Преображенский собор Киев

История храма

Каменный храм в честь Преображения Господня был заложен на праздник Покрова Пресвятой Богородицы в 2005 году как собор в составе Борисоглебского храмового комплекса УАПЦ (настоятель — протоиерей Юрий Бойко) возле жилых массивов Теремки-2 и Лико-град, а также студенческого городка Киевского национального университета имени Тараса Шевченко. Инициатором строительства храма был почётный президент компании «Лико-Холдинг» Игорь Лысов. Компания «Лико-Холдинг» выступила заказчиком строительных работ, которые проводила дочерняя подрядная организация «Лико-Буд». Игорь Лысов стал председателем приходского совета и ктитором храма.

В 2010 году община во главе с Игорем Лысовым зарегистрировала устав религиозной общины Украинской православной церкви прихода Преображения Господня. Председатель общины Игорь Лысов пригласил предстоятеля УПЦ митрополита Киевского и всея Украины Владимира (Сабодана) освятить собор. Храм был освящён 13 октября 2010 года митрополитом Владимиром. Переход части общины и передача от храма УАПЦ в УПЦ прошли спокойно, без конфликтов.

Настоятелем собора стал архиепископ Александр (Драбинко). Община собора зарегистрирована как ставропигиальная, то есть не входит в структуру благочиний города Киева, но находится непосредственно под попечением митрополита Киевского и всея Украины, предстоятеля УПЦ МП.

В оформлении здания высотой 41,5 м, увенчанного позолоченным куполом, применены осовремененные мотивы древнерусского зодчества (архитектор Вадим Жежерин). Стены в интерьере украшены монументальными мозаичными композициями, их выполнил киевский художник Юрий Левченко. Храм имеет наибольшую площадь мозаик в Киеве.

Особенностью богослужений в соборе является использование украинского языка наравне с церковнославянским. На украинском языке написаны библейские тексты в оформлении интерьера.

Богослужения из собора каждое воскресенье и на большие праздники транслируется в прямом эфире на национальном спутниковом телеканале «Первый Ukraine» и на сайте собора.

В 2018 году храм вместе с приходом и митрополитом Александром перешёл в Православную церковь Украины.

  • Строительство собора (2006)

  • Общий вид

  • Конструкции в интерьере (2008)

  • Вид с высоты птичьего полёта (2008)

  • Собор и колокольня. Вид с севера (2015)

  • Вид на собор и колокольню с Теремков-2 (2011)

  • Интерьер (2015)

  • Подкупольное пространство (2016)

  • Своды над хорами (2015)

  • Евхаристия (причащение апостолов). Мозаика алтарной абсиды (2009)

  • Колокольня с карильоном на 56 колоколов (2015)

  • Интерьер рабочего кабинета митрополита Владимира (Сабодана) в его мемориальном музее при Спасо-Преображенском соборе на Теремках (2015)

m_a_d_m_a_x


У селі Поличинці Козятинського району Вінницької області у центрі села на горі знаходиться унікальна Свято-Преображенська церква-фортеця. Подібних церков в Україні залишилося дуже мало.
———-
В селе Поличинцы Козятинского района Винницкой области в центре села на горе находится уникальная Свято-Преображенская церковь-крепость. Подобных церквей в Украине осталось очень мало.



Побудували церкву за гроші Франтішека Казімєжа у 1760 році чи у 1770 році. Точно не відома дата побудови. Франтішек, якому належало тоді село, був вірянином і тому вирішив побудувати тут церкву. Оскільки Франтішек був людиною військовою, храм був побудований і як фортифікаційна споруда, щоб у разі нападу на село, тут можна було сховатися.
———-
Построили церковь за деньги Франтишека Казимежа в 1760 году или в 1770 году. Точно не известна дата построения. Франтишек, которому принадлежало тогда село, был верующим и поэтому решил построить здесь церковь. Поскольку Франтишек был человеком военным, храм был построен и как фортификационное сооружение, чтобы в случае нападения на деревню, здесь можно было спрятаться.



Східна вівтарна частина коротше західної і двоповерхова. А передвівтарна являє собою повну подобу католицької різниці.
———-
Восточная алтарная часть короче западной и двухэтажное. А предалтарной представляет собой полную подобие католической разницы.

– Наша церква унікальна тим, що тут є два ходи між самими стінами. Один починається з входу в церкву і через середину храму веде до хору, а другий – з протилежного боку з вівтаря йде хід до купола церкви. Все це доводить про оборонну здатність храму, – каже настоятель храму протоієрей Михайло.
———-
— Наша церковь уникальна тем, что здесь есть два хода между самими стенами. Один начинается с входа в церковь и через середину храма ведет к хору, а второй — с противоположной стороны из алтаря идет ход к куполу церкви. Все это доказывает оборонительную способность храма, — говорит настоятель храма протоиерей Михаил.
кадри з фільму «21 перлина Вінниччини – Свято-Преображенська церква, с. Поличинці»/адры из фильма «21 жемчужина Винницкой — Свято-Преображенская церковь, с. Поличинцы»
Архітектура храму така ж, як і у дерев’яних храмів Поділля. Пов’язано це з тим, що будувалася вона в той час, коли і дерев’яні церкви.
———-
Архитектура храма такая же, как и в деревянных храмов Подолья. Связано это с тем, что строилась она в то время, когда и деревянные церкви.
У цьому храмі була ікона, подарована Папою Римським. Була стара книга Євангелія, яку вкрали у 2005 році.
———-
В этом храме была икона, подаренная папой римским. Была старая книга Евангелие, которое украли в 2005 году.

ось вона, вкрадена Євангелия, з’йомка у 1998/вот оно, украденое Еванглие, съемка 1998 года
Храм завжди працював. У 1950-х роках церкву хотіли знести. Дізнавшись про це, бабуся з Поличинців поїхала до Москви з проханням не зносити цей храм і це подіяло, храм не знесли.
———-
Храм всегда работал. В 1950-х годах церковь хотели снести. Узнав об этом, бабушка с Поличинцы поехала в Москву с просьбой не сносить этот храм и это подействовало, храм не снесли.
https://www.4sync.com/web/get/MadMax_UA/2015/J_JULE/20. POLYCHINTSY/interier_polychuntscy2.jpg
Дістатися до Поличинців можна автобусом з Центрального автовокзалу з Вінниці.
———-
Добраться до Поличинцы можно автобусом с Центрального автовокзала из Винницы.
Джерела/источники

Спасо-Преображенский кафедральный собор

Православие в пределах нынешней Донецкой области известно с древнейших времен. Вера в Христа Спасителя укрепляла молитву и пост монахов Святых Гор, вдохновляла на защиту Отечества запорожских и донских казаков, подвигала к благим делам промышленников и рабочих, разрабатывавших на рубеже ХIХ-ХХ веков природные богатства Донбасса. Там, где есть верующие люди, должны быть и храмы. До революции 1917 года на Руси самое маленькое поселение, если в нем была церковь, именовали селом, а если не было — деревней. Юзовка, Сталино, а затем и Донецк, ставший городом-миллионником, никогда не был деревней. Храмы в нем были всегда. Но ветер безбожия, раздувший пожар войн и революций, оставил после себя пепелище разрушенных храмов и изменил лик промышленного центра Донбасса.

По отношению человека к храму можно судить о его морали и идеалах. Храмы — это не только камни, храмы — это воплотившиеся идеалы и чаяния людских душ, выражение их стремления к Богу, к чистоте и благодати, место благодарственной молитвы и искреннего покаяния. Одни храмы строились столетиями, поколения строителей, сменяя друг друга, воплощали в камне песню человеческих сердец. Другие созидались как творение одной эпохи, направляемое отдельной личностью общенародное стремление.

В истории донецкого Спасо-Преображенского кафедрального собора воплотилась и история обретения веры, и насильное отторжение от корней, и мучительное возвращение к истокам многих поколений.

Первый в Юзовке собор — освященный в честь Преображения Господня — появился в конце XIX века. Храм строили каменный, на отведенной для этого князем Ливеном десятине земли возле базара. Осенью 1883 года начались строительные работы, а уже в 1884 году здание собора было возведено.

Освящение храма состоялось 2 ноября 1886 года. Он стал одним из интереснейших и значимых сооружений Юзовки, выдающимся произведением архитектуры не только Донбасса, но и всего Юга России.

На благое дело жертвовали все — кто сколько мог. Помещик князь Ливен передал пять тысяч рублей, иконостас, стройматериалы на две тысячи рублей и 66 десятин земли.

Такую же сумму — пять тысяч рублей — выделило и Новороссийское общество каменно-угольного, железного, стального и рельсового производства. Купцы Лобасовы пожертвовали две тысячи рублей деньгами и утварь. Еще три тысячи собрали жители Юзовки, в основном — торговцы. А заводские рабочие Новороссийского общества полгода отчисляли по копейке с каждого рубля заработка.

Всего удалось собрать 17 тысяч рублей. Бывший церковный староста — Иоанн Евграфов — подарил два дома: один — для священника, другой — для диакона.

Первоначально собор построили по типовому проекту архитектора Константина Тона, утвержденному Святейшим Синодом еще в 1830 году — однокупольный, кубической формы.

Спустя несколько лет, благодаря новым пожертвованиям, к однокупольному зданию были пристроены колокольня, четыре купола, два боковых придела, два помещения для алтарей с юга и севера от главного алтаря, трапезная часть. Собор обрел завершенный вид. Колокольня стала самым высоким сооружением в Юзовке.

Зимой все помещения отапливались калориферными печами. Левый придел был освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. В 1894 году Святейший Синод утвердил причт церкви из трех священников, диакона и трех псаломщиков. Священником Преображенской церкви с 1883 года был А.Г. Матвеевский.

При Преображенском храме велась летопись важнейших местных событий.

Число прихожан Свято-Преображенской церкви неуклонно росло и увеличилось с двух с половиной тысяч в 1892 году до двенадцати тысяч человек в 1913 году.

2 сентября 1893 года по инициативе священника А.Г. Матвеевского было проведено собрание энтузиастов по вопросу организации при Свято-Преображенском соборе православного братства. На этом собрании стало известно о выданном Екатеринославской епархией разрешении на открытие православного братства. В уставе этого культурно-общественного объединения были записаны его задачи: укрепление в народе любви и преданности Православию, оказание помощи жителям местечка, искоренение пьянства, открытие «больниц для страждущих», столовых и библиотек, ясель и приютов, просвещение населения.

Черная страница в истории Православной Церкви в Донбассе и всей Руси – время тотального безбожия. В 1928 году в Сталино ударными темпами был построен кинотеатр «Комсомолец», закрывший собой собор от главной городской улицы. 11 декабря 1930 года Свято-Преображенский собор был обезгласен – лишен колоколов; позже была разрушена колокольня.

А в 1931 году храм был взорван под предлогом получения строительных материалов. 18 октября 1931 года зампред Сталинского горисполкома подписал такую бумагу: «Отзыв. Выдан взрывному технику Всеукраинского отделения Взрывоенпрома тов. Кондратьеву Я.И. в том, что порученные ему взрывные работы по взрыву собора г. Сталино производились им технически грамотно и вполне хорошо, результатом чего получено до 80% годного стройматериала».

Донецк более чем на 60 лет остался без своей главной православной святыни.

Блаженнейший Митрополит Владимир во время визита в Донецк знакомится с ходом строительных работ

Собор должен был возродиться, ведь Господь поругаем не бывает. Безбожники смогли превратить в развалины прекрасное здание храма, но они были не в силах вытравить из душ людей благодатные и радостные воспоминания о соборе. Верующие — и миряне, и священнослужители — молились о возрождении собора.

Как известно из исторических источников, современный центр Донецка, где расположены все основные административные здания постройки конца XIX — начала XX вв., был окраиной Юзовки. Именно здесь, в районе Крытого рынка, находилось городское кладбище. Во время Великой Отечественной войны в здании школы №2 располагался госпиталь для немецких военнослужащих. Умерших от ран немцев хоронили недалеко от госпиталя в этом же районе.

После войны город начал активно расстраиваться. Распоряжением местных властей бывшее городское кладбище сравняли с землей и на этом месте разбили сквер, установили памятник Максиму Горькому, а позже открыли детский кинотеатр «Красная шапочка». 9 августа 1991 г. Донецкий градостроительный совет выделил для возведения кафедрального собора Донецкой епархии площадку в сквере имени Горького, так как место, где ранее стоял главный храм Юзовки, разрушенный безбожниками, было занято другими зданиями.

Руководство Донецкой области на строительной площадке Спасо-Преображенского кафедрального собора

27 февраля 1993 года епископ Донецкий и Славянский Ипполит освятил первый камень, заложенный в основание Спасо-Преображенского собора.

Но стройка замерла из-за отсутствия средств и деятельных людей, способных принять на себя миссию возведения главного собора епархии.

В сентябре 1996 года Донецкую кафедру возглавил Высокопреосвященнейший Иларион, архиепископ Донецкий и Мариупольский. Созидание кафедрального собора стало главным делом его жизни, а к стройке, казалось, подключились жители всей Донецкой области, от губернатора Виктора Януковича и руководства предприятий Донбасса до рядовых тружеников.

Храм-часовня Преподобного Сергия Радонежского

Преподобный Сергий Радонежский — великий угодник Божий — стал небесным покровителем небольшого деревянного храма, построенного вблизи соборной стройки. Каждый день здесь совершалось богослужение, звучала молитва о строителях и жертвователях.

Вокруг храма Преподобного Сергия, освященного в 1994 году и прозванного в народе «церковью на шапочке», стала формироваться православная община, многие дончане именно здесь впервые исповедовались и причастились.

Тысячи людей приносили к Богу и Преподобному Сергию свои радости и скорби. Здесь учились молитве и традициям православной веры.

Молодые священники, рукоположенные митрополитом Иларионом, проходили в Свято-Сергиевском храме ставленническую практику и таким образом стали сопричастными строительству главного храма Донецкой епархии.

Освящение нижнего храма

В октябре 2004 года митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион совершил чин освящения нижнего храма еще строящегося Спасо-Преображенского кафедрального собора, который был отдан под заступничество «собирателя земель русских» Преподобного Сергия, игумена Радонежского. Через некоторое время иконописцы под руководством Геннадия Жукова расписали храм в византийском стиле, а иконы в резных киотах добавили интерьеру особой теплоты.

В нижнем ярусе собора расположен не только храм, но и крестильня-баптистерий, где совершается Таинство Крещения детей и взрослых. Здесь же находятся ризница, просфорня, трапезная, библиотека, зал заседаний. Именно в последнем в сентябре 2010 года проходило выездное заседание комиссии Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви по вопросам преодоления расколов, которое возглавил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир.

Панорама нижнего храма Преподобного Сергия Радонежского

Вид на алтарную часть Спасо-Преображенского кафедрального собора

Словно пламя горящих свечей, сияют золотые кресты пяти соборных куполов. Архитектор собора — В.В. Онуфриенко — совместил стилевые мотивы русского классицизма с элементами, присущими украинской архитектуре. Основное здание, без паперти, имеет длину 57 м и ширину 36 м. Во внешнем оформлении использованы фактурная штукатурка, гранитные и мраморные блоки. Главный и боковые входы собора украшают строгие и величественные барельефные изображения крестов, а в нишах расположены мозаичные фигуры Спасителя, Богородицы и избранных святых.

Колокольня собора трехъярусная. Крестовое яблоко шпиля находится на высоте 58 м от земли. На третьем ярусе, венчающемся продолговатым куполом со шпилем, установлены куранты, а ниже — колокола. Бронзовая статуя Архистратига Михаила возвышается над Соборной площадью перед ажурной кованой соборной оградой. Скульптура небесного покровителя Киева была подарена дончанам в 2002 году в благодарность за «Пальму Мерцалова» — символ трудолюбия жителей Донецка.

Центральный престол, освященный в честь Преображения Господнего

В Спасо-Преображенском кафедральном соборе четыре престола. Освящались они поочередно, по мере завершения этапов строительства и внутренней отделки.

Торжественное освящение центрального престола в честь Преображения Господнего состоялось 18 июля 2009 г. В тот знаменательный день собор, рассчитанный на три тысячи человек, был полон. Прихожане молились перед высоким многоярусным иконостасом, украсившим своим пышным великолепием алтарную арку.

Резные вызолоченные иконостасы — центральный и в двух боковых приделах — главные украшения собора. Переливчатая игра светотеней в резных барочных орнаментах, чистые краски живописи, мягкое мерцание золоченых окладов икон — повсюду видна любовь к Спасителю рода человеческого. Церковь Христова — образ Царства Небесного, а храм — его видимое воплощение. Творение рук человеческих, выраженное в резьбе, витражах, иконописи, литье — все призвано славить Творца и Бога нашего.

Иконостас левого придела, освященного в честь прп. Илариона Печерского

Освящение правого придела состоялось 20 сентября 2008 г. Высокопреосвященнейший Иларион, митрополит Донецкий и Мариупольский, освятил его в честь мученика Виктора, пострадавшего за Христа в IV веке при императоре Диоклетиане. День памяти святого Церковь отмечает 29 сентября. Для правящего архиерея день памяти святого мученика Виктора особенный. Именно 29 сентября 1991 года в городе Киеве состоялась хиротония архимандрита Илариона (Шукало) во епископа.

Левый придел собора освящен в честь преподобного Илариона, схимника Печерского (память 3 ноября) — небесного покровителя митрополита Донецкого и Мариупольского Илариона. Этот святой был сподвижником и учеником преподобного Феодосия. А по одной из версий, он и был тем самым автором творения «Слова о законе и благодати» — первым Киевским митрополитом, поставленным из русских. Чин освящения престола состоялся 4 июля 2009 года.

Более тысячи квадратных метров площади собора с трудом вмещают всех желающих причаститься Даров Божьих, спешащих за врачеванием духовных и телесных недугов, утешением и поддержкой в главный храм Донецка. Под высокими сводами собора разносится дивное пение церковного хора. Праздничные богослужения сопровождают песнопения трех певческих коллективов. П-образный клирос с лестничными входами служит и для размещения нескольких сотен прихожан в главном приделе.

Отсюда, с клироса, храм впечатляет еще сильнее: сияние латунных светильников и паникадила отражается в художественной керамической плитке пола и орнаментах величественного иконостаса. Окна, а также запрестольные иконы правого и левого приделов украшены витражами, выполненными художником В. Евдокимовым. В цокольном этаже, под церковным залом и папертью, расположились читальный зал и книгохранилище, архив и просфорня — все, без чего невозможна жизнь кафедрального собора.

Первую пасхальную службу в Спасо-Преображенском кафедральном соборе совершили в 2007 году. Это событие православные верующие Донбасса ожидали не один год.

В ночь с 7 на 8 апреля Крестный Ход от храма-часовни Прп. Сергия Радонежского направился к строящемуся Свято-Преображенскому собору. Духовенство и верующих на пороге храма встретил митрополит Донецкий и Мариупольский Иларион.

Владыка благословил начало богослужения, и под многоголосое «Христос воскресе!»- «Воистину воскресе!» собор заполнился людьми.

В 2009 г. в Донецк перед началом Всенощной был доставлен из Иерусалима Благодатный огонь от Гроба Господня. Это свидетельство милости Божией, вот уже много столетий совершающееся в Великую Субботу по молитве православного Патриарха, укрепляет верующих всего мира. В Донецке Благодатный огонь из кафедрального собора разносится во все храмы православного Донбасса.

Пусть звон донецких колоколов будит чувства и разум к совершению добрых дел, призывая к миру, согласию и благоденствию в единении с Богом!

В день освящения соборных колоколов Блаженнейшим Митрополитом Владимиром. Май 2004 г.

Этими словами поздравил 12 мая 2004 г. верующих Донбасса Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, освятив колокола кафедрального собора. Вскоре звонница, отлитая мастерами Донецкого металлургического завода, была поднята на 30-метровую высоту. После почти 70-летнего забвения над Донецком разлился звон колоколов главного храма города.

Участие Предстоятеля Украинской Православной Церкви и во внешней, и во внутренней жизни Донецкой епархии ощущалось на всех этапах строительства кафедрального собора. Взаимно с сыновней любовью епископат, духовенство и верующие Донбасса всегда встречают Его Блаженство в краю шахтеров и металлургов.

Икона Христа Спасителя — дар Святейшего Патриарха Кирилла

Предстоятель Русской Православной Церкви Cвятейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время своего визита в Донбасс совершил чин освящения Спасо-Преображенского кафедрального собора. 29 июля 2009 г. встречать своего Предстоятеля пришли тысячи верующих.

Святейший Патриарх окропил собор и молящихся святой водой, а также возложил Антиминс на престол центрального придела. В дар собору Его Святейшество передал икону Спаса Нерукотворного.

Мощи Блаженной Матроны Московской в кафедральном соборе, январь 2010 г.

Спасо-Преображенский собор — главный храм Донецкой епархии, место, куда для поклонения верующим прибывают святыни со всего мира.

В сентябре 2006 года в соборе находилась Почаевская икона Пресвятой Богородицы из Почаевской Лавры. В мае 2009 года здесь побывала десница Святителя Спиридона Тримифунтского, которую в Украину с греческого острова Корфу привезли священнослужители Элладской Православной Церкви. Весть о благословенной святыне — деснице великого чудотворца — передавалась из уст в уста, собирая верующих из многих городов и поселков Донецкой области. За 47 часов — время пребывания святыни в Донецке — в соборе побывало около 100 тысяч человек.

В январе 2010 года в Спасо-Преображенском соборе находились мощи святой Матроны Московской, перед которыми непрестанно совершались молебны и акафистное пение.

Святыни новопостроенного Спасо-Преображенского кафедрального собора собирались задолго до его освящения. Трудами правящего архиерея и благотворителей собор обрел уникальную утварь, подсвечники и иконы. Некоторые из них изготовлены современными мастерами иконописи — В. Горецким, В. Хорошиловым и другими. Есть и старинные образа ХIX века, как, например, икона Святителя Николая Чудотворца, подаренная Президентом Украины Виктором Януковичем. Свою посильную лепту в строительство и благоукрашение собора внесли многие трудовые коллективы и отдельные жертвователи.

Созидание главного храма Донецка стало мощным толчком к возрождению православной жизни во всем регионе. Те, кто начинал строить собор, со временем стали благотворителями и возрожденной Свято-Успенской Святогорской Лавры, попечителями монастырей, устроителями храмов на территории промышленных предприятий, организаторами благотворительных и социальных проектов.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *