Церковь св франциска ксаверия

Франциск Ксавье — биография путешественника

Историческая справка

Франциск Ксавье родился в Испании в аристократической семье, однако одна из многочисленных средневековых войн полностью разрушила привычный уклад жизни. Замок был разграблен, и многие родные, включая отца, убиты. Франциск, достигнув совершеннолетия, отправился в Париж, где окончил университет и стал теологом, овладев, вероятно, самой популярной специальностью того времени. Неизвестно, как сложилась бы его судьба, но именно в Париже Франциск встретил Игнатия Лойолу. По добровольному согласию ими совместно с пятью последователями было принято решение посвятить жизнь служению богу. В 1534 году основали новый католический орден, который в наши дни известен как Орден Иезуитов, или общество Иисуса.

Приняв в 1537 году сан священника и прослужив несколько лет в Европе, Франциск был направлен для миссионерской деятельности в колониальные страны. Местом его трудов стал индийский регион. Франциск проповедовал Евангелие на Гоа, Цейлоне и Малакке. Проводя свою религиозную работу, как и подобает истинному, целеустремленному проповеднику, он не мог быть незамеченным. О его умении переубеждать ходили легенды. В 1547 году состоялась встреча, которая изменила жизнь католического священника: он познакомился с японцем, прибывшим на Гоа по торговым делам. После общения с этим человеком Франциск твердо решил отправиться в Японию.

Во времена жизни Франциска Япония была практически неизвестна. О ней упоминал в своих трудах Марко Поло, некоторые корабли доходили до берегов этого островного государства, но о жизни самих японцев данных не было. Франциск Ксавье, надеясь обратить японцев в христианскую веру, независимо от своей основной цели стал исследователем культуры этого народа. Он прибыл на остров Кюсю 15 августа 1549 года и находился в Японии более двух лет.

Значение для современности

Франциск Ксавье умер в 1522 году, был похоронен на Гоа. Огромная работа по распространению христианства в азиатском регионе была отмечена Ватиканом: Католическая церковь считает его самым успешным, после апостола Павла, миссионером. В 1619 году Франциск был беатифицирован (причислен к лику блаженных), а в 1622 году канонизирован церковью (стал святым). Но все это — свидетельство труда теолога, философа и священника.

Для обывателя Франциск открыл Японию, но не как мореплаватель или путешественник, а как информатор о жизни людей этой страны. Его миссия стала этнографической, хотя сам он, вероятно, об этом не догадывался. Контакт с жителями Японии, попытка донести основы катехизиса, связанная с трудностями японского языка, только сближали с прихожанами, вынуждали искать различные способы коммуникации. Франциск для последователей — не просто один из святых, он считается признанным покровителем многих стран азиатского региона.

Его миссия донести веру возымела и отдачу. В наши дни посещение Японии в качестве туриста — одно из заманчивых мечтаний европейских людей, ведь эта земля по-прежнему не понята и загадочна. Несмотря на глобализацию (во всем мире можно встретить технические творения японских инженеров — автомобили, компьютеры), культурная экспансия закрыта. Для познания нужно самостоятельно отправляться на острова. Хорошо развитая туриндустрия в 21 веке делает доступным для посещения практически любые места страны. Помимо этнографических туров, востребованы экскурсионные, пляжные поездки в Окинаву, а также проведение красочных свадебных церемоний. На некоторых островах действуют термальные источники, что делает оздоровительные поездки частью общей программы. Для многих знакомство с Японией начинается весной, когда расцветает сакура, но продолжается всю жизнь.

Святой Франциск Ксаверий (7 апреля, 1506 — 2 декабря, 1552) христианский миссионер и сооснователь Общества Иисуса (ордена Иезуитов). Римско-Католическая Церковь считает его самым успешным миссионером в истории христианства, обратившим в христианство большее число людей, чем кто бы то ни было, за исключением, быть может, апостола Павла.

Миссионерская работа Править

Франциск Ксаверий посвятил большую часть своей жизни миссии в отдалённых странах. В 1541 г. папа Павел III посылает его в португальскую восточную Индию. Он покидает Лиссабон 7 апреля 1541 г., вместе с двумя другими иезуитами и новым вице-королём Мартином де Соуза, на борту «Сантьяго». С августа этого года до марта 1542 г. он находится в Мозамбике, а 6 мая 1542 г. прибывает в Гоа, столицу португальской Индии. Названием официальной должности Франциска в Гоа было «апостольский нунций». Центром миссионерской деятельности св. Франциска Ксаверия в первые три года его деятельности был индийский город Гоа, откуда он совершал многочисленные поездки по южной Индии и соседним странам.

20 сентября 1542 г. он начинает свою миссию среди народа паравас, ловцов жемчуга с восточного берега южной Индии. Затем он помогает обращению в христианство короля Траванкоре с западного берега Индии, а также посещает остров Цейлон. В 1545 г. он решает переместить миссионерскую активность восточнее, на Моллукские острова (сегодняшняя Индонезия).

После прибытия в Малакку в октябре 1545 г. и трёх месяцев напрасного ожидания корабля в Макассар, он решает изменить цель своего путешествия. 1 января 1546 г. он покидает Малакку и плывёт на остров Амбон, где он остаётся до середины июня. Затем он посещает другие острова Моллукского архипелага. После этого он возвращается на остров Амбон, а затем в Малакку.

В декабре 1547 г. в Малакке Франциск Ксаверий знакомится с японцем из Кагосимы по имени Андзиро. Андзиро услышал о Франциске в 1545 г. и отправился в путешествие из Кагосимы в Малакку специально, чтобы встретиться с ним. После их знакомства Франциск решает отправиться в Японию. Он возвращается в Индию в январе 1548 г. Следующие пятнадцать месяцев были посвящены различным путешествиям и административным делам в Индии.

Франциск Ксаверий был крайне разочарован нехристианской жизнью и образом действий португальцев, препятствовавших его работе по евангелизации местных жителей. Он отправляется дальше, на неизвестный Дальний Восток. 15 апреля 1549 г. он покидает Гоа, вновь посещает Малакку, и прибывает в Кантон. В путешествии его сопровождают Андзиро, два других японца, а также отец Космэ де Торрес и брат Хуан Фернандес. С собой он взял подарки для «Короля Японии», которому намеревался представиться апостольским нунцием.

Ксаверий прибывает в Японию 15 августа 1549 г. Он сходит на берег в Кагосима, главном порту провинции Сацума (остров Кюсю). Он был тепло встречен и оставался гостем семьи Андзиро до октября 1550 г. С октября до декабря 1550 г. он живёт в Ямагути. Вскоре после Рождества он отправляется в Киото, но ему не удаётся встретиться с Императором. В марте 1551 г. он возвращается в Ямагути. Здесь ему было разрешено проповедовать перед даймё, но так как он не знал японского языка, он вынужден был ограничиться чтением вслух перевода катехизиса.

Файл:StFrancisXavier.jpg

В конце концов, его более чем двухлетняя миссия в Японии оказалась успешной. В Хирадо, Ямагути и Бунго образовались христианские общины. Он решает вернуться в Индию. Во время путешествия буря заставила корабль остановиться на острове возле Гуанчжоу, в Китае. Там он встретил богатого торговца Диего Перейра, своего старого друга по Индии, который показал ему письмо одного португальца, который находился под стражей в Гуаньчжоу. Заключённый просил португальского посла заступиться за него перед китайским императором. 27 декабря 1551 г. корабль с Франциском останавливается в Малакке, а в январе 1552 г. прибывает обратно в Гоа.

17 апреля он вновь отправляется в путь, вместе с Диего Перейра, который выступал в качестве посла короля Португалии, на борту корабля «Санта Круз». На этот раз его цель — Китай. Однако, он обнаруживает, что забыл свои верительные письма. Поэтому в Малакке у него происходит конфликт с «капитаном» Альваро де Атайде де Гама, который к тому времени имел полную власть в гавани. «Капитан» отказался признавать его титул нунция и потребовал от Перейро отказаться от титула посла, нанять новый экипаж для корабля и оставить дары императору в Малакке.

В начале сентября 1552 г. «Санта Круз» достиг китайского острова Шангчуан, в 10 км от южного берега континентального Китая, в 200 км к юго-западу от того места, где позднее возникнет Гонконг. На этот раз его компанию составляли студент-иезуит Альваро Ферейра, китаец Антонио, и слуга из Малабара Кристофер. В середине ноября он послал письмо, в котором писал, что один человек согласился доставить его на материк за большую сумму денег. Отослав назад Альваро Ферейра, Франциск остаётся только с Антонио.

Наследие Править

Франциск Ксаверий выполнил огромную работу по распространению христианства в странах Азии, и как организатор, и как первопроходец. Найдя компромисс с древней церковью св. Фомы в Индии, он тем самым разработал основы миссионерских методов Общества Иисуса. Он смешивал миссию и политику, и, в принципе, был не против распространения христианства силой (см. его письмо королю Португалии Джону III, написанное 20 января 1548 г).

Он обладал качествами великого миссионера, был харизматической личностью, имел огромный лингвистический талант и всегда без остановок рвался вперёд. Его деятельность оставила огромный след в миссионерской истории Индии, Японии и Китая, указав путь для дальнейших поколений католических миссионеров, не только иезуитов.

Он сам смог увидеть многие из результатов своей работы, но цели, которые он ставил перед собой, были намного больше. Так как Римско-Католическая Церковь ответила на его призыв, поняв важность того, что он делал, эффект от его усилий распространился далеко за пределами его собственного ордена. Широкой нынешней распространённостью в мире Католическая Церковь, в значительной степени, обязана Франциску Ксаверию и всему поколению миссионеров его времени.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *