Памятник Юрию долгорукому

История создания

800-летие Москвы осенью 1947 года по решению советского руководства планировалось отметить с особым размахом. Это был первый послевоенный большой праздник, к тому же он рассматривался как «генеральная репетиция» к торжествам по случаю 30-летия Октябрьской революции.

1147 год, традиционно считающийся годом основания города, на самом деле является годом первого летописного упоминания о Москве; историкам к середине XX века уже было хорошо известно, что селение на месте Москвы существовало как минимум за 200 лет до княжения Юрия Долгорукого, и князь никак не мог «основать» его. До сих пор остаётся неясным вопрос, была ли построена при князе Юрии в этом селении крепость (городище), или она существовала ранее. Тем не менее, празднование юбилея проводилось в соответствии с датой, ставшей традиционной. Фигуре Юрия Долгорукого при этом уделялось особое внимание.

По личному распоряжению И. В. Сталина в 1946 году была даже снаряжена экспедиция в Киев во главе с археологом и антропологом М. М. Герасимовым с целью разыскать останки Юрия Долгорукого. По идее Сталина, во время юбилейных торжеств должно было состояться торжественное перезахоронение праха князя. Однако экспедиция оказалась неудачной; при изучении существующего и поныне «официального» места захоронения князя выяснилось, что оно ложное.

В том же 1946 году, в сентябре, состоялся конкурс на лучший проект памятника. Победителем был объявлен проект С. М. Орлова. За него в том же году скульптор был удостоен Сталинской премии. Как утверждает Александр Васькин, Сталин лично выбрал среди прочих претендентов кандидатуру Орлова, о котором высоко отозвался на кремлевском приеме американский посол Аверелл Гарриман.

Церемония закладки памятника состоялась 6 сентября 1947 года, во время празднования 800-летия Москвы. Однако город не скоро увидел монумент. Между соавторами постоянно возникали разногласия: Сергея Орлова, обладавшего неуживчивым характером, было трудно убедить в том, что художественные приёмы, допустимые в малой пластике, не всегда подходят для монументального искусства. Споры были не только между соавторами: Орлов конфликтовал и с властями. Люди, хорошо его знавшие, рассказывали впоследствии, что скульптор был категорически против текста посвящения на памятнике: «Основателю Москвы от Советского правительства». Как ни странно, ему удалось отстоять свою точку зрения, на монументе Советское правительство не упоминается. На скорости работ сказывалось также недостаточное финансирование: московский юбилей обозначился одновременным стартом нескольких грандиозных проектов, в частности, закладкой «сталинских высоток».

Ещё одна легенда рассказывает об утверждении Сталиным окончательного варианта памятника. Вождь, внимательно рассмотрев модель, сказал только: «Почему у Вас, товарищ Орлов, Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнёт мужественность основателя Москвы». Реплика оказалась неожиданной, авторы не нашли что ответить, а в проект срочно внесли изменения. Эта легенда получила своеобразное продолжение уже во времена Хрущёва.

Торжественное открытие памятника состоялось 6 июня 1954 года. Он был изготовлен на Мытищинском заводе им. народного художника Е. Ф. Белашовой скульптором-литейщиком по бронзе Гавриилом Савинским и обошёлся городскому бюджету в 5,5 млн рублей.

Художественные особенности

Изображений князя не сохранилось, поэтому авторы скульптуры создали собирательный образ русского богатыря на боевом коне, облачённого в ратные доспехи. Всадник, остановив коня и привстав в стременах, властным жестом как бы указывает на место для новой крепости. Подробно исполнены все элементы боевого облачения: шишака с бармицей на голове, байданы на торсе. Так же тщательно прорисованы элементы конской сбруи. Круглый щит, закреплённый на левой руке князя, украшен древним геральдическим знаком Москвы — Георгием Победоносцем (князь Юрий — тезоименитый святому Георгию).

Постамент памятника украшен поверху орнаментальной резьбой на мотивы рельефов знаменитого памятника древнерусского зодчества — Георгиевского собора в Юрьеве-Польском. Использованы изображения кентавра, птицы Сирин, василиска, птицы Феникс, грифонов, стилизованные изображения льва и оленя. Обращает на себя внимание то, что наряду с фольклорными образами славянской мифологии в рельефе широко использованы античные мотивы, воспринятые древнерусскими мастерами через византийское искусство. Тем самым авторы памятника иллюстрировали, на какой богатой почве расцвела культура колыбели Москвы — Владимиро-Суздальской Руси.

В скульптурном памятнике ярко проявились тенденции советского искусства конца 1940-х — начала 1950-х: склонность к поверхностному жизнеподобию, чрезмерное внимание к второстепенным деталям, тяга к украшательству. Такой подход нередко замутнял изначальную художественную идею, вступая в противоречие с логикой построения формы (см. также Сталинский ампир).

Памятник в восприятии москвичей и властей

Памятник Юрию Долгорукому сразу же вызвал неоднозначную реакцию как общественности, так и властей.

Одна из легенд гласит, что в момент, когда спало брезентовое покрывало, кто-то из толпы крикнул: «Ну до чего похож!». По другой версии, крикнули диаметрально противоположное: «Не похож!». Первая реплика приписывается писателю Зиновию Паперному; вторая — композитору-песеннику Сигизмунду Кацу. Как бы то ни было, в этом эпизоде обозначено стилистическое несоответствие: памятник-символ полулегендарной личности был решён подробно, портретно, со множеством деталей. Претензия на историческую достоверность, усиленная патетическим жестом бронзового князя, и стала поводом для шутки.

Открытие памятника генералу Скобелеву, 1912 год.

Н. Андреев, Д. П. Осипов. Монумент советской конституции (Обелиск и Статуя Свободы) на Советской (Тверской) пл. в Москве. Кирпич, бетон, выс. 26 м. 1918—1919 Памятник на памятной монете, отчеканенной в честь Олимпиады-80. РеверсПамятник на юбилейной монете, отчеканенной в честь 850-летия Москвы. Реверс

Однако ещё до открытия памятника «основателю Москвы» Советская площадь была у москвичей на устах, заслужив репутацию «несчастливого места». Дело в том, что здесь в 1912—1918 годах стоял многофигурный монумент генералу Скобелеву, герою русско-турецкой войны 1877—1878 годов.

В соответствии с ленинским планом монументальной пропаганды он был уничтожен как памятник «слуге царизма», а на его месте осенью 1918 года появился 26-метровый трёхгранный обелиск в честь советской конституции. Стройный памятник в июне 1919 года был дополнен статуей Свободы работы Николая Андреева, для которой позировала племянница Станиславского Вера Алексеева (по другой версии — прототипом стала актриса МХАТа Евгения Хованская, славившаяся своей красотой). Скульптор, работая над статуей, вдохновлялся динамичными формами античного изваяния Ники Самофракийской. Памятник полюбился москвичам и даже вошёл в московский фольклор; к примеру, в анекдот тех лет:

— Почему «Свобода» против Моссовета?
— Потому что Моссовет против свободы!

Монументу не суждено было долго простоять. Уже к концу 1930-х годов он нуждался в реставрации, так как изготовлен был наспех, из недолговечных материалов низкого качества: обелиск был сложен из кирпича и оштукатурен «под гранит», а статуя отлита из бетона. Но до реставрации дело не дошло: незадолго до Великой Отечественной войны, 22 апреля 1941 года, монумент был разрушен под предлогом расчистки площади. Голова статуи Свободы ныне хранится в Третьяковской галерее, попав туда совершенно случайным образом. Поэт Анатолий Мариенгоф впоследствии иронично отмечал:

Площадь меняла памятники, как меняет мужей современная женщина. Перед ампирным дворцом сначала стоял белый генерал по фамилии Скобелев, потом олицетворявшая свободу замоскворецкая молодуха в древнеримском одеянии. Теперь на площади высится монумент основателю Москвы. Он крепко оседлал лошадь Васнецова с картины «Три богатыря».

В ещё одной легенде говорится, что Н. С. Хрущёв сильно недолюбливал памятник Юрию Долгорукому. Однажды, проезжая по улице Горького (так тогда именовалась Тверская) в дурном расположении духа, он обратил внимание на то, что гениталии у жеребца изваяны довольно крупными и чересчур натуралистичными. Раскипятившись, Хрущёв приказал немедленно исправить безобразие. На следующий день бронзового коня под Юрием Долгоруким «оскопили». Москвичи на это сразу же отреагировали шуткой: «при царях Скобелев скакал на жеребце, а при Советской власти Долгорукий — на мерине». Памятник вызвал недовольство старых большевиков и космополитической интеллигенции.

После открытия памятника в Моссовет стали поступать письма от наиболее активных коммунистов и старых большевиков с требованием убрать «идейно чуждый» монумент «представителю эксплуататорских классов». В некоторых из них делался особый акцент на то, что памятник князю стоит на Советской площади. Письма шли массовым потоком; были отклики даже от иностранных коммунистов. В 1959 году известный английский коммунист Эндрю Ротштейн (en:Andrew Rothstein), долгое время живший в Москве, писал начальнику Главмосстроя В. Ф. Промыслову:

В сравнении с монументом Свободы Юрий Долгорукий в художественном и политико-символическом значении, мне кажется, не на месте…

Это и в самом деле был первый памятник в советской Москве человеку, никак не связанному с коммунистической идеологией или революционным движением. Идеологические критики справедливо указывали на отступление от ленинской программы монументальной пропаганды.

В 1962 году вышло постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О воссоздании к 7 ноября 1964 года монумента Свободы на Советской площади». Памятник Юрию Долгорукому планировали перенести в сквер у Новодевичьего монастыря. Однако в октябре 1964 года Н. С. Хрущёв лишился всех своих постов. Новой правительственной верхушке было в те дни не до памятника, а впоследствии советское руководство предпочитало не вспоминать об инициативе Никиты Сергеевича.

В «годы застоя» бронзовый Юрий Долгорукий москвичами по-прежнему воспринимался как чужеродный элемент, близкий разве что приезжим. Известен анекдот тех лет:

Грузин вышел из ресторана «Арагви» в Москве и увидел памятник Юрию Долгорукому. Изумился и спросил своего приятеля: «Кто это такой?» «Как, ты не знаешь? Это Юрий Долгорукий». «Слушай, что он такое сделал, что ему памятник поставили?» Тот отвечает: «Слушай, он Москву основал». «Вай, какой хороший человек! Какой город построил вокруг ресторана „Арагви“!»

Ситуация стала меняться в процессе перестройки, когда на волне демократизации московский день города стал регулярным праздником, и окончательно переломилась при Юрии Лужкове. Все официальные мероприятия, связанные с открытием Дня города, проводились на фоне памятника «основателю Москвы»; изображение монумента широко тиражировалось на праздничных плакатах. Московские осторословы отметили любовь мэра к своему тёзке, пустив шутку: «Один Юрий — Долгорукий, а другой — Долгосрочный».

Дополнительные сведения

  • В «Архипелаге ГУЛАГ» А. И. Солженицын связал памятник Юрию Долгорукому и Кенгирский мятеж заключённых, при подавлении которого погибло около 700 зэков:
«Всякий раз, когда вы проходите в Москве мимо памятника Долгорукому, вспоминайте: его открыли в дни кенгирского мятежа — и так он получился как бы памятник Кенгиру» .
  • По следам розысков М. М. Герасимова в 1980-е состоялась ещё одна экспедиция в Киев, которую возглавил Виктор Харламов. В 1989 году экспедиция наконец разыскала захоронение «основателя Москвы». Ряд экспертиз подтвердил гипотезу, что археологи имеют дело именно с останками Юрия Долгорукого (хотя впоследствии высказывались сомнения в правильности выводов Харламова). По мнению исследователей, князь отличался низкорослым телосложением, был толстым, имел непропорционально длинные руки и ступни: его прозвище, которое было принято толковать иносказательно, вероятно, имело буквальный смысл. Он также страдал остеохондрозом — следовательно, верховая езда должна была причинять ему сильную боль. Московский скульптурный памятник совершенно не соответствует портрету, созданному учёными.
  • Неосуществлённый проект Веры Мухиной предполагал принципиально иное решение образа Юрия Долгорукого. Планировалась одиночная фигура без намёка на воинственность: «основатель Москвы» представал в пышной древнерусской княжеской одежде, отороченной золотой вышивкой, облачённым в кафтан, в сафьяновых сапогах. Памятник предполагалось полностью покрыть разноцветными эмалями, что придавало бы монументу особую нарядность и праздничность. В проекте интересно решался постамент в форме капители. Посвящение было стилизовано под древнерусский язык: «На сем месте в году 1147 Юрием Долгоруким град Москва заложен». Это был один из самых необычных замыслов художницы. Проект памятника в переработанном виде Мухина реализовала как фарфоровую статуэтку с подглазурной росписью.

  • В глубине Тверской площади находится ещё один скульптурный памятник — Ленину (см. Памятники Ленину в Москве). Он расположен за памятником Юрию Долгорукому, возле здания бывшего Института марксизма-ленинизма. Гранитный вождь работы С. Д. Меркурова появился на площади в 1940 году.

Примечания

  1. Васькин, А. Тверская улица в домах и лицах. — М.: Центрполиграф, 2015. — С. 236.
  2. Всегда и во всём быть художником. Мир истории (01.2002). Проверено 8 февраля 2009. Архивировано 14 января 2003 года.
  3. 7 сентября в истории. NewsInfo (7 сентября 2008). Проверено 8 февраля 2009. Архивировано 19 марта 2012 года.
  4. 1 2 3 Всадники и Статуя Свободы на Тверской площади. Москва. Назад в будущее. Что было — что стало. RetroMoscow. Проверено 8 февраля 2009. Архивировано 19 марта 2012 года.
  5. Экскурсии по Москве / под ред. И. Романовского. — М.: Московский рабочий, 1959.
  6. Часть 2. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство 17—20 веков // Энциклопедия для детей Аванта+. — М.: Аванта+, 2005. — Т. 7. — ISBN 5-89501-015-6.
  7. 1 2 Митрофанов, Алексей. Прогулки по старой Москве. Тверская. — М.: Ключ-С, 2006. — ISBN 5-93136-024-7.
  8. Беляева, Екатерина. Москва потеряла свободу // МК-Суббота. — 28.10.2006. Архивировано 18 мая 2007 года.
  9. 1 2 Степовой, Богдан. Юрий Долгорукий выбрал Свободу // Известия. — 07.09.2007. Архивировано 16 апреля 2013 года.
  10. 800 лет основания Москвы (недоступная ссылка — история ). История городской власти. Официальный сайт Правительства Москвы. Проверено 8 февраля 2009.
  11. Программа «Чужой монастырь». Эхо Москвы (12.06.2003). Проверено 8 февраля 2009. Архивировано 19 марта 2012 года.
  12. Солженицын, А. И. Глава 12. Сорок дней Кенгира // Архипелаг ГУЛАГ. — М.: Вагриус, 2008. — Т. 3. — ISBN 978-5-9697-0488-6.
  13. Горина, Иванна. В свою Москву он больше не вернется? // Российская газета.
  14. Основатель Москвы похоронен в Киеве // Сегодня. — 07.09.2000. — № 153 (654).
  15. Воронова О. П. Вера Игнатьевна Мухина. — М.: Искусство, 1976. — (Жизнь в искусстве).

Ссылки

Памятник Юрию Долгорукому на Викискладе
Памятник Юрию Долгорукому в Викиновостях
Конные памятники Москвы
Существующие
Разрушенные

Этот памятник был первым в СССР памятником не коммунисту и не революционеру.

История создания памятника:

Годом основания Москвы принято считать 1147 год, хотя на самом деле в этом году город всего лишь был впервые упомянут в летописях, а селение на этом месте существовало уже как минимум два столетия. Но, как бы там не было, в 1947 году Москве исполнялось 800 лет, а так как это был первый крупный послевоенный праздник — его было решено отпраздновать с особым размахом.

Наряду со множеством приуроченных к юбилею мероприятий, было решено подарить Москве высотки и памятник основателю. Да и не просто памятник хотелось поставить. По замыслу Сталина самого Юрия Долгорукого предстояло торжественно перезахоронить в Москве. Для чего в 1946 г. в Киев была отправлена группа ученых во главе с известным антропологом и археологом Михаилом Герасимовым. Да только случился конфуз: в официальной могиле Долгорукого оказались останки другого человека. Перезахоронение отменилось, и об этой идее предпочитали больше не вспоминать, а памятник, конечно, поставили.

Удивительно то, что в конце 1940-х гг., в сталинское время, вдруг ставят памятник не кому иному, как самому настоящему князю, «эксплуататору крестьянства и поборнику феодального строя». Парадокс, да и только! Но дальше больше, точная дата рождения Юрия Долгорукого неизвестна, предположительно он был шестым сыном Владимира Мономаха от его первой жены, принцессы Гиты Уэссекской, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II, убитого нормандцами в битве при Гастингсе в 1066 г., что привело к воцарению Вильгельма I Завоевателя и фактическому уничтожению прежнего англосаксонского государства. Таким образом, великий русский князь потенциально ровно наполовину был самым натуральным исконным англичанином, но об этом в сталинское время тоже широко не рассказывали.

В сентябре того же 1946 года был объявлен конкурс на лучший проект памятника. Участие в конкурсе приняла и знаменитая Вера Мухина, к тому времени уже признанная и известная всей стране автор монумента Рабочему и Колхознице и множества других изваяний. Однако выиграл конкурс никому до этого толком не известный скульптор Сергей Орлов, который до этого-то и монументами не занимался, а работал с малыми скульптурными формами (птички, рыбки, пионеры). Такой вот парадокс!

Есть версия столь стремительного возвышения малоизвестного Сергея Орлова. Когда-то давно, на выставке народного творчества американскому дипломату Гарриману понравился один из экспонатов — глиняный петушок, которого незамедлительно подарил послу сопровождавший его Молотов. Автором этого петушка был тот самый Сергей Орлов, который, по окончании выставки, решил узнать, куда же делся его экспонат. Устроители выставки оказались не в курсе, куда делась глиняная фигурка, и Орлов написал письмо с жалобой на имя самого Сталина. Примерно в это время «опустился» железный занавес, а вскоре Орлова вызвали в Кремль, на заседание Политбюро, во время которого Сталин отругал Молотова за неуважение к соотечественнику, а после этого лично предложил Орлову в знак «возмещения ущерба» заняться памятником Юрию Долгорукому. Стоит ли уточнять, что конкурс Орлов довольно легко выиграл, хотя его скульптуру позже и сильно критиковали. Живший в соседнем доме Илья Эренбург как-то высказался: Я видел скульптуры Фидия, и каждое утро вижу памятник Долгорукому. Если это прогресс — я готов выброситься из моего окна.

Памятник Юрию Долгорукому, как и планировалось, был заложен 6 сентября 1947 года, в день празднования 800-летия столицы, но работы по его созданию сильно затянулись. Памятник был изготовлен только в 1952 году на Скульптурно — художественной фабрике №3. А торжественно открыт был памятник Юрию Долгорукому лишь 6 июня 1954 года — окончательная смета проекта составила 5,5 миллионов рублей.

Конечно же, к неопытному в монументальном искусстве Сергею Орлову приставили целую коллегию консультантов. Кентавры, василиски, птицы Сирин и Феникс, грифоны на постаменте были навеяны мотивами Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, Владимирской области. На щите у Юрия Долгорукого Георгий Победоносец — Святой Покровитель Москвы. По иронии истории, он же святой покровитель Англии.

Изначально на постаменте должно было начертано: Основателю Москвы Юрию Долгорукому от Советского правительства. Вторую часть фразы убрали по убедительному и упорному настоянию самого Орлова.

Памятник весь подробно проработан в деталях, которые издалека-то и не видны. Но внимание к себе привлекают именно детали памятника: подковы, стремена — все очень любовно проработано.

А вокруг постамента стоят вот такие шары.

Археологи утверждают, что на самом деле Юрий Долгорукий выглядел совсем не так, а был низок и толстоват. А прозвище Долгорукий вероятно получил даже не потому, что все время руки свои тянул на киевский престол, чего наконец и добился, а просто потому, что у него чисто физически были непропорциональной длины руки.

Так как, к сожалению, подлинные изображения князя до нас не дошли, поэтому он был изображён в виде русского богатыря в ратных доспехах с геральдическим Георгием Победоносцем на щите. Памятник установлен на постаменте, украшенном орнаментальными фольклорными и античными образами.

Общественность и власти восприняли памятник Юрию Долгорукому по-разному. На это счёт даже существуют легенды, о которых речь пойдёт ниже.

Сразу же после открытия памятника Юрию Долгорукому в Моссовет хлынули потоки гневных писем от коммунистов, призывающих убрать с Советской площади памятник «представителю эксплуататорских классов». Хотя удивительно было бы, если бы коммунисты наоборот промолчали. Но на самом деле можно их в какой-то степени понять, ведь памятник Юрию Долгорукому был первым в СССР памятником не коммунисту и не революционеру.

В 1997 году в честь 850-летия Москвы была отчеканена монета достоинством в 100 рублей, с изображением памятника Юрию Долгорукому

Во время перестройки постепенно прижилась традиция праздновать День города на фоне памятника его «основателю», а при Лужкове родилась даже своеобразная шутка: «Один Юрий — Долгорукий, а другой — Долгосрочный».

Моментом окончательного признания памятника считается «переодевание» князя в костюм Деда Мороза накануне новогодних праздников в декабре 2005 года. Инициатором этой новогодней акции также выступил мэр Москвы

Кстати, композиция памятника Юрию Долгорукому немного напоминает установленный в Киеве памятник Богдану Хмельницкому — он также указывает куда-то в пространство, правда не рукой, а булавой, да и смотрит не в ту сторону, но некоторая схожесть всё-таки есть.

Легенды вокруг памятника Юрию Долгорукому:

1. Одна из легенд связана с «достоинством коня». Якобы, утверждая окончательный вариант памятника, Сталин, внимательно рассмотрев модель, сказал: «Почему у Вас, товарищ Орлов, Долгорукий сидит на кобыле? Жеребец подчеркнёт мужественность основателя Москвы». Это было настолько неожиданно, что скульпторы не нашлись что ответить, а в проект срочно были внесены соответствующие изменения. Лошади приделали соответствующую деталь. +Правда, эту легенду специалисты опровергают, говоря, что любой мало-мальски разбирающийся в лошадях скульптор изначально лепит либо кобылу, либо коня, т.к. они отличаются не только одной видимой деталью, но и самой фигурой: крупом, грудной клеткой и т.п. У Юрия Долгорукого здесь конь по всем параметрам.

2.Существует ещё одна интересная легенда, связанная с Хрущевым, согласно которой откровенно недолюбливавший памятник Никита Хрущёв однажды обратил внимание, что гениталии у жеребца изображены довольно крупно и чересчур натуралистично. Как-то, проезжая по Тверской, Хрущёв и выразил неудовольствие по поводу размеров «достоинства» коня. Дескать, тут дети гуляют и смотрят на такой срам. Разозлившись, он приказал исправить это безобразие, и долгоруковского коня «оскопили». А из-за того, что в 1912—1918 годах здесь находился многофигурный монумент генералу Скобелеву, также в виде всадника на коне, то москвичи на действия Хрущёва сразу же отреагировали шуткой: “При царях Скобелев скакал на жеребце, а при Советской власти Долгорукий — на мерине” + «Достоинство» коня укоротили и сделали более скромным. Но на этом Хрущев не успокоился, а, более того, подписал указ о демонтаже этого памятника, переносе его в сквер Новодевичьего монастыря и восстановлению снесенного в 1941 году Обелиска Свободы к 7 ноября 1964 года. Однако, вместо памятника в октябре 1964 года сняли самого Хрущева, а новые власти было не до переноса памятника. Так он и остался на Тверской.

3. Согласно одной из легенд, в момент снятия брезента с памятника на торжественном открытии, из толпы кто-то выкрикнул: “Ну до чего похож!”, хотя есть и противоположная легенда, что крикнули наоборот: «Не похож!», но в любом случае это обусловлено тем, что памятник полу легендарной личности был исполнен слишком подробно и досконально. Поскольку никто точно не знал, как выглядел Юрий Долгорукий, то слепили такого сказочного богатыря со шлемом-шишаком с бармицей (свисающая кольчуга) на голове, в древнерусских доспехах и байданами на торсе. Вот по этому поводу ходила шутка, содержащая противоположные версии легенды.

фото из интернета

moscowwalks.ru

Сегодня мы расскажем обо всем известном памятнике Юрию Долгорукому и покажем малозаметные детали памятника в сильном приближении. История более чем примечательная и достойна отдельного рассказа.
Немного расскажем и об истории самой Тверской площади.

О гламурном непринятом варианте памятника, о том, как из лошади Юрия Долгорукого сначала сделали коня, а потом оскопили, о том как памятник чуть не снесли, как памятник не любили москвичи и немного об истории самой Тверской площади —>

Начнем с того, что незадолго до Первой Мировой войны Тверскую площадь переименовали в Скобелевскую, т.к. в 1912 году на площади поставили памятник «белому генералу», герою русско-турецкой кампании 1877-1878 гг. Михаилу Скобелеву. Памятник был поставлен на народные деньги и был многофигурным.

Но простоял он недолго – уже в 1918 году новая власть сносит памятник «слуге царизма» и на скорую руку возводит вместо него Обелиск Конституции, через год дополненный Статуей Свободы, напоминающей богиню Нику.

Средств у новой власти было мало, а выполнять монументальную пропаганду надо было, поэтому сам обелиск был сложен из кирпича, а статуя отлита из бетона. Поэтому понятно, что к концу 1930-х вся композиция советской свободы приобрела жалкий вид. В апреле 1941 г. обелиск взорвали. На счастье рядом оказались сотрудники Третьяковской галереи, которые наняли под одним данным машину, по другим подводу с лошадью и голову статуи увезли в запасники.

А в 1946 г. вдруг принимается решение пышно праздновать 800-летие Москвы. Наряду со множеством приуроченных к юбилею мероприятий решено подарить Москве высотки и памятник основателю.

Да и не просто памятник хотелось поставить. По замыслу Сталина самого Юрия Долгорукого предстояло торжественно перезахоронить в Москве. Для чего в 1946 г. в Киев была отправлена группа ученых во главе с известным антропологом и археологом Михаилом Герасимовым.
Да только случился конфуз: в официальной могиле Долгорукого оказались останки другого человека. Перезахоронение отменилось и об этой идее предпочитали больше не вспоминать, а памятник, конечно, поставили.

Удивительно то, что в конце 1940-х гг., в сталинское время, вдруг ставят памятник не кому иному, как самому настоящему князю, «эксплуататору крестьянства и поборнику феодального строя». Парадокс, да и только!

Но дальше больше, точная дата рождения Юрия Долгорукого неизвестна, предположительно он был шестым сыном Владимира Мономаха от его первой жены, принцессы Гиты Уэссекской, дочери последнего англосаксонского короля Гарольда II, убитого нормандцами в битве при Гастингсе в 1066 г., что привело к воцарению Вильгельма I Завоевателя и фактическому уничтожению прежнего англосаксонского государства.
Таким образом, великий русский князь потенциально ровно наполовину был самым натуральным исконным англичанином, но об этом в сталинское время тоже широко не рассказывали.

Какие однако у Юрия Долгорукого «перетренированные» руки с выступающими венами.

В 1946 г. объявляется конкурс на лучший вариант памятника.
Участие в конкурсе приняла и знаменитая Вера Мухина, к тому времени уже признанная и известная всей стране автор монумента Рабочему и Колхознице и множества других изваяний.

О.И. Воронова в своей книге о Мухиной писала:

…Даже проектируя памятник Юрию Долгорукому, первому московскому князю, который было решено установить напротив здания Моссовета, на месте, где в эпоху монументальной пропаганды стоял исполненный Николаем Андреевым монумент Свободы. Это один из самых необычных замыслов художницы — праздничный, нарядный. Статую Долгорукого она хотела сделать из разноцветной эмали — в пышной древнерусской княжеской одежде, в длинном белом плаще, отороченном золотой вышивкой, схваченном драгоценной сверкающей пряжкой. «На каком металле лучше всего держится эмаль? — спрашивала она Качалова. — Какая разница между прозрачной и непрозрачной эмалью? Можно ли крепить эмаль горячим способом посредством не общего нагрева вещи, а частями, разогревая лампой или каким-либо другим способом?»

И вот уже сделан эскиз из тонированного гипса. Одной рукой князь Юрий держит меч, другая опущена указующим перстом: «Здесь будет город заложен!» Военная цитадель? Нет, столица мира, добра, искусства. Не в кольчуге Долгорукий, не на коне — в кафтане, в мягких сафьяновых сапогах. Серьезное и доброе лицо созидателя, строителя. Да и меч в его руках лишь символ, не такими были русские боевые мечи. На что он похож? Немного на меч легендарного Довмонта, но еще больше на оружие былинных богатырей, а русские богатыри никогда не нападали на чужие земли, только оберегали свои.

Кончик меча упирается в капитель — наконец-то Вере Игнатьевне удалось одолеть труднейшее: найти новую органичную для скульптуры форму постамента. Постамент — словно часть вырастающего из земли древнерусского града: фрагмент белокаменной крепостной стены и рядом с ней увитая прихотливой вязью резьбы колонна; на стене — барельеф льва, добродушного, почти улыбающегося, какого можно увидеть только в русской тератологии…

….Вот только место… Замкнутый тяжелыми современными зданиями полукруг площади Моссовета совсем не подходит для такого памятника. «Долгорукий… который стоял бы близ Кремля как точки основания города психологически и по фону гораздо более убедителен», — утверждает Мухина.

Впрочем, увидеть памятник ей не суждено ни здесь, ни там: принят проект Сергея Орлова — вооруженный воин на тяжелом боевом коне. Мухина делает единственно возможное — переводит свой эскиз в фарфор, расписывает его цветной глазурью, оживляет золотом.

Замечательное такое, сказочное и очень женское изваяние получилось бы с золотом, эмалью и стразами.

Однако выиграл конкурс никому до этого толком не известный скульптор Сергей Орлов, который до этого-то и монументами не занимался, а работал с малыми скульптурными формами (птички, рыбки, пионеры).

А вышла следующая история:

В 1946 г. в Манеже проходила выставка народных промыслов, и Вячеслав Молотов водил по ней американского посла Аверелла Гарримана, тогда еще вчерашнего союзника по Великой Отечественной войне, не успевшего пока еще стать противником по войне Холодной. Отношения были дружескими.

На одном из стендов Гарриману понравилась скульптурка петушка, и Молотов никого толком не спрашивая с легкой руки подарил его послу. Петушок тот был работой Сергея Орлова, который после выставки написал жалобу и просил пояснить ему, что же делать дальше, поскольку петушка он уже обещал одному из домов пионеров. Дело случайно дошло до Сталина, после чего тот вызвал Орлова на заседание, дружески пожурил Молотова за измену советским пионерам и лично предложил Сергею Орлову в качестве компенсации поучаствовать в конкурсе на установку памятника перед Моссоветом.

Стоит ли уточнять, что конкурс Орлов довольно легко выиграл, хотя его скульптуру позже и сильно критиковали.

Живший в соседнем доме Илья Эренбург как-то высказался: Я видел скульптуры Фидия и каждое утро вижу памятник Долгорукому. Если это прогресс — я готов выброситься из моего окна.

Кентавры, василиски, птицы Сирин и Феникс, грифоны на постаменте были навеяны мотивами Георгиевского собора в Юрьеве-Польском, Владимирской области.

Конечно же, к неопытному в монументальном искусстве Сергею Орлову приставили целую коллегию консультантов.
Изначально на постаменте должно было начертано: Основателю Москвы Юрию Долгорукому от Советского правительства.
Вторую часть фразы убрали по убедительному и упорному настоянию самого Орлова.

Памятник был изготовлен к 1952 году на Скульптурно-художественной фабрике №3

Вокруг постамента стоят вот такие шары

На щите у Юрия Долгорукого Георгий Победоносец — Святой Покровитель Москвы. По иронии истории, он же святой покровитель Англии.

Памятник весь подробно проработан в деталях, которые издалека-то и не видны.

Еще одна примечательная история связана с «достоинством коня».
По легенде, осматривая модель памятника Сталин изрек: «А почему у Вас Юрий Долгорукий въезжает в Москву на кобыле? Сделайте ему коня, это подчеркнет мужественность князя».
Лошади приделали соответствующую деталь.
Правда, эту легенду специалисты опровергают, говоря, что если любой мало-мальски разбирающийся в лошадях скульптор изначально лепит либо кобылу, либо коня, т.к. они отличаются не только одной видимой деталью, но и самой фигурой: крупом, грудной клеткой и т.п. У Юрия Долгорукого здесь конь по всем параметрам.

Еще одна легенда связана с Хрущевым. Говорят, Никита Сергеевич очень не любил этот памятник и даже как-то проезжая по Тверской выразил неудовольствие по поводу размеров «достоинства» коня. Дескать, тут дети гуляют и смотрят на такой срам. «Достоинство» коня укоротили и сделали более скромным.

Но на этом Хрущев не успокоился, а, более того, подписал указ о демонтаже этого памятника, переносе его в сквер Новодевичьего монастыря и восстановлению снесенного в 1941 г. Обелиска Свободы к 7 ноября 1964 г.

Однако вместо памятника в октябре 1964 г. сняли самого Хрущева, а новые власти было не до переноса памятника. Так он и остался на Тверской.

Поскольку никто точно не знал, как выглядел Юрий Долгорукий, то слепили такого сказочного богатыря с шлемом-шишаком с бармицей (свисающая кольчуга) на голове, древнерусском доспехе и байданами на торсе.

По этому поводу ходила шутка, что вовремя открытия памятника 6 сентября 1952 г. после снятия покрывала кто-то не удержался и так и выкрикнул: «Ну до чего ж похож!»
По другой легенде фраза была прямо противоположна: «Не похож»

Опять же внимание к деталям: подковы, стремена — все очень любовно проработано

Археологи утверждают, что на самом деле Юрий Долгорукий выглядел совсем не так, а был низок и толстоват. А прозвище Долгорукий вероятно получил даже не потому, что все время руки свои тянул на киевский престол, чего наконец и добился, а просто потому, что у него чисто физически были непропорциональной длины руки.

И, да! Мы знаем, что вам понравилась эта фотография. Ей и завершаем рассказ.

Этот рассказ — лишь маленькая часть нашей увлекательной экскурсии по Тверской. Погода становится все теплее и теплее. Скоро мы откроем экскурсионный сезон (пока экскурсии доступны только под заказ, ).

В новом сезоне вас ждут НОВЫЕ экскурсии и новые интересные истории!

Настройте свой интернет на нашу волну!
Сообщество Прогулки по Москве в Живом Журнале

Дневник Прогулки по Москве на LiveInternet.ru

Блог Прогулки по Москве на Блогах Mail.Ru

@moscowwalks.

На нашем сайте имеется страница с Избранными статьями, доступная также по ссылке в самом верху сайта. Напоминаем, что Вы всегда можете подписаться на наш RSS поток,
а также на рассылку наших статей по электронной почте:

Если вы разместили интересный материал о Москве или планируете проводить мероприятие с московской тематикой, то пишите нам на redaktor@moscowwalks.ru
Ваша активность и отзывы помогают нам работать над улучшением и наполнением этого сайта.

Материально поддерживать этот сайт нам помогают экскурсии: .

Мы всегда готовы рассматривать любые интересные коммерческие и некоммерческие предложения, связанные московской тематикой.
Пишите нам на redaktor@moscowwalks.ru или звоните 8-916-832-21-13

Если Вам нравится этот проект, то Вы хотите помочь нам писать интересные статьи для Вас и дальше, то сделать это можно заказав экскурсию

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *