Церковь сан карло алле кватро фонтане

LiveInternetLiveInternet

Два объекта связаны с именем великого итальянского архитектора Франческо Борромини (настоящее имя — Франческо Кастелли):

1. Церковь Сан Карло алле Кватро Фонтане в Риме (Италия)
2. Церковь Сан Карло алле Кватро Фонтане в Лугано (Швейцария)

Франческо Борромини родился в 1599 году в нынешнем г.Лугано (кантон Тичино). Сын каменотёса, он учился на каменотёса в Милане. С 1619 работал в Риме на Карло Мадерно, своего дальнего родственника, в соборе Святого Петра. После смерти Мадерно присоединился к группе Бернини, достраивавшей палаццо Барберини. В дальнейшем работал в Риме в постоянном соперничестве с Бернини за папское внимание.
Не считаясь с логикой конструкций и возможностями материалов, Борромини заменяет прямые линии и плоскости в архитектуре изогнутыми, скругленными, извивающимися. На чередовании вогнутых и выпуклых линий, расположенных по форме ромба, Борромини строит план небольшой церкви Сан-Карло у четырех фонтанов в Риме (1634-1667).
Проект сложный: церковь расположена на пересечении двух дорог, и место было ограничено.

Сложный волнообразный фасад церкви, расчлененный двухъярусной колоннадой, украшен декоративной скульптурой, глубокими нишами, овальными живописными панно, которые разрывают карниз и нарушают равновесие композиции.

Дробная пластика стен, беспокойный ритм окон, сложно профилированные горизонтальные тяги подчеркивают напряженный динамизм здания, созданного зодчим Борромини.


————

Лугано (диалектное Лугань), город на юге Швейцарии, в кантоне Тичино, который граничит с Италией. Это девятый по величине город в Швейцарии по численности населения, крупнейший город в Тичино и крупнейший италоговорящий город за пределами Италии. Город расположен на берегу озера Лугано, в окружении гор. Жаркое лето и тот факт, что в последние годы это место привлекает все большее число знаменитостей, художников и известных спортсменов дали городу прозвище «Монте-Карло Швейцарии».
В 1999 году, к 400-летию со дня рождения Борромини, швейцарскому архитектору Марио Ботта было поручено разработать модель Церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане в Риме. Ботта предлагает модель в виде части здания церкви, и имитирует чертеж Борромини. Модель была возведена рядом с местом рождения Борромини, на берегу озера Лугано.

Для проекта было использовано 35000 древесных плит, каждая была обрезана и отшлифована, а затем плиты были обработаны все вместе, чтобы воспроизвести точный интерьер церкви Борромини (ну, хорошо, половины церкви Борромини).

История старинной архитектуры может стать городским арт-объектом!

Это доказал швейцарский архитектор Марио Ботта. Изучая западные примеры возрождения архитектурного наследия, мы еще ни разу не сталкивались с настолько необычным подходом! О чем же пойдет речь сегодня? Итак, немного истории: в XVII веке в Италии жил и творил великий зодчий, родоначальник раннего барокко Франческо Борромини. За свою жизнь он создал множество архитектурных шедевров, которые по сей день являются главными достопримечательностями Рима.

2. Церковь Сан Карло алле Кватро Фонтане в Лугано (Швейцария).
Архитектор родился в городе Лугано, находящемся на территории современной Швейцарии, близ границы с Италией. Местные жители бережно хранят память о своем знаменитом земляке и испытывают подчеркнутое уважение к его работам. К 400-летию со дня рождения Борромини, в Лугано приняли решение о создании модели одного из самого известных творений архитектора – церкви Сан Карло алле Кватро Фонтане в Риме. Ответственную миссию поручили швейцарскому архитектору Марио Ботта. Создавая модель, Марио Ботта решил отразить историю создания храма и творческий почерк его автора.
3.
4.
Итогом его работы стала огромная модель храма, представляющая собой часть церкви как бы «в разрезе», которая имитирует старинный чертеж Борромини. Для проекта было использовано 35000 древесных плит, каждая была обрезана и отшлифована, а затем плиты были обработаны все вместе, чтобы воспроизвести точный интерьер церкви Борромини.
5.
Готовый арт-объект был установлен на берегу озера Лугано, рядом с местом рождения Франческо Борромини. Жители и гости города, а также – архитекторы и искусствоведы были в восторге от получившейся работы Марио Ботта и того, каким необычным способом он привлек внимание всей Европы к истории архитектурного наследия Старого Света. К сожалению, удивительную модель демонтировали в 2003 году и любоваться ей теперь мы можем только на архивных фотоснимках.
6. Церковь Сан Карло алле Кватро Фонтане в Риме (Италия).

Формально, церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане (San Carlo alle Quattro Fontane) посвящена Святой Троице и Святому Карло Борромео, канонизированному в 1610 году. «Четыре фонтана» в названии церкви — это фонтаны на углах перекрестка, на котором расположена церковь. Давно прижившимся местным названием для церкви стало Сан Карлино (San Carlino), означающее буквально, маленького Святого Карло, ввиду небольшого размера здания. Удивительно, но в настоящее время епархия, сделала это прозвище официальным, хотя ранее такое не считалось допустимым из-за возможного оскорбления святого (карликом он не был).

Церковь принадлежит монастырю, построенному испанскими «босоногими» Тринитариями. Орден Тринитариев был основан под Парижем в 12 веке Святым Жаном де Мата. Его целью был выкуп христиан, взятых в плен мусульманскими пиратами и охотниками за рабами или попавшими в рабство во время войн. Эмблемой ордена стал греческий крест с синей горизонтальной и красной вертикальной полосами. Эта эмблема проявилась в дизайне декоративных украшений церкви. «Босоногие» Тринитарии возникли, как третье, последнее воплощение Тринитариев в 1599 году. Название отражало то, что его монахи вместо привычной обуви носили сандалии.

К основанию своего жилища в Риме Тринитарии приступили в начале 17 века. Место для него они выбрали на Квиринале. Здесь ими была построена и открыта в 1612 году маленькая временная часовня, посвященная Святому Карло Борромео. Алтарный образ из этой часовни сейчас хранится в ризнице. Для продолжения строительства требовались немалые деньги, что стало серьезной проблемой для монахов. Покровителя они нашли в лице кардинала Франческо Барберини, который планировал построить поблизости семейный дворец — Палаццо Барберини.

Он пообещал (но не исполнил) заплатить за проект, и в 1634 году монахи обратились к молодому архитектору Франческо Борромини. Это стало его первым серьезным заказом в Риме, причем на него легла ответственность за разработку всего комплекса. Со стороны монахов обращение к Борромини было весьма смелым шагом, поскольку, несмотря на наличие 20 лет опыта, он все еще оставался малоизвестным архитектором. Важным фактором здесь стало то, что Борромини сам предложил поработать бесплатно, рассматривая данный проект как рекламу для своей карьеры.

Франческо Борромини

Интересная деталь — настоящая фамилия Борромини была Кастелли, и сменил он ее во время работы над Миланским Собором, где был очень впечатлен еще живым тогда Карло Борромео.

К моменту строительства церкви Квиринал уже перестал быть пригородом Рима, засаженным виноградниками. В 1583 году началась постройка Квиринальского Дворца. Между Санта Мария Маджоре и Сантиссима Тринита деи Монти была проложена Страда Феличе. На ее пересечении с Виа Пия (новая дорога, проложенная в 1565 году от ворот Пия) по заказу папы Сикста V в 1593 году были построены Четыре Фонтана.

Территория будущего монастыря была занята двумя довольно новыми зданиями, которые монахам пришлось купить и снести. Поскольку дороги пересекались не под прямым углом, площадка под строительство оказалась трапециидальной. Ограниченность в денежных средствах также подразумевала для Борромини отказ от обычной разноцветной каменной кладки и обилия позолоты во внутренней отделке. Борромини сделал ставку на главенство формы. Это вполне соответствовало его предпочтениям и результатом стала работа гения.

Борромини незамедлительно приступил к работе над главным блоком монастыря и уже через год, в 1635-м, он стал доступен для проживания. В 1636 году был завершен блок, выходящий на Виа дель Квиринале (в 1662 году Борромини изменил его фасад). В 1638 году были начаты работы над церковью, но остановлены в 1641 из-за нехватки средств. В 1643-м Борромини установил временную колокольню, после чего деньги совсем закончились. Фасад церкви так и не был начат. В 1646 году монахи посвятили недостроенную церковь и стали ждать дальнейшего развития событий.

Продолжение наступило только через 22 года. Борромини начал работу над фасадом в 1665 году, но через два года, в 1667-м, совершил самоубийство. Работу продолжил его племянник, Бернардо Кастелли Борромини, пользуясь планами своего дяди. Сначала, в 1670 году, он установил постоянную колокольню, а после этого, в 1674 году, продолжил возведение фасада. Фасад, в целом, был закончен в 1677-м, а последние скульптурные украшения — в 1682-м.

Реализация проекта заняла у монахов 70 лет. Он обошелся им, в общей сложности, в 11 678 скудо. Скудо был золотой монетой весом около 3,3 грамма, т.е. стоимость постройки комплекса оказалась эквивалентна 38,5 кг золота. Это было довольно дешево для того времени, даже если Борромини действительно работал бесплатно.

Говорят, что Борромини хотел быть здесь похоронен, но монахи отказали в этом самоубийце. Это кажется выдумкой, поскольку реально Борромини похоронен по своему желанию в церкви Сан Джованни деи Фиорентини. Его надгробие находится именно там. Возможно, конечно, он думал о захоронении в Сан Карло, когда в 1638-м проектировал крипту, и сейчас на пустую, неиспользуемую часовню указывают, как на намеченное место его упокоения.

Монахи остались довольны результатом, ставшим архитектурной сенсацией. Многие образованные посетители Рима пытались получить копии планов. Однако продолжалось это только до тех пор, пока в моде был стиль барокко, — до конца 18 века.

В 1710 году монастырь был расширен. Его столовая располагалась позади церкви и была очень тесной. В 1705 году монахи купили соседний дом и построили на его месте новый блок с просторной трапезной. Архитектором выбрали Алессандро Спероне. Старая столовая с тех пор стала ризницей.

В дальнейшей истории Сан Карло алле Куатро Фонтане не происходило ничего примечательного до самого конца папского правления в Риме, т.е. до 1870 года. В 1873 году итальянское правительство закрыло ее монастырь, как и многие другие, но популярность среди граждан самой церкви, гарантировала ее сохранение за Тринитариями. Все остальные монастыри и церкви между Квиринальской площадью и церковью Санта Сусанна, за исключением Сант Андреа аль Квиринале, были уничтожены. Сплошную линию монастырей заменили садами и правительственными учреждениями.

В начале 20 века церковь пришла в запустение. В путеводителях для паломников того времени она могла вообще не упоминаться. И ситуация, с годами, только ухудшалась. Архитектурный стиль Сан Карло алле Куатро Фонтане совсем вышел из моды, а среди «архитекторов» и «археологов» распространилось поветрие «восстанавливать» старые церкви путем удаления их декораций и выставления напоказ голых кирпичных стен. В путеводителе Джорджины Массон 1965 года сообщалось, что церковь Сан Карло алле Куатро Фонтане редко бывает открытой и для посещения ее монастыря необходимо сделать предварительную заявку. В то же самое время стены церкви пришли в такое плохое состояние, что это стало вызывать беспокойство.

Впоследствии, однако, ситуация полностью изменилась. В 1988 году была начата полная и систематическая реставрация церкви. Закончилась она в 1999 году. Сейчас Сан Карло алле Куатро Фонтане — один из самых популярных объектов среди образованных гостей Рима.

Как уже упоминалось, расположение монастыря таково, что с улицы можно увидеть лишь фасад и кусочек купола церкви. Фасад построен из травертина, а не видимые нам стены — из кирпича, покрытого штукатуркой. План церкви представляет собой овал или квази-эллипс (купол) в прямоугольнике со скругленными углами (главный зал) в ромбе, также со скругленными углами (включающем в себя также апсиду, боковые часовни и вход).

Справа от самой церкви (если смотреть с Виа дель Квиринале) находится блок монастыря. С улицы виден его трехэтажный фасад с монументальным входом. Над входом — круглая мозаика, изображающая Христа на престоле в окружении двух освобожденных рабов, черного и белого. Над мозаикой — омегаобразный карниз, поддерживаемый двумя завитушками, типичный для Борромини. Еще выше — щит с крестом Тринитариев, поддерживаемый двумя ангелами. Слева от фасада церкви, на углу, над одним из четырех фонтанов — колокольня. За ее углом — фасад старого блока монастыря.

Купол церкви с улицы практически не видим. Он состоит из овального барабана с четырьмя восьмиугольными окнами и фонаря. Фонарь соединен с барабаном тремя овальными концентрическими ступенями и имеет четыре пары небольших дорических колонн с узким окном между каждой парой. Верхушка фонаря заканчивается четырьмя концентрическими ступенями и шарообразным украшением.

Колокольня расположена своей внешней стороной над одним из четырех фонтанов, а внутренней — над спиральной лестницей в крипту. Ее размещение на углу — наименее удачная часть дизайна Борромини, обусловленная выделенным под церковь пространством. При такой схеме на колокольню «наезжает» карниз фасада церкви. На уровне земли находится чаша фонтана, а за ней — большая арочная ниша с лежащей под деревом фигурой. Считается, что это — персонификация реки Тибр. Выше расположены прямоугольное окно с венком над ним, сердцевидный щит с крестом Тринитариев, охваченный крыльями ангела, и, наконец, сама колокольня.

Фасад, соединяющий монастырский блок и колокольню, является отдельным элементом дизайна. В идеале он должен был бы находиться перед какой-нибудь площадью, а здесь его огибает узкая улочка с оживленным движением. Будьте осторожны, фотографируя или просто рассматривая его, — люди здесь уже получали травмы.

В плане фасад разделен на два яруса и три вертикальных зоны. Вертикальные зоны первого яруса — вогнутая, выпуклая, вогнутая. Зоны второго яруса — все вогнутые. Такое деление на три зоны символизирует Троицу, причем средняя зона относится к Сыну. На втором ярусе (в Небесах) он равен остальным двум — Отцу и Святому Духу. На первом же ярусе (на земле) он единственный, кто доступен для людей. Поэтому центральная зона здесь выпуклая, т.е. более близкая к зрителю.

Нижний ярус обрамлен четырьмя большими ионическими колоннами, расположенными на высоких постаментах и поддерживающими антаблемент с посвятительной надписью на бордюре: «In honorem ss Trinitatis et D Caroli MDCLXVII». Карниз антаблемента богато украшен завитушками и венками.

Шесть меньших полуколонн поддерживают три изогнутых антаблемента, разделяя таким образом весь ярус на шесть равных зон. Нижняя центральная зона содержит единственный вход. В двух боковых устроены овальные окна, повторяющие план купола. Под каждым окном — голова козы все с тем же крестом Тринитариев и большой свисающей гирляндой. В верхней центральной зоне расположена статуя Святого Карло Борромео работы Антонио Рагги, окруженная парой кариатид, крылья которых образуют ложный фронтон. В боковых зонах находятся статуи Святых Жана де Мата (справа) и Феликса Валуа (слева), основателей ордена Тринитариев. Они были созданы Силлано Силлани и стали последним дополнением к фасаду Сан Карло алле Куатро Фонтане.

Второй ярус также имеет четыре большие колонны. Каждая их пара поддерживает вогнутый антаблемент с розетками на карнизе. В промежутке между ними пара ангелов держит большой овальный щит с двумя причудливыми завитушками, формирующими ложный фронтон. Изначально щит содержал фреску Святая Троица, венчающая Богоматерь работы Пьетро Джаргуцци 1677 года, но, когда в середине 20 века церковь пришла в упадок, влажность разрушила ее.

Как и в случае с первым ярусом, три пары меньших колонн, поддерживающих фрагменты карниза, делят второй ярус на шесть зон. Средняя нижняя напоминает овальный мавзолей с S-образным куполом и шаровидным украшением наверху. В нее встроено большое прямоугольное вертикальное окно. Средняя верхняя зона занята летающими ангелами, поддерживающими овальный щит. Верхние боковые заняты круглыми щитами с крестом в окружении венка из пальмовых листьев. Нижние боковые — это пустые ниши для статуй. О том, что статуи планировались, говорит наличие в нишах предназначенных для них постаментов.

Войдя в церковь, вы окажетесь в ромбическом пространстве. Прямо впереди будет апсида главного алтаря, а по обеим сторонам — дополнительные алтари в неглубоких сегментированных апсидах. Вход занимает четвертую, идентичную главному алтарю, апсиду. Алтарь справа посвящен Святому Михаэлю де Санктис, алтарь слева — Святому Хуану Батиста де ла Консепсьон. Оба были реформаторами Тринитариями, и алтари перепосвятили им после их канонизации.

Около входа расположена пара идентичных дверных проемов. Левый ведет к лестнице крипты и сейчас не используется, а правый ведет к крошечной шестиугольной часовне Распятия. Апсида главного алтаря также обрамлена парой идентичных дверных проемов. Правый ведет в монастырь, а левый — в часовню, посвященную Святому Семейству, известную также как Часовня Барберини. Сейчас здесь хранятся останки Элизабет Канори Мора.

Доминирует в интерьере белый цвет, с легким оттенком розового. Каждая апсида имеет по четыре монументальных коринфских колонны, две формирующих вход и две внутренних. Колонны поддерживают антаблемент, идущий по всему внутреннему периметру. Между внешними и внутренними колоннами расположены пустые ниши, контрастирующие с четырьмя подобными им, но немного большими нишами над дверными проемами между апсид. Судя по наличию постаментов в этих наддверных нишах должны были находиться статуи.

Пол был положен повторно в 1898 году на деньги от овдовевшей баскской леди. В его центре изображен овальный щит с крестом, повторяющий план купола. Над входом расположен большой круглый щит, содержавший ранее фреску Благовещение Пьера Миньярда. Фреска была разрушена в 1855 году при установке органа, который теперь удален.

Внутренний купол — гордость Сан Карло алле Куатро Фонтане. Для его постройки Борромини поднял три украшенных кессонами с розетками полусвода над тремя алтарными апсидами. Над входной апсидой он поместил широкую арку, позволяющую попадать внутрь естественному свету из большого фасадного окна. Между полусводами размещены круглые щиты с лепниной работы Джузеппе и Джулио Бернаскони со сценами основания ордена Тринитариев — Встреча Святых Феликса и Жана, Папа Иннокентий III благославляет Орден, Основатели принимают Облачение и Первый выкуп пленных.

Купол не имеет барабана и опирается непосредственно на карниз, освещаясь четырьмя восьмиугольными окнами, расположенными чуть выше карниза. Карниз украшен листьями акантуса, большими и малыми, и под большими мы снова видим крест Тринитариев. Сам купол — сложно-кессонированный крестами, восьмиугольниками и сплюснутыми шестиугольниками, уменьшающимися в размерах по мере приближения к овальному окулусу. Вокруг последнего — посвятительная надпись, подобная той, что на фасаде: «Sanctiss Trinitati Beatoq Carolo Borromeo D An Sal MDCXI». Окулус содержит символ Тринитариев — Голубь Святого Духа в треугольнике, окруженном восьмиугольным ореолом. Образец кессона не был изобретением Борромини. Мастер позаимствовал его у древней мозаики в Санта Констанце.

Главный алтарь Сан Карло алле Куатро Фонтане

Главный алтарь расположен у дальней стены в арочном помещении апсиды между двух внутренних колонн. Стены покрыты позолоченной штукатуркой. Наверху — головы херувимов и все тот же крест Тринитариев. Алтарь сделан из алебастра и тоже украшен крестами. Алтарный образ написан Пьером Миньярдом и изображает Святых Карло Борромео, Жана де Мата и Феликса Валуа, поклоняющихся Святой Троице.

Часовня Распятия, справа от входа, украшена тремя картинами Джузеппе Миланезе. Это Распятие над алтарем, Бичевание слева и Венчание Терновым Венком справа.

Стены маленьких апсид боковых алтарей также отделаны позолоченной штукатуркой. Сами алтари сделаны из материала, похожего на красную и белую сицилийскую яшму. Алтарный образ левого — Экстаз Святого Хуана Батиста де ла Консепсьон работы Просперо Маллерини 1819 года, правого — Видение Святого Михаэля де Санктис работы Амалии де Анджелис 1847 года. Эти картины заменили находившиеся здесь ранее работы Джованни Доменико Черрини, изображавшие Святую Урсулу и Святое Семейство со Святыми Агнесс и Катериной и перемещенные в коридор, ведущий в монастырь.

По левую сторону расположена внешняя Часовня Барберини, того самого кардинала, который только пообещал заплатить за постройку монастыря и церкви. Шесть коринфских колонн в сплюснутом шестиугольнике поддерживают шестиугольный потолок с гербом Барберини (пчелы) в окулусе. Надпись вокруг окулуса прославляет кардинала Франческо Барберини, племянника папы Урбана VIII. Сейчас эта часовня посвящена Счастливой Элизабет Канори Мора, останки которой хранятся небольшом современном саркофаге под алтарем. Алтарный образ Полет в Египет принадлежит Джованни Франческо Романелли.

После реставрации для посетителей открылся доступ в крипту. Добраться до нее можно, войдя в правую от главного алтаря дверь, повернув затем налево и еще раз налево, пройдя через ризницу и спустившись по спиральной лестнице с очень необычной винтовой колонной в центре. Эта же лестница ведет и на колокольню.

Крипта имеет тот же план, что и церковь над ней — загнутый ромб. Она полностью окрашена белым. Алтарь крипты находится в ее дальнем конце, прямо под главным алтарем церкви. Алтарный образ — серьезно поврежденная влажностью настенная фреска 18 века с изображением Распятия. Пол крипты выложен красным кирпичом. Дверной проем налево от алтаря ведет в комнату, являющуюся криптой расположенной над ней часовни Барберини. На нее, обычно, указывают как на намеченную могилу Борромини. Однако, здесь ничего нет. Вся крипта оставляет впечатление того, что деньги закончились еще до начала работ по ее отделке.

Крипта Сан Карло алле Куатро Фонтане

Вход в монастырь — через ту же правую дверь от главного алтаря, но уже направо. Это двухэтажное пространство, имеющее в плане закругленный прямоугольник, по всем сторонам которого устроены аркады. Внутренний двор — восьмиугольный, окруженный кирпичным полом и не имеющий никаких посадок. Северный дверной проем ведет на улицу, южный — в ризницу.

Двор монастыря Святой Карло Борромео, поклоняющийся Троице

В ризницу (бывшую трапезную) можно попасть только через монастырь. В ее плане — тот же закругленный прямоугольник. Ее углы украшены гипсовыми шестикрылыми серафимами. Потолок держится на антаблементе с розетками и тюльпанами на бордюре и звездами на архитраве. Здесь можно увидеть маленькую изящную фарфоровую чашу со святой водой, дизайн которой приписывается Борромини. Алтарный образ раньше находился в оригинальной временной часовне, построенной Тринитариями. Он принадлежит Орацио Борджианни и изображает Святого Карло Борромео, поклоняющегося Троице. В комнате рядом с ризницей хранится портрет Борромини. Для посетителей ризница недоступна.

Церковь открыта для посещений с понедельника по пятницу с 10:00 до 13:00 и с 15:00 до 18:00, в субботу с 10:00 до 13:00 и в воскресенье с 12:00 до 13:00.

Публичная месса служится по воскресеньям в 11:00.

Сан-Карло алле Кватро Фонтане

Так случилось, что архитектором церкви Сан-Карло алле Куатро Фонтане, расположенной рядом с шедевром Джованни Лоренцо Бернини Сант-Андреа-аль-Квиринале, стал его извечный соперник Франческо Борромини. Церковь часто ласково называют Сан-Карлино из-за ее небольшого размера. Великий итальянский архитектор получил заказ на строительство от Ордена Пресвятой Троицы (известен ещё как Орден Тринитариев). Постройка церкви велась на скромные средства нищенствующего Ордена, велась почти 30 лет и получилась без лишнего внутреннего убранства. Статус «нищенствующий» означал, что Орден не имел собственности, а деньги получал, прося милостыню. Все собранные пожертвования тратились на выкуп христиан, находившихся в мусульманском плену. Именно Тринитарии освободили из алжирского плена в 1580 г. Мигеля де Сервантеса, который после завершения военной карьеры занялся литературой.

После смерти Борромини, следуя проекту мастера, оставшуюся часть фасадных работ завершил его племянник Бернардо Борромини. Франческо Борромини полностью сумел избежать прямых углов в проекте церкви – изогнутый фасад кажется движущейся волной. На углах перекрестка дорог возле церкви расположены Четыре фонтана — скульптурные группы с фонтанами конца XVI в., отсюда название — алле Куатро Фонтане. Лепные украшения скрывают окна церкви. Фасад Сан-Карло алле Кватро имеет два уровня. Над главным входом устроена ниша, которая увенчана фронтоном, образованным крыльями двух ангелов. Под крыльями ангелов установлена статуя Карло Борромео, а по обе стороны от него размещены скульптуры Жана де Мата и Феликса де Валуа, основателей ордена Пресвятой Троицы, в честь которых была освящена Сан-Карло алле Куатро Фонтане.

Внутреннее убранство выполнено в белом цвете и считается первым творением эпохи расцвета римского барокко. Главный алтарь украшает «Святая Троица» Пьера Миньяра. По обе стороны от него находятся две капеллы. Капелла слева, предназначенная для захоронения Франческо Борромини, оформлена живописной фреской «Отдых на пути в Египет», однако покончивший с собой в 1667 г. Борромини был похоронен рядом с дядей Карло Мадерно в Сан-Джованни-деи-Фиорентини.

Сан-Карло алле Кватро Фонтане (итал. San Carlo alle Quattro Fontane) — церковь XVII века в стиле барокко. Достопримечательность, название которой переводится как «Церковь Святого Карла у Четырёх Фонтанов», посвящена Карло Борромео, кардиналу и архиепископу Милана, канонизированному в 1610 году. Наличие четырёх фонтанов на пересечении улиц, где находится церковь, было также отмечено в названии.

Ещё во времена понтификата Папы Сикста V (конец XVI века), активно участвующего в градостроительной политике Рима, была образована небольшая площадь на пересечении улиц Via delle Quattro Fontane и Via del Quirinale и установлены четыре фонтана:

  • богиня Юнона (символ женской силы);
  • богиня Диана (символ непорочности);
  • река Тибр в образе Юпитера (символ Рима);
  • река Арно в образе Нептуна (символ Флоренции).

Автором трёх фонтанов является один из лучших мастеров своего времени, Доменико Фонтана, а над проектом четвёртого работал выдающийся художник и архитектор Пьетро да Картона. Впоследствии, когда на перекрёстке улиц начали возводить угловые здания, для уже существующих фонтанов были спроектированы специальные ниши.

В 1634 году Франческо Борромини, великий итальянский архитектор, получил заказ от Ордена Пресвятой Троицы (известен ещё как Орден Тринитариев) на проектирование и строительство Церкви Сан-Карло алле Кватро Фонтане. Для его творческой натуры были характерны отсутствие прямых линий, изобилие изогнутых форм и причудливых архитектурных деталей. Мастер практически всегда использовал эллипс вместо круга. Сооружения Борромини в своё время стали настоящим переворотом в архитектуре.

Первое время все работы финансировал кардинал Франческо Барберини, но в дальнейшем постройка велась на скромные средства нищенствующего Ордена, поэтому церковь получилась без лишнего убранства. Статус «нищенствующий» означал, что Тринитарии отказались от любого вида собственности, а деньги получали, исключительно прося милостыню. Все собранные пожертвования тратились на выкуп христиан, находившихся в мусульманском плену. Именно этим Орденом из алжирского заточения был освобождён Мигель де Сервантес, который уже после завершения военной карьеры занялся литературой. Со времени основания до 1696 года Тринитариями было выкуплено более 30 000 человек.

Строительство Церкви Сан-Карло алле Кватро Фонтане длилось долгих 30 лет и завершилось уже после смерти главного архитектора Франческо Борромини. Следуя проекту мастера, оставшуюся часть фасадных работ завершил его племянник Бернардо Борромини.

Внешний фасад Сан-Карло алле Кватро, выполненный из травертина, имеет два уровня. Над главным входом устроена ниша, которая увенчана фронтоном, образованным крыльями двух ангелов. Под крыльями ангелов установлена статуя Карло Борромео. По обе стороны от него размещены скульптуры Жана де Мата и Феликса де Валуа, основателей Ордена Пресвятой Троицы .

Верхняя часть фасада состоит из трёх вогнутых секций. Центральную секцию украшает большой овальный картуше. Экстерьер здания завершен эллиптическим куполом с фонарём и вогнутыми нишами в колокольне со звонницей.

Интерьер внутреннего убранства выполнен в белом цвете, что зрительно увеличивает малое помещение церкви. Лишенное богатого и вычурного декора подкупольное пространство, производит впечатление лёгкого и невесомого кессонного покрытия, напоминающего крону дерева. Плафон, оформленный религиозными символами — крестом, октагоном и ромбом, украшает «Голубь святого Духа», знак Тринитариев. В нишах, образованных срезанными углами пространства под куполом, размещены окна, которые вместе с лантерной обеспечивают мягкое освещение церкви.

Церковный неф своей формой напоминает два прилегающих друг к другу колокола. В результате этой архитектурной особенности, все стены внутри храма волнообразны. К главному алтарю можно пройти прямо от дверей по проходу между колонами, подпирающими свод. Над главным алтарём размещена «Святая Троица» работы Пьера Миньяра. Капелла слева оформлена живописной фреской «Отдых на пути в Египет» и была предназначена для захоронения самого Франческо Борромини, который, однако, серьёзно заболев, покончил с собой и был захоронен в Сан-Джованни-деи-Фиорентини, в фамильном склепе.

Сан-Карло алле Куатро Фонтане (итал. San Carlo alle Quattro Fontane, также San Carlino, что значит «церковь св. Карла у четырёх фонтанов») — эталон причудливой барочной криволинейности, спроектированный и построенный в Риме одним из самых экстравагантных мастеров барокко — Франческо Борромини.

Строилась она по борроминиевскому проекту в 1638—1677 гг. и была освящена в честь канонизированного миланского кардинала и реформатора церкви Карло Борромео, а также Пресвятой Троицы. В 1999 году основательно отреставрирована.

Овальный купол.

У церкви углы срезаны и возле них расположены четыре скульптурные группы с фонтанами, отсюда название — алле Куатро Фонтане. Фигуры ангелов поддерживает большой овал с изображением герба.

Внутреннее убранство выполнено в белом цвете и считается первым творением эпохи расцвета римского барокко. Здание в плане образует овал, перекрытый куполом, по сторонам расположены 2 небольшие капеллы. Капелла в нижней части церкви была предусмотрена как место захоронения архитектора, однако покончивший с собой Борромини был похоронен рядом с дядей Карло Мадерно в Сан-Джованни-деи-Фиорентини.

| следующая лекция ==>
| Маркетинговый бриф для разработки интернет-сайта

Дата добавления: 2017-02-24; просмотров: 396 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *