Пещеры в Пензенской области

История монастыря

Троице-Сканов монастырь основан в середине XVII века как мужской монастырь. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. По одной из версий название произошло от речки Скановой, якобы протекавшей недалеко от монастыря. По другой версии, по преданию, Скановым монастырём его назвали по фамилии боярина Исканского, местного землевладельца.

Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил все деревянные строения монастыря. После пожара были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы, которая просуществовала до пожара 1785 года, и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая в 1802 году была разобрана в связи с ветхостью колокольни, в которой она находилась. В 1795 году на их месте был заложен новый каменный пятиглавный двухэтажный храм с наружной росписью. Первым строителем нового храма был настоятель монастыря иеромонах Арсений I, а после его смерти — игумен Корнилий, при нём собор расписан иеромонахом Парфентием, он же писал для собора иконы. В нижнем этаже храма был размещён престол во имя Успения Божией Матери, который был освящён настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме размещён престол во имя Живоначальной Троицы, освящённый 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Вокруг храма были возведены многочисленные жилые, служебные и хозяйственные постройки. После 1917 года монастырь был закрыт.

История

Зарождение монастыря

По одной из легенд ещё в XVIII веке монахи-отшельники вырыли в глухом лесу пещеру, где молились о спасении мира. Во время пугачёвского восстания (1773–1775 г.г.) они приняли в убежище, по заповедям Христовым, скрывавшихся от властей пугачёвцев, наткнувшихся на пещеру случайно. Об этом вскоре узнали жители Сердобинской слободы и донесли властям. Присланный карательный отряд изрубил всех, живших в пещере, без разбора…

Новая история Сазанских пещер

Новая история Сазанских пещер началась в XX веке. Сердобчане помнят о том, как перед октябрьской революцией 1917 г. на Сазань-горе находился мужской пещерный монастырь. Известно также, что в монастыре был старец Андрей, который исцелял людей, в том числе и от беснования…

В силу разных обстоятельств новая история монастыря, как и история его основания, была практически утеряна и восстанавливалась по крупицам. Вот что удалось выяснить исследователям.

В 1901 году в 6-ти верстах от Сердобска у речной излучины возник мужской монастырь. Его началом послужила келья в пещере, вырытая 70-летним старцем Силой Жулиным. Он был местным крестьянином. В видении отцу Силе Жулину явилась Матерь Божия, которая благословила его пойти в Сазанские леса, найти пещеры, поселиться в них, а также она сказала: «Спасёшься сам и спасутся рядом с тобою». Так он и сделал. В 1913 году Сила стал монахом (Серафимом) и, по благословению Саратовского епископа Гермогена, всю жизнь рыл под землёй пещеры, где были устроены храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших монахов…

Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев (1839 – 1935). Он основал пустынь, попросив Сердобскую Думу «уступить ему, для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина, место». С тех пор Грузинцева называли старцем Андреем, хотя монашеского пострига он не принимал. (Однако существует и иная версия: владыка Гермоген рукоположил старца в сан священника и постриг его.)

Активное развитие монастыря

В 1905 году старец Андрей и его сподвижники получили поддержку епархиального начальства, преосвященного Гермогена, приехавшего в Сердобск для освящения собора Архангела Михаила и пожелавшего увидеть строящуюся за городом часовню (в память рождения наследника цесаревича Алексея Николаевича. Разрешение на её строительство в 1904 г. получил некий землемер Гавриил Григорьевич Крапивин). Владыка осмотрел часовню внутри и снаружи, а после посетил хижину, где испил со старцами чаю, подробно расспросил подвижников об их жизни, занятиях, благословил и тогда же высказал пожелание организовать на том месте полноценный монастырь, где и у него самого была бы келья для отдыха.

С той поры пустынь активно благоустраивалась. Горячее участие в этом деле принял протоиерей о. Александр Капитонович Образцов (старейший клирик Саратовской епархии, в течение 11 лет был благочинным церквей Сердобского уезда). Совсем скоро в обители стало уже три храма.

4 декабря 1905 года был освящён деревянный не отапливаемый храм-часовня в честь Казанской иконы Божьей Матери, а сама пустынь была приписана к Саратовскому Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской.

Вслед возведён каменный тёплый храм (с домом архиерея и несколькими флигелями). В храме было два престола: главный престол — во имя Успения Божией матери, северный придел — во имя св. Алексия, митрополита Московского и преп. Сергия — игумена Радонежского чудотворца. Южный придел освящён не был. Осенью 1908 г. епископ совершил освящение монастырского храма. (Первым настоятелем был иеромонах Пантелеимон.)

Третий храм – пещерная церковь во имя святителя Николая, архиепископа Мирликийского чудотворца – создавался на деньги самого отца Андрея, который был состоятельным человеком и вкладывал собственные средства в строительство монастыря.

Чуть позже возвели колокольню. Известно, что звон монастырских колоколов доносился до Сердобска, и жители города, услышав благовест, шли в обитель, которая располагалась в невероятно живописном месте: гора, сходящая в овраг и со всех сторон окружённая лесом, внизу река Сердоба…

Послереволюционная жизнь

Но длиться мирной жизни было не долго, и после революции 1917 г. начались репрессии. Среди прочих людей и священников был арестован епископ Гермоген. Несколько месяцев он провёл в разных тюрьмах Сибири, где подвергался допросам и унижениям. После чего был переведён на пароход «Ока» и утоплен. До последней минуты он творил молитву, и кротко благословил своих палачей, когда те привязывали верёвками камень к его шее… Жители Сердобского района гордятся духовной связью с их краем человека, причисленного к лику святых.

Известно, что на 1918 год всего в обители проживало 29 человек. С приходом советской власти деятельность монастыря прекратилась не сразу. Сначала туда (во флигели) заселили рабочих. Потом, весной 1922 г. изъяли церковные ценности. И в довершение, в августе 1922, издали «Указ о закрытии Сазанского монастыря»: «…монастырь закрыть и всю дрянь разогнать, материал одновременно посылаем с просьбой экстренного утверждения…» (Причиной такого поспешного закрытия монастыря стала борьба между т.н. «живой церковью», поддерживающей большевиков, и сторонниками истинной Православной Церкви, которых тогда называли «тихоновцами» – по имени патриарха Тихона.)

После закрытия монастыря, оставшиеся в живых насельники, разошлись по сёлам или подверглись репрессиям – доподлинно судьба каждого из них пока не установлена. Зато известно, что монастырские постройки были целы ещё и в 1932 году.

Забвение

Сазанские пещеры, План

После 1932-го было уничтожено и то малое из оставшегося. Лишь в овраге одиноко упрямо бил источник, водой которого местные жители пользовались до 1983 г. Известно о нескольких попытках благоустройства его. Однако все они оказались неудачными — постепенно овраг вместе с источником захламили и превратили в поселковую свалку.

И казалось уничтожено уже всё, но только не память! В народе ходила молва, и все, даже подростки, знали о том, что когда-то в этих местах был монастырь. Возможно благодаря именно этой людской памяти в августе 1985 г. заброшенные пещеры по заданию областного Совета по туризму и экскурсиям обследовала группа спелеотуристов. В заключении говорилось: «…Пещера, несомненно, искусственного происхождения… Система невысоких (1,8 – 2 м) ходов шириной от 0,6 до 0,8 м соединяет несколько подземных комнат – келий. В центре – относительно большой зал размерами 9 на 4,5 м, имеющий несколько входо-выходов…»

Однако та мимолётная заинтересованность продолжения не получила. И в начале 1990-х вход в пещеры всё же завалили окончательно. Произошло это из-за несчастного случая с солдатами недалеко располагавшейся воинской части, которые попытались найти в пещерах «ценности» и попали под обвал…

Новейшая история

Алексиево-Сергиевская пустынь, Пещерный храм

В 2005 году, по инициативе иеромонаха Андрея (Афанасьева) и благословению архиепископа Пензенского и Кузнецкого Филарета было начато строительство церкви во имя Казанской иконы Божией Матери на том месте, где когда-то находился монастырь.

В июне 2005 г. с помощью местных жителей и военных началась расчистка оврага, был найден источник, найден и расчищен вход в пещеры. Здание нового храма было построено всего за 4 месяца. И 23 апреля, в Светлое Христово Воскресенье, там прошла первая служба и малое освящение храма. С этого дня службы в обители не прекращаются.

Летом 2006 г. пещеры были почти полностью расчищены, в братскую усыпальницу перезахоронены найденные останки. На Рождество Христово 2007 года в пещерном храме в честь Николая Чудотворца была проведена первая служба.

Р.Б. Ирина

Февраль 2016, по материалам сайта http://sazanskayapustin.cerkov.ru

Современное состояние. Храмы

За совсем небольшой период времени возрождения (с 2005 г.) в обители проделана колоссальная работа. По этому поводу к десятилетию возрождения «Мосфильм» снял картину о монастыре «Крестный ход длиною в 10 лет».

В настоящее время в пустыни построены:

  • Наземный храм — храм в честь Казанской иконы Божией Матери.
  • Вход в пещеры — часовня в честь святителя Николая Чудотворца над входом в пещерный монастырь.
  • Расчищены пещеры, в которых освящён Никольский храм.
  • Оборудован источник с купальней и часовней в честь Казанской иконы Божией Матери.
  • Построена колокольня с 11-ю колоколами и электро-механическим звонарём.

В тёплое время, начиная с весны и до самой осени, обитель утопает в цветах, несмотря на то, что монастырь мужской. За монастырём дубовая роща, где летом трелями заливаются соловьи. А внизу, если спуститься с горы (минут 10-15), можно поплавать в реке Сердобе.

  • Казанская Алексиево-Сергиева пустынь, Колокольня

  • Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Вход в пещеры

  • Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Источник

  • Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь, Купальня

Паломнику

Расписание богослужений

Богослужение в обители совершается ежедневно:

  • полунощница и братское правило в 6:00,
  • литургия в 8:00 в Казанском храме (а по четвергам в пещерном Никольском храме),
  • после литургии панихида по почившим,
  • вечерня с утреней в 16:00,
  • вечернее правило в 19:00.

Кроме того:

  • каждое воскресенье совершается водосвятный молебен,
  • в Великий пост совершается таинство елеосвящения.

В обитель могут обращаться мужчины, страдающие разными видами зависимости (алкоголизм, наркомания, игромания…). Для помощи нужно позвонить по телефону 8-960-327-7544.

Экскурсии

Экскурсии по монастырю проводятся ежедневно с 10.00-16.00 ежечасно (начало последней в 15 ч.). В любое время года паломники имеют возможность бесплатно переночевать и потрапезничать.

Библиотека

Для прихожан и паломников в обители работает библиотека, где собрано более 3 000 книг, около 400 видео и аудио материалов, периодика (подшивки журналов и газет). В фондах библиотеки богатый подбор святоотеческой литературы, литературы об истории православия и истории семьи царственных страстотерпцев. Библиотечный фонд систематически пополняется.

Режим работы библиотеки: вторник, четверг, суббота, воскресенье с 8.00 до 18.00 ч.

Иконная лавка

Здесь можно заказать следующие требы: обедни о здравии, за упокой, обедни с прошением; сорокоусты, полугодоусты, годоусты; водосвятные молебны; панихиды.

Можно приобрести: свечи, иконы, духовную литературу, церковную утварь и сувениры. Кроме того монастырь изготавливает по старинным рецептам: пряники, квас, мази. Можно здесь купить и мыло ручной работы, различные сборы трав, мёд с монастырской пасеки.

Время работы иконной лавки: ежедневно с 8.00 до 18.00 ч.

Скановы пещеры Наровчата глубиной с 14-ти этажный дом
(23 фото)

Княгиня Ольга (первая на Руси женщина-полководец)
В крещении Елена (ок. 890 — 11 июля 969 г.) правивила Древнерусским государством после гибели мужа, Великого князя Киевского Игоря Рюриковича с 945 до 962 года. Первая из русских правителей приняла христианство ещё до крещения Руси, первая русская святая, мать великого древнерусского полководца князя Святослава. Княгиня Ольга не была воительницей подобно былинным поляницам, роль женщины-полководца ей пришлось на себя взять скорее поневоле.
Поход на древлян (месть древлянам за смерть мужа)
Древляне после убийства князя Игоря прислали к его вдове Ольге сватов звать её замуж за своего князя Мала. Княгиня последовательно расправилась со старейшинами древлян, а затем привела к покорности народ древлян. Древнерусский летописец подробно излагает месть Ольги за смерть мужа:
1-я месть княгини Ольги: Сваты, 20 древлян, прибыли в ладье, которую киевляне отнесли и бросили в глубокую яму на дворе терема Ольги. Сватов-послов закопали живьем вместе с ладьёй.
«И, склонившись к яме, спросила их Ольга: Хороша ли вам честь?». Они же ответили: Горше нам Игоревой смерти». И повелела засыпать их живыми; и засыпали их.. «
2-я месть: Ольга попросила для уважения прислать к ней новых послов из лучших мужей, что и было с охотой исполнено древлянами. Посольство из знатных древлян сожгли в бане, пока те мылись, готовясь к встрече с княгиней.
3-я месть: Княгиня с небольшой дружиной приехала в земли древлян, чтобы по обычаю справить тризну на могиле мужа. Опоив во время тризны древлян, Ольга велела рубить их. Летопись сообщает о 5 тысячах перебитых древлян.
4-я месть: В 946 году Ольга возглавила войско в походе на древлян. По Новгородской Первой летописи киевская дружина победила древлян в бою. Ольга прошлась по Древлянской земле, установила дани и налоги, после чего вернулась в Киев. По ПВЛ ( Повесть временных лет ) после безуспешной осады в течение лета Ольга сожгла город с помощью птиц, к ногам которых велела привязать зажжённую паклю с серой. Часть защитников Искоростеня были перебиты, остальные покорились.
На этом её военная деятельность не ограничилась и она совершила ещё ряд походов приводя к покорности восточнославянские племена и земли.
Стоит ли удивляться воинственности и полководческим дарованиям сына Ольги Святослава?
Анастасия Слуцкая (Княгиня-амазонка)
В 2003 году на студии «Беларусьфильм» был снят фильм «Анастасия Слуцкая», посвящённый княгине Анастасии. Несмотря на художественный вымысел с уклоном в фентези, у этой картины была своя реальная историческая основа.
В XV в. владельцем города Слуцка (с 1481 г.) был Семен Михайлович Олелькович (из рода Гедеминовичей/Ольгердовичей). Его женой в начале 1490 -х годов стала княгиня Анастасия, дочка Мстиславского князя Ивана Юрьевича.
По одним данным Семён Михайлович умер от эпидемии в 1505 г., согласно другим, это произошло ранее, в 1503 году. Поскольку их сын, Юрий, был ещё мал, то управление княжеством оказалось в руках Анастасии. В это время на территорию княжества часто нападали татары. Князю Семёну не раз приходилось отражать набеги. А после его смерти отражением набегов занялась княгиня Анастасия, которая лично возглавляла войска. И ей в период 1505—1508 годов удалось защитить Слуцк, хотя территория княжества подверглась сильному разорению.
Молодая вдова княгиня не раз привлекала внимание своих современников. Наиболее известным из поклонников Анастасии был крупный литовский магнат — князь Михаил Львович Глинский (дядя Елены Глинской, матери Ивана IV Грозного). Согласно польскому историку конца XVI века Мацею Стрыйковскому, между Анастасией и Михаилом был роман, однако когда Михаил в 1508 году посватался к княгини, Анастасия отказалась выйти за него замуж. Для того, чтобы завоевать руку Анастасии, Михаил дважды пытался взять Слуцк, но неудачно. Вскоре Михаил Глинский с братьями перешёл на службу к великому князю московскому Василию III. Впрочем, из послания Михаила Глинского Василию III известно, что Слуцк во время мятежа осаждал не Михаил, а его родственник Андрей.
О последних годах жизни Анастасии ничего неизвестно. Она умерла в 55-летнем возрасте (около 1526 года).
Примечание:
Князь Фёдор Иванович Мстиславский (XVI век — 1622 год) — один из предводителей «Семибоярщины», был последним из рода Мстиславских. Анастасии Слуцкой (по сестре Ульяне) он приходился внучатым племянником в третьем колене.
Алёна Арзамасская (женщина-воительница и полководец)
казачка, монахиня из крестьян, возглавившая крупный отряд беглых и крепостных людей Арзамасского уезда во время крестьянской войны 1670—1671 гг. под предводительством Степана Разина.
Родилась в казачьем селе Выездная Слобода под Арзамасом. Известно, что ещё в молодости её насильно выдали замуж за пожилого крестьянина, но тот прожил недолго и вскоре она стала вдовой. От нужды она постриглась в монахини в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание.
В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, Алёна покинула монастырь и присоединилась к восставшим. Ей удалось собрать отряд из 300—400 человек и с ним она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии. В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. После этого повела отряды численностью до 700 человек от Арзамаса к Шацку, затем повернула и взяла Темников. Алёна более двух месяцев управляла городом и войском. В отряде насчитывалось более 2000 повстанцев.
наменитую Жанну д’Арк, которая считается национальной героиней Франции и причислена к лику святых.
Знаменитые женщины военачальники
Военные победы Жанны начались в начале мая 1429 года при взятии бастиона Сен Лу. Тогда английские войска, после прекращения длительных междоусобиц в стране, вступили на территорию Франции и одерживали победы одну за другой. Когда король Карл VI назначил Жанну военачальницей, армия под ее командованием словно ураган прошла по захваченным территориям, сгоняя англичан с уже насиженных мест.
23 мая 1430 года она попадает в плен к бургундцам в результате предательства, которые затем продают ее англичанам. Не менее предательский суд признает Жанну д’Арк виновной в ереси и сообщничестве с дьяволом, за что она и была сожжена заживо в Руане 30 мая 1931 года.
Дахия аль-Кахина
Правитель княжества Орес, находившегося на юго-востоке Алжира, не отличался добрым нравом, о его жестокости знал и стар, и млад. Однажды влюбился он в красавицу из одного селения. Звали её Дахияаль-Кахина бинт-Табита. Ей он, однако, не пришёлся по нраву, и девушка отказала правителю. В гневе он стал угнетать жителей села Кахины, и те, доведённые до отчаяния, упросили девушку уступить князю и спасти деревню. Гордая Дахия уступила мольбам односельчан, но первая брачная ночь стала для князя последней, а Кахина заняла его место. А не надо заставлять женщину делать, то чего она не хочет!
Власть женщины: воительницы древности
Однако вскоре на территорию 9-ти Берберских и иудейских княжеств вторглись арабские завоеватели. В первых же столкновениях берберы потеряли своего главу – князя Косейла и Кахина возглавила берберские войска.
Женщина во главе войска берберского государства – она оказалась смелым воином и хорошим тактиком. Смелые засады, летучие отряды, ловушки и удары по арабской армии с тыла позволили победить её войску 40-тысячную армию противника под командованием лучшего арабского полководца Хасана ибн Нумана. Армия Кахины освободила захваченные земли, включая Карфаген, ставший столицей Африканского царства.
Везде встречали Кахину как освободительницу. Она не только смогла отвоевать захваченные территории, но и смогла стабилизировать государство. И тогда Хасан пошёл на хитрость, предложив Кахине мир и союз против Вестготского королевства в Испании. По замыслу Хасана Береберы должны были просто пропустить через свою территорию арабские отряды. Вскоре стало ясно, что они не просто идут по землям берберов, а захватывают их. Кахина всё ещё могла переломить ход истории в свою пользу, если бы не предательство…. Халид ибн Йезид аль-Кайси, которому царица безгранично доверяла, сначала передавал сведения о намерениях берберского войска Хасану, а затем возглавил одни из арабских отрядов в последней битве…
Дахия аль-Кахина знала, что этого боя ей не выиграть, что время упущено, но встала с мечом в руках во главе своих воинов и погибла в бою. Голову царицы Африканского царства аль-Кахины отослали халифу Абд-эль-Малику.
Храбрость, свободолюбие и отвага женщины – насколько они велики?
Царица Томирис
Царица сакская Томирис (570-520 г.г. до нашей эры) – легенда Востока, символ свободолюбия и жестокости, почитаемый многими степными народами. Историю её войны с персидским царём Киром описал Геродот. Своё наступление на Великую степь «царь царей» и «властитель Азии» Кир начал с предложения царице Томирис… стать его женой и объединить их государства без боя. Царица отказалась…
Первый бой сакские воины во главе с сыном царицы Спаргаписом выиграли. Но праздновать победу было ещё рано. Персы хорошо знали обычаи народа, на который напали, и им был известен обычай праздновать каждую победу. Персы покинули свой лагерь, оставив там крепкое вино, не ведомое саксам, а затем внезапно напали на опьянённое войско. Треть войска саксов была захвачена персами, среди пленных оказался и сын царицы Томирис, покончивший с собой в плену.
Власть женщины: воительницы древности
Томирис вызвала Кира на второй бой. В последней битве сражались не только воины, бились женщины и девушки во главе с царицей. Победой саксов завершилась та битва, ни один из персов не ушёл живым, пал и Кир. Столь мужественные атаки храбрых воительниц оказались полной неожиданностью для врага! Голову Киру отсекла сама Томирис, погрузив её в бурдюк с кровью со словами сдержанной ею клятвы – утолить его жажду человеческой крови.
Сила женщины-воина в её ненависти к войне. О прекрасной и отважной Томирис сложено немало народных сказаний, о ней написаны книги, ей посвящён балет.
Хуа Мулань
Цветок магнолии – так переводится имя легендарной китайской героини, легенды о которой превратились в поэму. Был или это достоверный образ или нет, кто знает? Если верить древнекитайской поэме, то жила-была девушка по фамилии Хуа. Когда это было, точно не известно – то ли во времена династии Суй, то ли ещё раньше при династии Северная Вэй.
Власть женщины: воительницы древности
Отец её был солдатом и учил дочь всему, что знал. Девочка вышивала, как и её подруги, но при этом умела фехтовать, ездить верхом и… читала о военной стратегии! И когда император стал собирать армию, чтобы отразить набеги кочевых племен, Мулан решила воевать вместо отца. Переодеться мужчиной? Но это нарушает все правила благочестия! Однако родители благословили дочь, ведь в тяжёлые для страны времена, долг родине выше благочестия….
12 долгих лет длилась служба Хуа Мулань, 12 лет не снимая мужской одежды даже ночью, чтобы не быть разоблачённой. Многих наград была удостоена отважная девушка, лишь от высокой должности, предложенной императором, она отказалась, попросив лишь для себя хорошего коня, чтобы скорее вернуться к родным И лишь под родным кровом она вновь одела женскую одежду, несказанно удивив всех таким превращением. Что было дальше? Никто не знает, ведь поэма на этом обрывается….
Наверное, многие видели мультфильм о Мулан, а ведь это было…. Что заставляет девушек брать оружие в руки? Любовь – к семье, родине и долг чести.

Команда Кочующие

Троице-Сканов монастырь — женский монастырь Сердобской епархии Русской православной церкви, расположенный в 4 км от районного центра Наровчата Пензенской области. памятник архитектуры переходного периода от барокко к классицизму.

Троице-Сканов монастырь основан в середине XVII века как мужской монастырь. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось. По одной из версий название произошло от речки Скановой, якобы протекавшей недалеко от монастыря. По другой версии, по преданию, Скановым монастырем его назвали по фамилии боярина Исканского, местного землевладельца.

Пожар 26 апреля 1676 года уничтожил все деревянные строения монастыря. После пожара были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы, которая просуществовала до пожара 1785 года, и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца, которая в 1802 году была разобрана в связи с ветхостью колокольни, в которой она находилась. В 1795 году на их месте был заложен новый каменный пятиглавный двухэтажный храм с наружной росписью. Первым строителем нового храма был настоятель монастыря иеромонах Арсений I, а после его смерти — игумен Корнилий, при нем собор расписан иеромонахом Парфентием, он же писал для собора иконы. В нижнем этаже храма был размещён престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме размещён престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Вокруг храма были возведены многочисленные жилые, служебные и хозяйственные постройки. После 1917 года монастырь был закрыт.
Пещерный монастырь
В горе Плодской, расположенной в живописном месте в 1,5 км от Троице-Сканова монастыря, находится Пещерный монастырь, который представляет собой трехуровневые ходы с небольшими кельями по сторонам, вырытые монахами в горе. Общая протяженность пещерных ходов больше, чем в Киевско-Печёрской лавре. Основатель пещерного монастыря — Арсений II, удалившийся в 1826 году в пещеры.
У подножия горы источник. На горе в 1866—1880 гг. был построен пятиглавый каменный храм с шатровой колокольней. После закрытия пещерного монастыря в 1917 году постройки были разрушены. Сейчас ходы сохранились протяженностью более 600 м, а всего было 2,5 км.
Возрождение монастыря
С 1985 года постройки переданы в ведение Русской Православной Церкви и монастырь возобновил свою деятельность уже как женский.
12 апреля 1990 года произошло первое после перерыва богослужение, а в октябре 1999 года монастырь посетил Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.
Ныне в монастыре около 60 насельниц. Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая «Трубчевской», которая была написана в 1765 году монахом Евфимием в Чолнском мужском монастыре близ города Трубчевска (ныне Брянской области).
ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ
Дату основания монастыря определить уже практически невозможно. Бывший пожар в 1676-м году 26 апреля истребил все документы, по которым можно было бы проследить его первоначальную судьбу. Из грамот Патриарха Иоакима, данных на построение церквей, известно, что до пожара были три церкви и другие монастырские строения. На этом основании можно заключить, что этот монастырь существовал задолго до 1676-го года, и в это время уже имел вид благоустроенный. Первоначально эта обитель находилась в ведении Патриархов, в позднее время перешла в ведение Преосвященных Тамбовского, Нижегородского. По открытии же Пензенской губернии и утверждении г.Пензы в 1801-ом году губернским, упраздненный г. Наровчат был восстановлен к Пензенской губернии, с ним и Сканов монастырь перешел в ведение Пензенских епархиальных Преосвященных, в коем и доныне состоит.

Название Сканова монастыря, как значится в «Истории церковной Российской иерархии» (т.5,стр.136), произошло от речки Скановой, которой в настоящее время нет поблизости к монастырю. А также существует предание старожилов: название монастыря произошло от фамилии некоих бояр Исканских, которым принадлежала местность пустыни. Точных документов о названии Сканова монастыря не сохранилось.

После пожара 1676 года были вновь построены деревянная церковь во имя Святой Троицы и церковь во имя Святителя Николая Чудотворца. Но Троицкая церковь около 1785 года опять сгорела, а Николаевская в 1802 году за ветхостью колокольни, в которой она находилась, была разобрана. Было принято решение строить все строения в монастыре каменные.

В 1795 году по резолюции Преосвященного Феофила, епископа Тамбовского, был заложен посреди обители новый соборный храм двухэтажный, о пяти главах, с росписью снаружи. В нижнем этаже храма престол во имя Успения Божией Матери, который был освящен настоятелем-строителем Корнилием 8 октября 1801 года. В верхнем храме престол во имя Живоначальной Троицы, освященный 29 мая 1808 года настоятелем архимандритом Израилем. Иконы в иконостасе, священные изображения на стенах и столпах были писаны казначеем монастыря иеромонахом Парфением.
На северной стороне, среди ограды, прямо против собора, в колокольне, над святыми вратами была устроена небольшая церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая. Она была освящена 23 апреля 1796 года.

На южной стороне монастыря находится больничная церковь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи. Устроена она в 1809 году игуменом монастыря Корнилием и им освящена в 1812-м году.
Божественная служба в монастыре совершалась по общему’ церковному уставу неопустительно. Всенощное бдение здесь бывало довольно продолжительно, пение стихир всегда совершалось по нотам, постоянно читалось толковое Евангелие… В воскресные дни перед позднею литургиею служился молебен Божией Матери настоятелем со всею братиею…

В летнее время братия занималась землепашеством и рыбной ловлею в реке Мокше. Недалеко от обители находился пчельник (до 80 ульев), дающий мед и воск для монастырских свечей. На реке Шелдаисе находилась пожалованная монастырю императором Павлом 1-ым в 1797-м году водяная деревянная мельница. Вне ограды, для посетителей были построены четыре 2х-этажных каменных гостинных корпуса. В одном из корпусов находилась больница для братии и посетителей, и иконописня. На берегу реки Мокша стояла деревянная кузница. Близ монастыря были расположены: хлебный амбар, каменная рига, скотный двор, каменный ледник и хозяйственные строения. Монастырь имел во владении землю для посева ржи, овса, гречихи. При монастыре был разведен сад, огород, и имелись сенокосные луга и лесные угодья.
Из настоятелей особенного внимания заслуживают четыре.
Арсений 1-ый был из дворян, рода Левитских. Он первый положил начало тому устройству обители, до которого она доведена. Построил красивой архитектуры колокольню, заложил нынешний двухэтажный собор, но скорая смерть не позволила ему достроить оный. Перед кончиною же принял схиму и погребен был в притворе собора. Отличался особой богобоязненностью и строгою подвижническою жизнью.
Игумен Корнилий много употребил трудов на благоустроение обители: достроил собор, соорудил больничную церковь с келиями, приобрел колокола и лучшую церковную утварь. По монастырю завел лучший порядок в употреблении времени, церковного имущества и занятий братии. Он был старец ума тонкого, полный благодатной кротости, приветливый и ласковый ко всякому и никого из приходящих не отпускал без духовного назидания.

Арсений 2-ой из военных нижних чинов, был муж простодушный, кроткий, труженической жизни, за что был уважаем и любим братией и другими знавшими его. За благочестивую жизнь он был удостоен иеромонашества и настоятельства. Впрочем настоятелем монастыря он был недолго. По собственному желанию удалился в пещеры, в коих трудился и устроил в них несколько келий и место для церкви. Погребен возле соборной церкви с южной стороны.
Настоятель Филарет, из духовного звания… Тщанием Филарета была построена кладбищенская церковь, приобретены образа в серебряных окладах, прекрасное Евангелие, лучшие напрестольные кресты, сосуды и другие церковные вещи. За такое попечение об обители, трудолюбие, кроткий нрав и терпеливое добродушие был любим и уважаем всеми, возведен в сан игумена и награжден наперстным крестом. Скончался 4 февраля 1854 года.

Имена этих замечательных попечителей обители, старцев и настоятелей останутся вечным памятником в монастырской летописи…»
В 30-ые годы прошлого столетия монастырь был закрыт и разорен. Монастырский храм превращен в склад и птицеферму, кладбищенская церковь в кормокухню для птиц, с колокольни сброшены колокола, надгробные памятники с монастырских склепов утоплены в реке Мокше. Ценности, иконы, библиотека частью разграблены, частью переданы в местный музей. В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи был организован клуб: играла музыка и устраивались танцы. В других зданиях были магазин, гараж, столовая и жили рабочие местного совхоза.

Ранее монастырь был мужским. В 1990 году по ходатайству и требованию общественности обитель была передана Русской Православной Церкви. По благословению Владыки Серафима, Архиепископа Пензенского и Кузнецкого, был учрежден женский монастырь. После 60-летнего запустения обитель вновь обрела свое первоначальное назначение, в ней возобновилась монашеская жизнь. Но теперь продолжателями монашеского делания в этом святом месте стали уже не насельники, а насельницы.
12 марта 1990 года приехала из Рижского женского монастыря монахиня Митрофания (Перетягина), назначенная в этот монастырь на настоятельскую должность. С ней и первые насельницы. Всего было 7 сестёр и игумения. А к концу первого года возрождения обители насельниц насчитывалось уже около тридцати.

Первое богослужение в монастыре было совершено 12 апреля 1990 года в Великий Четверг на Страстной недели. На клиросе монастырский хор состоял всего лишь из трех человек. Регентовала сама матушка Митрофания. На первой Божественной Литургии присутствовало много прихожан и паломников.
Матушка Митрофания приняла обитель в разорении. Центральный храм до уровня первого этажа был завален землей. В нижнем храме не было полов, окна затянуты пленкой. Настенная роспись специально забелена, местами соскоблена. В некоторых местах не было крыши. Во время дождя вода лилась прямо на молящихся, на полу были лужи. Первое время жили все вместе в двух неблагоустроенных кельях. В окна дул ветер, крыша протекала во время дождя, ставили тазы для воды, которая текла с потолка. Печки сильно дымили или вовсе не топились. Было холодно, сыро.
Насельницы с утра до позднего вечера проводили в труде: расчищали территорию от хлама и завалов, засыпали ямы и разравнивали землю, разгружали машины с кирпичом, досками, копали землю под огород, сажали картофель и другие овощи. С первых же дней начались восстановительные работы. Первыми объектами стали сестринский корпус, котельная и храм. Все заботы, трудности, а также финансовые затраты возложил на себя Владыка Серафим. По его благословению из г. Пензы была прислана бригада строителей. Он часто приезжал в обитель, по-отечески ободрял сестер и укреплял в них монашеский дух.
В этот период приезжало много паломников из разных мест, которые бесплатно, во Славу Божию, трудились и помогали из руин поднимать монастырь.

В 2-3 км к северо-востоку от наземного монастыря расположены пещеры, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Гора Плодская, в которой и расположены подземные ходы, обрамлена лесом. Место живописное. У подножия находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев. Когда-то здесь был вход в пещерный лабиринт, стояла часовня. На вершине горы были построены каменная церковь в честь этих святых, часовня и несколько келий для братии.

В 1990 году, когда в обители еще только начала возрождаться монашеская жизнь, монастырь посетил ныне почивший в Бозе Владыка Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. В разное время монастырь посетили высокие светские гости и духовенство. Были гости из зарубежных стран: Индии, Голландии, США.
В настоящее время в обители около 70 насельниц из разных городов и сел России: 3 схимонахини, 20 монахинь, 7 инокинь, 15 послушниц, кандидаты в послушницы и постоянные паломницы. В монастыре ежедневно совершаются богослужения, читается «неусыпаемая» Псалтирь.

По монастырскому уставу в монашеском житии на первом месте стоит молитва. Каждое утро со звоном в колокол в половине шестого утра в обители начинается новый день. Насельницы собираются вместе в храме на утреннее молитвенное правило. По окончании — получают благословение матушки игумении на послушания. Вечером трудовой день также заканчивается общей храмовой молитвой. Молитва сопровождает всякое богоугодное дело.

9 мая 1993 года по благословению Патриарха Алексия II благочинная монахиня Евстолия была назначена настоятельницей обители. А первая настоятельница матушка Митрофания, как более опытная в деле устроения монашеского уклада, была переведена в город Пенза игуменией во вновь открывшийся Троицкий женский монастырь. С этого времени жизнью Скановой обители управляет игумения Евстолия. Настоятельская должность ответственна и хлопотна: забота о душевном состоянии и материальных нуждах сестер, хозяйственные проблемы, встреча многочисленных гостей, посещающих обитель. Каждый день матушки Евстолии начинается с раннего утра и заканчивается около полуночи, когда сестры уже отдыхают. К матушке часто обращаются за духовным советом и помощью прихожане и паломники. И каждый приходящий получает от нее утешение, доброе наставление, пример милосердия и душевного участия.

ПЕЩЕРЫ МОНАСТЫРЯ
В комплекс монастыря входят и известнейшие пещеры.
Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь село Сканово

Старожилы рассказывают, что в начале века скановские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен красивым орнаментом. Сводчатые потолки и стены пещер были побелены, в маленьких нишах перед каждой кельей в проходах стояли зажженные свечи. «Когда я была еще совсем молодая, — рассказывает одна из жительниц села Сканово, — работала я на монастырском огороде. Однажды к вечеру повел нас монах показывать пещеры. Вошли — кругом чистота, побелено, свечи горят. Кельи показали. Далеко вниз ушли. Внизу прямо в пещере родник был. Вода чистая-чистая. Около родника скамеечки. Мы подходили к какой-то двери. Монах туда не пустил. Сказал: «Нельзя. Там святые мощи хранятся».
В годы разорения пещерный храм был полностью разрушен.

Кирпич разбирали местные рабочие для ремонта своих печей, а также для совхозного коровника.

В августе 1980 года пещеры исследовала московская спелеологическая экспедиция, которая установила, что пещерный комплекс имеет искусственное происхождение, что подтверждается тщательным осмотром всех доступных полостей.

Этот факт подтверждается и сведениями из «Пензенских епархиальных ведомостей» (№ 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21). «… Над ископанием их первый трудился послушник обители Иоанн, за ним и другие, но более всех монах Арсений, который почти всегда и жил здесь».
На протяжении столетий подземные сооружения расширялись и перестаивались, появились новые галереи и кельи. В настоящее время лабиринт пещер представлен ходами и кельями, расположенными в трех ярусах, соединяющимися между собой. В различных ярусах зафиксирована устойчивая температура: 1-ый ярус — 11-12 градусов, 2-ой — 8-9 град., 3-ий -6-7 град. Эта температура сохраняется неизменной и зимой, и летом. Внутренний микроклимат пещер неповторим. В подземелье воздух целительный, свежий и чистый.
В ходе экспедиционных работ была определена протяженность подземных полостей — 670 метров (нынешняя протяженность в результате многих завалов составляет 590 метров). Скановские пещеры превосходят подземные сооружения знаменитой Киево-Печерской Лавры (507 метров). Ученые-спелеологи с уверенностью утверждают, что пещерный комплекс Троице-Сканова монастыря аналогичен пещерам Киево-Печерской Лавры и Псково-Печерского монастыря, а также пещерному комплексу Вардзиа на юго-западе Грузии.

… Внутри пещер вековая тишина. Необъяснимая свежесть воздуха отгоняет мысль, что находишься в подземелье, нет чувства страха. Наоборот, на душе мир и спокойствие. И невольно склоняется голова в благоговейном молчании перед памятью подвизающихся здесь ранее монахов — старцев высокой духовной жизни и монашеского подвига, тружеников, молитвенников за православную веру, за святую Русь.

Особо почитаемой святыней в монастыре является икона Божией Матери, именуемая «Трубчевская», которая была писана в городе Трубчевске (Брянская область) монахом Челнского мужского монастыря Евфимием в 1765 году, как значится в надписи на иконе.

Монастырь — это «пристань спасения», «островок» истинной православной веры и благочестия, где под сводами храма неустанно звучит слава Богу-Творцу и молитва Господу нашему Иисусу Христу за каждого христианина, за православную Русь, за весь мир.
Обитель живет в основном трудами самих насельниц. Есть в монастыре свое хозяйство: поля для посадки картофеля и посева зерновых культур, огород, посажен сад и ягодный участок, луга, скотный двор с домашними животными и птичник. Сестры монастыря несут разные послушания: клиросное пение, церковница, в трапезной, в просфорне, в швейной, в ризной, на скотном дворе, делают из воска свечи. Летом — ухаживают за цветником, пасут скот, косят сено, обрабатывают поля, на огороде выращивают овощи и ягоды, ухаживают за садом. В монастыре есть сестры, умеющие водить грузовые и легковые машины.

В свободное от послушания время сестры занимаются рукоделием: плетут четки и пояса, вышивают бисером иконы, делают поделки из природного материала, учатся золотошвейному мастерству, разрисовывают красками и обплетают бисером пасхальные яйца, разучивают церковные песнопения.

Где находится, как доехать:
Адрес: 442637, Пензенская область,
Наровчатский район, село Сканово.
Телефон: +7 (84163) 2-18-50, 2-19-97.

Как добраться:
от города Пенза до Троице-Скановой обители возможно рейсовым автобусом до посёлка Наровчат, или от города Ковылкино республики Мордовия рейсовым автобусом (25 км) до посёлка Наровчат.
От п. Наровчат на попутном транспорте 5 км.

Координаты: N53° 51′ 58.28″ E43° 45′ 12.07″
СВЯТОЙ ИСТОЧНИК
«Пещерский» родник, святой источник преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских у села Сканово
Родник освященный в честь преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских находится у села Сканово Наровчатского района Пензенской области. Святой источник хорошо обустроен.

В 2 км юго-восточнее от наземного Троице-Сканова монастыря, в горе Плодская, расположены пещеры с подземными ходами, где в прошлом подвизались монахи-отшельники. Гора обрамлена лесом, словом, место живописное, у подножия находится целебный источник в честь святых Преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.

Первая купальня и колодец с навесом, напоминающим крышу часовни, разобраны по причине ветхости и построена новая купальня. На источнике раньше служили водосвятные молебны. В струе источника можно увидеть икону.
Главная достопримечательность села Сканово – это величественный пятиглавый Троицкий собор. В его нижнем этаже находится Успенская придельная церковь, где хранится чудотворная Трубчевская икона Божией Матери, написанная в 1765 г. В 1920-х годах монастырь, в числе прочих, был закрыт и вновь возрожден лишь в 1990 году.

Не менее знамениты расположенные неподалеку святой источник и пещерный монастырь, созданный в XIX веке. Он представляет собой трехъярусные подземные лабиринты протяженностью свыше 600 м, где сохранилась подземная церковь и кельи, ставшие сегодня местом паломничества.
«Пещерский» родник преподобных Антония и Феодосия Печерских расположен по дороге к монастырским пещерам.

Впервые он упоминается в 1877 г.: «При подошве горы находится источник и над ним деревянная часовня…». Раньше вход в пещеры находился здесь же, а еще один родник, по воспоминаниям старожилов, был в глубине самих пещер. Сейчас силами монастыря тут устроен колодезный сруб, на другой стороне асфальтированной площадки вытекает живительная струя. Отсюда же начинается подъем на гору, к нынешнему лазу в пещеры. Иногда родник упоминается как Живой или Саранский – по горе, у которой расположен.
Координаты:
53°51’32.3″N 43°46’38.7″E
ВОЗРОЖДЕНИЕ МОНАСТЫРЯ
Руководством Пензенской области было принято решение о реконструкции исторического места, расширении и обустройстве входа в пещеры, укреплении сводов и стен.

О возникновении пещер близ посёлка Наровчат ходят легенды. Согласно одной из них, давным-давно на берегу реки жил монах-отшельник по имени Скан. По преданию, он вырыл себе пещеру, стал в ней жить и служить Богу. Там были кельи и церковь, поскольку сохранились церковно-славянские надписи. В пещерах даже захоронены святые мощи, как и в Киево-Печерской Лавре

На трёх ярусах наровчатских пещер насчитывается около 20-ти больших и малых келий, сводчатые потолки и стены которых, как вспоминают очевидцы, были побелены, а в маленьких нишах в проходах перед каждой кельей стояли зажженные свечи. В одной из келий хранится старая икона. Все три яруса наровчатских пещер — это около 635 метров, уходящих на глубину 14-ти-этажного дома. 4-й и 5-й ярусы пока не открыты. Температура внутри пещер не поднимается выше 4 градусов тепла. В некоторых местах можно даже обнаружить лёд. Старожилы вспоминают, что в начале XIX века наровчатские пещеры имели очень привлекательный вид. Основной вход был выложен камнем с красивым орнаментом.
Под горой, у входа располагался своеобразный архитектурный комплекс: пещеры, две часовни и церковь. Под тенистыми развесистыми деревьями у прозрачного холодного родника стояла скамейка, где могли отдохнуть уставшие путники. Со строительства пещер началась история знаменитого Троице-Сканового монастыря, расположенного в паре километров отсюда. На горе у входа в пещеры при настоятеле монастыря архимандрите Амвросии была построена церковь во имя Киево-Печерской Божией Матери и преподобных Антония и Феодосия, Печерских чудотворцев. Начата постройкой в 1866 году и окончена в 1870 г.
Освящена 6 сентября 1870 г. преосвященным Григорием. По словам патриарха Алексия II, монастырь — это жемчужина всего Пензенского края. Впрочем, весь этот неоглядный край наполнен отзвуками событий и подвигов столь стародавних, что не помнят их ни красавец-монастырь, ни таинственные Скановы пещеры. В 1237 году, когда монгольские орды двинулись на запад, их передовые части быстро достигли Скани. Здесь в то время жило легендарное племя буртасов. Отказавшись подчиниться батыевым полчищам, храбрые степняки, во главе со своей княгиней, прекрасной Норчаткой, решили дать бой захватчикам.
Неравное сражение развернулось в этих местах, вдоль древнего оборонительного вала. Вал этот сохранился до сих пор, он пролегает в полукилометре от пещер. Сейчас он зарос вековым лесом и осыпался, но до сих пор является трудным препятствием для всякого путника или грибника. Недавно пензенскими властями было принято решение о реконструкции исторического места. В настоящее время строители расширяют вход в пещеры, чтобы люди могли заходить в полный рост, делают свод и стены. На данный момент уже выложена арка при входе.

___________________________________________________________________________________________________
ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ И ИНФО:
Команда Кочующие
Монастыри Российской империи. СПб., 1887.
«Наровчатскiй Троицкiй Скановъ монастырь»
Пензенская епархия. Стр. 302.
Пензенская энциклопедия. М., 2001, стр. 372—373
Православные русские обители. СПб., 1908.
Троицкий Сканов мужской монастырь // Пензенские епархиальные ведомости, 1869, № 2, 4; 1877, № 11-13.
«Истории церковной Российской иерархии» (т.5, стр.136)
Наровчатский Троице-Сканов женский монастырь
«Пензенские епархиальные ведомости» (№ 13 от 01.07.1877 г., стр. 20-21)
Достопримечательности Пензенской области.
Святые места Пензенской области

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *