Санта Мария дельи анджели

Останавливаясь в Риме неподалеку от вокзала Термини, мы столько раз проходили через площадь Республики и каждый раз игнорировали на первый взгляд невзрачное сооружение из кирпича. А зря.
Оказалось, Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (итал. Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) — одна из интереснейших римских церквей, с особым характером, неожиданным образом придаваемым штрихами науки.
1.


Базилика построена на месте античных руин терм Диоклетиана. Эти термы, выстроенные в 298-305 годах за очень короткие сроки, были самыми грандиозными в Риме – расположившиеся на площади 13 гектаров, одновременно вмещали более 3000 посетителей. Древние термы занимали территорию между современной площадью Чинквеченто и улицами Виминале, Торино, ХХ Сентября и Волтурно.

Каким образом это удалось создателям мне не понятно, но термы были выстроены так, что в любой день вода нагревалась теплыми лучами солнца, а там, где нужно было оставалась холодной. До VI века здесь функционировал легендарный древнеримский водопровод, пока он не был разрушен готами.
Рассказывают, что на строительство терм император Диоклетиан приказал согнать 40 тысяч римских христиан, многие из которых погибли от непосильного труда и голода.
2.

Акцент на площадь Республики – одна из центральных площадей Рима, раньше называлась площадью Экседры.
В центре площади — фонтан Наяд – красивейший римский фонтан новейшего времени (1901 год.).
3.

Спустя века, в 1561 году, Папа Пий IV решил превратить развалины терм в священное место, отдав их под кельи монастыря и построив на этом месте храм, посвятив его Богородице, ангелам и мученикам. Разработку проекта церкви Папа поручил 86-летнему Микеланжело. Он решил встроить в существующий фасад терм собор, из-за чего базилика обладает центральным входом, вогнутым внутрь, что для римских церквей не характерно.

Но великий Микеланджело в 1564 г. скончался и работы спустя много лет продолжил неаполитанский архитектор Луиджи Ванвителли (1700 — 1773). Строительство закончили в 1749 г. В начале XX в. пышный фасад, созданный Ванвителли, сломали, восстановив идею Микеланжело – портал в виде простой кирпичной стены.
4.


5.

Потрясающие двери.
6.

7.

8.

9.
Космические мотивы в витраже.
10.

Храм, построенный в виде равноконечного креста, украшен полотнами итальянских и французских мастеров 18-го века.
11.

Голова Иоанна Крестителя работы современного польского скульптора Игоря Миторай (2006 год.).
12.

Уютный внутренний дворик, остатки терм Диоклетиана.
13.
14.
15.
16.
17.

Базилика интересна меридианом, созданным по приказу папы Климента XI. Воплощением идеи занимался Франческо Бьянкини, вложивший в меридиан три функции: благодаря ему можно смерить точность веденного Григорианского календаря, определить дату празднования Пасхи, а также сверить часы — в 1702-1846 гг. по нему сверяли все часы Рима.
Меридиан я вам не покажу, не сфотографировала, а вот маятник который удерживает на вытянутом пальце руки земной шар – пожалуйста.
18.

Вот такая церковь, с мыслью о примирении церкви с наукой и современностью после многих столетий непримиримой вражды.
Базилика открыта для посещения с 7.00 до 18.30, в воскресенье и праздничные дня – до 19.30.
Заходите в солнечные дни, увидите базилику во всей красе.

Tags: В путь-дорогу, Италия, Рим

Санта-Мария-дельи-Анджели

Базилика Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири (итал. Santa Maria degli Angeli e dei Martiri) — католический собор, посвящённый Деве Марии, ангелам и мученикам. В архитектурном плане представляет собой необычную достопримечательность, особенность которой в том, что в качестве сооружения для базилики не возвели новую постройку, а использовали относительно хорошо сохранившиеся древнеримские термы Диоклетиана.

история и описание

фотогалерея

график работы

входной билет

адрес

на карте Рима

Строительство базилики началось во второй половине XVI века по проекту выдающегося творца всех времён — Микеланджело Буонаротти — на месте руин античных терм Диоклетиана (начало IV века). Решение о постройке было принято Папой Пием IV по просьбе сицилийского священника Антонио дель Дука, дяди одного из учеников Микеланджело. Легенда гласит, что однажды над руинами римских терм священник увидел яркий белый свет, озаряющий всё вокруг, исходящий от семи христианских мучеников. Это видение подтолкнуло Антонио на мысль о базилике, посвящённой ангелам. Более 20 лет священник боролся за возможность строительства нового сооружения.

Работая над проектом Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири, Микеланджело предложил уникальное решение. Взяв за основу будущего сооружения руины античных построек, он сумел не только в значительной степени сократить расходы на строительство, но и сохранить ценнейший археологический комплекс эпохи Римской империи.

Возведение базилики началось с реконструкции помещений терм Диоклетиана под руководством Микеланджело в 1561 году. Основная часть строительных работ была завершена уже в 1566 году, однако внутренняя отделка продолжалась ещё более ста лет. В середине XVIII века главным архитектором Санта-Мария-дельи-Анджели стал Луиджи Ванвителли, который, работая над созданием внутреннего убранства базилики, опирался, прежде всего, на первоначальный проект Микеланджело. Интерьер достопримечательности выполнен в роскошном стиле барокко. Именно таким его и хотел видеть Микеланджело.

подсказка: если хотите найти недорогой отель в Риме, рекомендуем посмотреть этот раздел специальных предложений. Обычно скидки составляют 25-35%, но иногда достигают 40-50%.

Благодаря Ванвителли, в базилике появились многие произведения искусства, которые перенесли из Собора святого Петра. Картины знаменитых мастеров прошлых столетий, украшавшие главный католический собор, в те времена находились под угрозой из-за повышенной влажности. Для сохранности произведений искусства, их было решено перенести в Санта-Мария-дельи-Анджели-э-деи-Мартири. Сегодня здесь хранятся известные полотна Доменикино, Помаранчо, Помпео Батони, Карло Маратта и некоторых других художников.

Одной из достопримечательностей базилики является меридиан, расположенный в правой части сооружения. Бронзовая 45-метровая линия, вмонтированная в мраморный пол, появилась в первых годах XVIII века по распоряжению Папы Климента XI. Она представляет собой, своего рода, солнечные часы, по которым Рим сверял время на протяжении почти 150 лет. Кроме этого, Папа Римский мог контролировать правильность течения Григорианского календаря и с бòльшей точностью определять дату Пасхи. Меридиан в базилике выполнен по аналогу с меридианом, расположенным в Соборе Сан-Петронио в Болонье.

Рекомендуем экскурсии:

Как понять Рим и получить от него удовольствие — групповая экскурсия (до 10 человек) для первого знакомства с городом и главными достопримечательностями — 3 часа, 31 евро

Колизей и Древний Рим — погрузиться в историю Древнего Рима и посетить главные памятники античности: Колизей, Римский Форум и Палатинский холм — 3 часа, 38 евро

Кулинарная прогулка — история римской кухни, устрицы, трюфель, паштет и сыр во время экскурсии для настоящих гурманов — 5 часов, 45 евро

Я много раз видела эту церковь, когда проходила по площади Республики. Мне она казалась очень древней потому, что ее необычный вогнутый фасад как будто бы вырастал из античных руин. Когда мы в последний раз были в Риме, у нас выдалось свободное утро перед отъездом в Абруццо. Мы решили посетить Базилику Santa Maria degli Angeli потому, что она находилась недалеко от нашего отеля. Мы дошли до нее пешком от отеля Milani за несколько минут. Все-таки очень удобно останавливаться около вокзала Термини.

Термы Диоклетиана

Оригинальный фасад базилики объясняется тем, что она была встроена в развалины терм императора Диоклетиана. Эти термы на самом деле построил император Максимиан, который был соправителем Диоклетиана. В этом тандеме Диоклетиан был лидером, и хотя он не жил в Риме, но поручил своему младшему партнеру построить термы, которые бы увековечили его имя. Надо отдать должное Максимиану, он построил колоссальные термы, которые действительно прославили в веках имя Диоклетиана. Эти термы были самыми грандиозными в Риме, в них одновременно помещалось до 3000 посетителей. Их площадь составляла более 13 гектаров, они занимали территорию между современной площадью Чинквеченто и улицами Виминале, Торино, ХХ Сентября и Волтурно. Проходя по этим улицам, я то и дело встречаю их величественные руины.

Термы Диоклетиана

Колоссальный банный комплекс был построен в 298-305 годах за рекордно короткие сроки. Термы были построены буквально на костях тысяч рабов и первых христианских мучеников, которые работали не только на стройке, но в мраморных и песчаных карьерах. Полное название базилики Santa Maria degli Angeli e dei Martiri хранит память о безвестных мучениках, погибших при ее строительстве. Их останки захоронены в базилике.

Площадь Республики, экседра

Нынешняя площадь Республики раньше называлась площадью Экседры потому, что на этом месте располагалась экседра, т.е. полукруглый двор терм. Белокаменные неоклассические здания с колоннадами точно повторяют очертания экседры, образуя огромный полукруг, который прорезает прямая, как стрела, Виа Национале. В хорошую погоду отсюда можно увидеть площадь Венеции с монументальным комплексом Виктора Эммануила II.

Площадь Республики, фонтан Наяды

В центре площади находится живописный фонтан Наяды в стиле модерн (1888 г.), который в 1901 году был украшен скульптурной группой «Нимфы и морские чудовища» работы Марио Рутелли. Фигуры смеющихся нимф, играющих с морскими чудищами, настолько выразительны, что некоторое время после открытия вызывали возмущение блюстителей нравов.

Базилика Santa Maria degli Angeli

Базилика Santa Maria degli Angeli была построена на месте античных руин в 1566 году. Красивая легенда гласит, что в 1541 году сицилийскому монаху Антонио Ло Дука было видение ангелов на руинах терм Диоклетиана. Папа Пий IV (1559-1565) решил построить в этих развалинах церковь. Он поручил разработать проект Микеланджело, который начал работу в 1563 году, но спустя год великий художник умер. Проект завершил Джакопо Ло Дука, племянник Антонио и ученик Микеланджело.

Хотя первоначальный проект Микеланджело подвергся изменения, да и сама церковь неоднократно перестраивалась, мне кажется, дух великого художника до сих пор живет в этом шедевре. Когда я находилась в церкви, меня не покидало ощущение необыкновенной, почти небесной гармонии. По сравнению с великими базиликами Рима, церковь сравнительно невелика, но каждый сантиметр ее украшен с любовью и тщанием. Мы пришли в базилику ранним солнечным утром, когда она была вся залита лучистым светом.

Рождественская композиция

Микеланджело гениально вписал церковь в развалины терм, сохранив их основные помещения. Вестибюль соответствует калидариуму (горячим ваннам) терм. В изящном вестибюле, была установлена простая рождественская композиция. На ковре в окружении высоких золоченых канделябров и фикусов в кадках, располагались гипсовые фигуры младенца Христа в колыбели, Мадонны и Иосифа. Старинные скульптуры были очень трогательными и естественными. Мне особенно понравилось нежное лицо юной матери, взирающей с любовью на свое дитя. Эта бесхитростная композиция, приветливо встречавшая посетителей, придавала базилике почти домашний уют.

Интерьер базилики Santa Maria degli Angeli

Центральная часть базилики имеет, по замыслу Микеланджело, форму греческого креста, что придает ей компактность, в отличие от грандиозных «классических» базилик, в которых главный алтарь расположен чуть ли не в километре от входа. В силу этой особенности трансепт является доминирующей частью базилики. Он расположен на месте бывшего тепидария, теплых ванн. Микеланджело старался максимально сохранить и использовать пространство терм, чтобы продемонстрировать их грандиозность. Длина трансепта составляет более 90 м, а ширина 27 м. Проект Микеланджело предусматривал в каждом конце трансепта большие кубические пространства, в которых теперь размещены капеллы.

Своды базилики Santa Maria degli Angeli

Высота центрального нефа составляет 29 метров. Восемь необыкновенно массивных колонн поддерживают три крестообразных свода. Эти античные колонны из терм Диоклетиана имеют высоту 14 м, а их средняя окружность составляет 5 м. Еще восемь колонн были добавлены во время реставрации XVIII века, но они являются лишь имитацией античных. Как я узнала из пояснительной таблички, простой крестовый свод намеренно не покрыт декором, чтобы показать величие архитектурного замысла. Мой друг, имеющий инженерное образование, оценил это в полной мере и был восхищен силовыми конструкциями базилики. Пока я ходила вокруг и фотографировала, он сидел в центре трансепта и с интересом рассматривал ребра жесткости свода. Центральный неф украшают восемь живописных полотен, которые первоначально находились в старой базилике Святого Петра в Ватикане и были перенесены сюда в XVIII веке.

Меридиан в базилике Santa Maria degli Angeli

Еще одну достопримечательность базилики я увидела на полу в левой части трансепта. В начале XVIII века папа Климент XI поручил астроному, математику, археологу, историку и философу Франческо Бьянкини проложить в полу базилики линию меридиана. Этот меридиан, т.е. своего рода солнечные часы, должен был выполнять три задачи. Во-первых, папа хотел проверять по нему точность вновь введенного Грегорианского календаря. Во-вторых, ему нужен был инструмент для точного определения даты наступления Пасхи. В-третьих, тщеславный папа желал, чтобы в Риме был такой же меридиан, как в кафедральном соборе Болоньи. Как было написано на табличке, по этому меридиану еще в конце XIX века сверяли часы города Рима. Выбор пал именно на эту базилику потому, что, будучи частью античных терм, она была ориентирована строго на юг, и благодаря этому полуденное солнце беспрепятственно попадает внутрь. В полдень, точнее в 12.15 (13.15 по летнему времени), луч солнца направлен строго вдоль линии меридиана.

Открытие меридиана состоялось 6 октября 1702 года. Он представляет собой бронзовую линию, вмонтированную в белую мраморную плиту, которая в свою очередь обрамлена желтым веронским мрамором. Линия проходит точно по меридиану, который пересекает Рим на широте 15 градусов. Длина меридиана составляет 45 метров, и он превосходил все имевшиеся в то время меридианы (конечно, искусственные) потому, что чем длиннее линия, тем точнее астрономические расчеты. Справа от меридиана находятся полихромные инкрустации с изображением летних и осенних знаков зодиака, слева – весенних и зимних. Мы с другом нашли свои знаки зодиака справа. В центре композиции находится герб папы Климента XI, внутри которого можно увидеть знак Солнца.

Маятник в базилике Santa Maria degli Angeli

Около меридиана был подвешен интересный маятник в виде руки, удерживающей на вытянутом пальце земной шар. У нас сразу возникли ассоциации с маятником Фуко в Исаакиевском соборе. Вернее, возникли у меня потому, что я дважды видела его, когда была в Петербурге, а мой друг, хоть и учился там 5 лет, не видел потому, что собор был закрыт на реставрацию. К нашему разговору тут же присоединились двое соотечественников, которые сказали нам, что маятник из Исаакия убрали.

Базилика приятно удивила нас своей, если так можно выразиться, научной направленностью. Во внутреннем дворике я с удивлением увидела пятиметровую бронзовую статую «Галилео – божественный человек». Это откровенно позабавило меня потому, что гениальный ученый чуть было не окончил свою жизнь на костре инквизиции. В базилике была также открыта выставка, посвященная Галилео. Времена меняются!

Орган в базилике Santa Maria degli Angeli

Еще одна уникальная достопримечательность базилики – колоссальный орган. Я в жизни не видела ничего подобного. Этот орган был преподнесен в дар папе Иоанну Павлу II городом Римом по случаю юбилейного 2000 года. Корпус органа из массива вишни имеет высоту 12 метров и длину 11 метров. Как тут не вспомнить слова Мандельштама, «в тот вечер не гудел стрельчатый лес органа». Действительно, настоящий лес из 5400 серебристых труб!

Посещение этой необычной церкви было настоящим праздником души. Уходя из нее, я знала, что буду возвращаться сюда снова и снова. Нужно обязательно придти сюда в ясный полдень, чтобы посмотреть, как луч солнца золотит линию меридиана. Кроме того мне очень хочется услышать, как звучит гигантский орган в маленькой базилике. Базилика открыта для посещения с 7.00 до 18.30, в воскресенье и праздничные дня – до 19.30.

Национальный римский музей

Наряду с базиликой Santa Maria degli Angeli в бывших термах Диоклетиана находится целый музейный комплекс: филиал Национального римского музея с богатой коллекцией античного искусства и «Восьмигранный зал» с коллекцией римской скульптуры II-IV веков.

Предыдущие посты о базиликах Рима
Воскресная месса в Базилике Санта Мария Маджоре
Исцеляющий младенец Иисус в базилике Санта Мария ин Аракоэли
Святой Петр в веригах
Базилика номер один в католическом мире
По следам святого Павла в Риме
Базилика святой Пракседы в Риме

Рим. Церковь Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири – базилика в Риме, освященная в честь Пресвятой Девы Марии, Ангелов и Святых (Santa Maria degli Angeli e dei Martiri).

Эта церковь находится на пьяцца Республика, в центре Рима, что делает ее объектом пристального внимания самостоятельных путешественников.

Уникальность этой римской базилики заключена в том, что именно здесь воплотилось единство истинной христианской веры, величия древнего Рима и новаторство эпохи Возрождения.

Построенная на развалинах диоклетиановских терм, Церковь Санта Мария дегли Анжели с фасадом из кирпичной стены античной постройки, является, пожалуй, самой узнаваемой церковью в Риме.

История церкви Santa Maria degli Angeli e dei Martiri в Риме это, в первую очередь, история веры простого сицилийского монаха, — Антонио дель Дука. В начале 16 века Антонио был простым хормейстером в кафедральном соборе Палермо (1513-15гг).

Как-то раз в маленькой неприметной церквушке Антонио увидел старинную икону с изображением семи ангелов, каждый из которых был подписан особым именем. Надо сказать, что к тому времени культ «Семи Ангелов» еще не получил признания римской церковью. Монах дель Дука был настолько поражен силой, исходящей от этой иконы, что решил следовать в Рим, что бы всему миру явить откровение о «Семи Ангелах». Дело было в 1527 году.

Антонио сочиняет литургию к «Мессе Семи Ангелов» и отправляет ее кардиналу дель Монте, — дяде будущего Папы Юлиуса-III, которым удается добиться признания культа «Семи Ангелов» у Ватикана. В 1533 году, Антонио дель Дука вынужден вернуться на Сицилию после смерти своего покровителя кардинала дель Монте, когда стало понятно, что надежды на официальное признание литургии к «Мессе Семи Ангелов» уже не оправдаются. И, тем не менее, через восемь лет, сицилийский монах опять возвращается в Рим и становится капелланом Церкви Санта Мария ди Лорето у форума Траяна.

Однажды, летом 1541 года Антонио дель Дука посещает еще одно божественное откровение: свет, белее самого снега, исходил из развалин Терм Диоклетиана, а в центре этого божественного сияния монах увидел образы 7-ми святых: Святого Кириака, Св Папы Марцелла, Св Сатурнина, Св Largo, Св мученика Смарагда, Св Сисиния и Св Trasone. Это видение монах истолковал как благословление этих Святых Мучеников на постройку храма в честь Семи Ангелов именно здесь, в диоклетиановких термах.

Антонио отправился к развалинам и на 7-ми колоннах тепидариума (помещение сухой парилки в римских термах\банях) написал семь имен главных Ангелов Божьих: Михаэля, Габриэля, Рафаэля, Уриэля, Скалтиэля, Барахиэля и Иегудиэля. С этого момента монах дель Дука положил все свои силы, что бы добиться разрешения на постройку в Риме церкви в честь 7-ми Мучеников и 7-ми Ангелов, но его идея, к сожалению, не получила поддержки у папы Павла-III.

Что бы доказать Ватикану необходимость и важность строительства такой церкви, Антонио дель Дука в 1543 году отправляется в Венецию, где заказывает копию с мозаики Собора Святого Марка, изображающую Деву Марию в окружении Семи Ангелов. Дель Дука надеется воспользоваться вечным соперничеством Рима и Венеции, и снова обращается к Папе с предложением о строительстве церкви в честь Семи Ангелов и Мучеников; и создания под ее покровительством приюта для детей-сирот. Но и на этот раз Павел-III остался непреклонным. (Сейчас эта картина находится в центре апсиды за главным алтарем базилика Санта Мария дегли Анжели).

Антонио вынужден был ждать еще 7 лет, когда на папский престол взойдет Папа Юлий-III дель Монте, что бы его чаяния сбылись. И, вот, в 1550 году Папа приказывает викарию Рима, монсеньеру Филиппо Арчинто, подписать указ об освещении в Риме церкви в честь Святой Марии, Семи Ангелов и Семи Мучеников. Но написание указа на этот раз, к великому сожалению, еще не означало его выполнение. Племянники папы Павла-III превратили диоклетиановские термы в место своих охотничьих забав и верховых прогулок, — о начале строительства храма нечего было и думать.

И, лишь с приходом на престол Пия-IV (Медичи), Папской буллой от 27 июля 1561 года было повелено начать строительство Базилики Санта Мария дельи Анджели э деи Мартири в термах Диоклетиана в Риме, что и было исполнено самим Микеланджело Буанаротти.

45 лет потребовалось монаху Антонио дель Дука, что бы исполнить ангельское откровение! 45 лет борьбы истинной христианской веры с человеческими сомнениями, политическими интригами, беспечностью и страхом!

Где находится базилика Санта Мария дегли Анжели э деи Мартири?

santatiana

Свежим сентябрьским утром мы направились из Перуджи в Ассизи. Туда можно добраться поездом от станции Fontivegge и автобусом от автостанции или площади Италии. После поезда нужно еще ехать на местном автобусе, а междугородний автобус довозит прямо до базилики Сан Франческо. Сообщение между двумя городами великолепное.


Вид на церковь Santa Maria degli Angeli

Обычно паломники и туристы сразу направляются в базилику Сан Франческо, а я по какому-то наитию хотела сначала посетить церковь Santa Maria degli Angeli (Богоматерь ангелов). Наверное, потому, что именно эта церковь впервые позвала меня в Ассизи. Я гостила у своих друзей в Сиене ровно два года назад и, когда возвращалась домой в Монтесильвано, автобус несколько минут стоял прямо у церкви. Я смотрела из окна на громадное строгое здание из светло-бежевого камня, и мне ужасно хотелось выйти и сфотографировать, но я боялась отстать от автобуса. Вокруг здания прогуливались настоящие францисканцы в грубых рясах цвета какао без молока и сандалиях на босу ногу. Они оживленно беседовали между собой и выглядели очень довольными жизнью. В память навсегда врезалась возвышающаяся высоко над церковью золоченая фигура Мадонны, которая ослепительно сияла в лучах послеполуденного солнца.

Францисканцы около базилики

Довольно быстро доехав на поезде до Ассизи, мы вышли на крошечную привокзальную площадь. Подъехал автобус, и я спросила у водителя, доедем ли мы до базилики Santa Maria degli Angeli. Он заверил, что доедем. Однако мы поехали кружным путем. Сначала мы приблизились к церкви и увидели совсем недалеко серебристый купол, но неожиданно автобус круто развернулся и поехал в противоположную сторону. Минут двадцать нас катали по окрестностям, еще раз подвозили к вокзалу, и лишь после этого высадили у самой церкви. В ответ на мое возмущение мой друг философски сказал, что водитель был формально прав, когда сказал, что мы доедем до церкви, поскольку маршрут был круговой. Хотя и не сказал, что нам надо было ехать в обратном направлении.


Базилика Santa Maria degli Angeli

Первым делом я осуществила свою давнюю мечту, сделав фотографии базилики. Мне не удалось захватить ее полностью в объектив, даже отойдя к самому дальнему концу площади, красиво вымощенной брусчаткой. Зато удалось сфотографировать чудесную золотую Мадонну, которая два года назад навсегда запечатлелась в памяти.


Santa Maria degli Angeli

Грандиозная базилика строилась более 100 лет (1569-1679 годы). Для первоначального проекта архитектора Галеаццо Алесси (1512-1572) была характерна строгая простота, соответствовавшая францисканским идеалам бедности. В 1832 года церковь сильно пострадала от землетрясения, и в процессе реставрации в здание были внесены некоторые изменения. Нынешний монументальный фасад базилики был создан в 1930 году по проекту Чезаре Баццани. Он выполнен в стиле римского барокко с большим атриумом, разделенным на три портика. Над главным портиком расположена ложа для благословения с аркой, которая завершается тимпаном. Всю эту сложную конструкцию венчает бронзовая статуя Девы Марии, выполненная скульптором Гульельмо Коласанти. В 1950 году по проекту архитектора Николози была благоустроена площадь перед базиликой . После «фотосессии» мы поспешили в базилику. Внутри было не очень многолюдно. Огромное пространство поглощало все посторонние звуки. Согласно традиции, в основу плана базилики положен латинский крест. Интерьер базилики состоит из трех нефов с полукруглыми абсидами и крестообразного купола. Даже сегодня святилище поражает своими размерами и является одним из крупнейших христианских храмов. Его длина составляет 126 м, ширина – около 65 м, высота – 75 м (с учетом купола, возведенного в 1680 году). Посреди всего этого строгого великолепия, прямо под куполом, мы увидели старенькую каменную церквушку. Когда мы подошли ближе, я поняла: это не что иное как Porziuncola! Оказалось, что великолепная базилика служила хранилищем для бесценной реликвии. Папа Пий V (1566-1572) принял решение построить базилику для того, чтобы сохранить мемориальные места, связанные с жизнью Сан Франческо: Порциюнколу, а также келью, в которой умер святой и Розарий. Согласно легенде, Сан Франческо, обуреваемый искушениями, упал всем телом на куст шиповника, который в то же мгновение превратился в прекрасную розу без шипов. По замыслу папы Пия V, базилика должна была служить святилищем, где многочисленные паломники могли бы в тишине и покое прикоснуться душой к реликвиям, связанным с жизнью Сан Франческо. Путеводители советуют обратить также внимание на деревянные хоры конца XVIII века, папский алтарь работы Аполони Гетти со скульптурами Манфредини, фрески Аппьяни (1757) и картины художников XVII века Помаранчо, Джорджетти, Сермеи, Салимбени и братьев Дзуккари. Однако как только я увидела Порциюнколу, с которой было связано столь многое в жизни Сан Франческо, она полностью завладела моим вниманием, а главное чувствами.


Порциюнкола

В этот день мы посетили великолепную базилику Сан Франческо и церковь Санта Клары и получили колоссальный эмоциональный заряд. Но все-таки я советую начать свое паломничество с базилики Santa Maria degli Angeli, которая является самым необычным в мире мемориалом, гигантской капсулой, заключающей в себе священные пространства, наполненные великим духом Сан Франческо, его молитвами, мыслями и надеждами. Порциюнкола, которую юный Франческо восстановил собственными руками, всегда оставалась самым излюбленным его местом. О чудесной Порциюнколе я писала в предыдущем посте о жизни Сан Франческо и собираюсь писать в следующем.
Предыдущие посты об Ассизи
Умбрийские каникулы
Аскеза и харизма Сан Франческо д’Ассизи Tags: Ассизи, Порциюнкола, Сан Франческо, базилика Santa Maria degli Angeli

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *