Путевой дворец Тверь

yarodom

Ещё архитектура РИ в регионахОригинал взят у deadokey Тверской императорский путевой дворец, Тверская область, г. Тверь
Летопись русской усадьбы
Путевой дворец в Твери предназначался для отдыха членов императорской семьи по пути из Петербурга в Москву. Дворец был построен по проекту П.Р. Никитина в 1764-1766 годах. В дальнейшем дворец перестраивался в начале XIX века архитектором К.И. Росси с помощниками, и в конце XIX века был незаметно дополнен архитектором А.И. Резановым. Учитывая предназначение дворца, здесь часто бывали члены царской семьи и высшие чиновники. Здесь гостили историк Н.М. Карамзин, художник О.А. Кипренский, поэты В.А. Жуковский и Ф.Н. Глинка. Баснописец А.Е. Измайлов и писатель И.И. Лажечников, тверские вице-губернаторы не то, чтобы «гостили», а бывали по долгу службы. В XIX веке здесь было военное ведомство, которое сменила резиденция тверских губернаторов. Ещё достопримечательности Твери и области
___
В советское время напротив дворца в 1935 году был уничтожен Спасо-Преображенский Собор, являвшийся доминантой всего комплекса. В 1941 году дворец сильно пострадал, восстановительные работы прошли в 1946-1948 годах. С конца 1990-х годов Путевой дворец находился на реконструкции и в 2012 году окончательно закрыт на реставрацию.Я попал в дворец по приглашению АУИПИК еще прошлой осенью. Все работы по реставрации уже были завершены в июле 2015 года. Генеральным подрядчиком по восстановлению дворца стала питерская компания «Интарсия». Для жителей Твери и гостей города дворец будет открыт осенью 2016 года, когда в нем будут установлены экспозиции Тверской картинной галереи и благоустроена прилегающая территория.
Владельцы усадьбы: 1766 – нач. XIX в. – императорская резиденция, нач. XIX в. – губернаторская резиденция, 1838—1839 гг. — военное ведомство, 1898 – 1917 гг. – резиденция тверских губернаторов. Архитектор усадьбы: Петр Никитин, Матвей Казаков, Карл Росси, А.И. Резанов. Усадьбу посещали: императрица Екатерина II, императоры Павел I и Александр I, Принц Георг Ольденбургский и великая княгиня Екатерина Павловна. Историк Николай Карамзин, художник Орест Кипренский, писатель Иван Лажечников, поэт Федор Глинка. Сохранность усадьбы: реставрация, проходившая три года, была завершена 30 июля 2015 года. Адрес усадьбы: Тверь, ул. Советская. д.3. Дата фотографий: 2015 год, 11 октября.
2.
Тверской императорский путевой дворец является памятником архитектуры XVIII века. Он расположен в историческом центре Твери на Соборной площади, между Советской (бывшей Миллионной) улицей, Старым Волжским мостом и Городским садом. Дворец предназначался для отдыха членов императорской семьи по пути из Петербурга в Москву.
До путевого дворца на этом месте находился архиерейский дом, возведенный в 1671— 1672 гг. под руководством Аверкия Мокеева и перестроенный на прежних фундаментах в 1738 году И.Ф. Мичуриным. В 1763 году здание пострадало от пожара.
3. Восстановленное здание гауптвахты, за ней каретный сарай и на заднем плане службы Реального училища.
4. Главный вход в дворец изначально находился со стороны реки. Перед ним был разбит парадный подъездной двор, из которого через арку в правом крыле можно было попасть в хозяйственный и конюшенный дворы.
5. До начала реставрации в парадном вестибюле сохранялись лишь четыре колонны из шести. Две пострадали еще во время войны и были потом воссозданы в гипсе. Было решено их заменить.
6. Парадный вестибюль. Какими были колонны в вестибюле, неизвестно. Очень мало материала и ни одной довоенной фотографии.
Строительство дворца с двумя павильонами относится к 1764—1766 годам. Здание в стиле классицизма с элементами барокко были возведены по проекту П.Р. Никитина. Есть также неподтвержденное историческими фактами мнение, что помощниками основного архитектора были П.И. Обухов и М.Ф. Казаков. П-образный Путевой дворец с глубоким курдонером, но еще без павильонов на торцах по линии въезда был готов к весне 1767 года. Строительство и отделку павильонов завершили в 1778 году, когда освятили Екатерининскую церковь в западном павильоне.
7. На втором этаже главного корпуса дворца был расположен парадный двухсветный зал, в который из вестибюля вела широкая лестница.
8. Потолок вестибюля.
9. По парадной лестнице посетители попадали на площадку второго этажа, превращенную в аванзал. Далее следовала малиновая галерея, по которой можно было прогуливаться со спутниками во время балов или отдыхать на расставленных вдоль стен стульях. Дубовые двери вели из галереи в Главный зал.
10. Уникальные фрагменты метлахской плитки обнаружили при замене парадной лестницы. Производителя оригинала нашли в Германии, что позволило в точности передать палитру и рисунок пола. Советский железобетон, облицованный мрамором, уступил место гранитным ступеням с чугунным ограждением.
12 февраля 1767 года в Тверской путевой дворец впервые посетила императрица Екатерина II, и в тот же день дала обед для местных дворян. В восточном крыле находились покои самой Екатерины II, а в западном крыле размещались церковь и библиотека.
11. Раскрытый световой фонарь 1860-х годов над главной лестницей. Его не стали восстанавливать после Великой Отечественной, но восстановили сейчас.
12. Во время Великой Отечественной войны в парадный зал попал снаряд. Интерьер восстанавливали по описаниям. Мраморная отделка стен, скульптуры – все по старинной технологии, сделаны из гипса.
13. Фото до 1917 года. Интерьеры тверского путевого дворца. Источник: tver.bezformata.ru.
14. Часть люстр и светильников, установленных при реставрации, были изготовлены на тверском стекольном заводе.
15. Галерея при Росси и после войны была совсем другой, в ампирной стилистике. Ее сделали «под Резанова».
16. Камин в гербовом зале.
17. На стенах гербы тверских уездных городов. Всего – 16.
В начале XIX века дворец был перестроен архитектором К.И. Росси, прибывшем в Тверь с помощниками — О. Бове и З. Дылдиным. Путевой дворец несколько преобразился: были изменены наружный и, главным образом, внутренний декор, перепланированы помещения. К садовому фасаду был пристроен пандус на арках, ведущий на террасу второго этажа (которые были разобраны в 1930-х годах), спланирован пейзажный парк, сооружена оранжерея. Скульптуры и вазоны украсили парапеты пандуса. Над белокаменной лестнице в парк были установлены скульптуры Аполлона и Лаокоона.
В это время здесь жила сестра Александра I, Екатерина Павловна, бывшая замужем за тверским губернатором. Дворец стал одним из центров светской жизни страны, а также модным литературным салоном. Здесь собиралось высшее общество Твери, сюда приезжали многие выдающиеся люди из Москвы и Петербурга. Н.М. Карамзин читал здесь императору Александру I отрывки из своей «Истории Государства Российского».
18.
19. Комнаты западной анфилады, они всегда были служебные, а позже в них находился музей.
Карамзин здесь читал императору главы «Истории государства Российского».
20. Комнаты западной анфилады. Воссозданием старинных интерьеров Императорского дворца занимались те же специалисты, которые восстанавливали историческое убранство залов Михайловского замка, Александровского и Константиновского дворцов в Санкт-Петербурге.
21. Балкон исторический украли и, видимо, сдали в чермет. Воссоздали заново. Столбиков к тому времени давно не было (их не воссоздавали после войны). Со стороны Волги балкона не было вовсе. Но по последним данным, буквально два дня назад 31 марта 2016 года на свалке твердых бытовых отходов под Тверью обнаружили тот самый балкон!!!
В 1863 году была возведена аркада — в центре общественного сада, заложенного в середине XIX века на месте Красной площади. В 1838—1839 годах, когда Путевой дворец принадлежал военному ведомству, по проекту И.Ф. Львова была построена гауптвахта. Этот период относится ко второму — ампирному периоду строительства Путевого дворца.
22. Фото 1903 года. Соборная площадь. Восточный павильон и гауптвахта Путевого дворца. Фотография М.П. Дмитриева. Источник: тверской-край.рф.
23. Екатерининская церковь.
24. У Екатерининской церкви было два иконостаса. Изначальный барочный из Аничкова дворца в 1810-х гг. передали в городскую церковь Жен Мироносиц (погиб в советское время), потом при Росси сделали в мастерской Доменико Скотти новый. Есть фотографии, но воссоздавать не планируют.
25. Всего в дворце более 40 залов. Им возвращен исторический интерьер. Полы в комнатах разные: паркет, мрамор и керамическая плитка.
26. Фото до 1917 года. Интерьеры тверского путевого дворца. Источник: gallery.tver.ru.
Третий этап в строительной истории Путевого дворца относится к 1864 — 1871 годам. В 1864 году дворец был незаметно и тонко дополнен архитектором А.И. Резановым. Очередная перестройка не повлияла на внешний вид здания, и дополнения от исторического здания XVIII века отличить очень сложно. Путевой дворец «приобрел» два больших балкона, тем самым была дополнена прежняя объемно-пространственная композиция.
27. Голубая гостиная. Это были личные покои Екатерины Павловны, сюда подходил пандус из сада.
28. «Карамзинский» зал. Подлинной мебели и вещей из дворца было много, было. Но в итоге после военных потерь и передачи части мебели в Павловск, теперь можно обставить только одну парадную анфиладу уникальной мебелью 1810-х годов.
29.
30. Этот зал в пристройке Росси полностью воссоздан. Наверх идет новодельная лестница в хоры. До реставрации здесь находилась вторая советская лестница в стиле сталинского ампира в два марша 1930-1940-х гг., ее полностью убрали.
31. Парадная лестница.
В 1897 году западный павильон, относящийся к дворцу, передали историческому музею. С 1898 года долго пустовавший Путевой дворец стал резиденцией тверского губернатора.
32. В оформлении лестницы при перестройке 1864-1871 гг. были привезены 4 фриза, выполненные Ф.А. Бруни, а также три картины Каналетто. Сама лестница и живопись новодел, хотя картины Каналетто сохранились, они будут в экспозиции как живопись.
33.
34. На месте крана до 1930-х годов стоял Спасо-Преображенский собор.
В советское время в здании путевого дворца работали советы рабочих и крестьянских депутатов, а также губернский исполнительный комитет. Здесь, 28 октября (10 ноября) революционер А.П. Вагжанов объявил о победе советской власти.
В 1935 году был уничтожен Спасо-Преображенский собор, возле которого был в свое время возведен Тверской путевой дворец. Здания вместе составляли более эффектную композицию.
35. Фото 1935 года. Спасо-Преображенский кафедральный собор был взорван в ночь с 3 на 4 апреля 1935 года. Перед разрушением архитекторы-реставраторы обмерили его. Чертежи эти сохранились и могут быть использованы при восстановлении. Автор фото: И. Фролов. Источник: pastvu.com.
36. Крышу восточной башни украшает шпиль, увенчанный золотым шаром с лучами. Он называется путевой звездой.
37. В западной башне находится Екатерининская церковь.
На месте дворца в средневековье находился Тверской кремль. Во время реставрации археологами были собраны уникальные коллекции старинных предметов. О находках рассказала Валентина Мелькова, сотрудник Тверского научно-исследовательского историко-археологического и реставрационного центра: “В археологических работах, которые заняли у нас достаточно большой период времени, была собрана коллекция материалов, находок. Одна категория – расписные изразцы XVIII-XIX века. Помимо этого, с дворцовой историей у нас связана коллекция элементов архитектурно-декоративной лепнины. Как известно, в период фашистской оккупации Императорский дворец значительно пострадал, и многие декоративные элементы были утрачены. Нам удалось изъять их из культурного слоя. Также была получена коллекция фрагментов осветительных приборов, включающая в себя наборные элементы люстр, такие как ободы с растительными орнаментами, фрагменты подвесок из горного хрусталя, фрагменты стеклянных плафонов. Найдены части канделябров, жирандолей, настенных бра”.
38. На фасаде отображены даты предшествующих строительных периодов.
Далее идут фотографии отреставрированных деталей фасадов.
39. Лепные венки с лентами и косичками над окнами второго этажа.
40. Аттик, в композицию которого включены парапет с гирляндами и вазонами, гербовый щит и сидящие по его сторонам две аллегорические фигуры, которые называются «Волга» и «Россия».
41. Крыльцо перед входом в дом со стороны парадного двора появилось при перестройке в 1864-1971 гг.
42. Тампан с рельефно выложенной датой 1809-1811 на восточном крыле.
43. Фасад с датой строительного периода. Цифры появились при перестройке в 1864-1871 гг.
44.
45. Окно скругленного эркера в углу парадного двора при соединении главного корпуса и крыльев.
Осенью 1941 года Тверской путевой дворец частично был разрушен немецкими захватчиками, в 1942—1948 годах здание было восстановлено. Восстановительными работами 1946—1948 годах руководил архитектор И.Е. Бондаренко, которого сменил Н.Я. Колли.
46.
47. При перестройке дворца в 1864 — 1871 годах архитектором А.И. Резановым, комплекс вернул пластическое богатство, утраченное им в начале XIX века. Ампирные фасады дополнились наличниками, рустовками, тягами, филенками и гирляндами. Подобный набор элементов декора характерен для так называемого стиля Людовика XVI, популярного на тот момент в столичной архитектуре. Также были установлены дошедшие до нашего времени скульптурные фигуры аттика и два больших балкона перед фасадами центрального входа.
48.
49.
50. Рустованные прясла по сторонам ризалитов на первом этаже боковых крыльев расчленены крупными арочными нишами.
51.
52. Заложенная арочная ниша. Первоначально служила для проезда из парадной части в хозяйственную.
С 1962 года во дворце размещались краеведческий музей и картинная галерея, ныне музей переехал в соседнее здание — бывшее Реальное училище.
53.
54.
55. Крестообразные в основании павильоны на концах крыльев дворца имеют в завершении круглый объем со сферическим куполом, увенчанный цилиндрическим барабаном, также с купольной кровлей.
56. Фото до 1910 года. Тверской Спасо-Преображенский собор на протяжении шести с половиной веков был главным кафедральным храмом Твери и являлся духовным символом Тверской земли. Источник: pastvu.com.
57. К покоям царицы сходились аллеи специально разбитого на берегу регулярного парка.
58. Фото 1901 года. Открытка издания Н.А. Прянишникова, Тверь. Отпечатано акц. обществом Гранберг, Стокгольм. Источник: pastvu.com.
59.
60. Фото до 1904 года. Старый Волжский мост был открыт 8 сентября 1900-го. Источник: pastvu.com.
61. Изначально центральный вход во дворец был со стороны Волги. А с террасы розовой гостиной по россиевскому пандусу можно было спуститься прямо в сад.
62. Тверской путевой дворец. Вид со стороны Волги. Рисунок из собрания ТГОМ.
63.
64.
Старые фотографии
65. Фото до 1917 года. Слева видны Спасо-Преображенский собор и флигель путевого дворца. Источник: pastvu.com.
66. Фото до 1917 года. Интерьеры комнат тверского путевого дворца. Источник: www.lostart.ru.
67. Фото до 1900 года. Строительство Волжского моста. Автор фото: В.И. Бреев. Источник: pastvu.com.
68. Фото до 1900 года. Тверской путевой дворец. Источник: pastvu.com.
69. Фото до 1912 года. Спасо-Преображенский собор. Источник: pastvu.com.
70. Фото до 1915 года. Часовня на месте гибели губернатора П.А. Слепцова. Источник: pastvu.com.
71. Фото до 1917 года. Плац. Источник: pastvu.com.
72. Фото до 1935 года. Спасо-Преображенский собор. Вид от Дворца. Источник: pastvu.com.
73. Фото до 1937 года. Сквер на месте собора. Источник: pastvu.com.
74. Фото 1941 года. Немецкое кладбище во время оккупации Калинина. Ликвидировано в 1942 году. Источник: pastvu.com.
75. Фото до 1946 года. Путевой дворец, пострадавший во время войны. Источник: pastvu.com.
76. Фото до 1952 года. Облисполком. Источник: pastvu.com.
77. Фото до 1953 года. 6 ноября 1951 года первый трамвай прошел по маршруту от Пролетарки до вагоностроительного завода. Источник: pastvu.com .
78. Фото до 1955 года. Здание исполкома Облсовета. Источник: pastvu.com.
79. Фото до 1987 года. Памятник М.И. Калинину. Путевой дворец. Источник: pastvu.com.
80. Фото до 1988 года. Памятник М.И. Калинину. Путевой дворец. Источник: pastvu.com.
_______
Ссылки:
1. Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Тверская область: в 6 ч. Ч. 1. / Отв. ред. Г.К. Смирнов. — М.: Наука, 2002. Страницы 608-620
2. Глеб Райков, Юлианна Черемская. Императорский дворец в Твери. Изд-во «Аврора», Санкт-Петербург, 2015.
— http://www.tverplanet.ru/zdaniya/703-putevoi-dvorets.html
— http://www.liveinternet.ru/users/smekh/post141651121/
— http://www.afanasy.biz/news/culture/?ELEMENT_ID=86495&sphrase_id=11116895&logout=yes
http://gallery.tver.ru/share/131.jpg
http://www.lostart.ru/upload/image/t17k1/16.jpg
http://tver.bezformata.ru/content/image106485440.jpg
— http://www.webkursovik.ru/kartgotrab.asp?id=-33355
— https://pastvu.com
— http://tvkultura.ru/article/show/article_id/129923/
— https://video.rambler.ru/kanal/rossiya-kultura/v-tveri-otrestavrirovan-imperatorskiy-putevoy-dvorec/
_______
Большое спасибо за комментарии Павлу Иванову «Тверские своды», а также Владимиру Селиванову, главному инженеру группы компаний «Интарсия».
Tags: 18-19-ее века, архитектура и дизайн, возрождение, известные люди, история, кремли и дворцы, культура, музеи и выставки, наследие, памятники и достопримечательности, правители, регионы, романовы, российская империя, россия, современность, ссср, тверь, фото и картинки, экскурсии

10 июня 2018 Достопримечательности и интересные места

г. Тверь, ул. Советская, д.3

http://gallery.tver.ru/
Тверь – старинный русский город, основанный в 1135 году на стрелке реки Тьмаки. В составе Московского государства с 1485 года.
Около 1247 Тверь была выделена в удел князю Александру Ярославичу Невскому, между 1252 и 1255 перешла к его брату Ярославу Ярославичу — родоначальнику тверской княжеской династии. В 1247 году Тверь стала столицей Тверского княжества. Историческим ядром древней Твери был Тверской кремль.
В 1763 году сильнейший пожар уничтожил центральную часть Твери, а десятью годами позже выгорела уже Заволжская сторона. По повелению Екатерины II была создана целая «архитекторская команда» под руководством П. Р. Никитина, целью которой было перестроить центр Твери в камне согласно регулярной планировке. Главными особенностями этой планировки стали длинная осевая Миллионная, бывшая Екатерининская (ныне Советская) улица, названная так, поскольку на строительство каменных домов в центре города был отпущен миллион рублей из царской казны.
По требованию П.Р. Никитина из Москвы в Тверь приезжает М.Ф. Казаков, которому было поручено осуществление проекта архиерейского дворца. В 1766 году М.Ф.Казаков представлен к чину капитана за осуществление контроля над строительством архиерейского дворца.
24 ноября 1778 году в день тезоименитства Екатерины II освещается дворцовая церковь, этим актом завершается строительство дворца.
Императорский путевой дворец — выдающийся памятник русского зодчества, в помещениях которого находится Тверская областная картинная галерея, а её художественное собрание насчитывает около 32 тысяч экспонатов. Оно включает в себя коллекции культового («древнерусского») искусства XIV — XX вв., русской живописи, графики и скульптуры XVIII — XX вв., западноевропейского искусства XV — XX вв., декоративно-прикладного искусства России, Европы, Востока.
На сайте Тверской областной картинной галереи размещён очень интересный материал об истории дворца и о создании картинной галереи. А так же расписание работы и стоимость билетов. http://gallery.tver.ru/
Не менее трёх-четырёх часов понадобятся, чтобы осмотреть залы дворца. Внимательно изучите путеводитель, так как много экспозиционных залов, которые находятся на нескольких этажах.

Портрет императрицы Екатерины II

Световой фонарь 1860-х гг. над парадной лестницей.

Парадный двухсветный зал на втором этаже дворца.

Портрет великой княгини Екатерины Павловны. Неизвестный художник. Начало 19 века.

Медальный кабинет

Фарфоровая комната.

Жан-Лоран Монье. Портрет девочки. Франция.

Мозаичное панно «Птица, клюющая ягоду». Византийская империя (Северная Африка), VI век. Известняк. Смальта.

Бывшая домовая церковь.

Гербовый зал. Свое название он получил только в XIX веке, когда зал для приемов украсила, проходящая по периметру цепочка геральдических щитов с гербами Москвы, Санкт-Петербурга и уездных городов Тверской губернии, а в самом ее центре располагался большой герб царской семьи Романовых. Такое оформление интерьера символизировало единение царской династии с Тверским краем.

Приглашаю ко мне в группу «МИР ГЛАЗАМИ ФОТОГРАФА, elvik-foto.ru» на FACEBOOK https://www.facebook.com/groups/147677022481858/
На странице группы размещайте свои рассказы и фотографии путешествий по России и другим странам мира, обсуждайте вопросы, связанные с подготовкой тура, а также делитесь полезной информацией, которая поможет путешественникам.

Тверской путевой императорский дворец — картинная галерея

Думаю, неспроста Тверской путевой императорский дворец считается жемчужиной города Твери. Это не только памятник архитектуры XVIII века, кстати, один из старейших в городе, но и картинная галерея с довольно любопытным собранием. Дворец расположен в самом центре Твери на Соборной площади, которая в советское время получила одно из типичных наименований – площадь Революции. Еще в детстве, прогуливаясь по городскому саду, я всегда обращала внимание на это нарядное здание в конце набережной. Тогда в силу возраста, я еще не догадывалась о его прошлом, но как впоследствии оказалось, история дворца довольно интересна. Дворец наконец открылся и я отправилась на экскурсию.

Тверской путевой дворец

Тверской императорский дворец был построен еще в 1763 – 1768 годах по указу императрицы Екатерины II. Впервые здесь она остановилась за год до завершения строительства – в 1767 году. Если мы вспомним историю, то обнаружим, что путевые дворцы, в общем-то, не были редкостью. Их строили по пути следования императоров и их семей, отсюда, собственно, и название – «путевые». Особенной популярностью пользовался Петербургский тракт – дорога из Петербурга в Москву. Дворцы на этом отрезке были возведены в Твери, Завидово, Торжке и т.д. Однако мне кажется, тверской императорский дворец всегда имел свой особый статус. Во-первых, это был масштабный проект, который с небольшими изменения дошел до нашего времени. Дворец, выстроенный в нарядном барочном стиле, но уже со строгими элементами классицизма, представляет собой двухэтажное здание с двумя павильонами-флигелями, образующими внутренний двор-курдонер. На главном парадном фасаде, выходящим на берег реки Волги, в центральном ризалите располагается мезонин.

Флигели завершаются своеобразными башнями, одна из которых ранее была отведена под домовую церковь, о чем сейчас свидетельствует венчающий ее крест.

Такой архитектурный облик, пышный, но в то же время сдержанный, позволяет поставить тверской дворец в один ряд с европейскими монархическими резиденциями того периода.

Во-вторых, замечу, что в строительстве принимали участие ведущие архитекторы того времени. Изначально дворец был построен по проекту известного зодчего XVIII века Петр Романовича Никитина, много работавшего в Москве, Туле, Калуге и прочих российских городах.

Правда, долгое время среди искусствоведов не иссякали попытки связать дворец с творческим наследием другого выдающегося московского архитектора Матвея Казакова. Уже в начале XIX века путевой дворец был перестроен под руководством не менее знаменитого архитектора – Карла Ивановича Росси, который превратил дворец в светскую обитель, центр салонной жизни. А третий этап строительства, произошедший в 1860-х годах, был связан с именем другого зодчего – А.И. Резанова, впрочем, при нем дворец не претерпел существенных изменений.

После революции 1917 года во дворце располагались кабинеты органов советской власти. А вот в 1928 году здесь была открыта картинная галерея, по сути, снова сделавшая дворец центром культурной жизни.

В последние годы наш дворец получил негласный статус «многострадального», поскольку еще в начале 1990-х годов стало понятно, что дворец, памятник архитектуры XVIII века, нуждается в серьезной реставрации. На протяжении долгих лет администрация дворца, сотрудники галереи, да и просто неравнодушные граждане Твери всеми способами пытались привлечь внимание общественности для решения данной проблемы.

Долгожданное возрождение Тверского императорского дворца началось только в 2012 году и длилось три года. На период реставрации деятельность дворца и картинной галереи была приостановлена, хотя временные экспозиции можно было увидеть на других площадках, арендуемых дворцом. В ходе реставрации были решены не только технические задачи по ремонту здания, но и проделана попытка восстановления исторических интерьеров. В большинстве своем детали и элементы интерьера воссоздавались в точном соответствии с историческими фотографиями из современных материалов.

Кстати говоря, практически одновременно с реставрацией дворца было начато воссоздание еще одного знакового памятника города Твери, располагавшегося рядом – Спасо-Преобрженского собора. Собор был известен тем, что являлся первым белокаменным храмом на Руси, возведенным в 1284 году, сразу после разрушительного татаро-монгольского нашествия.

К сожалению, в XX веке его постигла участь многих культовых сооружений – собор был взорван, однако, в 2010-годах было принято решение о его восстановлении на историческом месте. На сегодняшний день строительство собора все еще продолжается.

Возвращаясь к путевому дворцу, хочу заметить, что его открытие состоялось не сразу, поскольку после восстановительных работ нужно было вернуть в его стены дворца всю богатую коллекцию, разместить постоянные экспозиции, словом, полноценно подготовить дворец для посетителей.

Первые экскурсии были организованы в ноябрьские праздники 2016 года, а затем их стали проводить и в другие дни, но количество было сильно ограниченным, а число желающих росло, ведь многим хотелось увидеть, как изменился дворец за это время. Официальное открытие дворца состоялось только в ноябре 2017 года, а в январе 2018 дворец распахнул свои двери для широкого зрителя. Ажиотаж в новогодние каникулы был такой, что говорят, очередь во дворец достигала полутора-двух часов, что для Твери было просто немыслимо.

Конечно, такое событие сложно обойти стороной, вот и я, как только спал шумиха, прихватив фотоаппарат и хорошее настроение, отправилась на встречу с обновленным дворцом.

Говорят, театр начинается с вешалки, пожалуй, тоже самое я теперь могу сказать и про тверской императорский дворец. Переступив порог, я попала в исторический парадный вестибюль с мраморными колоннами, большими каминами и строгим охранником, который сразу попросил надеть бахилы.

Тут же в кассе необходимо приобрести входной билет, дающий право на посещение всех экспозиционных залов дворца. Как мне кажется, цена билета невысока – 250 RUB. Слева от касс – сувенирный магазинчик и небольшой гардероб. Кстати, говорят, именно маленькие размеры последнего послужили причиной январских очередей.

Возле парадной лестницы дворца всех гостей встречает вот такой вот бронзовый всадник.

Кстати, до реставрационных работ в этом холле часто проводились выездные свадебные регистрации, позволяющие молодоженам возможно почувствовать себя членами царской семьи

Начало осмотра начинается с анфиладных комнат первого этажа в западном флигеле, где разместилась коллекция европейской живописи XVII – XVIII веков. Среди, в общем-то, неизвестных для простого обывателей произведений, есть парочка интересных работ в жанре архитектурного пейзажа.

Чуть дальше, в башне находится зал древнерусского искусства, оставивший, наверное у меня самые яркие впечатления. Это невероятно удачное сочетание интерьерного пространства и тематики экспозиции: белые стены, низкие потолки и крестовые своды. Все это создавало ощущение, что я попала не в зал музея, а в древнерусский храм, ну или хотя бы в его трапезную. Впечатление усиливали и развешанные на стенах уникальные фрески XV – XVI веков и старинные иконы.

Коллекцию древнерусской живописи продолжает экспозиция в бывшей домовой церкви. Попасть туда можно, поднявшись на второй этаж по новой деревянной лестнице с чугунными перилами. Церковь в честь великомученицы Екатерины была освящена вскоре после завершения строительства – в 1778 году. Когда-то в этой домовой церкви находился деревянный резной иконостас с работами известного художника – Владимира Боровиковского. Сегодня это всего лишь один из залов галереи, где можно увидеть иконопись XVII – XIX веков.

Все остальное пространство второго этажа также посвящено русскому искусству, начиная с XVIII и заканчивая концом XX века. Временной период для истории искусств – огромный, поэтому я была приятно удивлена тому, как экспозиция проработана и продумана до мельчайших деталей. Здесь встречаются совершенно различные стили и направления, техники и жанры живописи. Буквально в каждом зале обитают свои «жемчужины». Например, в одном из залов – картины известных живописцев XVIII века: Рокотова, Левицкого и Антропова,

в другом – произведения выдающихся художников-реалистов – Шишкина и Левитана,

есть и работы мариниста Ивана Айвазовского. А в анфиладах восточного крыла мне запомнились стенды с коллекцией Конаковского фаянсового завода, дающие интересные примеры советского агитационного искусства, импрессионистические опыты Коровина, небольшие графические работы Владимира Фаворского и авангардистские произведения Александра Тышлера.

Однако дворец не был бы так интересен, если бы не его исторические интерьеры, любовно восстановленные в ходе реставрационных работ. Центральное место среди них бесспорно отведено «белому» или парадному залу, в наибольшей степени сохранившему историческую отделку и обстановку.

Этот двухсветный зал с мраморными колоннами, огромными каминами в торцевых стенах, дюжиной канделябров и подсвечников всегда являлся основным местом проведения придворных празднеств и торжественных приемов. А вот в конце 1812 года это место успело послужить «печальной» залой, здесь был выставлен катафалк с телом скоропостижно скончавшегося принца Георга Ольденбургского. Зал сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, и впоследствии был восстановлен не точно, в этот же раз реставраторам удалось максимально верно воспроизвести исторические интерьеры, в том числе знаменитую отделку белым мрамором, и изящные скульптуры, украшавшие комнату.

Еще один знаменитый зал дворца – гербовый. Свое название он получил только в XIX веке, когда зал для приемов украсила, проходящая по периметру цепочка геральдических щитов с гербами Москвы, Санкт-Петербурга и уездных городов Тверской губернии, а в самом ее центре располагался большой герб царской семьи Романовых. Такое оформление интерьера символизировало единение царской династии с Тверским краем.

Сегодня в зале экспонируются произведения декоративно-прикладного творчества второй половины XIX века, произведенные на Императорском стекольном заводе.

Помимо парадных комнат, особенно привлек мое внимание так называемый фарфоровый кабинет. В этом небольшом помещении, расположенном в эркере западного крыла императорского дворца, размещена, существующая здесь еще с конца XVIII века, коллекция европейского фарфора, в том числе уникальные произведения Мейсенской фарфоровой мануфактуры в Германии.

Прочие интерьеры находятся в восточной части дворца, это – не менее интересные голубая гостиная с элементами исторического мебельного гарнитура (фото 20), опочивальня с окнами в сад, медальерный и рабочий кабинеты, все они доступны для осмотра.

Тверской императорский дворец являвшийся около полутора веков временным домом для представителей царской фамилии, светским и культурным центром Тверской губернии, прямо-таки располагает для неспешных прогулок по его многочисленным залам и анфиладам, созерцания изящных произведений искусства, погружения в историю и культуру прошлых столетий.

Что и говорить, время, проведенное здесь, пролетело незаметно, а по моим скромным подсчетам провела я во дворце не менее двух с половиной часов. Напоследок же даже захотелось запечатлеть себя в одном из зеркал на память.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *