Успенский собор Владимир

Успенский собор (Владимир)

У этого термина существуют и другие значения, см. Успенский собор.

Кафедральный собор
Успения Пресвятой Богородицы
Страна Россия
Город Владимир, Владимирская область
Адрес Большая Московская улица, 56
Конфессия православие
Патриархат Московский
Епархия Владимирская
Благочиние Кафедральное
Престольный праздник 15 (28) августа — Успение Пресвятой Богородицы
Настоятель протоиерей Василий (Войнаков)
Основание 1158 год
Основатель князь Андрей Боголюбский
Первое упоминание 1158 год
Автор проекта архитектор, присланный Фридрихом Барбароссой
Строитель
  • князь Андрей Юрьевич Боголюбский
  • князь Всеволод Юрьевич Большое Гнездо
Строительство 1158—1189 годы
Архитектурный стиль т. н. «русская романика»
Состояние действующий храм,
музейная экспозиция
Статус

Объект культурного наследия народов РФ федерального значения. Рег. № 331520368520006 (ЕГРОКН). Объект № 3310022000 (БД Викигида)

Объект всемирного наследия
White Monuments of Vladimir and Suzdal. Cathedral of the Assumption
(Белокаменные памятники Владимира и Суздаля. Успенский собор)
Ссылка № 633-001 в списке объектов всемирного наследия (en)
Критерии (i), (ii), (iv)
Регион Европа и Северная Америка
Включение 1992 (16-я сессия)
Сайт sobor33.ru
Успенский собор на Викискладе

Успе́нский собо́р во Влади́мире — выдающийся памятник белокаменного зодчества домонгольской Руси. Кафедральный собор Владимирской митрополии Русской православной церкви; ныне также государственный музей. Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси, в нём венчались на великое княжение владимирские и московские князья. Памятник русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Московского Кремля. Один из немногих храмов, в котором сохранились подлинные фрески Андрея Рублёва.

В 1992 году Успенский собор был включён в список памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Первоначальный храм 1158—1160 годов

Первоначальный белокаменный собор был построен при великом князе Андрее Боголюбском в 1158—1160 годах. Уже в 1161 году собор был расписан.

Согласно сообщению Василия Татищева, «по снисканию бо его даде ему Бог мастеров для строения оного из умных земель»; «по оставшему во Владимире строению, а паче по вратам градским видимо, что архитект достаточный был… Мастеры же присланы были от императора Фридерика Перваго , с которым Андрей в дружбе был как ниже явится». Однако необходимо заметить, что известный стереотип, связанный с приходом к Андрею «мастеров из всех земель», относится только к работам по украшению Успенского собора: «Того же лета создана бысть церква святая Богородица в Володимири благоверным и боголюбным князем Андреем, и украси ю дивно многоразличными иконами, и драгим каменьем бе-щисла и сосуды церковными и верх ея позлати по вере же его, и по тщанию его к святеи Богородице, приведе ему Бог из всех земель все мастеры и украси ю паче инех церквии». Согласно этому летописному тексту, речь, скорее всего, идёт не о строителях, а об иконописцах, ювелирах и золотильщиках.

С другой стороны, специалист по древнерусской архитектуре Николай Воронин пишет в книге «Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XIV веков»:

Они проявляются в декоративных деталях и приемах. Таковы, например, … аркатурно-колончатые пояса, в которых (в Успенском соборе) применяется чисто романская Würfelkapitell. Западное происхождение этих деталей очевидно.

Успенский собор 1158—1160 годов был шестистолпным, трёхапсидным, построенным из высококачественного белого камня (качество камня храма Боголюбского было существенно выше, чем камня галерей Всеволода). Сторона подкупольного квадрата — около 6,4 м. Несмотря на то, что храм был шестистолпным, его четверик зрительно воспринимался почти кубичным (длина без учёта апсид — около 22,5 м, ширина — около 17,5 м, высота — около 21 м), пропорции были изящными. И в интерьере, и в наружных формах ощущалась устремлённость вверх. По высоте (32,3 м) храм превосходил Софийские соборы Киева и Новгорода.

Успенский собор Андрея Боголюбского. Реконструкция Сергея Заграевского.

И стены, и крещатые столпы относительно тонки, столпам отвечают лопатки — как внутренние, так и внешние (с полуколонками, увенчанными лиственными капителями; профиль лопаток над аркатурно-колончатым поясом усложнён валиком). Переход от подпружных арок к центральному 12-оконному барабану осуществляется через тромпы, и эту конструкцию можно считать уникальной для домонгольского зодчества Северо-Восточной Руси.

По данным раскопок 1951—1952 годов, Успенский собор Боголюбского имел три притвора. Цоколь представлял собой простой непрофилированный отлив, как и в храмах Юрия Долгорукого. Стены собора пересекал аркатурно-колончатый пояс (часть его сохранилась на северной стене), над ним — лента поребрика. Капители колонок близки к романской «кубической» форме, в базах — клинчатые консоли. Простенки между колонками были оштукатурены и украшены фресками. Фундамент храма 1158—1160 годов представляет собой булыжники, пролитые раствором не на всю глубину, а лишь на два верхних ряда. На них был положен мелкий белокаменный бут и затем были возведены стены.

Вход на хоры собора осуществлялся через лестничную башню, примыкавшую к западному пряслу северной стены храма.

Храм 1158—1160 годов был украшен скульптурным декором зооантропоморфного типа. Этот декор при обстройке собора галереями во второй половине 1180-х годов не сохранился, но Николай Воронин обоснованно полагал, что фрагменты этого декора присутствуют на стенах всеволодовых галерей.

Фасады членились сложными пилястрами с коринфскими капителями, а по горизонтали разделялись на два яруса аркатурным фризом. В центральных закомарах находились рельефные композиции «Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо» и «Сорок мучеников севастийских», а также львиные и женские маски. В интерьере собора сохранились фигурные капители 1158—1160 годов в виде сдвоенных лежащих львов.

Живопись собора сохранилась фрагментарно. К росписи 1161 года относятся фигуры пророков между колонками северного аркатурного фриза и изображения павлинов (в северной галерее).

Вопрос о количестве глав этого храма до недавнего времени являлся весьма спорным (в частности, Евгений Голубинский полагал храм пятиглавым, Николай Воронин — одноглавым). В начале 2000-х годов анализ летописных источников, проведённый Татьяной Тимофеевой, и архитектурно-археологические исследования Сергея Заграевского показали верность гипотезы Голубинского о пятиглавии храма Боголюбского.

Перестройка собора в 1186—1189 годах

План собора, 1899 год Общий вид Успенского собора с колокольней, лето 2011 года

После пожара 1185 года Всеволод III, более известный как Всеволод Большое Гнездо, младший брат Андрея Боголюбского, значительно расширил собор. К храму были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть. Собор стал пятинефным и более вместительным (ширина — 30,8 м, длина без учета апсид — 30 м).

Членение стен галерей Всеволода повторило членение стен собора 1158—1160 годов. Закомары галерей расположились несколько ниже закомар собора Андрея, что придало храму в перестройке 1186—1189 годов некоторую «ступенчатость». Новые апсиды были вынесены к востоку от старых. В галереях Всеволода отсутствуют угловые компартименты с северо-востока и юго-востока, а восточные малые главы сдвинуты к западу и существенно меньше западных глав.

В стенах собора Андрея Боголюбского при перестройке были пробиты дополнительные арки, призванные обеспечить единство внутреннего пространства храма. Хоры собора после перестройки слились с хорами собора Андрея, образовав единое пространство значительной площади.

Фасады всеволодовых галерей членятся по вертикали пилястрами с колонками на прясла, плавно завершающиеся вверху закомарами. Аркатурно-колончатый пояс, состоящий из 114 колонок, разделяет плоскости стен на два яруса, каждый из которых имеет свой ряд щелевидных окон: более простых и узких — внизу, более широких, с перспективными скосами — вверху.

Суровые глади внешних стен слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены сюда со стен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново во времена обстройки собора Всеволодом III.

Фигуры Артемия и Авраамия в юго-западном углу древней части собора, а также фигуры на заиконостасных столпах относятся к росписи 1189 года.

Относительно строителей галерей Всеволода летопись отмечает, что князь «иже не ища мастеров от Немець, но налезе мастеры от клеврет святое Богородици и от своих».

В стенах галерей, в специально созданных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод III.

Дальнейшая история собора

Когда Владимир был взят войском хана Батыя в 1238 году, в соборе заперлись великая княгиня Агафия Всеволодовна с дочерью и снохами, а также владыка Митрофан. Собор был подожжён монголами, все находившиеся в нём погибли. Агафия Всеволодовна и вся великокняжеская семья были канонизированы позже как Владимирские мученики.

От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. В начале XV века для украшения храма были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный. От их росписей сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и фрагментарные изображения в алтарной части собора. Большинство же дошедших до нашего времени фресок были выполнены в XIX веке.

Серьёзное обновление собора произошло во второй половине XVIII века. Посетив Владимир в 1767 году, Екатерина II распорядилась воссоздать благолепие древнего храма, выделив для этого 14 тысяч рублей. Обновление собора было проведено в духе времени, самое же главное изменение коснулось иконостаса — вместо древнего рублёвского был установлен новый, выполненный в барочном стиле.

На протяжении XVIII—XIX веков претерпел серьёзные изменения и внешний облик собора: были растёсаны окна, сооружены контрфорсы, установлена четырёхскатная кровля. Рядом с собором в 1810 году была сооружена колокольня — четырёхъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золочёным шпилем. В 1862 году по проекту архитектора Николая Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен придел во имя великомученика Георгия Победоносца, который с севера слился с нижним ярусом колокольни.

В конце XIX века была проведена первая научная реставрация собора. В 1882—1884 годах проводились внутренние работы, в ходе которых, в частности, были открыты фрески Рублёва; в 1886—1891 годах собор отреставрировали снаружи: были убраны контрфорсы, восстановлены растёсанные окна и позакомарное покрытие, луковичные главки были заменены равноценными шлемовидными.

В XX веке собор несколько раз реставрировался. Самая крупная и продолжительная реставрация была проведена в конце 1970-х — начале 1980-х: был очищен и покрыт специальным составом белый камень, позолочены купола. Внутри собора укрепили красочный слой фресок, отрегулировали температурно-влажностный режим.

Литература

  • Балыгина Л. П. , Некрасов А. П., Скворцов А. П. Вновь открытые и малоизвестные фрагменты живописи XII в. в Успенском соборе во Владимире // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI—XVII в. — М., 1980.
  • Виноградов А. И. История Кафедрального Успенского собора в губ. гор. Владимире. — 3-е изд. — Владимир: Типолитография Губ. правления, 1905. — 120 с. + 94 с. приложений.
  • Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской : Книга-спутник по древним городам Владимирской земли. — М.: Искусство, 1967.
  • Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв.. — М., 1961. — Т. 1.
  • Заграевский С. В. Успенский собор во Владимире: некоторые вопросы архитектурной истории. // Памяти Андрея Боголюбского. Сб. ст. — М. — Владимир, 2009. — С. 95-114.
  • Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника. — М.: Алев-В, 2008. — ISBN 5-94025-099-8.
  • Комеч А. И. Архитектура Владимира 1150—1180-х гг.: художественная природа и генезис «русской романики». // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII век. — СПб., 1999.
  • Раппопорт П. А. Русская архитектура X—XIII вв. : Каталог памятников. — Л., 1982. — (Свод археол. источников. Вып. Е I—47).
  • Тимофеева Т. П. К вопросу о пятиглавии Успенского собора Андрея Боголюбского во Владимире. // Мат-лы краевед. конф. 2004 г. — Владимир, 2005. — С. 27—34.
  • Ульянов О. Г. Летопись древнего собора : неизвестные страницы // Свет невечерний. — Владимир, 2001.

ВЛАДИМИРСКИЙ УСПЕНСКИЙ СОБОР

Владимирский Успенский собор. Фото ок. нач. XXI в.

Владимирский собор в честь Успения Пресвятой Богородицы, кафедральный собор Владимирской епархии. Уникальный архитектурный историко-художественный памятник Древней Руси, главный собор Северо-Восточной Руси, одно из величайших созданий русской архитектуры XII века, ставший образцом для строительства русских храмов.

  • Престолы:
    • Успения Пресвятой Богородицы (главный)
    • вмч. Пантелеимона Целителя
    • блгв. Андрея Боголюбского (северный)
    • блгв. Глеба Владимирского (южный)
    • Георгиевский (на стыке северного фасада собора с колокольней)
    • Чуда Архистратига Михаила в Хонех (в колокольне)
  • Адрес: Россия, 600000, г. Владимир, ул. Большая Московская, 56
  • Тел.: 8 (4922) 32-52-01
  • Проезд: Центр города, пешеходная доступность с ул. Большая Московская
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Собор поставлен на крайней и высокой части холма, завершая древний центр Владимира. Он является важным элементом пространственно-композиционной структуры города и его панорамы из-за реки Клязьмы, определяет городской пейзаж.

Первая церковь

В 990 году во во Владимире на Клязьме была построена из дубового леса первая православная церковь в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Древний кафедральный собор

После того как икона Божией Матери, за это названная Владимирской, стала чудесно недвижимой близ Владимира, благоверный великий князь Андрей Боголюбский велел заложить здесь новый белокаменный собор для святыни. Согласно Лаврентиевской летописи в 1158 году «…заложи Андрей князь в Володимери церковь камену святую Богородицю, месяца апреля в 8 день…». В 1160 году собор был уже отстроен: «Того же лета создана бысть святая Богородица… благоверным… князем Андреем… и верх ея позолоти, по вере же его и по тщанью его к святой Богородице приведе ему Бог из земель все мастеры, и украси ю паче инех церквей_» летом 1161 года. Роспись новой церкви, прозванной Златоверхой, была закончена 30 августа и в 1161 году последовало освящение. Одноглавный собор был задуман князем Андреем как главный храм епархии. С 1158 года при Успенском соборе велось Владимирское летописание, в 1160 году князь Андрей дал храму большие земельные владения и десятую часть княжеских доходов, сделав собор «десятинным». Владимирская икона Божией Матери стала его главной святыней.

В 1176 году собор был жестоко разграблен Ростиславичами. Храм вновь сильно пострадал в 1185 году от большого городского пожара. В связи с этим в 1185-1189 годах при Владимирском великом князе Всеволоде Юрьевиче собор был обнесен высокими галереями на углах которых были поставлены четыре малые позолоченные главы. Для связи галерей с помещением старого храма, стены последнего были прорезаны большими и малыми арочными проемами, бала заново пострена алтарная часть. 11 августа 1189 года собор был торжественно освящен епископом Ростовским Лукой. В 1193 году собор снова пострадал в городском пожаре. С течением времени Всеволодова обстройка стала княжеской усыпальницей — «гробницей». Вокруг собора в домонгольскую эпоху высились епископский дворец и другие постройки, описанные в летописях. При землетрясении во Владимире в 1230 году Успенский собор не пострадал. В 1237 году галереи были расписаны.

7 февраля 1238 года собор был впервые взят и разграблен татарами, при чём погибло множество укрывшихся в соборе владимирцев во главе со священномучеником епископом Митрофаном. В следующем году из Ростова в собор было перенесено тело великого князя Владимирского благоверного Георгия Всеволодовича. Позднее в том же XIII веке татары подвергли собор второму разграблению.

В этот период в соборе совершалось возведение на Владимирский великокняжеский престол — в 1252 году здесь на престол был посажен благоверный великий князь Александр Невский. В 1280 году был проведен ремонт собора. В 1299 году митрополит Киевский святитель Максим перенес во Владимирский собор свою резиденцию, получив утверждение в видении от Самой Пресвятой Девы. На рубеже XIII–XIV веков в юго-западном углу Всеволодовых галерей был построен кирпичный придел в честь Пантелеимона Целителя, собор был покрыт оловом. Митрополит Всероссийский, святитель Петр, в 1325 году переселился из Владимира в Москву. Соответственно, в 1395 году туда была перенесена Владимирская икона Божией Матери, в 1428 году возведение на великокняжеский стол стало совершаться в Москве, а в 1470-х годах в Москве по образцу Владимирского был воздвигнут свой кафедральный Успенский собор. За исключением 1352-1354 годов, собор утрачивает роль кафедрального храма вплоть до XVIII века.

Храм Московской епархии

В 1340 году во Владимирском соборе были проведены ремонтные работы по кровле. В 1408 году «повелением великого князя Василия Дмитриевича собор был расписан, а мастеры Данило Иконник да Ондрей Рублев». В 1411 году татарский царевич Талыч занял и поджег город, и собор лишился своих колоколов, которые расплавились в огне. Соборные сокровища и святыни были спрятаны ключарем Патрикием, который за это был замучен татарами. В 1518-1520 годах иконы Владимирского Успенского собора были отправлены в Москву для показа греческой делегации и реставрации, после чего возвращены на прежние места. В 1536 году собор вновь горел.

В начале XVII веке собор находился в запустении: «птицы внутри его во множестве вили свои гнезда». Кровля собора в то время была пощипцовой. Предположительно в том же веке близ собора была воздвигнута шатровая колокольня. В 1645 году были обретены нетленными мощи благоверного князя Георгия.

К началу XVIII века собор дошёл до крайнего обветшания, имел многочисленные трещины стен и арок. Благодаря общецерковному прославлению святых благоверных князей Андрея Боголюбского и Глеба Владимирского в 1702 году правительство обратило внимание на собор и выделило средства на его обновление. В 1708 году стольник Георгий Андреевич Племянников на свои средства возобновил иконостас. Однако, ремонт 1708 года сильно исказил храм, не укрепив при этом здания. К белокаменной постройке были подведены угловые кирпичные контрфорсы, расширены и добавлены окна, главы были переделаны из шлемовидных в луковичные. Новый капитальный ремонт состоялся в 1725-1734 годах под руководством крепостного крестьянина Новой Александровской слободы Якова Буева. Не имея возможности восстановить древнее покрытие, мастера покрыли храм четырехскатной железной кровлей с большим уклоном.

Кафедральный собор в Синодальный период

В 1744 году, в связи с возобновлением Владимирской епархии, собор снова стал кафедральным. В 1767 году, во время посещения Владимира императрицей Екатериной II, собор предстал в плачевном виде, т.к. железная крыша проржавела и вода заливала собор, загрязняя и разрушая росписи и убранство. Императрица выделила 14 тыс. рублей на возобновление храма, после чего восстановительные работы повели восемь артелей. В 1768 году в соборе были устроены и освящены приделы в северной части во имя благоверного великого князя Андрея Боголюбского, в южной – во имя благоверного князя Глеба Владимирского. Артель кровельщиков во главе с московским кузнецом Алексеем Сергеевым разобрала ветхую крышу собора и покрыла листовым железом, оснастив новыми водосточными трубами. Артель местных мастеров-маляров выкрасила крыши в зеленый цвет. Служители архиерейского дома починили и выбелили стены и своды, сковали 6 решеток и вставили их в окна. 4 артели вели работы в алтаре. Новый иконостас был сооружен за 2000 рублей осташковскими резчиками Степаном и Калистратом Бочкаревыми, а вызолочен и раскрашен — казенным мастером Семеном Золотовым. При этом обветшавший рублевский иконостас был разобран и продан в село Васильевское Шуйского уезда, рублевские фрески затерты известью при побелке. Иконы нового пышного трехярусного иконостасаса были исполнены владимирским иконописцем Строкиным с помощниками. 25 мая 1774 года обновленный Успенский собор освятил Владимирский епископ Иероним. В 1776 году была устроена каменная соборная часовня.

В 1810 году на месте прежней шатровой колокольни, проврежденной молнией и разобранной в 1806 году, архитектором Вершинским была построена новая высокая колокольня. В 1812 году, во время Отечественной войны, из Москвы в собор были принесены на хранение чудотворные Владимирская и Иверская иконы. В 1859 году археологом Солнцевым были предприняты первые попытки по раскрытию древних фресок. В 1860 году по проекту губернского архитектора Н. А. Артлебена был построен тёплый Георгиевский придел, соединяющий северный фасад собора с колокольней, а в 1862 году в колокольне был устроен придел в честь чуда Архистратига Михаила в Хонех.

В 1871 году строятся сторожка и крещальня, а архиепископ Владимирский Антоний выдвигает проект коренной перестройки которая бы полностью изменила собор. Старанием Московского Археологического общества проект был отклонен. Работы того десятилетия ограничилисль лишь сооружением ограды с железными решетками и установкой калориферов для отопления собора. Лишь в 1880 году, под руководством Владимирского владыки Феогност (Лебедев), начались работы по реставрации собора местными силами. В 1882 году под руководством особой реставрационной комиссии, возглавляемой И. Е. Забелиным, начались труды по раскрытию фресок и обновлению росписей, в чём большую роль сыграл Н. М. Софонов. С 1880-х годов архитектура и фрески собора начинают привлекать всемирное внимание. К началу 1890-х годов была проведена капитальная реставрация, восстановлено древнее покрытие храма и его глав, проведено инженерное укрепление стен и сводов, раскрыта древняя фресковая роспись. Фасады в значительной мере были облицованы новым камнем, заменена часть обветшавших резных камней, а с запада был пристроен новый притвор. 29 сентября 1891 году архиепископ Феогност совершил торжественное освящение обновленного собора.

Новейшее время

После 1917 года собор был закрыт и в нем расположилась музейная экспозиция научного атеизма. В 1944 году по просьбе православной общины Успенского собора на его открытие для проведения богослужений храм был вновь открыт и уже не закрывался .

Ныне собор с прилежащими к нему постройками являются памятниками мирового наследия по списку ЮНЕСКО и памятниками федерального значения России. Все здания используются по назначению, кроме крещальни, где находится хозяйственно-служебное помещение. С 2009 года доступ для туристов ограничен оговоренными группами, вечерние богослужения в соборе проводятся только перед праздниками. Техническое состояние здания и фресок удовлетворительное, за температурным режимом следит климатолог и электронные термогидрометры.

Владимирский Успенский собор. Фото Даниила Булатова, 2008 г.

Описание

Крестово-купольный пятинефный пятиглавый трехапсидный собор из тёсанного белого камня соединяет в себе два строительных периода. Первоначальное, трехнефное, трехапсидное шестистолпное его ядро 1158-1160 годов было в 1185-1189 годах обстроено двухъярусными галереями, открытыми внутрь собора и образовавшими два дополнительных нефа. Планировочная структура стала представлять квадрат, образованный галереями всеволодовой обстройки, вобравший в себя древнее прямоугольное ядро, причём площадь древнего храма и новой обстройки приблизительно равны друг другу. Объемно-пространственное решение собора – высокий двухсветный четверик с хорами в западной части, имеющий позакомарное покрытие и завершенный пятью цилиндрическими световыми барабанами со шлемовидными главами. Высота главной центральной главы — 32,3 м. Полукруглые апсиды почти одной высоты с четвериком. Внутреннее пространство четверика заполнено шестнадцатью столпами с перекинутыми от них подпружными арками системой разновысоких коробовых сводов.

Членение фасадов полуколонками на прясла, каждое из которых имеет позакомарное завершение, соответствует внутренней пятинефной структуре. Щелевидные окна и порталы имеют профилированные проемы. Легкий аркатурно-колончатый фриз делит фасады на два яруса на уровне хор и поднимается на апсидах в карнизную зону. Умеренные украшения фасада влключают в себя белокаменные рельефамы, украшение барабанов более насыщенной зубчиками и поребриком.

Собор сохраняет разновременную настенную живопись XII–XVII веков, среди которых уникальные фрески преподобного Андрея Рублева.

Кресты на главах металлические, кованые ажурные. Кровля собора выложена из листов меди. Полы металлические, из чугунных плит с рисунком, повторяющим орнамент металлических полов XIX века. Двери деревянные, двойные, двустворчатые, с накладными резными декоративными деталями, с застекленными фрамугами. В северо-западном углу собора устроена винтовая металлическая лестница, ведущая на хоры и в северо-западный барабан с выходом на кровлю. Иконостас резной, золоченый, выполненный во второй половине XVIII века, в стиле «елизаветинского барокко». Над царскими и патриаршими местами поставлены резные золоченые сени, выполненные в том же стиле. Внутри собора, в пятах подпружных арок столбов помещены горельефные изображения львов, высеченные из белого камня.

Фундамент собора заложен из нескольких рядов булыжника и белого камня (в верхних рядах) на известковом растворе.

Колокольня стилистически представляет собой свободное соединение классических элементов (спаренные колонны первого яруса, композитные — третьего) с псевдоготическими деталями (стрельчатые арки). Высота вместе со шпилем более 70 м.

Некрополь

Древнейший русский некрополь внутри собора содержит более 40 захоронений Владимирского великокняжеского рода и Владимирских архиереев. Для княжеских белокаменных саркофагов были устроены ниши — аркосоли в стенах Всеволодовских галерей. Те, по чьему повелению построен собор, похоронены в особо почетном месте, около алтаря, в восточном конце северной галереи, другие – в нишах и под полом. Среди покоящихся в соборе или близ него:

  • Бглв. вел. кн. Агафия Всеволодовна (+ 1238)
  • Александр Виноградов, прот. (+ 1908)
  • Блгв. вел. кн. Георгий Всеволодович (+ 1238, память 4 февраля)
  • Блгв. кн. Глеб Андреевич (+ 1175, память 20 июня)
  • Свт. Максим, митр. Киевский (+ 1305, память 6 декабря)
  • Сщмч. Митрофан, еп. Владимирский (+ 1238)
  • Никон (Софийский), архиеп. Карталинский (+ 1908)
  • Павел (Гребневский), еп. Владимирский (+ 1770)
  • Сщмч. Патрикий, свящ. (+ 1411, память 3 июля)
  • Платон (Петрункевич), еп. Владимирский (+ 1757)
  • Свт. Серапион, еп. Владимирский (+ 1275, память 12 июля)
  • Вел. кн. Ярослав Всеволодович (+ 1246)

>См. также

  • «Успенский кафедральный собор,» страница официального сайта Владимирской епархии:

>Использованные материалы

  • «Успенский собор,» страница сайта Православные храмы Владимирской епархии:

Успенский собор во Владимире

Успенский собор во Владимире

Православный собор
Успенский собор
Успенский собор. Вид со стороны алтаря
Страна Россия
Город Владимир
Координаты 56°07′54.4″ с. ш. 40°23′57″ в. д. / 56.131778° с. ш. 40.399167° в. д. (G)
Конфессия Православие
Епархия Владимирская и Суздальская
Тип здания Собор
Строитель Мастера, присланные Фридрихом Барбароссой
Дата основания 1158 — 1161 годы
Статус Охраняется государством
Состояние Удовлетворительное, действующий, музейная экспозиция

Успе́нский собо́р во Владимире — кафедральный православный храм Владимирской епархии на Соборной площади города Владимира; также государственный музей.

Исторически, до возвышения Москвы, был главным (кафедральным) храмом Владимиро-Суздальской Руси.

Один из памятников русского зодчества XII века, послуживший образцом для ряда более поздних соборов, в том числе Успенского собора Аристотеля Фиораванти.

План собора, 1899 год

От первоначальных фресок Успенского собора до наших дней сохранились только фрагменты. Вновь собор был расписан Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным (1408). От росписи сохранились отдельные изображения большой композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма. Большинство дошедших до нас фресок были выполнены в XIX веке.

Рядом с собором в 1810 году была сооружена стройная колокольня. Колокольня представляет собой четырёхярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба, с арочными проёмами (ныне заложены), и завершающееся высоким золоченым шпилем. В 1862 году по проекту архитектора Н. А. Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен Георгиевский придел, который с севера слился с нижнем ярусом колокольни.

В 1886—1891 стены собора во многих местах были заново облицованы белым камнем. Тогда же утраченные на фасадах рельефы были заменены новыми, отличить которые от древних помогает более сухая графическая манера их резьбы.

В настоящее время Успенский собор находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника, является главным кафедральным собором Владимирской епархии. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция.

  • Воронин Н. Н. Владимир, Боголюбово, Суздаль, Юрьев-Польской. Книга-спутник по древним городам Владимирской земли.
  • Заграевский С. В. Успенский собор во Владимире: некоторые вопросы архитектурной истории.
  • Заграевский С. В. Новые исследования памятников архитектуры Владимиро-Суздальского музея-заповедника.
  • Комеч А. И. Архитектура Владимира 1150—1180-х гг.: художественная природа и генезис «русской романтики» // Древнерусское искусство: Русь и страны византийского мира. XII век. СПб., 1999.
  • Тимофеева Т. П. К вопросу о пятиглавии Успенского собора Андрея Боголюбского во Владимире.
  • Фотогалерея Успенского собора.
  • Балыгина Л. П. , Некрасов А. П., Скворцов А. П. Вновь открытые и малоизвестные фрагменты живописи XII в. в Успенском соборе во Владимире // Древнерусское искусство. Монументальная живопись XI—XVII в. М., 1980.
  • Вагнер Г. К. Скульптура Древней Руси. М., 1964.
  • Воронин Н. Н. Зодчество Северо-Восточной Руси XII—XV вв. Т. 1. М., 1961.
  • Раппопорт П. А. Русская архитектура X—XIII вв. Каталог памятников. Л., 1982 (Свод археологических источников. Вып. Е I-47).
  • Ульянов О. Г. Летопись древнего собора : неизвестные страницы // Свет невечерний. Владимир , 2001.

Город Владимир. Успенский собор с высоты птичьего полета от lestni.ca

Успенский собор. Выдающееся творение русского зодчества XII века, памятник всемирной известности. Представляет собою сложный комплекс разновременных построек. Первоначальный белокаменный собор был построен князем Андреем Боголюбским и 1158—1160 годах. Возведение храма имело в политике князя огромное значение. Он мыслился им не только как городской собор, но и как первопрестольный кафедральный храм всей Руси. Андрей Боголюбский неоднократно предпринимал попытки сделать Владимир центром русской митрополии и укрепить тем самым свою власть в борьбе против феодальной раздробленности. Поэтому новый храм Успения богоматери сооружался с особым старанием. Для пего было выбрано самое живописное место на береговой круче Кремля. Удачная постановка и внушительные размеры этого сооружения сразу поставили его в центр всего городского ансамбля.

Это был довольно вместительный, одноглавый, шестистолпный, трехнефный храм, увенчанный одним стройным барабаном с шлемовидной главой. Стремясь подчеркнуть главенствующее положение нового столичного владимирского собора среди других русских храмов, мастера Андрея Боголюбского придали ему несколько вытянутые пропорции. По высоте (свыше 32 метров) он стал больше даже Софийских соборов Киева и Новгорода.

После пожара 1185 года Всеволод III значительно расширил собор. К храму были пристроены боковые галереи, и он оказался как бы внутри нового большого собора. Увеличилась также алтарная часть, а по углам были поставлены еще четыре шлемовидных главы. Теперь собор стал пятиглавым и пятинефным. Он стал более вместительным (ширина— 30,8 метра, длина (без апсид) —30 метров).

Фасады членятся по вертикали пилястрами с колонками на прясла, плавно завершающиеся вверху закомарами. Аркатурно.-колончатый пояс, состоящий из 114 колонок, разделяет плоскости стен на два яруса, каждый из которых имеет свой ряд щелевидных окон: более простых и узких — внизу, более широких, с перспективными скосами — вверху.

Стремясь разнообразить композиционное решение главных фасадов (южного и западного), мастера «утопили» колончатый пояс на южной стороне в толщу стен,’ а на западной оставили «нависающим», немного подняв его: по сравнению с уровнем южного. Ширина прясел и их высота также разнятся. В храм ведут перспективные порталы: три —на западной стороне и по одному с юга и севера.

В результате всех перестроек Всеволода III, собор стал более мощным и величавым, как бы утверждая свою первостепенную роль в панораме всего города.

Снаружи Успенский собор имеет довольно скромное убранство. Это не княжеский, а епископский храм. Утонченные светские вкусы уступили место аскетическим церковным. Суровые глади стен лишь слегка оживлены рельефами, некоторые из которых перенесены сюда со стен собора Андрея Боголюбского, а некоторые выполнены заново во время обстройки собора Всеволодом III.

В 1886—1891 годах стены собора во многих местах были заново облицованы белым камнем. Тогда же утраченные на фасадах рельефы были заменены новыми, отличить которые от древних помогает более сухая графическая манера их резьбы.

Войдем внутрь собора и ознакомимся с его интерьером. Обзор храма лучше вести, находясь в-его центральном нефе, под куполом. Тогда непосредственно вокруг вас окажется постройка времени Андрея Брголюбского и вы сможете наглядно представить себе древнейшую часть собора.

Чувство устремленности ввысь охватывает посетителя сразу. Хоры в западной части несколько понижены (по сравнению с другими постройками Андрея Боголюбского), а крестчатые столбы утоньшены. Поэтому интерьер, весь пронизанный светом, кажется необычайно свободным, а арки и своды как бы парящими в воздухе.

Расположенные по ту и другую сторону от центрального нефа два продольных боковых нефа являются частью собора Андрея Боголюбского. Они, в отличие от центрального, освещены очень слабо. Когда-то здесь поднимались монолитные, стены собора, имевшие два яруса окон, и свет широким потоком вливался в помещение. При Всеволоде III в стенах были пробиты большие и малые арочные проемы, соединившие собор Андрея Боголюбского с новой обстройкой в виде широких галерей с трех сторон. Первоначальные стены собора превратились в дополнительные столбы-пилоны. Тем самым внутреннее пространство значительно усложнилось. Между многочисленными столбами кверху перекинуты подпружные арки, а перекрытия образованы системой разновысоких коробовых сводов. В пятах арок на столбах первоначального собора вставлены парные резные львы.

Перейдем теперь в северную галерею. Отсюда хорошо видно, какими были фасады первоначального храма. Сохранилась часть аркатуры с клинчатыми консолями колонок и два яруса окон.

Собор Всеволода III был задуман как усыпальница. I’. стенах галерей, в специально устроенных нишах-аркосолиях, были захоронены многие представители владимирского великокняжеского дома, а также епископы. В северной галерее захоронены сами строители собора — князья Андрей Боголюбский и его брат Всеволод III.

Когда-то внутреннее убранство храма поражало современников своим богатством и изысканностью. Древние летописцы сравнивали его по красоте с храмом Соломона. К сожалению, из всего прежнего «узорочья» сохранились лишь отдельные фрагменты монументальных росписей, выполненных в разное ‘время. Они представляют сегодня огромный художественный и исторический интерес.

Поскольку древняя живопись в соборе разновременная составляет в разных местах лишь около 10 процентов общей площади росписей (большая часть их выполнена в конце XIX века), для полноты представления о ней знакомиться с росписями удобнее по отдельным периодам их создания.

Впервые собор был украшен в 1161 году мастерами Андрея Боголюбского. Находясь в северной галерее, там где мы только что рассматривали остатки аркатуры на фасаде первоначального собора, между колонками можно увидеть изображение пророков со свитками и двух павлинов. Это самые первые росписи собора, которые подтверждают, что храм Андрея Боголюбского был снаружи расписан фресками. Есть свидетельства, что колонки аркатуры были даже вызолочены. Можно представить себе, какой великолепный наряд имел собор — снаружи.

Но фрески теперь поблекли. Они уже были в плохом состоянии, когда в 1918 году академик И. Э. Грабарь впервые.открыл их и провел реставрацию. Зато каково было удивление, когда в 1975 году владимирские художники-реставраторы неожиданно обнаружили под поздними записями новые фрагменты орнаментальной росписи на откосе внутреннего окна северной стены хор Андреевского собора, а также часть фигур святых (пророков?) за иконостасом на бывших’ранее наружными северной и южной стенах, заложенных в 1185—1189 годах Всеволодом III. Теперь эти фрагменты дают наиболее достоверное представление о самой ранней живописи Владимиро-Суздальской Руси. Здесь колорит росписей сохраняет всю свою изначальную свежесть и яркость.

В 1185 году Успенский собор и его стенопись сильно пострадали от большого городского пожара, когда, как повествует летопись, «все огнь взя безь утеча». После проведения Всеволодом III обстройки храма новыми галереями, он был заново расписан в 1189 году.

Впервые живопись эпохи Всеволода III была открыта в соборе еще в 1882—1884 годах, когда по настоянию Московского археологического общества в нем проводилась первая научная реставрация под руководством крупнейшего ученого того времени И. Е. Забелина. Тогда в юго-западном углу Андреевского собора при переходе оттуда в галерею из-под масляных и известковых наслоений были раскрыты фигуры святых Артемия и Авраамия. Они показаны в рост в орнаментированных рамках. Их изображение здесь, по-видимому, не случайно. За активную борьбу с язычеством главнокомандующий египетскими войсками Артемий, принявший христианство, в 363 году был казнен римским императором Юлианом Отступником. Культ Артемия имел широкое распространение при дворе византийских императоров с V века. Почитался в Константинополе также и Авраамий Эдёсский. Указанные росписи еще раз свидетельствуют, что Всеволод III был ревностным сторонником византийской культуры.

Еще более наглядно об этом говорят обнаруженные при последней реставрации в 1974—1980 годах фрески на западных гранях столбов за иконостасом. Это изображения фигур святых на крайних пилонах и целый ряд фрагментов орнаментальной росписи.

Особенно выразительны фигуры юного пророка Аввакума и неизвестного святого над ним на северо-восточном пилоне.

Всего лишь неполных три десятилетия отделяют эти фрески от первой росписи собора. Но их характер совсем иной. Художественные вкусы великокняжеского двора за этот период резко изменились. В искусстве наметилась константинопольская ориентация. Обнаруженные фрески являют собою классический пример живописи греческих мастеров эпохи Комнинов и обнаруживают большое художественно-стилистическое единство с фресками Дмитриевского собора во Владимире, выполненными восемь лет спустя. По-видимому, там работали те же мастера, что и в Успенском соборе, с той лишь разницей, что в последнем художники оставили образцы наиболее чистого византийского письма.

Огромные, более чем трехметровые фигуры святых, вписанные в орнаментированные арки, даны на синем фоне. Лики выполнены золотистой охрой, одежды — разбельными красками светло-зеленых, вишневых, красноватых и синих тонов. Рисунок головы, туловища и одежд прописан коричневато-красными контурными линиями, необычайно конструктивными и живописными.. Поверх одежд положены крупные и мелкие белильные блики с расходящимися от них ассистами и складками, подчеркивающими пластине-1 скую выразительность форм, которая заставляет вспомнить \ эллинистические традиции. При этом фигуры полны внутренней одухотворенности и аристократизма. Особой силон экспрессии отмечены лики, эмоционально напряженные и взволнованные. Их психологической выразительности способствует и колорит, основанный на очень тонких сочетаниях полутонов и бликов разной степени цветовой насыщенности, в результате чего форма буквально «лепится».

В северной галерее, на своде под хорами, — еще одна большая орнаментальная композиция 1189 года. Она очень хорошо видна снизу. Ее обнаружили при последней реставрации в соборе под несколькими слоями более поздних масляно-клеевых записей и штукатурных грунтов. Роспись :! представляет собою пышные травные побеги, широко и j свободно вьющиеся по поверхности свода и заполняющие его цветистым ковром. Изысканная цветовая гамма еще более дополняет мажорный настрой росписи.

Летопись донесла до нас известие, что в 1237 году при епископе Митрофане было выполнено еще одно поновление храма. Но уже на следующий год собор был жестоко разорен монголо-татарами и сожжен. От росписей этого времени сохранилась лишь часть композиции на стене южной галереи, расчищенная в 1918 году И. Э. Грабарем. Она хорошо обозрима и представляет собою фигуру юного воина в . битве с врагом. Военная тематика была, видимо, очень популярной в то время и занимала в росписях собора большое место.

На рассматриваемой фреске изображен скорее всего юный Давид, убивающий великана Голиафа. Так иносказательно художники стремились отразить важные политические события в жизни Северо-Восточной Руси накануне вторжения на нее полчищ монгольских завоевателей, веря в победу русского народа.

До начала XV века собор стоял в запустении. Лишь в 1408 году повелением московского князя Василия Дмитриецича храм был вновь расписан гениальным живописцем Древней Руси Андреем Рублевым с его старшим товарищем Даниилом Черным и их. учениками.

Обзор этой удивительной живописи лучше начать со сцены «Страшного суда», расположенной в западной части собора, в центральном нефе под хорами. Это наиболее сохранившаяся и наиболее доступная рассмотрению фреска Андрея Рублева.

Композиция расположена в коробовом своде. Перед художниками стояла задача связать живопись с архитектурой, и они с этим успешно справились. Фигуры не заключены в жесткие рамки, как это было в XII веке, а расположены свободно, их контуры как бы вторят архитектурным членениям. Композиции плавно перетекают с одной плоскости на другую, обступая зрителя со всех сторон. Легкие фигуры словно стелются поверх стен, не нарушая их архитектоники.

В зените свода — изображение Христа Вседержителя и круглом ореоле из многокрылых серафимов. Его правая рука указывает на праведников, левая — на грешников. Это композиционный центр всей сцены. С южной стороны, на малом коробовом своде, развернуто изображение шествия с рай и сам рай; а с северной, тоже на малом коробовом своде, некогда было изображение ада и адских мучений (не сохранились).

Над головой Христа два парящих ангела сворачивают длинную завесу небес с изображенными на ней солнцем, .пуной и звездами, что означает окончание земной жизни. Рядом, в зените восточной арки, прилегающей к своду, в круглом медальоне изображены символы четырех царств в виде апокалипсических зверей. Крылатый лев олицетворяет Римское царство, крылатый барс — Македонское, медведь— Вавилонское, рогатый зверь с змеиным хвостом — Антихристово. Этим царствам должен прийти конец, а на их место вступит царство добра — таков подтекст этой композиции.

Прямую смысловую связь с данной сценой имеет изображение стоящего ангела с припавшим к земле пророком Даниилом, расположенное на северной грани этой же, арки. Оно повествует о предсказании пророком небесного суда.

В центре западной стены, под сводом, — главный престол суда («престол уготованный») с лежащими на нем атрибутами суда: книгой людских деяний, шестиконечным крестом, карающим копьем и весами, определяющими степень добра и зла, сотворенных людьми. В судный день этот престол должен занять Христос, который находится рядом и готов вступить на него, чтобы начать суд. К престолу припадают первые люди земли Адам и Ева, здесь же богоматерь и Иоанн Креститель в роли заступников человеческого рода, далее — ангелы. Композицию завершают фигуры восседающих на тронах апостолов Петра (слева) и Павла (справа), каждый из которых возглавляет группу из пяти апостолов — судей с ангелами, расположенных уже на склонах свода. Тем самым создается впечатление непрерывности и одновременности происходящего.

На северном склоне свода, за апостолом Павлом-, изображены апостолы Матфей, Лука, Марк, Андрей (они опознаются по надписям на книгах, которые у них в руках) и еще один неизвестный апостол, расположенный на северном склоне восточной арки (Филипп?). На южном склоне, за апостолом Петром — Иоанн, Симон, Варфоломей и два неизвестных апостола (Иаков и Фома?).

Позы апостолов торжественны и величавы. Изящество и отточенность форм и линий придают им спокойствие и отрешенность от всего земного. .Утонченные лики ангелов полны грации и светлой грусти. Это, пожалуй, самые прекрасные образы Рублева в росписях «Страшного суда».

Тем же очарованием пленяют и трубящие ангелы, которых художник поместил на западной арке. Один из них трубит в землю, другой — в небо, созывая живых и мертвых на суд. Но ангелы не кажутся грозными, их взгляды полны ‘нобви к людям и изумлены предстоящим. Особой нежностью лика и изысканностью позы отличается ангел на южном склоне этой арки.

На зов трубящих ангелов откликаются Земля и Море, которые отдают своих мертвецов. Эта сцена представлена рядом, над проходной аркой в южный неф. Земля и Море представлены в виде женских фигур с гробом и кораблем.

Выше над трубящими ангелами — два медальона, в которых изображены пророки Давид и Исайя. В вершине арки—»Души праведных в руце божией», представленные в ипде одетых в белые рубашки младенцев, зажатых в руке.

Само шествие праведников в рай начинается на южной | рани восточной арки с изображения праведных жен. В их пицах много душевной простоты, женского обаяния и мягкости. Их типы — сугубо русские, взгляды — ясные и открытые, полны надежды и ожидания.

Мы закончили осмотр фресок в центральном нефе под хорами. Теперь, следуя замыслу художника, нужно пройти н рядом расположенный южный неф, где изображен рай. Проходя под аркой, обратим внимание на росписи столбов. Здесь представлено «Шествие праведных мужей» (святителем»!, пророков, царей, мучеников). Оно продолжается и на северном склоне свода южного нефа. Здесь помещено начало шествия праведников.

Процессию возглавляют апостолы Петр и Павел. Их лица обращены к идущей за ними толпе, а жесты рук укапывают на врата рая. В отличие от росписей центрального нефа,, здесь все проникнуто бурной динамикой и движением. Апостолы представлены в стремительном порыве, их лики взволнованы значительностью предстоящего. Это душевное состояние передается и всем остальным участникам процессии. Трепет и решительность, изумление и страстность, смятение и желание помочь людям — таков диапазон эмоционального настроя многоликой толпы, движимой единым стремлением вперед.

На западной стене под сводом — врата рая, охраняемые херувимами с огненным мечом, далее — райские купи и благоразумный разбойник с крестом в руке, первым по павший в рай.

Сцена рая продолжается и на южном склоне’свода, где представлено «Лоно Авраамово» с сидящими в райском саду праотцами Авраамом, Исааком и Иаковым. За пазухой у Авраама — младенцы, олицетворяющие души праведных, а рядом — фигурки мальчиков, стоящих в белых рубашонках, тоже представляющие праведные души, но ждущие очереди в лоно Авраама.

На восточной стене под сводом — богоматерь с предстоящими ангелами. Она сидит на престоле и как бы благословляет находящихся в раю.

На арках южного нефа — изображения бородатых отшельников: на восточной — Антония Великого и Саввы Освященного, на южной — Макария Египетского и Онуфрия. Их взоры устремлены на шествующих в рай праведников. Тем самым росписи южного нефа на тему рая получают смысловую и композиционную завершенность.

Помимо сцен «Страшного суда» фрагменты живописи 1408 года сохранились и в других местах собора. Пройдем вновь в его центральную часть. Здесь, на юго-западном подкупольном столбе, сохранились фрески с изображением юного воина в латах и князя Владимира в плаще, а также красивое орнаментальное полотенце.

Если теперь взглянуть вверх, в подкупольную часть собора, то можно увидеть здесь остатки великолепных композиций Рублева: в северном люнете — «Преображение», в южном — «Сошествие святого духа», а в западном, над хорами,— «Введение в храм». Остальная часть росписей Рублева находится в труднодоступной для обозрения зоне: на столбах за иконостасом и в алтарной части.

Основное достоинство росписей Андрея Рублева.состоит в их особом характере передачи образов, в особой манере письма.

Фигуры изображенных святых в сцене «Страшного суда» наделены чисто человеческими чертами и покоряют своей душевностью и добротой. В них нет ничего аскетического и устрашающего. В их взглядах, направленных на зрителя, сквозит доверие и любовь к людям. Вопреки церковным канонам здесь царит настроение светлой радости. Персонажи преисполнены духовной стойкости и жизненной мудрости.

Силуэты фигур очень мягки и плавны. Изяществом и грацией отмечены позы и жесты изображенных. Композиции отличаются гармонической завершенностью и классической ясностью.

Особо пленителен колорит росписей, восхищающий зрителя до сих пор. Он поражает не обилием и яркостью красок, а своей нежностью и мелодичностью.

Фрески Рублева во Владимире —выдающееся произведение древнерусского искусства, отразившее в высоко-поэтических образах необычайный духовный подъем русского народа после победы на Куликовом поле.

Чтобы иметь полное представление о деятельности Рублева в. соборе, нужно представить себе, что им был создан еще и иконостас. Он располагался на месте существующего ныне. Иконы в нем были установлены в специальных пазах деревянных брусьев-тябл, укрепленных между алтарными столбами. В иконостасе насчитывалось 83 иконы, помещенных в четыре яруса. По тому времени он был самым большим.

Рублевский иконостас просуществовал до 1773 года, когда по указу Екатерины II вместо него был создан новый. Часть древних икон тогда продали крестьянам села Васильевского Шуйского уезда. Они были обнаружены’в 1918 году академиком И. Э. Грабарем, а в 1923 году 27 икон вывезли в Москву. В настоящее время часть икон Рублева находится в Третьяковской галерее в Москве, а часть — в Русском музее в Ленинграде.

Во Владимирском музее хранится одна икона кисти Рублева — «Владимирская богоматерь». Она написана им взамен прославленной «Владимирской богоматери» XII века. В 1480 году московские князья окончательно перенесли реликвию Владимирской земли в Москву. Во владимирском Успенском соборе осталась рублевская копия, которая находилась здесь до 1944 года (ныне — в музее).

Росписи и иконостас собора, созданные Рублевым, составляли некогда изумительный по своему единству художественный ансамбль.

В 1774 году взамен рублевского был сооружен новый иконостас в стиле пышного елизаветинского барокко. Подрядчиками при его возведении были осташковские купцы — братья Степан и Калистрат Бочкаревы. Создавался иконостас под руководством резчика Алексея Дмитриева и столяра Никиты Серегина.

Иконостас вызолочен по полименту червонным золотом мастером Семеном Золотовым и имел первоначально изумрудный фон, для чего по серебру красили венецианской ярью. Это производило огромное впечатление.

Иконостас представляет собою грандиозное архитектурное сооружение высотой свыше 20 метров. Он имеет трехъярусное пирамидальное построение. По горизонтали членится профилированными поясами — тягами с карнизами большого выноса, а по вертикали — разнообразными колонками и пилястрами с коринфскими капителями, между которыми в резных рамках и фигурных картушах затейливого очертания расположены иконы.

Завершается иконостас горельефным изображением Саваофа в центре и восьмью крупными скульптурами ангелов, увенчивающими композицию по сторонам.

Большим художественным достоинством отмечены резные царские врата с изображением «Благовещения».

Основными мотивами резьбы’являются листья аканфа, цветочные гирлянды из роз и тюльпанов, плоды граната и винограда, причудливые раковины и волюты.

Сочная, энергично переданная резьба очень объемна и почти отрывается от фона. В результате создается сильная игра света и тени, дополненная бликами золота. Искусство барокко нашло здесь полнокровное выражение.

Иконостас включает в себя 123 иконы, найисанные масляными красками на липовых досках талантливыми мастерами владимирского архиерейского дома Михаилом Мат-пеевым и Яковом Серегиным.

Выйдя из собора, обратим внимание на стройную колокольню. Она сооружена в 1810 году на месте шатровой колокольни XVII века, разрушенной молнией в 1806 году. Новая колокольня представляет собою величественное четырехъярусное сооружение, имеющее в основании четыре угловых столба с арочными проемами (ныне заложены) и завершающееся высоким золоченым шпилем. Выполнена в формах классицизма с использованием элементов готики и является великолепным примером русской архитектуры эпохи романтизма.

В 1862 году по проекту архитектора Н. А. Артлебена между колокольней и Успенским собором был построен теплый Георгиевский придел, который с.севера слился с нижним ярусом колокольни. Это пятинефное, крестообразное в плане, многостолпное сооружение, перекрытое крестовыми сводами. В убранстве его фасадов использованы мотивы древнего владимиро-суздальского зодчества.

Отойдя от собора, взглянем на него еще раз. Занимая самую высокую отметку холма, он вызывает сильное впечатление своей мощью и слитностью с рельефом, своей истинно эпической величавостью. Недаром итальянец Аристотель Фиораванти приезжал сюда посмотреть на него, прежде чем приступить к постройке Успенского собора в Московском Кремле. Владимирский собор долго служил образцом для русских зодчих.

К северо-востоку от собора, почти на бровке холма, поставлено длинное трехэтажное здание Присутственных мест.

Оно построено в 1785—1789 годах по проекту известного русского архитектора К. И. Бланка, автора дворца Шереметева в усадьбе Кусково под Москвой. Внешний облик’ здания решен в строгих формах классицизма и не лишен определенной-выразительности.

Источник: А.И. Скворцов, Л.П. Строгова, О.А. Шагова — Владимир. Путеводитель-справочник, 1984 г.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *