Река квай на карте

Здесь птицы поют, деревья растут, а красота здесь такая, что любоваться ей хочется вечно. В подобных местах – страшных местах – особенно остро чувствуешь их красоту. И их историю. Она записана в их названиях: Проход адского огня, Железная дорога смерти… Это история Второй мировой, которую мы почти не знаем.

Для нас война – это битва за Европу, за Москву и Сталинград, за Прагу и Берлин. Но здесь, в Юго-Восточной Азии, шла своя война, беспощадная и порой бессмысленная…

В свое время я проехал по всем местам боевой славы на Орловско-Курской дуге. От Мценска до Льгова, от Понырей до Прохоровки мы возлагали цветы к памятникам павшим, общались с ветеранами, ночевали в палатках там, где земля до сих пор пропитана кровью и нашпигована снарядами. Я знаю атмосферу тех мест. И никак не ожидал, что здесь, на другом конце света, она окажется точно такой же. А может, даже более тяжелой. Ведь там, на Огненной дуге, люди сражались и гибли за Родину, за свободу, за жизнь своих близких. А здесь, в концлагерях Таиланда, они просто умирали. Без боев, без выстрелов, без надежды и без смысла.

Откуда в Таиланде концлагеря

Ну какой из тайца солдат – так, смех один. Только вы не вздумайте ему об этом сказать: таец свято верит, что он велик и опасен настолько, что сама Европа побоялась его тронуть. А еще он верит в то, что и все остальные в это верят. Поэтому за последние сто лет практически во всех войнах и конфликтах, в которых Таиланд хотя бы теоретически мог поучаствовать, он принимал сторону агрессора. Неправую сторону. Хотя в военных действиях не участвовал. Ну какой из тайца солдат…

Во Вьетнамской войне Таиланд предоставил американцам свои аэродромы, откуда они летали бомбить Вьетнам, а неизрасходованный боезапас сбрасывали на Лаос. Во время гражданской войны в Камбодже выступил на стороне Пол Пота. А во Второй Мировой Таиланд официально поддержал фашистов и гостеприимно предоставил свою территорию японцам под концлагеря.

Мост через реку Квай – одна из главных достопримечательностей Канчанабури. После войны он был отстроен заново, но несколько секций взяты из «того самого» моста.

Многие из нас, европейцев, практически не знают эту часть войны. А ведь закончилась она не 8 и не 9 мая, а 2 сентября 1945 года капитуляцией Японии. Здесь, в Юго-Восточной Азии, японцы творили такое, что садисты из гестапо нервно и завистливо курят в сторонке. Чего стоят одни только марши смерти на Филиппинах, когда под палящим солнцем и ударами плетей пленники проходили десятки километров без воды и пищи. Точное количество жертв мы не узнаем никогда, но их десятки и десятки тысяч. Или строительство тайско-бирманской железной дороги в провинции Канчанабури. С помощью этой дороги японцы хотели соединить свои новые «владения» — Бирму и Малайский полуостров. О тех событиях нам с веселым посвистом рассказывает старый и очень добрый фильм «Мост через реку Квай». Произведение, имеющее к реальной истории такое же отношение, как и мультфильм «Ну, погоди!» Ни одному, даже самому отмороженному режиссеру никогда не придет в голову снять нечто подобное, скажем, об Освенциме. А сказка о концлагере, где главенствует кодекс чести самурая, пленные работают из любви к искусству, а самое страшное наказание — заточение в «одиночке», получила семь «Оскаров».

Ничто не забыто?

Провинция Канчанабури – одно из самых интересных мест в Таиланде. Здешние места – на редкость красивы, здешняя история – на редкость трагична. Каждый день десятки русских туристов приезжают сюда на экскурсию из Паттайи. Кто, как не мы, может понять и прочувствовать весь ужас, который творился здесь в те годы.

Мост через реку Квай – самое популярное, но не самое страшное из этих мест. Он давно превратился в туристический аттракцион, да и от «того самого» моста в нем мало что осталось. Первый же успешный налет авиации союзников превратил мост через реку Квай в груду дымящегося металлолома. Уже после войны его отстроили заново, добавив несколько секций из разрушенного моста.

Самое красивое и оно же самое ужасное место — Проход адского огня. Здесь лучше побывать не в группе русских или, не дай бог, китайских туристов. В эти места лучше приезжать самостоятельно. Только так можно услышать и понять здешнюю тишину. А еще здесь, действительно, очень красиво. Очень жарко. И очень тяжело.

Проход адского огня — самое красивое и самое ужасное место на всей Железной дороге смерти.

Приходят сюда и тайцы. Делают селфи на фоне живописных гор, уцелевших участков железной дороги, цветов, заботливо оставленных между камнями. Цветы эти принесли австралийцы, голландцы, англичане. Их много в этих местах. Это их предки строили Железную дорогу смерти, прорубали кирками горы, расчищая под новые участки рельсов самый тяжелый ее участок. Их убивали болезни и непосильный труд по 18 часов в сутки. Их убивали жара, голод, жажда и садисты-надсмотрщики. На этих людей было настолько жутко смотреть, что в темноте, когда на них падал свет факелов, они напоминали мучеников из самых страшных кругов ада. Название «Проход адского огня» появилось именно поэтому.

Японские инженеры отводили на строительство тайско-бирманской железной дороги пять лет. Хватило полутора лет и 106 тысяч жизней. В Бухенвальде погибло вдвое меньше. Мост через реку Квай и Проход адского огня – та часть Второй Мировой, которую мы не знаем, но никогда не забудем.

Проход адского огня и Мост через реку Квай на карте Таиланда:

Проход адского огня построен в местах, где дух захватывает от красоты.

Сутками напролет узники тайских концлагерей прорубали Проход адского огня кирками и разгребали голыми руками.

На фото – единственный сохранившийся после бомбежек участок Железной Дороги смерти в Проходе адского огня.

Ценой тысяч жизней пленники проломили Проход Адского огня. Здесь должны были пройти поезда, чтобы соединить «новые владения» японцев в Юго-Восточной Азии.

У каждой семьи — своя история войны. История о тех, кто не вернулся и о тех, кто всю жизнь их помнил и любил. Вечная слава тебе, связист Джек Томпсон. И твоей любящей сестре Элси.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *