Спасо преображенский собор Рыбинск

  • Описание
  • Поездки сюда (3)

Описание Спасо-Преображенского собора в г. Санкт-Петербург

Спасо-Преображенский собор (официальное название — собор Преображения Господня всей гвардии) в Санкт-Петербурге — православный храм Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви, на Преображенской площади. Восстановлен архитектором В. П. Стасовым в 1829 году. Памятник архитектуры.

Никогда не закрывался для богослужения; в 1920-е — 1940-е в отдельные периоды находился в ведении различных «обновленческих» структур.

От Спасо-Преображенского собора происходят названия Преображенской площади (бывшая площадь Радищева), на которой он стоит, и близлежащего переулка Радищева (бывший Церковный переулок)

Первоначально возведён по повелению императрицы Елизаветы Петровны в период с 1743 по 1754 год по проекту архитектора Михаила Земцова на месте съезжей избы (штаба) гренадерской роты лейб-гвардейского Преображенского полка в память о восшествии императрицы на престол с помощью солдат и офицеров этого полка. Закладка трёхпридельного собора состоялась 9 июня 1743 года. После смерти Михаила Земцова строительством руководил архитектор Пьетро Трезини, который несколько изменил проект, сделав собор в стиле барокко пятиглавым. Собор был освящён архиепископом Сильвестром 5 (16) августа 1754 года в присутствии императрицы, накануне праздника Преображения Господня. Пятиярусный иконостас и алтарная сень выполнены московскими резчиками Кобылинскими по эскизу архитектора Ф. Б. Растрелли. Образа написал художник М. Л. Колокольников.

12 ноября 1796 года, во время царствования императора Павла I, полковой Спасо-Преображенский собор получил почётное название «собор всей гвардии».

8 (20) августа 1825 года возник пожар и первый Спасо-Преображенский собор сгорел, но из него успели вынести все основные святыни. От собора остались лишь стены.

В 1825-1829 годах он был восстановлен архитектором Василием Стасовым в стиле ампир. Именно в этом виде собор и дошёл до наших дней. Восстановленный храм был освящён митрополитом Серафимом 5 (17) августа 1829 года. Главный алтарь был освящён в честь праздника Преображения Господня, правый (южный) придел — в честь Преподобного Сергия Радонежского, а левый (северный) — в честь священномучеников Климента Римского и Петра Александрийского, день памяти которых отмечается 25 ноября (по старому стилю).

При соборе с 1871 года действовало приходское благотворительное общество, которое содержало богадельню, детский приют, столовую, школу для солдатских детей и бесплатные квартиры. С 1912 года в нём действовало Братство трезвости и целомудрия. В праздник Преображения Господня (народное название — Яблочный спас), приходящийся на 6 августа (по старому стилю), у храма устраивался традиционный фруктовый базар.

После Октябрьской революции 1917 года собор оставался действующим. В 1918 году он стал приходским, и знамёна, орудия и военные трофеи, хранившиеся в соборе, были изъяты и переданы в Артиллерийский музей, а с 1950 года эти реликвии находятся в коллекции Эрмитажа. Также в 1920-е годы были изъяты многие ценные иконы.

С 1922 до 1926 (Союз Церковного Возрождения Антонина Грановского) и с 1935 года до января 1944 года собор находился в ведении обновленческих структур; с 1939 года, после закрытия храма Спаса на Сенной, был главным обновленческим храмом в Ленинграде. Во время Ленинградской блокады в подвале храма было устроено бомбоубежище на 500 человек, в котором оказывалась помощь раненым.

В 1946-1948 годах была проведена реставрация фасадов и интерьеров храма.

Возле северной стены собора, в левом приделе находится складень с образами Преображения Господня, великомученика Пантелеимона и святого царя Константина. Этот складень в 1900 году подарил полковому лазарету тогдашний командир полка, генерал-майор великий князь Константин Константинович. На аналое (подставке для книг) у правого клироса в Спасо-Преображенском соборе находится образ Спаса Нерукотворного, перенесённый сюда в 1938 году из Троицкой церкви на Стремянной улице. Эта икона была написана знаменитым московским иконописцем С. Ф. Ушаковым для царя Алексея Михайловича и была любимым образом Петра I. С ним он был и при закладке Петербурга, и при Полтавской битве, и при кончине и отпевании. На аналое у левого клироса лежит другая чтимая икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте». Это — копия с чудотворной иконы из московского храма Преображения Господня на Большой Ордынке, сделанная в 1711 году по повелению сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны в память о спасении русской армии во время Прутского похода. Она была перенесена в Спасо-Преображенский собор в 1932 году из закрытой церкви Воскресения Христова на Шпалерной улице.

В Спасо-Преображенском соборе хранились полковые реликвии и воинские трофеи, на стенах — бронзовые доски с именами офицеров Преображенского полка, павших в боях. За стеклом в особых шкафах хранились преображенские мундиры Александра I, Николая I и Александра II, а также сабля, которая была при Александре II во время покушения 1 (13) марта 1881 года и сохранила следы его крови.

С 12 марта по 10 августа 1991 года в храме пребывали мощи святителя Иоасафа Белгородского, вторично обретённые в запаснике Музея истории религии и атеизма Ленинграда.

Сайт: www.preobragensky.ru

Паломнические поездки к Спасо-Преображенскому собору в г. Санкт-Петербург

  • Поездка из Шкиня (Московская обл.) в Спасо-Преображенский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Зарайска в Спасо-Преображенский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Рязани в Спасо-Преображенский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Солнечногорска в Спасо-Преображенский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Коломны в Спасо-Преображенский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Москвы в Спасо-Преображенский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Зеленограда в Спасо-Преображенский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Черкизова (Московская обл.) в Спасо-Преображенский собор в г. Санкт-Петербург
  • Поездка из Санкт-Петербурга в Спасо-Преображенский собор в г. Санкт-Петербург

История

Первый храм (1649—1703)

Первый в Рыбинске каменный храм во имя Преображения Господня был построен в 1654—1660 годах на месте двух деревянных церквей начала XVII века — Преображенской и Петропавловской.

Четырёхстолпный храм стоял на высоком подклете, имел пять световых барабанов с крупными луковичными главами. С трёх сторон его окружала паперть-галерея, с северо-востока и юго-востока которой были устроены небольшие кубические приделы, увенчанные невысокими шатрами, заменёнными впоследствии луковичными главами. На северо-западном углу галереи, на четверике основания, находилась шатровая восьмигранная колокольня, перестроенная позднее в придел в честь пророка Илии. С трёх сторон на галерею вели традиционные ярославские крыльца, перекрытые двускатной кровлей.

В 1779 году указом Ярославской духовной консистории этот храм получил статус городского собора.

К 1811 году значительная ветхость здания собора и его несоответствие возросшему числу населения города поставили вопрос о строительстве нового соборного храма. Ситуация осложнялась необходимостью привязки нового собора к пятиярусной колокольне, возведённой в центре Рыбинска в 1797—1804 годах, что предполагало лишь два варианта строительства, и оба — с уничтожением уже существующих важнейших строений. Согласно первому варианту новый собор мог быть выстроен на месте старого (к востоку от колокольни), согласно второму — на месте Красного гостиного двора (к западу от колокольни).

Решение этого вопроса длилось более 20 лет: одна часть рыбинского купечества настаивала на сохранении старого собора, как «древности, благоукрашенной усердием предков»; другая часть — имела в виду интересы торговли и не менее тяжело воспринимала уничтожение вместительного и выстроенного совсем недавно Красного гостиного двора.

Наконец, судьба старого собора была решена, и 14 июня 1838 года в нём была отслужена последняя литургия. 8 сентября 1838 года на месте уже разобранного храма был совершён чин закладки нового собора.

Второй храм (с 1838 года)

В основе проекта нового собора была авторская работа ректора Петербургской Академии художеств А. И. Мельникова, переработанная архитекторами Иосифом и Людовиком Шарлеманями, а также П. И. Висконти.

Финансирование и общее руководство строительством собора осуществлялось большой группой рыбинских купцов — М. Н. Вязьминым, А. И. Миклютиным, А. П. Кувшинниковым, И. А. Наумовым, Н. А. Поповым, П. А. Переславцевым, Н. М. Журавлёвым и др. В общей сложности на возведение нового собора было израсходовано 194 тысячи рублей.

К 1845 году основные работы по строительству собора были завершены. 8 сентября того же года к монастырю был приписан протоиерей Родион Путятин, чьи проповеди не только собирали огромное количество местных прихожан, но и были известны во всех епархиях Империи.

К 1851 году было закончено оформление интерьеров храма. Собор и выстроенная намного ранее отдельно стоящая колокольня были соединены галереей-трапезной, что сделало их единым архитектурным комплексом. Торжественное освящение нового собора состоялось 29 июня 1851 года.

По своему типу Спасо-Преображенский собор был холодным летним храмом. В нескольких метрах к северу от него (ближе к Волге) стоял тёплый зимний Никольский храм, построенный в 1720 и разобранный в 1930-х годах.

В 1891 году при соборе было основано Попечительство о бедных, а в 1892 году — церковно-приходская школа.

В 1909 году решением Святейшего Синода рыбинский Спасо-Преображенский собор получил статус кафедрального. В 1942 году этот статус был утрачен, но впоследствии восстановлен с назначением в августе 2010 года на рыбинскую кафедру викарного епископа Вениамина (Лихоманова).

В 1929 году собор был закрыт, а бо́льшая часть колоколов его звонницы сброшена (один колокол конца XVIII века был всё же оставлен для боя часов). Разработанный в конце 1930-х годов первый проект Рыбинского автомобильного моста через Волгу предусматривал полное уничтожение собора, однако Великая Отечественная война 1941—1945 годов помешала осуществлению задуманного. Впрочем, работы по сносу собора всё же успели начаться, и он был полностью лишён пятиглавия. В само́м здании собора впоследствии было устроено общежитие (после ряда неудачных попыток приспособить его под овощехранилище, речной вокзал, цирк и театр).

Второй проект Рыбинского моста через Волгу, осуществлённый в 1963 году, предусматривал не только сохранение существующего здания бывшего собора, но и воссоздание его исторического облика. В результате реставрационных работ было восстановлено пятиглавие, а затем и часовой механизм, и позолоченный шпиль колокольни. С по в здании собора располагался Рыбинский филиал Государственного архива Ярославской области.

В 1991 году была зарегистрирована церковная община Рыбинского Спасо-Преображенского собора, но первые богослужения здесь были проведены лишь спустя пять лет, когда в 1996 году соборная колокольня и галерея-трапезная были переданы Русской православной церкви. Основное здание собора было передано в безвозмездное пользование Ярославской и Ростовской епархии 18 ноября 1999 года. В результате комплексной реставрации, проведённой в 2003—2007 годах на средства предпринимателя В. И. Тырышкина, Спасо-Преображенский собор был вновь открыт для верующих

Архитектура, убранство

Несмотря на существенную разницу в 50 лет и некоторые принципиальные различия в деталях (не говоря уже о разных авторах), колокольню и собор можно по праву считать единым архитектурным комплексом.

Собор

Спасо-Преображенский собор по своему типу — пятиглавый центрально-купольный храм, получивший чрезвычайное распространение в период русского классицизма. Центральная часть собора увенчана сферическим куполом, основанным на подпружных арках, перекинутых между четырьмя мощными, семиугольными в плане, столбами; угловые части основного объема завершают четыре малых световых барабана, с куполами. Остальные помещения собора, включая трапезную, перекрыты цилиндрическими сводами. План собора имеет вид равноконечного креста, вписанного в квадрат, и представляет собой систему из центрального объема и гармонически связанных с ним прямоугольных объемов алтаря и боковых нефов. Боковые крылья собора заканчиваются шестиколонными фронтонными портиками с широкими маршами лестниц. С запада к центральному нефу примыкает узкая галерея-трапезная, соединяющая храм с колокольней. Собор вмещает до 4 тысяч человек.

Декоративное убранство собора, характерное для позднего классицизма, ограничено немногими выразительными деталями. Стены прорезаны двумя рядами окон: внизу арочными, а вверху — круглыми, по всему периметру здания проходит завершающий профилированный карниз. Портики декорированы пилястрами и колоннами коринфского ордера, световые барабаны — коринфскими полуколоннами. Ребристый позолоченный купол в верхней части украшен 16 люкарнами и заканчивается главкой с обходной галереей. Боковые фасады завершены глухими декоративными фронтонами. Фрески и иконостас не сохранились.

Колокольня

Колокольня имеет высоту около 116 метра (по другим данным 94 метра) и является одной из самых высоких в России — второй по высоте в России после колокольни Петропавловского собора. Её архитектурной особенностью являются устроенные внутри угловых устоев круглые камеры; в западных камерах размещаются две лестницы, ведущие на ярус звона. Декоративное убранство колокольни выполнено в традициях раннего классицизма с элементами барокко. Сложно раскрепованные столбы колокольни украшены в нижнем ярусе рустом и пилястрами, а в верхних ярусах — ионическим колоннами. В глухом, украшенном волютами, верхнем ярусе встроены часы. Колокольня увенчана восьмигранной вальмовой крышей и высоким гранёным золочёным шпилем и восьмиконечным крестом. В оформлении колокольни использованы 52 колонны, которые зрительно не только облегчают высокое сооружение, но и создают ощущение стремительного движения вверх.

Куранты

Действующий сегодня часовой механизм установлен в верхнем ярусе колокольни в 1896 году. Часы изготовили годом ранее в петербургской фирме Фридриха Винтера. Сегодня механизмов этого мастера в России осталось совсем немного — порядка тридцати штук, поэтому каждый представляет особую ценность. Новые куранты в конце XIX века пришли на смену прежним, которые морально и технически устарели к тому времени. Механизм до сих пор не электрифицирован, поэтому раз в три дня часы необходимо заводить. В перезвоне участвуют три колокола, о полном часе сообщает большой — благовестник .

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *