Памятник Петру и февронии

Памятник Святым Петру и Февронии в Ярославле

Рубрика: Ярославль

Открытый 8.07.2009 г. памятник Петру и Февронии Муромским – православным святым, символизирующим превосходство семейных ценностей, – ныне является одной из основных достопримечательностей Ярославля. Величественный бронзовый монумент трехметровой высоты расположен в самом центре города, вблизи от монастыря Казанской Божьей Матери. Авторство скульптурной композиции принадлежит современному российскому мастеру Константину Чернявскому.

Петр и Феврония канонизированы Российской Православной церковью как символ семейного счастья. Изображающие их иконы традиционно преподносят в подарок как молодоженам, так и супружеским парам, отмечающим ту или иную юбилейную годовщину своего бракосочетания. Считаются, что святые Петр и Феврония покровительствуют семье, оберегая ее от различных невзгод.

Согласно преданию, муромский князь Пётр, одержав победу над огненным змием, обагрился его ядовитой кровью и заразился проказой. Исцелить его оказалось не под силу даже известным лекарям.

Памятники Петру и Февронии

И вот, как-то во время сна, Петру было видение, будто излечить страшный недуг способна молодая крестьянка Феврония, являющаяся дочерью бортника и проживающая на Рязанщине, в деревне с названием Ласковая. Князь обратился к девушке, пообещав в благодарность за исцеление взять ее в жены. Однако после чудесного выздоровления Петр не сдержал своего слова – ведь Феврония принадлежала к сословию простолюдинов. Тогда болезнь возобновилась в еще более тяжкой форме, и вновь Феврония вылечила Петра, после чего он выполнил обещание и обвенчался со своей спасительницей.

Однако боярам из окружения Петра пришлось не по душе, что простолюдинка вдруг стала княгиней. Они выразили Петру свое негодование, и князь с молодой женой вынуждены были оставить Муром. Отсутствие князя посеяло в Муроме смуту: бояре, каждый из которых стремился завладеть освободившимся княжеским престолом, стали враждовать между собой и даже убивать друг друга. В конце концов им пришлось обратиться к Петру и Февронии с покаянием и молить их о возвращении. Вернувшись, супруги прожили в любви и согласии много лет, и уже в преклонном возрасте решили принять в различных монастырях монашеский сан: Петр – под именем Давида, Феврония – Ефросиньи. Оба просили Господа лишь об одном – дать им возможность умереть в один и тот же день, с тем, чтобы их тела были погребены вместе, в заранее подготовленной гробнице из монолитной каменной глыбы. Бог снизошел к просьбе праведников – Петр и Феврония скончались в один день, однако совместное погребение противоречило монашеским канонам, и их отпели порознь, в разных монастырских храмах. На следующий день свершилось чудо: оказалось, что тела супругов непостижимым образом оказались рядом друг с другом! Не решившись противоречить воле Всевышнего, монахи погребли Петра и Февронию в единой гробнице.

Памятник в честь святых Петра и Февронии призван олицетворять семейное счастье. Торжественное открытие монумента состоялось в присутствии множества горожан и гостей города, в числе которых были высокопоставленные государственные служащие и представители духовенства. На церемонию также были приглашены супружеские пары, чей семейный стаж превысил четверть века. Эти семьи были удостоены специальной губернаторской награды «За любовь и верность».

Памятник воздвигнут в рамках принятой по инициативе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II всероссийской программы «В кругу семьи», согласно которой подобные монументы устанавливаются в каждом городе, принявшем в ней участие. Основной целью программы явилась пропаганда заботы членов семьи друг о друге.

Карта расположения:

Спасо-Преображенский» собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь» Спаса на Городу в Ярославле
Церковь Спаса на Городу — древнейшее и одно из самых красивых культовых сооружений Ярославля. Посмотреть на каменную красоту — изменчивую с каждой стороны (композиция церкви несимметрична), построенную сложно, но поразительно гармонично, с изыском …

Церковь» Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь» Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие.

Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …

Часовня» Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Православные верующие знакомы с такой святыней, как икона Петра и Февронии Муромских. Что это за образ и почему он известен? Его главная отличительная черта в том, что на нем изображено сразу два святых — Петр и Феврония, в то время как большинство святых Православной Церкви встречаются поодиночке.

Святые Муромские — это семейная пара, которая была известна при жизни своими добрыми деяниями и именно поэтому иконописец запечатлел их вместе. Икона Петра и Февронии Муромских известна своими чудесами, ей молятся семейные пары о благополучии, молятся жены за своих мужей, родителей за детей. Чествуют святых в День семьи и любви.

История образа

Святые Петр и Феврония известны всему миру из многочисленных летописей.

Петр до пострига в монахи был князем Давидом Юрьевичем и правил он в городе Муроме в XIII веке. Постригшись в монахи, он взял другое имя, поскольку это символизирует полное отречение от всего, что было в его жизни до монастыря и Господа.

Несмотря на то, что на образе святые изображены уже пожилыми людьми, они встретились в то время, когда им было не более 30 лет, а история их знакомства заслуживает внимательного изучения.

Князь заболел проказой и искал по селам и деревням лекаря, который смог бы его исцелить, а Феврония жила в одной из деревень и была дочерью обычного кожемяки, т.е. обычной крестьянкой. Девушка увлекалась травами и могла лечить болезни, когда князь пришел к ней и просил исцелить его она поставила ему условие: исцеление за женитьбу.

Молодой князь с жаром пообещал жениться, ведь он хотел быть здоровым, но когда девушка на самом деле его вылечила он покинул то местность и уехал. Жениться он не мог на простолюдинке. Однако Господь так устроил, что как только он выехал за пределы деревни болезнь немедленно вернулась.

Петр вернулся к Февронии и женился на ней. Когда он привез ее к себе в хоромы, то его бояре подняли бунт — ведь они не хотели ходить под рукой какой-то крестьянки. Начала зреть война и Петр решил покинуть престол. Они с женой сели в лодку и поплыли по реке Ока вниз по течению, которое уносило их от Мурома.

Сегодня есть несколько икон, изображающих этот момент.

Когда князь покинул город, за престол его началась битва и люди страдали от того, что бояре не могли определиться с правителем. Простые люди нашли Петра и упросили его вернуться. Он вернулся в город, занял престол и правил еще много лет, делая все для своих подданных.

На заре жизни, в 90 лет, Петр и Феврония приняли монашеский постриг и умерли спустя некоторое время в один день.

Значение и смысл иконы

Значение семьи сегодня сильно нивелировано. Многие молодые люди предпочитают жить в грехе, не расписываясь и не венчаясь. Семья как институт уже утратила свою привлекательность. Общество учит людей, что жить можно с двумя или более людьми за всю жизнь, что искать одного суженного не стоит, а лучше провести время весело, меняя партнеров как перчатки.

Это все убивает бессмертную душу человека, люди страдают от одиночества и боли, отсутствия детей, потерей смысла жизни. Они видят себя ущербными и пустыми внутри.

Икона Петра и Февронии Муромских олицетворяют брачный союз, который благословил Сам Господь. Волосы их уже поседевшие, что означает их долгую жизнь и мудрость, приобретенную за долгие годы. Петр держит в руках свиток — это символ той мудрости, что князь передает людям. А руки княгини открыты и подняты к небу — это символ чистоты ее мыслей и желаний. Святые изображены держащимися за руки, их любовь иконописец изобразил в жестах и взгляде, которым одаривает молодая жена своего мужа.

Церковь воспитывает свою паству на примере этих святых — жена должна любить мужа, а он — заботится о своей жене.

Святые чтили брачный союз, так и верующие должны со всей серьезностью относиться к нему и беречь свои семьи.

Чудеса

Существует множество чудесных свидетельств того, как чудесная доска помогала справиться с проблемами и как Господь отвечал на горячие молитвы, которые были перед ней произнесены.

Вот некоторые из них.

В одной семье произошла такая история, которую поведала внучка: «Образ святых был подарен на свадьбу бабушке ее крестной. Это был предсвадебный подарок бабушке как невесте, и она в ночь перед свадьбой молилась святым. Ночью ей приснился сам Петр Муромский и сказал не торопиться с замужеством, поскольку она выбрала не того мужчину себе в мужья.

Бабушка утром рассказала все своему суженному, который работал в то время председателем комсомольской ячейке. Его сон разозлил настолько, что он накричал на девушку и начал заставлять снимать с себя крестик, а также кричал, что она должна отречься от всех икон и церкви. Бабушка решила, что жить с таким человеком она не сможет и отказалась выходить замуж. Спустя некоторое время она встретила дедушку, и они прожили вместе счастливо более 60 лет».

Другой молодой человек также поделился своей семейной историей: «Его мама не могла никак забеременеть. Они с мужем долго обследовались, и врачи им поставили диагноз бесплодие. Мощи святых Муромских в то время хранились в Москве, куда родители и поехали.

В чем помогает образ

Лик имеет свой праздник — День семьи, любви и верности. Именно тогда служиться служба в храмах по святым Петру и Февронии, а православные совершают молитвы перед их иконой.

Совсем необязательно ждать праздника, чтобы помолиться у образа, ведь он и мощи святых находятся в Свято-Троицком монастыре в городе Муроме, что во Владимирской области и не все могут туда попасть. Именно тут 8 июля с 6 утра служится литургия по святым. Однако попасть внутрь храма нелегко — очередь выстраивается задолго до стен и ворот.

Если есть нужда молиться именно этим святым, можно приобрести образ для домашнего иконостаса. Обычно просят у святых следующее:

  • о рождении здоровых детей в семье;
  • о счастливом браке;
  • о легкой беременности и родах;
  • о счастливом замужестве или женитьбе;
  • об укреплении семейных уз.

Господь слышит горячие и искренние молитвы и отвечает на них. Чудесные истории, связанные с образом, были описаны выше, так что верующим не стоит терять веру, а лишь укрепившись в ней просить у Господа милости.

Администратор

Житие Петра и Февронии Муромских

История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.Свв. блг. князь Петр и княгиня Феврония, чудотворцы Муромские (†1228) – «предобрая и пречистая двоица». В житии этих святых не найти ни подвигов монашеского самоотречения, ни мученических страданий за веру Христову. Они угодили Богу добрыми делами, благочестием и милосердием к бедным, явили истину целомудренной любви между собой и к ближним; и Церковь прославила их как образец христианского супружества. В Муроме в Свято-Троицким женском монастыре стоит рака с мощами муромских святых Петра и Февронии.

Сюда постоянно прибывают паломники, чтобы поклониться мощам самой известной русской святой супружеской четы, покровителей семьи и брака.

Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви — дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.

Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда — по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату «суждена от Петрова плеча и Агрикова меча». Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.

Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: «Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!»

Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, — большую награду. «Я хочу его вылечить, — без обиняков ответила Феврония, — но награды никакой от него не требую.

Памятник Петру и Февронии, Ярославль, Россия

Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его». Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.

Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5:26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. «И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди».

После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.

Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: «Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, — попросила княгиня.

— Одинакова вода или одна слаще другой?» — «Одинакова», — отвечал тот. «Так и естество женское одинаково, — молвила Феврония. — Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?» Обличенный смутился и покаялся в душе.

Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. «Что теперь с нами будет?» — с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: «Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!» В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: «Да будут они утром большими деревьями». Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли «для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет» (Иов. 14:7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.

Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце.

В Муроме правление князя Петра было правдолюбивое, но без суровой строгости, милостивое, но без слабости. Умная и благочестивая княгиня помогала супругу советами и делами благотворительности. Оба жили по заповедям Господа, всех любили, но не любили ни гордости, ни неправедной корысти; покоили странников, облегчали участь несчастных, чтили иноческий и священнический чин, ограждая его от нужд.

Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.

Они скончались в один день и час, каждый в своей келье. Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.

«Пронеся любовь друг к другу через всю жизнь, они договорились умереть в один день и час. Когда Петр почувствовал, что умирает, он послал послушника в соседний монастырь к жене. В это время Феврония золотым шитьем вышивала воздух (покрывало чаши для причастия). «Пусть подождет, мне надо закончить…», — просила передать Феврония. Через некоторое время опять прибежал послушник с сообщением, что умирает ее супруг. И опять просила Феврония его подождать… И когда в третий раз посыльный сказал, что князь отходит, Феврония сделала последний стежок, воткнула иголку в шитье и «затихла навеки». Положили их в гробы для отпевания, а утром обнаружили тела в общем гробу, который супруги перед смертью завещали сделать. Тела переложили в разные гробы согласно монашеским канонам, но Петр и Феврония снова оказались вместе. Так происходило три раза. Похоронили супругов вместе».

Преподобные Петр и Феврония Муромские. Икона с житием. Икона, 1618 г. Из собора Рождества Богородицы г. Мурома

На Московском соборе 1547 г. положено было местно прославить их. Впоследствии (вероятно с 1552 г.) это празднование стало повсеместным.

Сегодня честные мощи святых покоятся в Свято-Троицком Новодевичьем монастыре в Муроме и совершают во славу Божию чудеса тем, кто с верой обращается к ним. В жизни своей они были образцом христианского супружества, готовые на все лишения для евангельской заповеди о нерушимом союзе. И ныне они молитвами своими низводят небесное благословение на вступающих в брак.

Фото и описание

Памятник Петру и Февронии – покровителям любви, семьи и верности, установлен в Ярославле неподалеку от Казанского женского монастыря. Автором памятника является Константин Чернявский. Памятник был открыт 8 июля 2009 года.

Памятник Петру и Февронии представляет собой скульптурную композицию, отлитую из бронзы, высотой три метра с фигурами святых с голубем в руках, символизирующим мир и семейный очаг.

Закладка памятника была проведена в День города, что достаточно символично. На открытии памятника святым Петру и Февронии присутствовало много представителей духовенства и высокопоставленных чиновников. На церемонию также пригласили супружеские пары, вступившие в брак не меньше 25 лет назад и пронесшие свою любовь друг к другу и воспитавшие своих детей полноценными членами общества. Этим семьям губернатором были вручены награды «За любовь и верность».

Этот монумент был установлен в рамках программы «В кругу семьи», проводимой по всей России. Вдохновителем этой идеи стал патриарх Московский Алексий II. Основная цель программы – обратить внимание россиян на членов их семьи – жену, мужа, детей и родителей, и проявить заботу друг о друге. Символом этой программы является памятник российским святым Петру и Февронии, который устанавливается в крупных городах как знак участия города в программе.

Цель установки этих памятников – создать положительный образ семейных ценностей, целомудренных и верных отношений супругов, преданности и любви в браке, воспитание детей в любви и заботе. Предположительно к памятникам должны приходить свадебные процессии.

Петр и Феврония Муромские являются хранителями семейного благополучия в православной вере. Иконы с их изображениями обычно дарят молодоженам и на годовщину супружеским парам, чтобы святые защищали семью от разных невзгод и способствовали сохранению семейного счастья.

По легенде, Пётр, убив огненного змия, испачкался в его крови и заболел проказой. Никто не мог излечить его. Во сне князю Петру было открыто, будто исцелить его сможет крестьянка из рязанской деревни Ласковой, дочь бортника, Феврония. В качестве платы за исцеление князь обещал жениться на девушке, но своего обещания не сдержал, так как Феврония была простолюдинкой. Но болезнь у князя возобновилась, и Феврония снова исцелила Петра, тогда он женился на ней.Когда Пётр стал князем после своего брата, боярам было не угодно иметь княгиню-простолюдинку. По этой причине они заставили князя оставить Муром. Князь вместе с Февронией отплыл по Оке. В Муроме после этого началась смута, все хотели занять освободившийся престол, начались убийства. Боярам пришлось просить князя с княгиней вернуться. Уже в преклонных годах супруги в разных монастырях приняли монашеский постриг под именами Давида и Евфросинии. Они просили у Бога, чтобы они умерли в один день, при этом завещали положить их тела в один гроб. Они заранее приготовили гробницу, выполненную из одного камня. Петр и Февронья умерли в один день. Но их тела были положены в разных обителях, сочтя завещанное ими погребение несовместимым с монашеским званием, но на следующий день тела умерших чудесным образом оказались вместе.

Памятник Петру и Февронии внесен в список достопримечательностей Ярославля, которые стоит обязательно посетить в городе.

Памятник Петру и Февронии в Нижнем Тагиле

Памятник Петру и Февронии Муромским в Нижнем Тагиле. Фотограф — S42

Дата открытия — 8 июля 2010 года

Авторы композиции: Александр Иванов в соавторстве с Андреем Мартыновым и Андреем Барахвостовым. Среди их работ другие памятники в Нижнем Тагиле: Городской ангел, Вечный студент, Друг человека в

Адрес: Маршрут известен всем нижнетагильцам: въездной знак на границе Нижнего Тагила, площадь Слава, набережная Тагильского пруда, Театральная площадь.

Описание композиции: Симметричные силуэты на фоне неба, простые одежды, лаконичные жесты, ноги святых обвивает ветвь, символ райского сада. В нишу постамента вомнтирована лампада, куда можно поставить свечу. А на табличках, прикрепленных к постаменту, запечатлены история Петра и Февронии, а также молитва для желающих помолиться о семейном благополучии и о счастье в браке.

История: Вот уже несколько лет «живут» в Нижнем Тагиле на Шихане (живописная гора на берегу реки Тагил в районе Красного Камня) святые Пётр и Феврония Муромские. Поселил их туда частный предприниматель Александр Алексеевич Кубышев. Скульптура установлена на личные сбережения частника. В одиночку, под палящем солнцем он не только подготовил площадку для установки монумента, но провел трубопровод и установил фонтан.

Памятник Петру и Февронии в Сергиев Посаде

Открытие скульптурной композиции святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским состоялось 8 июля в центре Сергиев Посада, недалеко от Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, на берегу Келарского пруда.

Торжественную церемонию открытия скульптуры Муромским святым провели архимандрит Свято-Троицкой Сергиевой Лавры Иеремия, Глава Сергиево-Посадского муниципального района Сергей Александрович Пахомов, скульптор и автор композиции Константин Ростиславович Чернявский, президент Общенациональной программы «В кругу семьи» Александр Сергеевич Ковтунец.

Эту страницу предлагается объединить со страницей Пётр и Феврония. Пояснение причин и обсуждение — на странице Википедия:К объединению/1 июля 2015.
Обсуждение длится не менее недели (). Не удаляйте шаблон до подведения итога обсуждения.

Святые Пётр и Февронья. Фреска муромского Спасо-Преображенского монастыря

Па́мятники Петру́ и Февро́нии — памятники святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским, считающимся покровителями семьи, любви и верности.

Скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» устанавливают в городах Российской Федерации с 2009 года в рамках общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году и при поддержке государственной корпорации Ростех. Цель памятников, по словам президента программы Александра Ковтунца, «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине». Предполагается, что молодожёны будут возлагать цветы к подножию памятников. Открытие памятников, как правило, приурочивается к празднованию установленного в 2008 году Дня семьи, любви и верности (8 июля).

Памятники Петру и Февронии установлены уже в 60 городах России и продолжают воздвигаться. Таким образом, эти святые являются самыми популярными личностями, которым устанавливаются памятники в России начала XXI века. Кроме того, им установлено наибольшее количество памятников среди святых Русской православной церкви, ближайшие конкуренты — Николай II, Сергий Радонежский и Александр Невский, которым установлено около пары десятков скульптур.

В то же время прокуратура Пермского края при проверке законности установки памятника Петру и Февронии в Перми осенью 2013 года пришла к выводу, что скульптурная композиция «не может быть отнесена к объектам религиозного назначения» и установлена она «с целью формирования светских традиций, направленных на укрепление института семьи и брака».

Хронология

2008 год

  • 8 июля — Муром (скульптор Николай Щербаков; памятник уставлен напротив ЗАГСа)

2009 год

  • 28 июня — Архангельск (рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы, автор Константин Чернявский).
  • 4 июля — Сочи (напротив ЗАГСа, скульптор Константин Чернявский).
  • 5 июля — Ульяновск (скульпторы Олег Клюев и Николай Анциферов, памятник установлен у корпуса университета на Свияге).
  • 8 июля — Ярославль (Первомайский бульвар, между Казанским женским монастырём и ЗАГСом, 57°37′44″ с. ш. 39°53′08″ в. д.HGЯOL, автор Константин Чернявский).
  • 14 октября — Абакан (автор Константин Зинич; памятник расположен в Преображенском парке, рядом с Преображенским собором и «свадебным» металлическим дубом).

2010 год

  • 12 июля — Нижний Тагил (скульпторы Александр Иванов в соавторстве с Андреем Мартыновым и Андреем Барахвостовым; памятник открыт на самой высокой отметке берега реки Тагил (на горе Шихан).
  • 8 июля — Ейск (скульптор Анатолий Скнарин, памятник установлен в парке имени Поддубного).
  • 16 октября — Нефтеюганск.
  • 4 ноября — Йошкар-Ола (скульптор Андрей Ковальчук, памятник установлен на Патриаршей площади).

2011 год

  • 3 июня — Благовещенск (рядом с Дворцом бракосочетаний, автор Константин Чернявский)
  • 3 июля — Владивосток (автор Константин Чернявский).
  • 8 июля — Омск (скульптор Сергей Норышев; памятник установлен у сквера у Концертного зала, напротив Никольского казачьего собора).
  • 8 июля — Самара (сквер на площади Славы рядом с храмом Георгия Победоносца, автор Константин Чернявский).
  • 2 сентября — Бийск.
  • 2 сентября — Белоярский.
  • 14 сентября — Иркутск (под стенами Спасской церкви, около Вечного огня, скульптор Константин Чернявский).
  • 16 сентября — Ростов-на-Дону (скульптор Анатолий Скнарин, памятник установлен в парке имени Октябрьской Революции).
  • 3 ноября — памятник в городе Батайск (у входа в городской досуговый культурный центр Батайска).

2012 год

  • 24 мая — Новосибирск(автор Константин Чернявский).
  • 12 июня — Ижевск (скульптор Константин Чернявский).
  • 5 июля — Екатеринбург (автор Константин Чернявский).
  • 6 июля — Калуга (сквер, прилегающий к храму Рождества Пресвятой Богородицы).
  • 7 июля — Клин (скульптор Константин Кубышкин, памятник установлен в сквере имени С. А. Афанасьева).
  • 7 июля — Тамбов.
  • 8 июля — Тула (сквер около Тульского кремля, автор Константин Чернявский).
  • 8 июля — Волгоград (возле храма Иоанна Предтечи).
  • 8 августа — Мыски (сквер «Аллея счастья»).
  • 9 сентября — Киров (в Александровском саду, автор Константин Чернявский).
  • 10 сентября — Великий Новгород (скульпторы Пётр Панченко, Алексей и Анна Крайновы; памятник установлен в сквере у Покровского собора Зверина монастыря, 58°32′08″ с. ш. 31°16′31″ в. д.HGЯOL).
  • 6 октября — Зеленокумск (центральный парк).

2013 год

  • 17 января — Красноярск (в сквера возле Дворца Труда и Согласия).
  • 17 мая — Белая Калитва (возле районного отдела ЗАГСа).
  • 8 июля — Краснодар (скульптор Сергей Исаков, памятник установлен на территории Свято-Покровского Храма).
  • 8 июля — Жайск.
  • 8 июля — Чулым (Новосибирская область) (в городском сквере).
  • 9 июля — Минеральные Воды (скульптор Камиль Алимов, установлен у входа в местное отделение ЗАГСа).
  • 3 августа — Белгород (недалеко от ЗАГСа, на другой стороне моста через реку Везелку).
  • 10 августа — Прокопьевск (скульптор Константин Зинич; памятник установлен в студенческом парке).
  • 5 сентября — Белогорск (Амурская область) (возле здания отдела ЗАГС).
  • 22 сентября — Курчатов (авторы Андрей Клыков, Сергей Норышев, А. Шевченко, памятник установлен возле Храма прп. Серафима Саровского).
  • 28 сентября — Пермь (недалеко от Храма-часовни Георгия Победоносца, напротив Института сердца).
  • 7 октября — Подольск (скульптор Сергей Резепов; памятник установлен в сквере у подольского ЗАГСа).
  • 27 ноября — Волгодонск (в сквере напротив городского ЗАГСа).
  • 3 декабря — Орлово (Московская область) (скульптор Ирина Макарова, памятник установлен на территории Национального конного парка «РУСЬ»).

2014 год

  • 7 января — Свобода (Калининградская область) (рядом с деревенским храмом, который носит имя святых).
  • 8 июня — Сыктывкар (на территории Свято-Стефановского кафедрального собора).
  • 8 июля — Санкт-Петербург (на улице Чайковского около Дворца обручальных колец).
  • 8 июля — Сергиев Посад (на берегу Келарского пруда неподалеку от Троице-Сергиевой лавры).
  • 8 июля — Воронеж (во внутреннем дворике Храма святого Митрофана Воронежского).
  • 1 августа — Ангарск (рядом с Свято-Троицким кафедральным собором, автор Константин Чернявский).
  • 14 сентября — Волчанск (Свердловская область) (скульпторы Дмитрий Костылёв и Владислав Булычев, памятник установлен около Храма во имя Святителя Николая Чудотворца).
  • 28 сентября — Преображеновка (Липецкая область) (скульптор Юрий Емельянов, памятник установлен на территории сквера).
  • 7 ноября — Чернушка (возле Храма во имя Святителя Спиридона).
  • 24 декабря — Десногорск (в парке Десногорска).
  • 26 декабря — Рославль (скульптор Максим Мухаев, в Центральном городском парке города).

2015 год

  • 8 июля — Нижний Новгород (Парк им. 1 Мая. Скульптор Алексей Щитов).
  • 8 июля — Химки (Центральная городская площадь, напротив ЗАГСа).

2016 год

  • 7 мая — Донецк (у храма святых Петра и Февронии, Ленинский проспект).
  • 8 июля — Серпухов (Принарский парк. Скульптор Илья Дюков).
  • 8 июля — Хабаровск (Стадион имени Ленина).
  • 8 июля — Тольятти (автор Константин Чернявский).
  • 5 ноября — посёлок Искателей (парк на улице Монтажников).
  • 8 июля — Астрахань (у храма Преображения Господня, автор Константин Чернявский)
  • 10 сентября — Санкт-Петербург (парк СПбГПУ, автор Чернявский К.Р.)

2017 год

  • 27 июля — Ухта (у храма новомученников и исповедников Российских, в земле Коми просиявших), скульпторы Борис Сергеев и Ольга Панкратова
  • 18 ноября — Обнинск (на территории между Центральной библиотекой и храмом Рождества Христова)

Примечания

  1. День семьи, любви и верности. Пётр и Феврония.
  2. Виницкая Н. В., Шабалина Е. П. Историко-культурное наследие как компонент туристско-рекреационного потенциала Алтайского края // Культурное наследие и устойчивое развитие туризма Архивная копия от 7 августа 2016 на Wayback Machine. Мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. — Махачкала: АЛЕФ, 2014. — С. 49—50. — ISBN 978-5-4242-0251-3.
  3. Гадун Е. П. «Семья вместе — так и душа на месте»: Памятник Петру и Февронии Муромским // Тем. сб. методич. разработок из опыта педагогов «Основ православной культуры», «Основ религиозных культур и светской этики» Краснодарского края / под науч. ред. В. А. Купман. — Краснодар, 2013. — С. 20—25. — ISBN 978-5-9901702-4-8.
  4. Коробейникова Е. К. Скульптурные изображения семейных ценностей // Науч. тр. «Юные исследователи Красноярья». Изд. 16-е. — Красноярск, 2015. — С. 64—66.
  5. О программе установки скульптурных композиций «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские»
  6. 1 2 В Ярославле заложат памятник святым Петру и Февронии. Русская линия
  7. Потапова П. Конвейер святых. История самого популярного памятника в России. Slon.ru. Проверено 11 ноября 2016. Архивировано 11 ноября 2016 года.
  8. Прокуратура Пермского края подтвердила законность установки скульптурной композиции «Святые благоверные Петр и Феврония Муромские»
  9. Нижнетагильский городской сервер: В честь Петра и Февронии
  10. В Ейске в День семьи освятят памятник Петру и Февронии (недоступная ссылка). Живая Кубань.
  11. Марийская правда — Петру и Февронии за любовь и супружескую верность
  12. В Благовещенске открыли памятник Петру и Февронии. ФедералПресс.
  13. В Самаре открывается памятник супружеской верности (недоступная ссылка)
  14. Памятник любви
  15. В Батайске открыт памятник Петру и Февронии (недоступная ссылка). Проверено 19 февраля 2013. Архивировано 4 марта 2016 года.
  16. В Нарымском сквере установили памятник Петру и Февронии (фото). ngs.ru.
  17. Сусанин.про: Памятник Петру и Февронии открыли в Ижевске
  18. ИТАР-ТАСС: Памятник святым покровителям всех влюбленных Петру и Февронии открыт в Екатеринбурге
  19. В Калуге торжественно открыли памятник Петру и Февронии Муромским
  20. В Клину открыт памятник святым Петру и Февронии
  21. В Мысках открыта скульптурная композиция святым Петру и Февронии Муромским
  22. В Александровском саду открыли памятник Петру и Февронии (недоступная ссылка). Проверено 25 сентября 2012. Архивировано 20 октября 2012 года.
  23. Освящение памятника святым благоверным князю Петру и княгине Февронии в Великом Новгороде. Новгородская епархия. Русская православная церковь Московского патриархата.
  24. Памятник святым Петру и Февронии открыт в Зеленокумске
  25. В Советском районе Красноярска появился памятник Петру и Февронии Муромским
  26. Каинская епархия. Освящение памятника благоверным Петру и Февронии в Чулыме. Каинская епархия (Июль 8, 2013).
  27. Николай Близнюк. Памятник Петру и Февронии освятили в Минеральных Водах. «Ставропольская правда» (Июль 9, 2013).
  28. «Новый Кузбасс». В Прокопьевске появились «Пётр и Феврония». «Новый Кузбасс» (Август 10, 2013).
  29. Комитет по культуре Курской области. г. Курчатов, Памятник Петру и Февронии. Администрации Курской области.
  30. Администрация города Волгодонска. В Волгодонске открыли памятник муромским святым Петру и Февронии и аллею «Золотые семьи». Администрация города Волгодонска (Ноябрь 27, 2013).
  31. В деревне Орлово на территории конного парка «Русь» открыли памятник Петру и Февронии. «Видное 24» (Декабрь 6, 2013).
  32. Виталий Хвалей. В Черняховском районе открыли памятник Петру и Февронии. Калининградская ГТРК (Январь 7, 2014). (недоступная ссылка)
  33. Телеканал «Санкт-Петербург». Ко Дню семьи, любви и верности в Петербурге открыли памятник Петру и Февронии. Телеканал «Санкт-Петербург» (Июль 8, 2014).
  34. Сергиев Посад.ru. В Сергиевом Посаде открыли памятник Святым Петру и Февронии Муромским. Сергиев Посад.ru (Июль 14, 2014).
  35. Памятник святым благоверным Петру и Февронии Муромским открыт в Сергиевом Посаде
  36. В Воронеже состоялось освящение памятника святым Петру и Февронии Муромским. Воронежская митрополия (Июль 8, 2014).
  37. IrkutskMedia.ru. Памятник Петру и Февронии в Ангарске в Иркутской области. IrkutskMedia.ru (Август 01, 2014).
  38. Никольский Храм. Освящение памятника Петру и Февронии. Никольский Храм (Сентябрь 14, 2014).
  39. ЛипецкИнфо.ру. В Преображеновке открыли памятник святым Петру и Февронии. ЛипецкИнфо.ру (Сентябрь 28, 2014).
  40. Открытие памятника святым Петру и Февронии Муромским состоялось в Чернушке. Чернушинское благочиние (08.11.2014).
  41. В Десногорске установили памятник Петру и Февронии. Рабочий путь (Декабрь 25, 2014).
  42. В Рославле торжественно открыт памятник святым благоверным Петру и Февронии Муромским (Декабрь 27, 2014).
  43. В День семьи, любви и верности в Тольятти открыли памятник Петру и Февронии
  44. В НАО появился памятник святым Петру и Февронии
  45. Сизоненко О. «Пётр и Феврония» заняли свое место у Храма на проспекте Зерюнова // Ухта 24. — 28 июля 2017.
  46. В Обнинске открыли памятник Петру и Февронии Муромским (рус.), Калуга 24 (18 ноября 2017). Проверено 13 апреля 2018.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *