Стелла марис хайфа

Хайфа. Монастырь кармелитов Стелла Марис.

В 12 веке, во время правления на территории современного Израиля, крестоносцев, образовался очередной монашеский орден, главным отличием которого, было его образование на святой земле. Кармелиты, так назвали себя братья, а позже и сестры этого ордена, поселившиеся на одноименной горе Кармель. Что же заставило проделать их столь долгий путь, от матушки Европы, и до этих мест? Правильнее будет спросить, чей же пример их сюда привел. Часть монашеских орденов образуются вокруг того, или иного духовного учителя, а часть берут себе в пример жизнеописание и поведение некоего праведника, и пытаются уподобить ход своей жизни, описываемому примеру. Пример, о котором идет речь, дал Илья, который к тому же был пророком!

И так, собравшаяся группа единомышленников, взявшая себе название «Кармелиты», поселилась на горе Кармель, той самой, на которой сегодня находится город Хайфа. В 1226 году они получили от папы Гонория третьего, официальное признание их, как монашеского ордена, а так же был утвержден устав данной братии. Пребывание ордена на святой земле, не было продолжительным, но в Вади Сиах, рядом с пещерами, в которых они обитали, кармелиты выстроили монастырь, останки которого, все еще находятся на своем месте. Как известно, власть крестоносцев на святой земле, закончилась в 1291 году, с падением города Акко, тогда же кармелиты, покидают эти края, и вернутся они только в 1631 году. Маяк на вершине горы Кармель, на военной базе напротив монастыря..

Что же случилось в 1631 году? В этом году, глава монастыря кармелитов в Халеб, что в Сирии, по имени Проспер, смог купить землю на вершине горы Кармель. Но, есть как всегда небольшое НО! Кармелитам противостояли две заинтересованные стороны. С одной стороны, греческая ортодоксальная церковь, которой принадлежали останки церкви на вершине. С другой стороны мусульмане, которым принадлежала тогда пещера, над которой стоит современная церковь Стелла Марис. Глава кармелитов выстроил монастырь, который был невелик размером, и высечен в горной породе чуть ниже гребня скалы. Простоял, около 150 лет, и впоследствии, был разрушен правителем Акко – Дахар эль Омером, а позже отстроен заново. В 1769 году с помощью французов, кармелиты получили разрешение на постройку нового монастыря, который в том числе видел один очень знакомый вам полководец. Что скажет вам 1799 год в истории города Хайфы, или в мировой истории? Ничего. Ближе всего русскоговорящему читателю, конечно, другая цифра – 1812! Так вот, в 1799 году, за 13 лет до Москвы, товарищ Наполеон посещал эти края, с не особо дружественным визитом. Вот собственно это он — отец Проспер.

На противоположной стене висит вот этот барельеф, кто сей мужчина и какой он оставил след в истории монастыря я так и не разобралась.

Это был египетский, или ближневосточный поход Наполеона, в котором, завоевав Египет, он направился в сторону Сирии. Из Африки, в Евразию, по суше, как известно можно добраться только через современный Израиль, что и сделал Бонапарт, он же Наполеон. Пройдя с боями через Яффо, и держа путь на Акко, товарищ Наполеон остановился на вершине горы Кармель, и где бы вы думали? Правильно, у кармелитов. Разбив здесь свой военный госпиталь, в котором находились, как раненные, так и больные чумой он продолжил свой путь к Акко. После 54 дней тяжелейших боев, и после того, как, наконец, была пробита одна стена города, и он увидел за ней раньше не стоявшая там вторую стену, Наполеон свернул осаду и отправился в обратный путь. Этот путь проходил в том числе, через ранее открытый походный госпиталь у монахов кармелитов, из которого вышли монахи, понурив головы, и сообщили, что сюда заглядывали турки, и 300 солдат Наполеона, больше нет. Перед входом в современный монастырь кармелитов и его церковь, есть памятник в виде пирамиды с крестом. Данный памятник стоит над братской могилой Наполеоновских солдат, погибших тут в 1799 году. Во время первой мировой войны, турки разбили пирамиду и раскрыли захоронение, якобы в поисках оружия, но нашли только останки скелетов. В отместку за осквернение могилы, французский военный корабль обстрелял дом немецкого консула в Хайфе. А современная пирамида выросла на своем прежнем месте уже во времена британского мандата. Надпись на пирамиде гласит: «Как пали герои на поле брани!» (кн. Самуила)

В 1876 г. здесь появился еще один памятник — ажурный железный крест на шарообразном подиуме. Его установили французские моряки, и долгое время около него проводились церемонии мессы, для чего рядом устанавливался специальный переносной алтарь. Оба эти памятника находятся сейчас напротив входа в монастырь.

Настоящий монастырь был построен гораздо позже. В 1767 г. кармелиты закладывают первый камень в основание монастыря на вершине горы. Проект сооружения разработал итальянский архитектор Д.Касини, специально приезжавший для этой цели в Хайфу. Долгих три десятилетия шло строительство, пока весной 1795 г. был торжественно освящен мужской монастырь Святой Богородицы на горе Кармель — «Нотр Дам де Кармель».
Монументальный четырехэтажный комплекс включал двенадцать монашеских келий и три специальных помещения для паломников, церковь, трапезную, церемониальную залу, пекарню, библиотеку, лечебницу, аптеку. Большую помощь в возведении обители оказал французский королевский двор.

12 июля 1836 г. состоялось торжественное освещение обители, но монастырь распахнул свои двери перед счастливыми хозяевами и многочисленными прихожанами лишь в 1853 г.

Над входом появился герб кармелитов, где на фоне традиционного щита были изображены гора Кармель с крестом на вершине, а над ней — рука с мечем патрона и хранителя ордена Илии-пророка и латинская надпись: «Возревновал я о Господе Боге Саваофе»(III Кн.Царств, гл.19:10)

А теперь пройдем в саму церковь.

Стелла Марис — католическая церковь, и из церквей Хайфы, пожалуй, самая красивая! Вот такие у неё замечательные двери.

В центре четырехугольного здания находится церковь с пещерой в алтарной части. Можно предположить, что в ней был похоронен священник, возможно настоятель монастыря св. Маргариты, построенного здесь во времена крестовых походов. Остатки каменного саркофага, облицованного впоследствии мрамором, в котором некогда покоилось тело усопшего, местная традиция называет «ложе Илии».

Высокий расписной купол опирается на четыре колонны, во главе которых изображения четырех евангелистов: Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Внизу этих колонн, находятся четыре мемориальные доски, каждая весом в 500кг, и каждая из них рассказывает о жизни своего героя.
В самом куполе церкви — сюжеты, повествующие о вознесении в огненной колеснице на небеса Илии-пророка, о пребывании на горе Кармель Святого семейства, о святых ордена кармелитов. Есть здесь и изображения пророка Исайи, Иезекила, Данила, а также играющего на арфе царя Давида.

Автором ряда икон, находящихся в церкви, является послушник монастыря, итальянский художник Луиджи Поджи. Он писал их в 20-х годах ХХ века. Между прочим, он же расписывал церковь в Бейт Джамале.

Вот эти четыре мемориальные доски, которые висят на стенах, посвящены известным деятелям ордена кармелитов.
Справа от входа, доска посвященная Эдит Штайн, канонизированной монахине кармелитке, иудейке по происхождению, погибшей по этой же причине в лагере смерти Освенцим. В свое время, Эдит прочла несколько текстов написанных героиней с другой доски Терезы Альвийской и решила, что ее место в монастыре. Финал этой истории печален и изображен книгой, тянущимися, к кресту рукам, а так же звездой Давида и колючей проволокой лагеря смерти.

На колонне слева от пещеры находится доска, посвященная Терезе Альвийской, причисленной после ее смерти к лику святых. За что спросите, удостоилась Тереза таких почестей? Дело в том, что Тереза, ушедшая в 20ти летнем возрасте в кармелитский монастырь, постепенно занялась реформистской деятельностью, внутри самого ордена. Постепенно одобренные папой Пием IV реформы и основанное ею новое направление босоногих кармелитов, а так же написанные ею трактаты и сочинения привели к большому уважению и посмертному статусу святой.

Слева от входа висит такого же типа доска, но с другим изображением, посвященная Марии или Мирьям Боварди. Монахине кармелитке, рожденной в арабской христианской семье в галилейской деревне Ибелин, у которой проявились стигматы.

Доска на колонне находящейся справа от пещеры, посвящена Хуану де ла Крус, который наравне с Терезой Альвийской занимался реформами мужских монастырей кармелитов. И он, и Тереза хотели вернуться к аскетизму жизни на горе Кармель, за что имели множество противников, а сам Хуан даже отсидел в тюрьме, из которой позже ему удалось бежать. Если говорить о главной высказанной им мысли, то можно сказать, что он говорил о прямой (без посредников), связи со всевышнем, что и изображено на его доске.

В алтаре, в величественном золотом оформлении воздвигнута скульптура Девы Марии с Иисусом — «Нотр Дам де Кармель», которой монахи поклоняются, возносят молитвы и воздают почести.

Если выйти из церковной залы и свернуть налево, то можно попасть в небольшой монастырский музей. Там находится симпатичная диорама «Рождество Христово» — творение все того же Л.Поджи.

В музее есть различные находки, которые сделали монахи ордена, на месте постройки монастыря, а так же окаменелости различной формы, найденные в известняке горы Кармель. Имеются также экспонаты, найденные в ходе раскопок, проводимых на территории обители. Есть здесь предметы, принадлежавшие монастырю, расположенному в этом месте в византийские времена(разрушен, по-видимому, персами в 614 г.) и аббатству св.Маргариты, основанному впоследствии крестоносцами.

Наиболее интересный экспонат — гиганская каменная человеческая ступня с надписью: «Зеус лиополитанус Кармелиус», которую ученые датируют II в. до н.э. Как свидетельствуют римские историки Тацит и Светоний, гору Кармель почитали священной и язычники, считавшие, что на ней обитает сам Зевс-громовержец. Видимо, где-то здесь в те далекие времена и была установленна статуя этого греческого божества, ступня которого является украшением монастырского музея.

Любопытным экспонатом этой небольшой коллекции является колокол, подаренный кармелитам в 1837 г. королем Неаполитанским и Сицилийским Фердинандом II. Считается, что это был первый колокол, зазвонивший в Палестине со времени падения королевства крестоносцев в конце ХIII века.

Напротив Стелы Марис, находится военная база «Цахаль» (Цва Хагана ле Исраель – Армия Обороны Израиля), перед которой необычная для базы, но обычная для церкви статую Марии с младенцем Иисусом.
Статуя была подарена в 1894 году правительством Чили, монастырю, и сделана она не из чего-нибудь, а из переплавленного оружия, которое участвовало в братоубийственной войне, которая проходила в Чили до того.

На территории монастырского двора находится местная «Виа Долороса» — крестный путь Иисуса Христа к месту распятия, все 14 остановок. Это были последние остановки в жизни Иисуса. Многие даже не знают, что в городе Хайфа есть этот мемориал. Она находится слева от входа в церковь, за железными воротами.

Не каждый может попасть на Виа Долоросу. Дело в том, что какие-то вандалы частично уничтожили эту уникальную работу и поэтому монашки монастыря не всех пускают посетить это святое место. Боятся того, что кто-то может прийти и разрушить то, что чудом уцелело от акта вандализма. На воротах есть интерком. Мой друг позвонил в него и скаал, что мы паломники и пришли посетить Виа Долороса. Нас впустили и мы прошли еще раз этот крестный путь (первый раз я его прошла в Ерусалиме) последний путь Иисуса, состоящий из 14 станций.

Ангелы в мире.

Вот собственно и она, идём от фрески к фреске

Осуждение Иисуса Понтием Пилатом

Это наименее пострадавшая фреска

Водружение на голову Иисуса тернового венка в виде короны.

Непонятно почему вандалы так старались уничтожить лица.

Первое падение Иисуса Христа

Встреча Иисуса со своей матерью – Девой Марией.

Место, где Симону Киринеянину дали нести крест Иисуса до Лобного Места.

Встреча, где Святая Вероника вытерла Иисусу пот и кровь с его лица своим платком.

Второе падение Иисуса

Встреча Иисуса и женщин Иерусалима.

Третье падение Христа

Место, где с Иисуса Христа сняли одежды перед распятием.

Станция, где Христа прибивают гвоздями к кресту.

Место распятие Иисуса Христа и смерть его на кресте. Эту фреску уничтожили полностью.

Снятие с креста на камень помазания

Место захоронения Иисуса Христа

Стояла я у этих изувеченных фресок, слёзы катились сами собой, и думала о том, какую цель преследовали вандалы уничтожая лица участников этой трагедии. И появлялись странные мысли, почему уничтожена именно фреска о смерти Иисуса? Не попытка ли это отрицания смерти его? А может это и не арабы вообще сделали, а фанатично верящие в его воскрешение христиане? Много вопросов, но нет на них ответов.

Уничтожение этих фресок стало большой трагедией и для монастыря и для всех жителей Хайфы. Было много предложений помощи для восстановления фресок, но кармелиты отказались, оставив всё в таком виде, как памятник вандализму. Во главе монастырской общины, состоящей из 10 монахов, людей высочайшей культуры, знающих минимум по 5-6 языков, стоит викарий, назначаемый Ватиканом и подчиняющийся непосредственно Папе. Так как монастырь является в ордене центральным, сюда для обучения и стажировки приезжают монахи со всех стран мира, и на постоянных семинарах, которые ведут профессора, единовременно проходят курс от 15 до 22 слушателей. Монахам, кроме повседневной монастырской работы, вменяется в обязанности проведение экскурсий по собору и территории, чтение лекций и семинаров по истории и искусству ученикам хайфских школ. Одежда членов ордена весьма скромна: темно-коричневая сутана, из-под которой выглядывает кисейно-белая полоска воротничка. Это повседневное облачение, резко отличающееся от парадного, расшитого золотом и дорогими каменьями, демонстрируемого почётным посетителям и надеваемого в особо торжественных случаях. Монастырская жизнь не требует от монахов слишком жестких ограничений. Единственное, что должно выполняться неукоснительно — соблюдение обета безбрачия.
Ну и ещё немножко истории в конце.

Одна из мемориальных досок в храме посвященных Терезе Авильской, которая вошла в историю, как преобразовательница испанского кармелитского монашества. Тереза родилась 28 марта 1515 года в Авиле в семье благородного дворянина Алонсо Санчеса де Сепеды, потомка семьи крещёных евреев. В детстве Тереза была весьма впечатлительным ребёнком и отличалась глубокой набожностью. Она уже в возрасте 6 лет выучилась читать. Любимой её книгой было собрание житий святых и мучеников. Однажды она даже вместе с братом Родриго убежала из дома, чтобы отправиться в мусульманские земли для проповеди Христа, но беглецов тогда быстро нашли. Затем эти мечты сменились мыслью о монашеском призвании, которая лишь укрепилась после смерти матери, скончавшейся, когда Терезе было 12 лет. Несмотря на мысли о монастыре, Тереза в юности не оставалась в стороне от светских увлечений: она сильно увлеклась рыцарскими романами и даже сама написала один. Её отец и слышать не хотел о монашестве: знатная, умная и красивая девушка, по его мнению и мнению общества, могла составить блестящую и выгодную партию какому-нибудь знатному дворянину. Однако в возрасте 20 лет Тереза решилась на рискованный шаг: она тайно бежала из дома и поступила в кармелитский монастырь Благовещения, приняв при этом монашеское имя Тереза Иисусова (Тереса де Хесус). В первые годы в монастыре Тереза тяжело заболела: её разбил паралич, и её даже вернули из монастыря умирать в отчий дом. Однако Тереза сумела оправиться и вернулась в монастырь. Постепенно она превратилась из юной девушки в мудрую и зрелую монахиню, вокруг неё сформировался круг людей, обращавшихся к ней за духовными советами, как в монастыре, так и за его стенами. В этот круг входил и отец Терезы, примирившийся в конце концов с выбором дочери.
Святая Тереза. Неизвестный художник
Вторая половина жизни Терезы была посвящена главным образом созданию новых кармелитских монастырей и написанию книг. Она умерла в 1582 году во время очередного путешествия, в монастыре Альба де Тормес. Будучи девушкой очень умной и наблюдая за жизнью монастыря, в котором было более 200 сестёр и где она провела более 20 лет жизни, видя явления, далёкие от идеала монашества, она пришла к выводу, что монашескую жизнь можно было бы лучше организовать в небольших общинах. Терезе пришлось долго бороться за право основать свой монастырь по новому уставу, пока наконец она не добилась разрешения от папы Пия IV. Первый маленький монастырь, в котором Тереза стала настоятельницей, появился в 1562 году в Авиле, родном городе Терезы, и получил имя св. Иосифа. В нём было всего 12 сестёр, по числу апостолов. К моменту её смерти в Испании было уже 16 таких же общин, ставших ядром новой ветви кармелитского монашества — «босоногих кармелиток» (Орден босых братьев (или сестёр) Пресвятой Девы Марии с горы Кармель), они ходили в любую погоду в рясе и сандалиях на босу ногу, ставивших своей целью возвращение к ранним идеалам Кармеля — строгости и простоте. Вскоре появились и мужские монастыри, создание которых стало итогом деятельности святого Иоанна Креста (он же Св. Хуан де ла Крус, он же Св. Иоанн Крестный, в миру Хуан де Йепес Альварес), встречавшегося с Терезой Авильской и считавшего себя последователем её реформаторских принципов.

Хуан происходил из знатной, но обедневшей дворянской семьи, жившей в окрестностях Авилы. Юношей поступил он в госпиталь, для ухода за больными. Образование он получал в иезуитской школе в городке Медина дель Кампо, куда перебралась его семья после смерти отца в поисках средств к существованию. В 1568 г. вступил в орден кармелитов, получал богословское образование в Саламанке. Затем он стал одним из основателей реформированного кармелитского монастыря Дуруэло. В монашестве он принял имя Иоанн Креста. В ордене кармелитов в это время шли распри, связанные с реформами ордена, инициированными св. Терезой Авильской. Иоанн стал сторонником реформ, имевших целью возврат к первоначальным идеалам кармелитов — строгости и аскетичности. Деятельность Иоанна многим в монастыре пришлась не по вкусу, по клеветническим доносам он трижды привлекался к суду, много месяцев провёл в тюрьме в тяжёлых условиях. Именно во время заключения Иоанн начал писать свои прекрасные стихи, проникнутые особым мистическим духом и религиозным трепетом. Его перу также принадлежат прозаические трактаты «Восхождение на гору Кармель», «Тёмная ночь души», «Песнь духа», «Живое пламя любви». Скончался святой Иоанн Креста в Убеде, в 1591 г. В 1726 г. он был канонизирован папой Бенедиктом XIII, в 1926 г. папа Пий XI объявил его Учителем Церкви. День памяти св. Иоанна Креста в Католической Церкви — 14 декабря. Фундаментальный принцип богословия св. Иоанна состоит в утверждении, что Бог есть все, а человек — ничто. Следовательно, чтобы достичь совершенного соединения с Богом, в чем и состоит святость, необходимо подвергнуть интенсивному и глубокому очищению все способности и силы души и тела.

>Монастырь Stella Maris>Общие сведения

Монастырь управляется орденом босых кармелитов. Ныне существующее здание построено относительно недавно – в XIX в.

История

Ещё в XII в., в эпоху крестоносцев, маленькая группа отшельников поселилась на горе Кармель. Они стремились вести праведную и аскетическую жизнь, взяв образцом для подражания пророка Илью. Спустя примерно сто лет глава этой общины верующих обратился к латинскому патриарху Иерусалима с просьбой дать им монашеский устав. Альберт Святой удовлетворил просьбу. Так возник орден известный под названием кармелиты.

Первый молитвенный дом (оратория) был посвящен Богоматери Звезда Моря. В последующие десятилетия из-за падения государств крестоносцев монахи покинули Святую землю и разошлись по нескольким странам Европы.

В 1631 г. произошло радостное для ордена событие. Часть братьев вернулась в Палестину. Группа во главе с отцом Проспером создала небольшой монастырь. Он располагался у местного маяка, на маленьком мысе.

Здесь они продержались до 1761 г., когда правитель Галилеи Дахир аль-Омар потребовал от них покинуть место, и уничтожил монастырь.

Монахам удалось переехать на другое место. Здесь, над пещерой, где жил Илья, обитель находится и сейчас. Но прежде чем что-либо строить, они разобрали остатки руин древней церкви византийского периода.

В 1799 р. во время военных действий Наполеона церковь серьезно пострадала. Здесь же размещались больные и раненые солдаты французской армии.

Но, с отступлением Наполеона произошло страшное: больных и слабых перебили в жуткой резне, монастырь снова уничтожили, а монахи вновь ушли в Европу.

В 1804 г. сюда отправился для выяснения ситуации отец Юлиус. Первым делом он перезахоронил солдат в братской могиле. Пирамидальный памятник над ней и сегодня виден у входа в монастырь.

Ныне существующая церковь достроена и освящена в 1836 году. Через три года по решению папы римского она удостоена статуса малой базилики.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *