Парк сергиевка в петергофе

История парка

Создавая в 18 столетии городок неподалёку от северной столицы России, Романовы заботились о собственном уюте, позволяющем комфортно работать над делами государства. Поэтому Петергоф был местом проживания не только императорской четы, но и приближённых к ней лиц. Постепенное заселение этой территории дворянами из знатных родов повлекло за собой облагораживание местности. Именно благодаря такой деятельности со стороны любимца Петра Великого – Александра Ивановича Румянцева – появился сад с летней усадьбой.

Позднее права на владение перешли к сыну и законному наследнику – фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому. И только представитель 3 поколения хозяев оставил значительный след в истории парка. По имени Сергея Петровича небольшой участок прозвали Сергиевкой.

Вид сбоку на главную усадьбу императорской дочери и её супруга.

Постепенно семейство Румянцевых отдалялось от службы государю. А уже в 1820-х разочарование в ожиданиях либеральных реформ стало причиной полного отдаления от семьи императора. Поэтому в это время усадьба продаётся Кириллу Нарышкину. Несмотря на знатность рода и постоянное общение с правительствующими лидерами, мужчина приобрёл поместье совсем не для увеличения своей роли при дворе. Напротив, он купил имение для летних развлечений с гостями недалеко от самых роскошных парков России.

Дополнительная информация! Именно при этом хозяине сквер пришёл в запустение, так как ни растения, ни постройки не обновлялись.

Следующим покупателем этого тихого местечка стал сам император. В 1838 году Николай I выкупил имение для Лейхтенбергского герцога Максимилиана и его жены – дочери государя – Марии Николаевны. Сергеевка стала загородным домиком для молодожёнов, а затем для их детей и внуков. До того, как супруги впервые посетили это место, поместье было обновлено. Посадили множество новых культур, оформили тропинки около пруда, полностью изменили интерьер помещений.

Дворец супругов Максимилиана и дочери Николая I – Марии Николаевны.

Чуть позднее – в середине 1840-х – были выстроены Кухонный и Гофмейстерский корпуса, а также загородный дворец. Их автором стал знаменитый архитектор Штакеншнейдер, который руководил постройкой Мариинского дворца. В то же время в тени лесов была возведена капелла, покрытая мрамором. Сергеевка продолжила обновляться. Из гранитных валунов вырубались скамейки и скульптуры, повторяющие сюжеты античности. Усадьба Лейхтенбергских в Петергофе дополнялась садовыми культурами, привезёнными из европейских держав.

Начиная с 20-х годов прошлого века усадьба Сергиевка в старом Петергофе обрела статус памятника природы регионального значения. Государство установило контроль за этой территорией и поместило в корпуса биологический факультет Ленинградского университета. Военные годы выдались тяжёлыми для Сергеевки, так как усадьба была в непосредственной близости к городу государственного значения – Санкт-Петербурга. В это время разбомбили главное здание и помещения ВУЗа, были утеряны основные достопримечательности.

Важно знать! Восстановлением культурной ценности Петродворца занимались В. И. Зейдеман и К. Д. Агапова.

Достопримечательности и особенности

Благодаря тому, что Сергеевка в Петергофе длительное время принадлежала императорской чете, на территории появились удивительные скульптуры и сооружения. Многие из них дошли и до наших дней. При посещении парка, необходимо обратить внимание на следующие достопримечательности:

Достопримечательность Интересные факты
Дворец Лейхтенбергских Здание построено в удачном месте. Его видно издалека, крыша возвышается над кронами деревьев ещё по пути с автобусной остановки. Из окон усадьбы открывается вид на Финский залив.
Руины церкви Долгое время шли споры о том, к какому религиозному направлению можно отнести храм. По описанию внешнего вида можно убедиться в том, что здесь главенствовали католические обычаи. Однако были найдены на внутренних стенах слова на церковнославянском, благодаря чему сомнения отпали.
Каменная голова в Петергофе По мнению искусствоведов, гранитная голова витязя появилась в Петергофе в 1850-е по задумке самой Марии Николаевны. Однако этот факт не отражён в достоверных источниках. До сих пор ведутся споры о том, кто является автором и каким годом необходимо датировать этот уникальный памятник. Также высказывается мнение о том, что это голова Адама, вырубленная по прихоти гостей Петергофа.
Каменные скамьи Вырублены из валунов, выполнены в стиле «неогрек». После бомбёжек Великой отечественной войны их осталось только 3.
Водоподъёмная машина По мнению историков, её архитектором также был Андрей Штакеншнейдер. Несмотря на простоту и практичность, подобной достопримечательностью могут похвастаться не все усадьбы богатых дворянских семей.
Камень с отверстиями. Его случайно раскопали во время реконструкции после Великой отечественной войны. В огромном камне вырублены 4 ступеньки, выше которых расположились отверстия для крепления объекта. Однако мнения о том, какую функцию выполняла конструкция, расходятся.

Гранитная голова Адама Петергоф

spitzruten

Туристов на автобусах сюда не возят, здесь нет снующих толп и ларьков с матрёшками как в соседнем Петергофе. Зато есть старина и буколические пейзажи. А если ещё знать историю с сопутствующими байками, то вдвойне интересней.


Земля эта с петровских времен в качестве дачного участка принадлежала по очереди:
— сыну Петра Великого царевичу Алексею
— его сыну Петру Алексеевичу, будущему Петру Второму
— бывшему денщику Петра I графу Александру Ивановичу Румянцеву
— его сыну фельдмаршалу Петру Александровичу Румянцеву-Задунайскому
— его сыну Сергею Петровичу Румянцеву
— обер-гофмаршалу Кириллу Нарышкину
— императору Николаю I
— его дочери Марии с мужем Максимилианом, герцогом Лейхтенбергским
— их потомкам
— Совнаркому
— Ленинградскому/Петербургскому Государственному Университету
Название Сергиевка приклеилось почему-то по имени третьего Румянцева — Сергея Петровича. Странно, он хоть и важный был господин, но не достойней остальных. Участок он продал придворному вельможе Нарышкину, тот возвел новые постройки, разбил парк, открыл его для всех желающих и повесил на входе пригласительную табличку. Но через некоторое время оказался в опале и уехал с семьёй за границу. Вернулся через 8 лет и вскоре умер.
Наследник, испытывая финансовую нужду, попросил доложить Государю, что не прочь продать свою дачу за 542 тысячи рублей, несмотря на то, что его отцу она обошлась почти в 900 тысяч. Николая Первого заинтересовало выгодное предложение, и он попросил дать ему описание усадьбы. Не прошло и недели, как император переслал через Бенкендорфа ответ: он готов приобрести Сергиевку за 560 тысяч, лишь бы прежний владелец побыстрее освободил все здания. Император спешил: через полгода должна была состояться свадьба его любимой дочери с герцогом Лейхтенбергским, и он хотел сделать ей свадебный подарок.
1 января 1839 года последовал указ императора Николая I: «Дачу покойного обергофмаршала Нарышкина между Петергофом и Ораниенбаумом, называемую Сергиевское повелеваю Департаменту уделов купить у наследников покойного Нарышкина за 560908 руб. ассигнациями. Дачу сию жалую любезнейшей дочери Марии на вечное и потомственное владение».
5 июня 1839 года Николай I утвердил «составленные архитектором Штакеншнейдером планы и фасады для постройки дворца на принадлежащей Ея Императорскому Высочеству Любезнейшей Дочери Нашей Великой Княжне Марии Николаевне дачи близ Петергофа»
Одновременно Штакеншнейдер возводил в Петербурге большой дворец для молодой четы. Его все знают, он так и называется по имени Марии — Мариинский. В начале прошлого века там заседал тот самый Государственный совет, а сейчас сидит Законодательное собрание С-Пб.
За маленьким дворцом исторически закрепилось название «дворец Лейхтенбергских». Он стоит в Сергиевке, его закончили в 1842 году

Фото 1881-1882

В те годы в моде было всё античное, «помпейское». Двухэтажный дворец напоминает римскую виллу, окруженную портиками.
К южному фасаду примыкали два «храмика», как называл их Штакеншнейдер, в которых на мраморных пьедесталах лицом к друг другу стояли бюсты родителей хозяйки дворца: императора Николая I и императрицы Александры Федоровны.
Сохранился один, второй разрушен


Восточный фасад, фото 1900-1917

Он же в 2015 г.

После революции в имении была организована «Детская коммуна», а затем оно было передано Ленинградскому университету. Сейчас участок занимают кафедры и лаборатории Биологического факультета СпбГУ.
По всей усадьбе во множестве были расставлены скульптуры, которые привез муж Марии Николаевны герцог Лейхтенбергский Максимилиан, большой любитель изящности. После войны не сохранилось ни одной.
В Великую Отечественную это место оказалось на знаменитом Ораниенбаумском плацдарме. Немцев здесь не было, но они были со всех сторон вокруг, кроме моря. Сергиевка стояла практически на линии фронта и подверглась сильным разрушениям от обстрелов.
Фото 1944 г.
В 1965 г. силами университета восстановили фасады. Потом ещё раз реставрировали, и ещё раз. Но, как видно, недовырестврировали
Через лужайку напротив южного фасада густые заросли, в которых угадываются красные кирпичные руины. Это церковь Св. Екатерины, спроектированная тем же Штакеншнейдером в 1846 г. (чертеж). По архитектурному замыслу здание должно было перекликаться с дворцом, поэтому церковь имела необычную для православного храма форму параллелепипеда с плоской крышей. В некоторых источниках её называют церковью во имя Святой мученицы царицы Александры, но если придерживаться названия в официальном списке объектов культурного наследия РФ, то всё-таки Святой Екатерины.
Фото 1900-1930
Так выглядит сейчас
Скорей всего вам расскажут таинственную историю, как выждав год после смерти Максимилиана, Мария Николаевна в 1853 году тайно венчалась в этой церкви с графом Григорием Александровичем Строгановым, в которого влюбилась еще при жизни мужа. О явном браке не могло быть речи, ведь Строганов был выходцем из купечества, и это запятнало бы позором честь императорских кровей.
Не верьте. Конспиративное венчание действительно должно было состояться здесь, но в последний момент было перенесено в домовой храм в Мариинском дворце в Петербурге. Духовник Марии Николаевны отказался, сделавшись больным, но выдал ключ со словами: «Это церковь Вашего Высочества. Вы можете пригласить любого священника для совершения треб». Обряд провел священник Троицкой церкви Гостилицкой усадьбы Иоанн Стефанов. За это его лишили сана, но Мария Николаевна взяла его вместе с семьёй на содержание.
Взошедший на престол Александр II признал брак сестры законным, но запретил предавать огласке и появляться супругам на людях вместе.
К западу от дворца спуск в овраг и мостик через плотину
На другом берегу из земли выглядывает всеми любимая знаменитая Голова
Она высечена из огромного гранитного валуна почти в рост человека. Называют «Старик», «Голова Адама», но чаще просто «Голова». Никто не знает, откуда она здесь, зачем и что олицетворяет. Гипотез и легенд несколько:
1. Для памятника какому-то шведскому королю. Шведы её тащили к морю на корабль, недотащили и бросили.
2. Местный мужик-каменотес с Петергофской гранильной фабрики взялся сделать скульптурный портрет Петра I, который был крестным его сына (дочери). Недоделал и бросил.
3. Изготовлена около 1800 г. по заказу Павла I, архитектор Франц Броуэр.
4. В 1818 году молодой Пушкин побывал здесь, впечатлился Головой, и сочинил известный эпизод в «Руслане и Людмиле».
5. Наоборот, после поэмы Пушкина Голову создали как скульптурную иллюстрацию. Говорят, к дырке на носу крепился железный шлем витязя, но никто никогда этого шлема не видел.
Как бы там ни было, с каждым годом Голова врастает в землю. А когда скроется окончательно, тогда и Санкт-Петербург превратится в прах. Так говорил Заратустра.
Вверх ведут замшелые ступеньки. Когда-то там наверху были скульптурные композиции, но сейчас остался один постамент
Аллея к ферме
Здание, называемое Ферма, постройки 1820-1830 гг. Когда-то она вся была из камня, но почти полностью разрушилась в войну. Белые оштукатуренные стены — послевоенные надстройки.
Парк усадьбы Сергиевка на основе природного леса создавал параллельно с работой Штакеншнейдера самый модный ландшафтный дизайнер тех лет Петр Эрлер, саксонский подданный и главный садовый мастер Петергофа в 1830—1857 гг. В Петергофе есть бульвар его имени.
Кристателевый пруд, названный так от смешного имени речки Кристателевки
Плотина пруда
Некоторые историки считают, что эти сооружения ещё со времен, когда дачей владели Румянцевы
В сторону моря от дворца была прорублена широкая першпектива и устроен фонтан
Фонтана давно нет, а одинокое дерево в глубине как стояло с середины позапрошлого века, так и стоит сейчас
Так выглядел со стороны дороги дворец в 1881-1882 г.
Так сейчас. Этот фасад отремонтирован чётко, не то что с обратной стороны. Оно не удивительно — мало ли какой президент проедет мимо по дороге
Его хорошо видно от остановки, кторая называется «Биологический институт». Маршрутки и автобусы отправляются от метро «Автово». Другой способ добраться — по Балтийской ветке на электричке до станции «Университет», и там пешком по тропинке через лес минут 10.
Эти места на карте
Источники информации:
В.А. Гущин, «А.И. Штакеншнейдер и парк Сергиевка», СПб, «Петергоф», 2002
С.Б.Горбатенко «Петергофская дорога», Европейский дом Санкт-Петербург, 2002
http://www.anzim.com/serg/index.htm
Все винтажные фотки с сайта pastvu.com. Остальные мои. Если надо, их разрешаю брать и использовать с любой целью не спрашивая. По клику на снимок в новом окне открывается страничка Яндекс-фоток, откуда можно скачать оригинал.

Tags: Петербург, история, путешествия

История

Земли, на которых находится дворцово-парковый комплекс, когда-то принадлежали семье Румянцевых. От имени последнего из владельцев этого семейства Сергея Петровича усадьба «Сергиевка» получила свое название. Позже земли стали собственностью графа К.А. Нарышкина, после смерти которого ее выкупил император Николай Первый, пожелавший выстроить здесь дворец для своей любимой дочери Марии после ее бракосочетания с герцогом Максимилианом Лейхтенбергским. Автором проекта, как и Мариинского дворца на Исаакиевской площади в Санкт-Петербурге, стал известный в те годы архитектор А.И. Штакеншнейдер.

Здание в два этажа, выдержанное в стиле позднего классицизма, было построено в тысяча восемьсот сорок втором году и стало ярким примером рациональной организованности и продуманности. Но если жилые комнаты и отличались скромным убранством, то парадные помещения украшала лепнина и роспись в помпейском стиле, над которой трудились мастера: Давыдов, Табарин, Дролингер и др.

В последующие годы благоустройство и оформление усадьбы и ее территории продолжилось. Были выстроены мраморная Капелла, Кухонный, Гофмейстерский корпуса и другие постройки для хозяйственных нужд. Из крупных валунов гранита вырубили скамейки и скульптуры, в том числе знаменитый огромный камень «Голова», которые расставили в парке, соорудили мостики через каналы, высадили новую коллекцию растительности.

После событий тысяча девятьсот семнадцатого года парк стал охраняться государством, был объявлен памятником природы и передан вместе с дворцом и постройками в распоряжение Ленинградского Государственного Университета.

В годы ВОВ территория комплекса и сами здания сильно пострадали. По окончанию войны силами ЛГУ по проектам ландшафтного мастера К.Д. Агаповой были проведены работы по восстановлению парка и по эскизам архитектора В.И. Зейдемана реставрирован, по большей части, дворцовый фасад.

Как добраться

На личном автотранспорте из российской столицы выезжаем по автомобильной магистрали М-10 в Тверском направлении. Через Химки, Торжок добираемся до Зизино, где направляемся по съезду М-11 в сторону Санкт-Петербург. В Коломно выезжаем на М-10 и мимо Подберезье, Тосно выходим на кольцевую автодорогу, где сворачиваем по указателям на Пулковское / Таллинское шоссе, далее – на А-118, продолжаем движение по Ораниенбаумскому проспекту, по улицам Федюнинского, Антоненко, Морская.

Добраться из Петербурга в Сергиевку, при помощи общественного автотранспорта, рекомендуется от станций метрополитена:

· «Автово» на рейсовом автобусе № 200, маршрутки №№ К300, 401;

· «Проспект ветеранов» на маршрутном такси № К343.

Дворцово-парковый ансамбль расположен по адресу: город Петербург, Петергоф, парк Сергиевка.

Архитектура
Оснащение мест
Чем заняться
Населенные пункты

Путеводители неподалеку (34)

Сообщество КОНКУРС Стрекоза.Тревел — Отпуск 2017 Место 0 0 Спб, Финский Залив, день ВМФ 30 АВГУСТА 2017 года. SoKoL, 25 окт 2017 Сообщество Московские туристы Место 0 0 Главный мистификатор — Петербург snezhkina, 14 фев 2017 Сообщество Московские туристы Место 0 0 Музей «Эрарта» — иллюзия современного искусства mottu, 14 фев 2017

Дворец Лейхтенбергских в усадьбе Сергиевка

После свадьбы любимой дочери Марии и герцога Лейхтенбергского император Николай I повелел возвести для нее Мариинский дворец на Исаакиевской площади и летний дворец в Сергиевке.
Проект летнего дворца был разработан архитектором Андреем Штакеншнейдером, который владел многими стилями и в своих работах удачно их сочетал. В архитектуру этого дворца удачно вплелись элементы стиля неогрек.
Все его фасады отмечены выступами, галереями, открытыми террасами, отдельно стоящими по углам павильонами. В целом архитектура дворца напоминает стиль античной виллы и имеет довольно сложную объемно-пространственную структуру, за счет фасадов, дополненных террасами, галереями, примкнувшими павильонами, окруженного настоящими античными портиками и перголами. Это создавало впечатление гармонии здания и природы, характерной для античной архитектуры.

Строительство дворца для молодой четы герцогов Лейхтенбергских в Сергиевке, было завершено в рекордные сроки — всего за два с половиной месяца.
На первом этаже располагались 16 помещений (парадные залы, комнаты Марии Николаевны и детские); на втором этаже — 24 помещения (покои герцога и детские комнаты).
Оформление интерьеров заняло почти три года.

Жилые комнаты были оснащенные всеми удобствами. Покои семьи отличало скромное убранство: новомодные бумажные обои, простая и удобная мебель.

Парадные помещения были пышно украшены лепкой и росписью с античными мотивами. Так же по рисункам А. И. Штакеншнейдера была создана и стилизованная мебель для дворца. Например, в гостиной стояла красная с черными писаными украшениями мебель, напоминавшая греческие чернофигурные вазы. Внутри можно было посмотреть на уникальную коллекцию скульптуры, которые привез муж Марии Николаевны герцог Лейхтенбергский Максимилиан, большой любитель изящности.

Отделка фасадов проста: кирпичные стены оштукатурены и имеют рустовку, имитируя кладку из каменных блоков. В стены были вкомпонованы подлинные античные фрагменты.

Гладь стен оживляют только пилястры и два мраморных портика с колоннами из песчаника.
Над фонтанной системой Дворца Лейхтенбергских сейчас установлен купол, защищающий ее от вандалов.

Каждый из четырех фасадов неповторим.

Перед восточным фасадом были разбиты маленькие партерные цветники

Северный фасад, имеет самый строгий вид. Он почти совсем лишен украшений.
Из окон открывался прекрасный вид на просеку с одиноким деревом, и Финский залив.
У подножия террасы был разбит сад с большим фонтаном.
С запада к дворцу примыкала пергола, увитая вьющимися растениями, посередине которой были устроены два фонтана.
Это подчеркивало романтический характер фасада, выходящего на тенистый, глубокий и мрачный овраг
Парадный подъезд южного фасада был подчеркнут портиком первого этажа и лоджией на втором
К нему примыкали два храмика, как их называл А. И. Штакеншнейдер, в которых на мраморных пьедесталах стояли лицом друг к другу бюсты родителей хозяйки дворца — Николая I и Александры Федоровны.
Сохранился один, второй разрушен.
Во время войны, дворец и парк не были оккупированы, они располагались на территории Ораниенбаумского пятачка. Так как они находились вблизи линии фронта, то сильно пострадали от обстрелов.
По всей усадьбе во множестве были расставлены скульптуры. После войны не сохранилось ни одной.
Восстановление дворца продолжается по настоящее время.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *