Троицкий собор чернигов

Описание

Кафедральный Свято-Троицкий собор (1679-1695) – одно из лучших произведений украинского барокко. В основу здания положен план древнего «ядра» Успенского собора Киево-Печерской Лавры: 3 продольных нефа и 3 апсиды, 6 опорных столпов. При этом, однако, многие детали плана творчески переработаны: боковым лучам «вписанного креста» (его образуют центральный продольный и 2-й с востока поперечный нефы) соответствуют выступы на северном и южном фасадах, к углам западного фасада примыкают башни с винтовыми лестницами на хоры.

На уровне верхнего (из 2-х) яруса фасадов западный поперечный неф сужен: образованный таким путем «перешеек» между основной частью собора (увенчанной 5-главием) и западными башнями (над которыми поднимаются еще 2 главы) деликатно «разряжает» монолитность здания, не лишая его цельности.

Торжественность и стройность храма дополняют богатая деталями отделка фасадов и «многоступенчатый» силуэт куполов. Свято-Троицкий собор стал первым в своем роде на землях Украины: в подражание ему в кон. XVII – нач. XVIII вв. были воздвигнуты храмы Мгарского, Киево-Братского и Киевского Николо-Пустынного монастырей (после пожара 1731 г. собор сохранил только 3 главы – центральную и 2 западные, но во 2-й пол. ХХ в. были воссозданы и 4 утраченные).

В интерьере храма сохранились росписи XVII-XIX вв.; сильное впечатление производят 2-ярусные аркады по сторонам П-образных хоров; современный иконостас (вместо утраченного 1730-х гг.) сооружался поэтапно: 1-2-й ярусы – в 1942 г.; 3-4-й – в 1947-1949 гг.; при этом среди икон есть написанные в 50-60-х и 80-х гг. ХХ в.; из более 60-ти установленных здесь икон, 25 написаны игуменией Амвросией (Иваненко). Под собором расположена крипта с бывшими усыпальницами свт. Филарета (Гумилевского) и прп. Лаврентия Черниговского.

Святыни

  • Список Чернигово-Ильинской иконы Божией Матери (судьба оригинала, находившегося в соборе до революции, неведома).
  • Мощи свт. Феодосия Черниговского (Углицкого, †7 февр. 1696 г. – согласно ставленной грамоте архиерею-преемнику; в дневнике свт. Димитрия Ростовского кончина датирована 5 февр.: в этот день традиционно воспоминается преставление подвижника; 9 сент. ст.ст. – воспоминание обретения мощей).

Уроженец Правобережной Украины, сын священника Никиты и его супруги Марии, питомец Киево-Могилянской Академии, в 1650-х гг. архидиакон и наместник Киево-Софийского митрополичьего монастыря, в 1662-1664 гг. –игумен Свято-Онуфриевского Корсунского монастыря, в 1664-1688 гг. – игумен Киево-Выдубицкого монастыря, с 1688 г. – архимандрит Елецкого Черниговского монастыря, с 1692 г. – архиеп. Черниговский (до 1693 г. – в качестве викария при архиеп. Лазаре).

В годы земной жизни – строгий к себе подвижник (однажды, умеряя его категоричность в защите выдубицких имений при тяжбе с заслуженным лаврским архимандритом Иннокентием Гизелем, владыка Лазарь временно запретил о. Феодосия в священнослужении, и в ответ тот проявил всецелое послушание – даже не касался епитрахили, пока не был вновь допущен к служению), добрый и мудрый пастырь, а после кончины – чудотворец (с кон. XVII в. и в последующие столетия при его мощах засвидетельствовано множество чудес) небесный ходатай за паству перед Богом, свт. Феодосий был торжественно причислен к лику святых в 1896 г.; в дни канонизации мощи подвижника перенесли из крипты под Борисо-Глебским собором в соседний Спасский.

Рака с мощами преподобного Феодосия Черниговского

В 1921 г. святыню отняли у верующих и позже отправили в Ленинградский музей истории религии. По воспоминаниям игумении Амвросии (Иваненко, †2006), во время поездки на Валаам в кон. 1960-х гг. она узнала, что «Дорогу жизни» времен блокады Ленинграда иногда называют «Дорогой свт. Феодосия», а вскоре услышала в Чернигове разговор нескольких военных, один из которых рассказал товарищам, что в дни блокады на одном из заседаний военной администрации Ленинграда прозвучал таинственный голос: «Просите святителя Феодосия, он вам поможет», – после чего мощи подвижника отыскали и перенесли в Никольский собор. В 1946 г. святыню доставили в Свято-Троицкий собор Чернигова, а затем – в Спасский собор, в 1961 г. – в алтарь закрытого Свято-Троицкого собора, в 1962 г. – в его подвал, в сер. 1980-х гг. – в Воскресенский храм, в 1988 г. – в Свято-Троицкий собор.

  • Мощи прпеподобного Лаврентия Черниговского (Проскуры, †19 янв. 1950 г.; память: 11 янв. н. ст. и 22 авг. н. ст. – в воспоминание обретения мощей в 1993 г.; жизнеописание подвижника см.: История).
  • Мощи свтятителя Филарета Черниговского (Гумилевского, †9 авг. 1866 г.; память 22 авг. н.ст. и 25 окт. н.ст. – в день прославления).

Подвижник родился в с. Лесное Конобеево Шацкого уезда Тамбовской губернии, в семье священника Григория и Анастасии Конобеевских (относительно даты рождения документы содержат разночтения: 1799, 1802, 1805 гг.); о новорожденном Димитрии (мирское имя свт. Филарета) местный юродивый молвил: «У попа Гришки родился сын Митюшка, и он будет звонить, звонить на всю Россию». В детстве Димитрий однажды упал с колокольни, но чудом остался невредим. Во время учебы в Шацком духовном училище и Тамбовской семинарии Димитрий получил фамилию Гумилевский, которая в переводе с латыни означает «маленький», «кроткий». Имея тонкую натуру, хорошую память, высокую работоспособность и духовную настроенность, студент Гумилевский был замечен священноначалием и направлен в Московскую духовную академию. Здесь у него окончательно определился интерес к исторической науке. Одновременно, под влиянием Московского митрополита свт. Филарета (Дроздова), Димитрий избрал монашеский путь и в 1830 г. принял постриг с именем Филарет. В том же году иеромонах Филарет стал преподавателем МДА, в 1835-1841 гг. он – ее ректор в сане архимандрита, в 1841-1846 гг. – епископ Рижский (викарий Псковской епархии), в 1846-1859 гг. – епископ (с 1857 г. архиеп.) Харьковский, с 1859 г. – Черниговский. Пастырь и проповедник, ученый и литератор, свт. Филарет всегда старался облегчить тяжелое положение семей простого приходского духовенства, особенно сирот. Невзирая на широкое признание его научных трудов (ок. 150-ти работ, многие из которых стали классическими), прямой и ранимый характер свт. Филарета, неприятие им приспособленчества в сложной системе взаимоотношений Церкви с властями империи, были причиной многих скорбей архипастыря. Своей кончиной он исполнил слова Христа: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих (Ин 15:13), – во время вспышки холеры на Черниговщине, владыка выехал в зараженный район для оказания помощи пастве, и сам стал жертвой эпидемии, которая вскоре прекратилась («Филарет как бы отдал себя в искупление за многих», – отметил его современник).

История собора

Строительство собора началось 30 апреля 1679 года по инициативе архиепископа Лазаря Барановича. Однако строительство практически не велось из-за отсутствия средств. В 1688 году, после избрания на гетманство, Иван Мазепа сам выступил ктитором этого собора. С этой целью гетман Мазепа выделил для строительства собора из личных средств 10000 золотых монет. Кроме того, 8 мая 1688 года гетман Мазепа издает универсал, которым закрепляет для обеспечения строительства собора все мельницы на реке Рети. На западном предбаннике собора была выгравирована надпись, что собор возведен «коштом ясновельможного его милости пана Иоанна Мазепы, гетмана войск их царского пресветлого величества запорожского». В 1805 году эта надпись была стерта. На входе в собор был нарисован портрет Ивана Мазепы в образе святого Иоанна Предтечи.

Собор был освящён 20 июля 1695 года, когда ему была передана чудотворная икона Ильинской Богоматери. После упразднения монастыря в 1786 году неоднократно перестраивался и к началу XX века утратил барочный декор, а также четыре боковые главы. Восстановлен в предполагаемом первоначальном виде в последней четверти XX века.

Примечания

  1. Павленко С. Іван Мазепа як будівничий української культури».//Розбудова церков, монастирів. Чернігів. Видавничий дім «Києво — Могилянська академія». — 2005. — Стор. 141
  2. «Именно млин Гациков, млин Гаврилов, млин Головнин, позволяючи з них тую ж знову части пожитков всяких брати на пастіря его милости, яко и прежде збиралося.» Павленко С. Іван Мазепа як будівничий української культури.//Розбудова церков, монастирів. Чернігів. Видавничий дім «Києво — Могилянська академія». — 2005. — Стор. 141
  3. Історія Української архітектури, за редакцією професора В. Тимофієнка, Київ, «Техника», 2003—471 с. (укр.)
  4. Впливи віленського бароко на архітектуру соборів Троїцького монастиря в Чернігові та Мгарського монастіря під Лубнами (недоступная ссылка) (укр.)
  5. Антоний (Вакарик) Православная энциклопедия, 2000.
  6. Журнали засідання Священного Синоду Української Православної Церкви від 14 квітня 2009 року (недоступная ссылка) (укр.)
  7. Архиепископ Филарет (Гумилевский) канонизирован как местночтимый святой Черниговской епархии // Православие.Ru

> См. также

  • Церковное строительство гетмана Мазепы

> Литература

1. Павленко С. Іван Мазепа як будівничий української культури.//Розбудова церков, монастирів. Чернігів. Видавничий дім «Києво — Могилянська академія». — 2005.

Ссылки

  • ТРОИЦКИЙ СОБОР
  • Свято-Троицкий кафедральный Собор

Достопримечательности Чернигова
Культовые Церковь Святителя Николая Чудотворца | Церковь 2000-летия Рождества Христова | Церковь Святого Михаила | Храм «Всех Святых Черниговских» | Борисоглебский собор | Воскресенская цервовь | Екатерининская церковь | Казанская церковь | Пятницкая церковь | Спасо-Преображенский собор | Троицко-Ильинский монастырь (в т.ч. Свято-Троицкий собор | Ильинская церковь | Антониевы пещеры) | Елецкий Успенский монастырь (в т.ч. Успенский собор (Чернигов) | Церковь Петра и Павла (Чернигов) | Дом Феодосия Черниговского) | Римо-католическая церковь
Исторические
Архитектурные Усадьба Г. М. Глебова | Дом В. В. Тарновского | Церковь Св. Михаила и боярина Фёдора | Дворянский и селянский поземельный банк | Дом народной школы | Дом архиепископа | Дом полковой канцелярии | Дом гражданского губернатора | Дом пожарного управления | Воскресенская церковь | Дом Николаевского епархиального братства | Пятницкая церковь | Казанская церковь | Екатерининская церковь
Культурные Городской Дворец культуры | Дворец детей и юношества | Летний театр | Театр кукол | Областной музыкально-драматический театр | Областная филармония | Областной молодёжный театр
Музеи Военно-исторический | Выставочный зал | Исторический УМВД | Областной художественный | Областной исторический | «Чернигов древний» | Народно-декоративного искусства | Музей-заповедник им. М. Коцюбинского | «Антониевы пещеры»
Библиотеки Черниговская областная универсальная научная библиотека имени В. Г. Короленко | Областная библиотека для юношества | Областная библиотека для детей им. М. Островского
Прочие Планетарий | Памятники (Памятник Александру Пушкину | Памятник Богдану Хмельницкому | Памятник гетману Мазепе | Памятник Тарасу Шевченко)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *