Ростовский музей изо

Музей изобразительных искусств

Автор текста Анастасия Цой
Выставка «Разные» в Музее Изобразительных Искусств.

В Ростовском областном музее изобразительных искусств (РОМИИ) открылась выставка «Разные». На ней представлены картины пяти молодых художниц: Елены Лесной, Ольги Менжилий, Екатерины Меньковой, Маргариты Семергей и Ольги Семченко.

Есть такие выставки (а выставка – это, как и картина, своеобразное произведение искусства, мозаика, составить которую непросто, для этого нужен и талант, и опыт), на которых приятно находиться: они не кричат о себе, не пошлят, на них чувствуешь себя спокойно, умиротворенно, будто сидишь на старой скамейке во дворе, где цветет черемуха и малыши играют в мяч. Выставка «Разные» производит именно такое впечатление: женственность, спокойствие, гармония.

Название «Разные», по словам куратора выставки Рязанова Валерия Васильевича, довольно многогранное: обычному человеку, обывателю, окружающий его мир кажется знакомым, привычным, возможно, не лишённым обаяния, но не более того. В то время как восприятие действительности человеком творческим, будь то поэт, художник или кинорежиссер, всегда образное: один и тот же дом или сад два разных живописца напишут по-разному. Они сумеют эстетически прочувствовать предмет, как сделал это великий Сезанн, изображая обыденные и неприметные яблоки. Но в яблоках Сезанна будто бы заключена взрывная необычная сила, которую отмечают зоркие зрители.

В работах художниц, о которых мы говорим, тоже изображены обычные предметы, привычные пейзажи и будто бы знакомые лица, но все это дышит, движется. Картины, представленные на выставке, это, скорее, поэзия, чем проза, если бы нам нужно было сравнивать. В поэзии больше чувства, интуиции, в прозе — интеллекта. Вырисовывающиеся на темном фоне «Ирисы» воспроизводят запахи, написанная сушеная рыба («Глянец» Елена Лесная) напоминает вкус – и все это сопрягается для зрителя с определенными эмоциями, как в романе Марселя Пруста вкус печенья «Мадлен» вызывает у героя воспоминание о детстве.

Проходишь мимо «зимних» картин Екатерины Меньковой («Прогулка», «Ледостав») и вспоминаешь строки Б.Л. Пастернака:

Снег идет, снег идет.

К белым звездочкам в буране

Тянутся цветы герани

За оконный переплет.

Картина «Ледостав» выглядит очень хрупкой: кажется, тонкие ветви деревьев сломаются или исчезнут вовсе от малейшего прикосновения. Цветовое решение на первый взгляд удивляет, оно как будто нереалистичное, сказочное: красновато-синие обнаженные стоят деревья. А мы ожидаем увидеть их серыми: такими, какими привыкли видеть. Как привыкли лондонцы к тому, что туман сер, а Клод Моне увидел и изобразил его розовым. Оказалось, художник был прав: в Лондоне красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придает ему красный оттенок.

На картине Ольги Менжилий «Клематисы» довольно нестандартная композиция. Ребенок, девочка, спрятана вглубь разросшейся лианы, она выглядывает оттуда и как будто наблюдает за нами, а мы за ней. Много на выставке и портретов: «Поляков П.С.» и «Туроверов Н.Н.» Ольги Семченко, яркий автопортрет Елены Лесной «На даче». Кажется, что этот автопортрет довольно прост: неидеализированные черты самой художницы, косы, грубая полосатая кофта, но у Елены получилось создать определенное настроение, которое улавливает внимательный зритель.

Есть на выставке картины, изображающие улочки Ростова-на-Дону и области (например, «Дом в Старочеркасске» Ольги Семченко или «Донской хуторок» Екатерины Меньковой). Но подробнее хочется остановиться на картине Маргариты Семергей «Утро. Улица Горького». Кроме довольно скучного (в жизни) белого здания, нескольких неприметных деревьев и дороги на картине ничего нет, но она притягивает внимание. Она как будто состоит из маленьких стеклышек, которые собрали воедино и склеили, при этом хочется рассмотреть каждое из этих «стеклышек»; и вот ты уже замечаешь очертания идущего человека, трамвайные пути – улица оживает у тебя на глазах!

Вообще, от картины к картине понимаешь, насколько важны для искусства вечные темы: главные из них, наверное, природа и любовь. И если для поэзии или прозы больше характерна тема любви, то для живописи – тема природы. Стоит только посмотреть на названия:»Весна вдали от города», «Запах детства», «Тополя», «Клематисы»Ольги Менжилий; «Сирень», «Флоксы», «Старый ясень»Маргариты Семергей; «Донской хуторок», «Прогулка», «Ледостав» Екатерины Меньковой; «Гнезда», «Дом в Старочеркасске» Ольги Семченко; «Яблоня», «На даче», «Колесо обозрения» Елены Лесной. Столько цветов – распускающих бутоны, пахнущих – и деревьев, разбросавших ветви тут и там. Непроизвольно вспоминаешь классику: вазы с цветами Ван Гога или водяные лилии Клода Моне. Или вот в прошлом году в том же РОМИИ была выставка Игоря Петрова «Моя Таврида», на которой были представлены в основном яркие, колоритные пейзажи. Кажется, изображать природу всегда будет актуально, как и писать о любви. И пусть все уже сказано: Татьяна давно написала письмо Онегину, и всевозможные пейзажи и натюрморты были нарисованы, но каждому художнику и поэту хочется добавить свое, показать себя, а читателю и зрителю хочется вникать в это.

Но важно не просто изобразить, достоверно передать те же ирисы или подсолнухи – для этого не нужно быть Художником, достаточно просто уметь рисовать. Настоящий Художник тот, кто отнимает аромат у цветка, как говорил русский поэт А. А. Блок.

Удалось ли пяти молодым ростовским художницам отнять аромат у цветка, решать зрителю, то есть вам.

Посетить выставку можно до 26 июля по адресу Пушкинская, 115.

Анастасия ЦОЙ

История

Открытие музея состоялось в 1938 году, но формирование собрания имеет более давнюю историю. Еще в начале XX века в Ростове-на-Дону было создано Ростово-Нахичеванское общество изящных искусств, на выставках которого экспонировались произведения художников из разных городов России, вошедшие затем в частные коллекции местных меценатов, которые после революции поступили в музей.

С 1 мая 1920 года работал как Донской областной музей искусства и древностей, с 1927 — в составе краевого музея народов Северного Кавказа, в 1934-1936 не функционировал, с 1937 — на правах отдела Ростовского областного музея краеведения,

У истоков создания музея стояли художники М. С. Сарьян и А. Д. Силин, писательница М. А. Шагинян. С первых лет существования музей также пополнялся экспонатами из центральных музеев страны — Третьяковской галереи, Эрмитажа, Русского музея.

В январе 1942 года коллекция была эвакуирована в Пятигорск, где была разграблена немецкими войсками. В течение послевоенных лет некоторые из похищенных картин постепенно возвращались музею, но всю довоенную коллекцию так и не удалось восстановить. Вторично музей открылся в июне 1946 года в отведенных для него комнатах Ростовского художественного училища имени М. Б. Грекова.

C 1958 года музей также занимает особняк известного адвоката А. П. Петрова, построенный в 1898 году по проекту архитектора Н. А. Дорошенко (особняк национализирован в 1920 году).

> Основные экскурсии

  • Древнерусское искусство.
  • Русское искусство XVII — нач. XX вв.
  • Западноевропейское искусство XVII — XIX вв.
  • Искусство Востока.

> Директора музея

  • с 2007 по наст. время — С.В. Крузе
  • с 1950 по 1979 год — Ю.Л. Рудницкая

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *