Павильон шапель в пушкине

Александровский парк. Шапель

Фотоальбом Шапель

В 1825–1828 годах на окраине Александровского парка появился павильон «Шапель» (от франц. chapelle — капелла) в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем.

Шапель до и после реставрации

Сооружение Шапели по проекту А. А. Менеласа на месте разобранного южного бастиона Зверинца, началось еще при Александре. Менелас использовал при строительстве Шапели часть стен елизаветинского Люстгауза Растрелли. Шапель представляет собой две квадратные башни, одна из которых «разрушена» до первого яруса, связаны переходом, расположенным над аркой широкого проезда.

Внутри имеющая междуэтажные перекрытия, внешне башня имитирует каркасную готическую постройку с единым пространством и огромными окнами,

Стены внизу прорезаны стрельчатыми порталами-входами, а в верхних ярусах — большими стрельчатыми окнами, которые в действительности являются ложными.

Свет проникал в капеллу через единственное окно — в качестве еще одной переклички с готической стариной в окне Шапели по замыслу архитектора были установлены цветные витражи с изображениями библейских сюжетов, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов, с раскрытыми Евангелиями в руках. Эти фигуры, так же как и скульптуры Белой башни, исполнены В. И. Демут-Малиновским.

Свод капеллы были расписаны художником В.Дадоновым, роспись стен (французской зеленью) изображала висящую на них драпировку, прикрепленную гвоздиками ткань с узким свето-голубым бордюром. На своде было изображено золотое сияние, стены окрашены в светло-зеленый цвет.

Во второй, как бы разрушенной башне, построенной на основе стен старого люстгауза Зверинца, была устроена консольная лестница, ведущая на террасу в «центральном нефе» базилики, с которой можно было попасть в саму капеллу. Расположенные рядом с башней «остатки» пилонов базилики декорировали мхом.

.

Она завершается высокой шатровой кровлей с небольшими башенками с острыми шпилями. Центральная башня с часами — символом неумолимого времени, и флюгером-петухом, как в протестантских храмах, — символом отречения апостола Петра.

Он виден далеко из-за деревьев. Деревья, высаженные вплотную к стенам Шапели, камни, укрытые мхом, способствовали созданию иллюзии подлинных средневековых развалин.

На стены и террасу этой искусственной руины вела специальная узкая лестница, сохранившаяся и по сей день. По ней можно пройти на террасу в «центральном нефе» базилики, с которой можно было попасть в саму капеллу.

Башня Шапель окружена легендами. Один из жителей Кузьмина говорил, что была легенда — когда благословляющая рука Христа опустится — будет конец света. Разные люди сообщали, что в капелле собираются члены секты «Аум синрикё» — они же нарисовали на стенах маску Тутанхамона и тайные знаки. Записаны показания — в 1921 замурованы два хода из башни, в которых скрывались бандиты, грабившие прохожих.

«Шапель построили для постановки в ней мраморнаго изваяния Спасителя. Императрица Mapия Феодоровна купила у известногоскульптора Даннекера, за 100,000 р. это вполне драгоценное изваяние, статую Иисуса Христа. Первоначально планировалось поставить ее в одну из московских церквей, но этого не состоялось и она подарила статую императору Александру I. По преданно, скульптор Даннекер увидел однажды во сне Спасителя; с того времени день и ночь этот образ занимал его до такой ж степени, что он начал думать, будто его побуждает к работе сверхъестественная сила и после восьмилетних размышлений и попыток он произвел изваяние Иисуса Христа.

Когда статуя еще была в модели, Даннекер привелъ к себе в студию семилетняго ребенка и спросилъ его: «Что это за статуя?»—Это Спаситель,— отвечалъ ребенок, и художник в радостном восторге обнял ребенка. Это удостоверило его, что он понял мысль свою так ясно, что даже дети понимаютъ ее. Первый эскиз изваяния явился в 1816 году, но самая статуя окончена только в 1824 году.

Изваяние Христа полно грусти и божественной изящности. Спаситель стоит, тело его покрыто одеждой, которая падает небрежно длинными складками, одна рука положена на сердце, другая—простерта. Даннекер, трудясь над ней, безпрестанно читал Евангелие и Библию и едва только священное писание открывало ему какую нибудь характерную черту, он спешилъ поправлят статую. Произведение этого скульптора, помимо художественной красоты и духовного величия, носит еще печать благочестия.

Помимо статуи, в Шапели находился подаренный графом Толстым египетский саркофаг.

Существует легенда, что эта часовня у наших массонов в свое время пользовалась болышим почтением и, по разсказам старожилов, здесь даже и в ночное время можно было встретить масонов и мистиков, молящихся или стоящих по часам в духовном размышлений. Вот как описывает эту часовню посетивший ее, на второй год по постройки, один из писателей Александра Благословеннаго, Ив. Ив. Мартынов: «Здание построено в готическомъ вкуси; въ главномъ здании или въ капелле стены уже растрескались, какъ бы отъ древности, въ окнахъ синия стекла; пристроенная къ главному корпусу часть представляетъ полуобрушивппяся стены, въ иныхъ местахъ выдавппяся въ сторону и угрожающая падениемъ; на северной стороне капеллы примыкаютъ къ ней стены, также обрушившаяся, и нисколько колоннъ или остатковъ отъ нихъ, поросшихъ сверху мохомъ. Осмотревъ капеллу снаружи и не видя никого при ней, а двери видя запертыми, я хотелъ было уже воротиться назадъ, сожалея о напрасной моей поездке, ибо увидать изваяние Спасителя было важнейшимъ предметомъ оной. Къ счастью, я посмотрйеъ въ главную стеклянную дверь и увиделъ солдата, шьющаго на полу сапоги.
— Можно ли видеть Христа Спасителя?—спросилъ я.
— Какъ не можно, отвечалъ онъ и тотчасъ взялъ съ собою ключъ отъ храмины, повелъ меня между мнимо развалившихся стенъ по узкой лестницй въ средний ярусъ; передъ храминой находится площадка, съ которой и входъ въ капеллу.
Солдата отпер двери. Храмина небольшая, четырехугольная, с коническимъ куполом; в каждом из четырех углов, при основании восходящего вверх конуса, ангелы держат раскрытое Евангелие. Изваяние Спасителя, на четырехугольном пьедестале краснаго зернистаго гранита, поставлено у южной стены, посредине, лицом к северу. Спаситель высечен из одного куска чистейшего белого мрамора, впрочем, не без темноватых двух или трех полос вдоль одежды. Очи Спасителя устремлены на зрителя и как бы говорятъ: «Мною ко Отцу»; слова эти по-латыни написаны под стопами Спасителя— «Рег me ad Patrem». Изваяние вышиною в сажень без пьедестала. С разстроенным сердцем, с неизъяснимым чувством кающегося грешника, предающего себя ходатайству Спасителя, медленно вышел я из капеллы, говорить Мартынов…» И. Яковкин

Постройка служила местом романтического уединения и частью декораций для средневековых игр царской семьи. Возвышавшиеся среди зеленых кущ Александровского парка шпили и зубчатые башни создавали иллюзию средневекового государства, по которому разбросаны затерявшиеся в пространствах жилища феодалов — сюзерена и его вассалов.

После 1917

После революции Шапель открыли для посещения как музейный объект, но в начале 1930-х закрыли в связи с низкой посещаемостью.

С 1931 года до Великой Отечественной войны в Шапели располагались жилые квартиры. Осмотр 1933 года зафиксировал довольно плачевное состояние павильона, при котором «отваливаются кирпичи со стен, выбиты почти все стекла (малого размера), у статуи работы Даникера отбиты пальцы».

В начале Великой Отечественной войны павильон использовали для установки в нем зенитных орудий, которые расположили в бывшей «комнате часов» в чердачном помещении. Над зенитками была раскрыта часть кровли. В период фашистской оккупации это был наблюдательный пункт.

Здание Шапели пострадало в годы войны: утрачены часы-куранты, витражи.

А. Кучумов в письме к А.Зеленовой описывает Шапель после войны: Перед самыми воротами Шапели аллея была заминирована, остались десятки ям от выращенных мин, стоявших в несколько рядов. Здание совсем не пострадало, сорвана только часть железных листов с одной стороны крыши и сбиты фиалы с двух башенок. Поднимаемся внутрь часовни. Христос все такой же, с теми же надписями, новых не прибавилось… На чердаке башни был немецкий наблюдательный пункт, куда поднимались с площадки над воротами по синей стремянке из ЕДМ. В нижнем, жилом, помещении башни конюшня, видимо, стояли лошади связистов…»

В 1963 году принято очередное решение о реставрации павильона с последующим использованием под кафе-мороженое. Сведений о проведении этих работ нет. По некоторым данным, к 1966 году нижний этаж всё еще использовался под жильё.

В 1987 году вновь был поставлен вопрос о реставрации и капитальном ремонте павильона, но и тогда проект не удалось реализовать.

В последние годы много любителей полазать по развалинам посетило законсервированный объект с угрозой для жизни.

В 2009 году здание обнесли металлической оградой и уже нельзя было войти под свод очень красивой арки и, громко крикнув, послушать удивительное эхо.

В 2012 году на сооружении появились строительные леса- специалисты ГМЗ начали исследование кладки Шапели на предмет ее сохранности и определения масштабов реставрационных работ.

Появилась реальная надежда на возрождение в ближайшее время этого прекрасного готического павильона.

24.03.2015 После Арсенала на очереди реставрация Шапели

1 августа 2018 года Письмо в грядущее заложили в реставрируемый павильон Шапель.

15 сентября 2018 года Павильон «Шапель»: реставрация завершена

  • И.Яковкин «Описание Села Царского», 1825, КОЛО, СПб, 2008
  • С.Н.Вильчковский «Царское Село», 1911, репринтное издание 1992
  • Степанова И. Менелас. Сборник Архитекторы Царского Села. От Растрелли до Данини / Альбом, под ред. И. Ботт. — СПб.: Аврора, 2010. — 303 с.
  • Г.Семенова «Царское Село: знакомое и незнакомое», 2009
  • Сайт «История города Пушкина»
  • Справочник «Памятники истории и культуры Санкт-Петербурга», СПб, 2003
  • А.Кучумов. Павловский дворец. История и судьбы
  • фото tsarselo.ru

Шапель в Царском Селе (г. Пушкине)

Ещё при жизни супруги Петра I — Екатерины I, когда только зарождалось Царское Село и дворцовый комплекс, квадратный участок елового леса со сторонами в одну версту, росший на месте нынешнего Александровского парка, был окружён деревянным палисадом со рвом и стал зверинцем для царской охоты. С самого основания в Зверинце содержали кабанов, маралов, оленей и лосей, иногда пускали зайцев. Он размещался на центральной оси первого построенного каменного дворца , но с отступом от него около 700 метров. К нему вела обсаженная липами и берёзами перспективная дорога, пронзающая Зверинец насквозь и приводящая к Пулковскому дворцу. На протекающей здесь речке Киоке (Кузьминке) был выкопан Звериночный пруд, сооружена мельничная плотина.

В 1747-1750гг. в центре Зверинца архитекторы Чевакинский и Растрелли возвели великолепный охотничий павильон Монбижу в стиле барокко, парный павильону Эрмитаж в Екатерининском парке, а с 1750 по 1752 годы на месте ветхого палисада была построена 3х метровая каменная ограда с бастионами на углах, завершёнными беседками -люстгаузами. От павильона Монбижу к люстгаузам вели диагональные просеки.
Известно, что в Монбижу, богато украшенном картинами на сюжеты из охотничьей жизни, императрица Елизавета принимала французских и австрийский послов, да и вообще охота являлась частью придворного церемониала.

Отношение к зверинцам постепенно менялось и уже при Екатерине II охотничьи угодья перенесли подальше, в Гатчину, и Зверинец пришёл в запустение.
В 1819 году (при Александре I) начали ломать каменную стену и приводить планировку зверинца в знакомый нам парковый вид. В зверинце проложили новые пейзажные дороги и дорожки, высадили тысячи лиственных деревьев, преобразившие облик местности. Изменились и размеры парка -его границы расширились до въездов в Царское Село, где впоследствии соорудили Александровские и Египетские ворота.
Окружающую стену разобрали к 1823 году, а материалы пошли на строительство новых парковых павильонов по проектам архитектора Менеласа.

Одна из легенд о том, Адам Менелас, шотландец, был масоном, петушок (он возвышается на Шапеле) держал масонские символы, а на третьем этаже, куда нет лестницы, собирались посвященные. После разгрома ордена тамплиеров его шотландская ветвь была оправдана и приняла название ордена Терновника. Большая часть сокровищ тамплиеров исчезла, а найденные тайники оказались пусты. Связь тамплиеров, розенкрейцеров, масонов несомненна, но умение делать тайники известно гораздо шире. Шотландец А. Менелас был каменных дел мастером у Н.А. Львова, о его творениях я писал ранее(http://basilius3.livejournal.com/5431.html , http://basilius3.livejournal.com/5937.html ), который, находясь на службе в Коллегии иностранных дел, следуя из Франции в Испанию проезжал места связанные с альбигойцами. Не мог не знать о подземельях Монсерата, даже если там не был. В письмах сообщает только о посещении музеев и соборов. Видимо отчеты о миссии поступали канцлеру Воронцову. Еще раньше, на службе в Измайловском полку, посетил Выборг и сделал рисунок замка, не мог не знать о ходе под заливом.
Уже по повелению Николая I в парке был возведён целый ряд неоготических построек (Арсенал , Белая башня, Шапель, Ламской павильон , Пенсионерная конюшня).
От каменной стены окружавшей Зверинец, до наших дней сохранился лишь небольшой фрагмент, ныне составляющий часть стены парковой теплицы у павильона Шапель и бастион, расположенный возле Белой башни.
В 1828 году архитектор А. А. Менелас в пейзажной части Александровского парка Царского Села на месте разобранного Зверинца строит павильон Шапель, или готическую капеллу. Штапель от франц. chapelle — капелла, в виде готической капеллы (часовни), разрушенной временем.



Шапель представляет собой две квадратные башни, одна из которых «разрушена» до первого яруса, связаны переходом, расположенным над аркой широкого проезда. Центральная башня с часами — символом неумолимого времени, и флюгером-петухом, как в протестантских храмах, — символом отречения апостола Петра.

Внутри имеющая междуэтажные перекрытия, внешне башня имитирует каркасную готическую постройку с единым пространством и огромными окнами. Стены внизу прорезаны стрельчатыми порталами-входами, а в верхних ярусах — большими стрельчатыми окнами, которые в действительности являются ложными. Свет проникал в капеллу через единственное окно — в качестве еще одной переклички с готической стариной в окне Шапели по замыслу архитектора были установлены цветные витражи с изображениями библейских сюжетов, и проникавший сквозь них свет озарял призрачным мерцанием интерьер с фигурами ангелов у основания сводов. Эти фигуры, так же как и скульптуры Белой башни, исполнены В. И. Демут-Малиновским.
Одна из башен представляет собой руины, другая обработана по углам готическими контрфорсами.
Внутреннее скульптурное убранство Шапели исполнил скульптор В. И. Демут-Малиновский, изваявший фигуры ангелов для часовни.

«Шапель построили для постановки в ней мраморнаго изваяния Спасителя. Императрица Мария Феодоровна купила у известного скульптора И. Г. Даннекера, за 100,000 р. статую Иисуса Христа. Первоначально планировалось поставить ее в одну из московских церквей, но этого не состоялось и она подарила статую императору Александру I. О скульптуре Спасителя сохранилась легенда.
Будто бы скульптор увидел образ Иисуса христа однажды во сне, и с того времени «день и ночь этот образ занимал его до такой степени, что он начал думать, что его побуждает к работе сверхъестественная сила». Через много лет ему наконец удалось изваять, как ему казалось, образ Христа. Однако сомнения скульптора не покидали. Когда статуя была еще в модели, он привел в мастерскую семилетнего ребенка и, согласно преданию, спросил его: «Что это за статуя?» – «Спаситель», – ответил ребенок, и ваятель в восторге обнял мальчика. Значит, он правильно понял образ, явившийся ему во сне, если даже дети его понимают. В городском фольклоре Шапель известна под названием «Башня Спасителя».
Постройка служила местом романтического уединения и частью декораций для средневековых игр царской семьи. Возвышавшиеся среди зеленых кущ Александровского парка шпили и зубчатые башни создавали иллюзию средневекового государства, по которому разбросаны затерявшиеся в пространствах жилища феодалов — сюзерена и его вассалов.
В 1886 году статуя передана в Русский музей, где и находится сейчас. Один из жителей Кузьминки говорил, что была легенда — когда благословляющая рука Христа опустится — будет конец света. Фигуры ангелов, работы Демут — Малиновского бесследно исчезли — обломков не найдено. Разные люди сообщали, что в капелле собираются члены секты «Аум синрикё» — они же нарисовали на стенах маску Тутанхамона и тайные знаки.
В 1911 г люди спускались через винтовую лестницу башни Шапель Александровского парка в подземный ход высотой около 3 м., шириной 1.5 м. В ходу были отводы в сторону, в них стояла вода глубиной до 1.5 м. Пройдя 800 м. уткнулись в завал — конус кембрийских глин. Глубина до свода в среднем 8 м., но местами доходит до 22 м. В 1920 г. ход был забетонирован на 3 м. по приказу комиссара г.Детское Село, так как через хода совершали набеги белобандиты (а бывают краснобандиты»)…
Здание Шапели пострадало в годы войны: утрачены часы-куранты, витражи.
Так описывают Шапель после войны: «Перед самыми воротами Шапели аллея была заминирована, остались десятки ям от выращенных мин, стоявших в несколько рядов. Здание совсем не пострадало, сорвана только часть железных листов с одной стороны крыши и сбиты фиалы с двух башенок. Поднимаемся внутрь часовни. Христос все такой же, с теми же надписями, новых не прибавилось… На чердаке башни был немецкий наблюдательный пункт, куда поднимались с площадки над воротами по синей стремянке из ЕДМ. В нижнем, жилом, помещении башни конюшня, видимо, стояли лошади связистов…»
На настоящий момент Шапель огорожена забором, никакие работы не ведутся, попасть внутрь можно, но думаю она будет восстановлена в ближайшие годы.
Информация частично взята с
сайта проекта «Энциклопедия Царского Села»
http://www.tsarselo.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *