Театр диониса в афинах

История строительства

Несколько столетий назад, в эпоху расцвета античного государства, Акрополь был центром культуры и духовности Афин. Именно в нем проходили все памятные торжества и важные мероприятия, включая парады, театральные представления и торжественные шествия в честь различных богов. В IV в. до н.э. правитель Афин Писистрат испытывал особое почтение к Дионису – богу виноделия, веселья и шумных гуляний.

По инициативе венценосной особы с юга от Акрополя было возведено Святилище Диониса с его статуей внутри. Несколько позднее на этом месте построили более величественный храм. Новая статуя Диониса также находилась в центральном помещении, но теперь она имела больший размер и была изготовлена из слоновой кости с золотой отделкой.

Так как в честь бога виноделия часто устраивались танцы и различные представления, то рядом с храмом установили небольшую танцевальную площадку. С нее и началось строительство древнейшего театра. В изначальном облике театра Диониса преобладали деревянные детали. На его сцене оживали произведения древних творцов, таких как Еврипид, Эсхил, Софокл и Аристофан. Со временем деревянные элементы конструкции стали изнашиваться и их заменили более крепкими – каменными.

Театр пользовался большой популярностью у греков, любивших всевозможные представления и спектакли. Уже через несколько лет подобные действа перестали быть неотделимым элементом религиозной церемонии, а начали развиваться самостоятельно. Теперь театральные выступления подчинялись собственным правилам и превратились в обособленное направление искусства.

Архитектура театра

Из-за своей популярности театр Диониса в Афинах часто описывали современники, и факты о нем сохранились во многих документах. Один из самых древних театров являлся памятником римской архитектуры на греческой земле. В первом ряду от сцены насчитывалось 67 мраморных кресел, на которых должны были восседать знатные особы города. На некоторых сидениях даже сегодня можно прочесть имена лиц, для которых они предназначались. К сожалению, ряд уцелел лишь частично.

Во втором ряду отводились места не менее знатным лицам. Здесь среди свиты восседал римский император Адриан. Он с особым уважением относился к театральному искусству, а также к философии и поэзии. А вот Нерон, правивший Римом чуть позже, не только был зрителем, но и сам любил выступить перед публикой на этой сцене.

Далее располагались ряды для остальной почтенной публики. По мнению археологов, одновременно театр Диониса способен был вместить до 17 000 зрителей. Такие размеры сегодня не кажутся внушительными, но 2,5 тысячелетия назад во всем мире было не много мест, которые вмещали подобную толпу. Население самих Афин в то время только вдвое превышало количество мест в театре.

Из-за больших размеров театр Диониса не имел крыши или каких-либо перекрытий. Представления проводились не только днем, но и при свете ночных светил.

Кроме замены деревянных кресел театру пришлось выдержать и другие метаморфозы. Так, в I в. н.э., он стал местом проведения гладиаторских сражений и цирковых представлений. Чтобы обезопасить зрителей в первых рядах от сцены, перед ними соорудили мраморный бортик и решетку из стальных прутьев. Такая преграда уберегала от несчастных случаев и от свирепых хищников.

Следующие изменения произошли во II в. н.э., во времена правления Нерона, в орхестре – месте для хора. Он потребовал установить дополнительное украшение. Так появились картины со сценами мифов о Дионисе, а на стенах образовалась дополнительная отделка и рельефные украшения.

Как проходили театральные действа

Порядок выступлений и действия, имевшие место на театральной сцене, сильно изменились с древних времен. Сегодня спектакли выглядят совершенно по-другому. Много веков тому назад на сцене выступал лишь один актер. В его обязанности входило не столько перевоплощение, сколько повествование о судьбе древнего героя. Реплики артиста сопровождал многоголосый хор. Спустя некоторое время актеров на сцене стало несколько, но их мастерство сводилось к умению быстро сменить маску и говорить другим голосом.

Поведение античной публики было более раскрепощенным. После спектакля зрители могли выразить восхищение или недовольство показанным. Если представление нравилось, то актеры слышали возгласы восхищения и аплодисменты. В противоположной ситуации трибуны разрывались свистом и топотом.

В случае полного провала, зрители не гнушались кидать на сцену камни, такое бывало даже в середине представления. Если актер хотел остаться живым, ему следовало начать следующее выступление и старательнее развлекать зрителей.

Театр Диониса

Достопримечательность
Театр Диониса
37°58′13″ с. ш. 23°43′40″ в. д.HGЯOL
Страна
  • Греция
Местоположение Афинский Акрополь
Архитектурный стиль Архитектура Древней Греции
Театр Диониса на Викискладе

Театр Диониса (современное состояние)Театр Диониса в Афинах в римское время (реконструкция)

Театр Диониса — античное театральное здание в городе Афины. Располагается на юго-восточном склоне Акрополя и входит в число самых древних театров в мире. Театр был построен в V в. до н. э. и был деревянным. Выступления в театре проходили дважды в год — во время Малых Дионисий и Великих Дионисий.

Во время Великих Дионисий в Афинах проводились театральные состязания. Обычно состязались три автора трагедий. Каждый из участников ставил три трагедии и одну сатирову драму, в шутливой форме обыгрывавшую мифологический сюжет. Состязались также авторы комедий, ставивших по одной пьесе. Результаты фиксировались в особых надписях — дидаскалиях, которые хранились в афинском государственном архиве. Общее руководство за проведением театральных зрелищ осуществлял афинский архонт.

Около 326—325 г. до н. э. театр был реконструирован: деревянная сцена и ряды сидений были заменены на мраморные. Каменные сиденья размещались в 67 рядов, достигая основания Акрополя. Театр теперь вмещал до 17 тыс. зрителей, что в то время составляло около половины афинских граждан.

Ввиду огромных размеров театр был лишён кровельных перекрытий, и поэтому актёры, хор и зрители располагались под открытым небом, а сценическое действие происходило при естественном освещении.

Первый ряд состоял из 67 мраморных кресел для почётных зрителей. На них были высечены имена и должности владельцев. Выступ и кресло во втором ряду — ложа римского императора Адриана, поклонника греческой культуры. Здесь же выступал император Нерон.

Театр перестраивался и в римскую эпоху в I в. н. э., в том числе под цирковые и гладиаторские представления. Отсюда высокий бортик перед первым рядом. С художественной точки зрения лучшее в развалинах театра — скульптурный фриз времен императора Нерона с забавными сатирами.

Около театра сохранились развалины других исторических зданий: остатки двух храмов Диониса VI и IV веков до н. э, камни Периклова Одеона.

Константинос Болетис разработал проект частичного воссоздания театра. В 2010 году процесс реконструкции предполагалось завершить за 5 лет; на это мероприятие выделено шесть миллионов евро. К сохранившимся каменным сиденьям планируется добавить ещё несколько ярусов, совмещая древние обломки с новым камнем, а также предполагается укрепить держащие стены и другие части постройки.

Литература

  • Всемирная история (в 24 тт.) // Т.4. Эллинистический период. с. 76. — Минск: Издательство «Литература», 1996.
  • История Древней Греции. / гл. ред. Кузищин В. И. — М.: Издательство «Высшая школа», 2001. — С. 399.

> Ссылки

Основные моменты

Театр посвящен древнегреческому богу Дионису, покровителю виноделия и веселья, в честь которого и устраивались дионисии. Дело в том, что культ того или иного бога в Древней Греции предполагал проведение торжественных шествий и жертвоприношений перед главным храмом божества и праздничных мероприятий – спортивных состязаний и зарисовок на темы из жизни богов и героев. Эти представления и положили начало театральным постановкам, которые постепенно приобретали популярность и становились самостоятельным видом искусства.

В театре Диониса были впервые показаны первые трагедии и комедии, а также положено начало традиции театрального грима, костюмов и масок. К слову, и мужские и женские роли в театре исполнялись всегда мужчинами, а для того, чтобы их было хорошо видно с последних рядов амфитеатра, они надевали котурны – специальные сандалии на высокой платформе.

В период Дионисий (театральных представлений) жители Афин не работали, они собирались в театре посмотреть на зрелище. Кстати, если публике не нравилась пьеса или представление, она могла засвистать актёров и потребовать другую постановку. Демократия, одним словом!

История

Древнегреческий театр Диониса был сооружен в 4-м веке до нашей эры на месте храмов, посвященных богу виноделия Дионису, откуда и походит название театра.

Спектакли в театре Диониса давались дважды в год, на праздниках в честь Диониса: Малых (или Сельских) Дионисиях (в декабре — январе) и Великих (или городских) Дионисиях (в марте — апреле). Спектакли носили характер состязания. Сначала состязались драматурги и хореги, а со второй половины V века до нашей эры состязались и актёры, исполнявшие первые роли (протагонистов). Также, состязались и авторы комедий, которые ставили по одной пьесе.

Подготовка к драматическим состязаниям была очень длительной и возлагалась на членов коллегии архонтов. Спустя месяц, после окончания Великих Дионисий, выбиралось 10 хорегов, по одному от каждой филы, для дифирамбических состязаний. А в июле, после ежегодных перевыборов коллегии архонтов, архонт-эпоним назначал трёх хорегов для трагедий и трёх для комедий. Хорегами могли быть только очень состоятельные люди, так как все расходы по постановке спектаклей производились за их счет. Но зато щедрость хорега отмечалась в народных почетных постановлениях.

С момента назначения для хорега наступало очень хлопотное время. Ему нужно было составить будущий хор — выбрать 14- 15 человек для трагедий, и 24- 25 человек для комедий. Всем хористам необходимо было изготовить костюмы — иногда очень дорогие, вышитые золотом, а также, венки, маски и другие украшения. Кроме того, требовались ещё и статисты, чтобы сделать представление более пышным и блестящим. Их, также, должен был оплачивать хорег. Помимо этого, хореги переманивали друг у друга певцов- профессионалов, уже существовавших в Афинах, повышая их ставки. Всё это стоило немалых денег.

Всю цензуру и предварительную критику в Афинах осуществлял архонт. Поэты вручали ему свои произведения и просили дать им хор. Он выбирал те, которые казались ему более достойными, и вносил имена авторов в списки агона. Никаких ограничений для поэта не существовало. Он мог быть кем — угодно, математиком, философом, даже мог быть и незрелым юношей.

В то время здесь были впервые представлены труды четырёх великих греческих представителей драматургии — Эсхила, Софокла, Еврипида и Аристофана. Популярность Софокла была так велика, что, когда он умер во время Пелопоннесской войны, вождь лакедемонян позволил жителям осаждённых Афин похоронить поэта с приличествующими ему почестями. Помимо этих главных представителей драматургии авторов было ещё очень много.

С раннего утра тысячи зрителей собирались в театр. Даже бедные приходили посмотреть на спектакли. Государство выдавало беднякам специальную субсидию — феорикон, которая давала возможность каждому заплатить за своё место. Веселые, нарядные, с венками на головах, афиняне окружали плотной шумной толпой вход в театр. У каждого в руке была свинцовая марка с обозначением сектора филы. С каждым годом, по мере популярности театральных зрелищ, борьба за места становилась всё ожесточённее и нередко переходила в драку. Поэтому, места занимались с ночи, и афиняне жаловались на то, что чужие оттесняют граждан. Марки распространялись и за пределами Афин, но каждый гражданин имел право потребовать для себя место.

Театральная постановка в Древней Греции существенно отличалась от современного спектакля: в действии участвовало всего несколько актёров (а на первых порах – и вовсе один человек), лица актеров закрывались масками, соответствующими тому или иному персонажу, и весь набор выразительных средств сокращался до голоса и пластики. К тому же, в античном театре каждая пьеса ставилась на сцене – за редким исключением – только один раз.

Не было публики, которая бы так понимала представление и сочувствовала ему, как афинская, не было зрителя более благодарного для хорошего спектакля, но и более страшного для плохого. Самые неясные намёки на современность немедленно понимались афинянами, которые замечали малейшую ошибку актера. Если зрители были недовольны, они свистели, щёлкали языками и стучали сандалиями. Если же зрителям нравилась постановка они бурно аплодировали и свистели.

Три дня подряд афинские зрители проводили в театре Диониса. Каждый день они видели несколько разных пьес. Все три дня они бурно реагировали на всё происходящее на сцене и запасались материалом для обсуждений, которого хватало до следующего праздника Дионисий. А вечером последнего дня судьи конкурса торжественно произносили свой приговор. Затем вторичными выборами из среды судей определялось пять человек. Они выносили окончательное решение и объявляли имя победителя, которого архонт под гром приветствий увенчивал на сцене венком из плюща. Хорегическая победа — самое почётное отличие для афинского гражданина. Поэтому хореги стремились увековечить своё торжество. В случае победы было принято жертвовать Дионису бронзовый треножник, присуждённый государством, поместив его на вершине колонны или павильона. Все результаты конкурсов фиксировались в особенных надписях – дидаскалиях, хранившихся в государственном афинском архиве. После праздников, в театре Диониса воцарялась тишина. Афиняне возвращались к своим повседневным занятиям и развлечениям.

В 326-325 года до нашей эры театр был отреконструирован: ряды сидений и деревянную сцену заменили на мраморные. Каменные сидения разместили в 67 рядов. Теперь театр Диониса вмещал более 17 тысяч зрителей, что на то время составляло приблизительно половину афинских граждан. Именно эти исторические факты притягивают сюда туристов с детьми, ведь для последних намного интереснее будет изучение истории после того, как они увидят тот же театр Диониса воочию.

Из-за больших размеров театр был лишен кровельных перекрытий, поэтому актеры, хор и зрители располагались прямо под открытым небом, а действия на сцене происходило при естественном дневном освещении.

Первый ряд театра включал в себя 67 мраморных кресел для почетных зрителей. На каждом кресле были высечены должности и имена владельцев. Кресло и выступ во втором ряду – это ложа римского императора Адриана, страстного поклонника греческой культуры. Именно здесь также выступал и император Нерон.

Театр был перестроен в 1-м веке нашей эры в римскую эпоху, в том числе под гладиаторские и цирковые представления. С художественной точки зрения самое лучшее в развалинах театра Диониса – это скульптурный фриз периода правления императора Нерона с интересными сатирами. Возле театра сохранились также развалины и других исторических сооружений: камни Перикла Одеона, остатки двух храмов Диониса 6-го и 4-го веков до нашей эры.

Театр Диониса в наши дни

Сегодня вокруг театра ведутся археологические раскопки, которые ежегодно открывают новые детали древнегреческих сооружений – здесь можно увидеть превосходные византийские цистерны и маленькую выставочную область, на которой размещены фрагменты последних обнаруженных статуй и скульптур. Немного выше театра Диониса, Вы сможете увидеть вход в большую пещеру, которую обычно именуют Фрасилос.

Предположительно, данный скальный комплекс с двумя колоннами и мраморным фасадом, датируемый примерно 320 годом до нашей эры, был особенным помещением для греческого хора. Немного позже скальный комплекс был перестроен в часовню Девы Марии, однако, древняя статуя Диониса здесь простояла лишь до 19-го столетия, пока не была вывезена британским лордом Элгином.

Процесс реставрации театра Диониса должен закончиться в 2015 году. На финансирование реставрации некоммерческой организацией «Диазома» и греческими властями было выделено шесть миллионов евро. Этим проектом занимается архитектор Константинос Болетис. К каменным сидениями, которые сохранились, предполагается добавить еще несколько ярусов, при этом совмещая новый камень с древними обломками. Также планируется укрепить держащие стены театра и другие части сооружения.

Туристам

Посещая театр Диониса, обратите внимание на руины двух храмов Диониса VI и IV веков до н.э. и на камни Периклова Одеона — концертного зала, знаменитого своей удивительной акустикой.

Почитателям театральных представлений непременно стоит приехать сюда летом, когда проводится ежегодный Афинский фестиваль — один из самых популярных в Греции. Фестиваль проходит с середины июня по середину сентября в Афинах и Эпидавре, куда можно добраться на специальных автобусах. Под эгидой Афинского фестиваля проходят театральные, музыкальные, культурные мероприятия, открываются выставки и музеи.

Часы работы

Театр входит в архитектурную зону Акрополя. Летом ее можно посетить с 8:00 до 19:30. В понедельник – с 11:00 до 19:30. В зимнее – ежедневно с 8:00 до 15:30. Без выходных.

Как добраться

Театр Диониса находиться на Южном склоне Акрополя. Добраться до Акрополя можно на второй (красной) линии афинского метро. Станция «Акрополь».

Стоимость входа

Вход в Акрополь стоит 12 €.

Адрес

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *