Памятники в суздале

Город-Заповедник Суздаль и его памятники

Город Суздаль – истинное украшение Золотого Кольца России. Город сам по себе, в особенности центральная его часть, является музеем-заповедником, охраняемым государством и ЮНЕСКО. О самых замечательных местах города Суздаль вы сможете узнать в этой теме.

Запись относится к месту:
Суздаль

Суздальский кремль — древнейшая часть города, ядро Суздаля, археологически существующее с X века, а по летописям — 1024 г. Расположен Кремль в излучине реки Каменка, в на юге Суздали. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архирейского двора с древним Рождественским собором. На рубеже XI—XII вв. здесь была сооружена крепость с кольцом земляных валов протяженностью 1400 м. На валах возвышались бревенчатые стены и башни. В Кремле помещались двор князя и двор епископа с городским собором, обитала также княжеская дружина и многочисленное окружение князя и епископа. Во второй половине XV века оборонительные сооружения укрепляются и досыпаются, в 1677 году возводится рубленая сосновая стена с 15 башнями и воротами. Все деревянные укрепления сгорели в 1719 году. Кремль сохранил земляные валы и рвы древней крепости, несколько церквей и ансамбль архирейского двора с древним Рождественским собором. По сути, на том месте, где сейчас находится музей «Суздальский кремль», когда-то, в XII веке, и начинал возводится город Суздаль

Рождественский собор (XII-XVIвв.) — старейшее здание Суздаля. По преданию, он был построен на месте заложенного Владимиром Мономахом в конце XI века храма Успения Пресвятой Богородицы – первой христианской церкви в Суздале. Этот храм был огромным и величественным. Шестистолпное (или четырехстолпное) мощное здание с одной главой было сложено из тонкого кирпича — плинфы — и расписано лучшими византийскими мастерами. Но уже примерно через полвека из-за слишком слабого для такого гиганта фундамента собор начал рушиться и по приказанию Юрия Долгорукого был разобран. Напротив южного фасада собора в 1635 году была построена колокольня, завершённая высоким восьмигранным шатром. В конце XVII века на ней установили куранты, в которых часы обозначаются буквами. Собор, палаты и связанная с ними переходом колокольня образуют замкнутый парадный двор

Внутри собор не менее величествен, чем снаружи. Одна из главных его достопримечательностей – Златые врата — уникальный образец декоративно-прикладного искусства суздальских мастеров. При реставрации собора в 1938г. под руководством А.Д.Варганова и И.А.Столетова на стенах южной апсиды были найдены орнаменты времен Мономаха и уникальные древние фрески 1233 года.

Некрополь Рождественского собора представляет отдельный интерес. Среди похороненных под чугунными плитами пола есть члены известнейших боярских и княжеских родов, таких, как Шуйские, Шуйские-Скопины, Бельские. Там же покоятся сыновья Юрия Долгорукого — Иван и Святослав. В 1930-х гг. богослужения в соборе прекращены, и ведутся научные и археологические исследования. К 1960-м гг. позднейшие обстройки были снесены и здание обрело вид XVI века, за исключением луковичных глав со звездами. В августе 2005г. собор, долгое время бывший на реставрации, снова открылся. При реставрации в нем были обретены мощи святого Арсения Элассонского (1550-1635), архиепископа Суздальского и Тарусского, канонизированного в 1982г., которые были оставлены в соборе. Последним этапом реставрации было восстановление фресок и белого камня.

Кроме Рождественского собора в ансамбль Суздальского кремля входят также Архиерейские палаты. Архиерейские палаты — архитектурный комплекс, сформировавшийся на протяжении XV-XVIII вв. как жилой дом для суздальских церковных владык. Основное здание тесно связано с собором, как в композиционном, так и в бытовом отношении. В настоящее время в палатах расположен музей и ресторан. Территория архиерейского двора окружена невысокой кирпичной оградой с воротами со стороны собора и колокольни; а с внутренней стороны – древним земляным валом.

В западной части Суздальского Кремля находится деревянная Никольская церковь, построенная в 1766 году и перевезённая из села Глотова Юрьев-Польского района в 1960 году,вместо разрушенной церкви Всех святых XVII века. Церковь Николы — один из примеров простого и древнего типа деревянных конструкций, не лишённая однако изящности и красоты форм. Деревянная церковь – редчайший сохранившийся образец «клетских» храмов, близких по способу постройки к деревянной избе. Церковь состоит из двух срубов-«клетей» разного размера; главный сруб приподнят на подклете, к нему примыкает второй сруб, пониже, в котором находится трапезная. Аналогичной высоты, как и центральный сруб, граненая апсида примыкает к нему с восточной стороны. Открытая галерея окружает храм с трех сторон

Сейчас Суздальский кремль – это музей, с многочисленными экспозициями, посвященными истории Суздальской земли, известным людям, с ней связанным, сокровищам из монастырей и церквей, древнерусской живописи и прикладному искусству. Интерьеры Крестовой палаты заслуживают особого внимания. Они создавались по записям XVIII века и воспроизводят предметы, окружавшие ее владельцев в то время. Сокровища Рождественского собора тоже перенесены в музей.

В Суздали находится также ряд монастырских ансамблей. Спасо-Евфимиев мужской монастырь находится на реке Каменка на севере Суздаля. монастырь основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем, как крепость для защиты города от врагов. Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (к. XVI в.) — построен в традициях древней белокаменная архитектуры Суздаля, он монументален и строг. Гордость собора — фрески XVI в., открытые реставраторами на фасадах, и росписи известных мастеров XVII столетия Гурия Никитина и Силы Савина. Спасо-Преображенский монастырь выделяется особой строгостью и каноничностью линий. Пятиглавый собор дополняется двумя приделами в честь святого Ефимия и святого Сергия Радонежского. Снаружи собор украшен аркатурно-колончатым поясом, характерным для стиля того времени. Так же собор украшают рельефы и резьбы по камню. Стройность собору придают килевидные закомары, венчающие стены собора.

По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма. В 1829 году здесь скончался доведённый до сумашествия декабрист Шаховской, Фёдор Петрович. В 1826 году по приказанию императора Николая I в суздальский Спасо-Евфимьевом монастыре был заточён предсказатель Авель. Скончался в нём 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви.В «Судальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители: архиепископ Аркадий, епископ Алимпий, епископ Конон, епископ Геннадий и др. Некоторые, как Алимпий, умерли в одиночных келиях, не дождавшись освобождения, некоторые, как Аркадий (просидевший в одиночной келии 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 году. В деле их освобождения значительную роль сыграл граф Л. Н. Толстой.
Архитектурный комплекс монастыря внесен в список всемирного наследия человечества ЮНЕСКО. Весь ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В зданиях размещаются экспозиции, фондохранилища и подсобные службы. На монастырской звоннице заново подобраны все колокола и несколько раз в день посетители имеют возможность слушать их завораживающий перезвон

Покровский женский монастырь основан в 1364 году при князе Дмитрии Константиновиче, нынешний вид ансамбля сложился в XVI веке, когда монастырь стал местом ссылки опальных цариц и женщин знатных боярских фамилий. В XVI—XVII столетиях монастырь был одним из крупнейших на Руси. Центральным памятником ансамбля является Покровский собор (1510—1518), который отличает монументальность архитектурного решения. С четырех сторон здание окружает открытая галерея, порталы собора богато декорированы. Под зданием Покровского собора находиться усыпальница, где погребены ссыльные царицы, великие княгини, знатные женщины аристократических родов Древней Руси: Александра, дочь Ивана III, Соломония Сабурова жена Василия III, Евдокия Лопухина, первая жена Петра I, Анна Васильчикова, жена Ивана IV, Евдокия Нагая, первая жена Владимира Старицкого, Евпраксия Пожарская и др. В 1923 году монастырь был закрыт и разорен. В 1950—1960-е годы монастырские постройки реставрировались, в них открылись музейные экспозиции. В 1980-е годы здесь разместился туристско-гостиничный комплекс с рестораном и баром. В соборе был концертный зал. С 1992 года монашеская жизнь возродилась в древней обители. В настоящее время монастырь — действующий. Ему принадлежат собор, здание богадельни, хозяйственные постройки. Избы-кельи построены заново в 70-х годах на месте обветшавших старых домов для гостиничных номеров суздальского туристического комплекса

Ризоположенский монастырь — расположен на реке Каменка в центре Суздаля, основан в 1207 году. Каменные постройки появились в монастыре в XVI веке. От первых трёх веков его существования никаких построек не сохранилось. Монастырь известен духовными подвигами монахини Евфросинии. Одна из наиболее ранних построек — трёхглавый Ризоположенский собор (1520-1560 г.), представляет собой пример бесстолопного храма. Гладкие фасады этого трёхглавого храма прорезаны простыми амбразурами окон. Наиболее интересная постройка монастыря — двухшатровые Святые врата, которые служили торжественным входом в монастырь. Возведённые в 1688 году, ворота являются творением трёх суздальских мастеров — И.Мамина, А.Шмакова, И.Грязнова. В честь победы над французами в Отечественной войне 1812 года на территории монастыря под руководством суздальского каменщика Кузьмина возведена 72-метровая монастырская Преподобенская колокольня (1813-1819)
C 2002 года в Суздальском туристическом комплексе ежегодно проводится Открытый российский фестиваль анимационного кино, являющийся главным смотром российской анимации. Каждую вторую субботу июля в Суздале проводится Праздник Огурца.Место проведения – Музей деревянного зодчества. Суздаль, наравне с Владимиром, входит в состав Золотого Кольца России

Пожарский Дмитрий Михайлович

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский родился 1 ноября 1578 года в семье князя Михаила Федоровича Пожарского (ум. 1587), потомка удельных князей Стародубских.
Место рождения Д. М. Пожарского неизвестно. Существует версия, что князь мог родиться в селе Берсеневе Клинского уезда (оно входило в проданное его матери Марии Федоровны Беклемишевой), т. к. суздальские земли князей Пожарских в это время были конфискованы царем Иваном IV Грозным в пользу опричнины.
В 1593 году Д. М. Пожарский поступил на придворную службу. В 1598 году он имел придворный чин «стряпчего с платьем». В начале царствования Бориса Годунова князь неоднократно подвергался опале, но в 1602 году опала с него была снята, и он был произведен в стольники.
Д. М. Пожарский продолжал придворную службу при Лжедмитрии I и Василии IV Шуйском. В 1608-1610 годах принимал участие в борьбе со сторонниками Лжедмитрия II, был полковым воеводой. В 1609 году за ревностную службу царь Василии IV Шуйский пожаловал ему в вотчину прежнее поместье его предков — село Нижний Ландех с 20 деревнями, починками и пустошами в Суздальском уезде. В феврале 1610 года Василии IV Шуйский назначил Д. М. Пожарского воеводой города Зарайска Рязанского уезда.
В 1610 году Д. М. Пожарский не признал решения московских бояр призвать на российский трон сына польского короля Сигизмунда III — королевича Владислава. Князь принял участие в Первом ополчении (1611), примкнув в Рязани к отряду воеводы Прокопия Ляпунова. Во время восстания против польско-литовских интервентов в Москве 19-20 марта 1611 года участвовал в уличных боях, в ходе которых был ранен.
С конца октября 1611 года Д. М. Пожарский вместе с нижегородским земским старостой К. Мининым участвовал в формировании Второго ополчения, стал одним из его руководителей. В августе-октябре 1612 года принимал участие в боях с войсками литовского гетмана Я. К. Ходкевича с осажденным в Московском Кремле польским гарнизоном, которые завершились освобождением Москвы от интервентов 22 октября (4 ноября) 1612 года.
В конце 1612 — начале 1613 года Д. М. Пожарский являлся одним из руководителей Земского собора, на котором сыграл выдающуюся роль при избрании на царство Михаила Федоровича Романова. При своем венчании 11 июля 1613 года царь Михаил Федорович пожаловал Д. М. Пожарского саном боярина, подтвердил прежние земельные дачи и наградил его новыми землями в Пурецкой волости Нижегородского уезда.
В 1615-1616 годах Д. М. Пожарский руководил боевыми действиями против польских отрядов А. И. Лисовского в районе Брянска и Карачева. В 1618 году он участвовал в отражении похода на Москву польских войск королевича Владислава и украинских казаков гетмана П. К. Сагайдачного. С августа 1628 по сентябрь 1630 года Д. М. Пожарский был воеводой в Новгороде с титулом наместника Суздальского. Во время Смоленской войны 1633-1634 годов Д. М. Пожарский являлся 2-м воеводой русской резервной группы войск в Можайске.
В 1616-1618 и в 1632-1633 годах по поручению царя Михаила Федоровича Д. М. Пожарский возглавлял сбор «пятины» с торговых людей для пополнения казны в военное время. Князь руководил приказами: Галицкой четью (1617), Ямским (1619-1628), Разбойным (1621-1628), Приказных дел (1631-1632), Московским судным (1634-1638, 1639-1640).
Д. М. Пожарский выполнял также дипломатические поручения. В 1617 году он в чине наместника Коломенского вел переговоры с английским послом Дж. Мериком. В 1615-1617 годах участвовал в переговорах о заключении Столбовского мира со Швецией. В 1635 году князь был участником русско-польских переговоров, предшествовавших подписанию Поляновского мира. Весной 1640 года он, как наместник Коломенский, дважды принимал участие в переговорах с польскими послами. Эти переговоры являются последними службами Д. М. Пожарского, записанными в Разрядной книге.
Д. М. Пожарский скончался в Москве 20 (30) апреля 1642 года. Он был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *