Церковь спаса на городу

История

Известно, что на месте современного храма существовала деревянная церковь Спаса Преображения «еще во времена ярославских удельных князей», т. е. до 1463 года. Церковь была приходской и располагалась на «городском торгу», отчего и получила устойчивое наименование «Спаса на Городу».

В «великий пожар» 1658 года церковь сгорела. В 1672 году на месте сгоревшей деревянной церкви построен каменный храм. Он возведен по образцу церкви Иоанна Златоуста в Коровниках, но с учетом местных особенностей. С 12 июня по 2 августа 1693 года интерьер храма был расписан фресками.

В 1694 году по прошению прихожан и с благословения митрополита Иосафана храм подвергся некоторой перестройке. Был возведен южный придел мученика Стефана, в котором располагалась теплая церковь. В 1831 году храм был значительно перестроен. Южный придел с теплой церковью в нем «переправлен снаружи и покрыт железной кровлей с кумполом и сходами, а внутри сделан накатный потолок и поставлен новый иконостас». Церковь была заново освящена. В 1858 году стенопись была обновлена.

Во время белогвардейского мятежа в 1918 году храм значительно пострадал. Во время артиллерийского обстрела шатер над северным приделом был снесен на одну треть своей высоты. Внутри шеи главы колокольни разорвался снаряд. Сильно повреждены главы главного храма. Стены южного придела имели большие сквозные пробоины. В 1919-1920 и 1925-1926 годах проведены ремонтные и реставрационные работы, которые проводились за счет средств общины верующих, т. е. на добровольных пожертвования прихожан.

В конце 1926 года приход закрыт, а здание церкви передано в ведение местного краеведческого музея. В 1930 году были сняты кресты над главами. 20 марта 1935 года постановлением Президума ВЦИКа здание храма поставлено на госохрану. В 1936 году арендатором церкви стало областное отделение Союзутиля, которое использовало её в качестве складских помещений для утиля. А с 1939 года она арендована Яроблторгом и продолжала служить складом для различных товаров. В 1960-х годах церковь передана в ведение Управления культуры области. С тех пор и до начала 1990-х годов здесь находился книжный склад.

В 1978—1981 годах храм был отреставрирован силами ЯСНПРМ. Полностью восстановлены фасады главного объема, северного придела и колокольни. Водружены золоченые кресты. Ликвидированы наиболее опасные трещины и выбоины. В 1991—1993 годах проведены повторные ремонтно-восстановительные работы. В июле 2003 года храм передан Ярославской Епархии. Настоятель (с 2003 года) — иеромонах Сергий (Стукачев), исполняющий послушание Первого проректора Ярославской Духовной Семинарии.

> Описание памятника

Церковь Спаса на Городу — крестовокупольный четырехстолпный храм.

ЦЕРКОВЬ СПАСА НА ГОРОДУ в Ярославле

Авторы:Т.Е. КАЗАКЕВИЧ.А.Ш.

Находится на ул. Почтовой, 3.

12 фотоСмотреть фотогалерею 12 фото Церковь Спаса на городу. Вид с запада. Фото А.Григорьева из

Первая церковь на этом месте была воздвигнута еще во времена ярославских удельных князей, т. е. Спасская церковь является одной из древнейших в городе. Известно, что до 1658 здесь стояла деревянная церковь, сгоревшая в большой городской пожар. Издревле на этом месте, за земляным городским валом, существовал городской торг, что нашло отражение в названии церкви.

Ныне существующий каменный храм построен на средства прихожан в 1672. Главный престол был освящен в честь Происхождения честных древ животворящего Креста Господня. Храм двухстолпный, с мощным пятиглавием. На северо-западном углу храма над папертью восьмигранная шатровая колокольня. На ней до конца 1920-х годов находилось 7 колоколов, самый крупный их которых был весом 100 пудов. (В 2008 году такой же колокол вновь был поднят на колокольню.) С южной стороны паперти был устроен теплый придел во имя Николая Чудотворца. В 1831 он был перестроен и покрыт куполом, увенчанным главкой. С северной стороны под шатровой башней находился придел во имя св. первомученика и архидиакона Стефана.

Стенопись церкви Спаса на Городу была создана в период 12 июня 1693 — 2 августа 1693 большой артелью ярославских и костромских мастеров, в состав которой входили Лаврентий Севастьянов, Федор Федоров, Иван Дмитриев, Михаил Андроников, Степан Митрофанов, Иван Сергеев, Яков Васильев, Тихон Прохоров, Никифор Дмитриев, Леонтий Федоров, Василий Федоров, Федор Лазарев, Семен Андрианов, Сергей Доментианов, Сергей Дмитриев, Кондратий Иванов, Моисей Семенов, Козьма Никитин, Семен Иванов. Заказчиком росписи был ярославский посадский Иван Иванов Кемской. Северный придел и паперть дописывались в 1700-е.

В системе спасонагородской росписи органически слились иконографические приемы ярославской и костромской традиций. Многие сюжеты трактованы в ней оригинально, не по общепринятым образцам. В центральном куполе расположена фреска «Вседержитель», в барабане купола фигуры пророков в рост и праотцы в круглых медальонах. На парусах евангелисты и их символы, ангелы с зерцалами и Христос Эммануил. На подкупольных арках изображены сюжеты «Ветхозаветная Троица» (в.) и «Сошествие Святого Духа» (з.). В ю.-з. куполе «Богоматерь Знамение», между окнами барабана архангелы, на парусах апостолы из числа семидесяти, на подкупольных арках «Воскрешение Лазаря» (в.) и «Вход в Иерусалим» (з.). В с.-з. куполе композиция «Иоанн Предтеча с Христом в потире», в барабане архангелы, на парусах апостолы и херувимы, на подкупольных арках «Проповедь во храме» (в.) и «Неверие Фомы» (з.). Своды заняты основными праздниками, которые трактованы традиционно, без апокрифических сцен. На северном своде изображены «Благовещение» и «Введение во храм», на южном — «Рождество Христово» и «Богоявление», на западном — «Вознесение». На подпружных арках крупные фигуры апостолов и херувимы. Столпы разбиты разгранками на 4 яруса, равных по высоте стенописным ярусам. В двух верхних написаны благоверные цари и князья, среди них изображения ярославских святых Василия и Константина, Федора, Давида и Константина, а также Димитрия Угличского, в третьем ярусе воины-мученики. В нижних ярусах столпов расположено единственное в ярославских стенописях изображение «Семь таинств». Оно подчинено храмовой теме о спасительной силе креста и тайном воздействии на человека благодати Божией. Восьмое место, на восточной стороне южного столпа, занято «Троицей Новозаветной».

Стены храма разбиты на 6 сюжетных ярусов шириной 1,35 — 1,5 м, ниже которых проходит узкий орнаментальный фриз шириной 40 см, храмовая летопись, написанная вязью (35 см), и подзор из полотенец с кругами (1,1 м). В верхних люнетах помещены изображения двунадесятых и богородичных праздников: на южной стене — «Сретение» и «Преображение», на северной — «Рождество Богородицы» и «Успение», на западной — «Живоносный источник», «Распятие» и «Воздвижение Креста». Далее следуют непрерывные ряды повествовательных фризов, заполняющие собой оконные откосы и замковые части оконных арок. Второй и третий ярусы иллюстрируют земную жизнь Христа, евангельские притчи и заповеди. Четвертый и пятый ярусы посвящены Страстям Христовым, начиная с «Тайной вечери» и заканчивая темой Голгофы на южной стене. Автором евангельских сюжетов был, по-видимому, Федор Федоров. Шестой ярус (а на западной стене и пятый) повествует об истории животворящего Креста Господня, воссоздавая легендарный сюжет о принятии христианства императором Константином. Знаменщиком этой центральной храмовой темы был Лаврентий Севастьянов.

На западной стене размещены следующие композиции: «Сон царя Константина», «Константин и его приближенные видят образ Креста Господня», «Отрок подносит Крест царю Константину», «Победа Константина над Максенцием», «Въезд царя Константина в Константинополь», «Подношение Константину икон Петра и Павла», «Разрушение идольских капищ царицей Еленой», «Воздвижение Креста Господня», «Крещение народа патриархом». В шестом ярусе южной стены изображены: «Поражение царя Константина», «Взятие Византии», «Установление памятника честному Кресту», «Проводы царицы Елены на розыски Креста Господня», «Встреча Елены патриархом Макарием в Иерусалиме», «Призвание иудея на розыски Креста Господня»; в том же ярусе северной стены — «Крещение царя Константина», «Крещение царицы Елены», «Разрушение идольских капищ», «Вторая брань против византийцев», «Царица Елена строит церкви в Византии», «Привоз животворящего Креста и святых гвоздей в Константинополь», «Победа царя Ираклия над Хосровом», «Явление Ангела у Креста Господня». Этот обширный цикл, единственный раз встречающийся в ярославских фресках, связан с посвящением главного престола храма Происхождению честных древ животворящего Креста Господня.

Схема размещения живописных сюжетов в небольших узких помещениях алтаря традиционна. Живопись в алтаре располагается двумя регистрами, верхний из которых из-за малой высоты апсид заходит и на своды. Для монументальных композиций «О тебе радуется» и «Христос в потире» оставлены только оконные распалубки. В апсиде центрального алтаря вверху изображены сцены из литургии, а внизу святители, в апсиде жертвенника — литургия и архидиаконы. Диаконник не расписан. В арке, ведущей из центрального алтаря в жертвенник, изображен сюжет из «Сказания о нерадивом попе», который в пьяном виде крестил отрока, и тот поэтому был мучим бесом. В алтарной конхе северного придела изображена Богоматерь Честнейшая Херувим, в апсиде преподобные в два ряда, на стенах и сводах придела сценами жития первомученика Стефана иллюстрирована престольная тема.

На паперти тематика росписи группируется в несколько циклов. В тимпанах наружных стен основного куба размещены сложные символические богословские композиции «Богоматерь всех скорбящих радость», «Отче наш» и «Живоносный источник», на южной стене западного крыла «Страшный суд», на северном своде сцены из жития святителя Николая, а на южном — «Сказание о нерукотворном убрусе». Кое-где на своде, в люнетах и на стенах иллюстрированы новеллы из «Синодика» и «Великого Зерцала»: «О славе небесной и радости праведных», «О том, как сын избавил мать от муки вечной», «О попе, окривевшем на один глаз», «О Христе, пришедшем в монастырь в образе нищего».

Храмовая живопись на отдельных участках серьезно пострадала от губительной реставрации 1860-х. Некоторые клейма, преимущественно в алтарной части, были переписаны заново.

Недалеко от храма Спаса на Городу находилась принадлежавшая ему небольшая каменная часовня, выстроенная при некогда бывшей здесь богадельне, с ярославской святыней — написанным на стене ликом Спасителя. Впоследствии часовня была встроена в здание губернской гимназии (ныне госпиталь Ярославского военного гарнизона).

Во время подавления Ярославского восстания летом 1918 церковь сильно пострадала и 26 ноября 1929 была закрыта. Религиозная община просуществовала до января 1930.

Богослужения возобновлены с 13 августа 2003 года.

>Церковь Спаса на Городу в Ярославле

Почему — на Городу? История храма

Церковь стоит там, где начинался древний ярославский торг. К XVII веку город стал богат, приезжали сторонние купцы и увеличивались числом своим, торг разрастался, занимая уже огромную территорию от Земляного вала по берегу Которосли, к Ильинской площади и дальше.

Торг становился ещё одним городом — торговым. Потому и назвали храм на откосе бывшего Медведицкого оврага Спасом на Городу. Был он первоначально из дерева, потому судьба его уже была определена — рано или поздно сгореть в пожаре. Так и случилось во время Великого пожара в 1658 году.

Горожане так пострадали, что восстановление храма началось не тут же. Только к 1672 году возведён новый — каменный храм, образцом которому послужил храм Иоанна Златоуста в Коровниках (год постройки — 1654), однако — «с учётом местных особенностей».

Первая каменная церковь на Голоду имела по флангам северного фасада, того, что обращён к торгу и самый нарядный, «два увенчанных шатрами объёма» — придел Николая Чудотворца и колокольню. Основной храм-четверик был укрыт позакомарно, с севера и запада окружён галереями, причём северная галерея сооружена была открытой, а западная — с крыльцом. Расписали храм фресками 22 мастера, возглавляемые Фёдором Фёдоровым и Лаврентием Севастьяновым — ведущими знаменщиками.

Однако в 1994 году храм перестраивают: такова была воля прихожан и благословление митрополита Иосафана.

Возводят южный придел, посвящённый мученику Стефану, и устраивают в нём тёплую церковь. Пролёты северной галереи заделывают, заменяя окнами с пышными наличниками.

В 1807 году происходит ещё одно важное изменение: позакомарное покрытие меняют на четырёхскатную крышу с железной кровлей. Красоту храма это, конечно, уменьшило, но с точки зрения сохранности строения было обоснованно.

Другая значительная перестройка случилась в 1831 году, когда разобрали большую часть западной галереи, соорудив большой притвор, входы оформили портиками с купольным покрытием. Изменения в итоге оказались столь значительны, что церковь даже заново освятили.

Новое, революционное время началось для церкви сразу с тяжёлых испытаний. В 1918 году, во время мятежа белогвардейцев, снесён на 1/3 северный шатёр, в колокольне разорвался снаряд, оказались повреждены и главы четверика, пробиты насквозь стены южного придела.

Все последующие годы прихожане на собственные средства восстанавливают храм, но в 1926 году церковь закрывают совсем. Её передают местному краеведческому музею, а тот сдаёт «помещение» в аренду то клубу водников, то военно-железнодорожному лагерному сбору, трикотажно-текстильному союзу и прочим подобным.

После 1936 года, уже под госохраной, церковь становится складом для утиля, далее — складом разнообразных товаров Яроблторга, в 60-х годах — книжным складом.

Только в 1978 – 1981 годах здание ремонтируют и реставрируют силами ЯСНПРМ, в 1991 году ликвидируют трещины в стенах, затем восстанавливают интерьеры и кресты на куполах, в 2003 году храм возвращается Ярославской Епархии.

Ликом — к Городу

Уникальность церкви Спаса на Городу — в обращении главного фасада на север, а не на запад, как обязывает традиция. Лицевым фасадом сделали тот, что обращён к людям, сделали его особенно нарядным и сохранили почти без изменений от XVII века.

Стройный храм — без хозяйственного подклёта, с тремя апсидами и пятью большими куполами, увенчанными золотыми крестами на «яблоках», несмотря на объёмы кажется лёгким и «плывущим».

Талант строителей, позволивших храму «плыть», проявился в выборе особых пропорций церкви: её мощные купола на высоких барабанах высотою равняются основному зданию и «поднимают» всю постройку вверх, к плывущим облакам и небу.

Обойдите церковь — с каждой стороны она открывается новой, где-то — скромной, где-то — печальной, но всегда величественной и живой красавицей.

Адрес: г. Ярославль, ул. Андропова, 1 (ул. Почтовая, 3).

Карта расположения:

← Спасо-Преображенский собор

Спасо-Преображенский собор
При пожаре 1502 г. многие постройки Свято-Преображенской монастырской обители были уничтожены огнем. Не устояло против огненной стихии и здание Спасо-Преображенского собора, которое было полностью демонтировано. Сохранился лишь фундамент – на нем в…

Церковь Михаила Архангела
Ярославская церковь Михаила Архангела — старейшая среди городских храмов. Нарядный красно-кирпичный храм — обрамлённый белыми пилястрами, с пятиглавием зелёных луковичных куполов на высоких барабанах, с весёлым кружевом белых кокошников под кровлей…

Церковь Николая Чудотворца (Николы Надеина) в Ярославле
Этот храм уникален даже для Ярославля — города-музея русской архитектуры, и культовой, и гражданской; города, отмеченного ЮНЕСКО как всеобщее, всечеловеческое наследие. Храм этот — во многом первый или единственный. Он первым в Ярославле оказался …

Часовня Казанской Богоматери в Ярославле
Часовня украшает набережную р. Которосль и размещается в центральной части города, перед главными (Святыми) воротами Спасо-Преображенского монастыря. Здание, воздвигнутое по проекту зодчего Г. Л. Дайнова, вобрало в себя традиции православной и совр…

Успенский кафедральный собор
Ярославский православный собор Успения Пресвятой Богородицы, или, в обиходной речи, Успенский собор, с XVIII по XX столетия имел статус кафедрального – главного в епархии. Воздвигнутый при слиянии Которосли с Волгой и освященный в 1219 г., он был п…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *