Перынский рождества богородицы скит

История

Древнерусское капище

Предположительно, именно в урочище Перынь находилось древнерусское языческое святилище, посвящённое славянскому богу-Громовержцу Перуну.

По данным летописи, в 980 году, в ходе своей «языческой реформы», великий князь Владимир Святославич велел своему дяде Добрыне поставить в Новгороде идол Перуна, что тот и сделал:

«В год 6488 (980). <…>Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И, придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом, и приносили ему жертвы новгородцы как богу.»

Идол Перуна был поставлен Добрыней, вероятно, в том месте, которое до сих пор называется Перынью, как об этом свидетельствует Адам Олеарий, побывавший в Новгороде в 1654 году:

«Новгородцы, когда были еще язычниками, имели идола, называвшегося Перуном. то есть богом огня, ибо русские огонь называют „перун“. И на том месте, где стоял этот их идол, построен монастырь, удержавший имя идола и названный Перунским монастырем. Божество это имело вид человека с кремнем в руке, похожим на громовую стрелу (молнию) или луч. В знак поклонения этому божеству содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса. И если служитель при этом огне по нерадению допускал огню потухнуть, то наказывался смертью»

В 1951—1952 гг. новгородская археологическая экспедиция, руководимая А. В. Арциховским, произвела раскопки на Перыни. Этими исследованиями руководил В. В. Седов. В результате очень тщательных раскопок удалось обнаружить остатки предположительно языческого капища. Центр мольбища находился юго-западнее существующей каменной церкви Рождества. В плане он представлял собой круглую площадку диаметром 12 саже́ней (21 метр), окружённую неглубоким рвом с 8-ю выступами по сторонам света, радиус выступов — 4 саже́ни (7 метров). В центре площадки находилась круглая яма со следами дерева в ней — основание деревянного идола. В расширениях рва обнаружены следы кострищ. Восьмилепестковую форму рва, окружающего капище, В. В. Седов сопоставил с формой цветка ириса, посвященного Перуну (южнослав. перуника, богища «Iris Germanica»).

Дальнейшее исследование установило, что до установки идола Перуна на этом месте существовал сакральный комплекс, состоящий из трёх святилищ. Академик Б. А. Рыбаков считает, что святилища могли быть посвящены трём славянским божествам: Ящеру — хозяину вод, рыбы и водных путей и Ладе и Леле — богиням плодородия.

Позднее трактовка данного памятника как сакрального комплекса из нескольких святилищ была поставлена под сомнение. Л.С. Клейн и В.Я. Конецкий обратились к источниковедческим аспектам проблемы и вновь подробно проанализировали материалы раскопок. На взгляд авторов, оставленные без должного внимания еще два рва, открытые в Перыни, серьезно влияют на выводы. Расположенные в линию три перынских рва вполне могли являться остатками группы сопок, насыпи которых по некоторым причинам не сохранились. Такие детали как яма от столба в центре площадки, кострища и каменные вымостки хорошо вписываются в контекст и могут принадлежать разрушенным сопкам.

Христианский монастырь

Вход на Перынский скит

В 989 году, после того как Владимир обратился в христианство, Новгород был крещён святым епископом Иоакимом Корсунянином, а деревянный идол Перуна был срублен и сброшен в Волхов, кострища перекопаны, а рвы засыпаны.

«В лето 6497. Крестися Володимиръ и вся земля Руская; и поставиша в Киеве митрополита, а Новуграду архиепископа, а по иным градомъ епископы и попы и диаконы; и бысть радость всюду. И прииде къ Новуграду архиепископъ Аким Корсунянинъ, и требища разруши, и Перуна посече, и повеле влещи его в Волхово; и поверзъше уже, влечаху его по калу, биюще жезлеемъ; и заповеда никому же нигде же не прияти. И идее пидьблянин рано на реку, хотя горънци вес ти в город; сице Перунъ приплы къ берви, и отрину и шистомъ: „ты, рече, Перунище, досыти пилъ и ялъ, а ныне поплови прочь“; и плы со света окошьное»

По преданию, после введения христианства, на месте капища в 995 году построили деревянную церковь Рождества Богородицы, которая простояла около двухсот лет; о ней практически ничего не известно. Тогда же, вероятно, был основан монастырь, хотя впервые в летописи он упомянут в 1386 году в списке монастырей, сожжённых самими новгородцами при приближении войска московского князя Дмитрия Донского.

В 1528 году в Перынском монастыре сооружена деревянная трапезная с церковью Троицы (второй церковью на острове). В период шведской оккупации (1611—1617 гг.) монастырь был сожжён и разграблен. В описи 1615 года церковь Троицы есть, а в 1617 году она уже не упоминается: «Храм в монастыре Рождества Богородицы разорён. Келий и ограды нет. В монастыре старец один Максим. Церковного имущества у него крест благословящий и пять книг…». Чтобы поддержать запустевшую обитель, она в 1634 году по царской грамоте приписана к Свято-Юрьеву монастырю.

На скиту

В 1764 году правительством Екатерины II была проведена церковно-земельная реформа. Церковные земли были переданы государству, более половины монастырей закрыто. Перынский монастырь был упразднён, его церковь обращена в приходскую, все постройки кроме церкви разобраны и перевезены в Свято-Юрьев монастырь.

Возрождение Перынского и расцвет Свято-Юрьева монастырей связаны с именем знаменитого архимандрита Фотия (Спасского) (1792—1838). В 1822 году он был назначен архимандритом Свято-Юрьева монастыря, каковым и оставался до кончины. С помощью огромных средств своей духовной дочери графини Анны Алексеевны Орловой-Чесменской архимандриту Фотию удалось привести обитель в цветущее состояние. По прошению архимандрита Фотия церковь Рождества Богородицы вновь была приписана к Свято-Юрьеву монастырю. Стены храма внутри и снаружи были основательно отремонтированы и расписаны заново, с западной стороны появилась обширная пристройка, сделаны новый пол и глава.

Один из корпусов скита

После ремонта церковь освящена в 1828 году и при ней основан скит. Первым начальником скита стал иеромонах Аникита (в миру князь С. А. Ширинский-Шихматов). В конце 30-х — начале 40-х годов XIX века из красного кирпича были построены братский корпус, маленькие корпуса начальника скита и юрьевского архимандрита, два хозяйственных корпуса, ограда вокруг монастыря, звонница при церкви «на двух каменных столбах с 6 небольшими колоколами».

В августе 1919 года губернским съездом Советов было принято решение о закрытии монастырей в Новгородской губернии. Перынский скит был закрыт и разорён. Юго-западный хозяйственный корпус, звонница и ограда были разобраны на кирпич, из которого построено обширное хранилище льда рыболовецкой артели. Церковь использовалась под склад.

Во время войны 1941—1945 гг. по Волхову проходила линия фронта. Скит находился на оккупированной территории, но постоянного гарнизона не имел. После войны на острове работал филиал Новгородского рыбокомбината, который в 60-х годах сменила турбаза.

В 1991 году Перынский полуостров с храмом и постройками был передан Русской Православной Церкви. Сегодня монастырь возрождается как скит Свято-Юрьева монастыря.

Церковь Рождества Богородицы

Церковь Рождества Богородицы в Перыни

Церковь Рождества Богородицы — один из самых маленьких храмов новгородской земли (7,5 на 9,5 на 12 метров). О сооружении каменной церкви на месте мольбища в летописях прямых сведений нет. Каменная постройка датируется 30-ми годами XIII века. Предположительно, её построили в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита.

Первые обмеры и исследование Перынской церкви проведены в 1947-1948 годах Р. А. Кацнельсон (тогда были обнаружены под слоем кирпича фрагменты фресок XIII века), а в 1961 году — архитектором Л. Е. Красноречьевым, который и составил окончательный проект реставрации на первоначальную дату (XIII век). Реставрационные работы проведены в 1962-1965 годах (без реставрации интерьера).

В результате реставрации выявлены первоначальное трёхлопастное покрытие церкви, фрагменты фресковой росписи в притолоках окопных проёмов барабана. Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремлённости ввысь. Внутрь здания ведут три просторных входа. Они и широко расставленные стройные подкупольные столбы способствуют тому, что и при малых размерах церковь производит впечатление просторного, высокого сооружения. Основу дошедшего до нас здания составляет кладка домонгольского времени — сочетание известняка и тонкого кирпича — плинфы, положенных на известковом растворе, с примесью кирпичной крошки (цемянки).

Крест, венчающий церковь, — так называемый «крест накупольный с полумесяцем», типичной для домонгольского периода формы, которая происходит от «креста расцветшего», или «креста виноградной лозы». («Я есть истинная виноградная Лоза, а Отец Мой — Виноградарь») Таким образом, полумесяц под крестом по происхождению является стилизованной виноградной лозой, не имеет никакого отношения к символике мусульманства, но имеет множество христианских толкований.

Храм Рождества Богородицы на Перыни является одним из немногих архитектурных памятников XIII века в России. Фасады церкви, не расчленённые лопатками, были лишены какого-либо декора. По своему архитектурному облику Перынская церковь как бы предвосхищала характерные черты новгородского зодчества конца XIII — первой половины XIV века.

В настоящее время памятник реставрирован в первоначальном виде. После реставрации интерьера Архиепископ Новгородский и Старорусский Лев освятил храм 10 марта 2001 года. В 2004 г. состоялся первый и пока последний постриг в иноки.

Ссылки

  • В. В. Седов «Древнерусское языческое святилище в Перыни»
  • Е. Виснап «Перынский скит»
Словари и энциклопедии
Известные
по летописным данным
  • Спасский Муромский (1096)
  • Юрьев (1119)
  • Антониев (1117)
  • Авраамиев Ростовский (1119? 1261)
  • Зверин (1148)
  • Мирожский (1156)
  • Духов (1162)
  • Хутынский (1192)
  • Спасский Старорусский (1192)
  • Рождественский (1192)
  • Княгинин (1200)
  • Петровский Ростовский (1214)
  • Спасский Ярославский (1216)
  • Благовещенский Нижегородский (1239)
Известные по древним
церковным преданиям
Курсивом выделены монастыри, ныне не действующие

Как и во многих городах, стоящих на сколько-нибудь значительных реках, одним из развлечений горожан и туристов в Новгороде Великом являются катания на прогулочных суденышках. Стандартный маршрут начинается от причала у стен кремля-Детинца, ведет вверх по Волхову и заканчивается у места его рождения из озера Ильмень, частично захватывая гладь последнего.
Время отправления судов не фиксировано, в зависимости от степени заполнения салона и палубы его могут значительно сдвигать от первоначально заявленного. Так, в моем случае «пятнадцать минут до отправления» вылились без малого в три четверти часа ожидания. Впрочем, в городе я был впервые, так что спокойное любование окрестностями с носа теплоходика изрядно сгладило затянувшуюся паузу.

Берега Волхова в пределах Большого земляного вала я уже частично показывал в других альбомах, так что повторяться и перегружать эти зарисовки не стану. Остановлюсь лишь на некоторых объектах, лежащих уже за пределами города. Вот, к примеру, недостроенный старый железнодорожный мост через реку. Как мне подсказали, быки эти поставили в 1916 году при строительстве линии Петроград–Орел, задуманной для снабжения германского фронта. В 1917 году по очевидным причинам объект был заброшен.
В глубине правой части кадра вдали можно видеть увенчанный развалинами невысокий холм.

Холм этот является так называемым Рюриковым городищем. Согласно преданиям, именно здесь похоронен Рюрик – полулегендарный новгородский князь и основатель государственности Руси. Имеются предположения, что старый город, предшествовавший возникновению Новгорода, располагался там же.
В республиканский период на Городище находилась княжеская резиденция, где жил Александр Невский, останавливались Дмитрий Донской, Василий Темный и Иоанн III. В 1570 году сюда привели на суд и расправу Иоанну IV Грозному именитых новгородских бояр. Позднее на Городище стояла загородная резиденция Александр Меньшикова.
Руины принадлежат церкви Благовещения. В 1103 году она была выстроена по указу князя Мстислава Владимировича. Однако в 1342–1343 годах при каких-то загадочных обстоятельствах древнюю церковь разобрали, а на ее месте построили новую. При этом почему-то не были использованы ни существующий фундамент, ни камни, оставшиеся от старого храма. Новая же церковь погибла в 1941 году от артиллерийского огня.

Напротив Городища на противоположном берегу Волхова стоит Юрьев монастырь. Слева можно видеть купола Георгиевского собора, правее – монастырскую колокольню.

Археологические исследования показали, что Благовещенская церковь XII–XIV веков по своему плану и объемам походила на Георгиевский собор (принимая во внимание хронологию строительства, это скорее собор походил на церковь). Получается, что на протяжении более чем двух столетий оба храма подобно пилонам символических врат по обоим берегам Волхова встречали и провожали гостей Господина Великого Новгорода.
О самом же монастыре я расскажу чуть ниже – в своем рассказе я приду к нему уже по суше.

Названное не то в честь Илмеры, сестры скифских князей Словена и Руса, не то от племени меря, некогда жившего на его берегах, озеро Ильмень продолжительное время входило в состав важнейшей транспортной системы Северо-Западной Руси – путей «из варяг в греки» и «из варяг в персы». Ширина озера достаточно велика, чтобы его можно было сравнивать с морем. Собственно, в древности его так и называли – Словенским морем. К тому же Ильмень издавна известен своими коварными штормами, погубившими в свое время немало утлых торговых судов.

Здесь прогулочный теплоход, к счастью, в шторм не угодивший, сделал разворот и пошел вниз по Волхову обратно к городу.

Перынский скит находится за границами Новгорода, однако совсем недалеко от него. Даже из центра сюда вполне можно дойти пешком, еще проще будет воспользоваться услугами городского автобуса. Остановку последнего от врат скита отделяет несколько считанных минут ходьбы.

Расположен скит в роще на небольшом холме недалеко от берега Волхова, чуть к югу от Юрьева монастыря. Перунов холм является древним урочищем, связанным с культом языческого бога Перуна. Более тысячи лет назад славяне, еще не знавшие христианства, устроили здесь мольбище и поклонялись богу грома и молнии Перуну. Археологам удалось обнаружить остатки сооружения без сомнений являвшегося языческим капищем.
Центр мольбища находился юго-западнее существующей каменной церкви Рождества. В плане он представлял собою вырытый в земле восьмилепестковый «цветок» диаметром до двадцати метров. В каждом «лепестке» в дни празднеств зажигался жертвенный огонь, а идол стоял в центре.
По преданию, после введения христианства идола Перуна сбросили в Волхов, а на месте, где он стоял, в 995 году возвели деревянную церковь Рождества Богородицы на Перыне.
О сооружении каменной церкви на месте мольбища в летописях прямых сведений нет. Однако по ряду косвенных свидетельств можно с высокой степенью уверенности предположить, что построили ее в 1226 году, когда в Новгороде находился отец Александра Невского и проходили публичные выборы архимандрита.
Стоит обратить внимание на полумесяц накупольного креста. На деле он не имеет никакого отношения к мусульманской символике. Подобные кресты достаточно характерны для Руси домонгольского периода.
Внутрь здания ведут три просторных входа. Широко расставленные стройные подкупольные столбы способствуют тому, что и при скромных размерах (всего 7,5 на 9,5 на 12 метров) церковь производит впечатление просторного и высокого сооружения.
Чуть сужающиеся кверху стены, лопатки, окна, барабан церкви усиливают эффект легкости и устремленности ввысь.
К слову, священнослужитель, встреченный в храме, оказался непривычно приветливым и разрешил фотосъемку внутри без каких-либо ограничений. Даже «добровольное» пожертвование за это требовать не стал, как это делается во многих иных православных церквях, где вообще позволяется фотографирование.
Близ церкви сохранилось три кирпичных одноэтажных здания, построенных в 1826 году для келий монахов-отшельников, живших в Перынском ските.
Не знаю доподлинно, в знак чего установлен этот крест, могу только предположить, что в память о непростой судьбе монастыря и его обитателей после 1917 года. В советские годы, кстати, на территории скита продолжительное время находилась турбаза.
От поселка Юрьевец (ранее Юрьевской слободки) скит отделяет посаженная в XIX столетии сосновая роща.
Рыбацкие лодки на берегу Волхова.
Вот и сам Юрьевец, оказавшийся мне чрезвычайно опрятным поселком, хотя жители его, надо признать, произвели впечатление людей весьма небогатых, чтобы не сказать больше.

Чуть севернее по берегу в направлении города уже видны стены Юрьева монастыря.
Основан он был еще Ярославом Мудрым в 1030 году и был назван в честь этого князя. Дело в том, что Ярослав Владимирович при крещении получил имя Георгий, в русском языке приобретшее форму Юрия.
Немало столетий подряд монастырь, имевший обширные земельные наделы, играл важную роль в жизни Новгорода. Настоятель его обычно замещал владыку во время его отлучек из города и являлся единственным в древнейший период истории России, кому присваивалось звание архимандрита. XII–XIII веках монастырь стал государственным монастырем Новгородской республики, а архимандрит – главой городских магистратов. К концу XV века Юрьев монастырь был одним из богатейших церковных феодов.
Стены монастыря были впервые упомянуты в летописи 1333 года.
В XVII–XVIII веках (особенно после секуляризации монастырских вотчин в 1770-х годах) Юрьев монастырь стал приходить в упадок. Однако в XIX столетии он вновь приобрел средства и влияние благодаря огромным пожертвованиям графини Анны Орловой-Чесменской, попавшей под влияния архимандрита Фотия.
Предположу, что эти ворота в стиле классицизма были построены в 1820-х годах в рамках масштабной реконструкции монастыря на средства Орловой-Чесменской. Однако в то время, когда я посещал Новгород, они оказались наглухо закрыты, а вход за стены был организован через ворота нижнего яруса монастырской колокольни.
Вдали можно видеть синие купола Крестовоздвиженского собора.
Четырехярусная колокольня была построена в 1838–1841 годах. В глаза бросается очевидная несоразмерность ее основания и верхней части. С этим архитектурным решением даже связана легенда, будто Николай I собственноручно вычеркнул из проекта средний ярус, чтобы постройка не превзошла высотой колокольню Ивана Великого в Московском кремле. Так или иначе, а высота сооружения составляет 52 метра.
Справа монастырская стена завершается объемом церкви Богоматери Неопалимой купины, построенной в 1828 году. Попасть в нее можно только через южный корпус комплекса, туристам доступ туда закрыт.
Расскажу немного об участи монастыря в годы советской власти. В 1921 году было принято решение об экспроприации имущества и ценностей монастыря, а восемью годами спустя обитель и все ее храмы оказались закрыты. Во время Великой Отечественной войны здесь располагались немецкие и испанские воинские части, старинные строения были серьезно повреждены. Далее до конца советской эпохи на территории монастыря жили люди, размещались почта, техникум, техническое училище, музей, продовольственный магазин и художественный салон.
В 1991 году комплекс был передан Новгородской епархии. Когда я посетил монастырь, внутри велась вялая реставрация. Впрочем, иные строения уже были приведены в порядок.
Крестовоздвиженский собор в лесах.
Деревянная церковь в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня в северо-восточном углу монастырского двора была построена в 1810 году. Тринадцатью годами спустя на ее месте возвели одноименный каменный собор. Он имеет пять синих глав, испещренных 208 восьмиконечными звездами.
Прогуливаясь по аллеям, случайно услышал диалог кого-то из монастырских служителей высокого ранга и неким желающим вступить в обитель послушником. До последнего мягко, но настойчиво пытались донести, что никак не могут его принять без предъявления паспорта.
Каменная беседка напротив короткой дорожки, ведущей к воротам Георгиевского храма. Судя по всему, построена она была при Фотии и исполняла роль освященного источника воды. В центре ее находится обширная каменная чаша, правда, на тот момент в трещинах и сухая.
Важнейший исторический и архитектурный памятник Юрьева монастыря – Георгиевский собор. Построен он был в 1119–1130 годах году по указу князя Мстислава Владимировича. Летописи сообщают, что мастером-строителем являлся некий Петр. К слову, это первое из дошедших до нас имен древнерусских зодчих. Предположительно он же был автором и Благовещенской церкви на Городище, что вполне логично объясняет сходство замыслов и решений. Освещение собора состоялось 11 июля 1130 года в честь Георгия Победоносца.
Три главы храма ранее были позолочены, а покрытие шло по волнистой линии закомар. Как и у всех древних новгородских церквей, стены собора имеют неровную, будто вылепленную рукой фактуру. Узкие высокие окна усиливают впечатление суровой простоты и торжественности.
Внутри фотографировать категорически запрещено, так что снимков интерьеров, увы, не будет.
В 1830-х годах была проведена реставрация в духе того времени, когда не слишком еще задумывались о сохранении истории, – тогда практически полностью уничтожили уникальные фрески XII века, а стены расписали заново. Правда, эти новодельные фрески были в свою очередь сбиты в 1898 году в ходе очередных ремонтных работ.
Собор являлся усыпальницей не только настоятелей монастыря, но также целого ряда русских князей, новгородских посадников и прочих значимых фигур. В частности, в каменных и деревянных колодах в нем покоились останки матери Александра Невского, Феодосии Мстиславовны, его брата Федора, посадников Мрошки Несдинича, Дмитра Мирошкинича и Семена Борисовича.
Фотографией этого кота (мне подсказывают, что сие создание на самом деле кошка по имени Свечка), встреченного у входа в Юрьев монастырь, я и завершаю эту виртуальную прогулку по окрестностям Великого Новгорода.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *