Царь ванна в пушкине

Царь ванна в Баболовском парке

24 Июль 2014 admin Просмотров: 324

Царское Село (город Пушкин) летом напоминает южный город. Здесь не найдешь пустых дворов. В каждом – цветники, кустарники, деревья.

Скверики, аллеи, улицы, даже площади утопают в зелени. Широкие тенистые бульвары манят прохладой.

Обратите внимание: за деревьями прячется дача генерала Петра Багратиона

А парков сколько? Александровский, Екатерининский, Буферный, Отдельный (Нижний). Каждый из них мог бы украсить любой город.

Но есть один парк, о котором известно немного. Не каждый петербуржец знает о существовании такого. Так и я, до тех пор, пока не переехала из Петербурга в Пушкин, ничего о Баболовском парке не знала. Разве в книгах о Царском Селе встречала название.

Предлагаю совершить небольшую прогулку в этот малоизвестный парк, где мы увидим Баболовский дворец (точнее то, что от него осталось) и Царь-ванну.

Сегодняшний рассказ я начну с легенды. Точнее с легенды, которую я услышала впервые лет 12 назад. Позже добавилась другая – из телепередачи. Интересно, что в литературе о Царском Селе, которой нынче более, чем достаточно, сведения о Баболовском парке весьма и весьма скудны. А информацию о Царь-ванне Баболовского дворца в печатном виде нашла в единственном издании — «Неформальный путеводитель по пригородам и загородам Петербурга».

Легенда

Позвольте, подчеркну еще раз, что это ТОЛЬКО легенда. Почему станет понятно позже.

Когда-то на месте современного парка располагался Зверинец, граничивший с Екатерининским парком. Екатерина II подарила эти угодья князю Потемкину, который и построил там дворец для отдыха высочайших особ, уставших после охоты.

Когда у Павла Петровича родился наследник – будущий император Александр I – Светлейший князь Таврический предложил в качестве купели для крещения младенца Царь-ванну.

Название свое эта чаша получила не случайно. Вытесанная из монолитного гранитного блока эта чаша имеет высоту 5 метров и 6 метров в диаметре (по другим сведениям 2 и 5 соответственно). Общий вес полированной красавицы – 50 тонн (48 по другой версии).

Но как бы ни разнились сведения, Царь-ванна внесена в Книгу рекордов Гиннеса.

Интересно дальнейшее использование этой огромной чаши.

Будучи человек творческим князь любил удивлять своих гостей, как щедростью, так и разнообразными сюрпризами. Покои одноэтажного дворца располагались один за другим длинной роскошной анфиладой. И вот, когда гости усаживались за столы, чтобы откушать после «трудов праведных», длинные залы наполняла музыка.

А музыкантов не было!

Затейник хозяин придумал хитрый прием: музыканты располагались в Царь-ванне. За высокими бортами их было не видно, а звук, отталкиваясь от стенок ванны, разносился по залам.

По другой легенде в этой чаше любила нежиться Екатерина II, по примеру Клеопатры принимая молочные ванны…

Но, увы, увы, увы! Все эти легенды не имеют под собой никакого основания.

— Зачем тогда путать меня? — спросит мой внимательный читатель.

Не путаю. Интригую))) Как я уже говорила, сведений очень мало. От дворца почти ничего не осталось, да и Царь-ванну увидеть проблематично. А объект очень интересный! Вот и построила свой рассказ не по правилам.

Настоящая же история дворца и парка не так оригинальна.

В 1780 году по приказу Екатерины II на берегу пруда, образованного при помощи плотины на небольшой речке Кузьминке, был построен небольшой деревянный дом. А уже через три года дом сломали, и на его месте возвели каменное здание, в котором было семь комнат и специальный круглый зал для мраморной ванны.

Фотография с сайта http://forum.awd.ru/

В 1783-1785 гг. здание было возведено. Автором проекта Архитектор был И.В. Неелов. Здание построено в стиле английской неоготики. Краснокирпичные фасады с белой отделкой красиво выделялись на фоне зелени. Интересна ассиметричная планировка дворца.

Фотография с сайта http://forum.awd.ru/

Изначально дворец предназначался для жилья. Когда же Екатерине II, большое сердце которой жаждало новой любви, потребовалось большей свободы, решила удалить Григория Потемкина на окраину резиденции, она пожаловала ему Баболовский дворец. Но, ни здание дворца, ни Баболовская мыза никогда не были собственностью князя Таврического, оставаясь в ведении Царскосельского дворцового ведомства.

При Александре I дворец с прилегающим к нему Английским садом вошли во вновь создаваемую 7-ю часть Царскосельского сада. Впоследствии значительно расширенный парк стали называть Баболовский.

Фотография с сайта http://forum.awd.ru/

Большой любитель холодного купания – Александр I – установил в Баболовском дворце огромную ванну из полированного гранита. Выполненная в 1824 году артелью Самсона Суханова, ванна-бассейн потребовала перестройки круглого купального зала. Проект, кроме увеличения размеров предусматривающий, устройство сводчатого купола и усиления фундаментов, был выполнен архитектором В.П. Стасовым. Работами руководил В.М. Горностаев.

Во время войны и парк, и дворец сильно пострадали. Было вырублено много деревьев, парк пришел в запустение, стены дворца были разрушены. Но, если парк и был расчищен, то дворцовые руины время не пощадило.


На последней фотографии не очень хорошо видно: слева, вдоль дорожки ряд старых серебристых ив, одно из немногих напоминаний «рукотворчества» человека.

В настоящее время парк больше похож на смешанный лес. Разве что дорожки напоминают о некогда «культурном» пространстве, да около дворца аллеи ухожены.

Дворец же после войны постепенно разрушался, сквозь окна можно было увидеть Царь-ванну.

Фотографии с сайта spbland.ru

К сожалению фотографии времени моего знакомства с этой достопримечательностью того времени у меня не осталось, пришлось воспользоваться Я-фотками.


а сейчас Баболовский дворец спрятан за забором, увидеть ванну невозможно.

Однако мне повезло. Вместе со мной около дворца в надежде найти удобную щель прогуливалась настойчивая пара.

С их помощью и мне удалось получить два эксклюзивных снимка.


Напоследок расскажу еще одну легенду. Она кажется достаточно правдоподобной.

В сентябре 1941 года Царское Село оккупировали немецкие войска. У Баболовского дворца был организован пост, охранявший это рукотворное чудо. Фашисты хотели увезти Царь-ванну в Германию. Однако мощности техники двадцатого века оказалось недостаточно для этой перевозки. Так Царь-ванна осталась на своем месте в Баболовском дворце. Даст Бог и до реставрации дело дойдет)))

Прогулка получилась очень долгой, судите сами: в километрах расстояние не скажу, но шла больше часа.

А вот сам объект много времени не занял, рассматривать забор не очень интересно, даже новый))).

Последний взгляд на окрестности…


Плотина. Чаша под мостом своими очертаниями напоминает Царь-ванну


Хотя трава скошена только вдоль дорожек, парк в районе дворца кажется более ухоженным.

Обратно я уже ехала на автобусе, и это, конечно, было быстрее. Только прогулка по дорожкам огромного парка была намного интереснее.

Где искать:

Пешком по Парковой улице, вдоль Екатерининского парка. Можно пройти и по парку до Розовой караульни, а дальше по аллее Баболовское шоссе все прямо, и прямо…

Можно и доехать от железнодорожного вокзала г. Пушкин, или Екатерининского дворца на автобусах 188 и 273 до остановки Старогатчинское шоссе.

История

Предположительно чаша была заказана инженером А. А. Бетанкуром каменотёсу и подрядчику Самсону Суханову. Мастер для этого попросил доставить кусок гранита с вкраплениями лабрадора весом более 160 тонн. Затем её полировали с 1818 по 1828 год. Работа была проделана воистину ювелирная, так как толщина стен чаши (45 см) является минимальной толщиной для того, чтобы выдержать вес чаши, наполненной водой.

Профессор Я. Зембицкий отмечал:

Сие произведение русского художника тем более заслуживает внимания, что со времени египтян неизвестно ничего столь колоссального из гранита

Писатель и историк Павел Петрович Свиньин писал в «Отечественных записках» за 1818 год:

Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани… Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства…

> См. также

  • Большая Колыванская ваза
  • Гранитная чаша в Люстгартене

> Литература

  • Рубан В. М. Баболовский дворец и творение мастера Суханова / Рецензенты Ю. М. Прозоров и И. П. Саутов. — СПб.: Наука, 2003. — ISBN 5-02-027101-2.

> Ссылки

  • Загадка царь-ванны
  • Тайна гранитной ванны из Баболовского парка

Тайна гранитной ванны из Баболовского парка

Что общего между Царь-пушкой, Царь-колоколом и Царь-ванной? Ни один из этих артефактов не использовался по прямому назначению: Царь-пушка никогда не стреляла, Царь-колокол никогда не звонил, а в Царь-ванне, скорее всего, никто никогда не купался.

Но если первые два — экспонаты Московского Кремля — известны во всем мире, то Царь-ванна скромно прячется на окраине Баболовского парка в Царском Селе, в стороне от туристских маршрутов. И это тем более странно, потому что Баболовская чаша — подлинный шедевр камнерезного искусства. Но кто и когда ее сделал — большая загадка.

Чудо в руинах

Что было раньше: курица или яйцо? Над этим вечным вопросом тщетно бились многие поколения схоластов. Но в нашем случае «яйцо» точно было раньше «курицы». То есть сначала установили огромную круглую гранитную ванну и лишь потом возвели вокруг нее стены и куполообразный свод. Впрочем, обо всем по порядку.

Баболовский парк не избалован вниманием гостей Царского Села. Он не изобилует архитектурными достопримечательностями, да и вообще сильно запущен, больше походит на лес. Зато здесь тишина, покой и свежий воздух. А если пройти по главной аллее — Баболовской просеке — почти до ее конца, а потом свернуть направо, то можно выйти к большому пруду, образовавшемуся в том месте, где речка Кузьминка перегорожена мостом-запрудой.

На другом берегу — руины из красного кирпича — все, что осталось от Баболовского дворца, разбомбленного во время Великой Отечественной войны фашистами и до сих пор не восстановленного. Впрочем, развалины обнесены забором, и на воротах висит табличка о том, что здание находится на реставрации. Имеются и охранник, и сторожевые собаки.

Но если вам удастся договориться с ними и заглянуть через пролом в стене внутрь восьмиугольной башни, вашему взору откроется настоящее чудо — гигантская чаша идеально круглой формы, вытесанная из цельной гранитной глыбы, как гласит официальная история, по повелению императора Александра I мастерами петербургской артели Самсона Ксенофонтовича Суханова.

«Произведение Русского Ваятеля»

Каменотесы трудились над царским заказом семь лет — с 1811 по 1818 год. 160-тонная гранитная глыба темно-розового цвета была найдена на одном из финских островов. Где из нее вытесывалась ванна — непосредственно в каменоломне или близ места установки — доподлинно неизвестно. Но в результате получилась чаша, не имеющая себе равных в мире.

Вес ее — 48 тонн, диаметр — 5,33 метра, глубина — 1,52 метра, высота — 1,96 метра. В нее входило до 800 ведер воды. Труд, проделанный каменотесами, можно назвать воистину адским. Например, только для придания гранитному блоку чашевидной формы нужно было сделать десятки миллиардов ударов киянкой по скарпелю (это такой инструмент, стальной стержень, расширенный на одном конце в виде остро отточенной лопатки).

Еще столько же раз надо ударить, чтобы и внешние обводы стали идеально округлыми. К тому же в то время еще не было твердосплавного камнерезного инструмента. Инструменты из простой стали, которыми работали мастера, приходилось затачивать после каждых 3-4 ударов по граниту. Просто диву даешься, как в таких условиях им удалось выполнить чашу идеальной геометрической формы!

Не зря современники восхищались этим уникальным творением. Вот что писал в «Отечественных записках» за 1818 год Павел Петрович Свиньин: «Наконец окончил Суханов нынешним летом прекрасную, единственную ванну для Баболовской бани… Многие из петербургских жителей ездили нарочно посмотреть сие произведение Русского Ваятеля. Он тем более заслуживает внимания, что со времен египтян неизвестно ничего столь огромного из гранита. Иностранцы не хотели верить, чтоб Суханов в состоянии был произвести сие чудо ваяния или ваятельного искусства…»

Для размещения ванны потребовалась перестройка дворца, осуществленная в 1824-1829 годах по проекту архитектора Василия Петровича Стасова. Причем сначала была установлена ванна, и лишь потом возведены стены павильона с каменным куполом.

Загадки Баболовской чаши

И все же эта великолепная чаша таит в себе немало загадок. Историки считают, что она использовалась для купания членов царской семьи в жаркие летние дни. Негоже ведь монаршим особам появляться в неглиже перед взорами досужей публики! Но возникает вопрос: как же она заполнялась? Неужели все 800 ведер заливались в нее вручную, так сказать, по первому требованию?

Писатель и журналист Михаил Иванович Пыляев повествует о способе заполнения бассейна кратко и весьма туманно: «Когда немного откроют правый шлюз у мостика, то вода быстро наполняет ванну». Также непонятно, как потом вода сливалась: ведь никакого сливного отверстия в ванне нет.

И вообще Баболовский дворец — и не дворец вовсе. Нельзя же так громко именовать дом, где всего 10 комнат (или даже семь, если считать всю правую, «банную», часть за одно помещение). Это и не баня, а, скорее, поэтическое место уединения, романтических свиданий, тихого отдыха после охоты, бала и прочих шумных придворных увеселений. Так что есть подозрение, что в этой «бане» никогда не мылись, а в ванне не купались.

Еще большей инженерной загадкой является то, каким способом был доставлен гранитный блок к стенам Баболовского дворца. Хорошо известно, каких неимоверных усилий стоило привезти знаменитый Гром-камень для пьедестала памятника Петру I к Исаакиевскому собору.

Но он перевозился по Неве на барже, а потом оставалось протащить его какую-то сотню метров. А в нашем случае 160-тонную глыбу надо было тянуть несколько десятков верст по сильно пересеченной местности — и это в эпоху, когда не было ни пара, ни электричества!

И даже если предположить, что чаша вырубалась непосредственно в каменоломне, вследствие чего груз стал вчетверо легче, все равно задача ее транспортировки кажется непосильной.

Заметим, что в Великую Отечественную войну немцы, обладавшие несравненно большими техническими возможностями, чем инженеры XIX века, вынуждены были отказаться от идеи вывоза уникального артефакта из дворца в Германию: не нашлось у них подходящего оборудования и транспортных средств.

Неоднократно высказывались сомнения, что Баболовская чаша изготовлена вручную. Вот что пишет один токарь (орфография и пунктуация сохранены): «Нам, извините за выражение “впердюливают» что ее якобы зделал данный мастер: Суханов… делал аж семь лет, стругал как “папа Карло” полировал и так далее… чушь полнейшая… со всей ответственностью как (токарь-универсал 5-го разряда) я заявляю, это машинная обработка, вогнутые, выпуклые поверхности сей ванны, наиточнейшая окружность по всему диаметру, точно сферическая поверхность нижней части ванны, внутри по низу как же наиточнейшая (неразборчиво) по всему диаметру… такое изделие невозможно зделать в ручную, а уж тем более отполировать… такое впечатление складывается, что только вчера она вышла из под станка… полировка (темно, на фото не видно) как у колон Исаакия класса 4-5. Этого невозможно достичь без высокоскоростных полировальношлифовальных инструментов».

Но если уважаемый мастер прав и чаша сделана посредством машинной обработки, откуда взялся такой огромный токарный станок? Остается предположить, что этот артефакт гораздо древнее, чем считалось до сих пор, и достался нам в наследство от некой высокоразвитой цивилизации, давным-давно исчезнувшей с лица Земли.

Заметим, что с грандиозностью гранитного чуда Баболовской чаши сопоставим разве что саркофаг в пирамиде Хеопса, которому как минимум 5000 лет (а скорее всего, гораздо больше). Кстати, современные исследователи пришли к выводу, что этот гранитный ящик вовсе не предназначался для погребения фараона. А какие функции он выполнял на самом деле, неясно.

Такая же ситуация складывается и с Баболовской чашей. Версий о ее предназначении множество. К примеру, предполагают, что лежала она где-то в окрестных болотах с незапамятных времен и была случайно обнаружена в начале XIX века. А писатель Юрий Бабиков заявил: «Нет сомнений в том, что сама чаша — элемент антенного преобразователя-излучателя витонных СВЧ-колебаний для сверхдальней космической связи».

Сомнения-то как раз есть. Неоспоримо одно: перед нами — шедевр камнерезной техники. Сделать нечто подобное крайне сложно даже при современном развитии технологии, на современных станках.

А если камнерезы XIX века умели делать такие вещи, почему это умение было утрачено их потомками? И наконец, почему этот артефакт много лет скрыт от глаз людских и находится чуть ли не на свалке? Внятного ответа на эти вопросы нет.

Валерий НИКОЛАЕВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *