Павловский дворец в павловске

Павловский дворец

Золотисто-белый дворец, построенный на высоком берегу Славянки, виден даже с дальних точек парка и города. Его трехэтажный центральный корпус, увенчанный плоским куполом на шестидесяти четырех колоннах, — самый ранний по времени постройки и самый изысканный по отделке. Он создан Чарльзом Камероном в 80-х годах XVIII века.

Колоннады закругленных галерей соединяли центральный корпус со служебными одноэтажными корпусами, образуя парадный двор в виде широкой подковы.

После вступления Павла I на престол Павловск стал загородной императорской резиденцией. Придворный архитектор Павла I Винченцо Бренна значительно расширил дворец в 90-х годах XVIII века. Он возвел вторые этажи над служебными корпусами, пристроил к ним два новых полуциркульных флигеля, почти замкнувшие парадный двор. На один этаж выросли и галереи-колоннады. Несмотря на эти перестройки, центральный корпус сохранил главное место в композиции дворца, продолжая выделяться и размерами и изяществом оформления.

Основной элемент декора у Ч. Камерона — белая колонна: колонны украшают фасады центрального корпуса, образуют открытые галереи, поддерживают купол дворца. Дополнением этому основному элементу служат тонкий лепной фриз с листьями аканта, опоясывающий здание, и три круглых барельефных медальона с аллегорическими изображениями Архитектуры, Скульптуры и Живописи на главном фасаде.

В. Бренна декорировал фасады вновь выстроенных корпусов лепниной: вензелями и коронами владельцев дворца, изображениями воинских доспехов и трофеев. И только в торцах полуциркульных флигелей он ставит четырехколонные порталы, как бы открывающие въезд на парадный плац. Такой композиционный прием позволил связать в единый ансамбль новые и старые здания.

В начале XIX века Андрей Воронихин и Джакомо Кваренги завершили отделку фасадов дворца со стороны Собственного садика. Так появились мраморное крыльцо с балюстрадами, балкон, застекленный полукруг «Фонарика». В 1806-1807 годах П. Гонзага расписал фресками стену галереи, обращенную к Славянке. На ней изображены наполненные светом, уходящие вдаль аркады и лестницы величественных зданий. В историю русского искусства эта галерея вошла под названием Галереи Гонзага. В 1822 году К. Росси разместил над Галереей Гонзага библиотеку с арочными окнами и бюстами философов между ними. Созданием библиотеки было завершено формирование дворцового ансамбля.

Формирование коллекций Павловского дворца связано с путешествием владельцев Павловска по Европе в 1781-1782 гг. Посещая мастерские известных мастеров, они приобретали и заказывали картины, скульптуру, мебель, бронзовые изделия, шелковые ткани, фарфоровые сервизы. Королевские особы преподносили им различные подарки, которые вошли в убранство залов дворца. Музей славится уникальными коллекциями изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Особое место занимает коллекция античного искусства: римская мраморная скульптура, бронзовая пластика и стекло (I в.до н.э.- III в. н.э.). Первоклассные образцы западноевропейской и русской скульптуры XVIII века украшают залы дворца ландшафтные композиции парка — произведения итальянских мастеров А. Альгарди, П. Баратты, братьев Коллини, К. Альбачини, русских скульпторов М. Козловского, И. Мартоса, Ф. Гордеева, И. Витали. В коллекции западноевропейской живописи представлены: итальянская школа XVI-XVIII веков работами А. Бронзино, Ф. Альбани, Г. Рени, Сассоферато, П. Баттони, Ф. Гварди; голландская и фламандская школы XVI-XVIII веков картинами А. Остаде, К. Пуленбурга, Марсеуса ван Скрика, П. Рубенса, Д. Тенирса; французская школы XVII-XVIII веков произведениями Ш. Лебрена, П. Миньяра, Г. Робера. Богатством и разнообразием отличается коллекция русской портретной живописи и русского пейзажа ХVIII — начала XIX в. Из музейных предметов декоративно-прикладного искусства наиболее полно представлена коллекция фарфора ХVIII-начала Х IХ в., как западноевропейского, особенно Севрской фарфоровой мануфактуры, так и русского, производства Императорского фарфорового завода. Среди предметов мебели наиболее интересными являются работы Давида Рентгена (Германия) и Анри Жакоба (Франция), а также русская мебель по рисункам А. Воронихина. В убранстве залов дворца большое место занимают произведения французского декоративного искусства ХVIII века: гобелены, шелка обивок мебели и драпировки, фарфоровые сервизы и гарнитуры, светильники, бра, канделябры и часы художественной бронзы. В музейных фондах имеются коллекции миниатюр, акварелей, рисунка, гравюр, костюмов, тканей, вышивок, кружева, вееров, редкой книги, предметов быта, стекла, изделий из цветного камня, фонд «Особая кладовая».

Музей костюма в Павловске

Вера Анатольевна выразила также слова благодарности куратору выставки Н. М. Вершининой, реставраторам фирмы «Дедал» — всем, кто принимал непосредственное участие в подготовке уникальной экспозиции.

Впервые на выставке представлены одежда и аксессуары из гардероба последней императрицы Александры Федоровны. Никогда ранее не экспонировались и уникальные изделия монастырской работы — кокошники, выполненные великими княжнами Татьяной и Анастасией. Выделяются нарядные бальные и вечерние платья из тонного шелка. Надолго задерживают внимание летние кружевные платья, поражающие мастерством ажурного рисунка. При пошиве одежды для высокопоставленных заказчиков мастера выбирали самые лучшие ткани, а для отделки использовали ручную вышивку, аппликацию, драгоценные камни и лучшие сорта западноевропейского и российского кружева. Костюмы расположены в хронологическом порядке,
отражющем изменения моды. Рядом размещены портреты императорских особ, которым они принадлежали.

— Мы можем увидеть результат работы сотрудников музея за последнее время, — рассказал главный хранитель дворца А. Н. Гузанов. — Это портрет Марии Федоровны, написанный немецким художником Ф. Каульбахом и долгое время считавшийся потерянным. Он был приобретен на аукционе на средства Министерства культуры и передан музею, как и представленный в экспозиции датский фарфор Копенгагенской мануфактуры.

Собирательскую работу музей ведет постоянно, пополняя коллекцию предметами, которые музей приобретает от частных лиц через закупочную комиссию или получает от граждан в дар. Так, петербургский антиквар П. Е. Пылаев передал музею коллекцию вееров. Несколько платьев подарила известный коллекционер Н. А. Кострыгина. Однако на выставке они не представлены, так как подбирались только мемориальные экспонаты, среди которых есть предметы мебели, изделия из бронзы, фарфора и стекла, всего около тысячи экспонатов.

— Экспозиция постоянно меняется, — рассказала куратор выставки Н. М. Вершинина. — Костюм требует бережного обращения, включающего профилактический уход, реставрационные мероприятия. Кроме того, он нуждается и в отдыхе. Окна в помещениях плотно закрыты шторами в несколько слоев. Дневной свет сюда не попадает никогда. Здесь только холодный искусственный свет, который наносит вещам минимальный вред.

Наталья Михайловна обратила внимание на тот факт, что каждый из представленных костюмов имеет точную дату изготовления. Известно, что императрица Мария Федоровна в течение многих лет заказывала платья у модистки французской королевы Марии Антуанетты Розы Бертен, а на платьях двух последних императриц сохранились марки знаменитых европейских и русских модельеров, таких, как Чарльз Ворт, Торин Блоссье, Ольга Бульбенкова и других.

Татьяна Кузнецова

Фото автора

История дворцово-паркового ансамбля «Павловск»

Землю, на которой сегодня стоит Павловск, в XIII веке занимала крепость «Городок на Славянке», построенная новгородцами. В XVIII территория использовалась для охоты, на ней даже были построены два домика для отдыха императрицы Екатерины II. Назывались они созвучно «Крик» и «Крак».

12 декабря 1777 года земли с деревнями и пашнями были переданы императрицей во владение её сыну Павлу I. Именно эту дату принято считать днём основания Павловска. К 1779 здесь уже были построены 2 павильона: Паульлюст для Павла I и Мариенталь для его супруги Марии Федоровны.

Но наследника престола не устраивала столь скромная усадьба, поэтому он решил воплотить в жизнь грандиозный план. Павел I задумал масштабный проект с большим дворцом и раскинувшимся вокруг него парком. Для воплощения своей идеи он пригласил Чарлза Камерона.

Архитектор выбрал пейзажный стиль, чтобы подчеркнуть красоту местной природы. Парадный вход Паульлюста был обрамлен тройной аллеей из липовых деревьев. На территории парка один за другим возводились павильоны. Наиболее значимыми среди них были Храм дружбы, Вольер, колоннада Апполона, а также павильон Трёх граций. А с 1782 по 1786 год на месте разобранного Паульлюста строился Павловский дворец.

А с 1782 по 1786 год на месте разобранного Паульлюста Павлом I было принято решение создать дворец. При выборе архитектурного стиля, возглавивший строительство Чарлз Камерон, опирался на принципы возведения русских дворянских усадеб XVIII века.

Император был не полностью удовлетворен своей новой резиденцией, поэтому переделку дворца доверил уже другому придворному архитектору — Винченцо Бренна. Винченцо расширил общую площадь здания новыми корпусами и выполнил внутреннюю отделку незаконченных помещений. Так дворец приобрел более величественный вид, какой и был в задумках Павла.

Главный корпус имел 3 этажа. От него с двух сторон отходили галереи, ведущие к флигелям. Фасад был украшен четырьмя сдвоенными колоннами, а также лепниной с растительным орнаментом. На кровле главного корпуса, на цилиндрической основе был расположен купол, окруженный колоннадой из 64 элементов. Именно так выглядит дворец и по сей день.

Разнообразить архитектуру парка Винченцо Бренна решил новыми павильонами. Так недалеко от северного корпуса дворца появились Большие круги – две круглых террасы со статуями «Мир» и «Правосудие». На границе парка, за которой находился нетронутый лес, возвысилась Пиль-башня — самый необычный павильон из всех построенных. Он представлял собой круглую башню с соломенной крышей, а двери и окна постройки были так искусно нарисованы, что принимались за настоящие.

Одновременно появились новые районы парка — Старая и Новая Сильвия. А спуск к реке Славянке украсила каменная лестница.

В 1788 году Павел I подарил Павловск супруге, которая вложила в дворцово-парковый ансамбль все свои силы и вдохновение. После смерти императора Мария Федоровна переехала жить в Павловский дворец, и установила перед главным фасадом мемориальный мавзолей в память о муже.

В этот период на должность главного архитектора Павловского ансамбля нанимают Пьетро ди Готтардо Гонзаго. Именно к этому мастеру впервые был применен термин «театральный художник». Под его руководством в парке появляются новые районы, названные Большой звездой с долины прудов, Красной долиной и Белой березой.

Мария Федоровна, как и её муж в своё время, дала волю фантазии. Но, в отличие от Павла I, у неё был совершенно другой вкус. На территории парка она приказала построить павильон Молочня с коровами и козами, а также ферму с птичником и скотным двором.

Ещё одним архитектором в Павловске во времена правления Марии Федоровны был Андрей Никифорович Воронихин. Он спроектировал Розовый павильон, на территории которого выращивались экзотические сорта роз.

В 1828 году Мария Федоровна скончалась, и Павловск перешёл в руки ее сына – великого князя Михаила Павловича. В 1836 году территория заповедника была соединена с Царским селом первой в России железной дорогой. В 1849 году здесь появились картинная галерея и музей древних искусств.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *