Спасо евфимиев монастырь Суздаль

Спасо-Евфимиев монастырь

Монастырь
Спасо-Евфимиев монастырь
Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря

Ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря

Объект культурного наследия России федерального значения
рег. № 331520003960006 (ЕГРОКН)
объект № 3310133000 (БД Викигида)
56°25′59″ с. ш. 40°26′21″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Суздаль
Конфессия Православие
Епархия Владимирская и Суздальская
Тип мужской
Основатель князь Борис Константинович
Дата основания 1352 год
Статус

Охраняется государством

Объект всемирного наследия
White Monuments of Vladimir and Suzdal. Monastery of Our Savior and St Euthymius
(Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Спасо-Евфимиев монастырь)
Ссылка № 633-007 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1992 (16-я сессия)
Состояние Музей-заповедник
Сайт museum.vladimir.ru
Спасо-Евфимиев монастырь на Викискладе

Спа́со-Евфи́миев монасты́рь — мужской монастырь Владимирской и Суздальской епархии Русской православной церкви, расположенный на левом берегу реки Каменки в северной части Суздаля.

Основан в 1352 году суздальско-нижегородским князем Борисом Константиновичем как крепость, призванная защищать город от внешних и внутренних врагов.

В связке с другими архитектурными комплексами Владимира и Суздаля монастырь внесён в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Весь монастырский ансамбль входит в состав Владимиро-Суздальского музея-заповедника.

История

Бюст Дмитрия Пожарского перед входом в монастырь

Первоначально монастырь был Спасо-Преображенским, позже стал называться Спасо-Евфимиевым в честь первого игумена монастыря — святого преподобного Евфимия Суздальского.

Первоначальные деревянные постройки монастыря не сохранились, нынешний вид ансамбля сложился в XVI—XVII веках. Возведение грандиозных построек монастыря оказалось возможным благодаря крупным пожертвованиям княжеско-боярской знати. Крупные вклады были пожалованы великим князем Василием III, его сыном Иваном, князьями Пожарскими и др.

У стен монастыря 7 июля 1445 года произошла битва русских войск под командованием Василия II с казанским войском под командованием казанских царевичей — Махмуда и Якуба (сыновей хана Улу-Мухаммеда). Василий потерпел жестокое поражение и был взят в плен.

В 1511 году архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Кирилл, позднее ставший архиепископом Ростовским, Ярославским и Белозерским.

Упоминается в Переписке Ивана Грозного с Андреем Курбским. Князь-эмигрант пишет царю: «А что за городом Суздалем имеется Спасский монастырь, где монахи весьма сребролюбивы и зело пьянственны».

Главный храм монастыря — Спасо-Преображенский собор (конец XVI века) — построен в традициях древней белокаменной архитектуры Суздаля, он монументален и строг. Гордость собора — фрески XVI века, открытые реставраторами на фасадах, и росписи знаменитых мастеров Гурия Никитина и Силы Савина (XVII век).

В 1837 году монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич, а 16 мая 1913 года в связи с празднованием 300-летия дома Романовых — император Николай II с великими княжнами Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией.

Монастырская тюрьма

По распоряжению Екатерины II в 1766 году в монастыре была учреждена тюрьма для «безумствующих колодников». Она была закрыта в 1905 году под влиянием революционных событий. Основную часть узников составляли нарушители устоев церковного права, рассматривавшиеся Синодом как сектанты:

  • В 1826 году по Высочайшему указанию в монастыре был заточён предсказатель Авель. Он скончался здесь 29 ноября 1841 года, погребён за алтарём монастырской Никольской церкви.
  • С 1820 по 1832 год в монастырской тюрьме содержался лидер секты скопцов Кондратий Селиванов, который здесь и умер.
  • В 1829 году здесь скончался декабрист Фёдор Шаховской. Спасо-Преображенский собор
  • Здесь же с 1869 года отбывал заключение лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, в 1857 году объявивший себя воплощением Святого Духа. В тюрьме Спасо-Евфимиева монастыря он составил 14 пророческих книг, вошедших в священное писание прыгунов «Книга солнца», и скончался в 1877 году.
  • В «Суздальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители. Некоторые, как Алимпий, умерли в одиночных камерах, не дождавшись освобождения; другие, как Аркадий (просидевший в одиночной камере 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 году. В деле их освобождения значительную роль сыграл Лев Толстой.
  • С 1898 по 1904 годы в тюрьме содержался старообрядец Фёдор Ковалёв, похоронивший заживо 25 человек в связи с переписью населения 1897 года.
  • С 1894 по 1902 год в тюрьме содержался архангельский благотворитель Василий Рахов.
  • В 1900 году четыре месяца в монастырской тюрьме провёл Иван Чуриков, основатель движения чуриковцев.

Советский период

В 1923—1939 годах в помещениях бывшей монастырской тюрьмы работал политизолятор (с 1935 года — тюрьма особого назначения). Здесь содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, епископ Александр Боярский, экономисты Николай Кондратьев, Леонид Юровский, коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский, Мартемьян Рютин, Лазарь Шацкин, Иван Смирнов.

Близ восточной стены собора предположительно находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. Ныне на месте захоронения установлен каменный крест. В 2009 году мраморный склеп восстановлен и 4 ноября открыт президентом Дмитрием Медведевым

В 1940 году в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой, которые были взяты под стражу после Польского похода РККА. В 1941 году после начала Великой Отечественной войны в монастыре был организован проверочно-фильтрационный лагерь, в котором солдаты и офицеры РККА проходили проверку после пребывания в плену и окружении противника. Через него прошли 8232 человека. 1 января 1943 года монастырь стал лагерем военнопленных, в котором содержали офицеров и генералов вермахта, итальянской, румынской, венгерской и испанской (Голубая дивизия) армий. В частности, здесь содержали фельдмаршала Фридриха Паулюса.

С 1946 по 1967 год на территории монастыря размещалась воспитательно-трудовая колония для несовершеннолетних преступников (сначала мальчиков, а после бунта 1947 года — девочек). В 1968 году монастырь стал музеем.

Список настоятелей

Этот раздел не завершён. Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
  • Евфимий Суздальский (1352—1404)
  • Кирилл (упом. 1511)
  • Феодорит Кольский (настоятель с 1551 по 1554 год)
  • Савватий (1570—1571)
  • Иов (1572—1587)
  • Герасим (1605—1612)
  • Питирим (1650—1654)
  • Досифей (Глебов) (1709—1710)
  • Гервасий (Линцевский) (17 июля 1777—1788)
  • Серафим (Чичагов) (1899—1904)
  • Павел (Борисовский) (1916—1921)
  • Леонтий (Стасевич) (1922—1923)

Архитектурный ансамбль

  • Спасо-Преображенский собор (1594 год)
  • Монастырская звонница (XVI—XVII века)
  • Благовещенская надвратная церковь (XVI—XVII века)
  • Успенская трапезная церковь (XVI век)
  • Дом архимандрита (XVII век)
  • Никольская церковь с корпусом больничных покоев (1669 год)
  • Братский келейный корпус (XVII—XIX века)
  • Тюремный замок (XVIII век)
  • Башни монастыря (XVII век)
  • Вид на Братский корпус

  • Вид на юго-восточную башню

  • Вид со стороны реки Каменки

Проездная башня монастыря

Территория монастыря окружена крепостными стенами с двенадцатью мощными башнями, бойницами и амбразурами. Каменные стены были возведены в 1670—1680 годах вместо более старых деревянных, их протяжённость составляет 1200 м. Все башни монастыря, кроме явно выделяющейся Проездной (Входной), имеют круглое сечение. Входная башня высотой в 22 м сложена из красного кирпича, а её массивный прямоугольный объём прорезан двумя проездными арками, над которыми располагаются киоты. Нижняя часть башни отличается строгостью, а её верхний ярус богато отделан кирпичными наличниками, карнизами, поясками — декоративными элементами русского узорочья. Обращённые к городу башни восточной стены имеют более простой декор и украшены только зубцами и широкими лопатками; ещё проще отделка башен западной стены, смотрящей на Каменку. Несмотря на мощь, стены монастыря никогда не выполняли оборонительную функцию.

Благовещенская надвратная церковь

Благовещенская надвратная церковь, построенная в качестве святых ворот на рубеже XVI—XVII веков, после возведения каменной ограды оказалась внутри монастырских стен. Самым ранним каменным сооружением монастыря является Спасская церковь, поставленная над могилой Евфимия Суздальского в 1507—1511 годах и впоследствии превратившаяся в придел пятиглавого Спасо-Преображенского собора (1594). Сразу после постройки он напоминал Рождественский собор Суздальского кремля, в XVII веке его украсили наружной росписью. Стены, разделённые на три части пилястрами с килевидными закомарами, украшены по периметру аркатурно-колончатым поясом. В XVIII веке стены собора были с трёх сторон окружены галереей, а во второй половине XIX века к нему пристроен придел Сергия Радонежского. Пять куполов венчают центральную часть собора, два купола поменьше — его приделы. Световые барабаны прорезаны узкими высокими окнами и украшены каменной резьбой. Собор был украшен росписью ещё в XVI в., но к середине XVII в. эти фрески уже пришли в ветхость и в 1689 г. их сменила новая роспись. Эта роспись до сих пор не расчищена от поновлений 1865 и 1877 годов..

Монастырская звонница

Звонница монастыря состоит из нескольких построенных в разное время зданий — девятигранной столпообразной церкви Рождества Иоанна Предтечи начала XVI века и разнообразно декорированной трёхпролётной галереи звонов XVI—XVII веков. Церковь и галерея соединены башенкой-«часозвоней», где размещены часы с боем. Монастырские колокола XVI века не сохранились: они были отправлены в переплавку в 1930-х годах. В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день.

Успенская трапезная церковь

Успенская трапезная церковь, сооружённая в последней четверти XVI века, расположена перед Спасо-Преображенским собором напротив звонницы. Это столпообразный храм типа «восьмерик на четверике», увенчанный шатром с двумя ярусами кокошников. Мощная апсида украшена лопатками и килевидными арочками, с восточной стороны к храму примыкает придел мученика Диомида в виде небольшой столпообразной церкви с тремя ярусами кокошников и изящной главкой. С другой стороны Успенская церковь переходит в двухъярусную трапезную палату, покрытую тесовой кровлей. Нижний этаж трапезной палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, в верхнем помещался трапезный зал со сложной системой сводов, опирающихся на центральный столп.

Архимандритский корпус

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает памятник гражданской архитектуры XVII века — Архимандритский корпус — возведённый между 1628 и 1660 годами. Это двухэтажное Г-образное здание украшено крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы. Корпус возводился как казённое здание, но примерно с конца XVIII века в нём проживал архимандрит монастыря.

В 1971—1981 годах звонница, Успенская трапезная церковь и Архимандритский корпус подверглись комплексной реставрации. Была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и форма памятников, воссозданы своды, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В 2001—2008 годах реставрационные работы были продолжены. Теперь приходилось бороться с деформацией фундамента и стен, ведущей к образованию трещин и угрожавшей полным разрушением сооружений. Для спасения зданий был применён комплекс мер по инженерному укреплению, включавший установку анкеров в фундамент и стены Архимандритского корпуса и звонницы. В 2008 году была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства её составных частей, а также восстановлены куранты. Был произведён ремонт фасадов Успенской трапезной церкви с Диомидовском приделом, покрытия закомар и главок выполнены из меди, а в её кровле использован биметалл.

Братский корпус

Ещё одна допетровская постройка монастыря — Братский корпус, построенный примерно в то же время, что и Архимандритский корпус. Это Г-образное двухэтажное здание, идущее параллельно восточной стене монастыря, было предназначено для монашеских келий. Согласно исследованиям И. А. Столетова, самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII века, являются южная часть здания и весь первый этаж. Главное украшение здания — оконные наличники с кокошниками.

Никольская больничная церковь

Никольская церковь с примыкающими к ней двухъярусными больничными палатами была возведена в 1669 году в северо-восточной части монастыря. Это бесстолпная одноглавая церковь с выразительными порталами, простые фасады которой украшены закомарами и наличниками с кокошниками. Сводчатый зал на первом этаже был отведён под трапезную, на втором этаже помещались больничные покои. Никольская церковь подверглась реставрации в 1968—1974 и 1999—2006 годах. В первый период была восстановлена первоначальная объёмно-планировочная структура и архитектурная форма здания, воссозданы своды, барабан с главкой, двухэтажная паперть, оконные и дверные проёмы, а также декоративное убранство фасадов. В начале XXI века была заменена деревянная кровля на основном объёме церкви и её алтарной части, выполнена работы в интерьере и произведена вычинка кирпичной кладки и обмазка фасадов.

В зданиях размещаются экспозиции, фондохранилища и подсобные службы. На монастырской звоннице заново подобраны все колокола, и несколько раз в день посетители имеют возможность слушать их перезвон. Одним из звонарей в монастыре трудился Юрий Юрьев.

Дополнительные фотоматериалы с Викисклада

  • Двор тюремного корпуса

  • Мемориальная плита на стене тюремного корпуса

  • Памятник-часовня князю Дмитрию Пожарскому

  • Место захоронения князя Дмитрия Пожарского (родовая усыпальница Пожарских и Хованских)

  • Вид на Спасо-Преображенский собор и звонницу

  • Часы на монастырской звоннице

  • Фрески Спасо-Преображенского собора

  • Почтовая марка «Суздалю 975 лет». 1999

  • Галерея экспозиции. Панагии

  • Галерея экспозиции. Кресты наперстные и кресты-тельники

  • Галерея экспозиции. Дробницы с покровов

  • Галерея экспозиции. Кадила, ковш и братчина

  • Галерея экспозиции. Потир, дискос, звездица

  • Галерея экспозиции. Престольное Евангелие

  • Галерея экспозиции. Спас Нерукотворный

  • Галерея экспозиции. Дарохранительница

  • Галерея экспозиции. Серебряная посуда 18 век

  • Галерея экспозиции. Престольные Евангелия, кадильницы, Престольный Крест

  • Галерея экспозиции. Покров святого князя Георгия Всеволодовича, 1645 год

Ссылки

  • Монастырь на WikiMAPIA
  • Владимиро-Суздальский Музей-Заповедник
  • Спасо-Евфимиев монастырь. на сайте sobory.ru.
  • Преподобный Стефан Махрищский. Православная энциклопедия «Азбука веры».
  • Описание Спасо-Евфимиева монастыря и круговые панорамы

Монастыри Владимирской области

Александровский (Суздаль) | Благовещенский (Вязники) | Благовещенский (Киржач) | Благовещенский (Муром) | Богородице-Рождественский (Владимир) | Богоявленский (Мстёра) | Борисоглебский (Борисоглеб) | Васильевский (Суздаль) | Введенский Островной | Воскресенский (Муром) | Знаменский (Гороховец) | Космин Яхромский (Небылое) | Крестовоздвиженский (Муром) | Лукианова пустынь | Махрищский монастырь | Михайло-Архангельский (Юрьев-Польский) | Николо-Волосовский монастырь | Никоновский Введенский монастырь (Юрьев-Польский) | Покровский (Суздаль) | Ризоположенский (Суздаль) | Боголюбский (Боголюбово) | Никольский (Новое) | Успенский монастырь (Александров) | Скорбященский монастырь (Хмелёво) | Смоленская Зосимова пустынь | Спасо-Евфимиев (Суздаль) | Спасо-Преображенский (Муром) | Сретенский (Гороховец) | Троице-Никольский монастырь (Гороховец) | Троицкий (Муром) | Успенский Княгинин (Владимир)

Древнерусская стенопись
Древняя Русь
XI-XII вв.
Псковская земля
XIV-XV вв.
Новгородская земля
XIV-XV вв.
Московская Русь
XV века
Успенский собор на Городке • Успенский собор во Владимире • Успенский собор в Москве (приделы, жертвенник) • Собор Ферапонтова монастыря
Русское государство
XVI века
Русское царство
XVII века
Утраченные в XX веке ансамбли стенописи зачёркнуты, сохранившиеся фрагментарно — выделены курсивом

1 – Спасо-Преображенский собор
2 – Надвратная Благовещенская церковь
3 – Успенская трапезная церковь
4 – Больничная церковь св.Николая Чудотворца
5 – Церковь Рождества Иоанна Предтечи (Звонница)
6 – Киворий
7 – Часовня-усыпальница Д.М. Пожарского
8 – Архимандритский корпус
9 – Больничные покои при Никольской церкви
10 – Тюремный корпус
11 – Братский (келейный) корпус
12 – Главная проездная (проходная) башня
13 – Башни и стены ограды
14 – Северные ворота
15 – Смотровая площадка
16 – Пешеходный мост через р.Каменка
17 – Памятник Дмитрию Михайловичу Пожарскому

В середине XIV в., когда ненадолго возрастает значение Суздаля, суздальско-нижегородские князья основывают в городе новые монастыри – Покровский и Спасский, который позднее получил имя Спасо-Евфимиева по его первому игумену Евфимию, признанному «святым» в начале XVI в. Спасский монастырь, находясь на высоком левом берегу Каменки, одновременно усиливал оборону города с севера. Уже в XV в. во владении у монастыря находились многие деревни и земли Средней Руси, пожалованные княжеско-боярской знатью. Монастырь обогащался и за счет пожертвований и паломников к мощам святого Евфимия. В середине XVII в. он владел 10300 крепостных. Имеющиеся средства дали возможность монахам развернуть обширное каменное строительство. Ко второй половине XVII в. монастырь превращается в мощную каменную крепость с 12 башнями, приспособленными для боя и хранения боеприпасов, и общей протяженностью стен около 1400 м. О боевом замысле монастырской крепости говорят также многочисленные бойницы в стенах и разная высота стен и башен (с неприступной стороны крутых склонов реки они ниже, с южной, равнинной стороны – выше). Несмотря на свою мощь, стены монастыря никогда не выполняли оборонительную функцию.

Почти в центре южной стены монастыря, обращенной в сторону города, стоит Проездная (проходная) башня. О ее главенстве говорят прямоугольная форма (в отличие от других башен – граненых и круглых), внушительная высота (22 м) и богатство декоративной обработки в стиле суздальских посадских церквей. Башня увенчана как бы церковной главкой с флюгером вместо креста. В XVIII в. в главную башню ударила молния, нанеся серьезные разрушения. Ремонт башни состоялся только в 1860 г.

За воротами главной башни – еще одни ворота, помещенные в нижнем ярусе Благовещенской церкви, которая как бы перекрывает проход к главному зданию монастыря. Надвратная церковь, построенная в качестве главных ворот монастыря на рубеже XVI — XVII вв., после возведения каменной стены оказалась внутри монастырских стен. Необычно архитектурное решение церкви: с востока сильно выступает алтарная часть, с запада примыкает паперть, сдвоенные окна которой очень украшают здание, наверх ведет лестница через паперть. В церкви сохранилась настенная роспись XIX в.

В Благовещенской надвратной церкви расположена экспозиция «Национальный герой-освободитель Дмитрий Пожарский» Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Значительность экспозиции в том, что в ней представлены вклады князей Пожарских в суздальские храмы и монастыри. Например, в алтарной части можно увидеть резные царские ворота середины XVII в. – вклад Д. Пожарского в Покровский монастырь. Это замечательный образец древнерусского искусства. В экспозиции помещена копия духовной грамоты Д. Пожарского, в которой он завещал похоронить себя в Спасо-Евфимиевском монастыре (подлинник – в Госархиве древних актов в Москве).

За аркой надвратной церкви расположены древнейшие здания монастыря. Их архитектурная история не во всем ясна, даты их создания определяются лишь относительно. Таким сложным и очень редким памятником является Звонница, которая сочетает в себе несколько разновременных сооружений XVI-XVII вв. Древнейшей ее частью является девятигранник первоначального столпообразного храма «под звоном» (первые десятилетия XVI в.). Эта столпообразная церковь Рождества Иоанна Предтечи, возможно, была построена в четь рождения Ивана IV (Грозного) за счет великокняжеской семьи. По другой версии, эта столпообразная церковь построена как «моленный» храм во время приездов в Суздаль бездетной великокняжеской четы — Василия III и Соломонии Сабуровой (есть и еще версии, о которых скажем ниже). Она представляла собой столпообразное трехъярусное строение, завершенное килевидными закомарами и небольшой главкой. Такие храмы строились на Руси недолго и сохранилось их очень мало. В конце XVI-XVII вв. к столпу была пристроена звонница в виде стены с трехпролетной аркадой звона на коротких граненых столбах, сравнимая с ростово-ярославскими. На стыке столпа и аркады стоит палатка-часозвоня с шатром. Самый большой колокол на звоннице в XVII в. весил 355 кг, в XVIII в. — 560 кг. В 1930-е годы все колокола были отправлены на переплавку «на нужды государства». В настоящее время звонница имеет 17 колоколов, которые звонят пять раз в день, и составлены звоны, исполняемые звонарями Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В 2008 г. была проведена соответствующая окраска звонницы, отражающая разновременность строительства её составных частей, а также восстановлены куранты.

Почти напротив звонницы расположена Успенская трапезная церковь (построена, по расчетам Н.Н. Воронина, около 1525 г., по современным данным, — в последней четверти XVI в.), редкий памятник церковного и гражданского зодчества. Это небольшой столпообразный храм: восьмерик на четверике, с двумя ярусами кокошников, шатровым верхом, мощной апсидой, украшенной нишами, лопатками, килевидными арочками и керамическими вставками. К нему примыкает миниатюрная столпообразная церковь без апсиды, с ярусами кокошников и грациозной главкой (Диомидовский придел). С другой стороны с Успенским храмом соединяется двухъярусная трапезная палата под тесовой кровлей. Нижний этаж палаты был предназначен для различных хозяйственных служб, на верхнем помещался одностолпный трапезный зал со сложной системой сводов. В России сохранилось лишь около 20 трапезных палат XVI в. После реставрационных работ в 2006 г. в помещении Успенской трапезной церкви открыт Музей наивного искусства – первая и самая крупная в России постоянно действующая экспозиция художников-самоучек.

К Успенской церкви со стороны Диомидовского придела примыкает Архимандритский корпус — памятник гражданской архитектуры середины XVII в. Это двухэтажное Г-образное строение с крытой деревянной галереей-гульбищем, опирающейся на каменные столбы и придающей зданию теплоту и уют жилых покоев. Корпус возводился как казённое здание (здесь размещались приказ монастырских дел, присутственная камора, монастырский архив), но примерно с конца XVIII в. в нём проживал архимандрит монастыря. С 1650 по 1654 гг. архимандритом Спасо-Евфимиева монастыря был Питирим, будущий восьмой Патриарх Московский и всея Руси. В помещении Архимандритского корпуса сейчас располагаются экспозиции «Книга шести столетий» и «Русская икона XVIII – начала XX вв.».

Братский корпус – это еще один памятник гражданской архитектуры допетровского периода. Он был предназначен для монашеских келий (жили по 3-4 человека). Согласно исследованиям И. А. Столетова, самыми ранними постройками, датированными первой половиной XVII в., являются вся южная часть братского корпуса и первый этаж северной части. Главное украшение здания — оконные наличники с кокошниками. В помещениях Братского корпуса с 2003 г. располагается первый в России «живой» музей реставрации «Побеждая время». Его уникальность в том, что посетители могут не только увидеть спасенные шедевры, но и наблюдать «священнодействие» реставраторов. Кроме того, в корпусе разместилась экспозиция «История суздальских монастырей».

Между звонницей и трапезной церковью торжественно размещается пятиглавый Спасо-Преображенский собор XVI в. Снаружи он украшен аркатурно-колончатым поясом. В XVII в. на стенах появилась наружная роспись. К юго-восточному углу храма примыкает Евфимиевский придел, который, вероятно, был сооружен намного раньше собора – в 1507-1511 гг. По сути, это был первый каменный храм монастыря – маленькая памятная бесстолпная церковка над могилой святого Евфимия. В середине или в конце XVI в. к ней был пристроен большой собор, и она превратилась в его придел. Евфимиевский придел был соединен галереей с находящейся недалеко столпообразной церковью Рождества Иоанна Предтечи «под звоном». Переход находился на уровне второго яруса церкви, что подтверждает сохранившаяся дверь в западной стене церкви, оформленная как портал, но не выполняющая сегодня никакой функции. О наличии галереи свидетельствуют эскизы XIX в., сделанные графом Уваровым во время проводимых раскопок усыпальницы князей Пожарских. Выше уже говорилось о разных версиях назначения этой маленькой церкви рядом со Спасо-Преображенским собором. Здесь приведем еще одну версию: скорее всего, столпообразная церковь использовалась для исповеди князей и государей, на которую они незаметно для многочисленной молящейся паствы проходили по галерее из собора.

Стены Спасо-Преображенского собора расписывались в 1689 г. артелью костромских мастеров под руководством знаменитого Гурия Никитина. Но эти творения были скрыты под росписями XIX в. С начала 1970 –х годов почти тридцать лет велись работы по восстановлению первоначальных фресок великого русского живописца. В настоящее время их большая часть осовбождена от поздних записей. Фресками были украшены также стены придела св. Евфимия. В различных сценах жития святого отражены даже выбор места и начало строительства Спасо-Евфимиева монастыря.

Памятник-часовня на месте захоронения Дмитрия Пожарского. К востоку от Спасо-Преображенского собора в 1642 г. был погребен в родовой усыпальнице выдающийся полководец князь Дмитрий Пожарский. Вместе с нижегородским старостой Кузьмой Мининым он возглавил народное ополчение, освободившее в 1612 г. Москву от польских интервентов и положившее конец Смуте в России.

К концу ХVII в. усыпальница оказалась заброшенной — некому было заботиться о могилах предков. В 1766 г. по приказу архимандрита Ефрема усыпальницу «за ветхостью» сломали, а надгробные плиты сняли и использовали для церковного строительства. Чтобы вновь обрести могилу Пожарского, летом 1851 г. археолог граф Уваров по поручению министра внутренних дел проводит раскопки на территории Спасо-Евфимиева монастыря к востоку от Спасо-Преображенского собора. Там он обнаруживает стены усыпальницы, которая была тщательно исследована специальной комиссией и признана захоронением Д. Пожарского. В 1885 г. над могилой Д. Пожарского на народные средства был сооружен памятник-часовня по проекту архитектора А.М. Горностаева.

В 1933 г. памятник был разрушен, так как монастырь был отдан под тюрьму для политзаключенных. В 1967 г. монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, и начались масштабные работы по его реставрации. В 1974 г. над захоронением национального героя появился монумент скульптора Н.А. Щербакова, архитектора И.А. Гунста.

В 2009 г. разрушенный мавзолей Дмитрия Пожарского был восстановлен с максимальной точностью. На месте захоронения полководца установлен крест и мемориальная плита. Рядом с местом погребения — памятник-часовня. На открытии памятника присутствовал Президент России Д.А. Медведев.

Никольская больничная церковь – редкий памятник церковного и гражданского зодчества. В строительной документации 1669 г. были определены требования к зданию: верх не должен быть шатровым, здание должно быть теплым. Двойной свод увеличивает высоту храма, но позволяет экономно уменьшить теплое помещение. Фасады церкви декорированы закомарами-кокошниками и нарядными наличниками окон. К храму примыкает двухъярусная больничная палата с одностолпным сводчатым залом для больных монахов на первом этаже. Редкая для древнерусского зодчества внутристенная лестница вела на нежилой верхний этаж.

В помещении больничной церкви с 2006 г. после серьезной модернизации располагается доступная для посетителей экспозиция «Золотая кладовая». В ней можно увидеть уникальные образцы древнего шитья XIV-XVII вв., произведения русских мастеров золотого и серебряного дела разных эпох, с XII-XIII вв. и до начала XX в., драгоценные образцы прикладного искусства XVI-XVII вв., в том числе иконы и предметы церковной утвари и др.

Тюремный корпус. Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале был известен не только мощами святого Евфимия и его чудесами. Монастырь с середины XVIII в. приобрел новую, весьма печальную известность. По распоряжению Екатерины II в 1766 г. здесь была учреждена государственная тюрьма-крепость. Первоначально она предназначалась для умалишенных религиозных колодников. Однако, как показывают документы, за 150 лет существования в крепости находились люди, наделенные здравым умом и памятью, а умалишенными они становились за многие годы нахождения в заключении.

Первоначально арестанты содержались в двух палатах в покоях Никольской больничной церкви. С 1823 г. под тюрьму приспосабливается келейный корпус XVIII в., который был последней крупной постройкой монастыря в 1730 г. Это протяженное одноэтажное здание казарменного типа с прогулочным двором перед ним, расположенное за высокой кирпичной стеной в северной части монастыря. В 1889 г. при крепости создается особая тюремная церковь в честь Корсунской Божией Матери.

Узники были разных сословий и званий, светские и духовные. Здесь прошли последние годы жизни декабриста Ф. Шаховского и монаха-прорицателя Авеля, предсказавшего судьбу рода Романовых.

Арестантское отделение официально просуществовало до 1 января 1906 г. Но в 1923 г. монастырь, из которого были изгнаны последние 15 монахов, снова получает статус тюрьмы. До 1939 г. в ней существовал политизолятор, в котором содержались, в частности, митрополит П. Крутицкий, экономист с мировым именем Н. Кондратьев, один из организаторов знаменитой советской денежной реформы 1922-1924 гг. Л. Юровский, бывший директор Государственной публичной библиотеки В. Невский, один из идейных противников методов руководства правящей партии М. Рютин и многие другие.

С 1940 по 1946 гг. Спасо-Евфимиев монастырь превратился в лагерь для военных: солдат и офицеров, проходивших проверку после фашистского плена или выхода из окружения противника. С 1943 г. в лагерь начали поступать немецкие военнопленные, в частности, из разгромленной под Сталинградом группировки фельдмаршала Ф. Паулюса. Летом 1943 г. более двух месяцев здесь содержался и сам Ф. Паулюс.

После закрытия лагеря для военнопленных с 1946 по 1967 гг. на территории монастыря размещалась трудовая и воспитательная колония для несовершеннолетних. Сейчас в тюремном корпусе находятся экспозиция «Суздальская тюрьма. Летопись двухвековой истории».

Спасо-Ефимиев монастырь был восстановлен и отреставрирован лучшими мастерами, и в 1968 г. монастырю был присвоен статус музея. В настоящее время он находится в ведении Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
Комплекс Спасо-Евфимиева монастыря со всеми описанными зданиями-памятниками внесен в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

Время работы (с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года):

  • понедельник-пятница, воскресенье: с 10:00 до 18:00;
  • суббота: с 10:00 до 19:00;
  • 4-й четверг месяца – санитарный день.

Внимание! Колокольные звоны в монастыре: 10.10, 11.00, 12.00, 13.00, 14.00, 15.00, 16.00, 17.00;
в среду звоны воспроизводятся в записи

В. Королькова

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *