Усадьба кусково картинки

Кусково

У этого термина существуют и другие значения, см. Кусково (значения).

Усадьба
Кусково
55°44′07″ с. ш. 37°48′26″ в. д.HGЯOL
Страна Россия Россия
Город Москва
Тип здания усадьба
Архитектурный стиль архитектура неоклассицизма
Первое упоминание XVI век
Дата основания 1737
Статус Объект культурного наследия № 7710966000№ 7710966000
Сайт kuskovo.ru
Кусково на Викискладе

Уса́дьба Куско́во — бывшее имение графов Шереметевых, где сохранился архитектурно-художественный ансамбль XVIII века. Расположен на востоке Москвы на территории района Вешняки.

Ансамбль включает: дворец, построенный во второй половине XVIII века в стиле классицизма; регулярный, украшенный скульптурой парк с павильонами: «Грот», «Оранжерея» (проекты крепостного архитектора Фёдора Аргунова, вторая половина XVIII в.), «Эрмитаж» (вторая половина XVIII в.), «Итальянский» (XVIII в.) и «Голландский» (XVIII в.) домики; Церковь Спаса Всемилостивого (XVIII в.); Музей керамики (нет отдельного здания).

Усадьба состояла из трёх частей: запрудной со Зверинцем, французского регулярного парка с основным архитектурным ансамблем и английского парка «Гай». Архитектурно-парковый комплекс центральной парадной части сохранился практически полностью.

Центром ансамбля является дворец, в котором сохранились планировка и декоративное убранство интерьеров с произведениями русского и западноевропейского изобразительного и прикладного искусства; дарственные портреты русских императоров и нескольких поколений хозяев усадьбы — графов Шереметевых.

История усадьбы

Вид на Дворец и церковь с колокольней

Впервые Кусково упоминается в конце XVI века и уже как владение Шереметевых. В 1623—1624 годах здесь стояли деревянная церковь, боярский двор, дворы крепостных людей. Во владении Шереметевых Кусково оставалось более трёхсот лет, вплоть до 1918 года.

Село Кусково как родовая вотчина Шереметевых известно с XVI века. Брак между наследниками графов Шереметевых – Петром Борисовичем, — и князей Черкасских – Варварой Алексеевной, — позволил объединить земли вокруг Кускова в обширное имение.

В 1750—1770-х годах по замыслу Петра Шереметева в Кускове была создана обширная усадьба с дворцом, многими «увеселительными затеями», большим парком и прудами. Создание этого ансамбля тесно связано с именами крепостных архитекторов Фёдора Аргунова и Алексея Миронова. Архитектурный комплекс создан в раннеклассицистическом стиле середины-второй половины XVIII в.

В 1775 году был сооружён дворец, доминирующий в архитектурной композиции. Его планировка отвечает модному анфиладному расположению интерьеров, двери всех помещений находятся на одной оси, комнаты раскрываются одна за другой. Все помещения господского дома последовательно объединены в три композиционные группы.

Усадебный комплекс был предназначен для пышных приёмов гостей и увеселений. Для этих целей были выстроены парковые павильоны и беседки, оранжерея и кунсткамера, зверинец и охотничий домик. На кусковском пруду существовала небольшая флотилия гребных судов. Раскинувшаяся на 230 гектарах усадьба в дни особенно торжественных приёмов собирала до 30 тысяч гостей.

Достойным обрамлением дворцового комплекса является французский регулярный парк с красивыми прудами и мраморной скульптурой.

В 1918 году Кусково получило статус музея-усадьбы, В музейные экспозиции включены коллекции фарфора, керамики и стекла Государственного музея керамики, переведенного в Кусково в 1932 г. В годы Великой Отечественной войны на территории усадьбы были устроены казармы, в которых жили курсантки располагавшейся в посёлке Вешняки Центральной школы инструкторов снайперской подготовки. С 1960 года усадьба Кусково — в черте Москвы.

Архитектурный ансамбль усадьбы

Большой дом (1769—1775)

Дворец

Дворец — главное сооружение в загородной увеселительной усадьбе графа Петра Борисовича Шереметева в Кусково. «Большой дом», как называли дворец в XVIII веке, строился в 1769—1775 годы и был предназначен для торжественного приема гостей в летнее время. Построенный из дерева в традициях русского зодчества, он имеет два этажа — парадный и антресоли, на высоком каменном цоколе, где размещались винные погреба и хозяйственные помещения. Архитектор дворца точно не установлен.Он строился под руководством Карла Бланка с использованием чертежей французского архитектора Шарль Де Вайи.

У входа в Большой дом усадьбы

Архитектура усадебного дома, выстроенного в стиле раннего русского классицизма, вместе с тем, типична для каменных дворцовых построек второй половины XVIII века. Его фасад украшают три колонных портика: центральный — самый большой и торжественный, фронтон которого заполнен пышной резьбой по дереву вокруг вензеля «PS» под графской короной (см. илл. →); боковые портики с лучковыми (полукруглыми) фронтонами украшены резными военными атрибутами. К парадному входу дворца ведет центральный марш белокаменной лестницы и пологие пандусы — спуски для въезда карет. Пандусы фланкируют фигуры сфинксов — фантастических существ с женскими головами и львиными туловищами.

Итальянский домик (1755)

памятник архитектуры (федеральный) Объект культурного наследия № 7710966005№ 7710966005
Был выстроен в 1754—1755 годах при участии Ю. И. Кологривова, получившего архитектурное образование в Риме. В структуре усадебных праздников Итальянский домик выполнял функцию дворца для «малых приемов». И, одновременно, в убранстве павильона находил отражение характерный для XVIII века интерес к собиранию «раритетов», редких произведений искусства, что придавало маленькому дворцу своеобразие музея.

Голландский домик (1749)

Голландский домик

Голландский домик — находящийся на берегу пруда двухэтажный садовый павильон с кухней на первом этаже и гостиной на втором. Согласно указанной на фасаде дате, строительство домика началось в 1749 году. Строение возведено в лаконичном стиле голландских построек XVII века, в том же стиле выполнена отделка внутренних помещений керамической плиткой. Домик представляет собой имитацию голландского жилища и он использовался как увеселительный павильон. Беседки по сторонам пруда (разобранные в XIX в.) и сад с огородом, расположенные вокруг павильона, были призваны создавать иллюзию улицы, находящейся на берегу канала. Экспозиция Голландского домика включает несколько фигур-обманок XVIII века. Подобный домик есть в другой подмосковной усадьбе, Вороново.

Павильон «Грот» (1756—1761/75)

Грот в Кусково

Одно из самых интересных сооружений в Кусково — Грот, построенный в 1756—1761 годах под руководством Фёдора Аргунова. Каменный павильон в стиле рококо на трехступенчатом цоколе щедро декорирован скульптурой в нишах, украшениями на фронтонах, львиными масками над окнами. Стены интерьеров Грота оформлены раковинами, цветным стеклом и известковым туфом. По замыслу архитектора, Грот должен был олицетворять стихию камня и воды.

Павильон Эрмитаж (1765—1767)

Павильон в годы расцвета усадьбы был предназначен только для избранных — друзей хозяина поместья, желавших уединиться во время балов, которые устраивал граф Шереметев. На второй этаж можно было попасть только с помощью подъемного механизма. Первый этаж предназначался для прислуги — подача напитков, закусок и прочего осуществлялась изящно сервированным подъемным столом. В начале 1980-х при реконструкции исторического облика была восстановлена оградка фриз по периметру крыши и статуя на куполе. Но до реконструкции павильон выглядел более изящно.

Прочие постройки

Кусково. Партер и оранжерея. 1761—1762 гг. Архитектор Ф. С. Аргунов. Гравюра П. Лорана.

  • Большая каменная оранжерея (1761—1763)
  • Вольер для птиц (современная реконструкция)
  • Менажереи (современная реконструкция)
  • Церковь Спаса Всемилостивого (1737—1739) и колокольня (1792).
  • Кухонный флигель (1756—1757).
  • Каретный сарай и сушилка (II половина XIX века).
  • Американская оранжерея (современная реконструкция).
  • Швейцарский домик (1870-е, архитектор Леонтий Бенуа).
  • Воздушный театр (1763).
  • Домик управляющего (1810).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *