствами, полученными от сбора налогов. Некоторое время Барберини пришлось скрываться во Франции, пока заступничество кардинала Мазарини не помогло вернуться в Рим, где они получили обратно всё своё конфискованное имущество. В середине XVIII века мужская линия рода Барберини пресеклась. Последняя представительница некогда влиятельного семейства, принцесса Корнелия Барберини (1716–1797), вышла замуж за Джулио Чезаре Колонна, что положило начало ветви Барберини-Колонна.

История Палаццо Барберини

В 1625 году папа Урбан VIII приобрёл участок земли на холме Квиринал, и задумал там строительство своей резиденции. Палаццо Барберини было построено на месте бывшего особняка и виноградников семейства Сфорцо. В античные времена здесь же располагались древние храмы, в частности храм Флоры.

Строительство палаццо началось в 1627 году под руководством архитектора Карло Модерна, который вдохновлённый моделью дворца Фарнезе, первоначально создал проект четырёхугольного традиционного здания в духе эпохи Возрождения. Однако в окончательном варианте, согласованном с понтификом, им был одобрен проект здания сложной конструкции, с крыльями по обе стороны, которые повторяют очертания холма Квиринале. В 1629 году, после смерти Карло Модерна работами по возведению палаццо стал заниматься архитектор Джованни Бернини при участии Пьетро да Кортона. В строительстве также принимал участие внук Карло — молодой Франческо Борромини, который, разработал, помимо одной винтовой лестницы, задний фасад здания и его окна. Общими усилиями постройка помпезного палаццо была завершена уже в 1633 году.

Понтифик Урбан VIII был воспитан в духе гуманистических идей, царивших в то время в искусстве. Это проявлялось в его меценатской деятельности, которую он особенно щедро продолжил во время пребывания на папском престоле (1623–1644). В это время резиденция Барберини стала своего рода салоном, где собирались известные и талантливые поэты, учёные, художники и скульпторы.

подсказка: если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Несколько лет в стенах палаццо просуществовала мастерская, где изготавливали гобелены для дворца. Эскизы рисунков тканей лично разрабатывал Пьетро да Кортона, а фламандскими мастерами руководил художник Якопо делла Ривьера. Последний этаж сооружения был отдан под обширную библиотеку Франческо Барберини, где находилось около 60 тысяч печатных томов и 10 тысяч рукописей.

Главный фасад, выходящий на улицу Четырёх фонтанов (Via delle Quattro Fontane), оформил Бернини; в настоящее время с этой стороны находятся великолепные парадные ворота и ограда XIX века с восемью столбами, украшенными изображениями атлантов, работы архитектора Франческо Адзурри.

Внутри палаццо можно увидеть две прекрасные винтовые лестницы работы Бернини и Борромини соответственно. Изначально на территории палаццо существовало ещё несколько построек, которые не сохранились до нашего времени (большие конюшни, театр и манежный двор были снесены при строительстве улицы Барберини).

История дворца тесно связана с историей фамилии Барберини. В трудные времена, чтобы достойно содержать палаццо, многие его сокровища были проданы. Например, в 1900 году библиотека кардинала Франческо, а также антикварная мебель Бернини, были куплены Ватиканом. Впоследствии парковая территория палаццо была разделена на участки и продана под застройку министерских зданий. Начиная с 1949 года, дворец Барберини и вся принадлежащая ему обстановка и произведения искусства были полностью проданы государству. В результате в левом крыле здания разместили часть Национальной галереи старинного искусства, а правое крыло было отдано вооружённым силам, разместившим здесь Офицерское собрание, что вряд ли можно признать удачным решением для достопримечательности высокой исторической ценности.

Рекомендуем экскурсии:

Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро

Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро

Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *