Спасо преображенский монастырь Ярославль

Спасо-Преображенский монастырь

Спасо-Преображенский монастырь (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Спасо-Преображенский монастырь

Наверняка в школе вы читали «Слово о полку Игореве», так вот этот памятник древнерусской литературы был найден как раз в Спасо-Преображенском монастыре в Ярославле. Но обитель известна и сама по себе, ведь основана она была еще в 12 в.

Мужской Спасо-Преображенский монастырь в Ярославле известен тем, что в конце 18 в. в его библиотеке был обнаружен единственный сохранившийся экземпляр «Слова о полку Игореве».

Спасо-Преображенский монастырь сыграл важную роль в истории Ярославля, долгое время он был его духовным и экономическим центром, ему принадлежали многие окрестные земли. Обитель не только соперничала с посадом, но порой и конфликтовала.

Монастырь любил посещать Иван Грозный. Он подарил обители несколько сел, две сотни деревень, рыбные ловли и соляные варницы. Его сын, царь Федор, тоже одаривал обитель.

Многие дошедшие до нас памятники архитектуры, расположенные на территории монастыря, построены гораздо позже его основания. Например, в значительной мере сохранившиеся стены — поначалу они были деревянными, и только в 17 в. стены стали каменными. Тогда же появились каменные башни — Богородицкая, Угличская (сохранилась), Глухая, Михайловская, Водяные ворота.

В первой половине 18 в. в монастыре образовалась большая библиотека, велась работа по переписке книг. А с конца столетия сюда переселяется митрополит, резиденция которого до этого находилась в Ростове. После революции Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в музей.

Достопримечательности Спасо-Преображенского монастыря

Спасо-Преображенский собор

Главный храм монастыря. Его построили в 1216—1224 гг., но после пожара в 16 в. он сильно пострадал, и его отстроили заново — по образу Благовещенского и Архангельского соборов Московского Кремля. Это как раз тот храм, который мы видим сейчас. Его фрески считаются древнейшим памятником стенописи эпохи Ивана Грозного. Для нового собора был создан большой иконостас, некоторые иконы дошли до наших дней.

Святые ворота

Святые ворота были построены в начале 16 в. Это не только парадный вход в монастырь, но и дозорная вышка, с которой осматривались окрестности.

Трапезная палата

Трапезная палата является частью комплекса, состоящего из трех построек: самой палаты, церкви Рождества (16 век) и настоятельского корпуса (17 век).

Обязательно посмотрите кельи, в которых в 17 столетии жили монахи!

Музей-заповедник Спасо-Преображенского монастыря

Сегодня этот монастырь уже не действующий, и на его территории находится государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Здесь вам поведают о древнерусском искусстве, деревянной скульптуре и резьбе русских храмов. Здесь хранится богатая коллекция славянских и греческих рукописей, а список «Слова о полку Игореве» почетно занимает сейчас отдельную экспозици. Кроме того, в музее периодически проходят тематические выставки.

Спасо-Преображенский монастырь. Город Ярославль. Фото.

Спасо-Преображенский монастырь является одной из главных достопримечательностей Ярославля. Сейчас территория монастыря принадлежит Ярославскому государственному историко-архитектурному и художественномц музею-заповеднику.

Основан монастырь был в конце XII века и находился за стенами города. Но за столетия Ярославль сталь настолько большим, что сейчас монастырь является его центром.

Туристы часто называют монастырь Ярославским кремлем, однако это не верно, так как кремль, «Рубленый город», располагался на стрелке слияния Волги и Которосли.

Спасо-Преображенский монастырь же находитcя несколько выше по течению Которосли.

У входа в монастырь изображены стрелы

Вход через Святые ворота, построенные в 1516 году. Над воротами церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы с высокой башней. В воротах установлена музейная касса.

Если у Вас немного времени для осмотра территории монастыря, а погода хорошая — обязательно возьмите билет на подъем на звонницу. С неё открывается прекрасная панорама города (но об этом чуть позже).

Звонница с церковью Печерской иконы Божией Матери была построена в XVI веке, но была она тогда существенно ниже и уже в ходе позднейших перестроек «выросла».

К северной стороне звонницы примыкала высокая двухярусная галерея, соединявшая ее с собором. В XVI веке звонница имела высокий сводчатый проезд на хозяйственный двор монастыря.

Возле звонницы желтая церковь Ярославских Чудотворцев Феодора и чад его Давида и Константина.

Она существенно моложе большинства построек монастыря так как была возведена в 1827-1831 и сильно отличается по стилистике от окружающих строений.

Церковь Ярославских Чудотворцев строилась архитектором П.Я. Паньковым на фундаменте оставшемся от Входоиерусалимского храма 1618 года, который в свою очередь сменил постройку XIII века.

Церковь пристроена вплотную к собору Спаса Преображения — самому старому храму монастыря.

Собор был основан ещё при князе Константине Всеволодовиче в начале XIII века, до монгольского нашествия.

Существующий собор выстроен в начале XVI века и освящен в 1515-1516 годах.

Надо сказать, что в XIX веке, в то же время когда строилась церковь Ярославскх Чудотворцев, Успенский собор сильно перестраивался, так что они должны были похожими.

Но при реставрации ему был возвращен изначальный, исторический вид и потому два рядом стоящих храма сейчас так различаются.

На территории монастыря установлена стелла-памятник «Клятва князя Пожарского», открытая в 2010 году.

Эта стелла поставлена в память о том, что в 1612 году в Ярославле под руководством Князя Пожарского собиралось народное ополчение, которое освободило нашу Родину от польско-литовских захватчиков.

Рядом со Спасо-Преображенский монастырем есть ещё один памятник, посвященный данному событию — это часовня Казанской иконы Божией Матери.

Впрочем, вернемся на территорию монастыря.

Это Настоятельские покои XVII века постройки.

Келейный корпус также XVII века.

В нем, как и в Настоятельских покоях, сейчас находятся музейные экспозиции.

Это здание минастырской Ризницы

Несмотря на то, что Спасо-Преображенский монастырь ежедневно посещает множетво туристов, некоторые хозяйственные постройки его до сих пор (на 2015 год) находятся не в самом лучше стостоянии.

Юго-западная башня 1803 года постройки.

Угличская башня.

Она постарше и построена в 1635 году.

Возле Михайловской башни 1803 года постройки есть лестница, поднявшись по которой можно прогуляться по стенам монастыря.

На территории монастыря стоит памятник копейке 1612 года.

Рядом с памятником мастер показывает как чеканили монеты. Тут можно отчеканить себе сувенир.

Как я и писал в начале, в хорошую погоду обязательно стоит подняться на звонницу.

Деревянные лестницы, на которых трудно разойтись…

… позволяют подняться на несколько ярусов звонницы.

Сначала можно увидеть огромные колокола.

Однако, не только колокола тут интересны.

Самое главное, что со звонницы открывается прекрасный вид на территорию монастыря и на город.

Башня церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы и река Которосль сзади.

Вдали стрятся новые микрорайоны Ярославля.

Слева виден городской пляж.

Зеленый купол церкви Ярославских Чудотворцев.

Золотые звезды Звонницы.

Парк на территории монастыря.

Вид на улицу Первомайская.

Золотые зведы с видом на монастырские постройки и стены.

Церковь Воскресения Христова.

Она построена в начале 16 века.

Слева внизу — сувенирная лавка.

Вид на церковь Спаса Преображения на Городу через окно звонницы.

Семинарский и келейный корпуса (XVII-XIX вв.)

Церковь Михаила Архангела («Гарнизонная»), построенная между 1657 и 1682 годами.

Дорога ведет к Стрелке на слиянии Которосли и Волги.

В центре возвышается собор Успения Пресвятой Богородицы, построенный в 2009 году на месте взорванного большевиками прежнего собора.

Слева видна церковь Николая Чудотворца, сооруженная в 1695, единственная сохранившаяся в изначальном виде церковь Ярославского кремля (Рубленного города).

Вдали слева видна церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове, построенная между 1671 и 1687 годами.

Кстати, она изображена на купюре в 1000 рублей.

А это церковь Богоявления Господня.

Вдали церковь Илии Пророка.

В центре шатер церкви Сретения Господня (1891 и 1895 гг). Слева — купола Казанского монастыря, основанного в 1660 году.

Осветительные мачты стадиона «Шинник»

Чтобы ощутить мощь укреплений Спасо-Преображенского монастыря, стоит поближе подойти к стенам.

Другие фотографии города Вы можете найти на странице Ярославль.

Хороших путешествий!

Спасский монастырь

В бывшем Спасском монастыре, возникшем в начале XIII века, сохранились древнейшие здания Ярославля. В 1216-1224 годах здесь на средства ростовского князя Константина Всеволодовича был возведен кирпичный собор, украшенный резными белокаменными деталями, а в 1218 году заложена церковь Входа в Иерусалим. Остатки этих сооружений были обнаружены археологическими раскопками в 1950-х годах.

Значение монастыря в жизни города особенно возрастает с конца XIII века, когда он становится княжеской усыпальницей. На протяжении ХIV-ХVI веков настоятели Спасского монастыря нередко становились во главе ростовской епархии. После вхождения Ярославля в состав Русского централизованного государства монастырь приобретает покровительство великих князей, а позднее и царей. Он входит в число крупнейших церковных феодалов и получает статус «степенного».

После пожара 1501 года древний собор пришел в негодность. Для сооружения нового храма по указу великого князя Василия III были присланы московские мастера, закончившие строительство к 1516 году.

Спасо-Преображенский собор представляет собой стройное здание на высоком подклете, увенчанное тремя шлемовидными главами, с открытой галереей на западном фасаде. В его облике заметно влияние построек Московского Кремля конца XV – начала XVI веков. В интерьере храма сохранились росписи 1563-1564 годов множества работ московских и ярославских мастеров. Исследователи отмечают богатство сюжетов и мастерство исполнения. Особым разнообразием и изяществом рисунка отличаются орнаменты «полотенец» в нижнем ярусе росписей, напоминающие гравюру на металле.

Одновременно со строительством Спасо-Преображенского собора возводились укрепления монастыря. От первоначальной крепости сохранились Святые ворота на южной стене (1516 год, с позднейшими перестройками), служившие в древности главным въездом в монастырь. Это сложное сооружение, включало крепостную башню с двумя проездами и укрепленным двориком (почти полностью разобран в XVIII веке), надвратную церковь и дозорную башню-часозвонню, которая была надстроена в 1620-х годах. В 1564 году своды проездных арок были расписаны фресками на тему Апокалипсиса. По остаткам живописи, таким, как фигуры трубящих ангелов, можно догадываться о ее былом великолепии.

Современна собору и трапезная. Это одно из наиболее монументальных сооружений такого рода в русском зодчестве первой половины XVI века. Мощь постройки подчеркивают широкие лопатки, членящие стены, и окна, углубленные в тройные ниши. Внутри своды опираются на мощные столбы (своды второго этажа восстановлены в 1950-х годах).

В конце XVI века с запада к трапезной было пристроено здание Настоятельских покоев, богато украшенное наличниками и сложным профилированным карнизом. Видимо, тогда же, судя по рисунку наличников, была сооружена или перестроена Рождественская церковь при трапезной. Верхний этаж церкви искажен переделками XIX века. В XVI столетии была построена и первоначальная звонница, частично вошедшая в постройку XVII века, на восточном фасаде которой хорошо видны следы кокошников, завершавших древнее здание.

В событиях Смутного времени начала XVII века Спасский монастырь с его каменной крепостью был одним из главных узлов обороны города. В XVII веке стены и башни были обновлены и перестроены. В 1623 году была сооружена северо-западная Богородская башня, в 1635-м – северо-восточная Угличская, служившая одновременно и городскими воротами. Несмотря на сравнительно небольшую высоту, эти квадратные башни, снабженные четырьмя рядами бойниц и увенчанные остроконечными шатрами, придают монастырю вид настоящей крепости.

Во второй половине XVII века на территории монастыря параллельно северо-восточной стене были возведены двухэтажные корпуса келий. Звонница была расширена пристройкой с южной стороны и надстроена площадкой звона, завершавшейся двумя шатрами. С севера к собору пристроили закрытую паперть с палаткой, где размещалась монастырская библиотека, среди книг которой хранился сборник, содержавший величайшее творение древнерусской литературы – «Слово о полку Игореве».

Превращение монастыря в 1787 году в архиерейский дом – резиденцию архиепископов, переведенную из Ростова в губернский город, вызвало волну переделок, нарушивших целостность ансамбля.

Значительная часть крепостных стен была перестроена в декоративную каменную ограду. На юго-восточном и юго-западном углах появились круглые башенки в ложноготическом стиле. Такое же по стилю завершение получила надстроенная в 1809-1823 годах звонница. К югу от собора была сооружена громоздкая церковь Ярославских чудотворцев (1827-1831), в северо-восточной части сохранились фрагменты древней постройки.

В 1918 году сооружения монастыря были повреждены артиллерийским обстрелом. После реставрационных работ в 1920-х и 1950-х годах многим зданиям вернули первоначальный вид.

Памятники в древней части города. На главной площади Ярославля, ранее называвшейся Ильинской, стоит один из самых прославленных памятников (русского зодчества и искусства XVII столетия – Ильинская церковь. Это сложное по композиции здание соединяет в себе главный храм во имя Ильи Пророка, небольшой северный придел, южный Покровский придел с трапезной, увенчанную шатром церковь Ризположения, колокольню, галереи, крыльца. Здание поднято на подклет. Главный храм венчается пятиглавием. В прошлом он имел позакомарное покрытие, отчего казался еще более стройным и высоким.

Ильинская церковь строилась в 1647-1650 годах на деньги известных в те времена купцов Скрипиных, владевших огромными богатствами. Скрипины не жалели денег на строительство и украшение храма и пригласили лучших мастеров, талант и труд которых дали возможность Ильинскому храму занять достойное место в истории русского зодчества и искусства. Чтобы оценить архитектурные достоинства храма, нужно не торопясь обойти его вокруг. Благодаря своему сложному, не симметричному построению здание многолико и открывается по-разному с разных точек обзора. Следует обратить внимание на узорные детали крылец, висячие гирьки, стройные пропорции ризположенского шатра и кокошники в его основании.

Внутри храм поражает каждого, впервые входящего в него, мноцветностью и пышностью убранства. Стены, арки и своды сплошь покрыты многофигурными красочными фресковыми росписями, сверкает позолотой резной иконостас, в котором находятся замечательные по своим художественным достоинствам иконы.

Фрески церкви Ильи Пророка выполнены в 1680-1681 годах знаменитыми художниками костромичами Гурием Никитиным, Силой Савиным и их сподвижниками из Костромы и Ярославля. Они посвящены деяниям пророка Ильи, именем которого названа церковь, его ученика Елисея и ряду библейских сюжетов. Росписи привлекают своей живостью и разнообразием. В них уже нет того сурового, аскетического духа, который был столь характерен для многих более ранних образцов русской монументальной живописи. Во второй половине XVII века художников начинает привлекать многоцветный земной мир, наполненный движением и разнообразными событиями. Они любят изображать жанровые сцены, бытовые детали, изобильную цветущую природу, нарядные одежды и предметы житейского обихода (колесница Неемана на западной стене), красоту человеческого труда (знаменитая композиция жатвы на южной стене храма) и т.д.

Стенопись галереи выполнена в 1682 году и дополнена в 1716-м. Здесь обращают на себя внимание фантастические сцены из Апокалипсиса, а также иллюстрации к назидательным историям, широко распространенным в то время, например, история инока Феофила, продавшего свою душу дьяволу.

Среди икон нарядного иконостаса можно увидеть превосходные живописные произведения конца XVII века – Илья Пророк, Иоанн Предтеча, где, кроме мастерски написанных главных фигур, интересны пейзажи и отдельные детали. На южной стене рядом с иконостасом висит икона Знамение новгородское. На ней следует внимательно рассмотреть различные сцены – клейма с тончайшей прорисовкой фигур и пейзажа.

Существующий резной иконостас относится к концу XVII столетия. Он выполнен в стиле барокко и является замечательным произведением декоративного искусства. С восточной стороны у столпов рядом с иконостасом находятся так называемые «моленные места» – царское и патриаршее, прекрасный образец резьбы по дереву мастеров второй половины XVII века.

В убранстве Ильинской церкви есть и многоцветные изразцы, которые, широким нарядным поясом проходят по стене храма в галерее. Сохранились и двери XVII века с металлическими деталями, украшенными орнаментом.

Таково далеко не полное описание произведений живописи и декоративно-прикладного искусства церкви Ильи Пророка, являющейся одним из филиалов Ярославского историко-архитектурного музея-заповедника. Церковь стоит в центре просторной и красивой площади, к которой лучами сходятся улицы центральной части Ярославля.

Планировка центральной части Ярославля является выдающимся произведением градостроительного искусства. Лучи улиц были направлены на выразительные по силуэту сооружения – крепостные башни и храмы. Особое место отведено Ильинской церкви, ставшей градостроительным ядром старой части города. При застройке улиц и площадей соблюдалась определенная этажность, порядок расположения городских усадеб и более скромных по своему внешнему виду и планировке жилых номов.

Правило сохранения определенной этажности при застройке центральной части города соблюдается и сейчас. В старой части Ярославля не строится и, согласно новому генеральному плану города не будет строиться высоких зданий, что позволит сохранить обликодного из самых красивых городов Поволжья.

Среди других памятников зодчества древнего Ярославля, следует отметить один из первых памятников ярославского посадского зодчества – церковь Рождества Христова (1644). Она построена на средства торговавших с Востоком купцов Назарьевых-Гурьевых, о чем свидетельствует изразцовая надпись, поясом обходящая фасады храма. Церковь возведена на подклете, служившем складом купеческих товаров. Первоначально храм был пятиглавым, существующий сплющенный купол сооружен в XIX веке. С трех сторон храм обходит галерея, опирающаяся на столбы с арками.

Тонко профилированные архитектурные детали памятника: карнизы, архивольты арок галереи, порталы создают богатую игру светотени на фасадах. Высокое крыльцо на ползучих арках украшено небольшими зелеными изразцами круглой и квадратной формы, с орнаментальным узором. Особенно изящно убранство юго-западного Казанского придела. Внутренняя галерея с миниатюрными столбиками и портал этой постройки по тонкости рисунка производят почти скульптурное впечатление. Купол придела венчает редкой красоты кованый крест – шедевр кузнечной работы начала XVIII века.

Самую живописную часть этого миниатюрного ансамбля составляет надвратная церковь-колокольня, стоящая вблизи и некогда соединявшаяся с храмом переходом. Это сложное сооружение завершается композицией из трех шатров: центрального, богато декорированного над открытым ярусом звона, и двух глухих, четырехгранных – один из которых венчает часовую башню, второй – помещение с винтовой лестницей. Архитектура верхнего яруса церкви-колокольни оказала сильное влияние на строителей позднейших ярославских звонниц.

Интерьер церкви был расписан фресками в 1683 году. Стенопись в основном сохранилась под записями XIX века. В нижнем ярусе западной стены реставраторами раскрыта большая композиция «Всякое дыхание да хвалит Господа» с изображением фантастических и реальных зверей и птиц. В церкви сохранился современный постройке тябловый иконостас с иконами середины XVII века работы московских мастеров.

Неподалеку от Рождественского храма стоит древнейшая в Ярославле каменная постройка на посаде – Никольская церковь, или, как ее называют, церковь Николы Надеина, построенная в 1620-1622 годах. Заказчиком ее был богатый ярославский купец Епифаний Светешников, по прозвищу Надей.

Постройка возведена в то время, когда каменное строительство, прерванное событиями Смутного времени, только начало возрождаться. Судя по особенностям декора, здание возводили московские мастера.

Архитектура Никольской церкви тяготеет к памятникам зодчества конца XVI века. Тип постройки, взятый за основу в этом памятнике, представляет собой четырехстолпный пятиглавый собор, увенчанный световыми главами и окруженный пристройками. Он определил развитие ярославского зодчества до конца XVII столетия.

До нашего времени памятник дошел с большими перестройками. Первоначально он имел пять глав и позакомарное покрытие. В конце XVII века, пролеты окружающей его галерей были заложены, тогда же надстроена стоящая на северо-западном углу колокольня и сооружен юго-восточный придел. Роспись храма выполнена в 1640 -1641 годах художниками во главе с костромичом Любимом Агеевым.

На стенах размещены четыре яруса росписей. Главной темой росписей являются «чудеса» хранителя храма – Николая Чудотворца, покровителя путешественников и купцов. Росписи содержат много сюжетов, впервые встречающихся в монументальной живописи, например «Возвращение Николой зрения сербскому царю Стефану». Интересны в сюжетном отношении и фрески северо-восточного Благовещенского придела – домовой церкви Надея Светешникова. Здесь художники проиллюстрировали обличающее корыстолюбие монахов – «Притча о юноше, нашедшем злато».

В церкви сохранился великолепный резной барочный иконостас середины XVIII века, по преданию, выполненный по рисунку Федора Волкова – прихожанина этого храма. Особенно эффектное зрелище возникает, когда открываются царские врата: движение створ создает иллюзию движения фигур евангелистов и ангелов. В иконостасе сохранились иконы XVI – XVII веков. В алтаре храма висит шатровая надпрестольная сень – прекрасный образец плоской резьбы первой половины XVII века.

В древнейшей части Ярославля стоит Волжская (Арсенальная) башня являющаяся одной из 16 городских башен, возведенных в 1658-1668 годах. До нашего времени сохранились лишь две. Волжская башня немного возвышается над набережной, облик ее сильно испорчен перестройками, в особенности плоской крышей, поэтому как крепостное сооружение она воспринимается только вблизи или со стороны реки. Лучше, хотя и с поздними пристройками, сохранилась Власьевская (Знаменская) башня, возвышающаяся над застройкой XIX века.

От кремлевских построек на Стрелке до нашего времени сохранились два здания XVII века – Митрополичьи палаты и церковь Николы Рубленый город. Митрополичьи палаты представляют собой редкий памятник дворцовой архитектуры. Выстроены в 1680-х годах для ростовского митрополита Ионы Сысоевича. Здание расположено торцом к Волге, внутренняя его организация четко читается на фасадах: это два почти равных объема с сенями посередине. Восточную часть второго этажа занимали личные покои митрополита, западная предназначалась для торжественных приемов. Здание было перестроено в 1830 году, когда сломали ведшие в сени высокие крыльца. После пожара 1918 года палаты (кроме крылец) были восстановлены реставраторами.

Церковь Николы Рубленый город (1695) своим местоположением и именем напоминает о древнем деревянном кремле на Стрелке. Эта скромная, полностью лишенная архитектурного убранства постройка, увенчанная пятиглавием на тонких глухих барабанах, с почти готической по остроте силуэта шатровой колокольней, особенно живописно смотрится с противоположной стороны оврага.

За мостом, на невысоком пригорке стоит церковь Спаса на Городу (1672), одна из многих построек, заменивших сгоревшие деревянные церкви после сильного пожара 1658 года. Церковь, подобно другим храмам этого времени, лишена подклета и выглядит несколько приземистой. Наиболее живописен ее северный фасад, выходивший в древности на торговую площадь. С этой стороны здание почти симметрично фланкируют шатровый придел и шатровая колокольня.

Церковь была расписана в 1693 году ярославскими мастерами во главе с Лаврентием Севастьяновым и Федором Федоровым. В двух нижних ярусах росписи, посвященные введению христианства в Византии в начале IV века, помещены живописные изображения многочисленных битв этого времени.

К северу от Спасского монастыря стоит церковь Михаила Архангела, возведенная в 1658-1682 годах. Длительный срок строительства отразился на разнохарактерном облике отдельных частей здания (своды и главы к тому же перестраивались в 1730-х годах). Храм сооружен на высоком подклете, с крыльцом на ползучих арках, украшенным древними зелеными изразцами. В 1731 году он был расписан Федором Федоровым «сотоварищи». Девять ярусов росписей, покрывающих стены церкви, напоминают яркие и жизнерадостные лубочные картинки.

По другую сторону Спасского монастыря стоит церковь Богоявления (1684-1693 годы), построенная на средства купца Алексея Зубчанинова. Храм сказочно красив, его красные стены богато украшены лентами многоцветных изразцов. В этой постройке ярославские мастера обратились к московскому архитектурному опыту: Богоявленская церковь лишена внутри столпов, сомкнутый свод опирается на стены. Внутри храм поражает светлостью интерьера. Источником света служат огромные окна. Главы на тонких барабанах играют чисто декоративную роль. Четверик венчают два ряда крупных кокошников, углы здания украшены строенными полуколонками. Высоту и стройность храма подчеркивают окружающие его низкие галереи.

В 1918 году Богоявленская церковь сильно пострадала от артиллерийского обстрела. Реставрационные работы 1950-х годов вернули этому замечательному памятнику его первоначальный облик, вновь заблестели на солнце его бесчисленные многоцветные изразцы.

Высокий сине-зеленый с золотом резной иконостас церкви современен постройке. Росписи выполнены в 1690-х годах первоклассными мастерами, имена которых, к сожалению, неизвестны. Наиболее живописны сцены Страстей Христовых на западной стене. В 1970-е годы фрески были отреставрированы.

На берегу Которосли стоит один из живописнейших архитектурных ансамблей Ярославля XVII века – летняя церковь Николы Мокрого (1665-1672) и зимняя церковь – Тихвинской Богоматери (1686). При строительстве главного храма были использованы лучшие достижения ярославского зодчества предшествующего периода. По плану и композиции (пятиглавый, с двумя фланкирующими шатровыми приделами) памятник близок к церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, в колокольне повторены формы звонницы Ильи Пророка, а рисунок наличников ее слуховых окон восходит к колокольне церкви Рождества Христова. Однако совершенством форм церковь Николы Мокрого значительно уступает храму в Коровниках.

Летняя церковь была расписана в 1673 году. Живопись имелась и на фасадах (в закомарах центральный барабан был расписан между окнами гирляндами серафимов) и в интерьере. Фрески, кроме нижних ярусов, где живопись утрачена, сохранились хорошо. На западной стене размещается грандиозная композиция Страшного суда. В южном пределе, посвященном «отцам Киево-Печерским», можно увидеть изображение Нестора-летописца. Красива гамма красок, построенная на сочетании охристо-желтых тонов и голубца с малиново-розовыми пятнами киновари.

Первоначальное украшение составляли красные неполивные и зеленые изразцы, частично уцелевшие на стенах галереи. На рубеже 1680 – 1690–х годов на фасадах появились полуколонки, апсиды украсились тремя огромными изразцовыми наличниками сложной формы.

Зимняя церковь Тихвинской Богоматери на основных фасадах украшена очень скупо. Алтарь у нее редкий, прямоугольной формы, декоративная главка поставлена на квадратный постамент. В конце XVII века к западным фасадам были пристроены притворы, необычно богато украшенные изразцами. Ими украшены даже порталы, над которыми возвышаются изящные керамические шатры.

Недалеко от этих церковных построек стоит дом Иванова, являющийся редким памятником жилой архитектуры XVII века. Название дому дано по последнему владельцу. В этом доме жил богатый горожанин. В нижнем этаже расположены кладовые, в верхнем – жилые покои. Украшено здание тонкими наличниками.

Колокольня церкви Никиты Мученика, возведенная в конце XVII века, принадлежит к типу построек, которые к концу столетия пришли на смену шатровым. Она лишена украшений, но очень красива по силуэту.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *