Усадьба в быково

Обветшалый, но прекрасный

Если вы решили посетить этот усадебный комплекс, не удивляйтесь состоянию. Официально усадьба Быково находится в ведении столичного департамента здравоохранения, и раньше тут был диспансер для больных туберкулезом. После его закрытия в 2015 году комплекс был предложен на продажу с аукциона. Но желающих купить его не нашлось. Так и стоит английский особняк – не нужный старым владельцам и не нашедший новых.

Реставрационные работы не ведутся в связи с бюджетными коллизиями. Охранные обязательства тубдиспансера не выполнены, а включить усадьбу Быково в областную программу «Усадьбы Подмосковья», в соответствии с которой объект культурного наследия передается арендатору на 49 лет с условием его реставрации, нет возможности из-за его муниципальной принадлежности.

Церковь поддерживается за счет прихожан, а территория парковой зоны усадьбы и сам особняк держатся за счет усилий волонтеров да Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. На их плечах лежит обеспечение противодействия откровенным намерениям чиновников продать земельный участок с вековыми деревьями и каскадами фонтанов под застройку после полного разрушения усадьбы.

История

Усадьба Быково имеет длинную историю, она сменила несколько владельцев из знаменитых российских фамилий. Согласно некоторым источникам, первое упоминание о селе Быково находится в духовной грамоте Дмитрия Донского — завещании, составленном перед Куликовской битвой. По другим сведениям — о селе впервые сказано во времена Ивана Грозного, в документах после захвата Казани.

Этимология

Считается, что название села «Быково» произошло от скотопрогонного пункта, который когда-то находился в этой местности. На её лугах откармливали скот перед перегонкой в Москву, по другим данным — скот забивали и в столицу отправляли уже разделанное мясо.

Период Воронцовых

Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, портрет работы О. Хемпфри (1770, Эрмитаж)

Первым владельцем села Быково из рода Воронцовых был воевода Илларион — он получил его в подарок от Петра I за заслуги перед Отечеством. От Иллариона село переходило к наследникам фамилии Воронцовых до середины XVIII века. Екатерина Романовна Воронцова-Дашкова, Михаил Илларионович Воронцов, Иван Илларионович Воронцов и многие другие представители семьи Воронцовых играли важные роли в судьбе Российской империи.

Период Измайловых

Во второй половине XVIII века Воронцовы были в опале и Екатерина II пожаловала быковские земли Михаилу Михайловичу Измайлову — участнику переворота 1762 года и московскому главнокомандующему. При нём усадьбу решено было реконструировать, потому что в прежнем состоянии она «не произвела на императрицу совершенно никакого впечатления». Измайлов был главой Кремлевской экспедиции дворцовых строений и много лет сотрудничал с первым архитектором подмосковного Царицыно Василием Баженовым. Это даёт основания полагать, что именно Баженов стал автором проекта усадьбы Быково. Известный краевед, исследователь усадебного искусства Алексей Греч отмечал значительное стилевое сходство этого ансамбля с другими знаменитыми творениями Баженова. Документального подтверждения авторства не сохранилось из-за конфликта императрицы и архитектора — Екатерина II наказала Баженова за связи с наследником Павлом и масонским орденом, отлучила его от всех проектов и приказала снести уже возведённый по его плану дворец в Царицыно.

По проекту Измайлова и Баженова в Быкове построили дворец, Эрмитаж, деревянную церковь Владимирской иконы Божьей Матери, их композицию объединял пейзажный парк. Для строительства новой усадьбы полностью изменили рельеф местности — выкопали три пруда и из полученной земли соорудили большой холм, на котором был заложен главный дом. В парке были расположены многочисленные декоративные элементы: беседки, скульптуры, воздушный театр. Кроме того, Быково включало в себя многочисленные хозяйственные постройки: дома для слуг, конюшню, кузницу, ферму и оранжереи. С точки зрения архитектуры, усадебный комплекс соединил в себе направления своего времени — классицизм, русскую готику и стиль Людовика XVI.

Центральным элементом композиции парка был павильон-Эрмитаж. Искусствовед Греч так описывает его в своей статье о Быкове:

Эрмитаж — небольшая двухэтажная постройка со стенами, расчлененными пилястрами, с изящными наличниками окон и фризом со скульптурными гирляндами — являлся типом тех, довольно редких в усадьбах сооружений, которые восходят к французскому академизму XVIII века в его изящном и грациозном варианте, известном под названием стиля Louis XVI.

В Эрмитаже хозяева встречали гостей и проводили музыкальные вечера, каждая его комната была оформлена индивидуально, одна даже имела ростовую стеклянную стену-аквариум.

Для работы над интерьером главного дома усадьбы в 1797 году Измайлов пригласил известного декоратора Джованни Скотти.

Церковь Владимирской иконы Божьей Матери

Церковь Владимирской иконы Божией Матери (Рождества Христова) в усадьбе Быково, 1789

Михаил Измайлов был счастливо женат на Марии Александровне Нарышкиной, внучатой племяннице императрицы Елизаветы Петровны. В честь супруги владельца, село и усадьба Быково получили своё второе название — Марьино. Мария Александровна умерла в 1780 году, к 1789 году в память о ней была возведена белокаменная Владимирская церковь. Вероятно, проект принадлежал Баженову, однако непосредственным исполнителем выступал Матвей Казаков. На фасаде церкви архитектор расположил барельефы с изображением Михаила Михайловича и Марии Александровны.

По мнению искусствоведов, церковь является архитектурным шедевром мирового значения. Первый этаж с престолом Рождества Христова был построен в 1783 году. В 1788-м был достроен второй этаж с приделом в честь иконы Божией Матери «Владимирская», давший название церкви. Этот храм имеет уникальную овальную форму и принадлежит к редким образцам неоготического стиля. Две наружных изогнутых лестницы гармонично сочетаются с парными башнями-колокольнями по сторонам центрального фасада. Ученый-искусствовед, профессор Московского университета Михаил Андреевич Ильин так описывает здание церкви:

несмотря на свои относительно большие размеры, церковь в Быкове выглядит удивительно легкой, изящной, словно садовый павильон.

Примерно в 1830-х годах рядом с церковью Рождества Христова была построена колокольня, авторство которой присваивают ученику Казакова Ивану Таманскому.

Возвращение к Воронцовым

Балкон главного дома Усадьбы Воронцова-ДашковаВход главного дома Усадьбы Воронцова-Дашкова, вид со стороны реки Быковки Герб на главном доме Усадьбы Воронцова-Дашкова (вид со стороны реки Быковки)

Михаил Михайлович Измайлов не оставил наследников, поэтому после его смерти усадьба Быково снова перешла к Воронцовым. Новым хозяином стал известный дипломат Иван Илларионович, который впоследствии получил личное разрешение императора Александра I носить двойную фамилию — Воронцов-Дашков. Супруга Ивана Илларионовича Мария Артемьевна Волынская (1725—1793).

В начале XIX века усадьба была в запущенном состоянии — парк одичал, многие деревья были вырублены французами в 1812 году, крупный пожар уничтожил главный дом работы Баженова.

Для перестройки усадьбы Иван Илларионович пригласил в Быково молодого швейцарского архитектора Бернара де Симона. На проект были выделены значительные средства — мать нового владельца, Ирина Ивановна Воронцова-Дашкова, стремилась в богатстве и красоте усадьбы превзойти императорскую Графскую Славянку.

Архитектор Де Симон разработал проект главного дома в эклектичной стилизации под английский замок, каждый из четырех фасадов здания был оформлен индивидуально. Главный вход с барочной лестницей и подъездом для карет расположен на северной стороне. Южный фасад с балюстрадой выходит на реку и украшен пилястрами и классическими колоннами с кариатидами. В западной части дома находится неоготическая башня с обсерваторией. Восточный фасад выходит окнами на парк и пруды, оформлен в стиле Возрождения. На аттике северного фасада был размещён герб Воронцовых-Дашковых: щит, в верхней части которого расположены ангелы и пушки — геральдические символы Дашковых, в нижней части — лилии и розы, символика фамилии Воронцовых. В основании герба на латыни написан девиз семьи: «Semper immota fides», в русском переводе — «Верность всегда непоколебима».

Де Симон изменил назначение большей части помещений и полностью переоформил интерьер. В основном он был решён в английском стиле, однако изобилие декоративных элементов отсылает к рококо. Во дворце сложилась богатая коллекция предметов искусства: под потолком нового обеденного зала расположили фриз с портретами представителей рода Воронцовых, вдоль парадной лестницы расставили их скульптуры, декоративные камины имели уникальную отделку. Кроме того, во дворце была обширная библиотека.

Помимо главного дома, Де Симон полностью изменил усадебный парк: в нём переложили сеть аллей, выкопали новый пруд и восстановили оранжереи начала XVIII века.

Ильины

Последними владельцами Быкова были отец и сын Ильины. Николай Иванович Ильин — инженер, совладелец первой российской частной железнодорожной компании, купил усадьбу и село у Ивана Воронцова-Дашкова в 1874 году.

Описание усадьбы в этот период сохранилось в мемуарах Маргариты Кирилловны Морозовой — учредительницы московского Религиозно-философского общества и владелицы издательства «Путь»:

Быково было тогда чудной усадьбой. Там был чудный дом-дворец (постройка Баженова) вроде замка, из красного кирпича, отделанного белым камнем. Кругом дома шли огромные террасы, а в доме были огромные красивые комнаты. Он стоял высоко на горе, внизу был пруд, на другой стороне которого стояла белая с колоннами старинная беседка «Эрмитаж». Кругом был большой парк, который спускался к Москва-реке. От въезда в усадьбу шла аллея к большому дому, по одной стороне ее тянулись оранжереи и теплицы, и я помню, что они были полны ананасов и персиков; по другую сторону аллеи шли огромные огороды клубники и разных ягод.

С 1891 года и до Революции 1917 года усадьба принадлежала сыну Ильина, историку Андрею Николаевичу. В Быкове прошло детство внука Николая Ильина — Михаила, который впоследствии стал выдающимся историком архитектуры и знатоком творчества Баженова.

XX век

Внешние изображения
Фотографии усадьбы Воронцова-Дашкова в XX веке
Фотография выпуска школы подрывников, располагавшейся в усадьбе Быково
Эрмитаж
Грот

После революции усадьба была национализирована. При советском правительстве в ней находилась детская колония, позднее — школа подрывников. Постепенно были расхищены предметы интерьера и собрание воронцовской библиотеки, внутренняя отделка разрушена. Некоторые предметы искусства были переданы в музейный фонд, но многие утрачены — например, до сих пор не найден предположительно проданный за границу портрет княгини Воронцовой-Дашковой кисти Дмитрия Левицкого. После 1930 года был разрушен Эрмитаж, исчезли памятные колонны в честь Екатерины II и Павла I.

После Второй мировой войны усадьбу с парком передали в ведение 4-го Управления Минздрава СССР. Под его руководством в Быково более тридцати лет работал туберкулёзный санаторий. Из неофициального опроса медицинского персонала известно, что открытую форму туберкулёза лёгких в санатории «Быково» перестали лечить в 1966 году. С тех пор в санатории проходили реабилитацию больные туберкулёзом кости — закрытой, не заразной формой болезни. В усадебном дворце располагались библиотека и зал лечебной физкультуры. В середине 1980-х годов туберкулезный санаторий ещё действовал, но территория усадьбы была открыта для доступа всем желающим. Из декоративных построек на территории парка сохранилась только одна беседка на островке посреди усадебного пруда.

В 1960 году Совет Министров РСФСР постановил присвоить усадебному комплексу статус памятника федерального значения. С середины 1960-х годов в усадьбе начались реставрационные работы под руководством треста «Мособлстройреставрация». Его сотрудники в 1975 году создали проект зонирования и охраны усадьбы, а в 1980-е годы — проект воссоздания парка и разрушенных построек. Из-за отсутствия финансирования эти проекты не были реализованы.

Часть I. Церковь в честь Иконы Владимирской Божьей Матери 1789г.

Церковь потеряна в пучине коттеджных домов и закрыта от взора со стороны дороги, которая ведет в Жуковский. На границе Быково и Жуковского лучше выйти и спросить точные координаты у окружающих. Не зря мой друг Ильич, который прожил в Жуковском всю жизнь был удивлен существованием такой красивой церкви буквально под боком.

Проект, по которому была построена церковь принадлежит русскому зодчему В.И. Баженову. В числе его работ знаменитый дом Пашкова в Москве, Михайловский замок в Санкт-Петербурге, Большой мост в Царицине. В здании два прихода: верхний в честь Владимирской иконы Божьей Матери и нижний под лестницей — Христорождественский. Архитектура церкви не характерная для России. Перечень строений, построенных в стиле русской неоготики очень мал, что делает церковь уникальной. Характерные признаки стиля: стрельчатые арки, остроконечные шпили, замысловатые карнизы, богато задекорированный колонами фасад, причудливые фронтоны. Белый камень церкви давно не реставрировался, но достаточно хорошо сохранился. Благодаря этому ощущается «придание старины глубокой». Чуть менее века спустя в 1884 году была пристроена колокольня, выполненная в том же стиле и со времнем приобрела ту же флору, что и главное здание. Советский период церкви был тяжел, все внутреннее убранство было разорено, кресты сняли со шпилей, колокольню лишили колокола. Службы и работы по частичному восстановлению церкви ведутся.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

P.S. Дополнение от lugerovski: «уже лет 15 как, если не больше, известно, что проект, по которому была построена церковь принадлежит русскому зодчему М.Ф.Казакову. Ю.Я. Герчук переатрибутировал. См.: Баженов Василий Иванович. Письма. Пояснения к проектам. Свидетельства современников Составитель, автор вступительной статьи и примечаний Ю.Я. Герчук Издание: Издательский дом «Искусство». М., 2001″

Часть II. Аэропорт Быково

Эксплуатация аэропотра началась в 1933 году. Пассажиропоток аэропорта мал, обслуживает воздушные суда МЧС, небольшое количество чартерных рейсов. Внутреннее убранство здания сохранило отпечаток 70-ых, пустынные залы производят впечатление заброшенности. Информационное табло в какой-то момент застыло, только рейс три шестерки появился для того чтобы появиться в очередном фильме-ужасов или триллере.

Село Быково Раменского района в наше время знаменито прежде всего псевдоготической церковью Владимирской иконы Божьей матери.. Но сама церковь ранее входила в состав Усадьбы Быково, дворец которой расположен в старом парке на искусственной насыпи. Сейчас на территории усадьбы располагается туберкулёзный санаторий. Хотя на входе в санаторий и написано «постороннем вход запрещён», но пройти на территорию пока никто не препятствует и можно с удовольствием прогуляться по парку дворцовой территории с его аллеями и прудами.

(все фото кликабельны до 1100 по ширине)
Село Быково начинает свою историю в 14 веке. Именно в эту эпоху оно в первые упоминается в документах князя Дмитрия Донского, в которых он завещает село своим сыновьям. За всю историю Быково у неё сменилось множество владельцев, государство так же было в их числе.
В 1704 году, Пётр I передал село Быково во владение Воронцову Иллариону Гавриловичу. На тот момент ещё не было такого роскошного дворца, а усадебный дом стоял совсем в другом месте. А в 1762 году, после государственного переворота, усадьба была передана Измайлову Михаилу Михайловичу, хотя никакого отношения к историческому владению усадьбой он не имел. Измайлов был турком по происхождению, но во времена войны с Турцией перешёл на сторону Российской Империи и участвовал в государственном перевороте на стороне Екатерины II.

В 1775 году Екатерина II посетила своего соратника Измайлова в вверенной ему усадьбе. Но удовольствия от посещения она не получила. Усадьба ей показалась очень скромной. Такое мнение императрицы сильно задело Измайлова. Для него это было настоящим позором. И тогда он решает нанять выдающегося архитектора Баженова Василия Ивановича для того, чтобы облагородить усадьбу и превратить её в настоящий дворец. Баженов с удовольствием берётся за исполнение задачи и решил кардинально изменить её облик.
Новый дворец было решено построить на искусственном холме с видом на реку и бескрайние просторы. Землю для холма брали недалеко от дворца. Позже выкопанные территории были наполнены водой и превращены в живописные приусадебные пруды. Вокруг дворца были сделаны аллеи и парк с множеством клубных ваз. В парке насчитывается более 60 пород деревьев. Здесь есть такие сорта как клён, пихта, каштан, различные хвойные деревья, такие как ели и сосны, орех и множество других пород. Воздух в парке очень чистый. Даже в самый жаркий день здесь комфортно и свежо.

У прудов была сделана беседка в виде ротонды с куполом, колоннадой и роскошным декором, построен двухэтажный Эрмитаж. Эрмитаж, в отличие от беседки, до наших дней, к сожалению, не дожил. Он был разобран на кирпич для нужд санатория. В интернете я нашёл открытку этого эрмитажа начала 20-го века:

Одной интересной особенностью Эрмитажа являлся интересный реализованный проект кабинета-аквариума с видом на подводный мир. В то время это считалось настоящим чудом.
Так же Баженовым был построен грот. Открытка начала 20 века:
После смерти Измайлова, усадьба перешла Ивану Илларионовичу Воронцову-Дашкову.
В 1856 году во времена правления Воронцовых-Дашковых дворец усадьбы претерпел значительные изменения, о чём свидетельствует табличка на дворце:

Хотя на табличке и написано, что дворец перестроен в 1830-1840 годах, по другим источникам это всё-таки 1856 год. Архитектор действительно был Бернар де Симон из Швейцарии.
Современный дворец имеет четыре не повторяющихся фасада, которые выполнены в стиле английских замков и полностью построен из красного кирпича с элементами белокаменного декора.
Северный фасад усадьбы имеет большой арочный вход, въездные пандусы, украшенные белокаменной балюстрадой и греческими вазами.
Некое подобие реставрационных работ в виде лесов остаётся неизменным уже несколько лет…
Лестница от главного входа выходит на главные аллеи усадебного парка:

Каким был дворец до Симона сейчас достоверно неизвестно, бытует мнение, что он не сильно и изменился, но в любом случае въездные пандусы Баженова с тумбами и огромными каменными шарами на них, идеально вписались в новый дворец:

Над главным входом был сделан балкон, украшенный вазами и декоративной балюстрадой. С балкона открывался потрясающий вид на молодой парк. А на самом верху красуется фамильный герб Воронцовых-Дашковых (телевик я с собой не захватил, поэтому не самое высокое разрешение герба). Герб утверждён в 1895 году.
Северная часть дворца полностью теневая. А деревья, в наше время, подобрались почти в плотную к стенами, закрывая ещё больше света.
Восточная сторона дворца:
С южной стороны, дворец показывается во всей своей красе. Здесь деревья ещё не подобрались так близко к дому, как на других сторонах. Южный фасад отличается изящными колоннами в виде женских фигур — кариатидами. На них опирается балкон с греческими вазами и балюстрадой.
Большая каменная терраса украшала южный вход дворца, она была полностью огорожена каменной балюстрадой с множеством ваз. На следующем фото начала 20 века видно первозданный вид террасы:
Но на данный момент от неё осталось лишь несколько бортиков
Или такой одинокий столбик:
А ведь ещё в 1995 году это ограждение с вазами были на месте, они простояли почти 200 лет, и бесследно исчезли за меньше чем 20 лет. Остаётся только надеяться, что прекрасных кариатид не постигнет такая же учесть:
Над балконом, как и на северной стороне возвышается фамильный герб, но здесь его дополняют головы лошадей по обе стороны
Фасады у дворца, конечно разные, но некоторые часть абсолютно идентичны:
Терраса перед домом делилась на несколько подиумов с каменными лестницами:
Западная сторона дворца очень похожа на восточную. Следы разрушения здесь хорошо заметны, но если говорить с сарказмом, то на восточной стороне нет и такого, можно сказать, повезло, что хоть в таком виде сохранились вазы и балюстрада, правда мне кажется это не на долго…
Отличительной особенностью западного фасада является трёхэтажная башня.
На этой башне были установлены солнечные часы и телескоп. На данный момент ничего из этого, к сожалению, не осталось.
Последним владельцем усадьбы Быково был инженер-железнодорожник Николай Иванович Ильин. Выкупив усадьбу у Воронцовых, он поселился в ней и продолжал благоустраивать. Вот что писала знатная особа Морозова Маргарита Кирилловна в своих мемуарах об усадьбе эпохи Ильина: «Быково было тогда чудной усадьбой. Там был чудный дом-дворец вроде замка, из красного кирпича, отделанного белым камнем. Кругом дома шли огромные террасы, а в доме были огромные красивые комнаты. Он стоял высоко на горе, внизу был пруд, на другой стороне которого стояла белая с колоннами старинная беседка «Эрмитаж». Кругом был большой парк, который спускался к Москва-реке. От въезда в усадьбу шла аллея к большому дому, по одной стороне ее тянулись оранжереи и теплицы, и я помню, что они были полны ананасов и персиков; по другую сторону аллеи шли огромные огороды клубники и разных ягод».
Во времена Ильина был построен служебный флигель. В котором сейчас находится столовая туберкулёзного санатория.
После Ильина, усадьба была отдана детскому сиросткому приюту. Постепенно убранство дворца воровалось, выносилась мебель и картины. Были разрушены оранжереи, конюшня и орган, который был установлен во дворце. Многие аллеи потеряли свою ценность, исчезла розовая аллея, усадьба пришла в упадок и начала разрушаться.
А это уже постройка санатория. Возможно кирпич из Эрмитажа пошёл и на эту постройку.
Печально наблюдать за разрушением такого потрясающего дворца. Реставрация памятника не планируется. Если правительство не вспомнит о возложенных на себя обязательства по охране исторического памятника, то думаю, что лет через 15 все балюстрады и декор будут утрачены, а за ними и дворец…
исторические снимки и цитата из мемуаров взяты здесь: http://храм-быково.рф/articles/14-istoriya-bykova
Другие статьи по теме: Историческая архитектура
Photophren, здесь интересно!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *