ВИА де ла роса в иерусалиме

Сколько остановок у Скорбного Пути? Виа Долороса

Дорога наша начнется с того места, где прежде возвышалась Антониева Башня, а ныне двор мусульманского медресе Омария, где Иисус был судим и приговорен Понтием Пилатом к смерти, и завершится в Церкви Гроба Господня.

Остановка Осуждения. Первая из остановок находится в преториуме (во дворе) правосудия на территории Антониевой Башни, где Иисус предстал перед Понтием Пилатом. С одной стороны двора стоит церковь Осуждения. В ней находится уникальная скульптура, изображающая Понтия Пилата, умывающего руки после осуждения Иисуса Христа, показывающего тем самым отказ от ответственности за смерть Христа. «Тогда Пилат, желая сделать угодное народу, отпустил им Варраву, а Иисуса, бив, предал на распятие. А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию, и собрали весь полк». (Марк 15: 15−16).

Остановка Принятия Креста. Здесь стоит скромная Часовня Бичевания, на потолке которой изображен Терновый венец. Здесь, на этом месте «одели его в багряницу и, сплевши терновый венец, возложили на Него». Перед часовней находится то место, где Иисус принял крест. Чуть далее находилась арка, через которую Пилат вывел Иисуса к толпе со словами «Се человек» (Ecce Homo). «Тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице. И сказал им Пилат: «се, Человек!» — Иоанн 19:5). Фрагмент этой арки сохранился в стене Часовни Ecce Homo, как и фрагменты мостовой Литостратоса. Мостовая сложена из неровных булыжников, на одном из которых сохранилась высеченная таблица для азартной игры, называемой Игрой Царей. Римские легионеры на этом самом месте разыгрывали одежды приговоренных к смертной казни. Здесь они «делили одежды Его, бросая жребий, кому что взять» (Марк 15: 24).

Остановка Первого Падения. На этом месте находится Польская Часовня. Скульптуры внутри и снаружи изображают первое падение Иисуса. Построена часовня польскими солдатами, попавшими в Иерусалим во время Второй мировой войны с тем, чтобы произнести слова плача по Иисусу: «утешающий, способный облегчить мою душу, далеко от меня».

Остановка Встречи с Матерью. Это событие не описано ни в одном из евангелий, но оно увековечено традицией. На этом месте в знак памяти установлена Церковь Скорбящей Матери. Внутри церкви — византийская мозаика, изображающая два отпечатка ступней, повернутых на северо-запад. Считается, что на этом месте стояла Мария, взирая на страдания своего сына.

Остановка Симеона Кириенского. Здесь вышел из толпы человек по имени Симеон из Кириен и потребовал от легионеров дать ему нести крест вместо Иисуса. Евангелие только единственный раз говорит о Симеоне, однако известно, что сыновья его, Александр и Руфус, упоминаются евангелистом Марком как члены ранней христианской общины Иерусалима.

Остановка Вероники. В 80 шагах от остановки Симеона расположена Армянская церковь, внутри которой находится фрагмент колонны, у которой Вероника отерла лицо Иисуса своим платом. Теперь этот плат, с отпечатанным изображением Спасителя, находится в Соборе Св. Петра в Риме. Традиция утверждает, что эта милосердная и смелая женщина являлась той, кого упоминает евангелист Матфей (9:21) в качестве излечившейся от прикосновения к одеждам Иисуса.

Остановка Второго Падения. Здесь дорога ведет в гору. Справа от алтаря возвышается римская колонна, у которой Иисус снова падает. Поднимаемся на несколько шагов выше и останавливаемся у небольшого латинского креста, высеченного в камне на стене. Рядом с крестом высечено греческое слово NIKA. Это место называется Остановкой Дщерей Иерусалимских. На этом месте Иисус утешал плачущих по нему женщин: «Дщери иерусалимские! Не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и о детях ваших!» (Лука 23: 27−28). Девятая по счету святыня — Остановка Третьего Падения. Она находится за воротами коптского патриархата и отмечена колонной, у которой упал Иисус, поднявшись на вершину Голгофы.

Остальные 5 святынь находятся уже в храме Гроба Господня, сооруженного на месте вершины Голгофы, где Иисус и был распят на кресте. На входе в Храм находится Остановка Разоблачения, где установлена маленькая Часовня Разоблачения — на этом месте с Иисуса сорвали одежду перед распятием на кресте. Далее следует Остановка Пригвождения. Мозаика над алтарем изображает Иисуса пригвожденным к кресту, обозреваемым праведниками. Слева от мозаики находится небольшой алтарь Богоматери Скорбящей и скульптура Богоматери с пронзенным сердцем.

Остановка Смерти на Кресте. Место, где стоял крест Иисуса, отмечено серебряным диском под алтарем, а диски черного мрамора по обе стороны отмечают места двух других крестов. «Иисус же, возопив громким голосом, испустил дух. И вот завеса в храме раздралась надвое, сверху до низу; и земля потряслась; и камни расселись» (Матфей 27: 50−51). Справа от часовни находится камень с трещиной, а сама трещина уходит вниз в часовню Адама. По традиции считается, что это кровь Христова, пролившаяся на голову первого грешника рода человеческого. Поэтому у подножия креста изображается череп Адама.

Остановка Снятия с Креста. Когда тело было снято с креста, оно было уложено на Камень Помазания или Камень Соборования. Его называют также Мироточащим. Здесь покоилось тело Христа до погребения.

И, наконец, последняя остановка — Положение во гроб. Сегодня подземная гробница, приготовленная Иосифом Аримафейским для погребения Иисуса, считается усыпальницей Христа. Над гробницей сооружены два помещения: внешнее помещение называется Часовней Ангела. Часовенка поменьше и является сердцем Храма Гроба Господня. Именно здесь пребывало тело Иисуса Христа между вечером пятницы и рассветом воскресенья. Покрыто это место белоснежной мраморной плитой. Этот могильный камень является величайшей святыней всего христианского мира. Преклоним и мы колена у этого святого места. Аминь.


Вот и окончено наше виртуальное паломничество. Мне остается только пожелать всем, кто чтит эти святыни, осуществить реальное. И надеюсь, мой короткий рассказ поможет вам не пропустить ни одной остановки, дорогой сердцу каждого верующего человека..

Теги: христианство, паломничество, Иисус Христос, достопримечательности, память, история

Путь Скорби (Via Dolorosa), Иерусалим. В Старом городе Иерусалима есть улица, по которой свои последние шаги делал Иисус Христос, неся тяжелое распятие. Маршрут этот имеет длину всего в 250 метров.Узкая извилистая улица длиной 600 метров, вымощенная белым камнем и истертая подошвами ботинок миллионов паломников, – это и есть священный для всего христианского мира Крестный, или Страстной путь, по которому шел на Голгофу Иисус Христос. На протяжении веков улица значительно изменилась. Археологические исследования показывают, что ранний Путь Скорби на западном холме имел гораздо более реалистичные черты. Тем не менее в Иерусалим постоянно едут паломники и проходят тем же путем, что когда-то преодолел страдающий Иисус.
На Виа Долороза расположено 9 из 14 стояний Крестного пути Христа, часть из них упомянута в Евангелии. Еще 5 стояний находятся на территории Храма Гроба Господня.
Фото 1. Виа Долороса начинается в мусульманском квартале возле ворот святого Стефана, или Львиных ворот в Старом городе Иерусалима у ворот мусульманской религиозной школы Эль-Омария.

Фото 2.

Фото 3. Первая станция — это место, где Иисус был приговорен к казни Понтием Пилатом.
Когда-то здесь, на территории башни Антония, находилась резиденция римского прокуратора (преториум), где проводились суды над обвиняемыми. В настоящее время от башни Антония ничего не осталось и на ее месте находится женский католический монастырь Сестер Сиона. В его дворе находятся две часовни: Осуждения и Бичевания. Часовня Осуждения воздвигнута над местом осуждения Христа. Плиты пола сохранились с тех времен.

Фото 4. Второй станцией Виа Долороса считается церковь Бичевания. Здесь Иисус подвергся бичеванию, здесь его одели в багряную плащаницу, возложили терновый венец и здесь он принял крест. Купол часовни Бичевания украшает мозаичный терновый венец.
От монастыря через улицу Виа Долороса перекинута арка Ecce homo. Сюда Понтий Пилат вывел осужденного Иисуса и показал толпе со словами «Се человек!»

Фото 5. Третья остановка Крестного пути — место первого падения Иисуса.
Это место отмечено небольшой католической часовней, построенной на деньги польских солдат после Второй мировой войны. Рельеф над дверью часовни изображает Христа, изнемогающего под тяжестью своей ноши.

Фото 6. Если пройти чуть дальше по улице Виа Долороса, то мы подходим к четвертой остановке — встреча с Матерью. Это событие, как и предыдущее, не описано ни в одном Евангелие, но увековечено традицией. Отсюда Дева Мария, обогнав процессию, наблюдала за страданиями своего сына. Место отмечено армянской католической церковью Богоматери Великомученницы. Над входом барельеф, изображающий встречу.

Фото 7. На углу улицы Виа Долороса и Эль-Вад — пятая остановка Крестного пути.
В этом месте солдаты римской охраны, раздраженные медленным продвижением своего пленника, заставили Симона Киринеянина нести крест вместо Иисуса. Это место отмечено францисканской часовней, а справа в стене виден камень с углублением, который считается следом от руки Иисуса, опершегося о стену, освободившись от креста.

Фото 8. Шестая станция Скорбного пути — встреча с Вероникой.
Когда Иисус проходил здесь, она вышла ему навстречу и отерла его лицо своим платком, смоченным в холодной воде. В связи с этим церковь причислила ее к лику святых. На платке отпечатался лик Христа, Спас Нерукотворный, который впоследствии творил чудеса и сейчас находится в Соборе Святого Петра в Риме. Шестая остановка отмечена часовней святой Вероники, а кусок колонны, вмурованный в стену, обозначает место, где предположительно находился дом Вероники.

Фото 9. Седьмая остановка — второе падение Иисуса.
Дальше улица Виа Долороса пересекается с шумной базарной улицей Сукхан эз Зайн. Место, где Иисус упал во второй раз, отмечено остатком колонны, а рядом распологается францисканская часовня.
Традиция определяет, что выходя из города, Иисус споткнулся о порог Судных врат. Через эти ворота выводили из города осужденных на казнь. Судными они назывались потому, что перед ними приговоренному в последний раз зачитывался приговор, после чего он уже не подлежал обжалованию. В результате раскопок были обнаружены плиты Порога Судных Врат, которые вы сможете увидеть недалеко отсюда в Александровском подворье. Это место принадлежит России
Фото 10. По очень узкой улочке подходим к восьмой станции Виа Долороса — обращение Иисуса Христа к дщерям Иерусалимским.
За Иисусом шло множество народа и он обратился к женщинам, оплакивающим его : «Не по мне плачьте, дщери Иерусалимские, а по себе и своим детям», тем самым предсказывая скорое разрушение Иерусалима. Здесь находится часовня святого Харлампия, а на стене камень с латинским крестом и надписью NIKA, который и символизирует восьмую остановку.
Фото 11. Девятая станция — место третьего падения Христа.
Здесь придется немного отклониться от маршрута, т.к. дорога застроена зданиями. У входа в эфиопский монастырь находится колонна, обозначающая девятую остановку и третье падение Христа, отсюда он увидел Голгофу.
Фото 12. Остальные пять станций Виа Долороса находятся в Храме Гроба Господня.
Десятая станция — снятие одежд.
На входе в Храм находится часовня Разоблачения (Предел Деления Риз), где с Иисуса сорвали одежду перед распятием.
Фото 13. Одиннадцатая станция — прибитие к кресту.
Это место обозначено алтарем. Над алтарем изображен Иисус, пригвожденный к кресту.
Фото 14. Двенадцатая станция — смерть на кресте.
Место, где стоял крест, отмечено серебряным диском под алтарем. Здесь же, через отверстие, можно прикоснуться к вершине Голгофы.
Фото 15. Тринадцатая станция — снятие с креста.
Место, где лежало тело Христа, обозначено латинским алтарем. Под стеклом деревянная статуя Скорбящей Девы с дарами паломников. Здесь написаны слова «Stabat Mater dolorosa» — «Мать скорбящая стояла». Тело Христа было уложено Иосифом и Никодимом на камень миропомазания для умащивания благовониями перед захоронением.
Фото 16. Четырнадцатая остановка — положение во гроб.
Над Гробом Господним установлена кувуклия (более подробно вы можете почитать здесь). Тут Иосиф Аримафейский кладет тело Иисуса в склеп, а римляне закрывают вход огромным камнем. Здесь же и произошло воскрешение.
Фото 17.
http://www.erusalim.ru/viadolorosa.html источник
Оформлено с помощью «Обрамлятора»

Система святых мест

Между евангельскими событиями и моментом, когда началось их почитание, прошел большой срок – лет триста. Когда император Константин I Великий задумал создать систему почитания мест, в которых разворачивались события, описанные в евангелиях, Иерусалим… уже не существовал. Его место занимал римский город Элия Капитолина, куда вход евреям был запрещен. В этом случае очень трудно говорить, что кто-то что-то помнил.

Эта «мелочь» не помешала Константину справиться с поставленной задачей: он же император, все-таки, что сказал, то и правда.

Элия, сохранив свою конфигурацию и планировку, потихоньку, без официального переименования стала Иерусалимом. Одна за другой в этом городе стали появляться церкви, посвященные разным эпизодам Нового Завета. Вместе они составили гигантскую декорацию для спектакля на сюжет Евангелия.

При этом, особого почитания маршрута движения Иисуса от суда до могилы не существовало.

Но этим дело не ограничилось – рядом с этой системой святых мест возникла еще одна, посвященная матери Иисуса, деве Марии. К концу VI века обе системы были завершены. К моменту захвата Иерусалима крестоносцами обе системы оказались полностью уничтожены. Большинство церквей были разрушены. До них дошла только главная из них, церковь Воскресения (которую католики называли латинским словом Сепулхра – Гроб Господень), но и она была уже не той, что во времена Византии.

Новые хозяева вынуждены были создавать систему евангельских святых мест почти с нуля. В каких-то случаях они опирались на прежнюю традицию, которая дошла до них в виде руин на местах и письменных воспоминаний паломников прежних столетий. В других они действовали самостоятельно и выдвигали собственные версии.

За 88 лет своей власти крестоносцы создали свой вариант декораций к Новому Завету. Цельный, законченный, убедительный. И в нем тоже не было особого почитания маршрута следования Иисуса от суда до могилы!

Но все-таки, первый шаг в этом направлении был сделан. Незаметный, на первых порах.

Тамплиеры

Этот орден был создан в знак преемственности к великим библейским царям, Давиду и Соломону. Его родиной и главной базой стала Храмовая гора с возведенными на ней мусульманскими постройками, куполом Скалы и мечетью Аль-Акса. Теперь первое из этих зданий стало церковью Храма, а второе – церковью Соломона и общежитием братьев ордена.

В прежние времена христиане не видели Храмовую гору в упор, не воспринимали ее ценности. Теперь же тамплиерам стало важно провести через нее поток паломников. Они воспользовались Воротами Милосердия, которые поставил император Ираклий для возвращения в Иерусалим Честного Креста, незадолго до того похищенного персами.

Эти ворота были обращены к Масличной горе, на вершине которой начинались шествия Страстной недели. Более того, они находились точно напротив Гефсиманской церкви, отмечавшей место ареста Иисуса, и через них проходила прямая линия, соединявшая ее с церковью Гроба Господня.

Тамплиеры распечатали Ворота Милосердия, которые до них замуровали мусульмане. С противоположной стороны, обращенной к городу, в начале улицы. ведущей к церкви Гроба Господня они построили Ворота Страданий (Порто Долороза). Они находились на месте нынешних Железных ворот, и от их изначальной архитектуры не осталось и следа. Увы…

Францисканцы

Через сорок с лишним лет после полного изгнания крестоносцев со Святой Земли в Иерусалиме появились монахи-францисканцы. Нищенствующие, безоружные, готовые подчиняться всем ограничениям, которые накладывал на них ислам, и способные, при этом, платить все требуемые налоги, они были приняты местными властями. И остались здесь навсегда.

Они восстановили практику шествий Страстной недели по уже сложившемуся маршруту. Но теперь пройти через Храмовую гору было невозможно – мусульмане опять замуровали Ворота Милосердия. Францисканцам ничего не оставалось, как обходить ее с северной стороны.

Новый маршрут проходил мимо строящегося дворца градоначальника Иерусалима (сейчас это школа Эль Умария). Они знали, что во времена Иисуса на этом месте была крепость Антония. О том, что в те годы в ней находился римский гарнизон, говорится в «Деяниях святых Апостолов» – ведь его солдаты спасли апостола Павла от побиения камнями возмущенной толпой.

Так почему же францисканцам было не предположить, что, именно, в этой крепости Пилат разместил свою преторию, где вынес приговор Иисусу? Вот они и предположили. Только, в отличие от науки, которая начинается с сомнений, религия все знает совершенно точно. А тут еще и Римский папа дал ордену св. Франциска почетное право быть хранителем Святой Земли (Кустодием Терра Санта). Значит, что францисканцы решат, где что было, то и правда.

Маршрут и остановки Виа Долороза

Конечная точка «Крестного пути» была известна с самого начала – это церковь гроба Господня с Голгофой и святой Могилой.

В разные времена в Иерусалиме был «Дом Пилата». В византийскую эпоху и при крестоносцах его адреса не совпадали. В любом случае, эти места нам точно не известны, имеется несколько версий. При этом, в обоих случаях почитания «Крестного пути» не было.

В XIV в. францисканцы определились: Пилат устроил свою преторию в крепости Антония. С момента появления начала возник и весь маршрут. Его средняя часть прошла по улицам Элии Капитолины (уже ставшей Иерусалимом), рисунок которых не изменился до сего дня.

Вскоре францисканцам стало ясно, что просто пройти по этому пути – мало. Нужно, непременно, останавливаться по дороге и в особых молитвах и песнопениях проживать его отдельные этапы. Ведь, именно, такие остановки и локальные службы могут создать духовное напряжение, которое было конечной целью долгого действа.

Таких эпизодов в евангелиях совсем немного. Поэтому, на первых порах, число остановок было небольшим. Но само появление этого маршрута, который назвали Виа Долороза, стало толчком к религиозному творчеству. В Западной Европе существовало множество различных легенд о страданиях Иисуса – они стали «кристаллизоваться» в тех или иных пунктах этого пути.

В какой-то момент остановок стало слишком много. Возможно, францисканцы ощутили, что в этом деле нужен какой-то оптимум. И после некоторых колебаний их количество остановилось на красивом числе 14. Это два раза по семь, что само по себе хорошо. В родословной Иисуса по Матфею это число повторяется трижды – столько поколений прошло от Авраама до Давида, от Давида до вавилонского пленения и от Вавилона до Христа. И оно было канонизировано в XVII в.

Сегодня главным атрибутом внутреннего убранства католической церкви являются отметки 14 остановок Виа Долороза, хотя бы, в виде римских цифр. Если вы их на стенах не найдете, значит, попали в гости к кому-нибудь из протестантов.

Остановка номер 1: суд Пилата

Сегодня все остановки, расположенные в городе (с Первой по Девятую), отмечены стандартными металлическими кругами с римскими цифрами.

Первая из них находится на стене школы Эль Умария. Считается, что здесь. в крепости Антония, находилась претория Пилата, к которой толпа привела Иисуса для суда и расправы. Здесь наместник вынес ему приговор. Поэтому ее называют «Осуждение».

Вторая – это двор перед преторией, в котором собралась толпа противников Иисуса, требовавших его распятия. Здесь Пилат попытался воспользоваться «праздничной привилегией» и освободить одного из двух осужденных. Он предложил дать свободу Иисусу, но толпа предпочла ему Варраву. После недолгих пререканий наместник проявил слабину и уступил крикунам. В других известных нам случаях он плевать на толпу хотел, а здесь как-то сломался.

В евангелии от Матфея он еще и проигнорировал просьбу жены о помиловании Иисуса. У Луки мнение Пилата в невиновности Иисуса поддержал еще и тетрарх (четвертовластник) Ирод. Но и это не помогло. Ну, вымыл руки, показав, что не виноват – кому стало легче от самооправдания наместником собственного бессилия? Не видел вины Иисуса, не хотел его казнить, но сломался. И приказал, для начала, его бичевать. А дальше уже солдаты сами издевались над ним, как над царем.

Местом всех этих событий принимается двор францисканского монастыря с двумя церквами – Бичевания и Осуждения. Недавно к ним прибавилось еще и свето-музыкальное представление в мрачноватых сводчатых помещениях монастыря.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *