Суздаль музей деревянного зодчества

Экспозиция Музея деревянного зодчества и крестьянского быта

В 1969 году сотрудник Владимирской реставрационной мастерской Валерий Михайлович Анисимов на месте бывшего Дмитриевского монастыря основал музей. Было обследовано более 60 населённых пунктов Владимирской области, выявлено 38 построек, из которых 11 рекомендовали к перевозке в музей, а остальные – к сохранению на месте.

Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта небольшой, я бы даже сказала, камерный, но очень ухоженный. Здесь нет размаха Семёнково или Кижей, но это не делает его менее интересным.

Схема расположения построек Суздальского музея деревянного зодчества и крестьянского быта

В суздальском музее почти всегда многолюдно, так что при осмотре надо постоянно отслеживать, где в данный момент свободно.

Жилые дома

Начнем наше путешествие по музею. По правую руку находится Преображенская церковь 1756 года из села Козлятьево Кольчугинского района. Она имеет три яруса. Нижний — квадратный в плане храм с пристроенной к нему трапезной с крыльцом и гульбищем. Средний ярус — поставленные друг на друга восьмерики. Верхний ярус — луковичная главка. Храм и боковые приделы украшают 6 больших и 8 малых бочек.

Преображенская церковь

Бочкообразные кровли и главки покрыты осиновым лемехом, имеющим серебристый цвет. По традициям того времени, церковь построена без единого гвоздя. Бревна соединены «без остатков» — «в лапу», т.е. стесаны снаружи.

Преображенская церковь

Галерея-гульбище, окружающая церковь, в старину называлась также «нищевником»: здесь толпились нищие, которым прихожане раздавали милостыню. К сожалению, попасть внутрь храма мы не смогли, он был закрыт.

Преображенская церковь

Преображенская церковь — летняя, неотапливаемая. Рядом с ней стоит зимняя теплая Воскресенская церковь из села Патакино Камешковского района, 1776 года постройки.

Преображенская и Воскресенская церкви

В отличие от Преображенской церкви Воскресенская — более приземная и массивная. Бревна соединены в ней как «без остатка», так и «с остатком» — с выпуском в углах.

Воскресенская церковь

Воскресенская церковь состоит из пяти частей, вытянутых по горизонтали — крыльца, колокольни с помещением под ней, трапезной, основного объема и алтаря. Такая планировка храма, очень популярная на Руси, называлась «кораблем», символизируя спасительный Ноев ковчег посреди океана житейских бурь.

Воскресенская церковь

Трапезная в церкви выполняла важную функцию. Здесь не только ожидали начала службы, но и устраивали сельские сходы, обсуждали насущные вопросы, вершили суды, оглашали земские приказы и прочее. Так что храм на селе выполнял далеко не только функции культового помещения.

Трапезная

Церковь выглядит одновременно нарядной и скромной, устремленной ввысь. Иконостас очень лаконичный. Храм освящен, в нём время от времени проводятся богослужения, поэтому входить сюда просят в подобающей одежде. При необходимости женщины могут взять платок в церковной лавке в трапезной.

Иконостас Воскресенской церкви

Внутреннее убранство Воскресенской церкви

Вправо от храмов уходит сельская улица с деревянным тротуаром. Здесь стоят два дома — крестьянина-середняка и зажиточного крестьянина. Чуть левее — колёсный колодец.

Деревенская улица

Дом крестьянина-середняка Волкова из села Илькино Меленсковского района был построен в XIX веке. Фасад дома украшен старинной глухой «корабельной» резьбой. Обратите внимание на декор лобовой доски над окнами и причелин, наличников и ставней: каждый элемент здесь неслучаен. Дом состоит из трех частей: сеней, клети и избы. Сбоку пристроен наполовину крытый хозяйственный двор. Внутри воссоздан интерьер крестьянского жилища той поры.

Дом крестьянина-середняка Волкова из села Илькино Меленсковского района

Замок

Среди экспонатов, представленных на хозяйственном дворе — снопы льна. Лен кормил и одевал людей, даже самые бедные крестьяне обязательно выращивали его.

Хозяйственный двор

Со двора через низкую дверь попадаешь в сени — помещение, которое предохраняло жилые помещения от холодного воздуха. Летом здесь можно было жить. В сенях хранили необходимые в повседневной жизни вещи, сушили целебные травы, из которых потом заваривали чай и делали лечебные отвары.

Сушеные травы

С одной стороны к сеням примыкает клеть — полужилое, полухозяйственное помещение, где обычно хранили продуктовые запасы и одежду. Здесь же в сундуках лежало приданное. В теплое время года клеть использовалась как спальня, сюда же летом приводили новобрачных в первую брачную ночь.

Клеть

Важнейшая и самая теплая часть дома — изба. Здесь вся семья жила в холодное время года, поэтому организация пространства была продумана до мелочей. Хозяева спали на узкой двухспальной кровати (если таковая имелась), дети — на полатях под потолком и на лавках, старики — на печке.

Справа от входа находился коник — широкая лавка-ящик с откидной крышкой, рабочее место мужчины (большака). Внутри коника хранился рабочий инструмент. Женщинам садиться на коник не дозволялось, это считалось неприличным. От коника до «красного угла» шла «долгая», или бабья лавка, на которой сидели крестьянки за работой. Около неё подвешивали люльку.

Коник — рабочее место мужчины

Самое почетное место в доме — красный угол, где находилась божница с иконами. Здесь происходили все важнейшие события в жизни семьи. Гость, входящий в дом, сначала крестился на иконы, а уже потом здоровался с хозяином. Около красного угла сватали невесту, отсюда её увозили на венчание в церковь. Здесь же торжественно устанавливались первый и последний снопы. Перед красным углом стоит стол, на котором постоянно лежал каравай хлеба и стояла солонка с солью. В старину говаривали: «Без соли не вкусно, без хлеба не сытно».

Лавка напротив входа называется «красной», здесь занимали место самые почетные гости, а во время церемонии бракосочетания сидели жених и невеста.

«Красный угол» и обеденный стол

Печь служила не только местом приготовления пищи, но и в качестве домашней больницы, лечившей не хуже русской бани. В печи мылись. В сильные холода около печи держали новорожденный скот и домашнюю птицу. Слово изба происходит от названия печь, которую именовали истба, истопка.

Русская печь

Рядом с печью, в левом дальнем углу находится бабий кут, или бабий угол. Здесь хозяйка (большуха) готовила, стряпала. Почти обязательная принадлежность дома — самовар, олицетворение достатка, благополучия и уюта. Его передавали по наследству, дарили, передавали в качестве приданного.

«Бабий кут»

Дверь

Дом из деревни Лог Вязниковского района принадлежал зажиточному крестьянину Кузовкину. Он построен в середине XIX века и отличается богатыми резными украшениями. На первом этаже располагалась ткацкая мастерская, на втором этаже — жилые помещения. В отличие от других домов, этот стоит на кирпичном фундаменте.

Дом зажиточного крестьянина Кузовкина

К дому примыкает большой хозяйственный двор, где можно увидеть традиционные принадлежности крестьянина — соху, два железных плуга, лукошко для сеяния, косы, грабли, вилы, серпы, льномялки. В углу справа около дров — старинные ульи. Здесь же хранится морда — сплетенная из ивовых прутьев снасть для ловли рыбы.

Хозяйственный двор

Обращают на себя внимание расписные сани для выезда в город. Подобные мог позволить себе только зажиточный человек. Они запрягались парой или тройкой лошадей, под дугой вешался звонкий колокольчик. На таких расписных санях в день свадьбы везли в церковь жениха и невесту.

Сани для выезда в город

Жилые помещения, как и в более бедных домах, делились на три части: сени, клеть и избу. Поскольку дом был богатый, здесь было немало предметов городского быта: керосиновая лампа, часы-ходики, фотографии членов семьи, неизменная швейная машинка «Зингер». У стола стоят стулья — тоже «городской» предмет мебели, в избах попроще вместо них были лавки.

Изба в доме зажиточного крестьянина

Обратите внимание на двуспальную постель, на месте которой в более простых домах стоял коник. Кровати появляются в крестьянских домах приблизительно с конца XIX века и являются свидетельством проникновения на село городской культуры.

Двухспальная постель

Русская печь

Бабий кут

Окно с геранью на подоконнике

Сени

В клети сейчас находится ткацкая светелка. В прошлом мастерская для наемных ткачих располагалась на первом этаже. Готовая продукция отсюда поставлялась на фабрику в город Вязники или на рынок.

Клеть

Следующий экспонат Музея деревянного зодчества и крестьянского быта — колёсный (ступальный) колодец середины XIX века из села Кольцова Селивановского района. Подобные колодцы были распространены в XVII-XVIII веках. Они предназначались для подъема воды с глубины от 40 до 70 метров. Человек входил внутрь колёса и раскручивал его, переступая с дощечки на дощечку, как «белка в колесе». Попеременно в колодец опускались две большие бадьи, примерно на 60 литров каждая. У колодца с утра собирались хозяйки, чтобы не только водицы студеной набрать для дома, но и поделиться последними новостями, посплетничать.

Колёсный колодец из села Кольцова Селивановского района

За колёсным колодцем находится дом из села Каменево Камешковского района. На лобовой доске на фасаде вырезана дата его постройки: 1861. Сейчас здесь расположена выставка «Русский лубок» и сувенирная лавка. Обязательно загляните сюда.

Дом из села Каменево Камешковского района

За ним расположен дом XIX века из деревни Васенино Гороховецкого района, украшенный глухой нарядной резьбой. Внутри него представлена экспозиция «Крестьянские дети».

Дом из деревни Васенино Гороховецкого района

Деревенские дети взрослели быстро. Считалось, что в двухлетнем возрасте малыш «входит в ум». Он учился обслуживать себя сам: есть ложкой, пить из чашки. Вскоре ему поручали простейшую работу. Но оставалось время и для игр. Мальчики и девочки носили одинаковую одежду — длинную рубаху, перепоясанную поясом, который считался оберегом.

Детские игрушки

С семи лет начиналась пора отрочества, дети приобретали трудовые навыки и знания. Действовали принципы «Делай, как я», «Поступай, как все». Пример и авторитет старшего поколения был непререкаем. Матери постепенно готовили своих дочерей к роли жены, хозяйки, матери. Мальчики воспитывались отцами, им прививали навыки, необходимые для будущего мужа, хозяина, отца семейства.

Интерьер избы. Справа — девочка около детской кроватки. Одной из обязанностей старших сестер было нянчить младших

В 15-17 лет, а иногда и раньше, детство заканчивалось, начиналась взрослая жизнь. Детей женили и выдавали замуж, рождались новые поколения. Говорили: «У кого детей много, тот не забыт от Бога».

Наряды жениха и невесты

Приданное

Сватали, стоя около красного угла. Здесь же, на «красной» лавке напротив входа сидели молодые на свадьбе.

Красный угол

Русская печь

На печи

Деревня

Чуть в стороне находится богатый двухэтажный дом. Первый этаж — каменный, второй — деревянный. Он был построен во второй половине XVIII века и принадлежал суздальским мещанам и купцам Агаповым. Своего положения он не менял. В XIX веке здание было надстроено. В новых помещениях разместились жилые комнаты, нижнее помещение было отдано под кузницу. С конца XIX до середины XX века в нем размещался омшаник — помещение для зимовки ульев. В 1905-1906 годах здесь работала нелегальная типография, в 1912 году находилась мельница с паровым двигателем.

Дом купца Агапова

На первом этаже расположена «Чайная», а на втором — экспозиция «Суздальское купечество, портрет в интерьере». В двух комнатах представлена обстановка богатого купеческого провинциального особняка.

Дом купца Агапова, фасад со стороны улицы Толстого (в прошлом Щупачиха: в конце улице располагалась «щупка» — своеобразная таможня, где специальным щупом проверяли возы и взимали налог в архиерейскую казну)

Гостиная

Прошение

Столик для рукоделия

Киот с иконами

Письменный стол купца

Портрет купца Агапова (?)

Из окон дома открывается вид на большой фруктовый сад и беседку посреди него.

Фруктовый сад

Старинные ворота дома купца Агапова. За ними виднеется церковь Бориса и Глеба на Борисовской стороне, построенная в конце XVII, либо в середине XVIII века на месте старинного Борисоглебского монастыря

А мы снова возвращаемся на основную территорию Музея деревянного зодчества и крестьянского быта. Здесь обратите внимание на рубленую «черную» баню из села Ново-Александрово Суздальского района 2-ой половины XIX века.

«Черная» баня из села Ново-Александрово Суздальского района

В самой дальней части музея расположены две ветряные шатровые мельницы конца XVIII века из села Мошок Судогодского района. Представляют собой восьмигранный сруб на четверике, внутри которого помещён рабочий механизм. Шатровая крыша с крыльями поворачивалась к ветру с помощью длинных жердей. Вращающиеся под действием ветра лопасти приводили в движение рабочий механизм.

Рядом с мельницами вспахано небольшое поле, где выращивают традиционные сельскохозяйственные культуры: ячмень, рожь, гречиху, картошку, пшеницу и др.

Ветряные шатровые мельницы из села Мошок Судогодского района, амбар-лабаз из села Мошок Судогодского района и поле

За мельницами и амбаром виднеются еще два экспоната — овины-зерносушильни из села Никитино Селивановского района XIX века, но дорожка к ним не подходит. Они состоят из двух ярусов: в нижнем находилась примитивная печь, а в верхнем — площадка для снопов. В печи разводили огонь, теплый воздух от которого подсушивал снопы. Подобные постройки были очень пожароопасны, поэтому их строили на самой окраине деревни. Топить их старались в безветренную погоду или ночью. Утром цепями начинали молотить снопы, затем их веяли на ветру, отделяя зерно от соломы, сорных трав и пыли. После появления паровых молотилок в конце XIX века овины потеряли своё хозяйственное значение.

Ветряные шатровые мельницы из села Мошок Судогодского района, слева за мельницей виднеется овин

На стенде около мельниц показана схема рабочего механизма.

Схема рабочего механизма мельницы

Следующий экспонат — амбар-лабаз XIX века из села Мошок Судогодского района. В прошлом в подобных строениях хранили зерно и другие продукты. Амбары крепко запирали на замок против непрошеных гостей. Отсюда идет словосочетание «амбарный замок», т.е. очень крепкий.

Амбар-лабаз из села Мошок Судогодского района

Дверь амбара

В правой половине амбара сейчас находится выставка замков и ключей. Дверь закрыта решеткой, рассмотреть экспонаты можно только издали.

Выставка замков и ключей

В левой половине воссоздана мастерская сельского плотника. Среди экспонатов — топор, основной плотницкий инструмент, который в умелых руках заменял долото, стамеску, скобель и рубанок, также представленные в экспозиции. Вспомним, что все сооружения — жилые дома, церкви, хозяйственные постройки, — рубили топорами, без пил и прочего инструмента. Более того, умельцы могли с помощью топора вырубить изысканные орнаменты!

Мастерская сельского плотника

Мельницы, овины и амбар находятся в самой дальней стороне музея. Теперь мы движемся в обратную сторону, к выходу.

Туалет

Почти у самого выхода расположен изба-двойня с мезонином из села Тынцы Камешковского района. Подобные строения получили распространение во второй половине XIX столетия. Она включает два сруба под одной крышей и предназначалась для проживания двух самостоятельных семей. Интересен мезонин — сочетание классической архитектуры и народной резьбы. Внешне дом напоминает городские каменные особняки. Внутри находятся служебные помещения администрации музея.

Изба-двойня с мезонином из села Тынцы Камешковского района

Крыльцо избы-двойни

Ворота хозяйственного двора избы-двойни

Рядом с избой-двойней расположен конный двор, где можно во всех подробностях рассмотреть элементы конской амуниции, телеги. За деревьями — детская площадка.

Конская амуниция

Телега

Элементы конской амуниции

У самого выхода скромно приютилась часовня XIX века из деревни Бедрино Ковровского района. В отличие от церквей, в ней отсутствует алтарь, литургия не совершается. Но можно поставить свечку, помолиться перед иконой.

Часовня из деревни Бедрино Ковровского района

Часовня из деревни Бедрино Ковровского района

За пределами музея находятся еще два экспоната. Первый — старинные амбары на сваях на берегу реки Каменки.

Амбары на сваях

Другой — Никольская церковь (церковь Николы) из села Глотово Юрьев-Польского района. Она была построена в 1766 году без единого гвоздя. Состоит из двух соединенных срубов — «клетей», окружённых крытой галереей с крыльцом. Это первый экспонат Музея деревянного зодчества, перевезенный сюда еще в 1960 году. Никольская церковь стоит у земляного вала Суздальского кремля, в некотором отдалении от музея. Её можно увидеть в фильме «Метель», снятому по одноименной повести А.С.Пушкина из цикла «Повести Белкина» («Мосфильм», 1964).

Никольская церковь из села Глотово Юрьев-Польского района

Никольская церковь из села Глотово Юрьев-Польского района

Мы обошли весь суздальский Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Как я уже писала в начале статьи, он очень небольшой, здесь немного экспонатов. Но каждый из них интересен. Это то место, которое обязательно надо посетить в Суздале.

Информация для путешественников и карта

  • Адрес: Россия, Владимирская область, Суздальский район, Суздаль, Пушкарская улица, 27Б
  • Время работы: ежедневно, 9:00–19:00 (летний режим)

В Музее деревянного зодчества и крестьянского быта проводятся различные мероприятия: устраивают «Масленичные потехи», отмечают праздник народных ремесел (на Троицу), день Огурца (в третью субботу июля). В эти дни бывает очень многолюдно, поэтому если вы предпочитаете спокойно насладиться памятниками старины, для посещения лучше выбрать другое время. И не забывайте про толпы китайцев 🙂

  • Любар Е.А., Максимова Н.В. Музей деревянного зодчества. Путеводитель. 2-е издание. Владимир, 2016.
  • Информационные материалы Музея деревянного зодчества и крестьянского быта в Суздале.

© «Путешествия с Марией Анашиной», 2009-2019. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.

Мы в социальных сетях: ВКонтакте, Facebook, Telegram, Twitter, Instagram, RSS, Tripadvisor

Предлагаю индивидуальные занятия по китайскому языку для начинающих ⇒ Узнать подробности

Если мой сайт оказался вам полезным, вы можете поблагодарить меня, купив туристические услуги по моим рекомендациям и . Эти сервисы опробованы мною лично. Вы ничего не переплачиваете.

Музей деревянного зодчества

Музей деревянного зодчества и крестьянского быта – это целый музейный комплекс под открытым небом, где представлены уникальные культовые и жилые деревянные постройки XVIII-XIX вв., привезенные из различных уголков Владимирского края. Музей создавался в 1960-1970-е годы по проекту архитектора Владимирской реставрационной мастерской В.М. Анисимова, и представляет собой стилизованную сельскую улицу с церквами, домами, хозяйственными постройками. Он разместился на берегу Каменки на окраине Суздаля (при въезде со стороны Владимира). На этом месте когда-то стоял древнейший в Суздале Дмитриевский монастырь XI в.

Официально решение о создании Музея деревянного зодчества было принято исполкомом Совета народных депутатов Владимирской области в 1968 г. Было обследовано около 60 населенных пунктов Владимирской области, выявлено 38 построек, из которых 11 были рекомендованы для перевозки в Суздаль. От выявления памятника до его установки в Суздальском музее могло пройти достаточно много времени. Так, потребовалось десять лет, чтобы после выявления отреставрировать и перевезти на территорию музея Преображенскую церковь (1756 г.) из села Козлятьево Кольчугинского района. Центральная часть этой красивой церкви представляет три восьмерика, поставленные друг на друга, а три луковичной формы главки крыты лемехом (чешуей) из расщепленной осины, выгоревшей до цвета серебра.

Второй деревянный храм в музее – Воскресенская церковь (1776 г.) из села Потакино Камешковского района. Она выстроена так называемым «кораблем» – к основному объему (восьмерик на четверике) пристроена трапезная, а к ней – шатровая колокольня с крыльцом. Две ее главки также крыты лемехом.

К Музею деревянного зодчества фактически относится и стоящая на территории Суздальского кремля, но выбивающаяся из его респектабельного архитектурного ансамбля, Никольская деревянная церковь (1766 г.) из села Глотово Юрьев-Польского района. По сути, именно с перевоза этой церкви в Суздаль и началась организация музея, хотя она стоит за его пределами. Никольская церковь напоминает скорее деревенский сруб, нежели храм. Она состоит из двух клетей (основной объем и трапезная), поставленных на подклет и покрытых тесовой кровлей на крутых скатах, один из которых увенчан маленькой чешуйчатой главкой. Трапезная с трех сторон окружена легкой галереей, на которую ведет простое крыльцо с западной стороны.

Музей деревянного зодчества дает представление не только о деревенской архитектуре Владимирского края, но и о быте русских крестьян прошлых веков. Причем, в музее воспроизведена обстановка домов, хозяева которых относились к разным слоям крестьянства. Можно увидеть, например, одноэтажный дом крестьянина-середняка с замечательной резьбой над окнами (XIX в.), привезенный из села Илькино Меленковского района. Через крытый двор можно пройти в неотапливаемую клеть, которая служила и как кладовая для хранения имущества и некоторых продуктовых запасов, и как дополнительное жилое помещение в летнее время. В меньшей, теплой половине дома – типичная обстановка: красный угол с иконами, русская печь с лежанкой, обеденный стол и лавки. Но есть и довольно редкий предмет русской мебели – «конник», который служил и супружеской кроватью хозяев дома, и сундуком, и верстаком для работы.

Дом зажиточного крестьянина из деревни Лог Вязниковского района (XIX в.) – двухэтажный, на кирпичном фундаменте. Верхний этаж занимали жилые горницы, где, кроме традиционной обстановки деревенской избы, представлены различные предметы городской культуры (швейная машина, зеркало и др.), говорящие о благосостоянии хозяев. Нижний этаж занимала ткацкая светелка, по сути, деревенская мануфактура с двумя ткацкими станами, самопрялкой, приспособлениями для перематывания нитей. В этом помещении, с отдельной печью и лежанками, при необходимости не только работали, но и проживали наемные ткачихи.

На «деревенской улице» представлены и малые домики бедных крестьян, в одном из которых расположена сувенирная лавка, где можно купить возрожденный народный лубок, диски со старинными русскими песнями и т.д.

Кроме изб в музее расположились и хозяйственные постройки: амбары, овины-зерносушильни, колодцы, бани, мельницы. Редкий экспонат – колёсный («ступальный») колодец из села Кольцово Селивановского района (середина XIX в.). Для подъёма воды внутрь колеса, оборудованного ступенями, входил человек и, ступая как по лестнице, раскручивал его. В одной из двух ветряных мельниц (XVIII в.), привезенных из села Мошок Судогодского района, открыта экспозиция, которая знакомит туристов с техническим устройством мельницы и предметами, необходимыми для организации мукомольного дела – этой неотъемлемой части деревенской жизни.

Частью Музея деревянного зодчества являются и вынесенные за его территорию амбары на сваях, стоящие на берегу Каменки и привезенные из села Польцо под Суздалем. Сваи препятствовали проникновению грызунов в амбары, где хранилось зерно и крупы, а расположение у реки этих построек давало им шанс уцелеть в случае деревенского пожара.

В 2012 г. к Музею деревянного зодчества присоединили бывший дом суздальских купцов Агаповых (XVIII-XIX вв.), в котором разместилась экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере». На первом, каменном этаже дома, где располагалась кузница, сейчас представлены рабочие инструменты кузнеца и изделия кузнечного промысла. На втором, деревянном этаже воссоздан интерьер купеческого дома конца XIX в. – гостиная и кабинет, представлены документы и предметы быта.

Музей деревянного зодчества в Суздале стал местом проведения многих праздников и фестивалей, которые привлекают большое количество гостей и туристов. Один из самых оригинальных и знаменитых праздников – день Огурца. Он проходит в третью субботу июля, в период сбора огурцов – чуть ли не основной овощной культуры суздальских огородников, которые предлагают попробовать огурцы во всех видах: свежие, малосольные, жареные, запеченные в пирогах, варенье из огурцов и пр. Праздник народных ремесел на Троицу (май/июнь) также проводится на территории Музея деревянного зодчества. Сюда съезжаются лучшие народные мастера не только со всей Владимирской области, но и из других регионов. Широкая Масленица с угощением блинами и горячим сбитнем празднуется здесь всю неделю перед началом Великого поста, а гусиные бои и «масленичные потехи» проводятся в субботу масленичной недели (февраль/март). Концертные номера лучших фольклорных коллективов, народные игры и забавы, ярморочная суета – обязательные атрибуты этих праздников.

Время работы экспозиций (с 01 декабря 2018 года по 30 апреля 2019 года):

  • понедельник-пятница, воскресенье: с 09:00 до 16:00;
  • суббота: с 09:00 до 17:00;
  • 3-я среда месяца – санитарный день.

Стоимость билета:

  • Взрослые – 250 руб.
  • Пенсионеры, студенты с 18 лет – 100 руб.
  • Дети до 18 лет – бесплатно.

В. Королькова

Музей деревянного зодчества в Суздале. Фото.

Московский Кремль
Христа Спасителя
Лужков мост
Поклонная гора
Ледовая Москва
Воробьёвы горы
Москва-Сити
Москва Сити вечером (2009)
Москва Сити днём (2010)
Коломенское
Дворец в Коломенском
Царицыно (Зима)
Царицыно 2005
Царицыно 2013 (Осень)
Фотосравнение 2005/2010
Кусково
Кусково Осенью
Новоспасский монастырь
Симонов монастырь
Покровский монастырь
Арт-Музеон
Измайловский кремль
Останкинская телебашня
ВДНХ
Москвариум
Музей Космонавтики
Вьюговей — 2011
Бабушкинская
Нагатинский затон
Сергиев Посад
Дзержинский
Люберцы
Наташинские пруды
Красная горка
Архангельское
Майендорф
Остафьево
Дубровицы
Власиха
Звенигород
Звенигород лето 2014
Дмитров
Борисоглебский монастырь
Можайск
Москва-Константиново
Константиново-Москва
Константиново
Пощупово
Мелихово
Талеж
Рубеж Славы в Снегирях
Новый Иерусалим
Новый Иерусалим — 2007
Чёрно-белые фото
Коломна
Коломна 2011
Николо-Радовицкий монастырь
Николо-Радовицкий монастырь 2017
Зарайск
Река Осётр
Серпухов
Приокско-террасный заповедник
Поселки по Новорязанскому шоссе
Тула
Боровск
Калуга
Брянск
Покровская гора
Свенский монастырь
Свенский монастырь 2016
Ростов Великий
Ростовский кремль
Спасо-Яковлевский Дмитриев монастырь
Ярославль
Спасо-Преображенский монастырь
Кострома
Ипатьевский монастырь
Владимир
Суздаль
Кремль
Покровский монастырь
Спасо-Евфимиев монастырь
Музей деревянного зодчества
Алексинский район
Санкт-Петербург
Белые ночи
Петропавловская крепость
Стрелка Васильевского острова
Реки и каналы Питера
Спас-на-Крови
Медный всадник
Исаакиевский собор
Колоннада
Казанский собор
Крейсер Аврора
Летний сад
Петергоф
Петергоф 2014
Селигер
Казань
Раифа
Ростов-на-Дону
Ростов-на-Дону 2010
Азов
Чёрное море
Архипо-Осиповка
Геленджик
Река Жане
Подколзин Яр
Владивосток
Пятигорск
Кисловодск
Кисловодск 2009
Кабардино-Балкария
Владикавказ
Мемориал славы
Город Ангелов (Беслан)
Горная Ингушетия
Эрзи
Мемориал памяти и славы. Назрань
Грозный
Грозный Сити
Михайловская церковь
Мечеть Сердце Чечни
Грозный 2009
Цитадель Нарын-кала (Дербент)
Эльбрус
Подъемник на Эльбрус
Чегет и долина нарзанов
Сылтран
Субаши
Джылысу
Ирикчат
Чайный Экспресс
Тирасполь
Одесса
Порт Одесса
Киев
Ужгород
Мукачево
Замок в Карпатах
Львов
Ивано-Франковск
Ямполь — Могилев-Подольский
Кишинев
Сорока
Заилийский алатау
Алма-Ата
Иссык-куль
Рига
Юрмала
Варшава
Братислава
Братислава ночью
Попрад
Вена
Франкфурт-на-Майне
Париж
Нотр-Дам де Пари
Эйфелева башня
Собор Сакре-Кёр
Тенерифе
Драконово дерево
Вулкан Тейде
Лоро Парк
Лас Америкас
Лос Гигантес
Морская прогулка
Кипр. Ларнака
Турция. Аланья
Египет
Хургада
Город Каир
Каирская цитадель
Пирамиды в Гизе
Карнакский храм
Храм Хатшепсут
Луксор
Тайланд. Пхукет
Большой Будда
Ват Чалонг
Острова Пхи-пхи
Остров Джеймса Бонда
белая сказка
хайку
хайку — 2
О путешествиях
Частые вопросы
Контакты

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *