Церковь эчмиадзин в армении

Древние легенды

Церковь Эчмиадзин в Армении считается первым христианским собором. Она была построена на руинах языческого храма, что символизировало собой обращение всей страны в новую религию. Имея столь почтенный возраст, место обросло легендами и преданиями, свойственными всем древним строениям.

Великий царь и первый католикос всех армян

Возведение собора ознаменовало собой ключевое событие в религиозной жизни армян. С этого момента христианство раз и навсегда стало официальным вероисповеданием.

Две главные фигуры этих событий — царь Трдат (или Тиридат) III Великий и первый католикос всех армян Григорий Просветитель.

История становления христианства берет свое начало со времен Хорсова II и наполнена мифологизированными событиями.

В III в., когда царем Армении был Хосров II (отец Трдата III) внешняя политика заключалась в противостоянии с соседней Персией. В 252 г. царь стал жертвой этого конфликта. По приказу персидского шахиншаха Шапура I правитель был убит наемником Анаком Парфянским. По горячим следам убийца был схвачен царскими воеводами и умерщвлен вместе с семьей. Волею судьбы в живых остались дети убитых: единственный наследник престола — царский сын младенец Трдат и младший сын Анака — будущий католикос Григорий.

Трдат был спешно увезен в Рим, где вырос и получил образование. Он высоко чтил Римское право, стал выдающимся специалистом в военном деле и хорошо знал языки. В 287 г. римский император Диоклетиан (известный как отъявленный гонитель христиан) признает Трдата царем Армении и помогает вернуться на родину, чтобы вступить на престол.

В то же самое время, другой выживший ребенок вместе с кормилицей проживает в Кесарии Каппадокийской, где воспитывается в строгом христианстве и при помазании получает имя Григорий Лусаворич. Неудачный брак подтолкнул Григория к решению отправиться в Рим на службу к Трдату, поскольку он желал загладить вину своего отца перед царской семьей.

Сочинения армянских историков повествуют о том, что когда Трдат III вернулся в Армению в сопровождении римских легионов, Григорий уже состоял в числе его сподвижников. Во время обряда жертвоприношения в капище языческой богини плодородия и любви Анаит Григорий отказывается принимать участие в церемонии и проповедует учение Иисуса Христа. За этот поступок и, как выяснилось позднее, родственные связи с убийцей Хосрова II его заключили в казематы для смертников Хор Вирап, где он провел в заточении 13 лет. С освобождением Лусаворича и связана первая легенда.

Святая Рипсимэ и божественное исцеление царя

По преданию, в те времена вблизи Вагаршапата нашли прибежище тридцать три беглые римские монахини, которые скрывались от преследований императора Диоклетиана. В одну из них, девушку по имени Рипсимия, безответно влюбился Трдат III. После отказа выйти за него замуж и обратиться в язычество, непокорную беженку и всех ее подруг по приказу царя предали мученической смерти. Есть источники исторической хроники, в которых сообщается, что одной из монахинь все-таки удалось бежать. Ею оказалась Святая Нина — христианская просветительница Грузии, почитаемая там в лике равноапостольных.

После казни монахинь царь испытал сильное потрясение, которое привело к тяжелому нервному заболеванию. Он потерял рассудок, и ни один лекарь не мог его вылечить. В тоже время его сестре Хосровадухт неоднократно снится один и тот же сон, в котором она видит человека, способного помочь царю избавиться от недуга. И этим человеком оказался заключенный Григорий. От безысходности и желания вернуться к полноценной жизни Трдат соглашается освободить пленника.

Первым делом Григорий оплакал убитых царем дев-мучениц и провел похороны (позднее на этом месте был возведен храм) по христианскому обычаю, а затем с помощью проповедей и молитв исцелил царя. Тот, в свою очередь, покаялся в совершенных им языческих бесчинствах, признал единого Бога, принял крещение и объявил христианство официальным вероисповеданием. Теперь гонению подвергались язычники.

В честь ознаменования новой религии в стране царь Трдат III и Григорий Просветитель организовали строительство собора Эчмиадзин, что в переводе с армянского означает «сошел Единородный». А почему первый христианский храм Армении получил такое название, расскажет следующая легенда.

Огненный молот и ивовая ветвь

При выборе места для расположения храма Григорий Просветитель долго не мог определиться, постоянно возникали причины для нового поиска. Однако впоследствии ему было видение: сам Иисус Христос сошел с небес с огненным молотом в руке и указал на языческий храм, недалеко от царского дворца. Капище разрушили, и на его руинах развернулось новое строительство.

Местность оказалось заболоченной, процесс строительства шел медленно и проблематично. Тогда Единородный (божий сын Иисус Христос) явился католикосу во второй раз уже с золотой ивовой веткой и поведал о том, что место проклято нечистью, которую он должен разогнать. Григорий совершил обряд изгнания с помощью сорванной ветки ивы, и уже ничто не мешало дальнейшему возведению главного городского собора. Благодаря его видениям выбор названия случился сам собой.

А собор и на самом деле оказался построен на воде. Об этом говорит чудотворный кладезь внутри храма, глубина которого 7 м.

Верующие приходят сюда испить исцеляющей чудодейственной воды. Более того, подземные воды храма использованы древними строителями, как защита стен сооружения от частых землетрясений. Камни в основании установлены таким образом, что даже при сильных подземных толчках не дают святыне рухнуть.

Интересным остается факт, что уровень воды в колодце никогда не меняется вне зависимости от погодных условий и количества потребляемой воды.

История реконструкций и дальнейшая судьба

Возведение первого христианского храма в Армении произошло в начале IV в. Он стал патриаршим престолом, и остается им по сей день. Но так было не всегда. За всю свою многовековую историю стены храма претерпевали значительные изменения.

V в. перенос резиденции католикосата

Свой современный облик собор принял не сразу. Изначально это была прямоугольная деревянная базилика. Даже купола не было, что типично для первых христианских построек. Спустя не один десяток лет, во времена правления князя Вардана Мамиконяна, храм приобрел крестообразную форму с куполом в центре. При этом же князе армянский Патриарший престол из Эчмиадзина (или Вагаршапата, как он назывался в то время) был перенесен в город Двин. После народно-освободительных войн с персами в 484 г. новая столица становится крупным экономическим и культурным центром государства. Но несмотря на это, Эчмиадзинский кафедральный собор в Армении превращается в богатый монастырский комплекс.

В дальнейшем духовный центр переходил из рук в руки, пока в 1441 г. не вернулся на свое историческое место. Тот период XIV-XV вв. знаменуется как эпоха кризиса Армянской апостольской церкви.

VII в. каменные фасады

В VII в., при католикосе Комитасе, храм капитально перестроили. Появились новые перекрытия, арки и новый купол — все каменное. Таким образом, были заложены очертания здания, близкие к тем, которые мы видим сегодня. Археологический анализ и изучение сводов и стен собора помогли выявить разницу строительной техники на фасадах, содержащих кладку от V до XVII вв. Ученые выделяют значительную часть, а именно, всю нижнюю зону внешней кладки до уровня 2/3 высоты, которую относят к реконструкции собора, датируемой VII в.

Святой Эчмиадзин — это не только Кафедральный собор.

Это огромный монастырский комплекс, т. к. на его территории, помимо всего прочего, располагаются еще три церкви:

  • Святой Рипсимэ;
  • Святой Гаянэ;
  • Шокогат.

Строительство этих храмов также относится к VII в., кроме последнего, его возведение датируется XVII в.

XVII-XVIII вв. новое масштабное строительство

Многие нынешние формы эчмиадзинского Кафедрального собора ученые единогласно относят к периоду XVII-XVIII вв. В это время комплекс находится в центре внимания, становится объектом постоянной заботы. Его восстанавливают и обустраивают.

Основные работы заключались в следующем:

  • подстроена трехъярусная колокольня у западного входа;
  • возведены шестиколонные ротонды с трех сторон;
  • созданы фрески на внутренних стенах (художники Нагаш Овнатан и Овнатан Овнатанян);
  • отреставрирован главный купол;
  • в комплекс входят типография, трапезная, монастырская гостиница и дом католикоса.

XIX в. и новейшее время: Кавказская война и ее последствия

Во время Кавказской войны (в период русско-персидской 1804—1813 гг.) сильно пострадали окрестности Эчмиадзина. К концу XVII в. армянские общины Северного Причерноморья уже входили в состав Российской Империи. Епархии, которые находились на персидской территории, стремились избавиться от власти Персии и получить поддержку христианской православной России.

Созданные добровольческие армянские отряды сыграли немалую роль в победах русских войск в Закавказье. В 1828 г. Восточная Армения вошла в состав Российской империи, и в результате Армянская Апостольская церковь, благодаря своей конфессиональной особенности, занимала особое положение в государстве при поддержке императора Николая I.

Вначале XX в. случилось знаковое событие в жизни Армянской Апостольской церкви. 12 июня 1903 г. был издан указ о конфискации церковного имущества в пользу государства. Однако католикос Мкртич I возглавил массовую протестную кампанию армянского народа и в 1905 г. добился отмены грабительского указа.

Что касается строительных работ, то сюда относят появление на территории комплекса школы, ризницы (хранилище церковной утвари и священных реликвий) и каменного пруда.

В середине XX в. осуществлена также и массовая реставрация собора:

  • укреплены колонны и арки;
  • облицован свинцом купол;
  • построен новый мраморный алтарь;
  • обновлены фрески внутри;
  • уложен пол из мрамора.

Средства на реставрацию были пожертвованы президентом Армянского всеобщего благотворительного союза Алеком Манукяном. Этот человек прославился как влиятельный и богатейший бизнесмен своего времени.

С 2000 г. комплекс входит в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Современное положение

В настоящее время первопрестольный Эчмиадзинский Кафедральный собор остается духовным и административным центром Армянской Апостольской церкви. Верховным Патриархом и Католикосом всех армян сейчас является Гарегин II.

Территория комплекса огромна. Здесь проходят церковные службы, обзорные экскурсии, обучение будущих армянских священников. Место является главной святыней страны, и очень популярно не только среди армян, но иностранных туристов со всего мира.

Посещение комплекса позволит увидеть:

  • Кафедральный собор;
  • резиденцию католикоса;
  • Духовную Академию;
  • трапезную;
  • патриаршие покои и монашеские кельи;
  • «Казарапат» (гостиница);
  • типографию;
  • ворота царя Трдата;
  • памятник жертвам геноцида армян 1915—1922 гг.;
  • многочисленные хачкары (каменные стелы с резным изображением креста) разных эпох.

Уникальное место — Духовная Академия (Духовная семинария Геворгян). Это высшее учебное заведение для желающих посвятить себя служению армянской церкви. В течение пяти лет здесь изучают языки, всемирную историю, психологию и философию. Поступившие обеспечиваются бесплатным общежитием, питанием, медицинской помощью и письменными принадлежностями. Подробности можно уточнить на сайте armenianchurch.ru.

Архитектура и внутреннее убранство

Начать описание хочется с оформления центрального входа в религиозный комплекс. Это массивные ворота с четырьмя арками и символичный алтарь под открытым небом (установлен в 2001 г. к 1700-летию принятия христианства в Армении). Со стороны улицы здесь изображены основатели эчмиадзинского храма — Трдат и Григорий.

Непосредственно собор внешне представляет собой пятиглавый храм крестообразной формы с главным куполом, часовней и тремя ротондами на шести колоннах по периметру. Основная часть здания выглядит монолитной с небольшими и немногочисленными оконными проемами. Воздушности экстерьеру придают как раз постройки второго уровня — ротонды и центральный купол, украшенный каменный резьбой. Пышным убранством выделяется и колокольня.

Отличительной чертой архитектуры собора выделяют наличие трех алтарей — центрального, северного и южного. Центральный алтарь (Алтарь Сошествия) здесь представлен больше как священное место — именно сюда ударил огненный молот Христа в видении Григория Просветителя. Остальные два используются для проведения церковных служб и обрядов.

Внутренняя отделка относится к XVIII столетию, но в советское время уже проводилась реставрация настенной росписи. Помимо многочисленных орнаментов, здесь можно увидеть фрески со сценами из святого писания, портреты святых и апостолов (всего их 120).

Отдельного внимания заслуживает богатый, как в прямом, так и в переносном смысле музей с уникальными экспонатами. Помимо щедро украшенных драгоценными камнями предметов одежды, интерьера и золотых и серебряных ритуальных объектов, здесь можно увидеть копье Лонгина и мощи Ноева ковчега, древние монеты и священные рукописи и еще много интересных и священных для верующего человека экспонатов.

Каждый экспонат имеет определенное значение. Например, копье Лонгина (пронзившее Христа) и десница Григория Просветителя используются для обряда освящения миро, который здесь проводят раз в семь лет. Миро — это специально приготовленное ароматическое масло, которое используют для помазания тела человека во время священных таинств. Готовятся священнослужители к обряду за сорок дней. Котел с оливковым маслом ставится на алтарь, где проводятся обряды и молитвы. Отдельно готовятся отвары из 44 трав и бальзам. В торжественный день все компоненты смешиваются воедино и перемешиваются тремя святынями — животворящим крестом, десницей Святого Григория и копьем. Считается, что благодаря этому ритуалу в миро добавляется частичка крови Иисуса Христа. 180 литров масла делится между всеми приходами республики и используется в течение семи лет до следующего торжественного обряда.

Эчмиадзинский кафедральный собор

Эчмиадзинский кафедральный собор (Армения) — описание, история, расположение. Точный адрес и веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Эчмиадзинский кафедральный собор

В 30 км к западу от Еревана, на просторах Араратской долины, расположился тихий, уютный городок с богатым историческим прошлым — Эчмиадзин (Вагаршапат), крупнейший очаг христианской культуры на территории Армении. Ежегодно тысячи туристов и паломников со всех концов земли устремляются в город с целью увидеть древний монастырский комплекс с резиденцией Верховного Патриарха Армянской апостольской церкви, возведенный вокруг храма удивительной красоты и изящества — Эчмиадзинского кафедрального собора. История гласит, что в прежние века на месте самого почитаемого храма Армении располагалось языческое капище. В 4 веке н. э. там был воздвигнут собор, со временем обросший хозяйственными, жилыми и религиозными постройками. Образовавшийся в итоге монастырский комплекс привлек внимание католикоса всех армян, пожелавшего перенести свою резиденцию на его территорию, где она находится и поныне.

Что посмотреть

Путь к Эчмиадзинскому собору пролегает мимо искусно вырезанных деревянных скульптур, хачкаров различных форм и размеров и святого источника с прохладной водой, где усталые путники могут освежиться после долгого путешествия. У главного входа в комплекс дорога разветвляется: левая тропа ведет к типографии, основанной в 1772 г., правая — к кельям монахов, центральная — к кафедральному собору. Неподалеку от храма располагается резиденция католикоса с «воротами Трдата» — единственным сохранившимся до наших дней элементом дворца армянских царей. Напротив разместился комплекс церквей Сурб Рипсиме, Сурб Гаянэ и Сурб Шогакат, возведенных в честь монахинь, принявших мученическую смерть за веру.

Изначально Эчмиадзинский собор имел форму базилики, однако в последующие годы его внешний облик претерпел значительные изменения. Ныне он представляет собой крестово-купольный храм с тремя алтарями: центральным — выполненным из мрамора, и двумя боковыми — северным и южным.

В прежние века стены собора покрывали красочные фрески: знаменитые художники, отец и сын Овнатанян, расписали храм сценами из Святого Писания и изображениями 120 особо почитаемых церковью святых. К сожалению, часть росписи ныне утрачена.

В 20 веке храм подвергся тщательной реставрации: были обновлены сохранившиеся фрагменты настенной росписи, укреплены арки и колонны, покрыт слоем свинца массивный храмовый купол.

Сбоку к храму примыкают здания, отведенные под размещение музейных экспонатов: картин известных художников 20 века (Сарьяна, Кочара, Ханджяна), расшитых золотом и серебром одеяний, отделанных драгоценными камнями посохов, крестов, церковной утвари, кресел католикосов из слоновой кости и ценных предметов, преподнесенных в дар иерархам Армянской Апостольской Церкви.

Храмы Эчмиадзина

Саак Дзоропореци. «Единородный от Отца» (VII—VIII вв):

Придем и воздвигнем здесь
пречистого света кладезь!—
Ибо здесь воссиял нам свет,
озаривший землю армянскую.

Эчмиадзин — исторический центр армянской апостольской церкви. В городе находятся монастырь с резиденцией католикоса, Эчмиадзинский кафедральный собор, богословские учебные заведения. Собор, в виде обычной базилики, был построен в 303 г., вскоре после введения в Армении христианства как государственной религии, затем реконструирован в V и VII веках. Колокольня построена в 1653—1658 г., ризница — в 1869 г.

В интерьере собора есть фрески, созданные на рубеже XVII и XVIII веков (Овнатан Нагаш), а также в конце XVIII в. (О. Овнатанян). В комплекс монастыря входят трапезная (первая половина XVII века), гостиница (середина XVIII века), дом католикоса (1738—1741), школа (1813), каменный водоём (1846) и другие постройки. В советское время возведены многочисленные жилые дома и общественные здания.

В Эчмиадзине также находятся храмы Рипсимэ (618), купольная базилика Гаянэ (630, реставрирована в 1652) с трёхарочным гавитом (1683), церковь Шокагат (1694). В соборе расположен музей с коллекцией произведений средневекового декоративно-прикладного искусства (основан в 1955).

Кафедральный собор, IV век, реконструирован в V веке Церковь Св. Гаянэ, 630 год Церковь Св. Рипсимэ, 618 год

Ссылки

  • Вагаршапат // Большой Кавказ — Великий канал. — М. : Большая российская энциклопедия, 2006. — С. 491. — (Большая российская энциклопедия : / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 4). — ISBN 5-85270-333-8.
  • Информация о городе (англ.)

Монастыри Ахпат и Санаин • Монастырь Гегард и верховья реки Азат • Кафедральный собор и церкви Эчмиадзина (Святой Гаянэ, Святой Рипсимэ) и Звартноц

Всемирное наследие ЮНЕСКО, объект № 1011
рус. • англ. • фр.

Ван | Армавир | Ервандашат | Арташат | Тигранакерт | Вагаршапат | Аршакаван (Баязет) | Двин | Багаран | Ширакаван | Карс | Ани | Сис | Ереван

Города Армении

Столица: Ереван
Абовян | Агарак | Айрум | Алаверди | Апаран | Арарат | Армавир | Арташат | Артик | Ахтала | Аштарак | Берд | Бюрегаван | Вагаршапат | Вайк | Ванадзор | Варденис | Веди | Гавар | Горис | Гюмри | Дастакерт | Джермук | Дилижан | Егвард | Ереван | Ехегнадзор | Иджеван | Каджаран | Капан | Маралик | Мартуни | Масис | Мегри | Мецамор | Ноемберян | Нор-Ачин | Раздан | Севан | Сисиан | Спитак | Степанаван | Талин | Ташир | Туманян | Цахкадзор | Чамбарак | Чаренцаван | Шамлуг

Административный центр: Армавир
Города: Армавир | Вагаршапат | Мецамор
Сёла: Агавнатун | Айгек | Айгешат | Айгешат | Айкаван | Айкашен | Айтах | Акналич | Акнашен | Амасиа | Амберд | Апага | Арагац | Аразап | Аракс | Аракс | Араташен | Аргаванд | Аревадашт | Аревашат | Аревик | Аригина | Армавир | Артамет | Арташар | Артимет | Аршалуйс | Ацик | Багаран | Баграмян | Баграмян | Бамбакашат | Беркашат | Вананд | Варданашен | Воскеат | Гай | Геташен | Грибоедов | Даларик | Дашт | Дзержинский | Дохс | Джанфида | Джрарат | Птицеферма Джарарат | Джрашен | Ерасхаун | Ервандашат | Ехегнут | Жданов | Зартонк | Каракерт | Кохбаван | Ленухи | Лернагог | Лернамерц | Лукашин | Лусагюх | Маргара | Мецамор | Мердзаван | Мргастан | Мргашат | Мусалер | Мясникян | Налбандян | Нораван | Норакерт | Нор Армавир | Норапат | Нор Артагерс | Нор Кесариа | Овтамеч | Октембер | Паракар | Птхунк | Пшатаван | Самахар | Советакан | Таиров | Талворик | Тандзут | Тароник | Ферик | Ханджян | Хоронк | Цахкаландж | Цахкунк | Циацан | Шаумян | Птицеферма Шаумяна | Шенаван | Шеник

Армянская апостольская церковь
Структура Католикосаты Эчмиадзинский Киликийский Агванский (V в.—1815) Ахтамарский (1113—1895) Патриархаты Константинопольский Иерусалимский
Богослужение
Персоналии
  • Основатели армянской церкви апостолы Фаддей и Варфоломей
  • Григорий Просветитель
  • Рипсимэ
Списки
Прочее

>Армения

Эчмиадзин — сердце армянской церкви

Город, где расположен монастырский комплекс, носит два имени — Эчмиадзин и Вагаршапат. Именно Вагаршапатом его называли в те времена, когда он являлся столицей Армении. В конце III века здесь по приказу царя Трдата III были замучены 35 святых дев-рипсимианок, бежавших сюда от гонений римского императора Диоклетиана. После этого Трдат заболел тяжелейшей болезнью, от которой его излечил проповедью христианства Григорий Просветитель, вызволенный из темницы в городе Арташате, где он провел 15 лет. Царь покаялся в своих грехах и согласился принять христианство в качестве государственной религии Армении.

По преданию, после крещения Армении святому Григорию Просветителю явилось видение — Господь золотым молотом ударил по земле и здесь поднялся золотой жертвенник: от него исходил огненный столп, а над столпом сиял лучезарный крест. Святому Григорию также явился ангел, объяснивший значение видения — на месте, указанном Господом, должен быть возведен главный храм Армении.

В 303 г. там и был построен кафедральный собор, изначально названный Катогике и посвященный Пресвятой Богородице. Термин «Катогике» обозначает в армянском языке всеобщий, кафедральный, первопрестольный. Титул главы армянской церкви «католикос» также происходит от этого слова.

В непростой армянской истории был период, когда престол католикоса покидал Эчмиадзин — с 484 по 1441 гг. После падения Киликийского армянского царства в 1441 г. Эчмиадзин снова стал центром армянской церкви. В начале XVII века иранский правитель Аббас I хотел перенести Эчмиадзинский собор по частям в Исфахан, куда переселил тысячи армян. Однако этим планам не суждено было реализоваться.

Эчмиадзин — неприступная скиния

Как и над всей Арменией, над Эчмиадзином много раз нависала опасность уничтожения. Так, во время драматических событий русско-персидской войны монастырь, где укрывались раненые русские солдаты, был осажден персами. С Божьей помощью русский отряд А. Красовского вместе с армянскими ополченцами победил превосходящие в 15 раз силы персов в битве при Ошакане и вступил в Эчмиадзин. Во время битвы архиепископ Эчмиадзина Нерсес Аштаракеци вместе со всем духовенством, жителями и солдатами на коленях молился за победу перед Святым копьем.

В 1828 г. Восточная Армения освобождена от персов. В 1918 г., во время армянско-турецкой войны, турецкие полчища стояли в считаных километрах от Эчмиадзина и собирались довершить геноцид армян. Несмотря на смертельную опасность, Католикос всех армян Геворг V Суренянц отказался покинуть Эчмиадзин и распорядился вооружить духовенство для участия в битве против турок: отряд, в котором сражались священнослужители, насчитывал 300 человек.

21–24 мая 1918 г. состоялась битва при Сардарапате, в которой армяне разбили врага и отбросили его от стен Святого Эчмиадзина. В дальнейшем успех был закреплен: Армения была спасена от гибели и 28 мая 1918 г. возродила свою государственность после почти 600-летнего перерыва.

Кафедральный собор Эчмиадзин

За кафедральным собором и созданным вокруг него монастырем закрепилось название Эчмиадзин, что переводится со староармянского языка как «место Сошествия Единородного». Первоначально собор представлял собой деревянную базилику. В V–VII веках храм перестроили в камне, после чего он приобрел крестовокупольную форму. Современный купол выполнен в XVII веке, в это же время к собору была пристроена колокольня.

В начале XVIII века над росписью интерьера собора работал Овнатан Нагаш — основатель выдающегося армянского рода талантливых живописцев Овнатанянов. Впоследствии его потомки продолжили работы по отделке храма. В 1782–1786 гг. Овнатан Овнатанян обновил и дополнил росписи кафедрального собора, сделанные его дедом. Он также написал более 100 картин с обликом Иисуса Христа, Богородицы, святых и библейских сюжетов. Большое количество картин и сейчас украшают Эчмиадзинский собор.

Позднее с трех сторон храм дополнили шестиколонные ротонды. В прошедшем столетии собор отреставрировали. В соборе можно увидеть икону, изображающую 1,5 млн армян — жертв геноцида 1915–1923 гг., причисленных армянской церковью к лику святых в 2015 г.

Главный алтарь, как и во всех армянских церквях, расположен с восточной части храма. В Эчмиадзинском соборе существует еще три алтаря: два располагаются в южной и северной части, а третий возведен на том самом месте, куда Господь ударил золотым молотом.

Эчмиадзин сам по себе святыня армянской церкви и символ Армении. Неслучайно в ее календаре существует уникальный день кафедрального собора. Праздник, который отмечают ежегодно в воскресенье, наступающее через 64 дня после Пасхи. Во время Святой Литургии звучит шаракан (духовный гимн) «Сошел Единородный», рассказывающий о видéнии Григория Просветителя и об основании храма. Шаракан написан еще в VIII веке.

Сокровищница Святого Эчмиадзина

Сокровищница Святого Эчмиадзина располагается в помещениях, пристроенных к храму в конце 60-х годов XIX века. В сокровищнице можно поклониться главной святыне армянской церкви — наконечнику Святого копья, которым римский сотник Лонгин пронзил бок Иисуса Христа на кресте. Наконечник привезен в Армению святым апостолом Фаддеем, который совместно с апостолом Варфоломеем считаются первыми проповедниками христианства и основателями армянской церкви. Долгие столетия реликвия находилась в монастыре Гегард, позже ее перевезли в Эчмиадзин, где и сейчас она бережно хранится в специальном окладе.

В сокровищнице также представлены:

  • частица Ноева ковчега, ниспосланная Богом епископу Акопу Низибинскому на склонах горы Арарат в V в.,
  • частица Святого, Пречестного и Животворящего Креста Господня,
  • мощи святого Андрея Первозванного и других апостолов,
  • святого Стефана Первомученика, святого Григория Просветителя и других почитаемых общехристианских святых.

В сокровищнице сохранены рукописные Евангелия, старинные одеяния священнослужителей, кресты и предметы церковной утвари, филигранно украшенные драгоценными камнями. Сокровищница имеет статус музея, стоимость его посещения — 1000 драмов (около $2): приобрести билет можно в кассе, которая находится рядом с собором. Музей открыт ежедневно, кроме понедельника, в воскресенье он начинает свою работу после окончания Святой Литургии — примерно в 14.00.

Храмы Святой Рипсимэ и Святой Гаянэ в Эчмиадзине

В окрестностях Эчмиадзинского монастыря расположены храмы Святой Рипсимэ (618 г.) и Святой Гаянэ (630 г.), построенные на тех местах, где святые нашли свою мученическую смерть. В криптах церквей покоятся мощи святых дев, особо почитаемых армянами, а также христианами других стран.

Рипсимэ, Гаянэ и еще 35 девушек были послушницами монастыря Святого Павла, располагавшегося недалеко от Рима. Узнав о красоте Рипсимэ, император Диоклетиан хочет взять ее в жены, однако она не подчиняется ему и сохраняет верность Христу. Монахини бежали в Египет, а оттуда — в Армению. Эту страну в видéнии Рипсимэ указала Пресвятая Богородица.

Царь Трдат, узнав из письма Диоклетиана о том, что девушки поселились в предместьях армянской столицы, также захотел жениться на Рипсимэ. Получив отказ, он попытался заставить самую старшую из инокинь, Гаянэ, склонить Рипсимэ к согласию. Но Гаянэ еще более укрепила Рипсимэ в ее решении, и тогда Трдат приказывает казнить девушек. Они перенесли жесточайшие пытки и были замучены в Вагаршапате: лишь двум монахиням удалось спастись — их звали Манэ и Нунэ. Нунэ больше известна как святая Нина — просветительница Грузии.

Смерть мучениц открыла Армении путь к принятию христианства, и сейчас в дни памяти святых дев Рипсимэ и Гаянэ проводятся Святые Литургии. Святой Григорий обнаружил мощи святых дев, и на месте их захоронения построил деревянные часовни, перестроенные в VII веке в каменные церкви и сохранившиеся в Эчмиадзине до нашего времени. В 1694 г. возведен храм Сурб-Шогакат.

Церкви поражают своей монументальностью и удивительной простотой, возвращающей нас в раннехристианские времена. Храмы стали воплощением в камне той любви к Богу, которая победила жестокость и гордыню. Строгие камни церкви Святой Рипсимэ преисполнены тепла тысячелетних молитв, и это тепло согревает душу настолько, что даже в сильный мороз в храме не чувствуешь холода.

Звонница была пристроена к храму по армянским меркам «недавно» — в конце XVIII века. Церковь Святой Гаянэ была дополнена притвором — аркадой со звонницами — в XVII веке. Когда находишься в этом храме, кажется, что изнутри он еще больше, чем снаружи, и его массивные своды вместо того, чтобы подавлять своим масштабом, уносят ввысь — к куполу, пронизанному светом, непостижимым образом проникающим через небольшие узкие окна, но способным осветить и освятить даже самые темные уголки естества вошедшего сюда человека.

Достичь такого эффекта только лишь за счет точных расчетов невозможно, что и выделяет армянскую архитектуру среди других архитектурных традиций. В Армении архитектура по-настоящему стала не самоцелью, а средством передачи духовных ценностей и духовного общения.

Кафедральный собор Эчмиадзин, храмы Святой Гаянэ и Святой Рипсимэ включены в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Собор Эчмиадзин

Эчмиадзин находится недалеко от Еревана. Это место, почитаемое армянами всего мира, так как здесь находится центр Армянской Апостольской церкви.

Эчмиадзин — прежнее название которого Вагаршапат, — основан в первой половине II века на месте древнего поселения Вардгесаван. С 163 года, после разрушения римлянами Арташата, город стал политическим, культурным, а затем религиозным и просветительским центром страны.

В 301 году христианство стало государственной религией Армении.

Согласно легенде, первому патриарху Григору Лусаворичу (Просветителю) приснилось, как единорожденный, то есть Христос, сошел с неба с огненным молотом в руках и указал место для постройки собора. На этом месте в 303 году, где находился древний языческий храм, и была заложена церковь, названная Эчмиадзином, что по-армянски означает «место сошествия Единорожденного».

Поскольку Армения часто лишалась государственности, то все более возрастала роль верховного религиозного главы всех армян — католикоса. Поэтому Эчмиадзинский собор, как наиболее постоянный центр духовной власти страны, хотя и часто разрушался, но и благоустраивался больше других монастырей.

В ХV веке к западной части церкви был пристроен открытый притвор главного входа, над которым возвышалась колокольня с пышным архитектурным убранством. Тогда же были украшены внутренние стены собора. Отделка собора была закончена в 1786 году талантливым художником Овнатаняном.

Помимо орнаментов и других украшений художник написал много сцен на темы святого писания, сделал более 120 портретов c изображениями святых и апостолов, реставрировал многие старые. В течение последующих лет многие из фресок были уничтожены.

В ХХ веке была осуществлена основательная реставрация. Были укреплены колонны и арки, поддерживающие купол, а сам купол был облицован свинцом. Из мрамора был построен новый алтарь. Мрамором был замощен и пол церкви. Были обновлены и дополнены росписи внутри храма.

Редкой особенностью собора является то, что в нем, кроме главного алтаря в его восточной части, есть еще три алтаря. Два из них соответственно находятся в южной и северной части, а третий является не столько алтарем, сколько святым местом. По преданию именно на это место сошел Христос в своем явлении.

Для хранения реликвий и даров, поступающих в церковь, в 1869 году к собору были пристроены помещения, в которых сейчас находится музей. В музее хранятся святые реликвии, церковные одежды, вышитые золотом и жемчугом, посохи и кресты католикосов, многочисленные ритуальные предметы, выполненные из золота, серебра, слоновой кости. Здесь и кресла католикосов, декорированные перламутром и слоновой костью, и с литыми из серебра фигурками. В Эчмиадзине хранились также и древнейшие образцы искусства прошлого. Тут были и древнейшие рукописи, и миниатюры, которые позже были перевезены в Ереван.

Слева от входа на территорию монастыря — Эчмиадзинская типография, основанная в 1772 году, а справа — кельи монахов.

На территории монастыря находится много хачкаров. Среди них и Аменапркич (1279 года), и хачкар ХVII, перевезенный с кладбища Старой Джуги, и установленный недавно современный хачкар — жертвам геноцида 1915 года.

Эчмиадзин — резиденция армянского патриарха — католикоса всех армян. Его дворец расположен во дворе монастыря. У входа в резиденцию католикоса возвышаются «ворота Трдата». Хотя они многократно перестраивались, но в их основании сохранились каменные блоки IV века. Полагают, что на месте этих ворот размещался дворец армянских царей.

На территории монастырского комплекса находится также и Духовная Академия святого Эчмиадзина. Это единственное в мире учебное заведение такого типа. Слушателей немного — всего 50 человек. Здесь в основном изучают следующие предметы: логику, риторику, психологию, всемирную историю, философию и языки. Из языков особенно тщательно изучают старогреческий, русский, английский, армянский — как современный так староармянский.

При монастыре была открыта и первая армянская школа.

В Эчмиадзине находится еще три древних памятника. Согласно легенде эти храмы воздвигнуты в честь мучениц — первых христианок, бежавших из Рима от преследований императора. Это храмы: Сурб Рипсиме, Сурб Гаянэ и Сурб Шогакат.

Храм Сурб Рипсиме построен в 618 году. Это стройное и величественное сооружение. Внутри церковь имеет форму прямоугольника в который вписан крест, образуемый четырьмя полукруглыми апсидами. В четырех углах расположены приделы. Из одного из них можно войти в расположенный под алтарем склеп, где по преданию была погребена Рипсиме. Декоративное убранство здание очень скромное. В 1790 году к нему пристроена двухъярусная колокольня с восьми колонной звонницей. В притворе церкви хранятся, инкрустированные перламутром, престольные врата 1741 года.

Храм Сурб Гаянэ был возведен в 630 году на месте часовни IV века. Он является одним из лучших памятников армянской архитектуры. Внешний облик храма отличается стройностью пропорций. Лаконичное и строгое здание церкви украшено лишь орнаментами на растительные мотивы, расположенными на обрамлениях дверей и окон. Прямоугольное помещение церкви изнутри разделено двумя рядами колонн на три части. Колонны предназначены для несения тяжести купола, опирающего на стройный восьмигранный барабан. В 1652 году он был капитально обновлен, а в 1683 году к нему пристроили галерею для погребения иерархов армянской церкви. На крайних куполах галереи — изящные звонницы. На архитектурных деталях — орнаментальная резьба. Над входом сохранилась стенопись ХVII века на рождение Христа.

Храм Сурб Шогакат был возведен в 1694 году. Он примечателен своеобразной архитектурой, известной под названием «купольной залы». Единственная дверь, ведущая в церковь открывается из сводчатой галереи, находящейся с западной стороны. Купол церкви изнутри поддерживают всего несколько колонн. Благодаря тщательным расчетам, строители спокойно обошлись без промежуточных опор. Сводчатая галерея над входом увенчана шести колонной звонницей. Строгая форма деталей и убранства имеет много общего с устройством главного кафедрального собора и храма Святой Рипсиме.

На территории Эчмиадзина находится также здание семинарии, построенное в ХIХ веке. Здесь преподавал великий композитор Комитас, а сейчас здесь находится художественный музей, носящий его имя. Здесь выставлена коллекция работ крупных художников ХХ века: Сарьяна, Ханджяна, Кочара.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *