Панорама в Севастополе фото

Панорама «Оборона Севастополя» (15 фото + текст)

Это Панорама, рассказывающая об одном из эпизодов 349-дневной героической обороны Севастополя — отражении защитниками города штурма 6 июня 1855 г. Автор панорамы — основоположник русского панорамного искусства Франц Алексеевич Рубо (1856-1928), профессор класса батальной живописи Петербургской Академии художеств, а затем действительный член этой академии.
Панорама «Оборона Севастополя 1854 — 1855 гг.» — одна из четырех в нашей стране — по праву считается выдающимся произведением русской батальной живописи. Художественно ярко, с исторической правдивостью раскрывает она героизм защитников Севастополя в период Крымской (Восточной) войны 1854 — 1856 гг.
К 50-летнему юбилею специально организованный комитет постановил создать панораму «Оборона Севастополя», поручив выполнить ее выдающемуся русскому художнику-баталисту Францу Алексеевичу Рубо (1856 — 1928). В октябре 1901 г. Рубо, получив заказ на создание панорамы, впервые приехал в Севастополь.
Эскиз был утвержден в феврале 1902 г. Над созданием полотна Ф. А. Рубо работал в предместье Мюнхена. Холст для панорамы был выткан в Брюсселе. 14 мая 1905 г. панорама была открыта.

Здание панорамы.
Работала она до 25 июня 1942 г. В тот день гитлеровцы подвергли здание прицельной бомбардировке и артиллерийскому обстрелу. Во время пожара из 1610 кв. м погибли 493, а оставшиеся были сильно повреждены.
В экспозиционном зале музея, открытом в 1970 г., несколько разделов рассказывают о героях Севастопольской эпопеи, об истории панорамы. Здесь же экспонируется диорама подземно-минной войны, созданная в 1958 г. художниками В. И. Гранди и Б. Н. Беляевым.
Из экспозиционного зала по винтовой лестнице зритель попадает на смотровую площадку панорамы. Площадь ее живописного полотна — 1610 кв. м (14 м х 115 м), предметного плана — 900 кв. м. Осматривая панораму, зритель находится как бы в центре происходящего сражения — на вершине Малахова кургана.







крест находится на том месте, где был смертельно ранен адмирал В.А.Корнилов.
Потрясающие место. Действиетльно, такое ощущение, что стоишь в холме в центре сражения.
отсюда

Историческая справка

В середине XIX в. (1853 – 1856 г.г.) Россия была втянута в полномасштабную войну с коалицией, в которую входили Британия, Франция, Турция, Сардинское королевство и ряд других стран. Официальным поводом для войны послужил конфликт между Николаем I и Наполеоном III. На самом же деле, таким способом были реализованы антироссийские настроения в Европе. В Крымской (или Восточной) войне не оказалось победителей. Но потери России по количеству людей сопоставимы с суммарными потерями вражеской армии. Была нарушена российская финансовая система, утрачен ряд территорий.

Интересно:
Во время Крымской войны были впервые:
— применены заградительные морские мины;
— задействованы в уходе за ранеными сестры милосердия;
— в военных целях использован телеграф;
— для освещения военных действий использована фотография.

В июне (3 числа) 1854 года первые англо-французские корабли подошли к Севастополю. Через полтора месяца состоялся бой, в котором против береговых укреплений города участвовала эскадра из 21 корабля, а в сентябре началась высадка экспедиционного корпуса. Но только спустя 11 месяцев, 8 сентября 1855 года французам удалось захватить Малахов курган.

Основание музея — как это было

В марте 1856 г. был заключен договор о мире и оккупанты покинули Севастополь.
Беспримерное мужество и героизм, проявленные в период обороны города всеми его защитниками от адмиралов до матросов и простых жителей, решили увековечить необычным памятником. Сделать это поручили Ф.А. Рубо – основоположнику создания панорам в России, профессору Академии художеств Петербурга.

По проекту зодчего В.А. Фельдмана и инженера О.И. Энберга было построено здание круглой формы, диаметр и высота которого одинаковы – 36 м. Купол венчает ротонда. А внутри находится гигантское живописное полотно, высотой 14 м. и протяжённостью 115 м. (площадь его 1610 м²). На картине отражены события 6.06.1855 г., когда защитники Севастополя сумели отразить атаку 43-тысячной армии противника. Это было первое серьёзное поражение для французов и англичан.

Удивляет количество участников в отраженных художником эпизодах – более 4000 человек. Изображенные на полотне элементы композиции дополнены искусно сделанными макетами, воссоздающими историческую обстановку. Ширина предметного плана 8 метров.

На заметку:
Ф. Рубо работал над картиной и элементами предметного плана в Мюнхене. Ему помогали ученики и местные мастера. Чтобы перевезти полотно в Севастополь, его намотали на барабан и погрузили на 2 железнодорожные платформы. Предварительно художник сделал множество этюдов на местности, изучил документы, воспоминания очевидцев.

Открытие музея панорамы произошло 14.05.1904 г., оно было приурочено к 50-летию исторического события.

Эпизоды, представленные на панораме

Авторы экспозиции словно предлагают посетителям побывать на вершине Малахова кургана в день штурма. Для этого создана смотровая площадка, с которой зритель будто следит за происходящими событиями.

Композиционный центр панорамы – полуразрушенная башня на одном из бастионов Малахова кургана. Здесь находится командный пункт. С потрясающим мастерством автору удалось скомпоновать батальные сцены таким образом, что их напряженность нарастает. Появляется возможность увидеть все этапы сражения – от стрельбы артиллерийских батарей Малахова кургана, до кульминации события – рукопашной схватки на батарее, которой командовал мичман П. Жерве.

В Панораме представлены как обобщенные образы защитников, так и реальные герои:

  • — вот у бруствера стоит адмирал П. Нахимов, он наблюдает за ходом сражения, его считали душой обороны;
  • — ведёт бой батарея Сухнина, артиллеристы катят дополнительное орудие;
  • — сестра милосердия П. Графова оказывает помощь раненому офицеру (в тот день она помогла 200 защитникам);
  • — заливает водой прилетевшее вражеское ядро солдат Т. Александров;
  • — Даша Севастопольская – молоденькая девушка, жившая на Корабельной стороне. Она продала своё имущество, на вырученные деньги купила лошадь, тележку, одеяла, ткань, вино и уксус, и пошла на поле боя оказывать помощь раненым. Вот она несёт коромысло на плече;
  • — наблюдает за ходом боя командир пехоты Д. Юферов.
  • — крест, выложенный из ядер, символизирует место, где был смертельно ранен адмирал В. Корнилов.

Кроме батальных, на панораме присутствуют сцены нехитрого военного быта – развешенное бельё, жилые землянки, солдат в момент передышки пьёт воду.

Всё это позволяет глубже проникнуть в происходящее, почувствовать единение с защитниками Севастополя, оценить масштаб их подвига.

>Видео обзор:

Исторические факты жизни музея

Во время Великой отечественной войны в здание попала бомба. Горящее полотно, рискуя жизнью, пытались спасти другие защитники Севастополя. Но большая часть картины всё-таки сгорела, как и объёмные элементы. Спасенные элементы удалось эвакуировать. Здание же оказалось практически уничтоженным.

Коллектив художников, которым руководили академик В.Н. Яковлев, а затем академик П.П. Соколов-Скаля, заново создали Панораму. В своей работе они использовали фотографии и документы, позволившие полностью восстановить живописную и предметную часть. Вновь музей был открыт в 1954 г. к столетию подвига. Немного позже открыли диораму, освящающую подземно-минную часть обороны.

Полезно знать:
При восстановлении Панорамы был добавлен ряд эпизодов, среди которых
— приезд на Малахов курган врача Н.И. Пирогова;
— матросы П. Кошка и Ф. Заика, вернувшиеся с задания, и другие.

Сохранившиеся первоначальные фрагменты представлены в музее Обороны. Он открыт в здании Панорамы в 1970 г. А в 1974 г. на фасаде здания, в специальных нишах появились бюсты прославленных героев тех событий – адмиралов В. Корнилова и П. Нахимова, матроса П. Кошки, Даши Севастопольской.

Л.Н. Толстой добровольцем отправился в Севастополь, будучи 26-летним подпоручиком артиллерии. Ему мы обязаны великолепной серией «Севастопольских рассказов». Мраморный бюст Л.Н. Толстого также находится среди 13 героев обороны.

Посетителям музея предлагается посмотреть выставку оружия того времени, бывшего на вооружении стран участников сражения. В кино павильоне демонстрируются документальные фильмы об обороне Севастополя, в их числе фильм, снятый в начале ХХ века.

Как добраться в музей — маршрут

Адрес музея: г. Севастополь, Исторический бульвар (бывший 4-й бастион).
Доехать можно на любом автобусе, остановка «Площадь Ушакова».

Время работы музея: летом в сезон с 9:30 до 17:30 без выходных, в остальное время с 9:30 до 16:00, выходной в понедельник.
Стоимость билетов: для взрослых 200 рублей, для школьников и студентов 80 рублей.
Более подробную информацию о событиях, выставках и льготах при посещении музея можно получить на официальном сайте: http://sevmuseum.ru/objects/panorama/

Музей панорама на карте Крыма

GPS Координаты: 44.595528 33.523547 Широта/Долгота

Крым предлагает своим гостям изучить сотни достопримечательностей прошлого. Многие из них посвящены военным событиям, затронувшим полуостров. Больше остальных воевал главный город расположенного здесь 92-го региона. Музей-панорама «Оборона Севастополя» наглядно демонстрирует одну битву Крымской войны 1853-1856 гг. У него есть официальный сайт, на котором можно узнать о ценах за вход и прочитать отзывы.

  • Где находится музей-панорама в Севастополе?
  • История появления достопримечательности
  • Посещение панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.»
  • Как добраться (доехать)?

История появления достопримечательности

В самой середине позапрошлого столетия Западный Крым пережил трагическое потрясение – вторжение турецких, французских, британских и сардинских интервентов с целью заставить Россию отказаться от планов присоединения Балкан к своей империи. Европа и Турция вместе дрожали при мысли о воссоединении всех славян мира. Следовательно, очередная русско-турецкая война быстро разгорелась в более масштабный политический конфликт, заставивший несколько иностранных эскадр заблокировать русский черноморский флот, а затем пытаться уничтожить его.

В 1954 г. нерешительность русского командования позволила врагам произвести успешную высадку десанта на широкой полосе западного побережья Крымского полуострова, в центре которой оказался Севастополь. Главный военный порт Черноморья держал осаду 11 месяцев, пережив несколько штурмов и шесть многодневных бомбардировок.

Лучшие баталисты начала прошлого века – студенты Баварской академии художеств под руководством Франца Рубо и трех его соратников – решили запечатлеть на своей огромной картине наиболее выразительный эпизод Первой Обороны, а именно – сражение на Малаховом кургане в начале июня 1855 г. Именно тогда французы и англичане понесли наибольшие потери во время штурма Четвертого бастиона в Севастополе.

Работа над полотном началась в 1901 г. и была завершена в 1904 г. Результат совместных творческих усилий имел 14 м в высоту и 115 м в длину. 14 мая следующего года – к 50-летию Первой Обороны – работа была доставлена в Севастополь – в специально построенное для нее круглое помещение в стиле ампир. Размещать фрагменты довелось инженеру Фридриху Энбергу.

В годы ВОВ (Второй Обороны) в здание Панорамы угодили несколько фашистских бомб. Оно загорелось, но военные моряки спасли преимущественную часть размещенного тут полотна – 86 его фрагментов. Советские живописцы смогли восстановить утерянный участок диорамы. Кстати, само строение украшено по фасаду «вставленными» бюстами военных, сражавшихся под Севастополем – адмиралов Истомина, Корнилова, Нахимова, матроса Кошки. Наряду с ними представлены погрудные изображения тогдашних добровольцев из гражданских – врача Пирогова, сестры милосердия Севастопольской и графа Толстого.

Посещение панорамы «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.»

Сегодня заведение носит название Панорама «Оборона Севастополя 1854-1855 гг.», оно являет собой одно из подразделений ГМ «Героической обороны и освобождения Севастополя». Структура исторического центра, посвященного Крымской войне имеет следующий вид:

  • мемориальный комплекс «Исторический бульвар»;
  • здание Панорамы Первой Обороны Севастополя;
  • открытая экспозиция «Передовой бруствер Четвертого Бастиона»;
  • выставка якорей.

Судя по фото, выложенным в сети, наиболее запоминающимся объектом музейного комплекса является, собственно, панорама – огромное полотно указанного выше немецкого автора, лично общавшегося с престарелыми участниками тех событий, изучавшего документы и зарисовки очевидцев. На нем мы видим наступающих – массово гибнущих солдат армии Британской империи, а также засевших в окопах усталых защитников Севастополя – командиров, рядовых, сестер милосердия. Во время восстановления композиции в XX веке добавились две новые жанровые сценки – «Кок в землянке» и «Денщик у бочки с водой».

К Панораме приходят не только ради изучения памятников и старинных морских приспособлений. Часто зеленая территория Исторического бульвара становится местом военно-исторических фестивалей, реконструирующих тот или иной эпизод Первой или Второй Обороны Севастополя. Здесь будет интересно туристу любого возраста.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *