Троицкое Нижегородская область

Село Троицкое — Светлояр.

20 октября 2013 года церковной общиной Храма в честь Воскресения Христова была организована паломническая поездка в Воскресенский район Нижегородской области в село Троицкое, знаменательное деревянными храмами в честь Пресвятой Живоначальной Троицы и в честь святых Зосима и Савватия, и на озеро Светлояр..

В Воскресенье после ранней литургии паломники на трех больших автобусах отправились на север Нижегородской области. Путь дальний и долгий, поэтому по традиции, заведенной в храме, паломники перед отъездом были накормлены.

Путь до Троицкого не близок, хоть и находится село несколькими километрами выше поселка Воскресенское, на левом берегу Ветлуги. После моста через реку дорога делает примерно 30 километровый крюк, прежде, чем подходит к селу. На краю села, над большим озером, бывшим раньше руслом Ветлуги, величественно возвышаются два храма — В честь Пресвятой и Животворящей Троицы и в честь Святых Зосима и Савватия.

Эти храмы, особенно Троицкий интересны, как памятники архитектуры, но, поскольку, целью паломнической поездки было поклонение православным святыням, а не исторический интерес, не будем акцентировать на них внимание в этом отчете, желающие могут получить информацию в сети, например на этой странице http://www.gttp.ru/PC/pc_16.htm .

Православных паломников интересовали, прежде всего, чудеса, происходящие в этих храмах, мироточение некоторых икон и креста. В обоих храмах сопровождавшим паломников протоиереем отцом Владимиров Абрамовым были отслужены молебны, паломники приложились к наиболее почитаемым иконам и кресту, отец Владимир помазал прихожал елеем, смешанным с мирой от мироточащих святынь.

Деревянные церкви в Троицком

Желающие смогли подняться на колокольню и позвонить в колокола. Время пролетело быстро, короткий осенний день начал отсчет четвертого часа и паломники вынуждены были покинуть намоленное столетиями место, чтобы успеть посетить другую святыню Воскресенского района — озеро Светлояр.

Об озере Светлояр, об ушедшем под воду граде Китеже информации очень много, в сети, на страницах печатных изданий, в фото и ведеоматериалах. Посетители нашего сайта смогут найти их самостоятельно или перейдя по ссылке:

Светлояр притягивает многих, кроме православных паломников интерес к нему проявляют туристы, ученые и даже сектанты. Паломники Воскресенской церкви приехали поклониться православной святыне, помолились вместе с отцом Владимиром и с его благословления отправились обходить озеро с песнью Пресвятой богородице. Вокруг озеро сделаны деревянные мостки, поэтому обход его не сложен и занял у разных людей от получаса до часа

После обхода Светлояра люди умылись в озере, некоторые набрали воды в бутылки, а самые бесстрашные паломницы искупались в озере, не смотря на замерзший песок и начало образования ледового покрова.

На том паломническая поездка и завершилась. Посадка в автобусы, пара часов дороги и с Божьей помощью паломники добрались до города.

Назад к списку

Церкви села Троицкое Воскресенского района

Когда-то давно река Ветлуга была оживлённым водным путем. По обоим берегам реки стоит множество древних сел. Русло реки постоянно меняет свой путь, и некоторые из сел, хотя и ведут свою историю с тех времен, когда Ветлуга была границей русского государства, сейчас находятся на старицах рек. Троицкое – одно из них.

Троицкое, что на Бабьей горе – так именовалось село в дореволюционных списках. Расположено на современной территорииВоскресенского района. По материалам Поливанова, производившего раскопки на Бабьей горе в 1889 году, установлено, что здесь было русское поселение ХV века, охранявшее переправу через реку Ветлугу на дороге междуГородцоми Вяткой.

Над старым руслом Ветлуги, соединяющимся сейчас с рекой небольшой протокой стоят две деревянные церкви: летняя холодная в честь Святой Троицы и тёплая зимняя в честь Св. Зосимы и Савватия. Согласно архивным данным в к.17 – н.18 вв. здесь был Черноезерский мужской монастырь. По легенде основали его 1670-х годах монахи, бежавшие в глухие заветлужские леса после Соловецкого восстания 1668-1678 гг. Косвенно о монастыре свидетельствовало и большое количество древних икон, к сожалению, не сохранившихся до наших дней (храм многократно, фактически ежегодно, подвергался ограблениям). В храме хранились древние книги, старинные церковные облачения, утварь.

Троицкая церковь построена в 1713 году.

Чтобы сердце замироточило

Церковь в плане «корабль» состоит из паперти, трапезной, молельного зала, перекрытых постепенно увеличивающимися по высоте крутыми двускатными кровлями; алтаря с крышей на пять скатов и высокой колокольни с открытой галереей и шатровым верхом. Первоначально колокольня стояла отдельно и имела открытые проходные ворота. В начале XIX века ее соединили с трапезной закрытой папертью. Над центральным объемом храма возвышается восьмерик, увенчанный небольшим куполом с главкой.

В 1870 году строится деревянная церковь в честь св. Зосимы и Савватия в плане «крест» состоит из двух восьмериков с пристроями, увенчана плоским шатром с главкой. В это же время Троицкая церковь украшается карнизами и наличниками и обшивается снаружи досками. Под обшивкой до наших дней прекрасно сохранился сруб из лиственницы.

Троица в селе престольный праздник. Начиная с этого дня службы ведутся в Троицкой церкви, а до этого, зимой, они проводятся в церкви Зосимы и Савватия. Обе церкви в советский период не подверглись разорению, несмотря на неоднократные попытки закрыть храмы, служба прекращалась лишь на период с 1941 по 1947 год.

Церкви села Троицкое находятся в настоящий момент в хорошем состоянии, в то время как 90% деревянных храмов Поветлужья разрушены, в том числе в последнее десятилетие. Этот факт является примером того, что главный фактор сохранения памятника культуры в российской глубинке есть неравнодушное, заинтересованное отношение местного сообщества к своему наследию. Внутреннее убранство церквей сохранилось в таком состоянии, которое редко можно встретить в оригинальном виде в церквях такого возраста. В Троицкой церкви сохранился удивительный резной кленовый иконостас. Местные жители по-настоящему любили свой храм. В селе существовала преемственность поколений, уважение к предкам. История церквей была окружена легендами и преданиями. В селе рассказывали историю о том, как в 1945 году житель села Михаил, проходя мимо закрытой церкви, служба в которой не велась уже несколько лет, услышал пение, и заглянув в окно, увидел священника с кадилом ходящего вокруг аналоя.

В 20 веке периодически проводились ремонтные работы, такие как ремонт ленточного фундамента, ремонт кровли, частичная замена половых досок. Летом 1988-года со стен и потолка Троицкой церкви силами энтузиастов был удален толстый слой бумаги и обоев, под которым обнаружились прекрасные рубленые стены, которые были очищены от клея и копоти и отшлифованы. Атмосфера внутреннего объема храма приобрела свежесть и теплоту первоначального облика. В 1989 году была проведена реставрация интерьера храма Зосимы и Савватия. Работы проводились за счёт доходов церковной общины, в советское время неофициально помогали сельская администрация и колхозное правление, в основном материалами и рабочей силой. В к.20 – н.21 вв. число постоянных жителей катастрофически уменьшилось, село Троицкое, фактически превратилось в дачную деревню. В последнее десятилетие к содержанию храмов привлекаются спонсоры.

С развитием туризма в Поветлужье повысился интерес к памятникам культуры. Древность деревянных храмов, легенды и предания этого места, возможность побывать на церковных службах привлекают туристов. В селе расположена база отдыха «Серая лошадь», хозяин А.М.Пирогов выделяет средства на поддержание храма, на охрану. А.М.Пирогов выступил инициатором сбора средств на ремонт Троицкой церкви, в 2008 году за счёт пожертвований кровля церкви была покрыта железом.

По нашему мнению, условиями сохранения памятников культуры в селе Троицком и поддержания их в хорошем состоянии явились:

— активная заинтересованная позиция местных жителей;

— использование объекта по прямому назначению (богослужения в храме не велись всего лишь 7 лет);

— заинтересованность представителей туристического бизнеса.

Автор доклада:
Бугрова Марина Станиславовна
директор Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья (филиал НГИАМЗ)

В публикации использованы фотографии, предоставленные М.С.Бугровой

Материал предоставлен автором в качестве доклада на семинар проекта»Культурное наследие Нижегородской области: кризис памяти»

Храм в честь иконы Божией Матери Нечаянная Радость

«Там Русь сыстари на чистоте стоит- какова при прадедах, такова хранится до наших дней.»

(Мельников-Печерский о Светлояре)

31 июля 2016 года прихожанами храмов п. Буревестник и с. Доскино была совершена паломническая поездка в с. Троицкое и оз. Светлояр.

Село Троицкое, расположенное на берегу Ветлуги в Нижегородской области примечательно двумя деревянными церквями, ранее входившими в Черноезерскую мужскую обитель. Село на Бабьей горе облюбовали в семнадцатом веке монахи, уходившие после Соловецкого восстания (1668-1678 гг.) в леса Заветлужья. Основав монастырь в 1670-х годах на высоком берегу Ветлуги, монахи оставили в память о себе два храма, построенных по старинной технологии без единого гвоздя.
Церковь Троицы Живоначальной, построенная в 1713 году по архитектурному типу «корабль», состоит из трапезной, паперти, молельного зала, перекрытых постоянно увеличивающимися по высоте двускатными кровлями. Самой высокой точкой храма является колокольня с шатровым верхом и открытой галереей. В 1870 году была построена небольшая деревянная церковь в честь святых Зосимы и Савватия.
Деревянный храмовый комплекс не подвергался разорению в советский период, и находится в настоящий момент в хорошем состоянии. Внутреннее убранство храмов сохранилось в оригинальном виде, а в Троицком соборе находится удивительный резной кленовый иконостас. Чудом можно считать и сохранившуюся каменную гробницу. Перед главными воротами Троицкой церкви стоят две маленькие часовни, построенные не позднее девятнадцатого века. В конце 20- начале 21 в веке число постоянных жителей катастрофически уменьшилось, село Троицкое превратилось в дачную деревню. Но даже этот факт не помешал сохранить «жемчужину православия». Всегда находятся люди. готовые помочь храму.
Деревянный храмовый комплекс в селе Троицком — это культурное наследие и красивейшая достопримечательность Нижегородского края.

Возвращаясь домой, посетили чудное место оз. Светлояр. Как опрокинутая чаша, среди заволжских лесов смотрится в небо серебристое озеро Светлояр. По преданию, на его берегах стоит невидимый град Китеж, по молитвам жителей не сдавшийся врагу. Рядом с озером, в селе Владимирское, стоит старая деревянная Владимирская церковь, построенная в 1766 году. В лесу, в окрестностях озера, располагается святой источник, освященный в честь вмч. Георгия Победоносца – покровителя православных воинов. Рядом сохраняются могилы трех иноков, убитых, по преданию, во время монголо-татарского нашествия. Никого не оставит равнодушной красота окружающего мира, тишина, чистота и благодать этого места.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *