Пергамон музей в берлине

Немного истории

Огромный мраморный алтарь в городе Пергаме, столице древнего Пергамского царства, был построен в 3 веке до н. э. в честь победы над врагами. Впоследствии из-за землетрясений он разрушился и оказался под землей.

В 1878 году немецкий инженер Карл Хуман, строивший дороги по поручению турецкого правительства, обнаружил фрагменты пергамского алтаря. Они украшали основание колоннады алтаря, составляя 120-метровый фриз высотой 2 метра, изображавший борьбу богов и героев древнегреческой мифологии.

Римский писатель Луций Ампелий называл пергамский алтарь одним из чудес света.

Когда реликвия была доставлена в Германию, комиссия по ценностям не смогла найти здание, которое вместило бы столь внушительно произведение античных скульпторов. Поэтому в 1890-х годах было решено построить отдельное помещение для древнего алтаря.

Пергамон-музей открыли в 1901 году. Кроме фриза пергамского алтаря публика увидела архитектурные произведения из Малой Азии. Позже к ним добавились монументальные экспонаты с раскопок в Вавилоне и Египте, в том числе изумительные синие ворота Иштар, и музей был расширен. Новое здание принимает посетителей с 1930 года.

2200-летний пергамский алтарь, жемчужина коллекции, 13 лет находился в России и демонстрировался в Эрмитаже.

Что посмотреть

По Пергамскому музею можно бродить целый день. Начните осмотр с постоянной выставки одного из самых значимых в мире собраний искусства Древней Греции и Древнего Рима. Его жемчужина — пергамский алтарь 180-160 годов до нашей эры, самостоятельное сооружение в древнем городе Пергаме (ныне территория Турции). Восстановлена была только половина алтаря и его широкая 20-метровая лестница, но и в таком виде его размеры поражают. Напротив алтаря находятся Ворота милетского рынка — яркий пример римской архитектуры 1 века.

В коллекции искусства Передней Азии более 270 тыс. экспонатов из Месопотамии, Сирии и Анатолии, возраст некоторых из них достигает 6000 лет. Самые замечательные артефакты — знаменитые Ворота Иштар и Дорога процессий из Вавилона 6 века до н. э. и глиняные таблички с клинописью из шумерского города Урука, которые датируются 4 тысячелетием до н. э.

В собрании исламского искусства представлены артефакты 7-19 веков н. э., в том числе грандиозный каменный фриз 8 века, украшавший дворец Мшатту в пустыне Иордании, длина которого составляет 33 м, а высота — 5 м. Еще один бриллиант коллекции — Алеппская комната 17 века из Сирии, декорированная расписными деревянными панелями.

Музей Пергамон

Пергамский музей

Пергамский музей
Pergamonmuseum
Дата основания 1901
Дата открытия 1909
Местонахождение Берлин
Посетителей в год 1 260 000 (2013)
Сайт smb.museum​ (нем.)​ (англ.)
Пергамский музей на Викискладе

Пергамский музей (также Пергамон-музей; нем. Pergamonmuseum) — один из известнейших музеев, расположенных на Музейном острове на реке Шпрее в центре Берлина.

Здание музея построено в 1910—1930 годах по проекту Альфреда Месселя и Людвига Хофмана, в первую очередь, для обнаруженного Карлом Хуманом Пергамского алтаря, а также для собрания поздней античной живописи и скульптуры, экспонатов Переднеазиатского музея, включающего произведения хеттского, ассирийского, вавилонского и персидского искусства и Исламского музея (включающего фриз из Мшатты). С 1958 года все эти собрания объединены общим названием «Пергамский музей». В настоящее время экспозиция музея подразделяется на Античное собрание, Переднеазиатский музей и Музей исламского искусства. В 2013 году в Пергамском музее побывало около 1 млн 260 тыс. посетителей — это самый посещаемый музей в Германии и 45-й по числу зрителей музей в мире.

История

Первое здание Пергамского музея

Первое здание Пергамского музея было построено в 1897—1898 годах и было торжественно открыто для доступа публики в 1901 году В световом дворе музея разместились произведения древней архитектуры из Пергама, Приены и Магнесии на Меандре.

После сноса первого здания Пергамского музея в 1908 году все пергамские художественные ценности до возведения нового здания размещались в восточном колонном зале Нового музея.

Второе здание Пергамского музея

Поскольку обнаруженные при раскопках в Вавилоне, Уруке, Ашшуре и Египте монументальные экспонаты не могли достойно разместиться в первом построенном здании музея, у которого к тому же вскоре обнаружились строительные дефекты фундамента, для решения вопросов, связанных с возведением нового здания на том же месте, в 1905 году был назначен новый генеральный директор Королевских (а с 1918 года — Государственных) музеев, а в 1906 году к работе был привлечён Вильгельм фон Боде. Помимо коллекции античной архитектуры в северном корпусе нового здания музея предполагалось разместить послеантичное искусство Германии из Немецкого музея, а в южном — отдел переднеазиатского искусства. В соответствии с изменениями в плане от 1927 года здесь же должна была обрести своё место и коллекция исламского искусства.

В 1907 году Альфред Мессель приступил к проектированию монументального здания из трёх корпусов в строгом неоклассическом стиле. После смерти Месселя в 1909 году работы продолжил его близкий друг Людвиг Хофман, занимавший административную должность в правительстве Берлина по вопросам строительства. В 1910 году начались строительные работы, которые остановили Первая мировая война, революция 1918 года и инфляция 1922—1923 годов. Лишь к 1930 году строительство музейного здания было закончено, и четыре музея в его стенах открыли свои залы для публики.

Вторая мировая война и её последствия

Пергамский музей серьёзно пострадал во время воздушных налётов на Берлин. Многие экспонаты были перевезены в более безопасное место, монументальные вещи были укреплены. В 1945 году большая часть фондов музея была вывезена советскими офицерами по защите художественных ценностей в восточную часть Берлина для отправки в СССР. Лишь в 1958 году музейные фонды вернулись в Германскую Демократическую республику, но не полностью. До настоящего времени значительная часть коллекции хранится в запасниках Пушкинского музея в Москве и Эрмитажа в Санкт-Петербурге.

Экспозиция

Ворота Иштар из ВавилонаБарракиб и его писарь (музей Передней Азии)

В Пергамском музее находятся собрания трёх музеев: Античного собрания, Музея исламского искусства и Переднеазиатского музея. В нём представлены различные экспонаты древней монументальной архитектуры, самыми известными из которых являются:

  • Пергамский алтарь
  • Ворота Милетского рынка
  • Ворота Иштар и Дорога процессий
  • Фриз из Мшатты

Античное собрание

Основная статья: Античное собрание (Берлин)

Античное собрание возникло благодаря бранденбургским курфюрстам-коллекционерам классической древности. Основание музея Античного собрания ознаменовалось приобретением в 1698 году коллекции римского археолога. Часть коллекции античности стала доступна для публики в 1830 году с открытием в Берлине Старого музея. Античное собрание значительно пополнилось благодаря раскопкам, проводившимся в Олимпии, Самосе, Пергаме, Милете, Приене и Дидиме.

С разделом Германии после Второй мировой войны разделённым надвое оказалось и Античное собрание. Пергамский музей в ГДР открылся вновь в 1959 году, а коллекция, оказавшаяся в Западном Берлине, размещалась вплоть до 1995 года в здании по проекту архитектора Штюлера напротив замка Шарлоттенбург.

В настоящее время ценности Античного собрания поделены между двумя музеями — Пергамским и Старым. Экспозиция Пергамского музея объединяет древнегреческие и древнеримские произведения архитектуры, скульптуры, письменности, мозаики, украшений из драгоценных металлов и изделий из бронзы. Визитной карточкой Пергамского музея стал Пергамский алтарь, датируемый II в. до н. э., на скульптурном фризе которого изображена драматическая битва богов с гигантами, а также ворота Милетского рынка, которые относят к эпохе Древнего Рима. Кроме этого всемирную известность снискали «Берлинская богиня» из Кератеи периода расцвета архаики и позднеархаическая «Богиня на троне» из Тарента.

Музей исламского искусства

Основная статья: Музей исламского искусства (Берлин)

Музей Передней Азии

Основная статья: Музей Передней Азии

В музее Передней Азии представлены экспонаты, обнаруженные на археологических раскопках, проводившихся в ареале распространения шумерской, вавилонской и ассирийской культур немецкими учёными, в частности Немецким Восточным Обществом. Сюда относятся монументальные памятники архитектуры, рельефы и предметы меньшего размера, использовавшиеся в отправлении культа, быту и как украшения.

Особого внимания заслуживают вавилонские ворота Иштар, фрагмент Дороги процессий, которая к ним вела, и фасад тронного зала Навуходоносора II.

Панорама Пергама

В ноябре 2011 года в музее была открыта для посещения грандиозная панорама, создающая эффект присутствия в древнем Пергаме в 129 году до н. э. Наглядно представлены разные стороны жизни пергамцев: тут на площади перед акрополем гуляют горожане, там идёт оживлённая торговля на рынке, вот женщина стирает в реке белье, вдалеке среди деревьев видна знаменитая Пергамская библиотека и т. д. В ротонде высотой 24 и длиной 103 метра созданы спецэффекты: восход и закат солнца, дуновение ветра, гул толпы, пение цикад. Панорама открыта до сентября 2012 года.

Немного истории

Пергамон (Pergamonmuseum) — один из легендарных музеев мира и самый посещаемый музей Германии.

В 1901 году двери музея открылись для первых посетителей. Но уже через 7 лет здание было снесено и в 1910 году началось строительство нового здания музея (каким мы видим его сейчас) в неоклассическом стиле. Проектировщиками выступили Альфред Мессель и Людвиг Хофман. Из-за нехватки средств постройка была завершена только в 1930 году.

Берлин. Вход в музей Пергамон

Название музею дала археологическая находка огромной важности — алтарь, найденный на территории некогда принадлежавшей Пергамскому царству, в древнем городе Пергам или Пергамон. Сейчас город называется Бергама. И находится он в Турции.

Верхняя часть алтаря с колоннами стоит на фундаменте (фризе) длиной 120 метров и мраморной лестнице. Ширина её ступеней 20 метров. Фриз украшен горельефами, изображающими битву Зевса с титанами. Время создания алтаря: 180-160 годы до нашей эры.

Анализ изображений на фризе позволил определить, что алтарь посвящён Зевсу. В древнем мире Алтарь Зевса называли одним из чудес света. В наше время это — первый и самый ценный экспонат музея.

Пергамский алтарь

Как видите, сооружение монументальное и требует зал соответствующих размеров.

Первое здание музея строилось специально для Пергамского алтаря. Отсюда и название — Пергамский музей или просто Пергамон.

Во время Второй Мировой войны здание пострадало от бомбардировок Берлина в 1941 году, потом в 1943 и уличных боёв 1945. Коллекцию ценных экспонатов удалось сохранить не всю. От прямого попадания бомбы был частично разрушен фриз из Мшатты, от зажигательной бомбы сгорела часть прекрасных ковров.

Подавляющую часть экспонатов советская армия в увезла в СССР как трофеи. Большинство из них в 1958 году наша страна в качестве жеста доброй воли вернула Германии, но не всё. Споры продолжаются до сих пор. Главный экспонат Пергамона — Алтарь Зевса музей Пергамон обрёл вновь.

Перед тем, как вывезти ценнейшие экспонаты из нашей страны, в СССР прошла выставка «трофеев».

Как все начиналось

Немецкий инженер-железнодорожник Карл Хуман, студент Берлинской академии архитектуры стал замечать, что чувствует себя всё хуже. Доктора определили, что у молодого человека туберкулёз. Тогда Карл решил сменить вредный для него климат на более подходящий для здоровья. Выбор пал на территорию Османской империи. В 1861 году инженер и, что для нас важно, — архитектор переехал в Стамбул.

Работа для него нашлась интересная — он участвовал в раскопках на островах, когда-то входивших в состав Древней Греции, составил карты Балканского полуострова, побывал в местах, знакомых нам по древнегреческим мифам, Илиаде и Одиссее. Не ушло от его внимания и место, где, как предполагали археологи, находилась столица Пергамского царства — городе Пергаме. Кстати, знаменитый Крез был царём этого города.

Сейчас холм, на котором стоял акрополь выглядит так

Зимой 1864 — 1865 года, прибыв на место, Хуман обнаружил многочисленные руины и фрагменты скульптур. Причём многие в хорошем состоянии. Находка судьбоносная для археологов, но Османскую империю руины не волновали. Совсем. Поэтому полноценных археологических раскопок здесь никогда не проводилось.

Места, где проходили раскопки

Османскую империю интересовали новые дороги. В 1867 году Карл Хуман вновь начинает работать по своей профессии — инженером и занимается строительством железных дорог в Малой Азии. Судьба это или случайность, но инженеру был поручен участок строительства как раз там, де он обнаружил останки древнего города. Новая дорога должна была пройти через Пергамон.

Одно из зданий Асклепиона

Всё, что мешало строительству должно быть сожжено и уничтожено. Всё, что хранил древний город в течение тысячелетий, должно пойти в качестве укрепляющего насыпь железной дороги материала. Попросту говоря, использовано как щебень.

Годы ушли на то, чтобы убедить турецкие власти отложить строительство в этом месте и добиться разрешения на проведение настоящих серьёзных раскопок.

Карл Хуман

Наконец, в 1878 году было получено официальное разрешение на год. В Пергамон приехали археологи. Спонсором работ стал директор берлинского Музея скульптуры.

Находки были потрясающие. Но гордостью будущей коллекции стал Пергамский алтарь. Археологам по фрагментам удалось воссоздать западную сторону этого культового сооружения.

В память о Карле Хумане в музее установлен бюст.

Мне очень нравится, как Греция относится к своим историческим объектам. В местах, где проводились раскопки, ухоженные сайты. Что можно отреставрировать и собрать, собирают, на что пока денег нет, — консервируют до лучших времён. И в этом же историческом месте находится музей с найденными во время раскопок предметами и произведениями искусства. (Дельфы например).

Сейчас Турция предъявляет права на экспонаты берлинского музея. Ситуация интересная: территория древнего города принадлежит современной Турции, значит и вывезенные с неё ценности — турецкие. Надо бы вернуть их народу.

Так когда-то выглядел Акрополь Пергамона

С другой стороны, если бы немцы со свойственной им педантичностью, не вывезли тогда всё, что можно было сохранить, то не видать бы нам сегодня Пергамона. Если бы время и средства позволили, думаю, они вывезли бы и то что осталось вместе с холмом и землёй.

Мы Галей были в Бергаме и не заметили у турок особого интереса к местам раскопок. На самих сайтах чисто, но вот перед входом в Асклепион, например, — реальная помойка. Посетителей было мало. В основном группы любопытных японцев. Мы отлично прогулялись без толпы и суматохи.

В самом городке мы слегка заблудились. Стали спрашивать дорогу у местных, оказалось, что они или не знают, о чём мы спрашиваем, или не знают, как пройти, потому что сами там ни разу не были. Наконец, один турок рассказал, что на холм нужно добираться по канатной дороге и махнул рукой в направлении остановки.

В Берлине же совсем другое дело — тысячи людей со всего мира прямо-таки рвутся в музей. И не зря!

Ценная коллекция

В Музее Пергамон три основных экспозиции:

  • античное искусство — Греция и Рим (Antike Architekturen)
  • коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)
  • собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)

Здесь представлены: архитектура, скульптура, живопись, мозаика, резьба по камню и дереву, артефакты исламского мира, есть коллекция ковров. Это то, что сразу приходит на ум. За 6000 лет истории люди столько красивого сделали.

Но самое главное — в музее представлены монументальные экспонаты, каких нет ни в одном музее мира. Это делает экскурсию по музею похожей на перемещение в машине времени. Пройти через Милетские ворота или прогуляться вдоль стен Иерихона, поглазеть на ворота Иштар и выйти из них на Дорогу Мардука. Это возможно только в Пергамоне.

На музей стоит выделить целый день.

Античное искусство (Antike Architekturen)

Основа собрания — Пергамские находки. Затем коллекция пополнялась силами коллекционеров древностей.

Пергамский алтарь. Это сооружение было воздвигнуто около II века до нашей эры там, где на данный момент располагается Турция. Считается, что алтарь был посвящен Зевсу, отсюда другое его название – алтарь Зевса. Грандиозное сооружение было известно всему античному миру, более того, почиталось как настоящее чудо света. Было разрушено в Средние века.

Ещё один монументальный экспонат — ворота Милетского рынка. Пример римской архитектуры I века нашей эры.

Хранится в музее и клад Трои.

Милетские ворота

Коллекция искусства Передней Азии (Alter Orient)

Переднеазиатский музей представлен в экспозиции Пергамона более чем двумя сотнями экспонатов из Сирии, Месопотамии, Анатолии. Самый известный из них – ворота Иштар – огромная арка, ограниченная не менее масштабными стенами, выходящая на Дорогу Процессий.

Дорога процессий также находится в музее. Но конечно, не вся.

Ворота Иштар

Как вы уже догадались из названия, ворота посвящены богине Иштар. Они созданы из кирпича, покрытого голубой, белой, желтой и черной глазурью. Яркость красок здесь поражает не меньше, чем размеры сооружения. Приковывают к себе внимание и Ассирийские рельефы с яркими, объемными изображениями животных.

Чтобы войти в Вавилон, нужно было пройти через ворота Иштар

Собрание исламского искусства (Islamische Kulturen)

Исламское искусство представлено собранием артефактов VII-XIX веков. Здесь вы познакомитесь с пятиметровым каменным фризом XVIII века, который служил украшением во дворце Мшатту, с Алеппской комнатой из Сирии, украшенной росписью по деревянным панелям, а также другими экспонатами.

Михраб из Коньи и ковёр

Михраб — ниша в стене мечети. Указывает направление на Мекку.

В 2011 году комплекс Пергамон порадовал своих посетителей открытием панорамы, которая переносит зрителей во второе столетие до нашей эры, в древний Пергам. Вокруг разворачиваются сцены из жизни обычных горожан, вот кто-то стирает белье, неподалеку идет оживленная торговля и так далее. Вы слышите шум толпы, видите закат и восход солнца, слышите жужжанье насекомых. Иными словами, переноситесь на много столетий назад. Не посетить такое просто невозможно.

Время работы:

Музей открыт каждый день.

  • по четвергам с 10.00 до 20.00
  • другие дни с 10.00 до 18.00

Сколько стоит

  • Цены на билеты вполне демократичны. Вход в музей стоит 12 евро. Стоимость уже включает аудиогид (есть русский язык).
  • Если купить карту Музейного острова можно посетить все его музеи за 18 евро.

Официальный сайт: www.smb.museum

Заказать экскурсию

Вы можете воспользоваться услугами профессионального русскоговорящего экскурсовода. Есть экскурсия «Пергамский музей. Истории необычных экспонатов». Заказать её можно здесь

Где остановиться в Берлине

Сейчас много вариантов жилья в Берлине появилось на сервисе AirBnb. Как пользоваться этим сервисом у нас написано . Если вы не найдете свободный номер в отеле, то ищите жилье через этот сайт бронирования.

Мы жили в отеле Adam, район Шарлоттенбург. Понравился за соотношение цены и качества.

Предлагаем неплохие варианты отелей в Берлине

Как добраться до музея

Музей Пергамон находится на музейном острове Берлина.

  • Доехать до музея на метро. Ветка U-Bahn U6 – остановка Friedrichstraße. Ветка S-Bahn S1, S2, S25 – остановка Friedrichstraße.
  • На автобусе №100 или №200 до Lustgarten, №147 – до остановки Friedrichstraße.

Еще один способ – трамвай. М1, 12 до Am Kupfergraben или М4, М5, М6 до Hackescher Markt.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *