Ульяновский монастырь Коми

История

По преданию, был основан в 1385 году святителем Стефаном Пермским с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. Но данное сооружение просуществовало не долго. Улляна — Ульяна, героиня верхневычегодских коми-зырянских сказаний, крещённая девушка, христианская неофитка, ярая приверженница Стефана Пермского. Была похищена печорским туном (волхвом) Кыской, активным противником Стефана, и, не желая изменять новой вере, бросилась в воду Вычегды и утонула. Согласно преданию, на месте гибели Улляна Стефаном Пермским был построен Троицкий Стефано-Ульяновский монастырь, что не соответствует реальным историческим фактам, поскольку возникновение монастыря относится к гораздо более позднему времени, и своё название он получил по близлежащему с. Ульяново (Улляна). Сюжет об утоплении Улляна представляется своеобразным зеркальным отражением сюжета о самоубийстве девушки, категорически отказывающейся принять новую веру.

В 1667 году в Ульяново московским священником Феодором Тюрниным была возобновлена Спасская пустынь, построена первая деревянная церковь. После смерти Филарета (Тюрнина) пустынь прекратила существование как монастырь, но оставались церкви, в которых служили потомки Феодора Тюрнина.

Монастырь был возобновлён под наименованием Троицко-Стефановского в 1860 году. Это был единственный мужской монастырь в крае Коми. Рассвет монастыря начинается в 1866 году, когда сюда прибыла группа монахов одного из крупнейших на русском Севере Соловецкого монастыря во главе с иеромонахом Матфеем, ставшим его настоятелем.

В 1869-1875 годы по проектам архитектора А.Иваницкого был построен двухэтажный Троицкий собор. На верхнем этаже находился бронзовый престол святой Живоначальной Троицы. Иконы были написаны придворным художником В.М.Пошехова. В 1872-78 годы здесь же была возведена самая высокая 60-метровая колокольня. В 1877-1879 годы монастырь был обнесен каменной стеной с четырьмя угловыми башнями и крытой галереей. Длина стен в целом достигала почти 1 км. В 1886 году была построена каменная кладбищенская церковь. Она была воздвигнута в честь Пресвятой Богородицы. Рядом с церковью была построена каменная часовня, в которой был размещен противопожарный инвентарь.

В годы советской власти Ульяновский монастырь был закрыт, а его имущество разграблено. Многие монахи были репрессированы. Полностью разрушен Троицкий собор (занимал центральное место), большинство хозяйственных построек находились в плачевном состоянии. Предметы, изъятые из Ульяновского монастыря, находились в Национальном музее Республики Коми.

Новая жизнь Ульяновского Троицко-Стефановского монастыря началась в 1994 году, когда он был передан Русской православной церкви.

ЖАДОВСКИЙ КАЗАНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Жадовский Казанский монастырь. Лето 2013 г.

Жадовский мужской монастырь в честь Казанской иконы Божией Матери Барышской епархии

  • Адрес: Россия, Ульяновская обл., Барышский р-н, п. Самородки, в 3 км от с. Жадовки
  • Тел.: 8 (84253) 6-45-88
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Основание монастыря

Обитель основана в 1714 году по благословению митрополита Казанского Тихона (Воинова) на месте обретения Казанской иконы Божией Матери крестьянином Тихоном на роднике.

В 1709 году на горе возле родника местным помещиком подполковником Иваном Петровичем Обуховым, а также другими местными землевладельцами Л.Т. Аристовым, С.П. Ребровским, Н.Ф. Плешивцевым, Ф. Воронцовым и В. Зимнинским, была выстроена деревянная часовня. В 1711 году И.П. Обухов рядом с часовней начал строительство деревянного храма с главным престолом в честь Казанской иконы Богородицы и приделом святителя Тихона Амафунтского. В архиве Святейшего Синода хранится доклад Казанского митрополита Тихона, где сказано:

«В Синбирском уезде, в Сызранском заказе, Жадовская пустыня началась строиться в 1711 году по челобитью подполковника Ивана Петрова сына Обухова на поместной его Обухова земле, и построена в той пустыне церковь Божия … и посвящен в тое пустыню игумен, и община учинена».

Первым настоятелем пустыни стал игумен Сызранского Вознесенского монастыря Михаил. Храм освящен в 1714 году, этот год принято считать годом основания обители. С 1733 года упоминается устраиваемая ежегодно на площади у стен обители Казанская летняя ярмарка, которая приурочивается к празднику Казанской иконы Богородицы. На средства монастыря на площади устраиваются торговые места и лавки, которые сдаются на время проведения ярмарки приезжающим купцам и крестьянам. Получаемые от такой аренды деньги становятся одним из основных источников доходов обители.

К концу 1730-х годов в монастыре уже имелись, кроме деревянной церкви, настоятельская и одиннадцать братских келий, хлебопекарня, житница, конюшня. Территория пустыни была обнесена деревянной оградой 67 сажень в длину.

От строительства первого каменного храма до упразднения обители в 1764 году

В 1739 году дворянин Григорий Афанасьевич Аблязов (прадед писателя А.Н. Радищева) заложил в монастыре каменный двухпрестольный храм по образцу имевшейся уже в его поместье церкви. Прежняя монастырская деревянная церковь была разобрана (именно на ее месте начала строится новая каменная) и перенесена к вратам обители. Здесь был сооружен надвратный (над «святыми воротами») храм, освященный в честь святого Иоанна Воина. В марте 1741 года Г.А. Аблязов принял монашеский постриг с именем Герман и назначен казначеем пустыни (позднее он принял великую схиму и до самой кончины жил в затворе в келье, устроенной на втором ярусе колокольни выстроенного им храма).

Строительство каменной церкви велось несколько лет. Сначала был закончен теплый придел, освященный во имя Тихона Амафунтского; торжественное освящение главного престола в честь Казанской иконы Божией Матери состоялось 5 июля 1746 года.

Это было время расцвета пустыни. Обитель строилась, монастырское хозяйство становилось все более крепким. Многочисленные доброхоты и благотворители жертвовали монастырю средства и земли, способствовали его украшению. Насельники в то время занимались, кроме иных хозяйственных работ, огородничеством и пчеловодством.

За год до закрытия обители в 1763 году прапорщиком Иваном Суховым была составлена подробная опись монастыря, где в частности говорится:

«В той Богородицкой пустыни есть каменная соборная холодная церковь во имя Пресвятыя Богородицы Казанския,… к ней приделана каменная же теплая церковь во имя Св. Чудотворца Тихона Амафуцкаго. Перед оными церквами колокольня каменная — во оной колокольне, вверху, каменная же палатка… Еще в монастыре находится церковь деревянная ветхая без иконостаса «.

В храмах имелись иконы хорошего письма, украшенные серебром и золотом, достаточная и хорошая богослужебная утварь. В описи указаны игуменская келия старая, две игуменские келии новые, семь братских келий, погреб, четыре амбара, баня, скотный сарай, конюшня с сушильней для сена. Вокруг обитель «загорожена в столбы забором» (т.е. ограда из толстых тесаных досок, концы которых были укреплены в пазах вкопанных в землю столбов), за оградой обители был скотный двор и часовня деревянная на ключе. В описи отражено и добротное монастырское хозяйство.

В 1764 году пустынь была упразднена, церковная собственность конфискована в казну, монашествующим велено было перейти в другие монастыри. Из Указа Казанской духовной консистории: «в симбирской Жадовской пустыне игумен Иосиф, иеромонахи Аарон, Паисий, иеродиакон Михаил, монах Алексий …оных распределить в показанныя Свияжской Богородицыной и в Спасоказанской Преображенской монастыри и велеть им явиться в Духовной Консистории в немедленном времени» .

Временно в пустынь назначены были священник и церковнослужители из вдовствующих, которые служили в приходах рядом с ней. Вскоре в закрытую обитель были направлены на постоянное служение священник и два причетника, Казанский храм обращен в приходской, но спустя несколько десятков лет он был приписан к Жадовской сельской церкви.

В 1817 году архиепископ Казанский Амвросий (Протасов) повелел закрыть Казанский храм вовсе, а утварь передать в приходскую церковь села Жадовки. Исполнение этого распоряжения Владыки Казанская Консистория 17 июля 1817 года предписала Карсунскому духовному правлению, но до 1822 года церковь оставалась в прежнем положении. В этом году по просьбе прихожан пустынский каменный храм получил статус приходского, а деревянный сельский — приписного к нему. Однако, исходя из того, прихожане бывшего пустынского храма проживали в Жадовке, то и местное духовенство более внимания уделяло исправлению треб в селе, а для служения молебнов пред Чудотворным образом Пресвятой Богородицы для приезжавших в бывшую обитель богомольцев времени не оставалось. Приписной сельский храм фактически был действующим, а монастырский вновь оказывался в запустении.

Возрождение и расцвет обители

Вид Жадовской Казанской пустыни. Литография XIX в.

В июле 1845 года окрестные с бывшей обителью помещики обратились к епископу Симбирскому Феодотию (Озерову) с просьбой об учреждении в церкви Казанской иконы Божией Матери постоянного богослужения.

Решением Симбирской духовной консистории, утвержденным епископом Феодотием 23 января 1846 года, причт села Жадовки был оставлен при своем приходском храме, а церковь бывшей обители «впредь до дальнейшаго о ней распоряжения, для беспрерывнаго в ней Богослужения и удовлетворения народному усердию служением молебнов» была причислена к Симбирскому архиерейскому дому.

Указом консистории от 6 февраля 1846 году в бывшую пустынскую церковь был командирован иеромонах Августин, принявший по описи у священника села Жадовки Иоанна Смирнова имущество церкви бывшей пустыни. Августин просил «для исправления при сей церкви Богослужений, а равно и для соблюдения в оной целости и опрятности, командировать сюда одного диакона, двух послушников и трех штатных служителей». Просьба была исполнена, в пустыни вновь начались регулярные богослужения, и начало возрождаться монашеское общежитие.

Казанский храм Жадовской пустыни, дореволюционная фотография

Деятельное участие в решении вопроса о приобретении земель для обители принял епископ Симбирский Феодотий (Озеров). Он обращался ко многим помещикам, соседствующим с Жадовской пустынью, и к которым по тем или иным причинам перешли ранее принадлежавшие обители земельные наделы, с письмами о выдающейся в жизни губернии роли пустыни и ее святыни — Чудотворного образа Божией Матери, об истории монастыря и его нынешнем положении, о необходимости действенной помощи в деле возрождения обители. Напоминал епископ Феодотий и о бывшем участии предков нынешних землевладельцев в становлении монастыря, и о пожертвованиях их на благоустроительство пустыни.

В июле 1851 года в адрес Владыки Феодотия поступило письмо, в котором была подтверждена передача в пользу пустыни испрашиваемых земельных участков. В частности, в этом письме говорилось: «Согласилися мы ту землю, на которой устраивается обитель, выделить из общих наших владений в количестве двадцати десятин, жертвуя на сей предмет каждый тот участок земли, который падает на часть его владений». Среди подписавших это письмо были статская советница Е.И. Протопопова (урожд. Безобразова), отставной коллежский асессор В.В. Обухов, М.Н. Сабанина, П.И. Ребровский, титулярная советница Е. Молчанова.

К 1849 году в обители были возведены: двухэтажный каменный корпус братских келий, трапеза и кухня с сенцами, кладовой и погребом, конюшня и каретник, баня, поднавес для дров, дощатый забор. В 1852 году была сооружена вместительная деревянная гостиница с номерами для приезжих, с каменной под железом кухней, а при ней людская изба. В этом же году монастырская территория была ограждена каменной оградой в виде параллелограмма с четырьмя башнями по углам. В одной из башен была размещена часовня, в трех других жили монашествующие. В 1853 — 1854 годах перестроен обветшавший Казанский храм. 10 мая 1853 года Преосвященный Феодотий (Озеров) освятил отремонтированный центральный придел храма. После этого строительные работы были направлены к боковым церковным приделам: с правой стороны храма, в соответствии с имеющимся уже с левой стороны приделом во имя Тихона Амафунтского, устроен придел во имя святителя Николая Чудотворца, а Тихоновский придел распространен в соответствии с новопостроенным и большим по размерам Никольским.

Храм иконы Богородицы «Живоносный источник» на роднике. Жадовская Казанская пустынь. Лит. А. Ильина, 2-я пол. XIX в.

13 июня 1856 года был освящен во имя иконы Богородицы «Живоносный источник» новый храм, построенный вместо ветхой часовни на святом источнике.

При иеромонахе Пионии были произведены некоторые исправления в монастырской ограде, гостином дворе и монастырской мельнице, ветхие деревянные строения на ярмарочной площади у стен обители были заменены на новые и благоустроенные, а количество их было увеличено. В 1863 году было окончено строительство нового братского каменного двухэтажного корпуса с общей монастырской трапезой, который возвели рядом с уже существующим, на месте, где перед тем стояли деревянная трапеза и кухня.

В период частой смены управляющих в начале 1870-х годов хозяйство пустыни пришло в упадок. Из «Описания посещения Жадовской пустыни епископом Симбирским и Сызранским Феоктистом в июле 1875 года»:

«Хозяйство обители оказалось в довольно запущенном состоянии. Небольшая монастырская мельница почти в развалинах, механизм ее плох и во время осмотра не действовал; пруд затинился и порос травой; бывший некогда скотный двор заброшен и разрушается; пчельник оскудел; угодья пустыни вряд ли приносят какую-либо пользу … и не могут удовлетворять потребностям обители. Построенная на источнике деревянная церковь, по влажности места, обильного родниками, сделала наклонение в одну сторону и требует поправки фундамента» .

В 1875 году управляющим Жадовской пустынью стал иеромонах Макарий. Уже через год обитель во многих отношениях была приведена в порядок. К началу 1880-х годов были завершены работы по ремонту храма на источнике. Вероятно, к тому же времени относится строительство рядом с монастырской стеной вне обители двухэтажного каменного дома с номерами для приезжих (гостиницы) вместо деревянного обветшавшего здания.

В 1894 году в обители построен при архиерейских покоях епископом Симбирским Варсонофием домовой храм, освященный в честь Алексия, человека Божия.

К концу XIX века монастырь приобрел совершенное свое устройство и, по словам епископа Варсонофия, стал «служить привлекательным местом для близкого и дальнего населения, где оно ищет и находит душевный покой во время кратковременных посещений или более длительного пребывания в ней по обетам или в душевных скорбях» .

Разорение и закрытие монастыря в годы советской власти

Повальная национализация после революции 1917 года не могла не коснуться земельной собственности монастыря. По описям на 1917 год за монастырем числилось: водяная мукомольная мельница, 1540 десятин (около 1700 га) земли и 227 десятин (около 250 га) леса. Рядом с монастырем был разбит большой сад, а под монастырской горой были три небольших рыбных пруда. К началу 1918 года обитель владела из всех вышеперечисленных земель лишь небольшим, по сравнению с прежде имеющимися в ее распоряжении угодьями, участком земли в 72 десятины, на котором располагались сам монастырь, луг и сад возле обители, и небольшой участок леса. Но и эти земли новая власть решила у монастыря экспроприировать. Архимандрит Каллист (Павлов) письмом от 20 апреля 1918 года обращается с письмом от имени братии к новой власти «с покорнейшей просьбой оставить монастырю сей Пустыни бывший у него с давнего времени до сих пор участок земли при монастыре» .

6 марта 1919 года на заседании Карсунского уездного совета РККД рассматривали вопрос под № 7 «О Жадовской пустыни». Было принято решение: «Ликвидировать Жадовскую пустынь. Для инвентаря командировать в село Жадовку т. Фролова. Вырученные от ликвидации деньги внести в кассу уездного исполкома». Однако, монастырь закрыли лишь юридически. Все строения, храм и братия остались на месте. Ликвидировать пустынь в полном смысле не решились, — обитель отныне стала приходским храмом с. Жадовки.

В 1920-х годах из монастыря были изъяты ценности, национализированы постройки, закрыт храм на источнике, надвратная и домовая церкви. На территории бывшего монастыря расположилась школа колхозной молодежи. Монахи приютились в небольшом домике рядом с храмом. Была разобрана на кирпичи каменная монастырская ограда. Две стены и четыре башни, оставшиеся от нее, стали использоваться под склады и для иных хозяйственных нужд.

Весной 1930 года были арестованы последние насельники обители во главе с архимандритом Каллистом (Павловым). В 1967 году был разрушен Казанский храм.

Сохранившийся фрагмент кирпичной стены б. Жадовского монастыря с с.-в. угловой башней и виднеющимися остатками бывшего ранее на территории обители зернохранилища, 1990-е гг.

Газета «Ульяновская правда» в начале 1990-х годах писала: «До наших дней монастырь дошел в значительно измененном, полуразрушенном виде. Полностью утрачены все три монастырских храма, на месте самого старого из них находится зерноток учебного хозяйства Жадовского техникума. Частично сохранились трехметровые монастырские стены с аркой въезда и три разваливающиеся из четырех башен. Подойдя ближе к сохранившимся двухэтажным зданиям, увидишь обветшавшую кровлю без водосточных труб, ободранные стены без отмостки, сырые подвалы, полные воды… В двух зданиях живут временные рабочие и учащиеся техникума во время практики, в третьем на первом этаже находится магазин, а второй этаж пустует» .

Ради сохранения монастырских зданий предлагалось использовать их под дом ветеранов войны и труда, «приспособить братские корпуса под благоустроенное жилье, а бывшие архиерейские покои переоборудовать под хозяйственно-бытовой корпус». Однако этим планам не суждено было сбыться.

Второе возрождение обители

Казанский храм Жадовского монастыря, нач. 2010-х гг.

В сентябре 1994 года епископ Симбирский Прокл (Хазов) обратился к патриарху Алексию II с просьбой благословить возрождение монастыря. Владыка писал: «В настоящее время в монастыре сохранились полуразрушенные: три стороны кирпичной ограды обители, три башни и три каменных корпуса. До 1993 года в монастырских корпусах располагалось профессионально-техническое училище. Сейчас все строения варварски разрушаются и расхищаются. Областная администрация приняла постановление о возвращении Церкви бывшей Жадовской Пустыни» .

5 октября 1994 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод Русской Православной Церкви, учитывая прошение Преосвященного Прокла, дали свое благословение на открытие Жадовского Богородице-Казанского мужского монастыря.

В 1996 году развалины бывшей Жадовской пустыни были переданы Симбирской епархии. Первым наместником возрожденного монастыря стал иеромонах Агафангел (Семёнов), начались восстановительные работы. К своей 300-летней годовщине обитель стала одной из главных паломнических мест православных людей со всего Поволжья.

Статистика

  • 1738 — 1 иеромонах, 3 монаха и 1 белец
  • 1748 — 15 человек братии
  • кон. XIX — архимандрит, 6 иеромонахов, 2 иеродиакона, 2 монаха и 30 послушников
  • 1913 — 2 архимандрита, 6 иеромонахов, 3 иеродиакона, несколько монахов, более 20 послушников
  • 1920 — архимандрит, 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 5 монахов, 7 послушников
  • 1927 — архимандрит Каллист (Павлов), иеромонахи Герман, Леонтий, Дамаскин, иеродиакон Пимен
  • нач. 1930 — архимандрит Каллист, иеромонах Аркадий (Фокин) и иеромонах Дамаскин (Аристов)
  • нач. 2000-х — игумен, 2 иеромонаха, 2 иеродиакона, 5 монахов, около 20 послушников и трудников

Некрополь

В дореволюционный период (могилы не сохранились):

  • управляющие пустынью: иером. Пионий (+ 1867), иером. Никодим (+1871), иером. Герман (+1875)
  • духовники монастыря иером. Иринарх (+1891), иером. Иоанникий (+1894), иером. Виталий (+1900), иером. Николай (+1908)
  • монашествующие иеродиак. Иероним (+1907), иерод. Михаил (+1908), мон. Нифонт (+1900), мон. Афанасий (+1902).
  • жертвователи и благотворители обители: генерал-майор Александр Андреевич Дувинг (1777-1856), коллежский асессор Сергей Петрович Городецкий (1831-1867), полковница Екатерина Петровна Мейснер (1818-1876), дворянка Анна Александровна Мотовилова (1812-1888), дворянка София Петровна Ховрина (1817-1891), старец Леонтий Федорович Належников (1806-1871), фабричный фельдшер Василий Максимович Кузюков (+1893), дворянка Варвара Ивановна Дмитриева (1834-1894), жена священника Ольга Дмитриевна Топорнина (1837-1897), коллежский асессор Петр Александрович Ховрин (1837-1895), статский советник Александр Николаевич Мотовилов (1837-1899), младенец Николай Протопопов, сын фабриканта и Предводителя Карсунского уездного дворянства Александра Дмитриевича Протопопова (+1899), дворянка София Ивановна Дмитриева (1837-1902).

В 1990-х годах, при восстановлении монастыря, были обнаружены несколько безымянных захоронений священнослужителей. Их объединили в одно, рядом был погребён первый наместник возрожденной обители Агафангел (Семенов) (+ 2014) .

>Святая пустынь (фильм к 300-летию основания монастыря)

Фильм Д. Гурина к 300-летней годовщиней монастыря. Часть 1. Святая пустынь. Видеостудия Барышской епархии.

Использованные материалы

  • Скала А., протодиак. Жадовская пустынь:
  • Киселев А.В., Кузминский Н.А. Жадовская Казанско-Богородицкая мужская пустынь // Ульяновская-Симбирская энциклопедия:
  • История монастыря на сайте Барышской епархии:
  • Страница официального сайта монастыря:

Цит. по: Скала А., протодиак. Жадовская пустынь —

По предположению протодиакона А. Скалы, «надвратная Иоанновская церковь «на вратах», а иконостас из нее перенесли обратно в новопостроенный каменный храм, скорее всего в раньше освященный Тихоновский придел, т.к. иконы были «греческого письма» — т.е. этот, Иоанновский, храм был во время составления описи недействующим» См. Скала А., протодиак. Жадовская пустынь —

Цит. по: Скала А., протодиак. Жадовская пустынь —

Цит. по: Скала А., протодиак. Жадовская пустынь —

Цит. по: Скала А., протодиак. Жадовская пустынь —

Скала А., протодиак. Жадовская пустынь —

Скала А., протодиак. Жадовская пустынь —

Скала А., протодиак. Жадовская пустынь —

Скала А., протодиак. Жадовская пустынь —

Скала А., протодиак. Жадовская пустынь —

Скала А., протодиак. Жадовская пустынь —

Скала А., протодиак. Жадовская пустынь —

Из иеромонахов Зилантова монастыря.

Переведен в Сызранский Вознесенский монастырь.

Из Болгарского Успенского монастыря.

Переведен в Симбирскую подгорную Соловецкую пустынь.

Из Симбирской подгорной Соловецкой пустыни.

После возведения в сан архимандрита назначен наместником в Сызранский Вознесенский монастырь.

Переведен в Сызранский Вознесенский монастырь на должность казначея.

Переведен в Сызранский Вознесенский монастырь в должности наместника.

Владыка Филарет совершил отпевание новопреставленного схиигумена Агафангела, новости Барышской епархии, 19 ноября 2014 г. —

>Ульяновский монастырь

Троице-Стефано-Ульяновский монастырь
в прошлом и сегодня

История возникновения Ульяновского монастыря в Коми

  • Согласно церковным легендам, Ульяновский монастырь как пустынь во имя Спаса Нерукотворного Образа основан Стефаном Пермским в конце XIV в. Пустынь была построена с целью распространения христианства на Верхней Вычегде. В Усть-Куломском районе Республики Коми существует придание, что местность, на которой стоит монастырь, получила название в честь некоей девицы Ульянии. Во время набегов угров из-за Урала она якобы утопилась в Вычегде, не пожелав попасть в руки врагу. Напротив места ее гибели и был построен монастырь.

    В 60-е годы XVII в. московский священник Федор Тюрнин (в иночестве Филарет) вместе с четырьмя сыновьями (Гурием, Стефаном, Никоном и Иваном), давшим впоследствии обет монашества, возобновил деятельность Спасской Ульяновской пустыни. В 1667 г. была построена деревянная церковь во имя Спаса Нерукотворного Образа, колокола и иконы, для которой были привезены из Москвы.
    В первой половине XIX в, деревянные церкви, построенные в. конце XVII в., пришли в ветхость, и на их месте в 1858 г. была построена новая церковь с двумя престолами: во имя Нерукотворенного Образа Христа-Спасителя и во имя Похвалы Пресвятой Богородицы.
    Священный Синод объявил сбор пожертвований на строительство Ульяновского монастыря по всей России в течение десяти лет (1866-1876 гг.). Явление иконы, части святых мощей, различного рода слухи об излечении от прикосновения к святым предметам — все это увеличило приток богомольцев в монастырь. Ежегодно число поклонников доходило до 5 тыс. человек. Монастырь посещали в основном крестьяне Усть-Сысольского, Яренского и Печорского уездов. Доход монастыря от пожертвований и различных сборов в 1901 г. превышал 14 тыс. рублей. Монастырское хозяйство также приносило большую прибыль. С 1875 г. монахи стали разводить молочный скот холмогорской породы и уже в конце 80-х годов XIX в. у них насчитывалось до 40 коров. Кроме того, в монастыре имелось до 20 лошадей. Для содержания скота были построены каменный скотный двор и деревянная конюшня. Сена накашивали до 7500 пудов. Монастырь владел 2 мельницами, кирпичным заводом, мастерскими по изготовлению одежды и обуви.
    В 1878 г. была построена водокачка с паровым двигателем. Монахи развивали огородничество, рыболовство. Соловецкие монахи, среди которых находился архитектор-самоучка Феодосии, коми по национальности, развернули бурную деятельность по строительству монастыря.

    Ульяновский монастырь. Начало XX века. На дальнем плане виден пятиглавый Троицкий собор.

    В 1869-1875 гг. был сооружен двухэтажный каменный пятиглавый Троицкий собор (собор построен по проекту Губернского архитектора А. Иваницкого).
    На верхнем этаже располагался бронзовый престол в честь святой Живоначальной Троицы. Иконы в иконостасе были работы придворного художника В.М.Пошехонова.
    В 1872-78 гг. была воздвигнута 60-метровая церковь-колокольня, внутри которой находились на нижнем этаже Трапезная церковь во имя Преподобных Зосимы и Савватия, на верхнем — церковь во имя Николая Чудотворца. На колокольне было установлено 17 колоколов, из них один весом до 354 пудов, другой — 303 пуда.
    В 1877-79 гг. монастырь обнесли каменной стеной с четырьмя угловыми башнями и крытой галереей для крестного хода. Общая длина стены достигала почти 1 км. В стене была устроена квадратная церковь во имя Архистратига Михаила. В угловых башнях разместились кладовые, кузница, слесарня и кельи.
    В 1886 г. была воздвигнута каменная кладбищенская церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы на месте сгоревшей в 1883 г. деревянной кладбищенской церкви. Иконостас для церкви пожертвовал соликамский купец И.А.Рязанцев. Рядом с церковью построили каменную часовню, в которой разместили противопожарный инвентарь. Монастырское кладбище, кладбищенская церковь и часовня были окружены каменной оградой.
    В 1878 г. вне монастырской стены было начато строительство четырехэтажной гостиницы для приезжих. Кроме того, вне стены был построен трехэтажный дом для монастырских рабочих.
    В 1882 г. была открыта церковно-приходская школа для мальчиков, в 1907 г. — богадельня для больных. В 1871 г. в монастыре жили 36 монахов и послушников, в 1889 г. число их выросло до семидесяти человек. Для них были построены 2 братских корпуса.
    По количеству монашествующих Ульяновский монастырь уступал только вологодскому Горницко-Успенскому монастырю. По размерам угодий он занимал четвертое место в Вологодской епархии. Вид Троицкого Стефано-Ульяновского монастыря у зырян Вологодской губернии. Иллюстрация к книге Ф. А. Арсеньева «Ульяновский монастырь у зырян. Троицко-Стефановская новообщежительная обитель», 1886 год

    После прихода к власти в Коми крае большевиков деятельность монастыря стала сворачиваться. На пленарном заседании исполнительного областного Комитета Коми АО 9 мая 1923 г. было принято решение о закрытии монастырских церквей . Решение основывалось на декрете СНК от 23 января 1918 г. об отделении церкви от государства; В июне 1923 г. комиссия приступила к работе, церкви были опечатаны. На куполе колокольни водрузили красное знамя. Комиссия постановила выселить монахов из монастыря, церковное имущество согласно составленной описи распределить между областными учреждениями Коми АО. Акт комиссии со стороны представителей монастыря подписали игумен Амвросий (Морозов), иеромонах Тихон (Лапшин), пономарь Вениамин (Митюшев). Вес имущества Ульяновского монастыря, отправленного в Усть-Сысольск, составил 2535 пудов. Обществу друзей Воздушного Флота были переданы почти все колокола (в том числе один весом в 1012 пудов) Усть-Куломские власти не понимали, к чему запечатывают церкви, которые необходимо подвергнуть уничтожению, поэтому они попросту уничтожали все без разбору, так погибло много ценных документов, между прочим, интересные описи.
    В 30-е годы Троицкий собор и большая часть монастырской стены были разобраны. В 1930г. тут находились фельдшерский пункт, сельхозопытная станция, пароходная стоянка. Во время Великой Отечественной войны в Ульяново располагался госпиталь, затем – дом для душевнобольных. В тридцатых годах был разобран верхний этаж Троицкого собора.
    1960-х гг. был уничтожен первый этаж собора. То, что не успели разрушить, числилось под охраной государства. В 1969 г. комплекс монастырских зданий был взят под охрану государством как памятник церковного зодчества, но охраны как таковой не существовало. Монастырь разваливался на глазах.

    Ульяновский монастырь в конце XX века

    В конце 1980-х гг. монастырские здания планировалось использовать для организации пансиона сыктывкарского завода «Орбита».
    В июне 1994 г. в Ульяново приехала группа монахов во главе с игуменом о. Питиримом, которая вновь открыла монастырское служение. В настоящее время в восстановленном Троице-Стефановском Ульяновском монастыре живут несколько десятков монахов и послушников, занятых в основном реставрационными и строительными работами.
    (И. Л. Жеребцов. Где ты живёшь: Населённые пункты Республики Коми. Сыктывкар, 2000; Историко-культурный атлас РК. – М: Дрофа; Д и К, 1997).

Ульяновский монастырь сегодня

  • В 1996 году при Ульяновском монастыре было открыто духовное училище для подготовки кадров священнослужителей.

    СВЯТЫНИ ВОЗВРАЩАЮТСЯ
    Ценные предметы культа, вывезенные из Ульяновского монастыря в 20 — е. годы прошлого столетия, и хранившиеся до сих пор в фондах Национального музея, были ему торжественно возвращены обратно. В числе уникальных вещей именной крест митрополита Филарета, посох архимандрита Матфея, а также фигура Иисуса Христа в темнице (Сидящий Иисус) из дерева («Комсомольская Правда», 10 августа 2001).

    Сейчас монастырь включает в себя 6 действующих храмов и одну часовню, где проживают двадцать четыре монаха, пять священников, два диакона и примерно 20 трудников. В монастыре воспитывается четверо детей-сирот.
    Монастырь владеет 550 га земли, на которых выращивает картофель и другие овощи. Также монахи держат домашний скот, собирают грибы-ягоды.

    При монастыре есть гостиничные комнаты где паломники и туристы могут пожить несколько дней. Проживание бесплатное.

    Многими турфирмами города (Вертастур и др.) в Ульяновский монастырь проводятся однодневные экскурсии «Туры выходного дня» – ознакомление с историей Коми, посещение храма, экскурсия по монастырской обители, чаепитие в трапезной. Проезд на туристических автобусах. Время в пути от Сыктывкара до Ульяново 2,5 часа (190 км).

    Троице Стефано Ульяновский монастырь. Автор фото: alvarets

    Яндекс карты. Дорога в Монастырь Р-26.
    Сыктывкар—Корткерос—Вомын—Подъельск—Подтыбок—Ульяново

  • Топографические карты Коми (как не заблудится в лесу без карты)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *