Стелла Европа Азия

Как проехать к знакам Европа — Азия возле станции Европейская, координаты GPS

Координаты поворота к станции Европейская: N 58º33,678´; E 59º13,756’.

Координаты знаков Европа — Азия возле станции Европейская: N 58º24,114´; E 59º19,603’.

Маршрут рассчитан на внедорожники (автомобили повышенной проходимости).

Из г. Екатеринбург выезжаем в сторону г. Серов. Двигаясь по трассе, стороной проехав г. Верхняя Тура, по указателям уходим в сторону г. Чусовой Пермского края, ориентируясь на поселок Промысла. Не доезжая до поселка Промысла необходимо уйти налево, в сторону железнодорожной станции Европейская. Ориентиром для поворота к станции может послужить стела Европа — Азия, установленная в девяти километрах от поселка Промысла.

Маршрут рассчитан на внедорожники, расстояние от г. Екатеринбург составляет около 280 км., включая около 20 км. по грейдеру и 6 километров пешком от станции Европейская до обелисков. Участок от трассы В.Тура — Промысла до станции Европейская — грейдер.

Для того, чтобы попасть к знакам, необходимо идти в сторону станции Хребет Уральский. Пешком, по рельсам, шесть километров. Мимо не пройдете.

Примечание к GPS треку: по этому треку можно заехать на гору Колпаки, а также к горе Еранина деревня.

Полезная информация для автотуристов:

Что нужно взять с собой в поход с палатками, список
Какие продукты взять на природу
Походная аптечка туриста

История

Граница Европы и Азии с VI века до н. э. к нашему времени испытала значительное перемещение с запада на восток. Древние греки проводили её приблизительно в центральной части Средиземного моря. Позже, в 524—457 годах до н. э., границей стали считать Керченский пролив и реку Танаис (Дон). Большой научный авторитет Птолемея явился причиной того, что это представление прочно утвердилось и не изменялось до XVIII века.

В 1730 году шведский учёный Филипп Иоганн фон Страленберг впервые обосновал в мировой научной литературе идею о проведении границы между Европой и Азией. Позднее в 1736 году В. Н. Татищев утверждал, что именно он подсказал Страленбергу эту мысль. Татищев обосновал в своей книге проведение этой границы от пролива Югорский Шар по Уральскому хребту, по реке Урал, разделяя такие города, как Орск и Оренбург (в их нынешних границах), через Каспийское море до реки Кумы, через Кавказ, Азовское и Чёрное моря в Босфор.

Эта идея не сразу получила признание современников и последователей. Так, например, Михаил Ломоносов в трактате «О слоях земных» (1757—1759) проводил рубеж между Европой и Азией по Дону, Волге и Печоре. Однако вскоре появились авторы, исследования которых вслед за Татищевым стали признавать Уральский хребет в качестве естественного рубежа между Европой и Азией.

География

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 17 октября 2017 года.

Линия границы Европа — Азия проходит от побережья Карского моря по восточной подошве Уральского хребта, приблизительно параллельно границе между Ненецким автономным округом и Республикой Коми с запада и Ямало-Ненецким и Ханты-Мансийским округом с востока.

Далее граница проходит несколько восточнее административной границы между Пермским краем с запада и Свердловской областью с востока, при этом юго-западные районы Свердловской области остаются в Европе. С прохождением границы Европа-Азия в данном регионе связано наименование «Азиатская» железнодорожной станции и посёлка при ней.

В Челябинской области граница оставляет в Европе Ашинский, Катав-Ивановский и Саткинский муниципальные районы, а также западные части территорий муниципальных районов и городских округов, смежных с Башкортостаном. В Оренбургской области граница оставляет в Европе большую часть территории, кроме восточных районов. Далее к югу граница продолжается по территории Актюбинской области Казахстана, где проходит по восточному подножию Мугоджар (продолжение Уральских гор на территории Казахстана) и по реке Эмбе выходит к Прикаспийской низменности, через Каспийское море выходит к устью реки Кумы, далее по Кумо-Манычской впадине проходит к низовьям Дона, далее по южному берегу Азовского моря.

Южнее граница между Европой и Азией проходит по Керченскому проливу, между Крымским (Европа) и Таманским (Азия) полуостровами, оставляя остров Тузла в Азии.

Экспедиция РГО в Казахстане

В апреле — мае 2010 года Русское географическое общество провело экспедицию в Казахстане (пустыня и плато Устюрт), с целью ревизии общепринятых взглядов на прохождение границы Европы и Азии по территории Казахстана. Участниками экспедиции был констатирован факт того, что южнее Златоуста Уральский хребет теряет свою ось и распадается на несколько параллельных хребтов, а ещё южнее горы постепенно сходят на нет, тогда как именно Уральский хребет (вернее его восточное подножие) традиционно является ориентиром для проведения границы Европы и Азии. По мнению участников экспедиции, реки Урал и Эмба тоже не являются разумными границами, так как характер местности по их берегам одинаков. Участники экспедиции пришли к предварительному выводу о том, что наиболее разумным им представляется проведение границы Европы и Азии по восточному краю Прикаспийской низменности, являющейся юго-восточным окончанием Восточно-Европейской равнины.
До настоящего времени мнение российских и казахстанских учёных, участвовавших в указанной экспедиции, не было рассмотрено Международным географическим союзом.

Обелиски

Оренбургская область

  • На пешеходном мосту в городе Оренбурге через реку Урал стоит символический исторический знак границы между Европой и Азией.
  • Обелиск в городе Оренбурге на левом берегу реки Урал возле автомобильного моста

Пешеходный мост через реку Урал в г. Оренбурге.

Пермский край

  • Обелиск близ посёлка Промысла Горнозаводского района, на трассе Качканар — Чусовой (в 9 км от посёлка в сторону Свердловской области).
  • Обелиск близ посёлка Промысла Горнозаводского района, у горы Колпаки, на дороге Промысла — Медведка (у развилки Медведка — Косья).
  • Обелиск у посёлка Промысла на трассе Качканар — Чусовой
    58°33′40″ с. ш. 59°13′48″ в. д.HGЯOL

Свердловская область

  • Обелиск на границе Пермского края и Свердловской области
    60°03′56″ с. ш. 59°03′41″ в. д.HGЯOL

  • Новый обелиск у горы Берёзовой, на Московском тракте, на подъезде к г. Первоуральску со стороны г. Екатеринбурга
    56°52′13″ с. ш. 60°02′52″ в. д.HGЯOL

  • Обелиск около города Первоуральска, на подъезде с автодороги Р-242
    56°52′04″ с. ш. 60°02′41″ в. д.HGЯOL

  • Обелиск на 17 км Ново-Московского тракта (автодороги Р-242) под Екатеринбургом
    56°49′55″ с. ш. 60°21′02″ в. д.HGЯOL

  • Обелиск между городами Ревдой и Дегтярском (заброшен)
    56°46′14″ с. ш. 60°01′35″ в. д.HGЯOL

  • Обелиск близ села Курганова
    56°38′34″ с. ш. 60°24′05″ в. д.HGЯOL

Челябинская область

  • Стела на автодороге М-5 «Урал», на хребте Уралтау, у Златоуста.
  • Знаки и стелы «Европа — Азия» на четырёх мостах-трамвайных переходах через реку Урал в Магнитогорске.
  • Обелиск около железнодорожной станции Уржумка в Златоусте (построен в память о завершении строительства участка Транссиба в 1892 году).
  • Обелиск на перевале по дороге Слюдорудник — Большие Егусты (к югу от Кыштыма).
  • 1757 км. Москва — Челябинск / 123 км. Челябинск — Москва (местоположение относительно дорожных знаков)

  • Стела на хребте Урал-Тау на автодороге M5 «Урал»
    55°01′05″ с. ш. 59°44′05″ в. д.HGЯOL

  • Знак на мосту через реку Урал в селе Кизильское, Челябинская область
    52°43′17″ с. ш. 58°54′25″ в. д.HGЯOL

Казахстан

  • две стелы в Атырау (Казахстан) по обеим сторонам центрального моста через реку Урал
  • стела в Уральске, на правом берегу перед старым мостом через реку Урал
  • Знак Европа на правом берегу реки Урал в Атырау

Другие

  • Мост через реку Дон в Ростове-на-Дону.

> См. также

  • Трансконтинентальные государства

Примечания

  1. Европа // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.
  2. Europe (англ.) — в энциклопедии Британника
  3. Жайык // Казахстан. Национальная энциклопедия. — Алматы: Қазақ энциклопедиясы, 2005. — Т. II. — ISBN 9965-9746-3-2.
  4. Martin W. Lewis, Kären Wigen. The myth of continents: a critique of metageography. — University of California Press, 1997. — С. 28. — ISBN 0-520-20743-2.
  5. CIA Factbook 2011 (англ.)
  6. National Geographic Atlas of the World. — 7th. — Washington, DC : National Geographic, 1999. — ISBN 0-7922-7528-4. «Europe» (pp. 68-9); «Asia» (pp. 90-1): «A commonly accepted division between Asia and Europe … is formed by the Ural Mountains, Ural River, Caspian Sea, Caucasus Mountains, and the Black Sea with its outlets, the Bosporus and Dardanelles.»
  7. Клейн Л. С. Неолит Европы как целое // Этногенез и археология. — СПб.: Евразия, 2013. — Т. 1.
  8. Европа, в греческой мифологии // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.;
    Europa // Реальный словарь классических древностей / авт.-сост. Ф. Любкер ; Под редакцией членов Общества классической филологии и педагогики Ф. Гельбке, Л. Георгиевского, Ф. Зелинского, В. Канского, М. Куторги и П. Никитина. — СПб., 1885.
  9. «Северная и восточная часть Европы и Азии» (Stralenberg Ph. I. » Das Nord- und Ostliche Teil von Europa und Asia», — Stockholm, 1730)
  10. В. Н. Татищев «Общее географическое описание всея Сибири», 1736
  11. Граница между Европой и Азией определена, Урал — граница Европы и Азии, Русское географическое общество. Архивировано 9 января 2013 года. Проверено 4 августа 2010.

arhistrazh

Пограничный столб «Европа-Азия» (Станция Уржумка) — объект культурного наследия регионального значения (1892).



Местонахождение: в 0,5 км к востоку от станции Уржумка
Уржу́мка — железнодорожная станция Южно-Уральской железной дороги, расположена в 9 км от центра Златоуста в пределах его городской черты. Была сооружена в 1890—1892 гг. во время строительства Златоуст — Челябинской железной дороги.
В полукилометре восточнее станции находится гранитный обелиск «Европа — Азия» (автор проекта — Н. Г. Гарин-Михайловский), созданный в память о завершении Западно-Сибирского участка Транссибирской железнодорожной магистрали в 1892 году. Он сложен из используемых в облицовке придорожных сооружений гранитных тёсаных «кирпичей».
«ЕВРОПА — АЗИЯ», обелиск. Находится на железнодорожном полотне, в 6 км к востоку от Златоуста, близ станции Уржумка, у подножия Александровской сопки хр. Уралтау, на высоте 573 м над уровнем моря. Это один из первых памятных знаков, расположенных на условной границе между 2 частями света — Европой и Азией, которая проходит по водораздельным хребтам Уральских гор. В структуре обелиска четко выражены 2 части: нижняя, в форме призмы с квадратным сечением, и верхняя в форме пирамидального шпиля; обе они облицованы гранитной плиткой. Верхняя и нижняя части соединены выступающим почти на 0,5 м поясом, на котором установлены металлические плиты с надписями: «Европа», ориентир, на запад, «Азия» — на восток. Вся конструкция базируется на 2-ступенчатом основании. Решением Златоустовского горисполкома «Об учете и охране памятников истории и культуры на территории г. Златоуста» от 10 февраля 1977 г. обелиск взят на учет и охраняется. В настоящее время на Урале известно около 20 пограничных знаков.
В «Путеводителе по Великой Сибирской железной дороге. 1900» говорится: «Уржумка находится в глухой местности. Близ неё — граница двух губерний: Уфимской и Оренбургской. В полуверсте от станции стоит каменная пирамида, символизирующая границу Европы и Азии. Здесь — высшая точка Уральского хребта».
По утверждениям некоторых историков края, этот пограничный столб сложил в 1892 году сам Гарин-Михайловский, и высшая точка Уральского хребта совпадает с самой высокой точкой Транссибирской магистрали.

ОБЕЛИСК «ЕВРОПА-АЗИЯ», УСТАНОВЛЕННЫЙ БЛИЗ СТАНЦИИ УРЖУМКА (ЧЕЛЯБИНСКАЯ ОБЛАСТЬ) НА ЗАПАДНО-СИБИРСКОМ УЧАСТКЕ ТРАНССИБИРСКОЙ МАГИСТРАЛИ. АВТОР ПРОЕКТА: Н. Г. ГАРИН-МИХАЙЛОВСКИЙ. Фото: В. Л. Метенков, 19 В.

1910 год. Фото Прокудина-Горского

Примерно в этом же районе во второй половине XIX — начале XX в. проходила административная граница между Златоустовским уездом Уфимской губернии и Троицким уездом Оренбургской губернии. В 3 километрах к северо-востоку от станции Уржумка располагается Александровская сопка, в 1 километре к северу — Семибратка.


1918 год
Август 1980 года. Фото Ю. Латышева
1982 год. Фото Ю. Латышева
Tags: Златоуст, Уржумка, обелиск, объект культурного наследия

Прогулки по Златоусту: Между Европой и Азией.

УВИДЕТЬ РОССИЮ ЕГО ГЛАЗАМИ
Фирменный поезд «Южный Урал», три часа ночи. Нас будит проводница, скоро Златоуст, стоянка поезда всего две минуты. Встаем и выходим, по местному времени на два часа больше, около шести утра, но пока темно. Такси от вокзала везет в центр, маленькие домики вокруг создают впечатление, что мы едем по деревне…
Готовясь к поездке, на одном из сайтов нашел следующую характеристику города: «Смотреть в Златоусте особенно нечего и специально туда ехать не стоит». Но, полагаю, в любом городе найдутся интересные объекты, их надо только поискать.
Разместившись, позавтракав и немного подремав с дороги, решили, не откладывая, посетить Национальный парк «Таганай». Ехать надо на маршрутном такси 21 от Городской площади. Выходим на конечной остановке, вдалеке видны горы. Как пройти к парку, пока неясно. На наше счастье, встречаем двух женщин с лыжными палками, определенно идущих в парк и идем за ними. Узнаем, что они приехали утром из Челябинска, их поход рассчитан на 6 часов, а мы вряд ли с ними дойдем – здесь нужна некоторая подготовка. Говорим, что на много не рассчитываем, но хотим побродить в парке. Намечаем, что идем туда два часа, потом разворачиваемся.
Женщины идут ходко, а мы держимся за ними, успевая по дороге фотографировать. Идти довольно просто. Тропа в лесу, во-первых, широкая, во-вторых, ровная, в-третьих, имеет маркировку на деревьях. Доходим до речки Тесьма, переходим по мостику на ту сторону. На дороге появляются камни и подъемы. Через полтора часа, видя, что мы не отстали, они сами говорят: «Теперь не уходите, осталось совсем немного». Их ввели в заблуждение красивое пальто жены, ее дамская сумочка и сапоги на небольших каблуках – такие здесь не ходят! Наконец выходим к небольшим домикам, дорога от остановки маршрутки заняла ровно два часа. Это первая стоянка «Белый Ключ». Рядом действительно по белому камню (кварциту) течет родник. Пьем воду, прощаемся с нашими попутчицами и лезем вверх на гору по специально оборудованной лестнице, считая по дороге ступеньки, их оказалось 202. После окончания лестницы поднялись еще немного по горе и были очарованы красивыми видами. Но на вершину так просто не влезешь, фотографируем, и идем обратно к выходу.



Та часть парка, в которой мы были, на удивление чистая, мусора мало. На деревьях висят призывные плакаты с картинками и стихами типа: «Вышел ежик из тумана, вынул ножик из кармана. Буду резать, буду бить, всех кто будет здесь сорить!».
Пока мы шли до Белого Ключа, никого не обогнали, и нас никто не обгонял. Наши попутчицы объясняли подобное ранним часом. Зато на обратном пути нам встречались и неспешно прогуливающиеся люди, и туристы с большими рюкзаками. Сразу после выхода с Белого ключа все встречавшиеся туристы признавали в нас своих и говорили «Здравствуйте». Вероятно, так принято, и мы отвечали. Ближе к выходу нас уже перестали воспринимать как туристов и здороваться перестали.
Мы поняли, что дорога не требует специальной подготовки. Тем, кто хочет пройти дальше нас, очевидный совет, надевайте спортивную обувь и берите с собой еду.

*
На Урале, в районе Златоуста, заканчивается Европа. Мы это ощутили на следующий день, посетив обелиски «Европа-Азия». Добраться до первого из них можно, поехав из города прямо на юг, а доехав до федеральной трассы М5, повернуть налево, в сторону Челябинска. Через 8 километров, там, где дорога пересекает хребет Урал-Тау, в 1987 году был установлен памятный знак в виде высокой стелы из нержавеющей стали. Постамент знака, по отечественной традиции, нынче исписан надписями. Рядом с ним обосновались торговцы сувенирами.
Второй знак – старейший на Урале. Его установили в 1892 году строители у станции Уржумка, на перевале через Уральский хребет, где железная дорога, петляя, спускается к Миасской долине. Обелиск стоит на 1962 км Транссибирской магистрали, на высоте 573 м. над уровнем моря, сделан из местного уральского гранита по проекту писателя и инженера Н. Г. Гарина-Михайловского. До станции Уржумка можно добраться на маршрутке. Далее, поскольку дорога к обелиску не предусмотрена, мы пошли пешком по железнодорожным путям в сторону Челябинска. Нам мешали собаки и поезда, но уже скоро с правой стороны дороги показался долгожданный обелиск, выкрашенный белой краской. К счастью, обычно пассажиры видят его из окна поезда и не вылезают расписаться. Снова постояли одной ногой в Европе, а другой в Азии.

Во второй день пребывания мы также посетили краеведческий музей, расположенный в старинном особняке на Городской площади. Златоуст – самый высокогорный город Урала, расположенный на высоте (в среднем) около 450 метров. Город стоит на реке Ай, его окружает десяток гор, каждая из которых высотой более километра. Его история, как и многих других уральских городов, началась в 1754 году со строительства железоделательного завода. Город назван именем византийского церковного деятеля, проповедника христианства Иоанна Златоуста (около 350-407). Свое красивое название город получил, видимо, потому что контракт на строительство завода был подписан накануне дня Иоанна Златоуста, но есть версия, что икона этого проповедника была особо почитаемой семьей тульских промышленников Мосоловых, основателей завода.
В 1811 году Златоустовский завод оказался во владении государства — стал казенным. В 1815 году была открыта Златоустовская оружейная фабрика, не подчинявшаяся казенному заводу, которая по замыслу создателей, должна была стать основным производителем холодного оружия для российской армии и флота. Сначала туда были выписаны немецкие мастера, а потом обучены русские. Собственно, строительство фабрики, как теперь понятно, и стало основным событием в истории города: металлургические заводы тогда были, да и, в общем, сейчас еще остаются чуть ли не в каждом уральском городе, а вот такая фабрика была только одна. Златоустовская гравюра на стали прославила город далеко за его пределами.
Удивительным образом название города удалось сохранить в XX веке. Хотя во второй половине 1920-х годов в местной печати неоднократно звучали призывы переименовать его, предлагались различные названия — Южноуральск, Стальск. Дело дошло даже до официального решения: 21 декабря 1929 пленум Златоустовского окрисполкома принял постановление: «переименовать город Златоуст в город Сталинск на Урале и округ — Сталинский на Урале». Однако ни исполком Уральского областного Совета, ни ВЦИК это решение местной власти не утвердили, и город сохранил своё историческое имя. Так и остался клинок златоустовским, а не сталинским…

Музей работает до 17.30, кроме понедельника. На первом этаже – уральские минералы, чучела животных и птиц. На втором представлена история города, а также изделия местных мастеров. Музейное собрание златоустовского холодного оружия и гравюры по полноте является четвертым в России (после Эрмитажа, Музея артиллерии Петербурга, Исторического музея Москвы). Мы увидели знаменитые клинки Бушуева, костюм рыцаря, сделанный им для 12-летнего наследника престола, будущего императора Александра II. Далее в экспозиции изделия мастеров советского периода, в последнем зале – российского.
*
До нас дошли цветные снимки Златоуста начала ХХ века, сделанные известным фотографом Прокудиным-Горским. На них видно, что в центре города возвышался громадный храм — Троицкий собор, строительство которого велось в 1835-1842 гг. Троицкий собор был одним из крупнейших храмов на Урале, его высота составляла более 50 метров, а вмещал он около 3000 человек (четверть населения Златоуста того времени). В 1928 г. собор был закрыт, а в 1934 г. разрушен. Понятно, что облик Златоуста при этом был очень обеднен.
Все храмы Златоуста, которые мы посетили, построены в XXI веке. На холме в центре города, на Таганайской улице, возвышается величественный Храм Серафима Саровского. Это большой пятиглавый храм на подклете, с декором в русском стиле с отдельно стоящей шатровой колокольней. Заложен в 1997 г., строительство завершено в 2007 г. Строительство подъездов к храму и внутренняя отделка помещений еще продолжаются. Красивый храм, вероятно, станет одним из символов города.

Небольшая церковь Симеона Верхотурского, на улице Пугачева, расположена недалеко от железнодорожного вокзала. Это одноглавая церковь, выстроенная в 1999-2007 гг. в духе новгородско-псковского зодчества. Поставленный на подклет четверик с пощипцовыми завершениями фасадов, с алтарем, боковыми притворами, в куполе устроена звонница.
На берегу пруда расположена часовня Александра Невского. Это однокупольная кубическая часовня, сооруженная в 2005 г. на месте старой, построенной в 1902 г. и сломанной в 1930-х гг. К сожалению, она была закрыта, и внутрь нам зайти не удалось.

Еще одна часовня — Иоанна Златоуста – расположена в нижнем ярусе Башни-колокольни вблизи коттеджного поселка «Красная горка». Многоярусная 53-метровая башня под куполом со шпилем стилизована в духе западноевропейского зодчества. Она была сооружена в 2006 году силами и на средства завода «Стройтехника». Строительство продолжалось 184 дня, и на смотровую площадку ведет лестница в 184 ступени. Оттуда открывается великолепный вид на город и горы. Экскурсовод сказала, что если позвонить в колокол-благовест, то можно загадать желание. Мы не смогли отказаться и ударили. Сразу после удара держимся за колокол. Вибрации, которые проходят по организму, оставляют очень приятные ощущения. Издревле колокольным звоном отпугивали от городов крыс, потому что те были разносчиками эпидемий. Да и сейчас считается, что этот звон оказывает оздоравливающий эффект на организм. Если есть в жизни редкий момент восторга и превосходства, то вот этот момент – подъем на Башню и звон колокола!

Отмечу, в башне расположена сувенирная лавка, где мы купили карту города и мелкие сувениры. Помимо этой лавки, мелкие сувениры были замечены только в магазине «Подарки» около железнодорожного вокзала да на лотке около знака «Европа-Азия».
*
В центре Златоуста расположено не озеро, как мы подумали, а большой городской пруд. Центральная площадь города до сих пор носит имя «Площадь III Интернационала» (хотя сам Интернационал распущен еще в 1943 году). Горожане называют ее просто Городской. Ревнителями прошлого златоустовцев все же считать нельзя – Завод имени В.И.Ленина сменил имя на «Булат», Театр имени 10-летия Октября – на «Омнибус». К театру ведут роскошные мраморные ступени, а рядом с театром – подъем на гору с красивой природой.
Здание Арсенала на Городской площади уже несколько лет находится на ремонте и скрыто за забором. Но если зайти за забор, то перед зданием можно увидеть пушки. Те самые знаменитые пушки середины XIX века, которые ознаменовали переход от чугунных к стальным, стали заряжаться с казенной части, стрелять не ядрами, а цилиндрическими снарядами, и к тому же меньшие по размеру. Все памятники федерального значения расположены на Городской площади. У нас был список старых домов, являющихся памятниками регионального значения, в основном они расположены в центре. Обошли и осмотрели их, редкие находятся в хорошем состоянии, остальные разрушаются.
Если будете в Златоусте, советуем посетить небольшой (1.2 га) уютный Никольский парк на берегу пруда. Текст о нем и его виды каждый раз показывали по местному телевидению перед прогнозом погоды. Осенью нам не удалось увидеть в нем 130 видов растений. Но осмотрели камень, которому, как гласит надпись, свыше миллиарда лет, любовались красивым видом на город и горы. Наконец, обязательно посмотрите скульптурные памятники, прежде всего металлургу Павлу Аносову на Городской площади, кузнецу Ивану Бушуеву у железнодорожного вокзала. Вас также ждут крылатый конь (герб города) на улице Ленина, Иоанн Златоуст у Башни-колокольни, Оранта в Никольском парке.
*
Лучшим сувениром, очевидно, будет изделие со златоустовской гравюрой на стали. До 1990 г. такие изделия производились только на заводе им. В. И. Ленина. В начале 1990-х гг. творческий коллектив граверного цеха завода распался. Сегодня в Златоусте более тридцати художественных мастерских. В ассортименте продукции появилось авторское украшенное холодное оружие, разнообразная посуда, предметы сервировки стола и украшения интерьера.
Лет 15 назад в Москве в музее на Поклонной горе мы видели гигантский Меч Победы. Оказалось, это изделие «ЛиК». Возглавляют «ЛиК» (Лохтачев и компания, или, как теперь пишут, «ЛИК») супруги Александр и Нина Лохтачевы из бывшего граверного цеха завода имени Ленина. Еще в 1990-е годы предприятие громко заявило о себе, выполнив три Меча Памяти и Благодарности для стран-участниц антигитлеровской коалиции. В 1995 году они были вручены Президентом России руководителям США, Великобритании и Франции. В небольшой комнате-музее в мастерских ЛиК удалось увидеть не только копии этих мечей, но и многое другое: уменьшенную копию Дарохранительницы восстановленного храма Христа Спасителя, украшенное оружие, кубки и блюда различной тематики, вплоть до выполненного для выставки в США блюда с Майклом Джексоном. Удалось увидеть работу мастеров ЛИК, при этом мастерская занимается не только гравюрой, но и скульптурой и гобеленом. ЛИК пользуется международной известностью, созданное им коллекционное оружие регулярно выставляется на выставках. Мы восхитились увиденным, но ничего не купили: работы Лохтачева и компании весьма дороги. Лишь несколько предлагаемых изделий были дешевле 1000 долларов. Это иконы, тарелки с изображением Георгия Победоносца и Архангела Михаила, набор бокалов, хранительница (сахарница).


На сайте Художественной мастерской «Практика» баннер – «Официальный поставщик Московского Кремля». Свыше 90 процентов своих работ она делает по заказам. Мы имели возможность подержать в своих руках коллекционные кортики из серии «Оружие Калашникова». Впрочем, к оружию мы равнодушны, а из продукции мастерской выделили картины, выполненные из каменной крошки. Удалось посмотреть процесс их создания: на большой доске в разных отделениях разложена крошка различного цвета, как будто краски у художника. В момент нашего посещения мастера работали над портретом арабского шейха. Среди готовых работ нас восхитили Уральские пейзажи (размер 350х450, от 15 000 р.). Такие картины надо видеть вживую, их фотографии не передают их красоту и самобытность.
Приезжие не пройдут мимо основного магазина златоустовской гравюры, расположенного в историческом здании на Городской площади. По сравнению с советским периодом исчезли революционные сюжеты, зато в каталоге добавились разделы «Православие» (храмы, молитвенники, иконы), а также «Ислам». Цена гравюр –от 800 рублей. Мы же советуем посетить ООО «Златоустовская гравюра на стали», расположенное на улице Ручьева. Здесь, помимо покупки уже готовых образцов, вы можете посмотреть обширный каталог и заказать понравившиеся изделия, при необходимости – с их модификацией.
*
Вы знаете город, на центральной площади которого расположено кладбище? В качестве ответа подойдет не только Москва, но и Златоуст.
Впрочем, происходящее на Площади III Интернационала в Златоусте вряд ли возможно в Москве. В один из дней мы видели там женщину, выгуливающую коз. В другой день рядом с могилами преподаватель проводил урок физкультуры. Наверное, это были учащиеся из близлежащего колледжа.
В городе будьте осторожны, смотрите себе под ноги! Мы полагали, что лихие 90-е уже закончились, но даже в центре нам попадались открытые люки без крышек. Случайно включив местное телевидение, посмотрели репортаж об отсутствии люков в отдельно взятом дворе и т.п.
Обобщая увиденное, отметим, что город необычен своей планировкой. Он расположен в нескольких долинах между горными хребтами, поэтому практически из любой его точки видно какую-нибудь гору, а чуть ли не над каждым домом растут деревья — до вершины хребта. Улицы вынуждены поворачивать, иногда под острым углом, чтобы не упереться в гору. Такие города, конечно, в России есть и еще, например, на Кавказе, но Златоуст достаточно большой город и к тому же самый высоко расположенный на Урале, что придает определенную специфику. Можно выделить пять основных центров городской застройки. Они соединены трамвайными линиями, в результате чего возникают такие непривычные для России пейзажи, как трамвай, идущий по деревенской улице между одноэтажными деревянными домами, трамвай, идущий по берегу озера на фоне гор, или трамвай в лесу. В городе остались только две протяженные трамвайные линии, почему-то с номерами 1 и 3. Билетом служит что-то вроде чека, который кондукторы печатают с помощью специального переносного устройства. Основным транспортом, однако, является маршрутное такси, на основных магистралях маршрутки ходят одна за другой.
Автомобилей в городе не так много, во всяком случае, ни разу не видели автомобильную пробку. Тем не менее, запахи от автомобильных выхлопов на улице в Златоусте с небольшим движением куда неприятнее, чем на нашей московской магистрали. Возможно, дело в качестве топлива. В Москве достаточно светофоров и подземных переходов. Здесь светофоров мало, подземных переходов нет, в лучшем случае можно увидеть полустершуюся «зебру» на асфальте. Горожане переходят в самых неожиданных местах, а дисциплинированные водители притормаживают. Но для нас переход дороги каждый раз оказывался весьма нервной процедурой. И хотя немного привыкли, повторять этот трюк в других городах не будем.
Запоминается последнее. В день отъезда стояла солнечная погода, небо было голубым, лес зеленым, а в городском пруду отражались горы и трубы. Таким мы и запомним уральский Златоуст.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *