Софийский собор Вологда

История собора

Возведение и основание

Софийский собор был основан Иваном Грозным в 1568 году. Тогда же началось строительство здания храма на берегу реки Вологды в составе ансамбля кремлевского комплекса.

Такое место для возведения собора было выбрано неслучайно. Территория заложенного годом ранее (в 1567 г.) Вологодского кремля изначально была продумана таким образом, чтобы на ней разместилась новая кафедральная церковь. Она стала необходимой после того, как застройка Вологды расширилась, и главный городской собор оказался вне нового центра города.

Историческая судьба

Иван Грозный планировал создать в Вологде собственную опричную резиденцию в северной части государства. Распоряжение о строительстве храма было одним из этапов ее создания. Именно поэтому архитектурным прообразом для возводимой церкви был выбран главный храм государства — московский Успенский собор, также входящий в состав комплекса строений кремля.

Царь лично контролировал возведение зданий Вологодского кремля и Софийского собора.

В 1570 году основной этап строительства собора был завершен. Грозный пожелал сразу посетить главный храм Вологодчины. Но после посещения спешно уехал из города.

Поведанная летописцем Иваном Слободским легенда объясняет странный отъезд царя. Когда Грозный находился в возведенном здании, осматривая величественную постройку, от свода отделился элемент конструкции и упал прямо на голову государя. Раздосадованный царь повелел разобрать церковь, но позже смягчил свое решение.

Храм не был разобран, но по указу государя он не был освящен. О его достройке речи не шло вовсе. Такая же судьба постигла и кремль Вологды — от планов создания резиденции Иван Грозный отказался.

Заброшенное строительство собора возобновилось лишь в 1587 году во времена царствования Федора Иоанновича.

Но и тогда строительные работы не были завершены полностью — достройка и отделка коснулись только южного придела. По этой причине он был освящен ранее главного престола. Сразу после окончания работ его освятил епископ Антоний во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи и основателя Ивана Грозного. Центральная часть была достроена значительно позже.

Посвящение Софии

По первоначальному плану Ивана Грозного новая церковь должна была быть посвящена Успению Богородицы. В то время посвящение Успению имело особенное значение. Реплики московского Успенского храма строились практически по всей территории государства. Одной из них стал возведенный в Вологде Успенский собор, главный престол которого был посвящен Святой Софии.

Освящение главного престола во имя Софии, олицетворения Божией мудрости, совершилось в начале 17 века, когда храм был полностью достроен.

Традиция посвящать храмы Софии уходит корнями в древность, к Византийскому государству. Впрочем, для вологодского храма это посвящение стало не просто данью старинной традиции, но и символом возвышения Вологды и ее независимости от Великого Новгорода.

Стоит упомянуть, что Софийский собор не единственный храм Вологды, связанный с Успением. В конце 17 века при местном монастыре воздвигнута Успенская церковь, примечательная своей колокольней, а также приделом, посвященным Сергию Радонежскому. Чтобы не путать эти святыни Вологодчины, принято называть собор при монастыре Успенским, а находящийся на территории кремля — Софийским.

Разорение и поджог

Начиная с 1612 года Софийский храм преследуют испытания. Первым в их череде стало польско-литовское нашествие. Но не только поляками и литовцами была захвачена Вологда. Как отмечено в летописях, среди захватчиков были «казаки, черкесы и русские воры». Главная святыня Вологодчины была осквернена: вандалы разгромили и разорили ее, а после подожгли. Пожар охватил преимущественно верхнюю часть строения — главы с крестами и крыша в целом были уничтожены.

Восстановление и последующие беды

После того, как захватчики покинули город, началось восстановление поврежденного здания церкви. В 1613 году полностью восстановленную и достроенную церковь повторно освятили, уже вместе с главным престолом. В 1686—1688 годах интерьер был расписан приглашенными иконописцами из Ярославля.

В дальнейшем огненная стихия еще дважды разрушала храм: в 1698 и 1724 годах.

Сильные пожары наносили немалый урон, но всякий раз собор восстанавливали вновь. В 1737 году была начата установка нового иконостаса из 5 ярусов. Эта масштабная работа была завершена в 1744 году. Именно этот иконостас установлен по сей день.

В период с 1848 года по 1851-й собор подвергся масштабным ремонтным работам. В результате как внутренний, так и внешний облик постройки претерпел значительные изменения.

В 1923 году собор столкнулся с новым испытанием: указом советской власти он утратил свое предназначение. Наряду с другими церквями Вологодчины храм был упразднен. Здание отдали в распоряжение местного краеведческого музея, который разместил там экспозицию на тему истории религии и атеизма.

В 1935 году Вологодскому Софийскому собору присвоили статус памятника общегосударственного значения, каким он является по сей день.

Капитальная реставрация здания

В период с 1966 года по 1968-й храм был капитально отреставрирован. Работы были проведены Всесоюзными научно-реставрационными мастерскими.

Основной целью реставрации являлось возвращение собору того облика, каким он обладал в 17 веке. Внутреннее оформление также было приведено в прежний вид. Группа мастеров закрепила на стенах и потолке старинную фресковую живопись.

Еще одна масштабная реставрация была проведена в 1999—2007 годах.

Комплексные реставрационные работы окончательно вернули храму его первозданную красоту как снаружи, так и внутри.

Современное положение

На сегодняшний день Софийский Успенский кафедральный собор является действующим храмом и важнейшей вологодской достопримечательностью. Управление им осуществляется местным государственным музеем-заповедником и Вологодской митрополией.

Этот объект культурного наследия ежегодно посещают тысячи туристов. Посетите и вы — это стоит увидеть своими глазами.

Архитектура и убранство сооружения

Внешний вид

Снаружи храм представляет собой прямоугольное или, скорее, кубическое строение, увенчанное пятью серебристыми куполами с крестами. В середине центрального креста находится Распятие, а оконечности креста украшены вязью.

На них начертано:

  • на вертикальной — «Царь Славы»;
  • на горизонтальных — «ИиС» и «ХС».

Белокаменные стены постройки декорированы архитектурными элементами, едиными по стилю.

Внутрь ведут три входа:

  • с северной и южной стороны — порталы открытого типа;
  • с западной стороны — большое сводчатое крыльцо двухарочного типа.

Внутреннее оформление

Пространство храма состоит из трех нефов. В каждом из них высокие своды и арки. Верхняя часть пространства имеет более сильную освещенность, чем нижняя. Это связано с расположением и размером окон, находящихся в четверике, и некоторых других элементах конструкции. Одинаково узкие оконные проемы расположены в два ряда. Причем находящиеся под самым куполом окна верхнего яруса по высоте меньше, чем те, что в нижнем ряду.

Главное, ради чего стоит посетить это место — это фрески 17 века и иконостас из 5 ярусов.

Порталы, стены и своды, а также подкупольное пространство практически сплошь покрыты фресками. Площадь расписанной поверхности достигает 5 000 м2. Софийский храм был первой вологодской церковью, украшенной фресковой росписью.

Роспись фресок

Длившаяся в течение двух лет роспись осуществлялась целой группой мастеров иконописи во главе со знаменщиком.

Работа выполнялась поэтапно:

  1. Влажная основа из левкаса укреплялась гвоздями.
  2. На нее наносился рисунок путем процарапывания по влажной штукатурке.
  3. Иконописцы раскрашивали поверхность по линиям графления согласно своей специализации.
  4. Влажная поверхность прорабатывалась клеевыми и темперными красками.

В цветовом решении росписи преобладают теплые оттенки:

  • золотисто-желтые;
  • коричнево-красные;
  • синие;
  • голубые;
  • зеленоватые.

На фресках помимо святых и простых смертных можно увидеть пейзажи, животных, дома. Лики героев сюжетов имеют эмоциональную окраску.

Фрески с разнообразными сюжетами размещаются во всех частях собора:

  • в куполах и под ними;
  • на стенах и сводах;
  • на арках и столбах;
  • в оконных рамах и на входах.

Все алтарные помещения также украшены росписью снизу доверху. Авторами нескольких фресок в алтаре являются Максим Грек и Дионисий Зобниновский.

По тематике значительная часть сюжетов посвящена Христу и Богородице.

Особо следует отметить фресковые изображения сцен Страшного суда, занимающие восточную и западную стороны храма.

Композиция Софийского собора, посвященная Страшному суду, является крупнейшей фреской на эту тему в стране.

Занимаемая ей площадь составляет почти 400 м2. Это изображение — свидетельство высокой значимости и статусности храма.

Иконостас собора

Нынешний иконостас первой половины 18 века стал третьим в истории храма.

В создании иконостаса принимали участие проживавшие в Вологде поляки:

  • монах Арсений Борщевский сделал пятиярусную конструкцию;
  • мастер живописи Максим Искрицкий написал большинство икон.

После того, как последний сорвал сроки выполнения работы, оставшиеся иконы дописывали другие мастера.

В разные годы иконы неоднократно «подправлялись». Во время реставрации храма в советский период мастера очистили иконы от наслоений краски, в результате чего на иконостасе осталась только авторская живопись. Тогда же иконостасу был возвращен лазурно-голубой цвет фона.

«Тело» иконостаса состоит из четырех частей: северной, центральной, южной и царских врат. Последние отлиты в 19 веке из латуни (или бронзы). В целом врата посеребренные, но имеют золоченые элементы.

Стиль исполнения всей конструкции — барокко. По форме иконостас представляет собой своеобразную пирамиду из 5 ярусов (рядов) икон.

Иконы отделены друг от друга:

  • по горизонтали — позолоченными поясами и карнизами, украшенными резьбой;
  • по вертикали — золочеными пилястрами с канелюрами.

В общей сложности в иконостасе размещаются 64 иконы. Иконы каждого ряда образуют композицию на определенную тему.

Конструкция состоит из тематических ярусов (приведены от нижнего к верхнему):

  • местного;
  • праздничного;
  • деисусного;
  • пророческого;
  • праотеческого.

Завершает композицию иконостаса своеобразный венец — живописное «Распятие».

Святыни храма

Главными святынями собора считаются три древнейшие иконы иконостаса:

  • «София Премудрость Божия Слова»;
  • «Богоматерь Одигитрия»;
  • «Спас Всемилостивый».

Эти иконы размещаются в местном ряду (нижний ярус).

Икона, изображающая Святую Софию в окружении Богоматери, Спасителя, Иоанна Предтечи и ангелов, выполнена в теплых золотистых и красно-коричневых тонах. Композиция выглядит празднично. Сама София занимает центральное место и изображена андрогинно, с поднятыми крыльями.

Икона Софии предназначена:

  • даровать дому мир и покой;
  • наполнять мудростью, в том числе способствовать успешной учебе и возвращать разум помешавшимся;
  • давать ответы на вопросы и помогать в решении дел.

Вологодская икона «Одигитрия» выполнена в теплых желто-зеленых и золотых тонах. На ней изображена Богоматерь с Младенцем, держащим в левой руке свиток. Композиция в целом ориентирована на эту сторону — Богородица придерживает сына левой рукой. Правая рука Девы указывает на Христа.

Предназначение иконы отображено в ее названии. «Одигитрия» переводится с греческого как «Путеводительница». Эта икона указывает путь — помогает молящимся и направляет заблудших.

Изображение Спаса Всемилостивого с припавшими к его ногам Савватием и Зосимой Соловецкими, Димитрием Прилуцким и Корнилием Комельским обладает богатым колоритом. Преобладают золотые, красные и зеленые цвета, но присутствуют и другие теплые оттенки. Основным назначением иконы является исцеление недугов.

Сейчас эти святыни хранятся не в самом соборе, а в соседнем здании — в музее местного кремля. В иконостасе храма размещаются списки с этих икон.

Колокольня храма

История

Нынешняя колокольня для собора четвертая по счету, но первая каменная, предыдущие были из дерева. Это сооружение было возведено в середине 17 века и изначально имело несколько иной облик. Во второй половине 19 века колокольня была перестроена и приобрела современные внешний вид и высоту. Прежняя постройка была ниже более чем на 30 метров.

Внешнее убранство

Колокольня Софийского храма представляет собой белокаменную столпообразную постройку в стиле русской готики округлой восьмиугольной формы, увенчанную позолоченным куполом с крестом. Под верхним ярусом со смотровой площадкой размещаются часы, имеющие 4 колокола.

Высота колокольни составляет около 80 м (тогда как высота самого собора — почти 60 м). Это высочайшая колокольня во всей местной епархии.

Колокола

Сейчас на колокольне висят 25 колоколов. Они отлиты русскими, голландскими и немецкими мастерами в 17-19 веках. Но, несмотря на возраст, сохранились до настоящего момента. Самыми известными из них являются старейшие, т.е. отлитые в 17 веке.

Среди них:

  • «Архангельский»;
  • «Большая лебедь» (подарен храму Петром I);
  • «Малая лебедь» (украшен оттисками ликов святых);
  • «Великопостный»;
  • «Водовоз»;
  • «Праздничный», он же «Большой» (весит более 7,5 тонн);
  • «Часовой» (самый старый из всех).

За всю историю колокольни наибольшее количество колоколов было 26. Но самый маленький колокол до современности не сохранился.

Использование колоколов храма после длительного советского периода «молчания» было возобновлено в 1989 году и продолжается по сей день.

Богослужения и другие возможности посещения

В связи с тем, что здание собора не отапливается, он работает только в теплое время года. Его открывают для посещения весной и закрывают осенью. Определенных сроков нет — все зависит от погодных условий. К слову, даже в рабочий сезон храм можно посетить только при хорошей сухой погоде. В дождливые дни собор закрыт для посещений. Таким образом работники заботятся о сохранности фресок.

Режим работы Софийского собора в Вологде:

  • среда—воскресенье: 08.00 — 19.00;
  • понедельник, вторник: выходные.

Ровно по такой же схеме работает и колокольня при храме.

Посетить святыню Вологодчины может любой верующий. Увидеть старинные красоты могут и жители города, и его гости. Но вход как в собор, так и колокольню платный.

Богослужения проводятся два раза в день:

  • с 08.00 до 10.00;
  • с 17.00 до 19.00.

Но не ждите от ежедневных служб каких-то особенных обрядов. Масштабные богослужения совершаются только по большим церковным православным праздникам.

Службы не единственная возможность полюбоваться на храм изнутри. Помимо богослужений в соборе проводятся экскурсии, на которых вы узнаете много интересных подробностей о внутреннем убранстве храма. Экскурсии проводятся каждый день и длятся с 10.00 до 16.00.

Если вы не любите групповые экскурсии, имеется возможность ознакомиться с интерьером собора самостоятельно и просто побродить по этому памятнику архитектуры, как по музею.

Колокольня также заслуживает внимания. Помимо увлекательного подъема наверх, вас ждет великолепный вид на весь город, открывающийся со смотровой площадки сооружения.

Как добраться до церкви

Вологодский собор Святой Софии находится на улице Сергея Орлова, 15 (В). Это самый центр города. Территория, на которой стоит храм, называется Кремлевской площадью. Она располагается между параллельными улицей Сергея Орлова и проспектом Победы.

Собор и колокольня возвышаются непосредственно между зданиями Вологодского кремля и Архиерейского двора.

Добраться до Софийского храма вы можете несколькими способами:

  1. Доехать на троллейбусе. Этот способ подходит, если вы отправляетесь к собору от вокзала. Садитесь на троллейбус №4, но не пропустите свою остановку — это «Проспект Победы». Оттуда до собора рукой подать, а потеряться не дадут отлично просматривающиеся купола храма.
  2. Доехать на автобусе. Таким способом вы доберетесь к храму из любой точки города. Ищите автобусы №42, 38, 37, 37Э, 32, 30, 29, 28, 27, 22, 16, 14, 11, 8, 7, 4. В зависимости от маршрута выходите на остановке «Ленинградская», «Торговая площадь» или «Проспект Победы» — они ближайшие к храму.
  3. Дойти пешком. Вологда довольно небольшой город, поэтому изнурительной продолжительность пути не будет. К тому же в городе уйма достопримечательностей, поэтому пешая прогулка до храма будет крайне интересной. Не бойтесь заблудиться в незнакомом городе — все дороги старинной Вологды устремлены к центральной городской площади, где и находится конечная цель вашего пути.

Колокольня Софийского собора (XVII в.)

Колокольня Софийского собора – древнейший церковный памятник Вологды, Софийский собор до сих пор играет важную роль в общем ансамбле города. Между Софийским и Воскресенским соборами возвышается колокольня, соприкасающаяся с восточной стеной Архиерейского двора.

Первая колокольня Софийского собора появилась на этом месте в 20-х годах XVII века. В писцовой книге 1627 года она описывается деревянной, восьмиугольной, с шатровым верхом, крытым «чешуей». В колокольне было «двои полати», три лестницы, часы; колоколов одиннадцать: 2 больших, 9 средних и малых. В 1636 году эта колокольня сгорела. Новую деревянную колокольню срубили в 1642 году.

В 1654-1659 годах ее заменили каменной, столпообразной, также восьмиугольной колокольней, с шатровым каменным верхом, увенчанным небольшой главкой, причем материалом для строительства употреблялся запас камня, сделанный Иваном Грозным для постройки в Вологде каменной крепости. Это сооружение являлось прекрасным образцом звонницы русского стиля. В 1659 году починили и перенесли на новую колокольню боевые часы. При преосвященном Иосифе Золотом каменная Софийская колокольня была отремонтирована и побелена. В 1863 году на звоннице насчитывалось 25 колоколов. Эта колокольня просуществовала до XIX века.

В 1860-х годах вологодский архиепископ Палладий пожелал видеть колокольню главного городского храма самой высокой в епархии, и древняя, просуществовавшая более двухсот лет колокольня подверглась коренному изменению: ее шатровый верх и звон были сняты, а уцелевший нижний ярус послужил основанием для новой, значительно более высокой колокольни, строительство которой осуществлялось в 1869 – 1870 годах по проекту губернского архитектора В. Н. Шильдкнехта. Эта колокольня практически без изменений сохранилась до наших дней.

Псевдоготические формы современной Софийской колокольни эклектически соединены с древнерусской луковичной главой, которую в конце XIX – начале XX века позолотили. В общем облике звонницы отчетливо ощущается подражание зодчеству Древней Руси. Безусловно удачен общий силуэт, хорошо выражающий свое предназначение – служить колокольней главного в епархии соборного храма.

Аналогию древней каменной звонницы и почти ее современницу можно видеть и в настоящее время – это колокольня Владимирской церкви.

На Софийской колокольне сохранился настоящий музей колоколов, преимущественно голландских, русских и немецких – XVII, XVIII и XIX веков. Наиболее интересны колокола XVII века с характерными для того времени названиями: «Часовой» (1627 г.), «Великопостный» (1643 г.), «Водовоз» (1643 г. ), «Малая Лебедь» (1656 г.), «Большой» весом 400 пудов (отлит в Любеке, 1687 г.), «Большая Лебедь» (1682 г.), «Архангельский» (1689 г.) и другие.

Софийская колокольня в современном виде привлекает внимание посетителей кремля своей стройностью, высотой, а также золоченой маковицей. С колокольни открывается великолепный вид на город, развертывается обширная панорама городских районов, а вдали, за городом, виднеются стены и башни Спасо-Прилуцкого монастыря.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *