Тихвинская церковь торжок

Старо-Вознесенская церковь (Торжок)

На самой окраине Торжка, немного южнее Борисоглебского мужского монастыря, на высоком правом берегу Тверцы возвышается Старо-Вознесенский (Тихвинский) храм – живописный памятник русской деревянной церковной архитектуры. Первые упоминания о нем есть в Тверской Писцовой книге дьяка Потапа Нарбекова и подьячего Богдана Фадеева от 1625 года, где указано, что на посаде был расположен деревянный храм во имя Вознесения Христова, выстроенный на пожертвования посадских людей и представлявший собой четырехгранный сруб под двускатной крышей, увенчанный одной главой.
Первоначальный облик церкви до наших дней не сохранился. Согласно историческим сведениям, в марте 1653 года в честь Вознесения Христова был освящен построенный на ее месте новый храм. Единого мнения о внешнем виде Вознесенской церкви тех лет не существует. Например, известный русский археолог А. Н. Кирпичников предполагает, что именно этот храм изображен на рисунке голландца Николаса Витсена, посещавшего Россию в 1664–1665 годах. На его зарисовке окрестностей Торжка изображен деревянный трехъярусный храм по типу «четверика на четверике», названный путешественником «Башней в Торжке». Другие исследователи не согласны с выводами А. Кирпичникова и считают, что до настоящего времени сохранился именно храм 1653 года. Но в церковных документах записано, что в 1717 году церковь обновлялась, поэтому некоторыми историками выдвигается версия о возведении на месте прежней церкви нового Вознесенского храма, уцелевшего до наших дней.
Неизвестный зодчий возвел 34-метровое здание храма, поместив на его четырехгранном основании три пропорционально уменьшающихся восьмигранных яруса, увенчав строение луковичной главой, покоящейся на высоком глухом барабане. Это архитектурное решение придало церкви изящность, стройность и устремленность ввысь. Все ярусы, по замыслу зодчего, прорезали небольшие квадратные окна, являющиеся характерной чертой городской архитектуры Торжка тех лет. С восточной стороны к церкви примкнула апсида, с западной – прямоугольная трапезная с окошками из цветных стекол и крыльцо. Храм возводил действительно гениальный мастер, использовавший для строительства крепкое сосновое дерево, по преданию, вымочив его предварительно в чесночном растворе. Возможно, именно эта хитрость до сих пор спасает здание от природных воздействий.
Удивителен и интерьер храма – в нем полностью отсутствуют перекрытия, благодаря чему все его ярусы просматриваются в высоту. Верхние ярусы в XVIII столетии были расписаны клеевыми красками, а потолок украшало изображение Новозаветной Троицы, сохранившееся до наших дней.
Иконостас храма состоял из пяти ярусов со старинными иконами: Вознесения Господня, Тихвинской иконы Божьей Матери, св. Жен-Мироносиц, прп. Сергия Радонежского. Резной иконостас с древними иконами украшал и трапезную. На крепкой кованой цепи, прикрепленной к потолку храма, держалось большое, вырезанное из дерева паникадило в виде голубя, раскинувшего крылья, на которых были установлены подсвечники со свечами, зажигаемыми в дни двунадесятых церковных праздников.
В конце XVIII столетия под здание храма подвели фундамент, использовав для этого известковые плиты из старицкого камня, на одной из которых даже сохранился год – 1782. Как и все деревянные церкви, Вознесенский храм несколько раз перестраивался и ремонтировался. Так, в 1783 году старую тесовую кровлю заменили железной, в 1806 году пристроили деревянную паперть с 23 оконницами, в 1828 году переделали деревянную чешуйчатую главу.
К середине XIX столетия по просьбе прихожан у бывшего Старицкого тракта возвели в камне новую, теплую Вознесенскую церковь, и в деревянном храме службы прекратились, что способствовало медленному, но неумолимому его разрушению. В результате прогнила и стала протекать крыша храма. Лишь в 1883 году церковь отреставрировали, расширив окна и обшив тесом, после чего вновь освятили во имя Тихвинской иконы Божьей Матери, распоряжением епархиального руководства получившей название Старо-Вознесенской Тихвинской.
В 1929 году храм закрыли и богослужения в нем прекратились. Все внутреннее убранство в советский период было утрачено, сохранились лишь росписи верхних и частично нижних ярусов. В 1970–1980-х годах храм, как уникальный памятник деревянного зодчества, стал объектом научно-исследовательских работ, в результате которых было принято решение вернуть ему первоначальный вид: убрать тесовую обшивку и заменить размер окон на прежний.
В 2006 году храм передали в ведение Тверской и Кашинской епархии, и в нем, как и прежде, звучит слово молитвы.

История

Первое упоминание о храме в клировой ведомости относится к 1653 году. Деревянное здание было построено на правом, высоком, берегу Тверцы. В 1717 году деревянный храм выстроили заново. Высота храма составляла 34 метра. Так как храм был деревянный, он переделывался много раз. В 1780-е годы под здание был подведен фундамент из белого старицкого камня (на одном из них выбит год — 1782). В 1783 году тесовая кровля заменена железной, в 1806 году была построена паперть, а в 1828 году переделана глава. К 1854 году храм сильно обветшал и было принято решение построить взамен его новый каменный. Однако, храм не снесли, а перенесли к Старицкому тракту. К 1883 году храм реконструировали и 5 октября он была заново освящён в честь Тихвинской иконы Божьей Матери.

В советское время богослужения в храме прекратились в 1929 году. Существовал план переноса храма в музей деревянного зодчества в Василево под Торжком. В середине 1970-х — начале 1980-х годов проводились реставрационные и научно-исследовательские работы. В 2000-е годы в летнее время возобновились богослужения. В другое время храм можно посетить в выходные дни. В храме сохранилась роспись XVIII века, а в нижних ярусах живопись второй половины XIX века. В потолке верхнего яруса находится восьмиугольная ниша с изображением Новозаветной Троицы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *