Преображенский собор кимры

Что посмотреть

Спасо-Преображенский собор — настоящий пир для глаз: рассматривать его внешнее убранство можно бесконечно, каждый раз находя все новые интересные черты. Первое, что обращает на себя внимание, — его контрастность: собор одновременно грандиозный и аккуратный, сдержанный и роскошный, богато декорированный, но не утративший строгой элегантности русских храмов. Терракотовый цвет его фасада оттеняется щедрой белой лепниной, узкие и высокие окна световых барабанов украшены псевдорусскими «кокошниками», а на крытых темно-серой черепицей куполах сияют золоченые маковки. Пять глав собора возвышаются над тремя приделами: помимо основного, посвященного Преображению Господню, здесь есть два меньших — в честь пророка Илии и Трех святителей.

Главная святыня собора — старинная икона Иверской Божией Матери, полученная в дар от афонских монахов в 1901 г. и возвращенная собору ровно через сто лет.

Интерьеры собора украшены богатой стенописью в небесно-голубых и пастельно-розовых тонах. Ажурный золоченый иконостас приобрел особую торжественность благодаря белому фону; везде множество старинных икон в богатых окладах. Обратите внимание на масштабное четырехъярусное паникадило и многоцветную декоративную плитку, которой выложен пол собора.

История

Строительство и дореволюционный период

Копия гравюры Грекова «Вид на село Кимра с луговой стороны», 1772 год. Справа изображена Троицкая церковь, серьёзно пострадавшая при пожаре в 1807 году

После пожара было решено построить новый храм. Денежные средства были собраны по подписке прихожанами, главными жертвователями братья Василий, Михаил и Яков Малюгины, а также Д. В. Башилов с сыновьями. 16 сентября 1816 года храм по благословению архиепископа Тверского и Кашинского Серафима был заложен.

Строительство Покровской церкви было завершено в 1825 году, 30 сентября 1825 года храм был освящён протоиереем Тверского кафедрального собора Иоанном Синицыным при содействии местного духовенства. Через некоторое время братья Малюгины подали прошение о переименовании церкви в собор, подкрепив просьбу 20 тысячами рублей в пользу храма и его причта. 21 марта 1830 года Святейший Синод удовлетворил прошение и наименовал храм собором.

В период с 1829 года по 1932 год в непосредственной близости от Покровского собора были возведены Троицкая церковь и трёхъярусная колокольня. В 1947 году были закончены работы по росписи стен собора, выполненные московским художником И. С. Широкиным. Денежные средства на эти работы были пожертвованы местным купечеством.

В мае 1837 года в селе Кимры проездом побывал Великий князь Александр Николаевич, будущий император Александр II. По сохранившимся воспоминаниям, 7 мая 1937 года, около 3-х часов дня, когда высокий гость ещё только подъезжал к селу, раздался звон колоколов всех кимрских храмов. Сельчане торжественно встретили Великого Князя, под восторженные приветствия он проследовал до места, где предстояла смена лошадей. Увидев Покровский собор, он пожелал побывать в нём. Внутри Александр осмотрел убранство храма, приложился к иконам. В половине четвёртого цесаревич со свитой покинул село. Позднее, в послании отцу, императору Николаю I, от 7 мая Великий князь отдельно отметил «церковь, построенную совершенно по образцу московского Успенского собора».

В 1856 году село Кимры посетил драматург А. Н. Островский. Писатель побывал на службе в Покровском соборе, о чём написал в своём дневнике.

В 1859 году в Кимрах произошёл крупный пожар, уничтоживший почти всё село. Местный краевед Алексей Степанович Столяров (1866 — 1939 или 1940) так описывал произошедшее в своей книге «Село Кимры и его обитатели»:

15 июня 1859 г. в 12 часов дня загорелся пустой сарай… Утверждают, что это был поджог… В самое короткое время чуть не все село охвачено было пламенем. Спасли жители только деньги, а имущество, движимое и недвижимое сгорело. Жар был так силен, что даже под защитою высокого берега Волги, на значительном расстоянии от горевших домов, стоять было невозможно и жители, так сказать, отступили в самую Волгу. Когда пожар подходил к концу, набежала страшная туча, разразился гром, полил проливной дождь. Казалось, наступило светопреставление. Вдруг к ужасу обезумевших жителей, раздался страшный треск. С колокольни собора упал колокол весом в тысячу пудов, проломив свод колокольни. Колокол упал на каменный церковный помост.

В августе 1866 года село посетили наследник престола Александр Александрович (будущий император Александр III) с братом, Великим князем Владимиром Александровичем. Кимряки готовились к визиту царственных особ: по сторонам дороги, от Волги в гору (так называемый Владимирский съезд), была высажены берёзы, в половине горы была установлена арка с вензелем имени цесаревича, на горе, поднявшись, построили такую же; была устроена дорожка из теса, с перилами, по которой были разостланы ковры и рассыпаны цветы. Примерно в 3 часа дня 10 августа 1866 года пароход с гостями причалил к берегу. Цесаревич и его брат были торжественно встречены, после чего препровождены в Покровский собор. В храме прошла торжественная служба, по окончании которой гости приложились к святому кресту и местным иконам, а затем под восторженные крики сельчан, вернулись на пароход и продолжили путешествие.

Встреча Великого Князя Владимира Александровича, 13 июня 1892 года

В 1892 году Кимры Великий князь Владимир Александрович с целью инспектирования войск и учреждений Петербургского военного округа. Утром 13 июня он прибыл в село, где был торжественно встречен сельчанами, ровно в 10 часов утра вошёл в Покровский храм. Соборный протоиерей в кратком приветствии упомянул о том, что 26 лет назад Великий князь и его брат, ныне император Александр III, «посетили этот святой храм». Выслушав приветственную речь, Владимир Александрович приложился к кресту и был окроплён святой водой, а затем остался слушать тотчас начавшуюся божественную литургию, по окончании которой ему в «память посещения и моления Его в этом святом храме» была поднесена храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы. В исходе 12-го часа Великий князь покинул село на пароходе.

6 мая 1901 года в Кимры специальным поездом из Москвы прибыла икона Иверской Божьей Матери, которую в дар Покровскому собору прислал настоятель Свято-Афонского Андреевского Скита (Греция) Архимандрит Иосиф с братией. Тысячи жителей села и окрестностей вышли встречать святыню. По случаю прибытия иконы в переполненном прихожанами Покровском соборе было проведено торжественное богослужение, затянувшееся до полной ночи. Икона стала считаться «покровительницей Кимр».

В 1901 году в Покровском соборе был крещён будущий советский писатель А. А. Фадеев. Метрическая книга, содержащая запись о крещении, хранится в Кимрском краеведческом музее.

Соборный ансамбль был центром всего села и являлся гордостью кимряков. Главная кимрская площадь — Торговая, была переименована в Соборную. Улица, ведущая от Троицкого храма вглубь села была названа Троицкой (в советское время улица носила имя Розы Люксембург, в 1992 году вновь обрела прежнее название). Как писал А. С. Столяров, ни один кимряк не начинал никакого дела, не отслужив молебен перед местной святыней — иконой Спаса Нерукотворного, считавшейся чудотворной.

По данным на 1901 год к Покровскому собору было приписано около 5000 прихожан (2611 человек из села Кимры, остальные являлись жителями более десятка окрестных деревень). В 1911 году при храме была открыта церковно-приходская школа, ей было выделено двухэтажное здание.

Вид с Вознесенской (Заречной) стороны на центральную часть и Покровский собор Вид с правого берега Волги на левобережный Владимирский съезд и Покровский собор Вид с колокольни Вознесенской церкви на центральную часть. Фото М. П. Дмитриева

Советский период

Разрушенный Покровский собор. Фото 1930-х годов

3 июня 1917 село Кимры получило статус города.

В 1925 году в Кимрах было широко отпраздновано 100-летие Покровского собора, на торжества прибыл Тверской митрополит Серафим. Вскоре после этого местные власти развернули в печати кампанию против храма. Было выдвинуто предложение закрыть храм, в частности, по причине того, что колокольный звон мешает нормальной жизни города. 15 февраля 1929 года в секретариат ВЦИКа было направлено ходатайство о закрытии храма.

В 1930 году Московский облисполком постановил закрыть Покровский собор. Предлагалось разместить в здании храма агитационный центр, превратить в «культурный очаг», но затем эти предложения были отвергнуты. С куполов было снято золотое покрытие, сброшены кресты. Предпринимались попытки разобрать собор, но но это не удалось из-за особой технологии кладки стен. Весной 1936 года храм был взорван, на его месте сразу же начались работы по возведению клуба промкооперации Кимрского кожпромсоюза, который открылся в ноябре 1938 года (в 1942 году в этом здании обосновался Кимрский театр драмы и комедии.

Троицкая церковь просуществовала вплоть до 1938 года, в ней расположились зернохранилище и сушилка для лесоматериалов. 10 декабря 1936 года проектная группа коммунального отдела горсовета приступила к составлению проекта по переоборудованию храма под музей, но в 1937 году работы были прекращены. В мае 1938 года президиум горисполкома постановил разобрать его и колокольню на кирпич.

Архитектура и внутреннее убранство

Покровский собор

Внутреннее убранство Покровского собора: иконостас и паникадило-люстра весом 52 пуда. Фото из личного архива кимрского краеведа А. Суханова

Архитектура собора сочетала в себе элементы древнерусской архитектуры, русского ампира и классицизма. Мощный, почти кубический в основном объеме, храм был увенчан пятью массивными световыми барабанами с луковичными куполами. Фасады членились тосканскими пилястрами, карниз был декорирован мутулами. Окна второго света были обрамлены ампирными наличниками и полуциркулярными нишами в виде закомар. Световые барабаны декорированы пилястрами и классическим фризом, их окна венчали килевидные навершия. Храм имел три престола: главный, средний, во имя Покрова Пресвятой Богородицы, правый — всех святых, левый — Святых апостолов Петра и Павла.

Внутри собора располагался 5-ти ярусный иконостас, выполненный в русско-византийском стиле, его высота составляла 22 аршина, ширина — 35. Освещали храм пять паникадил, главное из которых, из литой меди, посеребрённое, и весило 52 пуда.

Троицкая церковь

Троицкий храм, в отличие от Покровского, был отапливаемым. Он был гораздо ниже собора и увенчан единственной световой главой. Фасад церкви членится тосканскими пилястрами, на высоте трапезной, соединявшей её с колокольней, имелись портики, поддерживаемые тосканскими колоннами. Главный престол был назван а Живоначальной Троицы, правый — Тихвинской иконы Божьей Матери, левый носил имя святителя Николая Чудотворца.

По богатству внутреннего убранства церковь мало в чём уступала Покровскому храму: стены были украшены росписью, иконостас с позолоченной резьбой имел шесть ярусов. Гордостью храма были четыре иконы, подаренные селу царями Иваном, Петром Алексеевичами и их сестрой царевной Софьей Алексеевной в тот период времени, когда его владельцем был Фёдор Петрович Салтыков, хранившиеся в ризнице две хоругви, предположительно, вышитые самой Софьей, а также Евангелие, отпечатанное в 1698 году и украшенное драгоценными камнями.

Колокольня

Трёхъярусная колокольня, выполненная в стиле зрелого классицизма, имела высоту в 30 саженей (более 60 метров). Помимо 12 колоколов, на ней имелись часы с курантами, показывавшие время на четыре стороны света.

Колокола

С появлением колокольни встал вопрос о покупке колокола. Первый колокол был отлит в Твери на заводе Капустиных и весил 967 пудов. В 1839 году он пришёл в негодность и жители села приобрели в Ярославле на заводе Оловянишникова новый. После того, как колокол был доставлен в Кимры, выяснилось, что он не звонит: при отливке в уши колокола попал кусок угля и при пробном звоне он дал трещину. В 1940 году по инициативе купцов Малюгиных, на их средства и добровольные пожертвования прихожан в селе приглашённым мастером-литейщиком был отлит колокол весом 1005 пудов.

В июньском пожаре 1859 года колокольня серьёзно пострадала, главный колокол упал и разбился. В 1864 году на колокольню собора был водружён новый колокол весом в 1006 пудов 9 фунтов, отлитый в Москве на заводе А. П. Финляндской. Он прослужил вплоть до 1930-х годов.

Прочие постройки

Ансамбль был обнесён каменной оградой с тремя часовнями и тремя воротами. За оградой рядом с комплексом располагалось небольшое кладбище, на котором хоронили богатых кимряков. Несмотря на свой размер, кладбище считалось образцовым.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *