Улица большая дмитровка

История

К XIV веку по обеим сторонам дороги в Дмитров сформировалась слобода, где жили торговцы и ремесленники (седельники, калашники, тележники и другие). Поскольку почти все они были выходцами из Дмитрова, то и слобода стала называться Дмитровской слободой. В XVI—XVII веках простых жителей слободы переселили по той же дороге, но подальше от Кремля, освобождая место для московской знати. Чтобы различать старую («большую») и новую слободы, новую слободу стали называть Малой Дмитровской слободой. Границей между ними с конца XVI в. служила стена Белого города, c глухой (непроездной) Дмитровской башней, разделившей ранее единую улицу на две не связанные между собой улицы — Большую Дмитровку и Малую Дмитровку. По мере развития города слобода отодвинулась ещё дальше по дороге: так к концу XVII века сложилась Новая слобода.

Уже в середине XVIII века эти слободы стали улицами и назывались, как и сегодня Большой Дмитровкой, Малой Дмитровкой и Новослободской улицей.

На углу Большой Дмитровки и Столешникова переулка до 1859 года существовала типография Семена Селивановского под управлением его сына, Николая.

В начале 1920-х годов улицу ненадолго переименовали в улицу Эжена Потье в честь участника Парижской коммуны и автора «Интернационала».

В 1937 году улицу переименовали в Пушкинскую улицу в связи со 100-летием со дня смерти А. С. Пушкина, при том, что у улицы с поэтом общее только то, что в одном из её домов в 1830 году он проиграл крупную сумму денег карточному шулеру В. С. Огонь-Догановскому. Этот проигрыш Пушкин выплачивал по частям в течение многих лет, и последнюю часть выплатили его наследники уже после гибели поэта на дуэли. В 1994 году улице было возвращено её историческое название.

Примечательные здания и сооружения

№ 3. Угол Большой Дмитровки и Георгиевского переулка

По нечётной стороне

  • № 1 — Дом Cоюзов.
  • № 3 — Малый манеж.

Доходные дома Синодального ведомства (№ 5/7)

Комплекс доходных домов построен в 1898 году по проекту архитектора И. Г. Кондратенко.

Комплекс доходных домов Е. А. Обуховой и князя С. С. Оболенского (№ 7/5)

Главный дом усадьбы, рисунок 1836 г.

В XVII веке на этом месте находился двор Собакиных, из рода которых происходила третья жена Ивана Грозного М. В. Собакина. Позднее усадьба перешла к Стрешневым, состоявшим в родственных связях с царствующей династией Романовых (Евдокия Стрешнева стала второй женой царя Михаила Фёдоровича). В конце XVII века участком владел боярин Р. М. Стрешнев. В это время двор выходил в переулок деревянным забором без ворот, за которым стоял фруктовый сад. С 1739 года усадьбой, в результате «полюбовной раздельной записи» после смерти матери, стал владеть внук Р. М. Стрешнева В. И. Стрешнев. В начале 1740-х годов В. И. Стрешнев становится тайным советником, сенатором и действительным камергером при малолетнем наследнике престола Иване VI. В. И. Стрешнев — один из трёх живших в переулке камергеров, в честь которых он получил своё современное название. После смерти Стрешнева, усадьба перешла к его жене, Настасье Никитишне. К 1773 году в усадьбе Стрешневых находилось уже два отдельных каменных здания. В начале XIX века участком владела статс-дама Е. П. Стрешнева (в замужестве Глебова) — последняя из рода Стрешневых. После смерти мужа в 1803 году она получила право именоваться Глебовой-Стрешневой. Глебовы-Стрешневы владели участком вплоть до 1860-х годов, когда усадьба перешла Герасиму Хлудову, а от него к московскому вице-губернатору действительному тайному советнику И. П. Шаблыкину.

Строение 1

памятник архитектуры (федеральный)

№ 5/7 стр.1, вид с Большой Дмитровки, 2009 г.

В 1913 году внучка И. П. Шаблыкина Е. А. Обухова построила на месте прежних строений усадьбы большой угловой дом по проекту архитектора В. А. Величкина (№ 5/7 стр. 1). Фасад здания имеет монументальную неоклассическую композицию, в которой использованы ордерные и декоративные мотивы московского ампира. Угол дома оформлен полукруглым эркером, над которым размещена полукруглая ниша с кессонированным сводом и рельефным княжеским гербом.

В 1920-е годы в здании размещался Шахматный клуб, в помещениях которого с 4 по 24 октября 1920 года прошла Первая Всероссийская шахматная Олимпиада. Победителем олимпиады стал будущий чемпион мира по шахматам А. А. Алехин. В 1924 году на первом этаже дома был открыт оптово-розничный склад московского отделения торгсектора Госиздата СССР, ставший впоследствии книжным магазином № 3 издательства «Работник просвещения». С 1936 года магазин стал называться «Просвещение», с 1945 года «Педагогическая книга», а с 1974 года он носит современное название — «Дом педагогической книги». В настоящее время «Дом педагогической книги» входит в организованный в 1998 году «Объединенный Центр „Московский дом книги“». Филиал магазина находится на Кузнецком мосту. В здании находится книжный магазин «Старая медицинская книга», работающий на этом месте с 1936 года. Здесь также находился популярный букинистический магазин «Пушкинская лавка», закрытый в начале 2000-х годов.

№ 5/7 стр.2, вид с Большой Дмитровки, 2009 г.

В квартире № 23 с 1921 года жил и в 1934 году умер выдающийся русский оперный певец Л. В. Собинов. В память о певце в 1953 году на стене дома была установлена мемориальная доска. Позднее в квартире Собинова жил его зять, писатель Л. А. Кассиль, о чём также сообщает установленная здесь мемориальная доска. В разные годы в доме также жили: народные артисты СССР М. И. Прудкин, Н. П. Хмелёв, И. Н. Береснев, С. В. Гиацинтова, камерная певица, близкая знакомая С. В. Рахманинова Н. П. Кошиц, земский врач Н. И. Тезяков. У одного из своих друзей в конце 1920-х годов останавливался здесь писатель М. А. Шолохов. Именно в Камергерском переулке в середине 1990-х годов была обнаружена рукопись романа «Тихий дон», считавшаяся ранее утерянной. Здание является объектом культурного наследия федерального значения.

Строение 2

Доходный дом, целиком выходящий фасадом на Большую Дмитровку (Камергерский переулок, № 5/7, стр. 2), также построен по заказу Е. А. Обуховой архитектором В. Д. Глазовым(по другим данным В. А. Величкиным) немного ранее соседнего углового дома — в 1908 году. Фасад здания имеет черты модерна и неоклассицизма.

В 1990-х годах дом был реконструирован. Долгое время на первом этаже здания размещался популярный магазин «Чертёжник», закрытый во второй половине 2000-х годов. В настоящее время дом является офисным центром, в нижнем этаже расположены магазин и ресторан. Здание отнесено к разряду особо ценных градоформирующих объектов.

Строение 4 (Главный дом усадьбы)

памятник архитектуры (региональный)

Главный дом усадьбы (№ 5/7 стр. 4), 2009 г.

Сохранившийся до наших дней трёхэтажный главный дом усадьбы Стрешневых, находится во дворе, параллельно Большой Дмитровке (Камергерский переулок дом 5/7 стр. 5).

Фрагмент фасада, 2009 г.

История дома связана с жизнью поэта А. С. Пушкина. Так, в 1825 году здесь размещался магазин «домашних уборов» купца Доминика Сихлера, в котором часто бывала супруга поэта, Наталья Николаевна. В 1829—1836 годах квартиру в главном доме снимал помещик Серпуховского уезда Московской губернии, профессиональный карточный игрок В. С. Огонь-Догановский. Предположительно, здесь весной 1830 года А. С. Пушкин проиграл Догановскому большую сумму денег. Карточный долг Пушкин выплачивал по частям в течение многих лет, последнюю часть выплатили его опекуны уже после гибели поэта на дуэли. В 1833 году в усадебном доме жил под надзором полиции близкий знакомый А. С. Пушкина, член Северного тайного общества В. А. Мусин-Пушкин.

В 1840—1850-х годах здесь жили архитектор и историк А. А. Мартынов и известный медик-акушер, профессор Московского университета М. В. Рихтер; в 1866 году в бельэтаже снимал шесть комнат писатель Л. Н. Толстой, работая над романом «Война и мир»; в 1860—1870-х годах жил книгоиздатель и переводчик «Фауста» А. И. Мамонтов; в 1880—1890-х годах — известный зоолог, издатель и редактор журналов «Природа» и «Природа и охота» Л. П. Сабанеев, известный книговед и библиограф, создатель первой в Москве общедоступной детской библиотеки А. Д. Торопов, выдающийся астроном В. К. Цесарский, профессор анатомии Я. А. Борзенков, выдающийся русский математик В. Я. Цингер. В конце XIX века в строениях усадьбы находились шляпные магазины «Au Caprice» и «A la Mondaine»; квартира И. С. Аксакова и контора издаваемой им газеты «Москва»; редакция сатирического журнала «Будильник», в котором публиковались А. П. Чехов, Е. Ф. Кони, А. В. Амфитеатров, В. А. Гиляровский и другие.

Здание является ценным объектом культурного наследия регионального значения. Архитектурный облик главного дома Стрешневых искажён многочисленными пристройками, здание находится в неудовлетворительном техническом состоянии — фактически в аварийном. В 2009 году главный дом внесён в доклад Московского общества охраны архитектурного наследия (MAPS) «Московское архитектурное наследие: точка невозврата», как памятник архитектуры, находящийся под угрозой утраты.

Доходный дом А. М. Михайлова (№ 11)

Доходный дом А. М. Михайлова построен в 1903—1905 годах по проекту архитектора А. Э. Эрихсона.

На месте домов 9-11 ранее была усадьба Н. Н. Муравьёва. Во начале XIX века здесь проводились заседания Английского и Дворянского клуба; на собраниях первого бывал А. С. Пушкин. Н. Н. Муравьёв также предоставил свою усадьбу для Училища колонновожатых.

В данный момент здание жилое.В Июле 2011 года здание начало рушиться,пол стал обваливаться,стены находятся на весу.Дальнейшая судьба дома неизвестна,но в нём по-прежнему живут люди.

Музыкальный театр им. К. С. Станиславского (№ 17)

Построен в 1940 году архитектором А. Н. Фёдоровым.

Доходный дом (№ 29)

Доходный дом построен в 1910 году по проекту архитектора И. Г. Кондратенко.

По чётной стороне

Дом доходный К. М. Полторацкого (№ 2/3)

Построен в 1821 году по проекту архитектора А. Ф. Элькинского. Перестроен в 1889 году архитектором А. С. Каминским и гражданским инженером С. И. Тихомировым; в 1902 году — архитектором Р. И. Клейном. Ценный градоформирующий объект, выявленный объект культурного наследия

Театр Солодовникова (Опера С. Зимина) (№ 6/2)

Основная статья: Здание театра Солодовникова

Фасад театра с Кузнецкого Моста, 2008 г.

Усадьба XVIII века, принадлежавшая тестю А. В. Суворова князю И. В. Прозоровскому младшему. С 1798 года владение принадлежало Щербатовым, затем Шаховским. С 1863 года участок находился во владении купца-миллионера Г. Г. Солодовникова, перестроившего главный дом усадьбы и открывшего в нём магазин «Au bon marche» («По доступным ценам»). В 1883—1894 годах по заказу Солодовникова архитектором К. В. Терским здание было перестроено под пятиярусный театр на 3100 зрителей. В 1896 году в театре Солодовникова открылась первая негосударственная оперная антреприза — Московская частная русская опера, организованная и финансируемая С. И. Мамонтовым, которая с небольшими перерывами ставила здесь спектакли вплоть до начала 1904 года. На сцене театра были поставлены оперы русских композиторов Н. А. Римского-Корсакова, А. С. Даргомыжского, П. И. Чайковского, М. П. Мусоргского, при этом оперы «Снегурочка», «Псковитянка», «Хованщина», «Орлеанская дева» и «Каменный гость» были поставлены в Москве впервые. В театре выступали Ф. И. Шаляпин, Н. И. Забела-Врубель, Н. В. Салина и другие выдающиеся оперные певцы. Сценографией в опере Мамонтова занимались В. Д. Поленов, М. А. Врубель, К. А. Коровин, В. М. Васнецов, И. И. Левитан и другие известные художники.

В театре Солодовникова 6 мая 1896 года был проведён первый московский киносеанс: французский импресарио Рауль Гюнсбург представил картины братьев Люмьер, включая ставший позднее знаменитым фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла-Сьота». В 1897—1898 годах здание театра было вновь перестроено архитектором И. Е. Бондаренко. В 1907 года театр Солодовникова сгорел.

Партер театра Солодовникова после пожара, 1907 г.

После восстановления здания архитектором Т. Я. Бардтом, в нём 22 ноября 1908 года открылась «Опера Зимина», основанная театральным деятелем и меценатом С. И. Зиминым. Опера С. И. Зимина продолжила мамонтовские традиции постановки опер преимущественно русских композиторов, вместе с тем Зимин стремился привнести на сцену театра все новые европейские достижения, как в репертуре, так и в театральной организации. Музыкальным руководителем и дирижёром оперы с момента её основания являлся М. М. Ипполитов-Иванов. На сцене театра Зимина помимо опер осуществлялись и балетные постановки: здесь танцевала труппа М. М. Фокина, выступала Матильда Ксешинская.

В 1917 году опера Зимина, вместе с оборудованием, костюмами, нотной библиотекой и декорациями, была передана в ведение Совета рабочих и солдатских депутатов и стала называться Театром Совета рабочих депутатов. В 1919 году театр был переименован в Малую государственную оперу, а в 1921 году в Театр музыкальной драмы. В 1918 и 1921 годах в зале театра выступал В. И. Ленин. В 1922 году С. И. Зимин вновь возглавил театр, организовав акционерное общество «Первая свободная опера С. И. Зимина». В 1924 году театр был закрыт, а оперная труппа «Первой свободной оперы» отдана под суд, однако после следствия оправдана за отсутствием состава преступления. В 1925—1928 годах театр носил название Экспериментального, в 1929—1935 годах — 2-го Государственного театра оперы и балета, а с 1936 года стал филиалом сцены Большого театра. В этом же году здание было вновь перестроено. В части здания, выходящей на Кузнецкий Мост жил до своей смерти в 1942 году бывший руководитель оперы С. И. Зимин.

C 1961 года и по сегодняшний день в бывшем здании театра Солодовникова размещается Московский театр оперетты.

Городская усадьба Мясоедовых (№ 8/1)

Основная статья: Городская усадьба Мясоедовых

памятник архитектуры (федеральный)

На углу с Кузнецким Мостом — торец городской усадьбы Мясоедовых, архитектурный облик которой сформировался в середине XVIII — начале XIX веков. В 1829 году главный дом усадьбы был продан под размещение театрального училища, позднее здесь разместилась Московская контора императорских театров.

В пристройках главного углового дома жили: оперная певица, Народная артистка СССР Н. А. Обухова; оперный певец, Народный артист СССР и лауреат Сталинских премий И. С. Козловский; артист балета В. В. Смольцов; дирижёр Большого театра А. М. Лазовский; советский востоковед-медиевист Б. Н. Заходер.

С 1948 года в здании располагается Российская государственная библиотека по искусству.

№ 12/1

Доходный дом купцов Живаго перестроен по проекту архитектора С. С. Эйбушица в 1884 году.

№ 14

Доходный дом графа Г. И. Ностица (1813; 1822; 1905 — архит. А. Ф. Мейснер —построены заново левая угловая часть, центр и правое крыло — переделка фасада)

Дом Залесского и Чаплина (№ 16)

Дом, стоявший на этом месте, был построен в 1902 году по проекту архитектора В. Г. Залесского и инженера В. М. Чаплина для размещения архитектурно-технической конторы «В. Залесский и В. Чаплин» и жилых помещений для своих семей. В этом доме в семье В. М. Чаплина воспитывался выдающийся русский архитектор Константин Мельников. В 1935 году внучка Чаплина — научный сотрудник Московского зоопарка и будущая известная писательница Вера Чаплина вырастила в комнате коммунальной квартиры № 3 львицу Ки́нули . Эта история стала широко известна и послужила основой повести «Ки́нули». Дом снесён в 2004 году, в ходе реконструкции. Нынешнее здание в общих чертах воспроизводит фасад прежнего.

Доходный дом Мозгиных (№ 20)

Доходный дом Мозгиных построен в 1911 году по проекту архитектора К. Л. Розенкампфа.

Далее идут дома с номером 22, а затем 24 — в нем расположена редакция журнала Academia. Архитектура и строительство.

Совет Федерации (№ 26)

Главное здание Совета Федерации — верхней палаты Федерального собрания. Совет Федерации занимает также соседние корпуса № 24/1, 24/1а, 24/3

Доходный дом (№ 28)

Надстроен в 1912 году по проекту архитектора А. А. Андреевского.

Доходный дом (№ 30)

Построен в 1894 году по проекту архитекторов Л. Н. Кекушева и С. И. Тихомирова.

Торговый дом Левинсон (№ 32)

Торговый дом Р. Б. Левинсон построен в 1901 году по проекту архитектора А. Э. Эрихсона, при участии его помощника архитектора А. И. Германа.

С 2006 года, в здании расположен центральный аппарат политической партии «Справедливая Россия»

> Транспорт

  • Метро Охотный ряд, Театральная, Чеховская.

Примечания

  1. П.Сытин. Из истории московских улиц. М., Московский рабочий, 1958, стр. 233
  2. 1 2 3 Сытин П. В. История московских улиц. — М.: Эксмо, 2008. — С. 135-137. — 512 с. — 5100 экз. — ISBN 978-5-699-24988-6
  3. 1 2 В. Двораковский Василий Иванович Стрешнев. www.ostermanniana.rum. Архивировано из первоисточника 19 августа 2011. Проверено 17 ноября 2009.
  4. К. В. Сивков Покровское-Стрешнево. Очерк. — М., 1927.
  5. 1 2 3 Москва. Архитектурный путеводитель / Бусева-Давыдова И. Л., Нащокина М. В., Астафьева-Длугач М. И.. — М.: Стройиздат, 1997. — 512 с. — ISBN 5-274-01624-3
  6. Московский дом книги официальный сайт
  7. Л. Егоршина, М. Бахарева, О. Соболев Комиссионные магазины. «Большой город» № 12 (7 июля 2008). Архивировано из первоисточника 19 августа 2011. Проверено 2 декабря 2009.
  8. В. Челищева Врачебный тайник. «Новая газета» (16 февраля 2007). Архивировано из первоисточника 19 августа 2011. Проверено 2 декабря 2009.
  9. К. Барыкин Сергею Степашину негде покупать раритеты. Почему исчезают лучшие букинистические магазины. «Родная газета» № 14 (1 августа 2003). Архивировано из первоисточника 19 августа 2011. Проверено 20 ноября 2009.
  10. 1 2 3 4 5 6 7 Реестр памятников истории и культуры. Официальный сайт «Москомнаследия». Архивировано из первоисточника 19 августа 2011. Проверено 21 ноября 2009.
  11. С. К. Романюк Из истории московских переулков. РусАрх (2007). Архивировано из первоисточника 19 августа 2011. Проверено 12 ноября 2009.
  12. 1 2 В. Сорокин Памятные места Большой дмитровской слободы. «Наука и жизнь» (сентябрь 1988). Архивировано из первоисточника 19 августа 2011. Проверено 12 ноября 2009.
  13. А. Лодыженская Последняя любовь Сергея Рахманинова. «Журналист» (сентябрь 2003).(недоступная ссылка — история) Проверено 18 ноября 2009.
  14. Е. Толстопятенко По шолоховской Москве. Государственный музей М. А. Шолохова. Архивировано из первоисточника 19 августа 2011. Проверено 20 ноября 2009.
  15. А. Ушаков Рукопись Шолохова, найденная в Камергерском переулке. «Наука и жизнь» № 1 (2000). Архивировано из первоисточника 19 августа 2011. Проверено 18 ноября 2009.
  16. И. Мак Театры и камергеры. inedelya.ru (10 августа 2007). Архивировано из первоисточника 4 мая 2012. Проверено 18 ноября 2009.
  17. На тихих берегах Москвы…. Главное архивное управления г. Москвы. — Виртуальная выставка к 210-летию со дня рождения А. С. Пушкина. Архивировано из первоисточника 19 августа 2011. Проверено 18 ноября 2009.
  18. Московское архитектурное наследие: точка невозврата (выпуск 2). www.maps-moscow.com. Архивировано из первоисточника 19 августа 2011. Проверено 16 ноября 2009.
  19. Чудак Солодовников Статья на сайте журнала «Огонёк»
  20. 1 2 Частная русская опера Статья в Энциклопедии «Москва»
  21. Начало киновещания Статья на сайте rchnadzor.ru
  22. Нащокина, М. B. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — Издание 3-е. — М.: Жираф, 2005. — 535 с. — 2 500 экз. — ISBN 5-89832-043-1
  23. Сергей Иванович Зимин Статья на сайте rustrana.ru
  24. Нащокина М. В. Архитекторы московского модерна. Творческие портреты. — С. 68
  25. 1 2 «Опера С. И. Зимина» Статья в Энциклопедии «Москва»
  26. Из амбара в театр, не уступавший Большому Статья в газете «Московский комсомолец» от 12 июля 2001 г.
  27. Нужны современные условия для искусства Статья в «Независимой газете» от 2 сентября 2000 г.
  28. В Москве хотят уничтожить уникальное здание Оперы Зимина Статья в «Независимой газете» от 2 сентября 2000 г.

> См. также

  • Глинищевский переулок
  • Малая Дмитровка (улица)

Большая Дмитровка

Говорят, что… …во дворе дома №11 у Михайлова был первый и единственный в России холодильник для хранения меховых вещей, платья и ковров. Архитектор дома Н.Г. Лазарев был новатором: воздух вентиляции охлаждался артезианской водой, стены камер были облицованы панелями из пробкового дерева, с 3 по 8 этаж окна отсутствовали. «Холодильник» стал первым в мире таким сооружением. Появилась даже мода — летом сдавать сюда на хранение все меха и ковры.
После революции «Меховой холодильник» национализировали и передали Народному комиссариату внешней торговли. Здесь стали не только хранить меха и ковры, но и сортировать и готовить для продажи на экспорт сырье пушнины и выделанные шкурки. Из-за этого здание называли «Мировой академией пушнины».
Холодильник действует. Здесь работает производство по пошиву меховых изделий, есть химчистка и, как и прежде, можно хранить меха.
…карты в Россию привезла Марина Мнишек. Поначалу за карточную игру жестоко наказывали, вплоть до отрубания рук. Но в 1761 году разрешили в дворянских домах играть в ломбер на небольшие суммы. Так появился ломберный столик c зеленым сукном, на котором удобно было записывать карточные долги.
Когда картами увлеклась Екатерина II, игра пошла по-крупному. При этом императрица делила игры на одобряемые коммерческие и запрещенные азартные.
Но карты захлестнули страну: в карты проигрывали состояния, из-за карточных долгов стрелялись, а не выплатить карточный долг было позором для дворянина. Играли Некрасов, Державин, Пржевальский, Толстой, Фет, Достоевский (он даже написал «Игрока», чтобы выплатить долг), Крылов, Морозов и, конечно, Пушкин.
Творчество Пушкин называл средством для уплаты карточных долгов. А однажды он даже проиграл случайным попутчикам неопубликованную главу «Евгения Онегина». Отыгрался поэт, лишь поставив на кон дуэльные пистолеты.
…прототипом главной героини «Пиковой Дамы» была графиня Наталья Голицына. По легенде, в юности она крупно проигралась и обратилась за помощью к легендарному алхимику графу Сен-Жермену. В обмен на 3 ночи любви он поведал ей секрет трех волшебных карт. Голицына отыгралась, а страсть к картам сохранила до старости. Из-за ухудшающегося зрения для нее сделали карты большого формата.
Внучатый племянник Натальи Голицыной рассказывал, что однажды он сильно проигрался и обратился к ней за помощью. Голицына денег не дала, но поведала секрет трех карт. Это помогло ему отыграться.
В юности Наталья Голицына была очень красива, но со временем у нее начали расти усы. За глаза ее называли «Княгиня усатая». Но это не помешало Голицыной быть фрейлиной при дворе пяти императоров.
Графиня обладала такой властью, что ее муж, пленивший самого Пугачева, боялся жену как огня. А сыновья после смерти отца даже не посмели упомянуть о наследстве, живя на те средства, что Голицына выделяла им по своему усмотрению. Лишь Николай I убедил графиню сделать прибавку сыну Дмитрию, который рисковал накопить долгов и опозорить фамилию.
Только Пушкин осмелился изобразить эту властную женщину в нелицеприятном образе в «Пиковой Даме». Это была его изящная месть. Он некоторое время жил у Голицыной и волочился за всеми юными обитательницами дома. Наталья Голицына не вытерпела и с позором выставила Пушкина вон. Поэт поклялся отомстить и уже тогда замыслил свою повесть.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *