Сен сюльпис церковь

Одна из самых известных парижских церквей (и вторая по величине в Париже) расположена в двух шагах от Люксембургского сада. Нынешняя церковь — вторая, строили ее 130 лет несколько архитекторов, фасад выполнен по проекту Джованни Сервандони. Освящена в честь святого Сюльписа (Сульпициуса Благочестивого), франкского священника, жившего в VII веке.
октябрь 2008 года
Теперь даем слово «Афише» по Парижу:
Росписи в первой часовне справа от входа были выполнены Делакруа, что стало по тем временам совершенно неслыханным примером сотрудничества церкви и современного искусства
Мы приходили сюда несколько раз: утром, днем и вечером — и все попадали на службу, во время которой бродить по церкви и делать снимки было неудобно. Зато капелла, расписанная Делакруа, как нарочно для туристов, расположена справа от входа — можно осмотреть ее, никого не тревожа. Наконец, поздним вечером церковь опустела….
Знаменитая Богоматерь, которая идет к вам по облакам, словно «девочка на шаре»
В церкви мне вспомнились две книги…
из Дэна Брауна:
«Церковь Сен-Сюльпис не без оснований считалась самым эксцентричным историческим сооружением в Париже. Построенная на развалинах древнего храма египетской богини Исиды, она в архитектурном смысле являлась уменьшенной копией знаменитого собора Нотр-Дам. Святилище это посещали многие знаменитости – здесь бывали баптисты, маркиз де Сад, поэт Бодлер, здесь состоялась свадьба Виктора Гюго. В церковной школе были собраны документы, свидетельствующие о далеких от ортодоксальности взглядах многих ее прихожан, она же некогда служила местом встреч различных тайных обществ.
… В отличие от приветливого собора Нотр-Дам с его цветными фресками, позолоченной отделкой алтаря и искусной резьбой по дереву здесь было прохладно и строго, и Сен-Сюльпис напоминала убранством испанские соборы. Отсутствие декора зрительно увеличивало пространство. Сайлас удивленно глазел на деревянные ребра потолочных опор, и ему казалось, что он очутился под перевернутым вверх дном огромным старинным кораблем.
… Сен-Сюльпис, подобно большинству церквей своего времени, была построена в форме гигантского латинского креста. Удлиненная центральная ее часть, неф, вела к главному алтарю, где пересекалась со второй, более короткой частью, известной под названием трансепт, или поперечный неф готического собора. Пересечение это находилось точно под центром купола и считалось как бы сердцем церкви… ее самой священной и мистической частью.
…В полутьме слабо поблескивала тонкая отполированная медная полоска, впаянная в серую гранитную плиту пола… золотая линия, на которую были нанесены деления, как на линейке. Гномон. Так называется столбик-указатель солнечных часов, язычники использовали его в качестве астрономического прибора. И со всего мира в церковь Сен-Сюльпис съезжались туристы, ученые, историки и язычники, специально чтобы поглазеть па эту знаменитую линию.
Линия Розы.
… Полоса разделяла престол надвое, затем пересекала церковь по всей ее ширине и заканчивалась в северном углу трансепта, у основания совершенно неожиданного здесь сооружения.

Колоссального древнеегипетского обелиска.
Здесь поблескивающая в темноте линия Розы образовывала вертикальный поворот под углом девяносто градусов, пролегала через «лицо» обелиска, поднималась на добрых тридцать три фута к окончанию его пирамидальной верхушки и там наконец исчезла из виду.
… медная полоска, включенная в камень, разделяла святилище точно по оси – с севера на юг. Она образовывала подобие древних солнечных часов, то был остаток языческого храма, некогда стоявшего на том же самом месте. Солнечные лучи, проникающие в отверстие в южной стене, перемещались по этой линии, отмечая время от солнцестояния до солнцестояния.
Полоска, проложенная с севера на юг, называлась линией Розы. На протяжении веков символ Розы ассоциировался с картами и проводниками путешественников. Компас Розы, изображенный почти на каждой карте, отмечал, где находятся север, восток, юг и запад. Изначально известный как роза ветров, он указывал направление тридцати двух ветров, в том числе восьми основных, восьми половинчатых и шестнадцати четвертичных. Изображенные на диаграмме в виде круга, эти тридцать две стрелки компаса в точности совпадали с традиционным изображением цветка розы из тридцати двух лепестков. По сей день этот главный навигационный прибор известен как компас Розы, где северное направление всегда обозначается наконечником стрелы. Этот символ называли еще fleur-de-lis.
На глобусе линию Розы называли также меридианом, или долготой, – то была воображаемая линия, проведенная от Северного полюса к Южному. И этих линий Розы было бесчисленное множество, поскольку от любой точки на глобусе можно было провести линию долготы, связывающую Северный и Южный полюса. Древние навигаторы спорили лишь об одном: какую из этих линий можно называть линией Розы, иначе говоря, нулевой долготой, с тем чтобы затем отсчитывать от нее другие долготы.
Теперь нулевой меридиан находится в Лондоне, в Гринвиче.
Но он был там не всегда.
Задолго до принятия нулевого меридиана в Гринвиче нулевая долгота проходила через Париж, точно через помещение церкви Сен-Сюльпис. И медная полоска, вмонтированная в пол, служила тому свидетельством, напоминала о том, что именно здесь пролегал некогда главный земной меридиан. И хотя в 1888 году Гринвич отобрал у Парижа эту честь, изначальная, самая первая линия Розы сохранилась по сей день».
И уже у самого выхода — озарение — вот что наметила посмотреть себе давным-давно…
Помните в «Двадцати тысяч лье под водой» профессор Аронакс рассматривает кают-компанию «Наутилуса»?
«Произведения искусства соседствовали с творениями природы. Водоросли, раковины и прочие дары океанской фауны и флоры, собранные, несомненно, рукою капитана Немо, занимали видное место в его коллекции. Посреди салона из гигантской тридакны бил фонтан, освещенный снизу электричеством. Края резко ребристой раковины этого исполинского двустворчатого моллюска были изящно зазубрены. В окружности раковина достигала шести метров. Стало быть, этот экземпляр превосходил размерами прекрасные тридакны, поднесенные Венецианской республикой Франциску I и служившие кропильницами в парижской церкви св.Сульпиция».

вот она!
фонтан перед церковью
и еще один взгляд…
Ссылки

Сен-Сюльпис (церковь)

Римско-католическая церковь
Церковь Сен-Сюльпис
L’église Saint-Sulpice
Площадь с фонтаном перед фасадом
48°51′04″ с. ш. 2°20′05″ в. д.HGЯOL
Страна Франция Франция
Город Париж
Конфессия Католицизм
Епархия Парижское архиепископство
Тип здания Церковь
Архитектурный стиль Классицизм
Архитектор Джованни Сервандони
Дата основания 1870
Строительство 1646—1777 годы
Состояние Действующий собор
Сайт paroisse-saint-sulpice-paris.org
Сен-Сюльпис на Викискладе

У этого термина существуют и другие значения, см. Сен-Сюльпис.

Церковь Святого Сульпиция (фр. l’église Saint-Sulpice) находится в 6-м округе Парижа (юг Сен-Жерменского квартала), между Люксембургским садом и бульваром Сен-Жермен. Представляет собой постройку типа, излюбленного иезуитами, с незавершённым классицистическим фасадом архитектора Джованни Сервандони. Во времена Людовика XIV это была самая большая по размерам приходская церковь Парижа. Названа в честь святого Сульпиция Благочестивого, буржского епископа времён Меровингов (VII век).

Перед главным входом в 1847 г. установлен фонтан Сен-Сюльпис со статуями четырёх знаменитых своими литературными дарованиями епископов — Боссюэ, Фенелона, Флешье и Масильона.

История

Церковь-предшественница

В XVIII веке на прихрамовой территории обнаружили могилу X века, что доказывало существование на этом месте как минимум часовни. Готическая церковь св. Сульпиция строилась с XII по XIV вв.; с 1180 г. она служила приходским храмом для всего Сен-Жерменского предместья. Несмотря на пристройки, предпринятые Франциском I и Генрихом IV, старая церковь могла в начале XVII века вместить лишь двенадцатую часть прихожан.

По мере увеличения населения квартала церковные власти всё чаще поднимали вопрос о строительстве более вместительного храма. Решение было принято, когда Жан-Жак Олье основал конгрегацию и семинарию Св. Сульпиция. Вдовствующая королева Анна Австрийская, взяв сульпициан под своё покровительство, 20 февраля 1646 г. заложила первый камень их главной церкви.

Работы по возведению, продлившиеся более 130 лет, последовательно курировали архитекторы Кристоф Гамар, Луи Лево, Даниель Гиттар, Жиль-Мари Оппенордт и Джованни Сервандони. К 1678 году были готовы алтарь, капелла, трансепт и северный портал, после чего строительство прекратилось из-за отсутствия средств. Строительство возобновили уже после смерти «короля-солнца», в 1719 году. В 1732 г. был объявлен конкурс на проект фасада, который выиграл Сервандони, творчески переработавший фасад лондонского собора Святого Павла. Башни по проекту того же Сервандони возводил (начиная с 1749 г.) малоизвестный зодчий Удо де Маклорен.

Незадолго до революции, в 1777 г., работы вновь были остановлены. При Директории здание использовалось как светский храм Победы. Примечателен позднебарочный интерьер капеллы Девы Марии, созданный в 1774 г. по проекту Шарля де Вайи. В 1855-61 гг. Делакруа расписал фресками капеллу Ангелов. Едва были закончены последние отделочные работы, как северная колокольня была частично разрушена прусскими войсками. В 2016 году фрески Делакруа были отреставрированы.

С церковью Св. Сульпиция связаны имена многих прославленных парижан: здесь были крещены маркиз де Сад и Шарль Бодлер, венчался Виктор Гюго, были похоронены внучки Людовика XIV и мадам де Монтеспан (и, в частности, Луиза Елизавета Орлеанская).

Архитектура и достопримечательности

Если приглядеться, то можно заметить, что башни над входом не одинаковы, что объясняется разным временем их создания. Александр Бенуа, сравнивая церковь с собором Парижской Богоматери на предмет разительных контрастов, представляющих различные эпохи и стили, писал:

Nôtre-Dame представляет собой целую историю «готики» за три столетия её развития, St. Sulpice — один из самых внушительных примеров того стиля, который можно назвать «классическим барокко». И опять-таки в St. Sulpice — целая история этого стиля. Начатый в его нынешнем виде в XVII в. храм получил свое изумительное завершение в грандиозной двухэтажной колоннаде только в середине XVIII в. Также и башни его представляют в двух вариантах одну и ту же тему, — более древний тот, что успел соорудить (но не закончить отделкой) Сервандони всё ещё в прежнем вкусе барокко, тогда как тот, что закончил Шальгрен, — образец стиля Людовика XVI. Но не удивительно ли, что всё это вместе взятое сочетается в одно прекрасное целое!

Центральный неф

В интерьере примечательны сосуды для святой воды, изготовленные из раковины гигантской тридакны, подарённой венецианским дожем королю Франциску I, другие работы скульптора Пигаля и орган работы Франсуа-Мари Клико (1732-90), на котором в разные века играли знаменитейшие органисты Франции.

В Сен-Сюльпис сохранилось напоминание о парижском меридиане, который использовался как нулевой до того, как в 1884 году на Международной меридианной конференции в Вашингтоне за нуль-пункт отсчёта долгот на всём земном шаре было предложено принять гринвичский меридиан. Это напоминание — медная полоска, включённая в камень, расположенная на полу и разделяющая церковь точно по оси — с севера на юг. Парижский меридиан имеет те же географические координаты, что и церковь Сен-Сюльпис. В связи с этим храм фигурирует в бестселлере Дэна Брауна «Код да Винчи». Именно там последователь «Опус Деи» — альбинос Сайлас — искал краеугольный камень.

История создания

Судьба церкви Сен-Сюльпис была действительно сложной. Не так много существует зданий, строившихся на протяжении почти полутора веков и всё же оставшихся незаконченными. В десятом веке на месте нынешней достопримечательности находилась, предположительно, местная часовня.

А начало продолжительному строительству, результаты которого можно увидеть сейчас, было положено в 1646 году. По одной версии, первый камень основания будущей постройки заложил герцог Орлеана, вторая приписывает этот поступок Анне Австрийской.

Правда, архитектор Кристоф Гамард, изначально отвечавший за реализацию данного проекта, умер в 1665 году, не успев завершить начатое. С тех пор творцы сменяли один другого, каждый из них привносил в облик церкви что-то своё, но ни один так и не смог закончить строительство.

В 1678 году работы вовсе полностью прекратили по причине нехватки денежных средств и возобновили только в 1714. Новый архитектор Жиль-Мари Оппенорд по проекту авторства Джованни Сервандони сумел почти достроить здание к 1745 году. Ему осталось лишь возвести западный фасад. Но в дело вновь вмешались непредвиденные обстоятельства.

Сперва ударом молнии разрушило большой центральный фронтон. Потом план работ постоянно менялся, но ни один не был полностью реализован. А во времена революции продолжение строительства стало неактуальным. Здание церкви использовали не по назначению, а внутренние помещения разграбили.

Из-за всех возникавших сложностей церковь получилась асимметричной. Две башни, изначально задумывавшиеся одинаковыми, отличаются по высоте более чем на пять метров, а здание в целом по-прежнему имеет незаконченный вид.

Церковь сегодня

Первое, что заслуживает внимания – фонтан четырёх епископов, установленный на примыкающей к церкви площади несколько столетий назад и недавно реконструированный.

Эффектный фасад здания в стиле классического барокко притягивает взгляд, а внутри, в капелле Святой Девы, стоит чудесная мраморная статуя Девы Марии. Капеллу Ангелов же собственноручно расписал фресками знаменитый французский художник Эжен Делакруа. Над входом расположен один из самых примечательных элементов убранства церкви – большой старинный орган, третий по величине во всей Франции, установленный здесь в 1844 году.

Ещё одна достопримечательность, в последнее время вызывающая особый интерес у туристов – медная полоса, вделанная в мраморный пол, пересекающая церковь по оси, с севера на юг, и заканчивающаяся на медном шаре, установленном на верхушке каменного обелиска. Это ничто иное, как французский меридиан, или Линия Розы, принимавшийся во всём мире за нулевой до утверждения в 1884 гринвичского меридиана в качестве пункта отсчёта.

Повышенное внимание посетителей к Линии Розы обусловлено тем, что именно ею вдохновился Дэн Браун на создание легенды, ставшей основой сюжета нашумевшего «Кода Да Винчи».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *